В современном обществе большое значение имеют лидерские качества в человеке. Поэтому родители начинают думать о воспитании личности малыша буквально с первых дней его жизни. Есть три простых правила, которые могут помочь сформировать характер ребёнка с самого детства.
Сильный характер и привычки поведения
Некоторых родителей волнует такой вопрос — не слишком ли мягкий подход к воспитанию детей считается нормой в наши дни? И не противоречит ли он принципам формирования характера ребёнка?
Что значит сильный характер и характер вообще? Попросту говоря, характер — это комплекс стойких, сравнительно постоянных психических свойств, которые определяют особенности отношений и привычки поведения определенного человека. То есть это то, как человек ведет себя в жизни. Кроме того, сила характера может проявляться в экстремальных условиях, в стрессовых ситуациях и при переменах в жизни.
Некоторые считают «сильными» людей напористых и агрессивных. Тем не менее практика показывает, что в стрессовой ситуации, при необходимости принимать важные решения, делать выбор и брать на себя ответственность сильными как раз являются люди, обладающие несколько иными качествами, сформированные при помощи воспитательных методов, которые не травмируют психику ребёнка.
Каковы ваши шансы достичь долголетия: пройдите тест от ученых
Психологическое развитие ребёнка: врожденные и приобретенные качества характера
Есть вещи, которые человек изменить не в состоянии. Например, темперамент. У некоторых детей процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения, что оказывает определенное влияние на развитие ребёнка — он становится легковозбудимым.
Один ребёнок получает с рождения черты экстраверта и занимает активную позицию по отношению к миру, а другой — интроверта, то есть не один раз подумает, прежде чем вмешиваться в то, что уже как-то сложилось в жизни без его участия.
Пытаться бороться с темпераментом, например, добиваться активной жизненной позиции от флегматичного ребёнка не всегда имеет смысл. А вот сделать так, чтобы ребёнок мог принимать себя таким, какой он есть на самом деле, чтобы у него хватило внутренних ресурсов для того, чтобы адаптироваться к окружающей его действительности, действительно нужно. Пусть ребёнок занимается тем, что ему нравится. Поддерживайте его в этом. Так он точно будет уверен в том, что хорош таким, какой есть.
Правило первое: любви много не бывает
Очень часто родители боятся избаловать своего ребёнка, а иногда еще и обвиняют в излишней любви к малышу бабушек. Только разве можно «неправильно» любить малыша? Можно ли испортить его чрезмерным вниманием и любовью? Правильный ответ — нет, нельзя! Но вот что на самом деле вредно — это неправильное представление о допустимых границах. Ребёнка балуют не тем, что много дают, а тем, что приносят себя в жертву и позволяют малышу думать, что это абсолютно нормально.
На самом деле в разумном самоограничении, на которое идут родители для нормального развития ребёнка ничего плохого нет. Это нормально, когда после рождения малыша его родители планируют встречи со своими друзьями с учетом того, что у них теперь есть маленький ребёнок. Они пересматривают свой бюджет с учетом затрат на развитие ребёнка. Они бросают свои дела и спешат к малышу, когда он плачет. А вот на жертвы идти совсем необязательно. Например, покупать дорогие вещи для малыша при скромных доходах семьи. Нельзя позволять младенцу кусать за грудь маму. Можно просто спокойно сказать ему «нельзя» и прервать кормление. Вполне возможно, придется несколько раз так поступить, пока малыш это поймет. А еще нельзя игнорировать неправильное поведение ребёнка, например, молчать, когда он бросается едой. Малыш должен знать, что родители недовольны его поведением, так он постепенно научится определять чужие границы, а заодно и устанавливать свои, учиться отказывать и ставить на место обидчиков.
Все это имеет огромное значение для формирования характера. Сильный человек не будет считать, что весь мир ему «должен». Он умеет договариваться с этим миром, и это поможет ему в будущем правильно реагировать в разных жизненных ситуациях.
Правило второе: родители не должны поддаваться страхам
Родители редко обходятся без страхов — вдруг малыш заболеет, вдруг с ним что-нибудь случится? Вдруг ему будет трудно учиться, и он не поступит в университет? У каждого из родителей имеются собственные страхи, которые они иногда просто не могут не передавать детям собственным эмоциональным фоном, действиями, словами. В то время как лучшее средство для воспитания сильной личности — это вера в ребёнка. Хочется уточнить — не уверенность в том, что малыш хорошо выполнит задания своих родителей, а вера в то, что он справится с задачами, которые поставит перед ним жизнь. И справиться так, как он сам посчитает нужным.
Эта уверенность передается ребёнку, когда он видит реакцию взрослых на появление потенциальной опасности и в случае простых неудач. У малыша что-то не получается? Не стоит жалеть его и делать все самим. Это может еще больше усилить его недовольство. Лучше дать ему возможность попробовать еще раз. И, скорее всего, через некоторое время у него все получится. И обязательно разделяйте с ребёнком радость успеха.
Правило третье: тактильный контакт с ребёнком и исправление ошибок
Вырастет ли малыш неженкой, если его слишком «нянчить»? Если под этим словом подразумевается большое количество внимания и обнимашек — то нет. Тактильный контакт с мамой помогает малышу научиться чувствовать и любить свое тело. Это хороший фундамент для формирования уверенности в себе.
А еще нужно спокойно реагировать на детские конфузы — вместе стирать пролитое молоко со стола и относить в стирку мокрые штанишки. Это научит ребёнка исправлять ошибки, а не зацикливаться на чувстве стыда.
Сила характера — это в конечном счете уверенность человека в собственных силах и способность решать проблемы за счет того ресурса, который имеется у него в наличии. Это даст возможность в будущем справляться с любыми сложностями и сформирует способность слышать, понимать людей и взаимодействовать с ними. И все эти качества как раз и помогут воспитать внимание и понимание со стороны родителей.
Что такое личность? Определение и характеристика на примере развития ребёнка
Личность — это достаточно интересный предмет исследования психологов, потому как каждый человек по-своему уникальный. Невозможно дать четкое описание личности, отталкиваясь от определённых терминов, ведь влияние оказывает как семья, так и общество, окружение, обстоятельства. Развитие личности начинается с самого детства, сложно изменить зрелого человека, процесс формирования необходимо корректировать с ранних лет. Что такое личность? Какие факторы влияют на развитие ребёнка? Давайте рассмотрим ответы на эти вопросы.
Что такое личность? Это совокупность определённых качеств, взглядов, эмоций, предпочтений, целей и идей. На самом деле с самого детства можно повлиять на личность, если изменить те самые факторы, которые оказывают влияние. Например, убеждение в том, что такое хорошо, а что такое плохо чаще всего прививают родители. Наверняка вы замечали, насколько сильно дети похожи на маму и папу, как сильно они схожи во взглядах, мыслях или даже предпочтениях. Ребёнок впитывает все как губка, поэтому личность может развиваться по-разному, если малыша окружать любовью или если им пренебрегать. Много лет психологи и социологи изучают вопрос касательно того, почему человек поступает именно так, а не иначе. Происходит это из-за того, что у каждого есть набор тех самых личностных качеств, которые отличают его от других членов общества.
Развитие личности у ребёнка
Часто можно наблюдать, как в одной семье растут несколько братьев и сестёр, которые существенно отличаются характером друг от друга и ведут себя в разных ситуациях по-разному. Почему так происходит, ведь воспитываются они в одной семье, одними самой и папой? На самом деле семья является лишь частью факторов, которые влияют на развитие личности. Ребёнок постоянно переживает какие-то эмоции, он общается со сверстниками и решает проблемы также по-своему. Развитие личности ребёнка состоит из двух аспектов. Взрослея, он начинает осознавать своё место в обществе и мире, вторым аспектом развития личности является волевая сфера и чувства, эмоции.
Ребёнок осознаёт себя личностью если:
1. Он часто применяет личные местоимения. Часто в разговоре и действиях фигурирует «я», «мне», «я сам».
2. Он чётко для себя решил, что такое хорошо, а что такое плохо. Вполне доступно может объяснить, почему отказывается от чего-то одного во благо чему-то другому.
3. Овладел навыками самоконтроля. Его «хочу» теперь не несёт исключительно эмоциональный характер. Ребёнок может осмысленно делать выбор, прогнозируя конечный результат. Часто советуется, старается анализировать и делать выводы.
4. Своими словами может донести стороннему слушателю о том, каким себя позиционирует: какой он как человек и как выглядит. Также вполне доступно может изложить о своих мотивах, пережиганиях, проблемах.
Ощутить себя личностью ребёнок может не ранее 2-х лет, психологи пришли к выводу, что возраст 3 года является среднестатистическим для формирования личности. В 5 лет ребёнок уже сформирован, четко ощущает себя частью общества, активно взаимодействует с окружающим миром и знает, какое место в социуме занимает. Именно поэтому психологи советуют родителям начинать развитие ребёнка именно до 5 лет, потому как он постоянно взвешивает все за и против, прислушивается, впитывает, вникает. В этот период родители должны уделить максимум внимания и вложить все самое хорошее, ведь потом будет поздно.
— Формирование личности ребёнка в институте семьи. В первую очередь влияние оказывает именно семья. Безусловно, также это компания друзей, учителя, одноклассники, улица и культура общества, но формирование личности начинается непосредственно с семьи. То, что ребёнок видит, слышит становится для него определенным эталоном. Чаще всего именно у родителей ребёнок заимствует модель поведения, старается подражать. Порой осознанно, а иногда также подсознательно.
Семья является связующим звеном между обществом и малышом, потому как именно они должны объяснить, почему происходит именно так, и как можно на месте ребёнка повлиять на конкретную ситуацию. Важно научить реагировать на проблемы и обстоятельства, развить определенный иммунитет на неприятности.
— Формирование личности в общении. Когда ребёнок начинает общаться на только с родными, но и с посторонними, у него появляется поведенческая реакция на различные ситуации, он начинает применять приобретённые эмоциональные навыки. Общение со сверстниками особую роль играет именно в пубертатном возрасте, если у ребёнка будут проблемы с противоположным полом или недопонимания со сверстниками, то это может отразиться уже на личности взрослого человека. Родителям стоит проявить максимум поддержки и понимания, чтоб уберечь ребёнка от развития комплексов на всю жизнь.
Как повлиять на развитие личности ребёнка?
1. Общайтесь с ребёнком как с партнером. Часто родители становятся очень авторитарными, стараются продемонстрировать свою власть, поэтому есть риск того, что ребёнок вырастет несамостоятельным. Дайте ему возможность принимать решения и делать выбор без вашего непосредственного влияния. Старайтесь разговаривать так, будто это ваш друг, партнёр, товарищ.
2. Меньше запрещайте. Ограничивая ребёнка, вы сильно подавляете развитие его личности. У него складывается впечатление будете им постоянно недовольны, кажется, что он не прав и много ошибается. Поддерживайте и чаще объясняйте, почему ему не стоит этого делать, но не в приказном тоне.
3. Дайте ему немного свободы. Часто родители, а также бабушки и дедушки, стараются ребёнка во всем контролировать. Это хорошо с точки зрения безопасности, но с точки зрения личности — огромный минус. Важно иногда отходить в сторону и давать ребёнку свободу в выборе друзей, досуга, интересов. Постарайтесь выделить несколько сфер его деятельности, в которые вы не будете вникать. Так он почувствует возможность стать самостоятельным и будет формироваться как личность, индивид.
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
С одной стороны, характер представляет собой относительно постоянное образование. Некоторые его черты можно обнаружить у детей уже в раннем возрасте. С другой стороны, в отличие от темперамента, в определенной степени характер продолжает меняться на протяжении всей жизни.
Огромное влияние на формирование и развитие характера ребенка оказывает его общение с окружающими (и, в особенности, значимыми) людьми. В своих поступках и формах поведения малыш во многом копирует взрослых. Он перенимает их привычки и поведение с помощью эмоциональных подкреплений и прямого научения через подражание.
Известный психолог, Эрик Эриксон, считал: несмотря на то, что основы характера закладываются в детстве, он все же сохраняет способность меняться на каждом этапе жизни. Ученый предложил разделить жизненный цикл человека на восемь стадий, последовательно сменяющих друг друга. Переход от одной стадии к другой всегда сопровождается кризисом возрастного развития. От того, как человек проходит этот кризис, зависит то, какие черты характера в итоге он приобретет.
Подробно рассмотрим пять стадий, выпадающих на детский и подростковый период.
Младенчество
Данная стадия является крайне важной, поскольку она связана с формированием основ здоровой личности в виде чувства базового доверия к миру. Главное условие выработки такого чувства — это способность родителей организовать жизнь малыша таким образом, чтобы у него появилось ощущение надежности, последовательности и предсказуемости окружения. В этом случае ребенок сможет выдерживать разлуку с матерью без чрезмерной тревоги и страданий, связанных с отделением от нее. Он приобретет такие черты характера, как надежда и оптимизм.
Если же мать оказывается ненадежной, несостоятельной и склонной к отвержению младенца, в его характере закладываются подозрительность, замкнутость, недоверие и тревожность.
Раннее детство
Эта стадия начинается с годовалого возраста и продолжается примерно до трех лет. Ребенок растет, становится все более самостоятельным. Он осваивает целый ряд действий: научается ходить, говорить, пользоваться горшком, умываться и есть.
Поощрение такой самостоятельности в разумных пределах способствует обретению ребенком автономии. В этот период он впервые сталкивается с нормами и требованиями общества, на конкретных примерах постигает такие категории, как «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», «добро» и «зло». Если кризис разрешается успешно, у малыша закрепляются навыки самоконтроля и волевые качества личности.
Если родители чрезмерно опекают ребенка или имеют завышенные ожидания на его счет, он становится слабовольным, неуверенным в себе, склонным к сомнениям и переживанию чувства стыда за собственные проявления.
Дошкольный возраст
По-другому данный период еще называют «возрастом игры». Он длится приблизительно с трех до шести лет. У ребенка появляется интерес к различным трудовым занятиям. Он учится устанавливать контакт со сверстниками, решать жизненные задачи. Обретает новые навыки. Вместе с тем возрастает и его ответственность: за себя, за младших членов семьи и питомцев. В это время игра является важной частью жизни. Она позволяет малышу воссоздавать, исправлять и предвосхищать события.
При поощрении родителями энергичных и самостоятельных начинаний ребенка, стимулировании его любознательности и фантазии, развивается инициативность, активность, предприимчивость, творческие способности. Расширяются границы независимости. Малыш научается идентифицировать себя со значимыми людьми, легко поддается воспитанию и обучению. Он добровольно принимает на себя социальные нормы и запреты, учится самоограничению.
Если же родители, напротив, будут жестко подавлять ребенка, ограничивать его свободу выбора, контролировать и наказывать, у него разовьется чрезмерное чувство вины, следствием которого выступают пассивность, скованность и неспособность к продуктивному труду.
Школьный возраст
Соответствует периоду 6-12 лет, который связан с поступлением в школу и систематическим обучением. Для ребенка на данном этапе важно научиться завоевывать признание с помощью полезных и нужных дел. Главный вопрос, на который он пытается найти ответ, звучит так: «А способен ли я?». Он стремится узнать, как устроен мир. Осваивает правила осознанной дисциплины, готовится ко взрослой жизни. Закладываются основы трудолюбия, стремления к достижению. Помимо этого, ребенок должен обрести важные умения, связанные с социализацией: навыки кооперации, сотрудничества и здорового соперничества.
Школьников необходимо поощрять к мастерству, рукоделию, готовке. Обязательно хвалить за достигнутые результаты, приучать доводить начатые дела до конца. Это благоприятно скажется на формировании чувства компетентности, умелости, уверенности в своих навыках и способностях.
Но если взрослые будут воспринимать занятия и увлечения ребенка как «баловство», якобы отвлекающее его от «серьезных дел», если они предъявляют к нему завышенные или заниженные требования, вполне возможно, что у него разовьется комплекс неполноценности, сопровождающийся чувством некомпетентности, сомнениями в собственных способностях и статусе, занимаемом среди других детей.
Юность
По Эриксону, период юности длится с 12 до 20 лет. Это второй этап, связанный с развитием автономии. Время, когда подростки бросают вызов требованиям родителей и общественным нормам. На их горизонте теперь возникают новые социальные роли. Формируется отношение к миру, личные идеалы и ценности. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я есть?» и «Какой я?».
Задача данной стадии заключается в том, чтобы соединить все имеющиеся представления о самом себе в целостный образ. Если подростку это удается, то по выходу из кризиса он обретает верность себе и своим принципам, способность делать собственный выбор, при этом соблюдая общественные устои и правила.
Если идентичность остается неинтегрированной, возникает чувство неопределенности, бесполезности, душевного разлада, что нередко приводит к делинквентному поведению.
Как было сказано выше, характер ребенка может меняться в течение жизни. И если на какой-то из стадий развития что-то пошло не так, не отчаивайтесь. Обратитесь за помощью к детскому психологу.
Нередко в пубертатный период можно наблюдать у подростка заострение каких-либо черт характера, их чрезмерную выраженность. Такую дисгармоничность личности психологи называют таким термином, как акцентуация.
Что такое акцентуация?
Важно понимать, что акцентуация — это не патология, не расстройство и не диагноз. Скорее, это сильная заостренность отдельных личностных черт. Однако такая дисгармония может затруднять адаптацию подростка в обществе и повышать его уязвимость по отношению к определенным внешним условиям и обстоятельствам.
По мнению исследователей, в развитых странах большинство людей имеет какие-либо акцентуации. В подростковом возрасте они являются наиболее выраженными, а по мере взросления могут сгладиться вовсе.
Многое зависит от того, в какие условия попадает подросток:
- благоприятное стечение обстоятельств позволяет ему успешно реализовать себя в социуме, максимально раскрыв свои сильные стороны;
- неблагоприятное влияние внешних факторов, адресованное к наиболее уязвимому месту в характере ребенка, напротив, приводит к еще большему заострению акцентуированных черт, иногда достигающему уровня патологии.
Подростки с явно выраженными акцентуациями образуют группу высокого риска из-за их уязвимости к неблагоприятным влияниям окружающей среды и психическим травмам. Для того, чтобы сгладить акцентуированные черты характера и научиться жить с ними, им нередко требуется помощь психолога.
Типы акцентуаций
Тип акцентуации характера у подростков влияет на многие жизненные аспекты: на особенности поведения (в том числе и на его нарушения), на отношение к другим людям, к миру и к самому себе. Для всех типов характерны как свои сильные стороны, так и свои уязвимые места. Различные типы акцентуаций могут сочетаться между собой.
Гипертимный
Гипертимные личности с детства удивляют всех своей высокой подвижностью и склонностью к озорству. Они общительны, болтливы, любят шумные компании. На них часто жалуются воспитатели и учителя за их неугомонный нрав. Первые проблемы, как правило, возникают в школе. Несмотря на высокие способности, живость ума, умение схватывать информацию на лету, ребенок не может хорошо учиться. Он легко отвлекается, имеет проблемы с усидчивостью и дисциплиной.
В подростковом возрасте чрезмерная подвижность сглаживается. Однако начинают еще более ярко выступать особенности характера. Главной чертой гипертимных подростков является постоянно приподнятое настроение, которое изредка омрачают кратковременные вспышки агрессии и гнева.
Гипертимы плохо переносят строгую дисциплину, монотонные занятия, безделие и одиночество. Их сильной стороной выступает высокая выносливость, активность, находчивость, стремление к лидерству и готовность брать на себя ответственность.
Эпилептоидный
Для эпилептоидных подростков характерно преобладание тоскливо-злобного настроения, раздражительность, эмоциональная взрывчатость, конфликтность, привычка «срывать зло» на тех, кто слабее. Эпилептоиды стремятся властвовать и устанавливать свои правила. Еще с младенчества они могут часами плакать, кричать, и родителям кажется, что их просто невозможно успокоить.
И в то же время эпилептоиды очень упорны, выносливы, пунктуальны и обязательны, внимательны к мелочам. Они могут добиваться успеха на руководящих постах. Справиться с агрессией, в свою очередь, помогают занятия спортом.
Истероидный
В качестве основной черты истероидных личностей выделяют постоянную жажду внимания к собственной персоне, которую невозможно утолить. Такие подростки очень артистичны, обладают развитой интуицией, заразительной эмоциональностью, стремятся ко всему яркому и необычному. И в этом заключаются их сильные черты. Наибольшая уязвимость у истероидов наблюдается в ситуациях, когда ущемляется их чувствительное самолюбие.
Сенситивный
Сенситивные подростки с детства пугливы и боязливы. Они часто боятся оставаться дома одни. Для них также характерен страх темноты. Это послушные, «домашние» дети. Их не интересуют компании шумных и бойких сверстников, подвижные игры и шалости. Всему этому они предпочитают спокойные занятия, такие как рисование или лепка.
Подростки с сенситивной акцентуацией являются робкими и застенчивыми среди посторонних, но с близкими людьми общаются свободно. Учатся прилежно, переживают перед контрольными и экзаменами. Не любят отвечать перед всем классом из-за стеснительности.
Сильными сторонами выступают развитое чувство долга, высокая эмоциональная чувствительность. Наиболее уязвимы сенситивные личности к критике и указаниям на недостатки.
Конформный
Конформные люди стремятся действовать и думать «как все». Они как губка впитывают привычки и ценности своей группы. В хорошем окружении могут быть исполнительными в труде, но, если это требует проявления личной инициативы, такие подростки обычно теряются.
Слабые стороны конформных личностей можно обнаружить в чрезмерной податливости влиянию окружения, нетерпимости к переменам, безынициативности. Они легко могут быть втянуты в асоциальные компании.
Лабильный
Лабильные подростки отличаются крайней изменчивостью настроения. Оно меняется очень часто и слишком резко. Поводы для таких перемен обычно незначительны. Вслед за настроением изменяется работоспособность, аппетит, сон. Подросток то хочет побыть в одиночестве, то стремится в шумную компанию.
Для таких подростков уязвимым местом являются ситуации отвержения, утраты и вынужденной разлуки с близкими. Сила данного типа характера заключается в мягкости, глубокой эмоциональности, развитой способности к сопереживанию.
Шизоидный
Шизоидные черты у детей ярко проявляются еще с раннего возраста. Таким малышам нравится играть в одиночестве. От сверстников они стараются держаться подальше. С наступлением пубертатного периода все черты обостряются еще сильнее. Шизоидные подростки очень замкнуты. Для них характерны недостаток интуиции и неумение сопереживать. Внутренний мир наполнен множеством фантазий и закрыт для посторонних. Увлечения отличаются необычностью и устойчивостью.
Наиболее чувствительны шизоидные подростки к ситуациям, в которых им необходимо активно общаться или оперативно принимать решения. Их сильной стороной является нестандартное мышление. Так, среди талантливых ученых и изобретателей встречается довольно много шизоидов.
Рождение ребенка несомненно является волнительным и радостным событием для каждой семьи. Однако поначалу многие родители сталкиваются с сильным стрессом, связанным с отсутствием знаний о развитии ребенка и сопутствующих ему возрастных кризисах. Многие задаются вопросом: «Нормально ли развит для своего возраста мой ребенок?». Разобраться в этом вопросе поможет ознакомление с характеристиками основных этапов развития детей.
Младенчество (от рождения и до года)
Младенчество — это очень важный период в развитии ребенка, который во многом определяет весь его дальнейший ход. Ниже перечислены основные критерии, по которым родители могут определить, протекает ли развитие малыша нормально или для него характерны какие-либо отклонения от нормы.
О нормальном развитии говорит наличие навыка «социальной улыбки», то есть улыбки, возникающей в ситуациях общения. Также об этом свидетельствует наличие вокализации: гуления, гуканья, лепета. Так, при взаимодействии со взрослым здоровый малыш активно издает различные звуки, сопровождаемые двигательными реакциями и общим оживлением. Отсутствие или недостаток вокализации могут являться признаком задержки речевого развития.
Кроме того, в это время наблюдается интенсивное развитие вкуса, обоняния, тактильной чувствительности, зрения и слуха. Основной деятельностью малыша, начиная с двухмесячного возраста, становится эмоциональное общение с матерью. Он еще не в полной мере овладел речью, поэтому взаимодействует со взрослыми посредством эмоциональных реакций.
На первом году жизни происходит активное развитие мелкой и крупной моторики. В шестимесячном возрасте малыш научается захватывать предметы, постоянно тянется к игрушкам, интересующим его. Он уже умеет поднимать головку и, лежа на спине, самостоятельно переворачиваться на живот или на бок. Начиная с девяти месяцев совершенствуется навык ползания, малыш учится стоять и ходить с поддержкой. А к году он становится способным преодолевать небольшие расстояния, не прибегая к поддержке.
Задержка в формировании основных моторных навыков может быть связана с нарушением мышечного тонуса и нормального развития ребенка, что требует консультации детского невролога.
Раннее детство (1—3 года)
В раннем детстве наблюдается усиленное развитие речи, расширение словарного запаса. Ребенок научается говорить короткими предложениями. Его слова часто принимают причудливые формы. Общение с близкими и знакомыми взрослыми достаточно эмоционально. При взаимодействии с ними малыш радуется и проявляет открытость. Однако незнакомых людей он все еще стесняется, может долго привыкать к ним и не идти на контакт.
В этом возрасте ребенок активно познает окружающий мир, проявляет любознательность. Основным занятием становится манипулирование различными предметами. Развивается память, внимание, восприятие, мышление. Однако малыш еще не способен к длительному удержанию внимания на одном предмете, он часто отвлекается и быстро утомляется.
Насторожиться родителям следует в случаях, когда трехлетний ребенок не проявляет интереса к игрушкам и сверстникам, а также избегает зрительного контакта. Такие проявления могут указывать на наличие аутизма и требуют посещения невролога.
Дошкольное детство (3—6 лет)
Основным занятием ребенка, в контексте которого его развитие в этот период протекает наиболее интенсивно, становится сюжетно-ролевая игра, связанная с моделированием действительности. Активно развиваются навыки рисования и конструирования. Для ребенка характерна общая любознательность и хорошее воображение. Он становится способным мыслить в уме, в частности, соотносить действия и их результат. Представление о времени и пространстве все еще ограничено.
Эталоном поведения в разнообразных ситуациях выступает взрослый. Так, дошкольники часто копируют поведение своих родителей. В их лексиконе также закрепляются слова «хочу» или «не хочу», «я сам», родители сталкиваются с первыми капризами, что свидетельствует о наступлении кризиса трех лет.
Консультации специалиста в этом возрасте требуют случаи, когда ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, работоспособностью, а также эмоциональные и коммуникативные затруднения. Указывать на нарушение развития может неспособность запомнить собственное имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессию.
Младший школьный возраст (6—11 лет)
Этот возраст характеризуется интенсивным развитием интеллектуальной сферы, навыков самоконтроля, произвольного внимания и памяти, связанным с поступлением в школу. Ведущей становится учебная деятельность. Ребенок уже хорошо ориентируется в окружающем пространстве, умеет действовать по образцу.
Он стремится самоутвердиться и получить признание как со стороны взрослых, так и от сверстников. Активно развиваются навыки коммуникации, устанавливаются дружеские контакты.
Подростковый возраст (11-14 лет)
У подростков на первый план выходит общение со сверстниками. Наблюдаются реакции группирования и эмансипации, желание подражать взрослым, озабоченность своим внешним видом и возрастание интереса к противоположному полу.
В подростковом возрасте начинает формироваться самосознание, собственная система взглядов и ценностей. Подростки стремятся к самостоятельности и пытаются высвободиться из-под опеки взрослых, следствием чего могут являться частые конфликты, провокационное и вызывающее поведение. Этому также способствует яркость, подвижность их эмоциональной сферы и быстрая утомляемость, связанные с гормональной перестройкой организма.
Старший школьный возраст (14-18 лет)
В этот период ребенок становится практически взрослым. Он в полной мере овладевает навыками самоконтроля и саморегуляции, устремляется в будущее, начинает строить жизненные планы, стремится найти собственное место в жизни, выбрать будущую профессию. Он усваивает свою половую роль, расширяет диапазон социальных ролей и интересов, принимает свою внешность и ее особенности, формирует образ самого себя.