Все детишки спать должны: консультация для воспитателей и родителей

Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

Чем полезен тихий час для детей в детском саду?

Зачем нужен тихий час в детском саду? Обеденный сон очень важен для детей и нужен прежде всего для того, чтобы ребенок отдохнул. Поэтому для того, чтобы ребенок мог усвоить материал, ему важно отдыхать днем. Когда ребенок выспался ему все нравится, и он хорошо соблюдает режим. Практика показывает, что те, кто приучены к тихому часу, хорошо учатся и у них успеваемость в школе и обучение идет лучше, чем у тех, кто пренебрегал обеденным сном. Детский сон – важное составляющее здоровья и развития малыша. В детском саду — тихий час. Дети спят, и, кажется, что ничего не происходит. Но это только кажется. Не спит мозг. Во сне ребенок восстанавливает силы, набирается энергии, растет, нормализуется его психологическое состояние.

Детский мозг во сне продолжает обработку полученной за день информации, «фильтрует» негативные и позитивные впечатления, вбирает нужные для последующей деятельности сведения и «отправляет» их в память. Во время бодрствования на психику ребенка буквально обрушивается поток разнообразной информации — игры, занятия, общение. Мозг слишком занят текущей деятельностью, и просто не в силах сразу справиться с распределением всего вороха сведений и умений по «шкафчикам» долговременной памяти, поэтому «укладка» того, что нужно для будущего, происходит во сне.

Во время сна отдыхает весь организм, замедляются все жизненные функции: спокойнее работает сердце, реже делается дыхание, расслабляются мышцы. В норме с 3 лет ребенок спит один раз днем в течение 2—3 часов. С 5 лет ребенок должен спать не меньше 12 часов в сутки, с обязательным дневным отдыхом в течение 1,5 часов.

Для чего нужен тихий час в детском саду?

Сон влияет на психологическое воспитание ребенка. Если ребенок не выспится у него повышается нервозность. Особенно чувствительны к этому малыши от 3-х до 4,5-й лет. Если ребенок регулярно не высыпается и устает, это влияет также и на его умственное развитие. Именно поэтому тихий час для детей дошкольного возраста очень важен. Тихий час – это время тепла и покоя. Однако иногда он для некоторых детей превращается в настоящую пытку. Дети с трудом дожидаются окончания этого режимного момента. Взрослые призывают соблюдать правило тишины и контролируют поведение детей.

Сделать дневной сон безмятежным вы сможете, если обратите внимание на создание правильной атмосферы, проведете с детьми специальные успокоительные процедуры.

В детском саду я работаю уже давно. В свое время передо мной, как и перед молодой мамой и в то же время начинающим воспитателем, встал вопрос: «Как правильно укладывать детей спать, чтобы они спали здоровым, долгим сном?» Бенджамин Спок в книге «Ребенок и уход за ним» писал: «Отход ко сну должен доставлять ребенку радость». Главной задачей является не просто убедить ребенка, что нужно спать, а настроить его на сон. Воспитатели должны использовать не только педагогические методы, но и показать детям свою любовь и волнение за них.

Публикация «Из опыта работы „Все детишки спать должны“, Консультация для воспитателей и родителей» размещена в разделах

Хорошему сну должна способствовать положительная атмосфера. В первую очередь, обстановка в спальне. Как правильно, должны преобладать пастельные тона. Для создания благоприятной атмосферы наша заведующая позаботилась о выборе цвета в спальных комнатах. Бледно-розовый цвет стен, такого же оттенка шторы, на кроватках бледно-розовые покрывала. Окна спальни затеняют раздвижные жалюзи белого цвета. Палас выбрали спокойного светло — бежевого цвета. В группе малышей всё в нежно салатовых тонах.

При укладывании детей в разных возрастных группах использую разные методы. В младшей группе конечно подхожу к каждому ребенку. Разговариваю спокойным, убаюкивающим голосом, поглаживаю по голове, спине, плечам и бережно укрываю одеялом. Говорю, что ему сейчас приснится замечательный сон, который он потом расскажет мне и своей маме. А ещё он не один будет спать, а вместе с детьми и своей игрушкой. Хорошо, когда родители приносят ребенку его любимую игрушку, которую он укладывает с собой. Она постоянно находится на кроватке и предназначена только для сна. Игрушка напоминает малышу о маме, доме, и он чувствует себя с ней спокойнее.

Перед сном, в младшей группе, я предлагаю ребенку зайти в спальню, посмотреть на свою кроватку, говорю, что она целый день ждала встречи с ним. Из своего опыта могу сказать, что очень многим детям нравится этот процесс. Проснувшись, они с большим восторгом рассказывают маме о том, что видели во сне, и им было очень хорошо. Детям старших групп я говорю о том, что нашему организму нужен отдых.

Если мы не будем отдыхать, мы будем болеть. Привожу примеры, сравнивая организм ребенка с техникой, которая может сломаться, если будет постоянно включена (например, телевизор, а у нас живой организм и нам, тем более, нужно хорошо отдыхать, чтобы восстанавливать силы. При разговоре с детьми употребляю слово отдыхать, а не спать.

Процесс подготовки ко сну начинается после обеда. Настраиваю детей на сон сразу после выхода из-за обеденного стола. Задаю спокойный тон, говорю о том, что младшие дети уже спят. Иногда мы заходим в младшую группу, чтобы удостовериться, что малыши действительно уже спят и нужно вести себя тихо, не топать ногами, не двигать шумно стулья при раздевании. Потом отправляемся в умывальную комнату, где проводятся нужные процедуры. Раздевая детей, говорю им о том, что, когда они проснутся, их будет ждать что-то новое и интересное, желаю им приятных сновидений. Читаю или рассказываю детям сказки.

Особую роль в этом процессе играет музыка. Во время укладывания детей я пою им колыбельные песни. Ведь недаром в древние времена пели колыбельные песни: они оказывают успокаивающее действие на нервную систему. Но я, как правило, пою колыбельную песню, сочиняя её на ходу о прошедшем дне. В маленьких куплетах я пою о хороших и плохих делах детей, тем самым даю возможность спокойно оценить как свои поступки, так и других детей. Пою о том: чем сегодня занимались, что нового узнали, тем самым, закрепляя в памяти детей прошедшую деятельность. При этом замечаю, что даже те дети, которые никогда не спали днем дома, привыкают и начинают спокойно засыпать.

Очень нравится детям колыбельная песня, которую я сочинила сама. Она подходит для детей всех возрастных групп. Текст напечатаю в следующем посте.

Большое значение для привыкания детей старшей группы к режиму дня имеет работа с родителями. Ведь многие родители не укладывают детей спать, тем самым, сбивая их ритм жизни. Даже если ребенок наотрез отказывается спать, необходимо, чтобы он хотя бы просто полежал в кроватке. Этот немаловажный вопрос я часто затрагиваю на родительских собраниях.

Очень важно и то, как пробуждаются дети. У меня в группе существует правило «тишины». Дети не только просыпаются в тишине, но одеваясь и, приводя себя в порядок, стараются не шуметь, чтобы дать возможность проснуться в тишине остальным детям. Не открывая жалюзи, я тихим голосом говорю, что пора вставать. Когда проснувшиеся дети встают, открываю жалюзи на окнах и потихоньку начинаю будить тех, кто еще не проснулся: подхожу к ним, тихо разговариваю, ласково называя по имени, говоря, что пора просыпаться. Наверное, у вас возникнет вопрос (сколько детей в группе, детей в моей группе всегда за 30, а точнее 35-36. Поэтому учу своих деток помогать мне при пробуждении, они помогают с удовольствием!

Когда дети встают, потягиваются, улыбаются мне – по сердцу разливается необыкновенно теплое чувство благодарности за то, что они есть в моей жизни. И мне выпало счастье найти свою любимую профессию и ежедневно испытывать чувство радости от общения с детьми.

У каждого воспитателя найдется уйма способов из серии: «Фокусы Покусы» по укладыванию детей на дневной сон.

Во всей группе не найти одинаковых ребят даже если визуально они похожи, потребности в отдыхе уж точно отличаются.

Легко, когда дома соблюдается хотя бы приблизительный к детскому саду режим дня. Тогда, мы просто сообщаем о том, что начинаем готовиться ко сну, надеваем пижамки, расплетаем косы и все идет своим чередом.

Публикация «Укладываем детей спать» размещена в разделах

Но задача усложняется если эмоциональная возбужденность в группе у детей разная. И тогда приходится идти на разного рода хитрости.

Интернет буквально переполнен спецификами по укладыванию детей спать, причем методики разграничены по возрастам. Кто-то предлагает уговоры, другие сетуют о сказках, третьи сказки осуждают, но так или иначе теории не бывает без практики.

Воспользуясь случаем расскажу, какие способы для моей работы используются как самые действенные:

— «Дедушка Сон», это самый лучший и добрый в мире старичек, знающий самые сокровенные мечты и таинственные тайны:).

Это не игрушка, не картинка — этот чудо дедушка у каждого свой. Достаточно о нем просто рассказать и очень мило описать, тихо, почти шепотом в непринужденной обстановке, желательно приведя свои сны в пример, детская фантазия не заставит долго ждать, сразу нарисует добрячка, который дарит малышам спокойные сны.

— «На перегонки», этот способ носит немного спортивный интерес. Как вариант, мы беседуем в подготовке ко сну о том, кем хотели бы стать, когда вырастим. Ну а затем дело техники. Кто первый уснет, тому и приснится желанное, задуманное.

— «Ритуал», этот процесс должен состоять из того, как укладывание происходит в домашних условиях. Особенно подходит к группе, ясельного и младшего возраста. Марья Ивановна, становится родной мамочкой, которая: поцелует, посидит у кроватки, подержит за руку, погладит по спине.

Очень многое в решении проблемы со сном зависит от педагогического мастерства воспитателя, умения искать подход к детям.

От всей души желаю всем Вашим крохам днем — приятных снов!

Консультация для родителей «Как уложить ребенка спать без скандалов и слез» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами, на мой взгляд, актуальной консультацией «Как.

Консультация для родителей «Как правильно укладывать ребенка спать» Почему мы так удивляемся и расстраиваемся, когда говорим ребенку: «Пора спать!», а он отвечает: «Не буду! Не хочу!» Да, сон ему необходим,.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Рекомендации для родителей «Как уложить ребенка спать» Очень много детей, которые без родителей самостоятельно не могут лечь спать. Из-за нежелания ложиться дети капризничают, плачут, закатывают.

Сценарий совместного праздника родителей и детей «1 июня — День защиты детей» «1 июня — День защиты детей»Цель: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты.

— Девчонки, назрел вот такой вот вопрос: Как укладывают спать детей в садике? Больше всего интересует ясельная группа.

а у нас кто не спит выгоняют в зал или кладут с верху подушку и угрожают это после садика мы только узнали племянник молчал все время

кого как. обычно проводят опрос среди родителей на предмет, как засыпает ваш малыш. дают рекомендации. обычно, после занятий, прогулки, обеда дети засыпают под сказку охотно. если малыш требует укачивания — качают, но редко, так как правило, детки засыпают в саду самостоятельно (пишу конкретно по определенному саду и определенной группе воспитателей. в других садах система может отличаться).

оооо… неееет, в наших садиках нет таких воспитателей, которые деток на руках таскать будут, надо им это больно

а может вы предвзято относитесь? может хоть 1 педагог (нет, вот так: Педагог) есть?
все будет хорошо, не накручивайте себя. может, ваш малышок умница и самостоятельно уснет. с чужими людьми дети ведут себя СОВСЕМ иначе, чем дома

кладут всех по кроватям, дети бесятся минут 15-20, воспитательница всех ругает и успокаивает, потом все дружно засыпают, включая воспитательницу)))

когда практику проходила(проходила в частном садике-поэтому было человек 11) укладывали вместе с нянями.те кто покушал сразу отводили в спальню, по очереди ,.кто не засыпал долго, то находила подход к каждому малышу, кому зайку дам, кому расскажу чтонибудь приятное, кого просто погладить, вообще когда детей много -легче уложить)))

сейчас сынулю долго укачиваю по полчаса, так как то зубки то пуки, а в ясельной уже старше, ничего не болит в основном

я до декрета работала в детском саду. расскажу как было у нас. дети вставали из-за стола, брали стульчики, несли на ковер. садились раздеваться. воспитатели помогали. потом шли в туалет. затем в спальню, ложились в свои кроватки, одевали пижамки. потом было так: если ребенок не мог заснуть с ним сидели воспитатели или я (психолог). если ребенок засыпает сам, то с ним никаких проблем. но зачастую в ясельной группе нам приходилось и по спинке гладить, и по головке чтоб уснули детки. кому-то достаточно просто любимой игрушки рядом, а кто-то с истериками шел в спальню.

нашим ставили песни колыбельные, они их слушали и засыпали, либо сказку прочитают и все вырубались)))

Советы, помогающие воспитателям, при организации беспроблемного «тихого часа».

● В обед, и сразу после обеда, в группе должно быть установлено «время тишины», которое ни в коем случае нельзя нарушать. Это поможет детям легче подготовиться ко сну.

В это время #малыши уже не должны громко разговаривать без надобности, бегать, даже расхаживать по группе.

Все спокойно посещают туалет, умываются и молча раздеваются. Воспитатель помогает тем, кому требуется, чтобы раздевание не затягивалось.

● В спальне все идут только к своим кроватям, никаких расхаживаний по спальному помещению допускать не желательно.

Воспитатель может разговаривать негромким голосом с детьми, интересоваться их самочувствием, хвалить за определённые достижения или поступки, совершенные в первой половине дня, желать хорошего сна.

● Нельзя никогда ругать, и даже излишне концентрировать внимание, если #ребёнок случайно намочит постель во время сна. В этом может скрываться также причина последующего плохого засыпания ребёнка, он будет бояться наказания. Нужно просто доброжелательно напомнить малышу о необходимости своевременного посещения туалета.

Если же такие случаи становятся регулярными – есть повод для разговора с родителями об обращении к врачу.

● Сегодня в детских садах уже имеются определённые технические возможности: можно иногда включать детям нежную мелодичную музыку, можно порадовать их аудиосказками.

● Есть ещё и такой приём, с которым не нужно перебарщивать, но использовать хотя бы раз в месяц даже желательно.

Главным должен быть результат – быстро засыпающие и крепко спящие на протяжение всего «тихого часа» дети всей группы.

Оригинальный способ для приятного засыпания – зонтик волшебника.

Известно, что дети очень любят сказки, обожают #волшебство , поэтому любые способы с использованием сказочных персонажей – прекрасная подмога воспитателям.

Зонтик волшебника Оле-Лукойе.

Уже во время раздевания можно заинтриговать детей, что Оле-Лукойе прислал для них большой мешок с чудо-подарками, и показать им красивый «волшебный мешочек».

В арсенале воспитателя должно быть несколько красивых «Волшебных мешочков», стимулирующих любознательность и развивающих воображение ребёнка

Перед лежащими в кроватках детьми #воспитатель достаёт первый зонтик, рассматривает его и показывает, как этот зонтик можно крутить между ладонями.

Затем он рассказывает, что этот зонтик волшебный. К любому ребёнку, кто его покрутит, придёт во время сна прекрасная сказка.

После сна детям можно будет поделиться друг с другом теми сказками от Оле-Лукойе, которые удалось им посмотреть во время «тихого часа».

Затем воспитатель раздаёт каждому из детей по зонтику, и все начинают крутить зонтики в ладошках, лёжа с закрытыми глазами, и приглашая в гости сказку.

Не забываем, что катание зонтиков в ладошках способствует ещё и развитию мелкой моторики.

Изготовление волшебных зонтиков

Воспитатель может придумать свой способ изготовления зонтиков, это не принципиальном. Но лучше всего сделать зонтик так.

Из сложенного гармошкой листочка бумаги сделайте круг (раскрытый веер), соединив между собой с помощью клея края «гармошки».

Из другого листочка бумаги скрутите трубочку толщиной в карандаш. Выступающий край бумаги также приклейте, чтобы трубочка не развернулась.

В основании «веера из гармошки» сделайте дырочку, в которую вставьте готовую бумажную трубочку, и прочно закрепите с помощью клея.

Зонтик готов. Дайте ему тщательно просохнуть и используйте в работе с детьми – помогите детям засыпать быстро и с приятным ощущением ожидания волшебной сказки.

Поделитесь своими способами укладывания детей . Какие из них срабатывают лучше других?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Идем в садик в августе. Будет нам 1,4. На горшок не ходим (истерика). Сам не засыпает, качаю. Да еще и просыпается днем каждые 20 мин., опять качаю. Мамсик до ужаса, от меня никуда. ЧТО ДЕЛАТЬ, как приучить засыпать самостоятельно, ведь в садике никто качать не будет. Пытаюсь приучить, он начинает плакать, закатывается. Подождать с садиком не можем.

за компанию все быстро освоит: и горшок, и сон, и питание, не переживайте, все будет хорошо

что все так накинулись. разные ситуации у людей бывают, если есть нужда выйти на работу, то надо. там научится и на горшок ходить, и спать вместе за компанию будет, тем более утром рано будете вставать в садик. моя пошла в 2 года, привыкала недели 2, и до сих пор ходит с удовольствием. хотя тоже многие считают, что рано и тд и тп.

Может няней пока обойтись? А то правда рано в сад. Он, конечно, привыкнет, но стресс для ребёнка будет очень большой, да и болеть начнёт сразу, так что, всё равно, придётся на больничный идти.

вы в частный садик или очередь подойдёт?! мне тоже в декабре нужно на работу а очередь не подойдёт!

Нам 1,4 я не готова в сад отдавать, вернее и дочь не готова… у меня вообще в голове это не укладывается! Я тоже хотела выходить, но глядя на нее сейчас, я поняла- ей сейчас нужна мама! Хоть денег и не хватает, но ребенок дороже

В саду конечно научат, но сюсюкаться никто не будет. Для ребенка это стресс будет еще тот, лучше уж сами дома приучайте к режиму. Садовскому. По крайней мере если не спит, то хоть лежать в кровати.

возможно и стоит подождать, потому что там истерики будут еще хуже и тем более вы еще малыши

Зачем рожать тогда, если так рано потом в сад отдавать… разные ситуации, конечно, бывают, но не думаю, что меньше, чем за 1,5 года ваше финансовое положение так ухудшилось. Чего спрашивать тогда тут? как пойдет так и пойдет. орать будет.

:)) я конечно, понимаю, что сравнивать глупо разные времена, но мы то все с яслями были, и родители наши. Не было в их годы таких декретных отпусков как сейчас. Да и сейчас наш президент молодец ясли то отменил, а пособие после 1,5 лет в 50р оставил. До 1,5 хоть какое-то пособие у мамы есть. А там действительно тяжело.

Ну если тяжело, то и рожать не нужно тогда, чем ребенка травмировать, не зря же ВОЗ рекомендует в сад не ранее 3 лет отдавать, до 3 лет он ОЧЕНЬ нуждается в маме.

спрашиваю, значит жду советов от опытных мам. Может кто подскажет, как отучал от качания. А когда рожала знала, что так рано в садик отдам. Дочка у меня в год пошла в садик без проблем. Всегда сама засыпала, на горшок рано стала ходить. А сын вот другой.

Еще как нужно рожать! Просто правильно расставлять приоритеты. Уж лучше сад, чем голодный дома с мамой. Ничего плохого в саду не вижу. А нормы ВОЗ очень сомнительны. Усредненная статистика взятая с потолка. Много ли мам сейчас в 4 месяца портят желудок детям фруктовыми соками? А ВОЗ говорит надо давать:)) а потом проблемы и очереди к гастроэнтерологам. Да и я вам как педагог-психолог скажу, что любой ребенок, в любом возрасте ОЧЕНЬ нуждается в маме, дети из детдома как никто это знают. А в 1,5 года ребенок уже может посещать ясли, хотя опять же все индивидуально некоторым детям и до 7 лет сад противопоказан.

Так мне вообще как-то без разницы, конечно, как маме жалко детей, своих, чужих… но это не мое дело. Насчет ВОЗ да, возможно, не все там правильно, но насчет сада я согласна. Я своего в 4 отдала, до этого готовила постепенно, пошли нормально. Ну если автор хочет мучить ребенка, то пожалуйста)

почему мучить? Вы так говорите, как-будто я отдаю ребенка в дет дом. Кстати, чем раньше отдаешь ребенка в дет. сад, тем легче он привыкает к разлуке с мамой. Это доказано.

Ну да, а сколько криков будет, этого он этого запомнит, скорее всего (хотя мой ребенок бывает вспоминает, что с ним в 1,5 года было, где гуляли и т.д.) память у них хорошая. А так спокойно подготовить ребенка, понаслаждаться материнством… не знаю, мне не понять, второй ребенок уже, и неужели девушка не наработалась? не хочет с ребенком побыть? ну неужели совсем так плохо с финансами? не понять…

Вопрос ведь может быть не только в финансах! У каждой мамы должно быть и личное время и личное пространство, и от того, что вы стали мамой не стоит ставить крест на карьере или своих интересах, если они вам важны и нужны. Это не сделает счастливым ни вас, ни вашего ребенка. Счастливому ребенку нужна счастливая, самодостаточная мама. А адаптация у всех по-разному проходит. У меня подружка сейчас водила ребенка в ципр (3 раза в неделю, по 1 часу вместе с мамой), ципр закрыли и в мае им предложили гкп на 3,5 часа без мамы. ДЛя нее это был стресс, она не представляла, как оставить ребенка в саду одного. Но в итоге согласилась попробовать. И на следующий год уже готова ребенка отдать в сад, т.к. ребенок спокойно в 1,5 года остается, ему там нравится, и у нее сейчас есть время передохнуть и спокойно поделать домашние дела или элементарно сходить в поликлинику.

а когда мама полностью в ребенке ролучается во-первых ситуация гиперопеки (порследствия очень разнообразны в будущем), во-вторых у самой мамы в период отделения ребенка кризис и дополнительные претензии к ребенку, по типу, что я ради тебя поставила крест на своей работе, недосыпала, недоедала, а ты такой неблагодарный, очень распространенный вариант у мам, которые не работали и занимались только ребенком.

Подружка в 3 года отдала сына в сад, он вообще не хотел ходить, плакал, говорил что не нравится ему там, в итоге поменяли садик- и всё стало прекрасно с первого дня, ходит довольный, друзей там уже нашёл, всё время рассказывает чем они там занимаются, во что играют

Нам педиатр рекомендовала с 4 -х месяцев давать по ложке яблочного сока в день и выдала листовочку в которой яблочный сок значился с 4-5 месяцев со ссылкой на ВОЗ

сейчас ВОЗ суют где только можно и нельзя) мало ли что там вам врач на листочке подсунула) информацию в официальных источниках нужно искать.

В садике и научится. Мой ребенок тоже не спал дома сам, а там только так, еще и разбудить не могут

Отношение к детскому саду у всех малышей разное. Одни дошкольники любят туда ходить, в выходные с нетерпением ждут понедельника, чтобы встретиться с друзьями, другие же словно отбывают наказание, пока мама и папа на работе. Вне зависимости от этого у ребёнка могут быть проблемы с дневным сном в садике — он не может или не хочет засыпать в тихий час. Что делать в такой ситуации родителям?

Важность дневного сна для воспитанников детского сада

Послеобеденный сон в детском саду является не просто данью традиции, а несёт большую пользу для детского организма. Специалисты давно установили, что дошкольник, который спит в тихий час, гораздо менее возбудим и меньше устаёт к концу дня.

Дневной сон благотворно влияет на детскую психику (учит малыша справляться со своими эмоциями, поддерживает хорошее настроение) и интеллект (кроха лучше усваивает информацию).

Кроме того, сон в дневное время выводит из организма излишки гормона кортизола (в нормальном количестве он нужен для выработки дополнительной энергии). Если же после обеда дошкольник бодрствует, то вещество накапливается, и вечером родителям порой сложно уложить карапуза спать. Получается, что сон порождает сон.

Нужно отметить, что потребность в дневном сне зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, некоторых временных факторов (болезнь, прорезывание зубов, перемена погоды и пр.). И есть отдельные дошкольники, которые могут чувствовать себя вполне хорошо и без отдыха днём.

По мере взросления ребёнка потребность в дневном сне у него естественным образом уменьшается. Так, если трёхлетние малыши в 90% случаев отдыхают после обеда, то уже к пяти годам 75% детей испытывают проблемы с засыпанием. А ко времени поступления в школу большинство детей вовсе отказывается от послеобеденного сна.

Причины, по которым ребёнок отказывается спать в садике

Нежелание спать днём в детском саду может быть обусловлено самыми разными причинами. Многие из них непосредственно связаны с процессом адаптации, когда ребёнок только привыкает к детскому саду:

  1. Малыш оказывается в незнакомой обстановке, с неродными людьми. Поэтому он напряжён, не может расслабиться днём в кроватке.
  2. В садике нет привычных ритуалов, связанных с процессом засыпания (например, дома перед сном мама гладит по спинке, читает сказку, кроха обнимает в кровати большую мягкую игрушку и пр.).
  3. Дети — это маленькие психологи. Возможно, малыш понял, что когда он отказывается спать, воспитатель звонит маме и просит забрать его (конечно, если есть такая возможность). И такая ситуация его очень даже устраивает.

Есть и прочие причины нежелания ребёнка спать в тихий час (они мешают малышу как в период адаптации, так и в последующее время):

  1. Позднее пробуждение ребёнка по утрам. Родители, жалея малыша, будят его в самый последний момент, чтобы он подольше поспал.
  2. В выходные дни дошкольник не соблюдает режим: дома ему разрешают не спать днём.
  3. Возможно, малышу что-то не нравится в самой обстановке (например, неудобная кровать, её расположение, короткое одеяло и пр.).
  4. Ребёнок просто не устаёт днём в садике и поэтому не хочет отдыхать.

Когда я работала воспитателем в детском саду, то, действительно, наблюдала, что дети, которых приводили очень рано, буквально сразу «отключались» в кроватке. А многие из тех, кто приходил позже, испытывали трудности с засыпанием.

Варианты решения проблемы

Конечно же, первоочерёдная задача родителей — выяснить, почему ребёнок не спит в садике. В зависимости от этого нужно и решать проблему:

  1. Постоянно беседовать с малышом, настраивать его на дневной сон в садике («Хотя меня и не будет рядом, будет Мария Ивановна — она поможет тебе заснуть», «Я тебя очень люблю и заберу тебя вечером»).
  2. Если кроха испытывает тревожность во время тихого часа, можно принести с собой любимую игрушку и попросить воспитателя разрешить брать её в кроватку. Если получится, можно договориться с педагогом, чтобы она немного посидела возле крохи, погладила его.

Наладить режим дня ребёнка: утром стоит будить его пораньше, а в выходные обязательно укладывать спать днём. Если малыш манипулирует взрослыми (добивается, чтобы его забрали из садика вместо сна), это нужно пресекать: сказать крохе, что мама уходит на работу и может прийти только вечером. Женщине также необходимо предупредить воспитателей, что она не будет забирать ребёнка по их первому требованию. Если засыпанию ребёнка мешают какие-то внешние факторы, нужно поговорить о них с педагогом (например, попросить переложить малыша на другую кровать).

Очень многое в решении проблемы со сном зависит от педагогического мастерства воспитателя, его умения искать подход к детям. Так, малышу можно сказать, что его никто не заставляет спать — он может просто спокойно полежать с закрытыми глазками и помечтать (многие в этом случае через какое-то время засыпают).

Я, например, устраивала конкурс «Кто быстрее всех уснёт, тот получит сладкий приз». Это хорошо действовало на тех детей старшего дошкольного возраста, кто не хотел засыпать из баловства. После тихого часа я угощала таких слишком активных малышей конфетами.

Если малыш всё равно не спит

В некоторых случаях дошкольник, действительно, просто не испытывает потребности в дневном сне. В этом случае родителям нужно донести это до воспитателей и уже вместе с ними искать выход из ситуации. Варианты могут быть следующими:

  1. Во время тихого часа малыш просто лежит в кроватке.
  2. Вместо сна дошкольник тихонько играет в групповой комнате или рисует. Лучше всего отправлять его туда не сразу — пусть немного полежит в кроватке, пока заснут другие ребята.

Если есть возможность, во время дневного отдыха мама или ещё кто-то из близких забирает ребёнка (это время можно потратить на посещение какого-то кружка, прогулку и пр.), а потом приводит его обратно в садик. Ведь после сна во многих учреждениях проводятся развивающие занятия.

Видео: как уложить ребёнка спать без слёз и капризов (советы сотрудников детского сада)

Конечно, есть отдельные дети, которым не испытывают физиологической потребности в дневном сне в садике, – таких малышей просто не нужно заставлять спать. В остальных же случаях многое зависит от настроя родителей, организации правильного режима дня. Большую роль в решении проблемы играет и педагогическое мастерство воспитателя, его маленькие хитрости.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).