В посещении детского сада нуждается не ребенок, нуждаются родители»: о том, важно ли отдавать детей в детский сад

Нередко перед родителями встает вопрос: надо ли отдавать малыша в детский сад. Одни говорят, что именно там дети проходят социализацию и это поможет им адаптироваться в школе. Другие считают, что всё то, что ребенок может получить в детском саду, можно дать ему дома. Важен ли опыт посещения детского сада и повлияет ли его отсутствие на социализацию ребенка в будущем, объясняет пермский психолог Мария Шапошникова.

— Если ребенок не ходит в детский сад, повлияет ли это на его социализацию в будущем? Конечно, повлияет. Весь наш опыт влияет на будущее, в том числе опыт посещения или непосещения детского сада. Но в негативном ключе или позитивном — это еще вопрос.

Можно иметь такой опыт детского сада, который больше похож на хроническую травматизацию, и вместо подготовки получить сплошной стресс. Но когда вы говорите о социализации, вы, наверное, имеете в виду, как ребенок пойдет в школу, как будет взаимодействовать с другими детьми и как будет вписываться в систему «наставник — ученик». Ребенку, до семи лет просидевшему дома с бабушкой, будет, конечно, трудновато сразу адаптироваться к атмосфере школьных требований.

Опыт социализации до школы полезен. Только это необязательно должен быть детский сад.

В каких обстоятельствах ребенок тренирует свои социальные компетенции? В игре и общении со сверстниками. Где он может найти это общение? Во дворе, на детской площадке, в компании детей ваших знакомых и приятелей, в детском саду, в центрах творческого развития. Как ребенку приобрести навыки взаимодействия с наставником? Не только в детском саду. Он может получить его в центрах творческого развития, в воскресных школах, на тренировках, на разнообразных развивающих занятиях.

Основная задача детского сада — это освободить время родителям, чтобы они могли ходить на работу, пока воспитатель присматривает за детьми. Бонусом детского сада могут быть и развивающие занятия, и общение детей между собой. Но есть и минусы этой системы — большая временная нагрузка на ребенка, слишком большой, шумный коллектив, перегруженность и выгорание самих воспитателей, ну и пресловутая манная каша с комочками. Поэтому выбор за вами.

Важно помнить, что в посещении детского сада нуждается не ребенок, нуждаются родители, которым необходимо идти на работу. А ребенок, помимо любви родителей, нуждается в игре со сверстниками и в развивающих занятиях. И если вам по силам обеспечить эти ключевые потребности без детского сада, то за будущую социализацию можно не переживать.

В наше время о садике начинают задумываться, едва малыш появится на свет. Нужен ли ребенку детский сад? И если нужен, то какой – «художественно – эстетический» или «физкультурно – оздоровительный»? Как сделать так, чтобы ребенок ходил в этот садик с удовольствием? И стоит ли вообще усложнять ситуацию, поднимать такой шум вокруг проблемы выбора детского сада?

Чтобы детский сад действительно оказался приятным и полезным местом для вашего малыша, нужно хорошо подумать и понять, для чего именно он нужен вам и вашему ребенку. Спокойно оценить все плюсы и минусы того или иного решения, настроиться на то, что выбор детского сада и адаптация к нему малыша — значительная и важная работа, которая может и должна закончиться успехом.

Успех — это не значит «ходит, как все нормальные дети и ни на что не жалуется». Успех — это условия развития, оптимально подходящие именно для вашего ребенка и соответствующие вашим возможностям. Главное — не торопиться, не терять уверенности в успехе, проявить гибкость и готовность искать и пробовать разные варианты. Тогда у вас непременно все получится!

Что хорошего в детском саду?

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, «домашние» дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: «домашние» дети ничуть не хуже «садиковых». Конечно, везде есть свои исключения, но, в общем и целом ребенок, воспитанный дома, а не в учреждении, вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Другое дело, что для этого родители должны не просто «хранить» драгоценное чадо дома, а работать над развитием в нем всех этих качеств.

Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего — возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех — совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.

Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться. С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их.

Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура — этот минимальный набор обеспечит и самый простенький государственный садик. Если же вам повезет, и вы найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там по-настоящему интересно.

Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в детский сад?

Оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым — три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам. В нашем случае применима такая народная мудрость: «Скупой платит дважды». Отправив в ясли одного-двухлетнего малыша, который к этому не готов, вы ничего не выиграете. Выход на работу обернется регулярными больничными.

В большинстве случаев проблемы адаптации разрешимы, причем на это не требуется очень слишком много времени. Детский сад — стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Только малышу обязательно нужно помочь справиться с этим новым и очень серьезным опытом. Столь большое число детей, испытывающих трудности в адаптации к детскому саду, во многом объясняется их неподготовленностью к новому образу жизни. Нельзя бросать ребенка в незнакомую обстановку, как в воду, в расчете на то, что он немедленно научится «плавать». Стоит заранее уделить время и внимание подготовке к посещению садика

Кому лучше остаться дома?

В обычный, стандартный садик не следует отдавать ослабленных, часто болеющих (еще и до садика) детишек, а также малышей с неустойчивой нервной системой. Это не значит, что таких детей вообще никуда нельзя отправлять. Существуют специальные оздоровительные детские сады, но на одно лишь название полагаться не следует: если в группе пятнадцать человек и один воспитатель на две смены — большого оздоровительного эффекта посещение такого сада вашему крохе не принесет.

Если вы не планируете провести ближайшие годы на больничном по уходу за ребенком, отложите до поры мечты о садике и начинайте самостоятельно «оздоравливать» малыша: следите за его режимом и питанием, побольше гуляйте, если позволят врачи — начинайте закалять. Попробуйте изыскать возможности для того, чтобы ребенок хотя бы пару раз в неделю посещал какую-нибудь «школу развития», игровую группу. Если это никак невозможно, по крайней мере, выбирайтесь с ним в гости, чтобы он понемножку «отрывался» от вас, узнавал, что мир вокруг широк и не опасен.

Здравствуйте. Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на этот вопрос.

№0 | Алесик писал(а):
нужно ли отдавать ребенка в детский сад, если это не является необходимостью для семьи

Не нужно, потому что, никто, кроме близкого родного человека не сможет лучше обращаться, относиться и воспитывать вашего ребенка. В идеале это должна быть мама.

Психолог, Клинический Транзактный Системный — г. Москва

Психолог, Клинический Транзактный Системный

Психолог, Консультант — г. Владивосток

Психолог, Кризисный психолог — г. Орёл

Психолог, Кризисный психолог

№4 | Сивкова Татьяна Сергеевна писал(а):
Очень многое зависит от характера и индивидуальных особенностей ребенка

Психолог, Экзистенциальный консультант — г. Минск (Беларусь)

Психолог, Экзистенциальный консультант

г. Минск (Беларусь)

Ранний опыт выживания, травмирования, отвержения и разлуки с мамой, быть сиротой при живых родителях.

Если ребенок активный и общительный, то и без садика прекрасно уживется в любом коллективе. А если у него закрытый характер, если он стеснительный, молчаливый, пассивный, то садик для него ПЫТКА, и только. Ему нужно много времени, чтобы научиться общаться. Такие дети даже в школе с большим трудом привыкают к коллективу, школа для них тоже ПЫТКА.
И только в институте они потихоньку раскрепощаются, а на работе вполне себе хорошо уживаются в коллективе, это мои личные и профессиональные наблюдения.

Нет, садик — это тюрьма для ребенка, а детский центр — место, где ребенок проводит время, достаточное, чтобы удовлетворить потребность в общении и знаниях и пойти к своей любимой мамочке, которая его ждет за дверью.

№7 | Троян Татьяна Николаевна писал(а):
Ранний опыт выживания, травмирования, отвержения и разлуки с мамой, быть сиротой при живых родителях.

Психолог, Когнитивно-поведенческий Семейный — г. Пушкино

Психолог, Когнитивно-поведенческий Семейный

Буду краток:)))
До трех — воспитывать только дома. С мамой, или на худой конец, «лицом ее заменяющим».

После трех — «социализация» обязательна.
А уж посредством детсада или школ развития — дело вкуса и возможностей родителей.
Важно общение и взаимодействие со сверстниками (и не только).
Няньки и гувернеры в этом плане бесполезны. Они хороши накормить или научить.

Реальная социализация возможна только на практике, в играх и совместной деятельности, во взаимодействии, конфликтах и приобретении реального опыта в их разрешении.

А если подробнее, то из собственного опыта (около года посещений) отмечу: развивающие занятия, например, по методе Монтесори, проходят «под присмотром» взрослых, а на практике — контролируется каждый шаг, как родителями, так и педагогом-психологом, иногда наскоро подготовленным.
Поэтому развивающие группы безусловно хороши для развития, но не могут заменить условия «создаваемые» «реальным детским садом».
Допустим, оградить от детсадика Вы сможете, а потом и в школу будете с ним рядышком ходить? А там — бывшие «реальные детсадовские пацаны».

Много домыслов, теорий, мнений. А вот исследования на эту тему проводились? Скажем сравнить 200 обычных детей, которые с 3 до 6 лет ходили в дет.сад и столько же, но остались дома. Вопрос ведь интересный.

№10 | Люся_ писал(а):
а что проверяют психологи в конце подготовительной группы у детей ? . как? и что смотрят?

Для чего вам? Меньше знаешь лучше спишь. Проведут тесты, может поговорят и примут решение, сказав, что всё в порядке или над чем надо работать.

Психолог, Когнитивно-поведенческий Семейный — г. Пушкино

Психолог, Когнитивно-поведенческий Семейный

В д\с это позволяет определить психологу и родителям, нужна ли и главное — какая коррекция показана ребенку. Так что не пропускайте возможность пройти.
. А заодно и отчетность для администрации, рост вглубь и вверх отражается))))

Из опыта работы в гимназии:
— если в классе недобор, то Вам «после психолога» скажут, что ребенок справится)))
— а если 4-5 чел на место (такое бывало) — то: «У Вашего ребенка недостаточная подготовка. Трудно ему будет. Можем взять в хореографический — там танцуют и ума не надо»
)))

№13 | Виталий Болдузев писал(а):
если в классе недобор, то Вам «после психолога» скажут, что ребенок справится)))
— а если 4-5 чел на место (такое бывало) — то: «У Вашего ребенка недостаточная подготовка. Трудно ему будет. Можем взять в хореографический — там танцуют и ума не надо»
)))

г. Гданьск (Польша)

№0 | Алесик писал(а):
Хотелось бы понять нужно ли отдавать ребенка в детский сад, если это не является необходимостью для семьи (то есть есть бабушка, или возможность нанять няню).

До трех лет — однозначно НЕТ. Только мама нужна ребенку в этом возрасте. Иначе будет как в советское время с его нововведением — яслями: вспомните количество маньяков, которое получилось в результате появления яслей и отлучения ребенка от матери в раннем возрасте. Это доказанное взаимовлияние: чем меньше ребенок видит, чувствует мать, тем более ожесточенным и агрессивным он вырастет.

Здесь уже во многом зависит от Вас и Вашего ребенка, его характера, темперамента, вкусов, склонностей. «Домашние» дети вырастают как правило долюбленными и, соответственно, они более спокойны. Очень часто это уверенные в себе люди или даже самоуверенные, сверхуверенные.
Если ребенок активный, без коллектива ему будет сложнее, он не будет знать, куда деть свою энергию и Вы, как воспитатель, можете быть ему скучны и неинтересны.
Детский сад социализирует, согласна, но вопрос — как? Какова будет его социализация? Ведь это зависит от тех детей, с кем растет ребенок в детском саду и тех воспитателей, которые с ним работают. И этот момент практически невозможно проконтролировать.

Далеко нет. Опять же очень много факторов на это влияет. В конце концов можно и обучение на дому организовать. Вспомните Пушкина, которого растила няня Арина Родионовна. Какой талант вырос 🙂 Кто знает, рос бы он как все, стал бы он «как все», «серой массой»?

№7 | Троян Татьяна Николаевна писал(а):
место, где ребенок проводит время, достаточное, чтобы удовлетворить потребность в общении и знаниях и пойти к своей любимой мамочке, которая его ждет за дверью.

Когда я только начинала работать нейропсихологом, мне часто задавали вопрос относительно оптимального возраста ребенка для посещения садика. Я читала много медицинской и психологической литературы по этому вопросы. Но заметила, что во многих случаях мнения расходятся (особенно в психологических аспектах данного вопроса). Мой профессиональный интерес усилился и личным, когда у самой появились дети. Я первое время отвечала родителям: «Все дети разные и степень готовности к садику у всех тоже разная»

Но как-то раз ко мне пришла на прием мама с дочкой, Кристиной (3года). Девочка смышленая, любопытная. Но шагу шагнуть от мамы не может. А мама пришла с тревогой по поводу развития речи. Малышка умная, но практически ничего не говорит.

Играла Кристина со мной, не отходя от мамы, хотя при этом в садик ходила. Наблюдаются у врача, который и рекомендовал посещение нейропсиолога. Девочку мама была вынуждена отдать в садик в 1,5 года, поскольку на тот момент маме нужно было работать. Кристина ходила туда с трудом, все время плакала, не отпускала маму. А потом просто смирилась, но речь развиваться словно перестала.

После той консультации я стала больше замечать, что таки деток, как Кристина, очень много. Я не веду статистику, конечно, но наблюдаю такую взаимосвязь: чем раньше малыша отдают в детский садик, тем сложнее у него развиваются определенные высшие психические функции (внимание, мышление , речь и т.д). Многие родители и специалисты со мной не согласятся. Я и не претендую на правоту, я только лишь делюсь своими наблюдениями.

В чем конкретно я как нейропсихолог вижу эту взаимосвязь?

Со скольки лет отдашь ребенка в садик – на столько и будет развит его мозг?

В 1-1,5 года для ребенка символом безопасности является мама и папа. Малыш интуитивно чувствует, что он не сможет о себе позаботиться, поэтому ему важно видеть и чувствовать рядом именно «своих» взрослых. Когда мама приводит ребенка в таком малом возрасте в садик, малыш испытывает сильнейший стресс. Ему страшно, поскольку его маленький, но очень важный безопасный мир в лице мамы внезапно исчезает.

Это мы, будучи родителями и взрослыми рациональными людьми, прекрасно знаем, что вечером встретимся со своим ребенком, а вот малыш этого не понимает. Ребенок в этом возрасте живет в режиме «здесь и сейчас». И если мамы сейчас нет, значит и не будет. Иногда дети выражают этот страх криками и протестами, а иногда просто «уходят в себя».

Многие родители с гордостью говорят мне о том, что и малыш почти не плакал и вел себя спокойно. Это наша родительская иллюзия, это нам взрослым так хочется успокоить свою тревогу. На самом деле ребенок плакал, только внутри себя. Переживание страха у ребенка в этом случае усиливается еще и тем, что внимание взрослого в лице воспитательницы рассредоточено на всех детей группы. Малыш видит, что на его потребности взрослый откликается далеко не сразу. В моменты сильной тревоги многим детям помогают объятия, но и здесь воспитатель не может «разорваться» и дать этого рода поддержку по первому требованию.

А теперь представьте, что какие знания может усвоить и какие умения развить ребенок, когда он находится в таком стрессе?! У деток, в отличие от взрослых, когда идет переживание сильных эмоции, части головного мозга, которые отвечают за развитие познавательных процессов, напрочь отключаются. Конечно, это происходит именно тогда, когда ребенка отдают в садик слишком рано.

Вам знакома такая картина, когда ребенок сильно плачет из-за упавшей на дорогу печеньки, а Вы пытаетесь донести логические доводы, что «я куплю тебе новую», «не стоит из-за этого расстраиваться» и «сам ты виноват»? Но малыш вас не слышит. Он словно поглощен своим горем по поводу печеньки. Так же и в садике, когда Ваш ребенок находится в постоянной тревоге, его мозг перестает развиваться так, как если бы он развивался дома с мамой.

Поэтому, когда я вижу очередную рекламу новомодного детского садика, где деток приглашают аж с 1 года, меня просто распирает от возмущения. Такая реклама словно подначивает мам отдать им на воспитание свое чадо. А еще мне забавно видеть, что прилагается к этому садику обучение иностранным языкам, занятия с логопедом, всякого рода умные «развивалки».

О каком обучении может идти речь, если ребенку страшно?

Так когда же стоит отдавать ребёнка в садик?

На мой взгляд, самый минимальный возраст, когда стоит вести ребенка в садик на весь день — это 3 года. В этом возрасте уже сформирован ряд важных функций головного мозга, ребенок уже может примерно ориентироваться во времени (утро, день, вечер), он также уже уверен в том, что родители обязательно за ним придут. Переживания и страх, конечно же, тоже будет, но не в таки масштабах и не с такими последствиями для здоровья и психического развития ребенка.

Как я уже говорила, многие родители приведут мне обратные примеры о том, как их ребенок стал лучше говорить, запоминать и соображать, ходя в садик. Да, и такое бывает, но в разы реже. Чаще всего, это связано с тем, что ребенок оказался очень стрессоустойчивым. Его страхи компенсировались чувством интереса ко всему новому, что есть в садике. А еще дети развиваются в садике лучше, чем дома, когда либо в семье царила неблагоприятная атмосфера (конфликты между родственниками, например), а в садике жизнь ребенка стала спокойней, либо когда личность воспитателя оказалась более открытой, внимательной и чуткой, чем личность мамы (и такое тоже бывает).

Поэтому, уважаемые родители, если у Вас есть возможность растить малыша дома до 3 лет, — так будет для него лучше. На модные «развивалки» можно водить отдельно. Если важно и нужно работать маме, и я тут мам прекрасно понимаю, то бабушки и няни в помощь. Ну, а если совсем некуда деваться, то садик, но с обязательным посещением детского психолога.

На занятия с психологом Вы сможете узнать, как можно подготовить морально малыша к садику, получите подсказки, как справляться с детскими предсадичными истериками, а также Ваш малыш в кабинете психолога сможет снять то эмоциональное напряжение, которое накопилось после посещения садика.

И помните, что главное – не раннее развитие, а своевременное!

И ещё: давайте уже признаем, что садик нужен в первую очередь нам, родителям. Потому что нам так по многим причинам удобнее устраивать свою жизнь. И это ни плохо, ни хорошо.

Маленькому ребёнку нужно в первую очередь ощущение безопасности, опоры, защиты и любви.

Да, собственно, и нам, взрослым, тоже…

Жду вас с вашими детками на нейродиагностику, нейрокоррекцию, песочную терапию и консультации для родителей!

Уютный кабинет по адресу г. Екатеринбург, ул. Чебышева 4, оф. 413/1.

Предварительная запись обязательна!

Звонить и записываться можно с пн по вс с 10:00 до 20:00.

Телефоны 8-909-700-7669, 8-922-729-4704

Также провожу консультации с детьми и родителями из других городов и стран по Скайп!

Часто на момент окончания детского сада некоторым его воспитанникам только исполняется 6,6 года. По закону в этом возрасте уже можно идти в школу. Но что, если родители хотят оставить ребенка в саду еще на год? Может ли его администрация препятствовать этому? Отвечает заведующий лабораторией образовательного права Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ Виталий Матвеев.

Вопрос. Дочке на момент окончания садика будет 6,6. Не хочу отдавать ее в школу так рано. Но заведующая говорит, что на второй год ее не оставит. Это законно?

Ответ. Действующее законодательство в сфере образования не устанавливает конкретных сроков окончания дошкольных образовательных организаций.

Указанный заведующей возраст — это лишь примерный возраст, по достижении которого ребенок может быть допущен к освоению программ начального общего образования. Но не обязан.

Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет.

Фактически именно возраст 8 лет является предельным для нахождения в дошкольной образовательной организации. После ребенок должен приступить к освоению школьной программы.

Кроме того, учебный год в школе начинается, как правило, 1 сентября. Но не все же дети рождаются именно 1 марта, так что и для поступления в школу был установлен не конкретный возраст, а именно возрастной интервал.

Аналогичная позиция выражена и в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373. Так, согласно п. 6, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений.

Любое иное толкование приведенных положений нарушало бы право граждан на получение дошкольного образования.

Таким образом, позиция заведующей детским садом является незаконной и нарушает право ребенка на образование.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

В посещении детского сада нуждается не ребенок, нуждаются родители»:  о том, важно ли отдавать детей в детский сад

Детский сад — это хорошо, это социализация, школа жизни и собственно подготовка к школе. Ещё это возможность для мамы снова выйти на работу, а для дедушек и бабушкек — пожить немного для себя. Так уж ли необходимо всем детям без исключения идти в сад? Мама двоих детей и психолог Ирина Кузьмина считает, что каждая семья должна решать это сама, без оглядки на общественное мнение.

Записываюсь в национальную библиотеку, необходимо было указать профессию и место работы. Написала психолог, мама в декрете. У меня дочка пяти лет и сын, которому скоро три.

Когда ты детский психолог, окружающие ждут, что и дети у мамы-психолога живут «в гармонии и ведут правильный образ жизни». Представляете удивление, когда на вопрос «Как дела в садике?», они слышат, что мои дети туда не ходят? «Как же так! — слышу я, — вы же психолог и как никто другой должны знать, что детям важно и нужно ходить в сад!». Я улыбаюсь и говорю: «Ну как-то так». А что ещё скажешь?

Когда я только закончила вуз, моя подруга родила чудесную дочку. Её ответ на вопрос «В садик встали?» меня удивил. Она была против сада и вполне логично обосновывала своё решение. Я же осталась при своём мнении. Самой мне в саду нравилось, и только потом я поняла, что во многом это была заслуга родителей.

Спустя какое-то время я поработала психологом в детском саду (насмотрелась). Вскоре тоже стала мамой, и мы даже встали в очередь на садик… Но отдавать туда детей мы с мужем не спешили. Во-первых, мы вместе с ним занимаемся воспитанием детей, благодаря этому я тоже могу зарабатывать (но это другая тема). Во-вторых, когда дочке было два года, родился второй ребёнок, а с двумя детьми в декрете находиться намного легче и веселее.

Поэтому мы начинали откладывать поход в сад всё дальше и дальше, но зато активно ходили на развивающие занятия: танцы, музыка (фортепияно), изо, английский

У нас сад заменён развивающими занятиями, долгими прогулками, общением с друзьями, а также воспитанием и уходом за собакой и попугаем (скоро рыбок заведём).

Я не категорична по поводу сада, когда мы с мужем сильно заняты, мы оставляем их в частном саду (но это скорее исключение, чем правило, в то же время им очень нравится).

Важно помнить, что дети разные. Есть такие, кому сад просто необходим, ведь там они действительно быстро развиваются и социализируются. Но опять же это происходит не до трёх лет, а позже, лучше всего в четыре-пять, а до трёх лет стоит посвятить время детям.

С пяти лет в саду достойная подготовка к школьной жизни: это и режим, дисциплина, и действительно разностороннее развитие детей (особенно при хорошем педагоге), ну и общение с детьми, что тоже немаловажно.

Может быть, сын в пять лет и пойдёт в сад, он менее ранимый, чем дочь, не позволяет собой манипулировать. Есть дети, которым стандартная система образования (чем и является сад), ну никак не подходит.

В посещении детского сада нуждается не ребенок, нуждаются родители»:  о том, важно ли отдавать детей в детский сад

Почему ребёнок в детском саду рыдает, не хочет есть и слушаться воспитателей

Чтобы ребёнок нормально раскрыл все свои способности, смог гармонично развиваться, а не замыкаться в себе, необходимо (условно назовём) «домашнее дошкольное обучение». Это позволит подготовить ребёнка к школе и избежать «детских травм».

К примеру, София умный и общительный ребёнок, но в то же время в более раннем возрасте она была очень скромная и болезненно относилась к критике в свой адрес. Сейчас она умеет отстоять свою позицию, также у неё просыпаются лидерские качества, желание учиться, у неё много друзей.

Чаще всего мы с детьми вместе 24 часа в сутки. Я, как и любая мама, могу уставать, да и они устают, друг от друга в том числе. Но у каждого в семье есть личное пространство и свои способы «разгрузки». Мне очень помогают спорт и книги, детям — домики-палатки, беседы, мужу — рыбалка. Между нашими детьми нет вражды, ревности и злости, вместо этого — забота друг о друге и уважение.