В каком возрасте ребенок должен ходить на горшок

Подгузники серьезно облегчают жизнь родителей. Однако рано или поздно встает вопрос о приучении к туалету и хождению на горшок. Иногда родители пробуют несколько методов, но результата нет. А причина в том, что ребенок просто еще не «созрел».

Как понять, что малыш готов к горшку

Ранее приучение к горшку неэффективно, ведь не учитывает степень зрелости мышц, нервной системы ребенка. Поэтому так часто встречается регресс этого навыка 1 .

Каждый из методов приучения имеет преимущества и недостатки. В основе рефлекторных лежит выработка рефлекса, но результат в этом случае непостоянный, и впоследствии навык может быть утрачен. Например, при смене жизненных обстоятельств, обстановки или болезни малыша.

Физиологический метод, который учитывает готовность ребенка, дает более надежные результаты, а процесс обучения проходит легче 2 .

О готовности ребенка говорит:

  • умение ходить, присаживаться на корточки;
  • проявление интереса к тому, что родители делают в туалете;
  • проявление поведением или действием своего намерения опорожнить мочевой пузырь или кишечник;
  • способность сохранять штаны сухими 2–3 часа подряд;
  • понимание, выполнение простых просьб родителей;
  • стремление снять мокрую одежду;
  • умение концентрировать внимание несколько минут;
  • отсутствие негативной реакции 3 .

Когда ребенок не готов к горшку

Для успешного приучения нужно ориентироваться не только на критерии готовности, но и на те сигналы, которые говорят об обратном. Ребенок не готов к горшку, если:

  • ходит неуверенно;
  • не сидит на месте достаточно продолжительное время, быстро вскакивает;
  • просыпается мокрым;
  • не может оставаться сухим во время бодрствования в течение 2 часов;
  • не выполняет простые просьбы;
  • не выражает свои желания и потребности.

При игнорировании родителями этих сигналов повышается вероятность проблем. Установлено, что дети, которые были неправильно обучены, статистически чаще страдают энурезом, инфекциями мочевыводящих путей, нарушениями мочеиспускания, запорами и отказываются от посещения туалета 4 .

Какой детский горшок лучше

При выборе горшка нужно ориентироваться на несколько критериев.

Керамические, металлические модели устарели. Они тяжелые, ребенку холодно на них садиться. Лучше выбирать качественный пластик, который не имеет посторонних запахов. Модель должна быть устойчивой, без острых швов, углов.

Размер подбирается по возрасту. Главное, чтобы спинка позволяла удобно сидеть. Для мальчиков, в силу анатомических особенностей, лучше выбирать овальную форму, а для девочек — круглую. При высаживании таз малыша не должен глубоко проваливаться, а на коже не должно оставаться следов сдавливания.

Музыкальное сопровождение, подсветка — это маркетинговый ход, который нравится родителям, они находят это интересным и привлекательным, но это сбивает малыша с толку. Ведь это не игрушка, такие приспособления могут даже испугать.

Если ребенок легко садится и встает самостоятельно, значит, горшок выбран правильно. А вот если присутствует негативная реакция, горшок часто опрокидывается, — это говорит об обратном. От использования такой модели лучше отказаться.

Как быстро приучить ребенка к горшку

  • Начинать лучше летом

Это условие объясняется приятной погодой, минимальным количеством одежды, которую можно легко снять. Желательно, чтобы в ближайшем будущем не было переездов, другой смены условий, чтобы навык успел закрепиться.

  • Как часто высаживать

В этом вопросе главное — стабильность. Если процесс обучения запущен, он должен продолжаться. При возвращении к горшку лишь время от времени не стоит ждать быстрых результатов.

  • Когда отказаться от подгузника

Во время приучения не рекомендовано надевать подгузник днем, только на ночь. Во-первых, так легче оценивать результаты. Во-вторых, ребенку легче выстраивать причинно-следственные связи.

  • Считывание сигналов

Каждый малыш по-своему реагирует на позывы сходить в туалет. Это могут быть позы, жесты, перемены в поведении. Кроме того, следование распорядку дня помогает сформировать режим работы мочевого пузыря и кишечника.

В среднем для приучения к горшку понадобится 2–4 недели. Чтобы закрепить результат, родители должны придерживаться следующих правил.

  • Обязательно высаживать перед и после приемов пищи, сном, прогулками.
  • Находиться на горшке ребенок должен не более 10 минут.
  • Если есть успех, важно похвалить. Если нет — нельзя ругать, запугивать, стыдить.
  • Особенно внимательно отслеживать реакцию ребенка нужно после приема пищи, выпитой жидкости и сажать на горшок через 15–20 минут после этого.

На закрепление результата может уйти несколько месяцев.

Ночные высаживания

Стоит ли высаживать малыша ночью — это очень спорный вопрос, тут есть свои преимущества и недостатки. Нет универсального ответа, нужно ориентироваться на поведение малыша.

Если говорить о положительных сторонах, то это ранний отказ от подгузника. А вот отрицательных моментов может быть больше — например, нарушения сна со всеми вытекающими последствиями, сонливость в течение дня, капризы.

Как приучить к ночному горшку

Если родители приняли решение о ночном высаживании, важно придерживаться простых правил.

  • Перед тем как положить спать, ребенка нужно обязательно высадить на горшок.
  • Понять, что малыш хочет в туалет, можно по его поведению: спит беспокойно, ворочается.
  • Перед тем как сесть на горшок, ребенок должен полностью проснуться, а родители —установить с ним контакт.
  • Сухая постель с утра — повод для похвалы.

Родителям не нужно быть слишком требовательными. Промахи обязательно будут, важно не ругать за них и не стыдить. Излишняя требовательность может спровоцировать страх и негативную реакцию малыша. Чем более простыми и понятными будут ваши действия, тем скорее придет успех.

Данный материал носит информационный характер и не заменяет консультацию специалиста.

    С. М. Шарков, В. М. Студеникин, Ю.С. Акоев и соавт. Рекомендации по приучению к горшку: данные Американской академии педиатрии. Педиатрическая фармакология, 2010

Животрепещущий вопрос – когда малышу пора на горшок. Он волнует молодых мам особенно остро, когда на прогулке в парке ее удивленно спрашивают: «А Ваш все еще в памперсах? Мой до года уже на горшок ходил!» Нагнетать атмосферу могут и бабушки со своими советами о том, как держать малыша над ванной, приговаривая «пис—пис», начиная с 2-3 месяцев. В итоге начинает казаться, что приучать нужно как можно скорее. Но это не так!

Ранние походы на горшок – тренировка родительской ловкости и упорства, но не умения малыша. Дело в том, что до годовалого возраста ребенок физиологически не может контролировать эти процессы. То есть опорожнение кишечника и мочевого пузыря происходит рефлекторно – при переполнении, в любом месте и в любое время, без участия головного мозга. Ребенок попросту не испытывает желания пописать или покакать.

Возвращаясь к опытным мамам, у которых ребенок с 6 месяцев писает под характерное «пис-пис-пис» — это не сформированный навык опрятности, это безусловный рефлекс. В голове ребенка прочно связался звук с мочеиспусканием, однако это неосознанное действие, которое в дальнейшем не приведет к самостоятельных походам на горшок.

Очень важно, чтобы ребенок дозрел до осознанного желания, до понимания ощущения переполненности мочевого пузыря. Звуковой рефлекс может только отвлекать и мешать этому процессу, а также приводить к возникновению отдаленных проблем.

К тому же в противном случае возникают отдаленные проблемы. Ребенок, который уже полгода, казалось бы, писает на горшок, внезапно отказывается от его использования, а иногда и вовсе демонстративно какает в штаны и всячески противится высаживанию.

Педиатры и психологи объясняют так: это происходит в тот период, когда малыш дозревает физиологически. А родители продолжают сажать его на горшок, приговаривая «пис-пис-пис» и заставляя пописать при пустом мочевом пузыре. Это вызывает активный протест и неприятие. В итоге возникает серьезная проблема, решить которую подчас удается только с привлечением специалистов.

Когда нужно приучать к горшку

Есть ли подходящий возраст для начала тренировки? Короткий ответ: нет. Многие родители начинают слишком рано или, наоборот, слишком поздно. И дело тут не в возрасте, а в готовности малыша. При этом нельзя забывать о том, что формирование навыков – процесс индивидуальный, может начинаться раньше или позже указанных сроков, не являясь при этом признаком проблем в развитии.

Первый (и абсолютно важный) вопрос, который родители должны задать, когда дело доходит до высаживания: откуда я знаю, готов ли мой ребенок? Если вы начинаете слишком рано, это может стать стрессом для вас и полным провалом для малыша. Начнёте слишком поздно — и дети так привыкнут писать и какать, когда и где захотят, что горшок будет казаться ненужной штуковиной.

Российские педиатры и их заграничные коллеги утверждают, что большинство детей приучается к горшку в возрасте от полутора до двух лет (18-20 месяцев). Малыш готов и физически, и психологически. Поэтому этап «приучения» проходит для всей семьи быстро и легко. У кого-то этот процесс может устанавливаться и позже, в возрасте 24-32 месяцев.

Каковы же признаки готовности к горшку?

  • Ребенок понимает простые инструкции и может общаться с вами с помощью слов или жестов
  • У него уже развита достаточная координация движений, чтобы спустить или натянуть штаны
  • Самое главное, малыш должен начать понимать, что с ним происходит, что он именно писает (какает). И это происходит с ними здесь и сейчас!
  • Может выражать недовольство грязным памперсом и понимать, что это дискомфортно (гримасы, изменение походки или жалобы на грязный подгузник).
  • Проявляет интерес к тому, что происходит в туалете/ванной или даже пытается подражать взрослым

Советы и рекомендации:

  • Приобретите горшок и объясните ребенку его предназначение. Психологи рекомендуют говорить простыми и понятными фразами, глядя малышу в глаза. Чем короче и проще аннотация, тем больше шансы на успех.
  • Сажайте ребенка на горшок перед сном и после пробуждения, перед улицей и после прогулки. Да, в таких случаях родители ловят правильные моменты. Однако после того, как ребенок успешно пописает в горшок, его хвалят и объясняют, что так нужно делать всегда. Не ждите мгновенного результата, ориентируйтесь на настроение ребенка, не настаивайте, не сажайте насильно, не заставляйте.
  • Не держите ребенка на горшке более 5 минут, не нужно на нем играть или смотреть мультфильмы в ожидании того, когда же малыш все-таки пописает. Лучше посадить три раза, чем держать полчаса – так понимание о назначении горшка формируется правильно.
  • Откажитесь от использования памперсов, у малыша начнет формироваться связь: пописал-мокрая одежда-дискомфорт. Это важнейший момент в понимании предназначения горшка – «инструмента» предотвращения неприятных ощущений.
  • Хвалите ребенка за правильное использование горшка

Информация проверена экспертом

Врач педиатр высшей категории, врач диетолог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней Уральского государственного медицинского университета

Ближе к году большинство родителей начинает волновать вопрос: когда пора приучать малыша к горшку? До какого возраста вообще носят подгузники? Как облегчить отказ от подгузников для ребенка, его мамы и папы?

Когда пора переходить на горшок?

С появлением подгузников жизнь молодых родителей стала в разы легче: больше не нужно тратить время и силы на стирку и глажку пеленок, а выходы из дома уже много лет не пугают неожиданными сюрпризами. Однако у всех благ цивилизации есть обратная сторона: в один прекрасный момент ребенок вырастает, а родители задумываются о приучении малыша к горшку.

Мнения, когда этот «момент» должен наступить, разнятся: часть людей придерживается позиции, что ребенка нельзя торопить, кто-то считает — чем раньше, тем лучше. Единой точки зрения нет и, наверное, никогда не будет. Если обратиться к мировой статистике и понаблюдать, до какого возраста дети носят подгузники в разных странах, мы увидим совершенно разные показатели. В Америке легко можно встретить трехлетнего малыша, который еще не знаком с горшком. В европейских странах — и того старше: четырехлетний малыш в подгузнике — не редкость.

Лучшее время для отказа от подгузников

Сказать, когда именно малышу нужно переходить на горшок, довольно сложно. Конкретных норм нет. Все очень индивидуально, и зависит от многих факторов. Наиболее благоприятным временем для отказа от подгузников считается период между полутора и двумя с половиной годами.

К 18 месяцам у ребенка наступает физиологическая готовность: он уже способен контролировать процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря достаточное количество времени, чтобы добраться до горшка. Однако в таком возрасте ребенок еще слабо ассоциирует этот предмет с возможностью удовлетворить свои потребности.

Важно

Картинки, где счастливый годовалый малыш сидит на горшке, зачастую вводят нас в заблуждение — в этом возрасте дети просто не понимают, что они делают. Именно поэтому так часто родители жалуются на «откаты» в освоении этого навыка. Кроме того, большое значение имеет уровень развития моторных навыков, а именно способность самостоятельно дойти до горшка, снять с себя трусики и уверенно на нем сидеть. Поэтому немаловажным для отказа от подгузников является наличие навыка самообслуживания.

После двух лет, кроме всего прочего, появляется социальная готовность ребенка: дети стремятся подражать взрослым, копировать их поведение и поступки, детям становится интересно иметь отдельное место для «справления нужды».

Слишком затягивать с отказом не стоит. Очевидно, что для самого малыша подгузники — это гарантия комфорта. Он понимает, что в них сухо и удобно, поэтому изменение правил может вызвать переживания и недовольства. Чтобы максимально избежать негативных реакций, педиатры и психологи рекомендуют переходить на обычное белье тогда, когда малыш уже познакомится и подружится с горшком.

Как понять, что ребенок готов отказаться от подгузников?

У него сформировался приблизительный режим мочеиспускания и дефекации: он мочится после сна и перед сном, после еды, после прогулки и т.д., проще говоря — есть определенные временные интервалы.

Он подаёт характерные знаки, что хочет в туалет: кряхтит, замирает, держится за животик, хмурит бровки и др.

Он умеет самостоятельно снимать и надевать штанишки.

Он даёт знать и показывает свое недовольство, если подгузник наполнен.

Он понимает значение слов «писать», «какать», «сесть на горшок», «снять штанишки».

Он не хочет надевать подгузники.

Советы педиатра по отказу от подгузников

Вот несколько простых советов, которые облегчат отказ от подгузников как детям, так и родителям.

Прежде чем отказаться от подгузников, научите ребенка пользоваться горшком. Когда принесете его домой, расскажите, что это и зачем. Пусть любимые игрушки начнут «пользоваться» им. Если есть старшие братья или сестры, которые уже ходят на горшок, акцентируйте внимание малыша на этом процессе, — дети развиваются через подражание. Важно, чтобы ребенок всегда видел его. Почаще напоминайте ему о горшке, высаживайте на него каждые полчаса-час, особенно после приема пищи. Делайте это спокойно, без принуждения, чтобы не вызвать протест у малыша.

Когда у ребенка сформируется навык самообслуживания, постепенно отказывайтесь от одноразовых подгузников в пользу многоразовых или обычных трусиков (колготок, ползунков и прочего). Если малыш обмочился, не меняйте их сразу и подождите несколько минут: ему стоит научиться понимать, что, если не «сделать дела» на горшок, он будет испытывать дискомфорт. Отказ лучше всего запланировать на летнее время — шансы, что ребенок замёрзнет, минимальны.

Отказ от подгузников должен проходить поэтапно: сначала дома на период бодрствования, затем на дневной сон, далее — на ночной. И только потом можно смело выходить на прогулку вообще без них.

Высаживайте на горшок после сна и перед сном, после еды и в любой момент, когда кажется, что он хочет помочиться или покакать. Такие действия помогают детям выстроить связь: «хочу в туалет — сажусь на горшок».

Хвалите малыша, если он успел вовремя сесть на горшок. Но никогда не ругайте, если он этого не сделал. Отрицательные эмоции вызывают у детей протест.

Убедитесь, что вы готовы к этому. Если вы приняли решение только потому, что давят окружающие, отложите этот момент. Лучшие условия — готовность родителей и готовность ребенка: как физиологическая, так и психологическая.

Чего нельзя делать ни в коем случае в период отказа от подгузников!

Не ругайте за мокрые штанишки или постель, не используйте в своем обиходе фразы из серии: «Ой, такой большой, и в подгузнике! Как не стыдно?!» — это только отдалит от цели.

Никогда не высаживайте на горшок, если малыш противится этому и плачет. Такое поведение закрепит негативную ассоциацию перед этим предметом.

Не торопитесь. Не пытайтесь за один день отучить ребенка носить подгузники. Поверьте, для него это стресс. Постепенно убирайте подгузники из жизни малыша, давая ему время привыкнуть к новым обстоятельствам.

Не бросайте дело на полпути: не нужно надевать подгузник малышу в середине дня или ночи, просто потому, что устали менять мокрое белье. Будьте последовательными.

Не забывайте, что это лишь временные трудности. Совсем скоро ребенок будет прекрасно чувствовать себя без подгузников и спокойно проситься на горшок. Нужно просто запастись терпением и помочь малышу перейти на новый этап его жизни.

Насчет возраста и методов обучения единого мнения до сих пор нет. Одним из авторитетных специалистов в данной области является врач и популярный телеведущий Евгений Комаровский. К его советам сегодня прислушиваются многие родители. Он предлагает свой путь от подгузника до самостоятельного посещения туалета.

Раннее приучение или выработка рефлекса

Многим активным и усердным родителям удается добиться определенных успехов в освоении малышом горшка в возрасте до года. По мнению Комаровского, в том, что дети девяти, восьми и даже семи месяцев могут мочиться и ходить по большому после услышанного «пи-пи» или «а-а», нет ничего удивительно. Многократное повторение этих звуков формирует у малыша условный рефлекс. Но популярный врач объясняет, что такое освоение горшка нельзя назвать полноценным. В данном случае такой процесс развивается по схеме «слова родителей – горшок», а правильнее было бы «наполненный мочевой пузырь/кишечник – горшок». Акцент делается на том, что стимулировать мочеиспускание или дефекацию должно физиологическое явление, а не звуки, произнесенные родителями.

Евгений Комаровский отмечает, что нередко после раннего приучения у ребенка 2 лет появляются трудности с туалетом. Родители недоумевают, почему их малыш, который давно освоил горшок, вдруг стал отказываться ходить в него. Врач объясняет это тем, что у ребенка в этом возрасте как раз начал формироваться естественный контроль над физиологическими нуждами, и он больше не хочет их связывать с родительскими призывами.

Оптимальный возраст для приучения к горшку

По мнению доктора Комаровского, возможность контролировать выделительные функции у ребенка появляется в возрасте 2,5–3 лет. Он не отрицает, что есть дети, у которых все получается гораздо раньше, но все же в большинстве случаев родителям стоит ожидать успехов в «общении» с горшком после того, как малышу исполнится 2 года. В вопросе приучения популярный врач также советует ориентироваться на то, что оптимальным возрастом для знакомства детей с горшком является период от 1 года до 3 лет.

Признаки готовности ребенка к приучению к горшку

Чтобы данный процесс проходил легко и без дискомфорта, Комаровский советует некоторое время понаблюдать за малышом, чтобы обнаружить признаки его готовности к обучению. Они должны быть как с физиологической, так и с психологической стороны.

Приучение к горшку пора начинать, если:

  • малыш может сообщить доступным ему способом (жестом, словом или звуком) о желании сходить в туалет;
  • режим дефекации у ребенка можно назвать стабильным;
  • он может более 1,5 часов оставаться в сухом подгузнике;
  • кроха знает части своего тела, их назначение, а также названия одежды;
  • он понимает значение слов «покакать» и «пописать»;
  • ребенок показывает отрицательные эмоции по поводу мокрого/запачканного подгузника, пытается его снять;
  • малыш хочет или умеет сам заходить в туалет и выходить из него.

Основные принципы приучения к горшку

Выбор горшка.

По мнению доктора Комаровского, в вопросе приучения не так важны форма, цвет и «опции» горшка. Главное, чтобы он был удобным и не воспринимался исключительно в качестве игрушки. Телеведущий советует обратить внимание на качество и экологичность материалов, а также размер изделия.

Следование системе.

Евгений Комаровский отмечает, что быть готовым к этому непростому делу должен не только ребенок, но и его родители. Им важно заранее определить тактику своего поведения в период перехода от подгузников к туалету, понимать, что общение с малышом будет занимать большую часть времени. Также он советует вырабатывать новые навыки постоянно, а не только в удобное для взрослых время (вечером или в выходной). Бессистемность запутает ребенка.

Выбор оптимального времени.

Начинать приучение к горшку нужно в благоприятное для этого время. В частности, все окружающие малыша должны быть здоровы и пребывать в хорошем настроении. Наиболее удачным периодом для этого является лето, так как ребенок одет максимально легко и процесс переодевания не занимает много времени. Знакомство с горшком лучше начинать в те моменты, в которые вероятность успешного мочеиспускания или дефекации особенно высока. Оптимально это делать после еды или сна, перед ними. Также можно предложить малышу горшок, если его поведение указывает на желание помочиться.

Закрепление успеха.

Если малыш все сделал правильно, его обязательно нужно похвалить и порадоваться успеху. В случае неудачи не следует показывать малышу отрицательные эмоции, лучше объяснить, как нужно поступить в следующий раз.

Фиксация внимания.

Акцентировать внимание ребенка нужно не только на самом горшке, но и на всем, что с ним связано. Малышу будет интересно, как родители достают и открывают этот предмет, учат, как снять трусики и надеть их обратно. Можно даже показать любопытному крохе, как моется горшок и куда он ставится до следующей «встречи». Такие действия будут похожи на своеобразную игру, а значит, будут вызывать положительные эмоции.

Если малыш с успехом осваивает горшок, то этот предмет нужно вписать в распорядок дня. К примеру, ребенок должен привыкнуть ходить в туалет перед прогулкой и перед сном. Евгений Комаровский не призывает сразу же отказываться от одноразовых подгузников, ведь они еще могут понадобиться ночью или во время длительной поездки.

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

Гигиена детей – важная составляющая часть образа жизни. В любом возрасте, начиная от периода новорожденности, родители задаются вопросом – как правильно умывать и купать ребенка, как ухаживать за кожей и за зубами, есть ли особые требования к одежде. На все эти вопросы ищите ответы в статье.

Основы ежедневной гигиены для детей

Гигиена детей в любом возрасте требует тщательного и ежедневного внимания мамы. Для ухода за новорожденным ребенком нужно выделить дома отдельное место для пеленания и обработки. Для этой цели можно купить специальный детский комод-пеленальник, но подойдет также обычный стол, покрытый мягкой тканью и клеёнкой. Рядом с ним вы сможете разместить бельё и предметы ухода за ребенком (лоток с флаконом 3% перекиси водорода, маслом или лосьоном для обработки кожи малыша, ватой или ватными палочками).

Чтобы соблюдать гигиену и безопасность, малышам рекомендуется спать в отдельной кроватке. Положите в неё умеренно жёсткий матрас, застелите его тонкой клеёнкой и простыней (пелёнкой), вместо подушки сложите вчетверо пелёнку. Коляску используйте только для прогулок, спать в ней дома негигиенично. В этой кроватке малыш будет спать минимум до двух лет.

Пеленальный столик и отдельное место для ухода за малышом пригодится только в первый год. Как только ребенок начнет ходить и будет активно изучать окружающее пространство, можно постепенно приучать его пользоваться общей раковиной и ванной. Главное – не оставлять малыша одного без присмотра.

Дети в возрасте старше 2 лет обычно подражают родителям – и поэтому умываются и купаются с удовольствием. Желательно, чтобы у ребенка была собственная полочка в ванной комнате, и его предметы гигиены хранились отдельно. Приучайте малыша пользоваться своим полотенцем и зубной щеткой.

Если у ребенка хорошо растут волосы, их можно ежедневно расчесывать мягкой расческой. Как и остальные предметы гигиены, она должна храниться отдельно.

Ногти на руках и ногах следует подстригать с рождения каждую неделю или по мере необходимости. Детям старше 3 лет можно обрабатывать неровные края пилочкой. В дошкольном возрасте, с 5-6 лет, многие дети учатся подстригать ногти самостоятельно – но обязательно под присмотром родителей.

Гигиена детей: купание

Купать малыша можно с первого дня после выписки из родильного дома. Желательно организовать купание так, чтобы оно проходило каждый день в одно и то же время. Лучше перед ночным сном – большинство детей успокаиваются и хорошо засыпают после водных процедур. Но есть такие малыши, которых купание, напротив, перевозбуждает. Если это про вашего ребенка, запланируйте водные процедуры на другое время – например, на утро или после обеденного сна.

Для купания грудного ребенка важно выбрать подходящую температуру воды. Она должна соответствовать температуре тела человека — 37 градусам, и измерять ее лучше специальным водным термометром. Температура для купания детей старше года может быть ниже. Температура окружающего воздуха должна быть около 22-23 градусов.

Купать ребенка даже на первом году жизни можно в обычной водопроводной воде – в условиях централизованного водоснабжения. Не нужно также добавлять в неё дезинфицирующие вещества – они могут привести к раздражению кожи малыша.

Купание грудных детей (до 6 месяцев) нужно проводить каждый день в простой воде и один раз в неделю — с применением детского мыла. Многие родители добавляют в воду травяные отвары. Делать это нужно с осторожностью – возможна аллергическая реакция.

Помимо купания, ежедневная гигиена подразумевает подмывание после каждой смены подгузников, а когда малыш подрастет — каждый вечер перед сном.

Прежде чем начать купание, приготовьте всё необходимое для малыша: чистое бельё, предметы гигиены, полотенце или тонкую пелёнку. Детскую ванночку наполните водой на 2/3 и положите в нее малыша. Поддерживая его голову и спину левой рукой, осторожно намыльте. Затем ополосните малыша чистой водой из кувшина. Набрать ее можно из ванной перед купанием: за время процедуры температура воды понизится на 1-2 градуса, что позволит начать закаливание.

Обычно купание новорожденных детей занимает 5–7 минут. Вынув ребенка из ванны, заверните его в чистую пеленку и вытрите промокательными движениями. После купания обработайте кожу малыша растительным маслом или специальным лосьоном , осмотрите все складочки на его теле: кожа у новорожденных часто шелушится и требует особого ухода.

Детей старше шести месяцев можно купать во взрослой ванне – но конечно же, с поддержкой. Можно использовать специальные круги для купания.

Никогда не оставляйте ребенка в ванной без присмотра! За малышом обязательно должен наблюдать кто-то из взрослых.

Гигиена детей: уход за зубами

Стоматологи рекомендуют начинать уход за зубами сразу, как только они начнут прорезываться. Для этого можно давать малышу кипяченую воду после еды. Зубы можно чистить мягкой щеткой, подобранной по возрасту. Движения щетки должны захватывать и десны – чтобы не только убрать остатки пищи, но и сделать массаж, улучшающий кровоснабжение тканей.

Детям старше года можно чистить зубы с применением зубной пасты. Выбирая пасту, обязательно проверяйте концентрацию фтора – она должна соответствовать возрасту ребенка. Какая лучше подойдет, стоит уточнить у стоматолога. Малышам следует выбирать зубную пасту без ароматизаторов. Детям дошкольного возраста разрешается паста с фруктовыми, ягодными и мятными ароматами.

Гигиена детей: закаливание

Ухаживая за ребенком, утром и вечером можно проводить закаливающие процедуры – но предварительно этот вопрос следует обсудить с педиатром. Если врач разрешит, можно начать с кратковременных процедур. Утром, умыв ребенка, разденьте его до пояса, протрите грудь и спинку. Сначала вода должна быть теплой, затем можно постепенно снижать температуру на 1 градус в неделю до 18 С. Со временем можно перейти к общим обтираниям и обливаниям.

Гигиена детей: одежда и обувь

Есть несколько общих правил:

  • Одежда для ребенка должна соответствовать времени года и погоде. Важно не кутать ребенка, но и нельзя допускать переохлаждения.
  • Ребенку в одежде должно быть удобно, особенно если он уже начал ходить и много двигается.
  • В приоритете – одежда из мягких натуральных тканей, хорошо пропускающих воздух и впитывающих влагу.
  • Нательное белье рекомендуется менять ежедневно, остальную одежду – по мере загрязнения.
  • Стирать детскую одежду стоит отдельно от взрослой с использованием специальных гипоаллергенных средств.
  • Обувь для ребенка рекомендуется подбирать по размеру. Не стоит брать обувь на вырост – в ней будет неудобно ходить. Выбранная обувь должна хорошо прилегать к ноге, но не сдавливать ее.

Зная основы гигиены и ухода за ребенком, родители могут быть спокойны за его здоровье. При возникновении любых вопросов и сомнений стоит проконсультироваться с педиатром.

В каком возрасте ребенок должен ходить на горшок

Горшок – это, пожалуй, одна из самых «больных» тем у родителей после того, как ребёнок пошёл и/или заговорил. Особенно, если в окружении есть мамочки, рассказывающие, что их дети чуть ли не с рождения к горшку приучены. Сразу становится не по себе, потому что свой трёхлетка на горшок ходит с переменным успехом. Сегодня в статье поговорим о том, как понять, что малыш уже готов к горшку и в каком возрасте происходит этот процесс понимания.

Что должен уметь малыш?

Прежде, чем ребёнок научиться ходить на горшок, он должен освоить ряд физических, психологических и социальных навыков.

  • умение снимать и надевать штанишки/трусики, особенно когда нужно воспользоваться горшком;
  • ребёнок чувствует позывы к мочеиспусканию и дефекации;
  • ребёнок умеет садиться на горшок.

Физические навыки нужно помогать осваивать: показывать, как снимать и надевать штанишки, давать делать это самостоятельно.

  • ребёнок может сказать взрослому о своих желаниях словами или жестами;
  • ребёнок может выполнить просьбу взрослого, например, «Сними штанишки и сядь на горшок»;
  • ребёнок знает и может показать какие-то части тела и может сказать, для чего они нужны;
  • малыш может довольно долгое время (от нескольких минут) сосредоточиться на выполнении одного действия.
  • ребёнок умеет подражать. Он имитирует какие-то действия родителей, братьев, сестёр и других окружающих его людей.
  • у ребёнка возникает интерес к туалету, то есть, малыш интересуется и наблюдает, как туалетом пользуются другие.
  • Малыш становится восприимчив к похвале, он радуется, когда его хвалят и старается что-то делать с большим усердием.
  • Малыш стремиться стать «большим».

Как правило, это навыки в достаточном объёме появляются после 1,5 лет.

Как понять, что уже можно приучать?

Помимо навыков, о которых мы говорили выше, готовность ребёнка можно разделить на три уровня:

  1. Уже пописал. Ребёнок замечает мокрые штанишки, но ещё не обращает внимания на позывы к мочеиспусканию или сам процесс.
  2. Сейчас пописаю. Ребёнок уже обращает внимание на процесс мочеиспускания или дефекации и понимает, что он в данный момент делает, но заранее ещё не осознаёт.
  3. Скоро буду писать. На этом этапе малыш уже чувствует позывы, понимает, что скоро будет писать или какать. Ребёнок может сказать словами или жестами об этом взрослым.

От уровня готовности ребёнка зависит, как быстро малыш научится пользоваться горшком.

Бывает такое, что ребёнок никак не может подружиться с горшком, потому что не понимает и не чувствует, что он мокрый. Некоторым деткам нужно заменить подгузник на трусики. Это нужно для того, чтобы ребёнок понял связь «хочу писать – пописал – мокро».

Когда ребёнок достиг третьего уровня готовности, можно полностью отказаться от подгузников на 3-7 дней или оставить его голеньким на эти дни, чтобы ребёнок лучше понял сигналы своего тела, понаблюдал за собой. Есть вероятность, что за эти 3-7 дней ребёнок полностью научится пользоваться горшком.

Чего делать нельзя?

  • Ругать ребёнка за промахи.
  • Играть и развлекать малыша, пока он сидит на горшке. Важно сосредоточиться на процессе.
  • Начинать учить ребёнка ходить на горшок только потому, что вам кажется, что пора или потому, что у знакомых ребёнок «с пелёнок ходит на горшок». Не поддавайтеь давлению со стороны.
  • Не удерживайте и не сажайте ребёнка на горшок насильно.

Всё это может вызвать негативные ассоциации у ребёнка с горшком, тогда процесс приучения может затянуться.

И ещё кое-что

Итак, вот настал тот день, когда вы проанализировали все навыки ребёнка и поняли, что пора начать учить малыша пользоваться горшком. Обратите внимание на готовность ребёнка, в каком он настроении, здоров ли он, радостен ли.

Что касается горшка, то он должен быть удобный и подходить ребёнку по размеру. Горшок должен быть в комнате малыша задолго до начала приучения. Познакомьте ребёнка с горшком, почитайте вместе книжки про горшок, посмотрите мультики про горшок.

Сажать ребёнка нужно только на тёплый горшок и в тот момент, когда малыш должен вот-вот пописать или покакать.

Если у ребёнка всё получилось, обязательно похвалите, на первых порах можно придумать поощрение.

Вносите горшок в ритуал, а не только когда пришло время сходить в туалет. Например, перед и после сна обязательно сажайте ребёнка пописать.

Горшок не должен восприниматься ребёнком как игрушка, он должен быть предметом определённого назначения. Это значит, не покупайте музыкальные горшки, горшки с планшетами и так далее.

Кстати, если вы боитесь, что ребёнок на этапе приучения к горшку будет делать лужи и обписивать диваны и ковры, то вместо обычных трусиков можно попробовать многоразовый тренировочные трусики. Они, в отличии от подгузников, не остаются сухими, но удерживают содержимое внутри себя. Таким образом ребёнок чувствует, когда стало мокро, некомфортно, и родители предлагают ему горшок. Пригодятся на первом этапе, когда малыш обращает внимание на мокрые штанишки.

Такие трусики можно использовать в течение нескольких лет, можно сэкономить на чистке ковров и диванов. Ткань у многоразовых трусиков натуральная и дышащая. Но есть и минусы – это их цена, они долго сохнут и их нужно как минимум 6-10 штук.

Если вы перепробовали всё, а у малыша всё равно ничего не получается, ну никак не хочет он учиться ходить на горшок – отпустите. Просто оставьте эту затею на недельку-другую, а потом попробуйте снова. Горшок не должен ассоциироваться у ребёнка с негативными эмоциями.

Ребёнок и горшок – это всегда щепетильная тема для родителей, потому что родители хотят скорее избавиться от подгузников и перевести ребёнка как можно раньше на трусики. Главное, не забыть проверить, готов ли сам ребёнок. Для этого важно учесть ряд психологических, физических и социальных навыков. Берегите себя и своих детей и будьте здоровы!