В каком возрасте ребенок начинает любить

Если вы заглянете в детскую кроватку, что предстанет вашему взору? Большинству из нас — картина невинности и беспомощности, состояние чистоты. Однако на самом деле перед нами — величайший ум, самый мощный механизм познания, когда-либо существовавший во Вселенной. Крохотные пальчики и рот – это исследовательское оборудование, зондирующее окружающий чуждый мир с еще большей точностью и методичностью, чем какой-нибудь исследователь Марса. Сморщенные уши воспринимают шум невразумительных звуков и безошибочно превращают их в осмысленный язык. Огромные глаза, которые, кажется, смотрят вам в самую душу, и вправду глядят именно туда, распознавая ваши самые глубокие переживания. В покрытой пушком голове находится мозг, ежедневно устанавливающий миллионы новых связей. Младенцы изумительны, таинственны и по-настоящему фантастичны.

У ученых лишь относительно недавно появилась возможность изучать живой мозг, в результате чего был сделан целый ряд важных научных открытий. Последние исследования в области психологии развития свидетельствуют о том, что буквально с первой встречи с людьми младенец начинает воспринимать их как людей.

Ученые доказали, что новорожденные отличают человеческие лица и голоса от других звуков и изображений и предпочитают их остальным. Уже через несколько дней после рождения они начинают узнавать лица близких людей, голоса и даже запахи и предпочитать их незнакомым. Похоже, что новорожденный узнает голос своей матери даже сразу после рождения благодаря тем приглушенным, но, тем не менее, достаточно внятным звукам, которые он слышит в утробе. Младенцы поворачиваются к знакомому лицу или на звук знакомого голоса и даже к подушке, с которой соприкасалась кожа матери, и отворачиваются от других лиц, голосов и запахов.

Уже в первые девять месяцев, еще до того как ребенок овладевает навыком ходить, говорить и даже ползать, он может различать выражения счастья, печали и гнева. Даже ограничения зрения новорожденных способствуют их особому вниманию к людям. То, что новорожденные младенцы не видят — это миф, но с точки зрения взрослой нормы они очень близоруки, и им трудно менять фокус, так чтобы он годился и для близких, и для отдаленных объектов. А это означает, что в фокусе у них находятся лишь те объекты, которые отдалены от них на расстояние вытянутой руки, остальные — и более близкие, и более отдаленные — они видят размыто. А это и есть то самое расстояние, которое отделяет лицо новорожденного от лица человека, который держит его. Похоже, что младенцы с самого начала устроены таким образом, чтобы видеть лица любящих их людей более отчетливо, чем все остальное.

Тридцать лет тому назад американский психолог Эндрю Н. Мелтзофф сделал поразительное открытие. Дети в возрасте одного месяца подражают различным выражениям лиц. Если вы покажете ребенку язык, он ответит вам тем же, если вы откроете рот, он откроет свой. Сначала Эндрю проводил эти опыты с трехнедельными младенцами. Однако для того чтобы доказать, что эта способность действительно является врожденной, ему нужно было продемонстрировать, что к подражанию способны и новорожденные. Поэтому он организовал лабораторию по соседству с родильным отделением местной больницы и мог изучать младенцев, которым не было еще и суток от роду; самому младшему было всего сорок две минуты. И новорожденные тоже подражали взрослым.

Однако это поведение ребенка пока еще адресуется человеку вообще. Мама пока не имеет преимущества. Несмотря на то, что в первый месяц ребенок много спит, у него не прекращается положительная реакция на человеческий голос и человеческое лицо. Плачущего ребенка может успокоить приветливое лицо, склоняющееся над ним. Однако еще лучше его успокаивает ласковый голос, причем установлено, что женский голос действует лучше, чем мужской. Так как чаще всего человеком, успокаивающим ребенка, бывает мама, то уже в месячном возрасте в 20% случаев ребенок предпочитает маму другим окружающим. А в трехмесячном возрасте это явление наблюдается уже в 80% случаев. Ребенок дольше смотрит на маму, начинает узнавать ее по голосу, запаху, по звуку ее шагов.

Выявление признаков поведения ребенка, демонстрирующих его привязанность к маме, позволило сделать важный шаг в изучении того, что такое любовь ребенка к матери. Всем понятно, что мама должна ухаживать за ребенком: кормить его, менять подгузники, купать, носить гулять и т.д. Еще в 60-е годы во всем мире считалось, что все, что ребенку нужно от мамы – это хороший уход и забота о его здоровье. Логично было бы предположить, что и ребенок любит маму, прежде всего за то, что она его кормит и ухаживает за ним. Однако это предположение совершенно не подтверждается. Из многих проверявшихся факторов – характеристик материнского поведения — в ходе изучения только две оказались отчетливо связанными с силой любви ребенка. Первая – это готовность мамы придти на помощь ребенку, когда он плачет, а вторая – желание и способность мамы общаться и взаимодействовать с ребенком.

Наверное, многие мамы огорчатся, узнав, что их самоотверженный уход за физическим здоровьем ребенка еще не гарантирует им его любви. Ученые наблюдали семьи, где мамы, находившиеся с ребенком весь день, придерживались политики не избаловать ребенка или по каким-то другим причинам не уделяли достаточно времени для игр и общения с малышом. При этом папы, которых дети видели гораздо реже, в основном по вечерам, после работы, с удовольствием общались и баловались с детьми. Наблюдения показали, что в присутствии мам, дети были пассивными и не очень обращали на них внимание. Однако они совершенно преображались во время общения с папами, становились активными, оживленными, постоянно ищущими контакта. Поэтому родителям очень важно помнить о том, что их младенец с первых минут рождения настроен на то, чтобы общаться, но только благодаря их поддержке он сумеет в полной мере реализовать эти способности, предусмотрительно заложенные природой, и овладеть всеми необходимыми ему в жизни навыками.

В первый год жизни ребенок привязывается через физические ощущения. Поэтому так важно не отказывать малышу в ручках, в зрительном контакте.

Первые полгода ребенок как бы знакомится с окружающими его взрослыми и выбирает к кому привязаться.

Замечали, наверно, что вдруг после 6 — 8 месяцев ребенок начинает бояться малознакомых людей, предпочитая им тех, кто всегда рядом.

Основной привязанностью обычно становится мама. Связано это не с родством, а с тем, что именно мама, как правило, заботится о ребенке. Если же мамы не будет рядом, то привязанность сформируется к тому, кто возьмёт на себя заботу о ребенке. Если о нем заботятся несколько взрослых наравне, то привязанность сформируется к ним всем.

2.Похожесть.

После года ребенок стремится походить на своего взрослого. Малыш надевает шарфик как у мамы, пытается сесть на горшок как брат, стучит молотком как папа.

Именно вследствие привязанности дети учатся на примере родителей.

Родителям на этой стадии следует подчёркивать схожесть ребенка с собой.

3. Принадлежность.

Примерно с 2х лет ребенок начинает обозначать свою принадлежность: я мамин, моя мама, мой папа. В этом возрасте дети могут начать ревновать родителей друг к другу и к другим детям в семье.

Тогда же они начинают «жадничать». Специально ставлю в кавычки, потому что, когда двухлетка кричит «мое!» то это не про жадность.

Не нужно ругать ребенка за это и объяснять, что мама общая. Он и сам это со временем поймет.

А пока акцент на том, что «ты мой малыш, я твоя мама».

4. Значимость.

Примерно после 3х лет ребенку становится важным чувствовать свою значимость для своего взрослого, чувствовать, что им дорожат. От детей в этом возрасте часто можно услышать: Мама, посмотри как я умею.

Ребенку в этом возрасте важно видеть, что ему рады. Показывайте его ценность: «Я так рада, что ты мой ребенок!», «Так здорово, что ты у нас родился», «Мы так рады, что у нас родился именно ты».

Возраст 4-5 лет — это возраст, когда ребенок начинает по настоящему любить своих взрослых.

На этой стадии принятие важно как никогда. Ребенку важно чувствовать, что его любят не за что-то, а просто потому что он есть.

Любовь очень глубокое и уязвимое чувство. Не все дети и не со всеми взрослыми дорастают до этой стадии привязанности. При этом дети привязанные на уровне любви спокойней отпускают своих взрослых. На этой стадии уже нет такой сильной необходимости в физическом присутствии, так как ощущение безопасности, дает само чувство любви, которое греет даже в разлуке.

6. Познание

На этом уровне ребенок доверяет вам свои тайны. И здесь важно сделать так, чтоб ребенок не боялся нести вам свои секреты, даже если он сделал что-то неправильно.

Если ребенок где-то ошибся, а потом признался в этом, то стоит просто обсудить с ним эту ситуацию, озвучить ему перед каким выбором он стал, его чувства, обсудить возможные решения.

Когда дети доверяют свои секреты, тем самым они лучше понимают сами себя, что в свою очередь ведет к развитию цельной личности.

Часто взрослые торопят своих маленьких детей преждевременно приучая к самостоятельности. Однако самостоятельность нельзя научить, она должна прийти изнутри.

Точно также как мы не можем ускорить физический рост детей, мы не можем ускорить их психическое созревание. И также как и с ростом, наша задача — это создать условия для созревания.

Как-то я была свидетелем одной очень грустной истории. Маленькую девочку, примерно лет шести, забирали в детский дом. Я объясняла девочке, куда и почему ее забирают. В убитой квартире находилась мать ребенка с пьяным отсутствующим взглядом. Девочка была в истерике и не хотела уходить от матери. Она вцепилась руками в ее ногу и просила не забирать. Это было одно из самых ужасных зрелищ в моей жизни. Больше всего меня впечатлило то, что ребенок хотел быть с матерью. Несмотря ни на что, девочка кричала, что любит ее.

Название этой сцены — «безусловная любовь». Ребенок любит свою мать просто за то, что она мать. НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО. Глядя на такие семьи, понимаешь, нам — внимательным и любящим родителям — можно быть спокойными, нас-то дети точно любят. Но поскольку мы за осознанное родительство и все-таки хотим разобраться, что происходит с нашими детьми, давайте рассмотрим тему подробнее и поговорим о том, в чем нуждаются дети на разных этапах своего развития, как они хотят получать любовь от нас и как проявляют ее сами.

Дети от 0 до 6 месяцев

Самый важный период в формировании личности ребенка и его привязанности. В этот момент ребенок нуждается в близости со значимым взрослым, зачастую это мама (теория привязанности Боулби). Он чувствует полное слияние с матерью или взрослым, который опекает его, и еще не может отделить себя от такого взрослого.

Не зря в этот период рекомендуют кормить ребенка грудью — этот процесс обеспечивает кроху не только едой, но и эмоциональной связью с матерью. Не стоит переживать, если кормить грудью не выходит. При кормлении из бутылочки, если вы находитесь рядом, связь тоже будет налажена. В этом возрасте ребенок очень нуждается в постоянных прикосновениях и физической близости с матерью.

Проявлять какие-либо чувства малыш еще не умеет, а только оповещает плачем о своих потребностях (есть, спать, быть на руках). Ребенок пока еще требует любви, а не проявляет ее сам.

От 7 месяцев до 1 года

Период, когда у ребенка формируется социальная разборчивость. Значимых близких он уже выделяет и узнает. Зачастую такими людьми являются мама, папа и все те, кто находится с малышом длительное и постоянное время. Свои чувства он проявляет улыбкой и радостными визгами, когда видит социально значимого человека.

В этом возрасте ребенок уже активно пробует разную еду. Именно сейчас мама, как правило, готова оставлять его с кем-то. Важно, чтобы ребенок находился с тем, кого давно знает. Также этот период характеризуется отделением от матери. Потребность быть с матерью еще есть, но она ослабевает. Около года малыш начинает ходить и тем самым делать что-то самостоятельно, изучать окружающий мир. Задача родителей — позволить ребенку его безопасно изучать.

2–3 года

Ребенок учится понимать свои чувства, проявлять любовь. В этом возрасте уже может делиться едой, игрушкой с теми, кто ему нравится, говорить слова любви. Ребенок готов сам подойти и обнять, если у него появляется такое желание. В этом возрасте обычно дети идут в сад и учатся взаимодействовать с другими детьми. Их социальный круг общения расширяется.

Это непростой этап, часто он совпадает с кризисом трех лет, и родителям следует запастись терпением. Важно быть последовательными в своих решениях и всячески показывать принятие своего ребенка даже в момент истерик, давать малышу понять, что его любят любым. Это важно и для формирования эмпатии у детей.

4–6 лет

Период усвоения социальных норм. Ребенок сейчас нуждается в поддержке и признании, а также в уважении. Дети могут признаваться в любви папе, маме, влюбляться сами.

С этими чувствами стоит обходиться бережно — не обсуждать это с посторонними, не высмеивать ребенка, который рассказывает о своей влюбленности, допустим в саду, и не обесценивать его чувства.

Последний этап детства перед первым подростковым кризисом. Самый благоприятный период для обучения. Важно сохранить и поддерживать интерес ребенка в его склонностях и умениях. Хорошо при общении с детьми подчеркивать их исключительность, находить, в чем их способности, и помогать их развитию. Этот период характеризуется еще и отторжением противоположного пола. Девочки больше дружат с девочками, а мальчики — с мальчиками.

В этом возрасте присутствует много стеснения перед противоположным полом. Это связано и с тем, что дети не знают, как проявлять свою симпатию. Они уже хорошо социализированы, и любовь к противоположному полу воспринимается как нечто запретное.

В возрасте 8–9 лет дети начинают просить родителей отпустить их руку, не целовать при других детях. Важно уважать эту просьбу и не смущать ребенка. Именно сейчас дети могут быть очень чуткими, чувствовать настроение других и готовы искренне проявлять любовь по отношению к близким, говорить слова любви, делать что-то по-настоящему приятное.

10–12 лет

Период полового созревания. Сложный кризисный период, когда дети вступают в подростковый возраст. Ребенку важно получать принятие, внимание и уважение к установленным им границам. Часто родители жалуются, что дети как будто отвергают их. Для меня это похоже на то, что и само детство вроде как отвергает ребенка. Он чувствует себя где-то между еще не взрослым, но уже и не ребенком.

Часто от родителей можно услышать: «Не делай так, ты уже взрослый» или наоборот: «Не дорос еще, тебе это делать рано». И тогда действительно становится непонятно: кто же ты, где ты? В этом возрасте детям свойственна некоторая агрессия и сложность в проявлении своих чувств, так как и чувства становятся непонятными и ощущаются по-другому. Тогда родителям стоит настроить свою чувствительность, иметь уважение к границам детей, а также ненавязчиво проявлять заботу и любовь. Подросткам сейчас как никогда важно знать, что родные их любят и принимают разными.

13–16 лет

Детский аналитик Франсуаза Дольто пишет о подростках так: «Он желает любви и одновременно боится ее». Эта фраза как нельзя лучше характеризует данный период. Родителям важно проявлять свои чувства уже ко взрослым детям, но не требовать проявления чувств с их стороны. Сейчас мальчики и девочки внутренне действительно очень хрупки.

По данным исследования , свой первый сексуальный опыт 25% девочек и 40% мальчиков приобретают именно в возрасте от 13 до 17 лет. Так что ответственность этот опыт сделать наиболее безопасным лежит на нас, как бы мы внутренне не сопротивлялись таким ранним интимным отношениям.

Тут еще раз нужно напомнить родителям о доверии и о том, как важно ребятам в этом возрасте чувствовать себя безопасно и не думать, что их осуждают. Если к вам приходят дети с вопросами о сексе и отношениях, не игнорируйте их, выслушайте. Не стоит обесценивать чувства подростка, когда, как вам кажется, он влюбился не в того. Помните, такая позиция может негативно сказаться на доверии к вам сына или дочери.

11. Nov 2016, 00:00 Мамин Клуб

Младенец не обнимет вас, как Джек свою любимую Роуз в «Титанике», ребенок постарше не скажет «Мамочка, я люблю тебя!» и не будет рисовать вам открытки с сердечками. Наши дети выражают свою любовь иначе — так, как они это умеют.

От рождения до шести месяцев: рожден, чтобы любить

Давайте будем реалистами: ребенок никогда не поблагодарит вас за бессонные ночи и тяжкий труд, но, чем больше вы будете узнавать своего малыша, тем чаще станете замечать его тесную связь и привязанность к вам.

Улыбка (хоть на полсекунды): многие будут вам рассказывать о том, что улыбка на первых неделях жизни малыша – это лишь рефлексы. Не слушайте их! Новые исследования свидетельствуют о том, что даже случайная улыбка новорожденного может значить намного больше – ребенок начинает подражать вам.

Первые детские улыбки начинают появляться от шестой до восьмой недели. Обычно это происходит, когда мама или папа улыбаются и ребенок вам отвечает. Значит – связь становится теснее!

Внимательно наблюдает за вами: с самого рождения ребенок распознает голос мамы, лицо, запах. После рождения задача малыша соединить вещи, которым он доверяет с вашим лицом – именно поэтому малыши всегда усердно наблюдают за вами. Ребенок хочет понять, как выглядит любовь, забота и комфорт. Именно поэтому в следующий раз, когда малыш начнет вас изучать, позвольте ему всмотреться повнимательнее!

От шести до двенадцати месяцев: выживают эмоции

Становится весело: ребенок переступил черту в полгода своей жизни и начинает изучать мир вокруг себя. Ежедневно малыш учится новым навыкам и начинает проявлять любовь очевидным образом!

Постоянно просится на ручки: ребенок доверяет вам и чувствует себя в безопасности в ваших руках. С самого рождения малыши хотят на ручки, но проходит около полугода, пока ребенок осознанно протянет ручки и покажет, чего он хочет. К сожалению, очень часто родители ограничивают ребенка либо из-за каких-либо стереотипов, либо из-за усталости.

Поцелуи: в возрасте около года дети начинают целовать. Изначально не ждите красивых поцелуев, сначала будете ощущать на своей щеке (или куда малыш попадет) лишь слюнявое «попадание».

Это означает, что малыш начинает отображать своих родителей – он понял, как мама проявляет свою любовь поцелуями и сам делает тоже самое.

Когда вы уходите, ребенок переживает и плачет: это особенная черта характера ребенка и он учится тому, что вы обязательно вернетесь. Даже, когда вас нет рядом и вас нельзя погладить, вы все равно ЕСТЬ.

В этом возрасте дети проявляют наигранные эмоции: конец света, когда вы уходите и чрезмерный наплыв счастья в ожидании вас, означают лишь одно – вас любят. Маленький, беззащитный человечек, но с большой любовью!

12-20 месяцев: мама «рулит»!

В этом возрасте за секунду малыш может превратиться из ангела в чертенка. Ребенок начинает выражать свою любовь иначе, сложнее и иногда мы этого не допонимаем. Малыш изучает мир, проверяет допустимые границы и – он полагается на вас, что вы ему поможете, ведь он вас любит. Ребенок настолько занят изучением окружающего мира, что его выражение любви может стать скрытым.

Повторяет все, что вы делаете: когда ваш малыш тянет вашу сумку, сам толкает коляску или нянчит куклу, он лишь еще раз доказывает вам, какая вы замечательная мама в его глазах. Также, как и взрослые, дети имитируют человеческие действия, которые им больше всего близки и нравятся.

Ищет успокоения у вас, когда что-то случилось: в такие минуты для ребенка нет ничего лучше, чем объятия мамы. Факт того, что малыш бежит за успокоением к вам еще раз доказывает, что вы ему очень нужны и он бесконечно вас любит.

Иногда сущий пустяк превращается в драму, особенно, если мама рядом и стала свидетельницей событий. Ребенок лишь хочет, чтобы вы одарили его своим вниманием и показали, что тоже очень сильно любите его (если вы плачете или делаете вид, малыш ведь всегда прибежит вас пожалеть?)

Бережет плохое поведение только для вас: часто ребенок себя ведет очень плохо и сильно капризничает в окружении близких ему людей. Это, конечно, не самый лучший способ, как выразить свою любовь, но именно это и делает малыш — это естественный способ того, как проверить грани.

Если в обществе ребенок ведет себя хорошо, а плохое поведение проявляется лишь дома, то будьте уверены на 100% — вы на вершине своих воспитательских способностей: ребенок знает, что с вами он в безопасности и вы будете любить его, даже, если он ведет себя плохо.

Перестаньте думать о том, что капризный, кричащий ребенок хочет вывести вас из себя – он просто очень вас любит!

В первые месяцы жизни новорожденный полностью зависит от своей мамы. Ваша самоотверженность важна для физического и психического развития ребенка, как и молоко, которым вы его кормите минимум 5 раз в день. Утомительно? Немного. К счастью, ваши труды полностью «окупаются», личико малыша освещается самыми очаровательными на свете улыбками. Вид этой беззубой улыбки — лучшее лекарство от послеродовой депрессии и переутомления. Кто-то скажет, что это обычный рефлекс, не имеющий никакого отношения к зарождающейся любви.

Некоторые дети улыбаются с первых дней жизни, и неважно, что улыбка не адресована какому-то конкретному человеку. Малыши улыбаются жизни! Эти мимические сокращения играют первостепенную роль в формировании связи между ребенком и матерью. Выражение радости на личике ребенка активирует определенную зону мозга матери, вызывая чувство эйфории, помогая выдерживать нагрузки и недосып.

Что можно посоветовать молодым мамам, которые не «сходят с ума» по своим детям? Отношения с ребенком могут формироваться медленнее, чем обычно. Особенно когда мама страдает от послеродовой депрессии. Но не нужно себя в этом винить, ведь ребенок взаимодействует и с другими людьми. К счастью, не все зависит от мамы! Не занимайтесь самобичеванием — это никому не принесет пользы, позаботьтесь о себе, и, когда ваше эмоциональное состояние придет в норму, вы окунетесь в материнство со всем пылом и страстью.

А как малыш пожирает вас глазами во время кормления грудью! Такое обожание в его глазах — и вы просто на седьмом небе от счастья. Но почему он так внимательно смотрит? Он подробно запоминает ваши черты лица. Его инстинкт подсказывает, что мама — самый важный человек в его жизни.

С первых дней ребенок может узнавать черты лица мамы, а также голос и запах.

Вы дали ему жизнь, вы больше всех им занимаетесь… Сейчас вы для него — весь мир. Потребность ребенка находиться рядом, чувствовать тепло маминого тела, слышать ее сердцебиение очень велика в первые месяцы жизни. Малыш прижимается к шее мамы после кормления, расслабляется, обмякает и сладко засыпает у нее на руках. Эти моменты так же важны для развития ребенка, как и молоко, которым вы его кормите…

К шестому месяцу ребенок уже может тянуть ручки, чтобы его взяли из кроватки и приласкали. Этот язык тела, понятный каждой маме, помогает формированию чувства доверия и безопасности у малыша.

С 6 до 12 месяцев

В этот период ребенок начинает воспринимать себя отдельным от мамы существом. Это открытие оказывает большое влияние на психику ребенка и способы проявления его привязанности к маме… Теперь малыш может остро реагировать на разлуки с мамой, ведь, как оказалось, мама не его часть, а отдельное существо. Зато радость, которую он испытывает при вашем появлении, ни с чем не сравнить! Это знак прочной связи, образовавшейся между ребенком и его мамой. Правда, иногда эти чувства заставляют малыша страдать и испытывать беспокойство…

Прощания с плачем — вот без чего вы смогли бы иногда обойтись! Каждый ваш уход сопровождается тоской расставания ребенка: он знает, что мы вернемся к нему, но не знает когда. И эта неизвестность тревожит его. Не покидайте ребенка надолго, приучайте его к разлукам постепенно. Он адаптируется к тому, что мама не может находиться с ним постоянно, но не сразу. И обязательно говорите ему, куда вы уходите и когда вернетесь, не думайте о том, что ребенок вас не поймет, ваши интонации и эмоциональное состояние успокоят его.

В этот же период дети начинают бояться незнакомых людей. Тетя Аня — милая и добрая женщина, обожает детей! Но ее маленький племянник разрыдался, когда она взяла его на руки. Сейчас мир ребенка разделился на знакомые и… все остальные лица. А значит, когда незнакомец берет его на руки, он начинает плакать просто потому, что боится! По мнению психоаналитиков, это знак того, что вы стали «объектом любви» для своего чада. И когда вас нет рядом, любое незнакомое лицо напоминает ребенку о вашем отсутствии.

Материнская связь — самая сложная из всех существующих. Мамы, особенно молодые, часто могут чувствовать себя недостаточно хорошими и компетентными. Здесь уместно вспомнить слова Фрейда о «материнском мазохизме»… Мать реагирует на малейший вздох ребенка, в ней отражаются все его реакции. И может казаться, что ребенок всегда должен отвечать тем же, быть так же чуток к потребностям своей матери. Однако для полноценного психического развития ребенка важно, чтобы он начал «дышать» самостоятельно и не был скован ожиданиями своей мамы. Ведь любящая мать вовремя должна отпустить своего ребенка на волю.

Однако малыш далеко не всегда выражает свои чувства как маленький ангелочек. Скорее это может выглядеть как нападение: ребенок кусает вас за щеку, шлепает ладошкой, щиплет своими цепкими пальчиками. Такое поведение можно объяснить потребностью прикасаться к вам, но, так как ребенок еще не владеет своей моторикой, его движения не всегда ловкие и даже могут быть резкими. Это также может быть и выражением агрессии по отношению к вам. Мама незаменима для ребенка, но не всегда может быть в его распоряжении, и ребенок «наказывает» ее за это.

В этом возрасте малыш открывает, что его мама может быть источником как удовольствия, так и неприятных ощущений. Это осознание очень важно для психического развития ребенка. Если малыш дуется на вас после долгого дня с няней, его поведение объяснимо: расстроенный, он заставляет вас платить за отсутствие. Не обижайтесь на него за такое поведение, не сомневайтесь в его привязанности — на самом деле он испытывает огромное облегчение, просто он очень сильно беспокоился.

Первые попытки малыша поцеловать вас неловкие и довольно мокрые. Но само намерение заставляет вас растаять! Вначале он просто подносит щеку. Поцелуи губами появляются позже. Малыш может чмокнуть вас в подбородок, нос или шею, куда попадет, но иногда он приземляется на наших губах, в этом случае нужно подставить ему щеку… только папа имеет право целовать в губы. Будьте щедры, поцелуи и ласки, которыми мама одаривает своего малыша, способствуют созреванию его нервной системы!