На тему готовности к школе пишут много и подробно: 7-летний ребенок – это уже почти взрослый человек. И анализировать его можно по-взрослому. То ли дело – трехлетка! Для граждан от 2 до 4 лет не разработано достоверно четких тестов на IQ и EQ. И не всякий психолог способен «на глазок» отличить того, кто еще не готов, от того, кто в принципе – отныне и навсегда – несадовский. Поэтому пойдем буквально на ощупь, хотя несколько ограничительных флажков психологи нам все-таки поставили.
По сути, «готовность к саду» подразумевает два аспекта: готовность к разлуке и готовность к автономии (то есть к самообслуживанию).
Готовность к автономиии
С самообслуживанием все более или менее ясно. Есть определенный список требований, которым должен соответствовать соискатель должности детсадовца. В каждом ДОУ возможны свои нюансы, но в целом список выглядит вот так:
К яслям надо уметь:
- засыпать самостоятельно без соски и укачивания на ручках
- пить самостоятельно – из чашки, а не из бутылочки и не из поильника
- есть самостоятельно. Хотя бы руками
- обходиться без памперса во время бодрствования, проситься на горшок или хотя бы сообщать старшим о том, что до горшка не добежал
К младшей группе (3+ года), помимо перечисленного, необходимо:
- иметь опыт общения и взаимодействия с другими детьми (в песочнице или в группах раннего развития)
- проявлять интерес к рисованию, лепке и прочим занятиям
- изъясняться простыми предложениями (хоть и не на скорость) надевать штаны или платье
Если ваш ребенок не дотягивает по 1-2 пунктам из списка, а сад, куда вы пытаетесь внедриться, имеет репутацию «хорошего» и славится своим «индивидуальным подходом», то еще можно рискнуть. Если пунктов несоответствия больше двух или если общее количество детей в группе не позволяет надеяться на индивидуальный подход, то лучше не спешить. Остаться еще на несколько месяцев дома и доработать со своим малышом необходимые навыки.
Готовность к разлуке
Готовность к саду – это, прежде всего, готовность к началу сепарации от родителей. К этому моменту уже должна быть сформирована здоровая привязанность к матери. Ребенок спокойно может отдаляться на время и чувствовать себя хорошо, так как знает, что мама вернется.
Грубо говоря, ребенок не готов к саду, пока он не пресытился родителями. То есть, чем больше времени вы провели с ребенком, тем выше вероятность, что он готов к кратковременным разлукам. Почему-то до сих пор многие родители полагают, что дети, приученные к рукам и привыкшие «держаться за мамину юбку» будут с трудом социализироваться и плохо впишутся в сад. На деле все ровно наоборот. Этот феномен еще в 40-е годы прошлого века подробно описал Джон Боулби – английский психолог, автор теории привязанности. В те времена разные эксперименты с человеческой психикой вообще были в моде. Один из них выглядел так: мама с ребенком выходила на зеленый луг и садилась в кресло. Ребенок шел осваивать окрестности, то и дело оглядываясь на мать. Он обернется, она ему улыбнется – он смело идет дальше. И вот, в какой-то момент малыш оборачивается – а мамы нет (спряталась за креслом). Он начинает тревожно оглядываться, потом плакать, бежит к тому месту, где видел мать последний раз… Она появляется, берет его на руки, успокаивает – и снова садится в кресло. На этот раз ребенок уходит не так далеко, а оглядывается чаще… В какой-то момент мама снова исчезает. Потом снова находится… И после третьего исчезновения ребенок уже не идет самостоятельно гулять. Он стоит у кресла, вцепившись в мать, и тихонько плачет.
Возраст готовности
Все дети разные: одни в яслях себя чувствуют прекрасно, другие до самой школы не способны к долгим разлукам с мамой. Но некие статистические нормы все же существуют.
Сепарация ребенка от родителей происходит в течении жизни, в несколько этапов, и в благополучном варианте завершается годам к 20-25. Эти этапы маркируются возрастными кризисами. И первые два приходятся как раз на 1 год и 3 года. Отдавая ребенка в сад, надо либо умудриться проскочить между ними, либо дождаться, пока минует кризис трех лет.
Понять что этап кризиса пройден можно по поведению малыша: он в меру спокоен и доволен, не устраивает истерик дома, без особенных проблем контактирует с детьми на детских площадках (не испуган, но и не агрессивен) и, заигравшись, забывает оглядываться на вас. Если вы уловили этот момент в 2 ребенкиных года, можно попробовать внедриться в ясли. Если нет, придется ждать завершения кризиса 3 лет (а он может затянуться до 4). Но надеяться, что адаптация в саду пройдет нормально, когда человек и так в кризисном состоянии – по меньшей мере, наивно.
Как отличить адаптацию от неготовности
Конечно, всякий домашний ребенок при первой разлуке заплачет… Это не значит, что он не готов к саду. Это значит, что разлука – стресс. А на стресс все здоровые дети реагируют примерно одинаково: ревом. Вам любой воспитатель скажет, что в период адаптации детей не стоит оставлять в саду дольше, чем на 3 часа и лучше забирать до дневного сна: то есть первое время он приходит в сад позавтракать и поиграть – и всё.
Плач — это нормальная реакция, любой ребенок плачем реагирует на стресс. А вот тошнота, температура, даже частые «простуды» при разлуке с мамой — это сигнал, что ребенок не готов.
Конечно, выход в новый коллектив – это встреча с незнакомыми микробами. Иммунитет тренируется – и на этом этапе болеют абсолютно все дети. Но одно дело – болеть одну неделю в месяц, и совсем другое – жить в режиме «2 дня ходим, 2 недели болеем».
Если ребенок в саду не играет с детьми, а только плачет, или начинает кричать по ночам, стал писаться или часто болеть – забирайте. Если родитель не воспринимает других сигналов бедствия – ребенок уходит в болезнь.
Вам все равно придется постоянно сидеть на больничных – вряд ли работодатель это оценит. Так что лучше используйте свое право на отпуск по уходу за ребенком – посидите с ним сами, пока он не дозреет до сада.
Не педалируйте вопрос «социализации». Иногда до нее надо просто дорасти. Ребенку будет легче общаться в школе со сверстниками, если все 7 лет до школы он будет чувствовать себя защищенным и любимым, чем если проведет свои лучшие годы одиноко рыдая в саду на стульчике.
Текст: Юлия Верклова
«Отвели ребенка в сад – мама рада, папа рад». Увы, все не так радужно, как в строчке из стихотворения, для начала нужно пережить важный период адаптации к детскому саду.
В каком возрасте отдавать ребенка в садик?
Считается, что 3-4-летний малыш уже готов посещать детский сад. Детки до двух-трех лет очень зависят от мамы и пока еще не готовы к долгой разлуке. Не стоит отдавать малыша в детский садик в период кризиса трех лет, когда он начинает воспринимать себя отдельной самостоятельной личностью, все хочет делать сам, даже если не умеет. Отправляя кроху в садик в этот период, вы создаете для него и без того лишние стрессовые ситуации. В этом случае лучше подождать, когда ребенку исполнится три с половиной — четыре года.
Бывают ситуации, когда родители вынуждены отдать 2-летнего ребенка в группы кратковременного пребывания или ясли по причине выхода на работу либо когда он морально готов находиться в коллективе и эффективно взаимодействовать с другими детьми без мамы и папы. В любом случае необходимо пережить период адаптации.
Как определить, что ребенок готов к садику?
Ребенок готов к детскому саду, если он:
- тянется к общению с другими детьми;
- хорошо говорит, с незначительной помощью ухаживает за собой (ходит на горшок, моет руки, одевается, кушает);
- без истерик может находиться какое-то время один, не требуя чье-либо внимание, сам себя занимает и развлекает;
- нет противопоказаний по состоянию здоровья (пищевая аллергия, отклонения в работе нервной системы, предрасположенность к частым простудным заболеваниям, проблем со слухом и зрением и т.д.);
- сданы все необходимые анализы и пройдены врачи.
Как подготовить малыша к посещению сада?
Адаптация к детскому саду во многом зависит от характера малыша, а также от состояния его здоровья. Отдать кроху в детский сад без подготовки — значит спровоцировать сильный стресс, в этом случае процесс адаптации займет больше времени и даже может послужить причиной болезни. Как только малыш получил свое место в саду, нужно позаботиться не только о связанных с садиком покупках, но и о прохождении медосмотра.
Желательно заранее сделать следующее:
- рассказать малышу о садике, о режиме дня, особенно про «тихий час», постараться поддерживать похожий режим дома, играть с ним в «детский садик»;
- сходить на прогулку к детскому садику, поиграть на его территории, рассмотреть здание;
- рассказать ребенку про воспитателя, нянечку (в идеале заранее с ними познакомиться), объяснить, что это не чужая тётя, а помощник и друг, который знает много интересных игр и научит его полезным вещам;
- объяснить, что в садике он не будет один, что у него появится много друзей, с которыми весело будет вместе играть, учиться, гулять, кушать и спать.
Обязательно много разговаривать про садик, чтобы он заранее стал привычным и нестрашным местом.
Как вести себя в первые месяцы?
Самое сложное для родителей в процессе адаптации – оставлять в садике плачущего ребенка, не желающего их отпускать. Лучше всего оставлять малыша быстро, без долгих прощаний – весело переодели, улыбнулись, помахали ручкой и ушли. Он чувствует волнение мамы, и оно ему передается. А если мама в хорошем настроении, ребенок более спокойный и уверенный в себе.
Если вы привели ребенка в сад, то нельзя забирать его домой только по причине истерики при расставании, это может войти в привычку. Объясняя малышу, что вы за ним вернетесь, бесполезно упоминать о времени, нужно говорить про ключевые моменты. Например, что заберёте его после прогулки или сна. А далее важно выполнять обещание.
В процессе адаптации к детскому саду есть еще два значимых момента: болезни и регресс. В первый год для крохи нормально заболевать почти каждый месяц, хотя не все болеют так много.
Наиболее частые детсадовские болезни – это ОРВИ и ОРЗ. Также многие именно в саду болеют ветрянкой, корью, краснухой, паротитом (свинкой) и т.п. Иногда могут возникать нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. Это считается нормальным. Главное не паниковать, осознавать, что таким образом укрепляется иммунитет.
Регресс – это возвращение назад. Например, ребенок начинает писаться, хотя до прихода в садик уже ходил на горшок, или не ест сам, не засыпает сам, перестаёт разговаривать предложениями. Все это пройдет со временем, когда малыш пройдёт адаптацию. В этом случае поможет только терпение и повышенное внимание к переживающему сложный период крохе.
Если заметили у ребенка регресс, ни в коем случае не отзывайтесь плохо об учреждении, которое он посещает, не обращайте внимание на отклонения в его поведении, не реагируйте на капризы и не мешайте контактировать с новыми людьми. Если проблем с детским садом нет, тогда при выполнении вышеописанных рекомендаций адаптация проходит успешно. Если негативные эмоции по поводу сада у ребенка не уходят длительное время, разберитесь, что ему не нравится, и попробуйте устранить эти моменты.
Существует несколько вариантов периода адаптации:
- от недели до месяца: малыш при уходе мамы плачет, но отвлекается скоро и легко, интересуется сверстниками и общителен с одногруппниками, могут присутствовать ухудшения аппетита и сна, случаются простудные заболевания;
- от месяца до шести месяцев: крохе сложно расстаться с мамой, после расставания ребенок плаксив и малообщителен, аппетит и сон приходят в норму только в течение месяца;
- от шести месяцев до года: сильные нарушения сна (малыш мало спит, просыпается в слезах) и аппетита (ребенок кушает мало и избирательно), в сад идет с истерикой, долго не в состоянии успокоиться после расставания с мамой, может разрыдаться, когда его забирают в конце дня, с детьми в группе не общается, часто болеет, у него проявляются психосоматические проблемы, энурез.
Если улучшений в состоянии и поведении ребенка не наблюдается больше полугода, то ему необходима помощь детского психолога. Возможно, малышу не подходит именно этот садик или он еще «не дорос» до него. Специалист выяснит причину и даст конкретные рекомендации.
Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!
Вопросом о том, когда отдавать ребенка в детский сад задаются многие родители. Приходится выбирать между занятостью на работе и возможностью проводить как можно больше времени рядом с малышом.
В этой статье мы рассмотрим, во сколько лет можно отдавать ребенка в детский сад, как понять, что он к нему готов, а также какие плюсы и минусы есть у подобного варианта.
В каком возрасте детей берут в детсад
Специалисты говорят о том, что ребенка стоит отдавать в сад в промежутке от полутора до трех лет. Раньше не рекомендуется, потому что у малыша еще нет всех нужных навыков. Позже может быть слишком сложно и достаточно травмирующим событием с психологической точки зрения.
Но всегда стоит обращать внимание на особенности конкретного ребенка. Причина в том, что психологическое созревание проходит у всех по-разному.
Важно учитывать и ряд особенностей детей. Обычно до трех лет дети не сильно нуждаются в социализации. Присутствие родителей рядом достаточно, они вполне могут развлекать себя сами, не скучают.
Но так как человек – это член социума, ему важно общаться с подобными себе. Уже примерно к трем годам мы начинаем осознавать себя как личность, испытываем интерес к общению со сверстниками, легко вступаем в диалог.
Потому именно три года станут для большинства детей лучшим возрастом для того, чтобы поступить в детсадовскую группу. Там ребенок получит воспитание, сможет подготовиться к школе, расширит свой словарный запас и список навыков.
До этого времени хорошим решением станет оставить ребенка дома. Конечно же, если вам позволяет это занятость и рабочий график.
Как понять, что ребенок готов к поступлению в детский сад
Родителям важно присмотреться к ребенку и попробовать объективно понять, сможет ли он нормально находиться в садике. Перекладывать всю ответственность на воспитателя неправильно, в семье малыша должны научить необходимому для социализации минимуму.
Вот несколько признаков того, что ребенка можно отдать в детский садик:
- Есть базовые навыки самообслуживания.
- Малыш проводит грань между таким понятиям как «чужое» и «свое».
- Ребенку становится тесно дома, он постоянно просится гулять на улицу с другими детьми, просит встретиться со сверстниками.
- Отсутствие родителей на протяжении определенного срока переносится спокойно.
Также хорошим признаком того, что можно обратить внимание на детсад становится то, что ребенок начинает проявлять интерес к занятиям, любознателен, хочет учиться.
Почему ребенка стоит отдать в детский сад
Стоит также оценить положительные и отрицательные стороны детского сада. Важно не впадать в крайности, не превозносить и не демонизировать это учреждение, а относится к нему объективно. Плюсы садика мы рассмотрим далее.
➕ Создание понимания о необходимости соблюдения правил
Это то, с чем часто возникают проблемы у родителей при домашнем воспитании. В садике ребенок будет понимать, что такое порядок, какие правила требуется соблюдать, когда человек находится в социуме. Это очень важные для освоения навыки, которые будут помогать на протяжении всей жизни. Но если не приобрести их, есть риск столкнуться с серьезными проблемами.
➕ Понимание особенностей нахождения в коллективе
Есть интроверты и экстраверты, но на протяжении длительного этапа нашей жизни так или иначе придется общаться с коллективом. Это важно в школе и в высших учебных заведениях, а потом зачастую и на работе. Именно в детсаду мы впервые понимание, что такое коллектив, обретаем чувство локтя, учимся общаться, работать в команде.
➕ Физическая нагрузка и двигательная активность
Такая проблема современного общества, как недостаток подвижности, остается актуальной и для детей. Когда они не ходят в детский сад, есть вероятность того, что больше времени будет проводиться в гаджетах, интернете и видеоиграх. Но ребенку нужно больше играть, двигаться и просто развлекаться. В хорошем садике всегда есть баланс между прогулками на свежем воздухе, занятиями внутри помещения и отдыхом.
➕ Соблюдение режима дня
Еще одно важное правило, которое прививают в детском саду – это понимание важности соблюдения правильного распорядка дня. Оно имеет крайне большое значение для нормального психического и физиологического состояния.
➕ Базовая подготовка к школе
Многие детские сады прививают детям навыки, которые могут потребоваться при поступлении в школу. Работают и образовательные программы. Но чтобы получить лучшие результаты, все равно придется посещать дополнительные подготовительные занятия за пределами садика.
➕ Поддержание порядка и культуры общения
В детском саду малыша научат быть аккуратным, общаться со сверстниками. Это также помогает приобрести понимание о чувстве такта, которое потребуется во взрослой жизни.
Недостатки детского садика
Стоит также помнить о потенциальных минусах детского сада. Они могут меняться в зависимости о того, как построена работа конкретного учреждения. Среди наиболее часто встречающихся недостатков садика есть следующие.
➖ Длительный отрыв от семьи
Это вызывает у многих детей психологический дискомфорт, заставляет тосковать. Как итог, портится настроение, проявляются истерики из-за нежелания ходить в сад.
➖ Упор на групповое воспитание вместо индивидуального
Воспитателю сложно в большой группе уследить за каждым, гарантировать, что ребенок получит нужный уровень развития. А многим именно этого начинает не хватать. Не все дети хорошо чувствуют себя в группе, но условия садика не предполагают индивидуального обращения.
➖ Вероятность дурного влияния
Все дети разные. Есть риск того, что ваш ребенок пополнит свой словарный запас плохими словами или просто начнет подражать хулигану. Здесь многое зависит от навыков и личной воли воспитателя, но далеко не все могут уследить за подопечными.
➖ Болезни
Дети часто приносят из садика самые разные заболевания. С другой стороны, именно здесь лучше переболеть тем, что может во взрослом возрасте поставить организм под более сильную угрозу. Как пример – ветрянка.
➖ Некачественное питание
Проблемы финансирования часто приводят к тому, что ребенок просто недополучает самые разные питательные вещества и микроэлементы. Низкий уровень качества приготовления при этом потенциально может привести к тому, что многие блюда будут восприниматься с негативом на протяжении всей оставшейся жизни.
➖ Кадровый вопрос
Сложно обстоят дела в этой сфере и с кадрами. Нередко приходится встречать жалобы на некомпетентных воспитателей, которые неправильно ведут себя с детьми.
Как поступить в такой ситуации
Чтобы не ошибиться, стоит отдавать ребенка в садик, в качестве которого вы уверены. Хорошим вариантом станет подыскать для него частное учреждение с положительными отзывами. В них обычно более внимательный подход к подбору преподавательского состава, а также менее крупные группы. Это помогает лучше построить обучения, получить заметно больше пользы.
В жизни каждой молодой мамы наступает такой момент, когда пора прощаться с декретом и выходить на работу. Но прежде чем это сделать, нужно подобрать для малыша хороший детский сад и убедиться, что ребенку в нём будет комфортно. Тогда и для вас выход на работу не станет таким большим стрессом.
Но как же понять, что ваш малыш готов к этому важному изменению в его жизни? Многие психологи убеждены, что лучше отдавать ребенка в детский в 1,5 года, тогда ему будет легче в нём адаптироваться, другие считают, что не стоит начинать этот процесс раньше трех лет: вариантов много, и непонятно, кому верить. Мы же твердо убеждены, что здесь нет каких-то универсальных временных рамок и ориентироваться следует на каждого конкретного ребенка индивидуально.
Вот основные ориентиры.
Состояние здоровья малыша
Иммунитет. Для детей, которые до начала посещения сада, пребывали в основном в тепличных условиях, мало находились в местах скопления детей (детские площадки, детские клубы и развивающие центры), адаптация в саду пройдёт, скорее всего, сложнее. Это связано с тем, что организм ребенка еще не сталкивался с «вирусами и бактериями», и болеть в саду он будет чаще. Для того чтобы укрепить иммунитет, не стоит избегать возможных встреч с вирусными заболеваниями, ведь встречаясь с ними у ребенка происходит своеобразная тренировка иммунитета. Также стоит заниматься и закаливающими процедурами: обливаниями холодной водой, хождением босиком и прочее.
Пищевые привычки и состояние желудочно-кишечного тракта.
Рацион, который существует в детских садах, соответствует всем требованиям детского питания, но все же он может серьезно отличаться от той еды, к которой привык ваш малыш. Резкое изменение рациона может привести к тому, что организм ребенка не справится с этим и возникнут проблемы с пищеварением. Также ребенок может просто не захотеть есть то, что ему предлагают, особенно если с этими блюдами он совсем не знаком. Отказ от еды тоже ни к чему хорошему, конечно, не приведет. Желательно заранее узнать примерный рацион детского сада, куда вы планируете водить своего ребенка и постепенно вводить эти блюда, если раньше их не было.
Бытовые навыки малыша
Желательно, чтобы ребенок, который начинает посещать детский сад, уже был приучен к горшку, умел самостоятельно пить и есть, имел какие-то первичные навыки одевания, умел выражать свои потребности. В этом случае, ему легче будет привыкнуть к новым условиям. В то же время, в частных детских садах, когда у воспитателя есть возможность уделять больше внимания каждому ребенку, проблема с бытовыми навыками не стоит так остро. Здесь малышу помогут быстро освоить все недостающие умения.
Социальные навыки
Насколько ваш малыш общителен? Может ли он выразить словами свои желания и потребности? Не боится ли он других людей? Конечно, аспект социальной адаптации, один из самых сложных для любого, даже самого общительного и открытого малыша, и все же стоит заранее начать готовить ребенка к этому. Здесь хорошо помогут посещения каких-либо детских кружков или студий развития.
Режим дня и дисциплина
В любом детском саду есть строгий режим дня, поэтому стоит заранее приучать ребенка к нему. Ранний подъем, употребление пищи в определенное время, дневной сон помогут вашему малышу быстрее привыкнуть к детскому саду. Также важно, чтобы ваш малыш понимал слова «нет», «нельзя», «опасно» и прочее.
Мы перечислили самые важные моменты, на которые следует обратить внимание при подготовке ребенка к детскому саду.
Никто не даст однозначного ответа на вопрос «Во сколько лет отдавать ребенка в сад?». Будущий детсадовец должен быть психологически и физически готовым к коллективной жизни. Природой задумано не было, чтобы дети по 8-9 часов находились в незнакомом окружении, раньше они воспитывались с нянями и гувернантками, и это считалось нормой. Дошкольные учреждения — это нововведения социума.
До 3 лет у детей сильная связь с матерью, для них новое окружение — это стресс. Психологи утверждают, что до 2,5 лет малыши не проявляют желания взаимодействовать со сверстниками: это скорее источник конфликтов, чем удовольствие. Перед незнакомцами дошкольники 2-3 лет испытывают страх — это одна из причин трудной адаптации.
Ориентировочные сроки адаптации:
- В яслях — 6-10 дней.
- Для трехлетних детей — 2-3 недели.
- Для дошкольников старшего возраста — 3-4 недели.
Что нужно учесть?
- Коммуникабельность. Деткам, которые легко общаются с «соседями по песочнице», проще, чем застенчивым или отставшим в речевом развитии. Скромников дополнительно нужно определить к психологу и логопеду, чтобы научились рассказывать о своих желаниях и потребностях.
- Иммунная система. Болезненным детям раннее пребывание в группе противопоказано.
- Самостоятельность. Если дитя умеет проситься на горшок, сам держит бутылочку или ест ложкой — ему будет легче адаптироваться к системе.
- Эмоциональность — по наблюдениям специалистов, девочки адаптируются к новшествам быстрее, у мальчиков связь с матерью прочнее.
Фазы адаптации:
- Легкая — длится до 15 дней, карапуз адекватно ведет себя в яслях в детском саду, не болеет, не теряет вес, не капризничает.
- Средней тяжести — налицо признаки психического стресса, возможет беспричинный плач или небольшая потеря в весе (длится до 2 месяцев).
- Тяжелая — категорическое непринятие, истощение, болезненность, перепады настроения. Обязательна консультация специалиста.
Статистика в разных странах
Страна
Принимают в садик
Декрет длится 2 месяца, потом можно отдавать грудничка в ясли
Декретный отпуск длится полгода, потом дитя отдают в сад
С 9 месячного возраста
С 3 лет, практикуется домашнее воспитание
До 3 лет отпрыски остаются с родителями или родственниками
Ясли в детском саду
Возрастное ограничение — с 1,5 лет, но есть группы и для воспитанников с 6 месяцев.
Предпочтительнее приучать малыша к коллективу заранее: начните с групп кратковременного пребывания (2-3 часа), позже можно будет оставлять и на целый день.
Отдавать ли ребенка в частный детский сад?
Преимущества:
- Профессиональное воспитание, общение со сверстниками.
- Возможность выбирать занятия самостоятельно.
- Удобный график работы — частные учреждения иногда работают в выходные или на несколько часов дольше.
- Небольшие группы (10-15 человек): воспитатели будут уделять больше внимания каждому, дети реже болеют, чем в муниципальных садиках.
- Лучшая материальная база — спортивные комплексы, хорошие игрушки, удобная мебель.
- Питание — сезонное питание, подходящее меню, кроху не будут кормить всю неделю супом и компотом из-за того, что государство не выделило денег.
- Есть свободные места, отсутствует очередь на несколько лет вперед.
Недостатки:
- Не у всех частных садов есть лицензия.
- Высокая стоимость.
Во сколько лет отдавать ребенка в сад — личный выбор каждого, но будьте осмотрительны, в столь нежном возрасте не редкость психологические травмы.