Забота о здоровье ребенка – одна из важнейших дел для родителей. В современном мире все больше людей предпочитают заниматься лечением и профилактикой заболеваний вместо посещения врача. Обучение ребенка базовым принципам заботы о здоровье начинается с раннего детства.
Ранние прививки и активное противодействие болезням являются основными элементами здорового образа жизни. Ребенок должен понимать, что прививки и профилактика заболеваний необходимы для его здоровья. Родители могут помочь ребенку понять это, объяснив ему, почему прививки и профилактика важны.
Учить ребенка заботиться о здоровье можно и другими способами. Важно научить ребенка правильно питаться, практиковать правильную гигиену и правильно отдыхать. Родители могут показать ребенку правильные привычки питания, дать ему правильное питание и помочь ему придерживаться его. Кроме того, важно научить ребенка правильно отдыхать, чтобы он не переутомлялся.
Родители могут привить ребенку здоровый образ жизни, постараясь применять правильные принципы здорового питания и отдыха. Они также могут объяснить ребенку, почему прививки и профилактика заболеваний важны для здоровья. Если ребенок понимает, почему забота о здоровье важна, он будет более мотивирован брать за нее ответственность.
Воспитываем личность: 10 способов помочь ребенку поверить в себя
Многие родители задаются вопросом, как помочь ребенку сформировать адекватную самооценку и при этом не переусердствовать.
Обычная, знакомая всем нам, похвала – не единственный способ помочь ребенку поверить в себя. О других эффективных способах рассказываем в этом материале.
Напоминайте, что ваша любовь безусловна
Ключевое правило в воспитании счастливого ребенка – любовь родителей. При чем, безусловная и бескорыстная. Ребенок должен знать, что вы любите его просто так – не за достижения или оценки. Важно поддерживать ребенка, демонстрировать ему свою любовь и говорить о неудачах, объясняя, что это часть нашей жизни.
Помогите ребенку достигать своих целей
С самого детства ребенок должен достигать своих целей, даже если на пути есть преграды. Но родители должны помогать ему в этом и корректировать цели в соответствии с возрастом и возможностями ребенка. Например, если у ребенка плохо с чтением в начальных классах, то нужно помочь ему достичь цели не с помощью учебника, а с книжек для дошкольников или сказок – того, что может его заинтересовать. Помните, что нереальные цели подрывают уверенность в себе и лишают желания преодолевать препятствия.
Расскажите об успехах ребенка другим людям
Сделайте так, чтобы ребенок мог «подслушать», как вы хвастаетесь его успехами. Вы будете удивлены, какое удовольствие он испытает, если вы будете хвалить его перед соседями, друзьями или учителями. Однако чтобы мотивировать ребенка, важно говорить только правду и не преувеличивать достижения.
Не перехваливайте
Чтобы у ребенка сформировалась адекватная самооценка, нельзя его перехваливать. Никто не говорит, что хвалить вредно, но всего должно быть в меру. Ребенок должен чувствовать родительскую поддержку и ощущение защищенности, однако чрезмерная похвала может снизить планку достижений – он просто перестанет практиковаться и начнет задирать нос. Для того чтобы ребенок поверил в себя, он должен доверять своим инстинктам и учиться методом проб и ошибок. В противном случае он начинает доверять лишь опыту родителей, а не своему собственному. Или, например, он столкнется с мнимой жестокостью мира, когда мама будет чрезмерно расхваливать его рисунок, который затем раскритикуют в художественной школе.
Научите доводить дело до конца
Ребенок должен учиться доводить дело до конца. Для этого родители должны убедиться, что, выполняя задание, ребенок доводит его до финального результата. Дело, доведенное до конца, дает ощущение успеха, а значит – повышает веру в себя. Экспериментируйте с разными заданиями, к которым ребенок проявляет интерес – видеоиграми, домиками из кубиков, пазлами и так далее.
Не расстраивайтесь из-за неудач ребенка
Многие родители очень огорчаются, когда их ребенок грустит из-за своих неудач. Но печалиться не стоит. Напротив, используйте неудачу, как инструмент для формирования важных навыков, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите ребенка не сдаваться и предпринимать новые попытки. Помогите ему научиться двигаться от неудачи к успеху.
Перестаньте бежать на помощь
Перестаньте спасать ребенка от неудач! Он должен знать, что значит успешный опыт решения проблемы. Например, если вы видите, как ваш ребенок вот-вот разольет сок, наливая его в стакан из тяжелого графина, не бегите на помощь. Он должен самостоятельно выйти из этой ситуации – взять бумажное полотенце и убрать все, что разлил. Перестаньте бежать на помощь, лучше – научите исправлять ситуацию.
Дайте свободу выбора
Дети должны видеть последствия своих собственных решений. Давайте ребенку свободу выбора, чтобы он мог научиться делать правильно, а не так, как сказали взрослые. Пусть принимает решения самостоятельно и несет ответственность за свой выбор. Не хочет одевать колготы на прогулку в холодный день – пусть идет без них. Замерзнет и поймет, что сделал неправильный выбор.
Разрешайте помогать по дому
Дайте ребенку возможность делать полезные вещи и вмиг повысите его самооценку. Дети должны знать, что их вклад ценят. Но для этого нужно разрешить ребенку помочь накрывать на стол, даже осознавая, что он может разбить тарелку. Даже самые маленькие дети могут помогать по дому – убирать свои игрушки, складывать вещи в шкаф или готовить еду под присмотром взрослых. Не лишайте их возможности формировать здоровую самооценку.
Наблюдайте
Родители должны уменьшить свое присутствие в жизни ребенка. Чрезмерную опеку и обеспокоенность лучше заменить на наблюдение. Позвольте ребенку делать выбор, принимать решение, рисковать, решать проблему и доводить дела до конца. Если вы лишите его практики, то вы лишите его тех важных навыков, которые помогут ему во взрослой жизни.
Как помочь ребёнку полюбить учёбу: 7 способов, которые работают
Многие родители задаются вопросом: «Как мотивировать ребёнка учиться?» Ответ многих разочарует: самая сильная и действенная мотивация всегда идёт изнутри, и мы не можем повлиять на внутренние побуждения другого человека. Но есть способы помочь ребёнку эту мотивацию развить и укрепить. Как это сделать, рассказывает психолог, эксперт по эмоциональному интеллекту Виктория Шиманская.
1. Интересуйтесь
Но не в формате «Что сегодня получил?» или «Как прошёл день?» (уверена, большинство детей ответят: «Нормально»). Задавайте правильные вопросы: «Какое самое интересное событие было в школе?», «Какой новый факт был самым любопытным сегодня на уроках?» Возможно, главным событием в школе окажется то, что ребёнок из окна класса увидел белку, — ну и прекрасно! И да, ваш интерес, конечно, должен быть искренним.
2. Визуализируйте
Сделайте трекеры успеха. Например, ваш школьник учит таблицу умножения: пусть это будет трекер с табличкой на 2, 3, 4 и так далее. Ребёнок будет видеть свой прогресс и отмечать все достижения. Также очень полезно визуализировать интересы ребёнка. Распечатайте его расписание (и не забудьте учесть не только уроки, но и перемены!) и каждый день после обсуждения школьных дел отмечайте, на каких уроках у ребёнка чаще всего происходят интересные события, какие новые знания его волнуют больше всего. И очень скоро вы увидите, какие предметы вызывают у него наибольший энтузиазм.
3. Помните: учебники — только начало
Ищите новые формы подачи информации. Ваш пятиклашка влюбился в рассказы о пирамидах или древнегреческих правителях после уроков истории? Отлично! Можно посмотреть на эту тему фильм или мультфильм. Сходить в музей, чтобы увидеть мумию своими глазами. Почитать мифы, собрать модель пирамиды, попробовать провести раскопки на даче — придумать можно что угодно! Конечно, углубляться так в тему по всем предметам не стоит — достаточно одного-двух (а понять, какие именно это предметы, поможет предыдущий пункт).
4. Избавьтесь от завышенных ожиданий
Вы могли быть отличником в школе и душой компании, а ваш ребёнок порой хватает тройки и предпочитает побыть один на перемене. Катастрофа! Стоп, нет. Ваш опыт — это ваш опыт. Выдохните. Свою школу вы уже окончили, а школьный опыт ребёнка может отличаться от вашего, и это нормально. Не надо «жить прошлым» — но и о будущем нужно тревожиться чуть меньше. Конечно, хочется распланировать всю жизнь ребёнка до 18/20/30 лет. Но выдохните еще раз. Всё может поменяться даже через год. То, что ваш ребёнок сейчас пошёл в музыкальную школу, не значит, что он в будущем станет студентом Гнесинки. Не надо давить на него тем, что он должен обязательно стать кем-то конкретным через 10–15 лет.
5. Стройте график работы и отдыха
Перерывы не менее важны, чем домашние задания и бесконечные кружки. А ещё, возможно, часть домашних заданий можно выполнять не сидя за столом, а во время прогулки, например. Можно идти из школы вместе и повторять таблицу умножения или правило на «жи-ши». А ещё не забывайте: суть не в том, чтобы, делая уроки, за 25 минут обязательно успеть выполнить условные 5–10 заданий. Система должна быть гибкой. Обратите внимание на то, какие задания даются школьнику легко, а какие требуют дополнительных усилий. Например, он быстро решает задачки по математике, а расставление запятых в упражнении по русскому требует больше времени. Исходя из этого и выстраивайте удобный график домашней работы и отдыха.
6. Не сравнивайте ребёнка с другими
«А вот Маша получила пятерку! А ты — тройку!» Знакомо, не правда ли? Сравнение обычно происходит потому, что родитель не умеет создать пространство для мотивации. А ведь сравнение — это фактически наказание, призыв «не будь собой», сообщение «такой, как ты сейчас, ты мне не нравишься». Ребёнок и правда может постараться в следующий раз ответить на уроке лучше Маши. Но не потому, что мотивирован, а потому, что он боится потерять любовь родителей. Ведь если он делает что-то хуже Маши — он плохой, он не достоин доброго отношения и принятия. Вместо сравнения лучше спросите у ребёнка, как он сам оценивает свой результат. Какого результата он хотел бы достичь? Что он сделал хорошо, а над чем еще стоит поработать? Как он будет выстраивать свою работу в следующий раз?
7. Хвалите правильно
Нет, слово «молодец» не самая подходящая похвала. Оно оценочно. В этот раз молодец, а в следующий вдруг нет? Лучшая похвала безоценочна. Например, ваш ребёнок принёс тетрадь с выполненными упражнениями. Ой, дату перепутал! И вот тут отступы неровные… Так и хочется взять красную ручку и подчеркнуть! Уберите её подальше и возьмите зелёную. И начинайте хвалить. «Ты справился с пятью упражнениями за 40 минут, а раньше за это время делал только три, ты начал лучше понимать эту тему. Правда, ты неправильно написал дату. Но зато запятые все на месте!» И так далее. Самое главное в этой похвале — то, что мы отмечаем и плюсы, и минусы, делаем это нейтрально и действительно уделяем внимание ребёнку. Не просто мельком глянули на тетрадь — и: «Да, молодец, иди играть», — а отнеслись серьёзно к его труду.
Медкарта в школу: нужна ли она — а заодно и другие справки — в 2022 году
В школе два класса объединяют в один: что делать, если родители против. Вы спрашиваете — «Мел» отвечает
Счётные палочки нужны? А пастель? Тест: что должно быть в рюкзаке у первоклассника
8 советов психолога, как вырастить уверенного в себе ребенка
«Мама, мне кажется, у меня не получится», — слышите вы от ребенка. Стараетесь убедить его в обратном, но в ответ малыш замыкается в себе. Как реагировать? В чем причина? Отсутствие веры в себя и нежелание проявлять инициативу, ведь единственно ожидаемый исход — неудача, а последствия — чувство вины за свои ошибки. Неуверенность в себе — бич современных детей, с которым можно и нужно работать. О том, как это сделать, рассказывает психолог, автор методики и социальных навыков детей « » Виктория Шиманская.
Уверьтесь в неуверенности
Большинство детей не догадываются о том, что они испытывают неуверенность. Недостаточно развитый эмоциональный интеллект не позволяет им осознать свою тревогу. Со стороны это выглядит как , плаксивость, отказы от любимых игр, еды и тому подобное. Родители относят такие «закидоны» к и оставляют попытки докопаться до причин. Хотя всем своим видом ребенок говорит: «Мне плохо, мне нужна ваша помощь!» Оставьте дела, посвятите время малышу и в подходящий момент постарайтесь выяснить, что же беспокоит его на самом деле.
Если вы убедились, что в корне проблем лежит низкая самооценка, будьте готовы — вам предстоит непростая, но неоценимая для будущего ребенка работа. Итак, начинаем!
Как воспитать уверенную в себе личность
Учитесь нести ответственность за свои решения. десерта в кафе, платья в примерочной, цвета лака для ногтей Приняли решение — уважайте и придерживайтесь его, без «А может быть, надо было…» Сначала будет непросто, но быстро войдет в привычку. Но если что-то пошло не так — невкусно, не понравился цвет или фасон — реагируйте спокойно, просто примите это как опыт.
Любите себя и будьте честными сами с собой. Постарайтесь минимизировать жизненные «У меня выбора нет», «Надо, значит, надо» — это привитые нам с детства которых никогда не поздно начать разрушать.
Прислушивайтесь к своим истинным желаниям — уверенность в себе при таком поведении формируется автоматически, вы больше не сомневаетесь в своих поступках, ведь это именно то, чего хотели вы сами.
Как часто вы говорите о своей любви? В моменты, когда вам не приходится иметь дело с негативными последствиями его поступков? Малыш решил попить воды из взрослого стакана, не удержал, уронил на пол. Мама торопится убрать лужу, отчитывая ребенка за неаккуратность.
Какой вывод созревает в сознании ребенка? «Проявил инициативу — совершил поступок — что-то пошло не так… Мама недовольна, наверное, я плохой!» В следующий раз ребенок не уверен, а стоит ли ему ввязываться в авантюру новых свершений, ведь печальный опыт повторять ох как не хочется!
Позвольте ребенку, , конечно, принимать решения самостоятельно, видеть последствия своих поступков и делать выводы. , принимайте его неудачи без критики — разбитый стакан, сломанный мелок, падение с велосипеда. Любите ребенка не только когда вам удобно рядом с ним, а в любой ситуации, безусловно.
Задача — осознать их, принять и устранить. В течение дня записывайте в специальный блокнот: критику, недоверие, сравнение, нетерпение, проявленные в отношении к малышу. По привычке брошенные фразы могут на корню к инициативе: «Ну что за каракули, нарисовал бы лучше машинку!», «Смотри, как Миша гоняет на велосипеде, а », «Сама построю эту башню, а то ты грохотом соседей перебудишь» — Придадут ли ребенку уверенности такие слова? Конечно, нет. Чтобы выработать в себе новую модель реагирования, можно использовать классическую технику «резинка на руке». Поймали себя на критике малыша — оттянули резинку. В подсознании отложится информация: «Чтобы не было боли — следи за языком». Привычки формируются не меньше месяца, запаситесь терпением.
Все ли они соответствуют возрасту? Часто вместе с горой ненужных игрушек растет и неуверенность в своих силах: «Не умею собирать кубики», « » —
Оставьте лишь несколько игрушек — те, с которыми не возникает проблем, — и 1−2 из тех, с которыми ребенку справиться тяжело. Теперь наблюдайте, что именно дается малышу с трудом. Возможно, набор «Лего» неинтересен ребенку не потому, что он не из последней коллекции, а потому, что он не понял, КАК соединять кубики друг с другом. Наберитесь терпения, объясните и покажите малышу, как одна деталь вставляется в другую. Нам задача кажется до смешного простой, а маленький человек сталкивается с ней впервые в жизни. Впоследствии усложняйте процесс — стройте небольшие дома, потом башни Принцип «от простого к сложному» — успех в простых задачах даст возможность поверить в свои силы и уверенно приступить к более трудным.
Практические шаги
Нарисуйте дерево. Пусть оно будет большим, с широкой кроной и длинными ветвями. Расположите его на стене в самой посещаемой части квартиры — отныне это предмет большой гордости! Расскажите, что дерево — плодоносящее, а плоды — это достижения малыша. Фрукты подготовьте заранее из картона, подписывайте по мере появления успехов и торжественно приклеивайте на дерево. Важно: отмечайте любые ситуации, в которых преуспел ребенок, будь то приготовленный салат или победа на олимпиаде.
Сядьте друг напротив друга. Задача — закончить предложение, которое начинает родитель, одновременно перекатывая мяч малышу: «Я могу…», «Я научился…», «Я знаю, как…» На первый взгляд игра совсем простая, но задача у нее важная — помочь ребенку осознать сильные стороны своего характера, свои способности и умения.
В ней будут храниться вещи, связанные со значимыми событиями жизни ребенка, его успехами и свершениями. Важно, чтобы эти предметы одновременно выполняли функцию развития эмоционального интеллекта ребенка — тренировали органы чувств малыша. Звук колокольчика поможет вспомнить о первых школьных успехах, запах и вкус шоколадного печенья — о первом испеченном блюде, разглядывание фотоальбома , а перебирание пальчиками поделок и аппликаций — о творческих успехах!
Уверенный в себе человек принимает себя со всеми своими проявлениями и эмоциями — как позитивными, так и негативными. Помочь узнать себя настоящего, узнать свои истинные желания сможет Дневник эмоций, который вы презентуете ребенку в юношестве. Записывайте туда все события жизни малыша, его чувства, достижения — все то, что каждый день формирует его уникальную личность.
Учите ребенка жить в ладу со своими эмоциями. Осознание своих чувств, умение делиться ими с близкими, доверять их попыткам помочь — это уже 50% успеха на пути к уверенности в себе.