Обучение детей понимать по часам важно для их развития. Детям нужно понимать понятие времени, чтобы они смогли планировать свое дневное расписание и выполнять его. Это поможет им понять свои обязанности и приучить их к ответственности. Обучение детей понимать по часам поможет им строить правильные привычки, которые помогут им в будущем.
Родители могут начать обучение детей понимать по часам, прежде чем они достигнут возраста, когда им нужно будет идти в школу. Они могут начать с простых примеров, например, показывать детям часы и просить их указать на каждый час. Родители также могут научить детей распознавать цифры и использовать их для обозначения времени. Это поможет детям понять, что каждое время соответствует определенной цифре.
Родители могут помочь детям понять и привыкнуть к расписанию дня. Они могут помочь им выучить определенные времена дня, например, утро, день, вечер и ночь. Они могут также прививать детям привычку проверять часы перед выполнением какой-либо задачи или делать план дня и следовать ему.
Обучение детей понимать по часам может помочь им развивать правильные привычки и понимание времени. Это поможет им понять, как планировать свое время и достигать своих целей. Родители могут использовать игры, рисунки и видео, чтобы помочь детям понять и привыкнуть к пониманию времени.
Как научить ребенка определять время по часам
«Яркое детство» — совместный проект редакции сайта 7Дней. ru и анимационной компании « ». Герои мультсериалов компании «Ярко» – разноплановые персонажи – выступают здесь в роли экспертов или задают неожиданные вопросы. Этот материал нам помогли готовить герои мультсериала «Улетная доставка».
Определение времени — это и точный, и абстрактный процесс одновременно: малышу предстоит четко ориентироваться в цифрах и понимать, что «7» – это может быть как утреннее, так и вечернее время, причем вечернее принято называть цифрой «19». Прежде чем научиться определять время по часам, дети должны
В возрасте 5-6 лет вы можете начать учить ребенка понимать время по аналоговым часам. Приготовьтесь к тому, что обучение чтению часов — это пошаговый процесс. Для начала ознакомьте ребенка с общими понятиями времени: прошлое, настоящее и будущее, а также со временем суток. Расскажите о деятельности, связанной с этим, например, о завтраке утром или о сне ночью. Детям необходимо знать, что время делится на такие единицы, как дни, часы и минуты.
От теории переходите к практике. Постепенно малыш должен научиться «ощущать» время, понимать, что 1 минута пролетает быстро, а 1 час – это дольше. Со временем это поможет ему планировать свой день и определять, сколько времени займет выполнение какого-либо дела.
Установи таймер на этот отрезок времени и займись каким-то делом. В итоге ты поймешь, много это или мало!
Первым делом при знакомстве с часами стоит узнать, из чего состоит циферблат. Он включает в себя числа, часовую и минутную стрелки. По возможности избегайте использования часов с секундной стрелкой. Это может сбивать с толку и отвлекать детей, пока они не освоятся.
После того как ваш ребенок познакомился с циферблатом, вы можете начать объяснять, как определять время. Научите сначала определять час по часовой стрелке, а затем смотреть, находится ли минутная стрелка вверху на отметке 12. Если да, то сейчас этот час.
Для обучения детей чтению часов вам нужны работающие аналоговые часы с минутами, отмеченными либо единицами, либо пятерками, от нуля до 60. Так вы можете регулярно тренировать навыки. Найдите любую возможность использовать часы естественным образом в течение дня – и вскоре ваш ребенок станет мастером в измерении времени! Также вам понадобятся игровые часы, которые позволяют двигать стрелки, чтобы показывать любое время.
Попрактикуйтесь, спрашивая, сколько времени, или попросите ребенка выставить время на часах. Например, вы можете сказать: «Можешь показать мне, как выглядит 5 часов?». Если время отхода ко сну в 21:00, вы можете сказать своему ребенку, что, когда часовая стрелка на цифре «9», ему нужно будет лечь спать.
Когда ваш ребенок достаточно хорошо разберется, как работает часовая стрелка, объясните ему, что, когда длинная минутная стрелка показывает «6», — это полчаса. На этом этапе малыш должен научиться распознавать такие отрезки времени, как, например, 11:30, 3:30 и 6:30.
Дети могут какое-то время оставаться в фазе способности определять время до получаса. А за этот период им нужно научиться бегло считать пятерками. Тогда вы можете начать учить их определять время с пятиминутным интервалом. Начните с времени до тридцати минут первого часа, например, 5:15, 5:20 или 5:05, но не 5:45 или 5:50.
Такое время, как 3:45 или 6:55, может вызвать путаницу, потому что часовая стрелка приближается к следующему часу. Например, когда часы показывают 3:50, дети часто читают это как 4:50, потому что им кажется, что часовая стрелка указывает на 4. Поэтому важно отметить, что часовая стрелка движется и не всегда четко указывает на цифру. Скажите ребенку, что, если часовая стрелка стоит не четко на цифре, а между двумя, мы всегда смотрим на меньшее число, от которого движется часовая стрелка. Этот навык требует практики и может занять несколько месяцев.
Улетно! Еще немного практики – и я научусь быстро определять время по часам и буду все делать вовремя!
5 шагов, чтобы научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Время нельзя увидеть или пощупать. Но если знать некоторые хитрости и практические приемы, можно легко научить ребенка понимать время и определять его по часам. Теория и практические задания, игры и упражнения, с которых можно начать — читайте и пробуйте.
На дети развивают и , . Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.
Случается так, что уже в приличном возрасте люди признаются, что пользуются только электронными часами. И у всех одна причина — либо родители не объяснили им в детстве, как использовать часы со стрелками, либо объяснили ошибочно. Чтобы такого не произошло, важно не оставлять проблему без внимания. С чего же начать учить ребенка понимать время по часам?
Что должен знать ребенок, чтобы определять время по часам?
Прежде чем приступить к изучению времени, проверьте, насколько ваш ребенок понимает основы. Умеет ли он считать? Ориентируется ли в ключевых понятиях, связанных со временем? Нередко родители сталкиваются с трудностями в обучении и упорно не замечают корень проблемы (ребенок путает “лево” и “право”, недостаточно хорошо считает и т. д.) Поэтому будет полезно пробежаться по основным умениям и удостовериться, что пробелов, которые могут помешать ребенку продвинуться далее, нет.
Считать числами, которые кратны 5
Наверняка вы уже объяснили ребенку, что такие числа всегда оканчиваются на 5 либо на 0. Осталось научиться без запинок их перечислять и использовать.
Различать «лево» и «право»
Для учебы в целом и чтобы не путать понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» в том числе.
Иметь общее представление о времени
Объясняем ребенку понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; «прошлое», «настоящее», «будущее»; «утро», «день», «вечер», «ночь», «сутки». Часто дети сами связывают время с конкретным событием: «утром я делал зарядку», «в обед я ел суп», «перед сном я чистил зубы» и т. п. Поэтому объясняя вышеперечисленные понятия, родителю лучше всего привязывать к ним конкретные события.
Успешно прошли подготовительный этап? Теперь можем учить ребенка понимать время по часам со стрелками.
Учим ребенка понимать время по часам со стрелками
Ох уж эти взрослые! И почему они разрешают смотреть мультики всего каких-то 15 или 20 минут? Для детей время — непонятная цифра. Чтобы разобраться, откуда она берется, понадобятся часы со стрелками. Если дома таковых нет, а есть только электронные, ребенку будет и вовсе сложно понять, что же такое время. Поэтому первый шаг для родителя — обзавестись настенными или специальными детскими часами, на которых будут четко видны цифры и стрелки.
Знакомим ребенка с устройством часов
Сперва объясните ребенку понятия «циферблат», «сутки», «часы», «минуты», «секунды»; «ровно час», «полчаса», «четверть часа», расскажите про часовую, минутную, секундную стрелки. Обратите его внимание, что все стрелки имеют разную длину. Пусть ребенок понаблюдает, какая из стрелок самая быстрая, а какая практически стоит на месте. И сколько времени требуется каждой, чтобы пройти целый круг.
Все основные понятия обязательно свяжите в одну логическую цепочку: в сутках 24 часа, 1 час — это 60 минут, а 1 минута — 60 секунд. Не проходите мимо понятий «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Дайте ребенку понять, что время всегда движется только вперед.
Учим ребенка «читать» часовую и минутную стрелки одновременно
Первым делом научите ребенка отсчитывать минуты интервалами, кратными 5. Минуты не указаны на обычных стрелочных часах, поэтому этот навык нужно отработать. Можно придумать легенду о том, что у каждого числа на циферблате есть своя «тень». 1 — это 5 минут, 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т. д. «Тень» можно увидеть только тогда, когда на число указывает минутная стрелка. Когда ребенок будет легко ориентироваться в пятиминутных интервалах, расскажите ему про более мелкие промежутки.
Часовая стрелка тоже имеет два значения. В первой половине дня мы видим цифры такими, какими они предстают на циферблате, но после плотного полдника в 12:00 они начинают «толстеть»: 1 превращается в 12, 2 — в 14 и т. д. Забавная аналогия поможет ребенку быстрее уловить смысл.
Умение определять время по часам со стрелками необходимо закрепить на конкретных примерах. Чаще обращайте внимание ребенка на часы. Исправляйте его, если он будет неправильно называть время.
В идеале у ребенка должны быть «черновые» часики, которые он сможет «эксплуатировать», как ему угодно: выставлять на них время, дописывать «тени» каждой из цифр, подписывать названия стрелок. Для обучения можно использовать старые неработающие часы (настенные или настольные). В них нужно снять стекло, чтобы стрелки можно было вертеть. Если вы не нашли таких дома, мы предлагаем вам смастерить свои.
Мастерим самодельные часы
Самодельные часы помогут сделать время более осязаемым. При наличии нужных материалов, на их создание уйдет не более 15 минут.
Как смастерить часы самостоятельно
Основой для циферблата может стать одноразовая тарелка или круг из картона. Расчерчиваем круг пополам, потом еще раз пополам и наносим первые цифры. Далее каждую четвертинку аккуратно делим на три части и дописываем оставшиеся цифры. Циферблат готов, а значит, пора прикрепить стрелки. Вырезаем их из картона разных цветов и крепим на круг с помощью кнопки. Получившийся макет часов ставим рядом с настоящими часами.
«Который час»
Покажите ребенку, как двигаются стрелки. Меняйте их положение и называйте время. Затем пусть ребенок выполнит это же упражнение. Изменяйте время по часовой и против часовой стрелки.
Усложняем игру. Показываем время на часах и ассоциируем его с событиями («вот 7:00», в это время мы просыпаемся», «вот 18:00, в это время мы ужинаем» и т. п.). Теперь предлагаем ребенку понарошку прожить весь день.
«Рисуем пиццу»
Самодельный циферблат хорош тем, что на нем можно делать свои пометки. Попросите ребенка провести линии от центра циферблата к числам и заштриховать каждый сектор своим цветом. Получится «цветной пирог» или «цветная пицца» (так будет проще понимать 5-минутные интервалы). Обозначьте вторые значения каждого из чисел (2 — 10, 3 — 15) и минуты (от 1 до 60).
«Режим дня»
Возьмите лист бумаги, распишите режим дня, и вместе с ребенком проиллюстрируйте его изображениями часов, в которых обозначен промежуток времени (8:00 — пора в школу, 15:00 — пора делать уроки и т. п.). Повесьте над кроватью или рабочим столом ребенка. Так ребенок научится не только делать все вовремя, но и ориентироваться во времени.
«Два варианта назвать время»
Расскажите ребенку, что время можно называть по-разному (к примеру, 1 час 18 минут — это восемнадцать минут второго и т. д.). Запишите на листке второй, более сложный вариант, и укажите цифры-подсказки, чтобы ребенку было проще справиться (пример: «без пяти восемь», числа подсказки — 9, 5, 5, 1). Постепенно откажитесь от подсказок.
«Кубики»
Для игры понадобится 4 игральных кубика и наши самодельные часы. Бросаем кубики попарно. Первая пара кубиков определит часы, вторая пара — минуты. Время, которое выпало, нужно установить на игрушечных часах.
Знакомим ребенка с электронными, солнечными, песочными часами
Когда ребенок научился определять время по часам со стрелками, пора познакомить его и с другими часами. Вам есть, куда двигаться дальше! Знакомство с электронными, солнечными, песочными часами поможет ребенку углубить свое понимание времени. Тем более, с ними будет не менее интересно разобраться.
Более условны, чем часы со стрелками, по ним не отследить ход времени наглядно. Но если ребенок разобрался с тем, как считаются часы и минуты, то проблем возникнуть не должно. Обзаведитесь электронными часами и поручайте ребенку следить за временем и на них. В той же программе телепередач всегда указано время в электронном формате, поэтому первым делом можно запомнить, во сколько начинаются мультики и детские передачи.
Больше похожи на часы со стрелками, поэтому с ними будет проще разобраться. Осталось дождаться солнечного дня, начертить на песке круг, установить в центре деревянную палочку, сверить время с механическими часами и дорисовать циферблат. И можно завороженно наблюдать, как тень от палочки постепенно ползет по часовой стрелке.
Также будет удобнее всего сопоставить со стрелочными. Они отмеряют совсем небольшие промежутки времени. Предложите ребенку одновременно наблюдать за секундной стрелкой на механических часах и ходом времени в песочных часах. Кстати, с ними намного веселее выполнять задания на время: застелить постель, сложить все игрушки в коробку и т. д., пока песок не перестанет сыпаться.
Научить ребенка понимать время не так сложно, как кажется. Решив эту проблему в детстве, вы поможете ребенку стать человеком пунктуальным, для которого ощущение времени не будет слабым местом.
В 5-7 лет у большинства детей — пик познавательной активности. И это во многом лучшее время, чтобы вместе интересно и разнообразно развиваться. Пока ребёнка не затянуло в школьные будни.
Тренируйтесь по 20 минут в день и наблюдайте прогресс уже через несколько месяцев. Ребёнок начнёт лучше понимать любую новую информацию.
Занятие по ознакомлению дошкольников с часами «В мире часов»
– Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)
– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.
Встало солнышко — пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.
Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. (По И. Мельникову).
Есть и солнечные часы – всех часов предки! Сейчас они редки. Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит! Они бывают на площадях, на лужайке, в саду – у солнышка на виду! (Эльмира Котляр)
– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.
– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.
– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…
Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».
Кукареку-кукареку! Звонко петушок поет. Озарило солнце реку, В небе облако плывет. Просыпайтесь, звери, птицы! Принимайтесь за дела. На траве роса искрится, Ночь июльская прошла. Как будильник настоящий, Разбудил нас петушок. Распушил он хвост блестящий И расправил гребешок.
Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.
Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.
У реки — зеленый луг, Одуванчики вокруг Росами умылись, Дружно приоткрылись. Как фонарики горят, Нам с тобою говорят: «На часах ровно пять, Можете еще поспать!»
Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют «часами туристов». В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.
Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.
Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.
И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.
– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. (По М. Ильину, Е. Сегал)
А бывают часы песочные – точные! В них песчинки текут – секунды бегут! Как песчинки собрались, холмиком улеглись в колбочке из стекла, так и минутка истекла! (Эльмира Котляр)
Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.
Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.
Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок. (По И. Мельникову)
Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат.
На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.
А есть и новые – электронные часы неугомонные! Только раз заведи, заведешь – и год ходи!(Эльмира Котляр)
А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни.
Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.
Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.
А еще есть часы – малютки! Как сердечко бьется в грудке! «Тики-таки, тики-таки» – Круглые сутки. (Эльмира Котляр)
Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.
– Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.
А есть часы настенные – Чинные, степенные! Не убегают, не отстают! вовремя бьют! Маятник: туда – сюда… Сегодня, завтра и всегда! (Эльмира Котляр)
– Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.
Есть часы, На полу стоящие, Басом говорящие: «Бом! Бом! Бом!!» – На весь дом. (Эльмира Котляр)
– Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: «Ку-ку, ку-ку», напоминая нам о том, который сейчас час.
Живет в резной избушке Веселая кукушка. Она кукует каждый час И ранним утром будит нас: «Ку-ку! Ку-ку! Уж семь утра! Ку-ку! Ку-ку! Вставать пора!» Живет кукушка не в лесах, А в наших стареньких часах!
На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.
Эти уличные часы на столбе знакомы тебе Они здесь очень нужны: стрелки – великаны издали видны! (Эльмира Котляр)
Часы-сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: «Ку-ка-ре-ку-у!» – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит. Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. «Во саду ли, в огороде», – поют весело музыканты. Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики. (По И. Мельникову, Б. Радченко)
Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию.
Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.
Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок — серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.
Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.
Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.
Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.
«Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени» (Л. Колодный)
31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!
Кто не слышал, как бьют на Спасской башне гиганты – куранты Они часы главные – Державные! (Эльмира Котляр)