В каком возрасте ребенок должен понимать время

Умение пользоваться часами — важный навык. Он помогает рационально использовать и планировать время, научиться организованности и последовательности. Но научить дошкольника понимать по часам — задача не из легких. Как объяснить детям, что такое время, в каком возрасте можно начать знакомство с часами, какие лайфхаки сделают процесс обучения увлекательным?

Когда начинать обучение?

Все зависит от того, насколько ребенок готов воспринимать и осваивать новую для него информацию. Лучше всего дождаться, когда малыш сам начнет задавать соответствующие вопросы («а когда будет девять часов вечера?», «а один час – это долго?»). Или учите ребенка как бы между прочим. Например, упоминая о событии, конкретизируйте («мы пойдем гулять через час», «мы ложимся спать ровно в 10 часов»). Для того чтобы обучение пошло на пользу, надо учитывать возрастные особенности ребенка.

К двум годам ребенок начинает хорошо понимать слова «скоро» и «попозже», а к трем обычно может оперировать такими понятиями, как «вчера» и «завтра». Поначалу дети путают эти понятия, но смысл улавливают точно.

Примерно к трем годам у ребенка формируется осознание стабильности его повседневной жизни, предвкушение привычных событий . В этом возрасте малыш может адекватно реагировать на фразу «я ухожу, но приду за тобой вечером», а вот понятие «чуть позже» остается для него слишком абстрактным.

Примерно к пяти годам ребенок начинает реально представлять себе некоторые перспективы своей жизни и способен планировать ближайшие события.

К шести-семи годам ребенка желательно познакомить с циферблатом. Но в вопросе о том, как научить ребенка определять время по часам , не стоит торопиться. Научить понимать время по часам не всегда просто даже ученика младших классов, не говоря уже о дошкольниках.

Что должен знать ребенок перед тем, как начать знакомство с часами?

Обучая ребенка, необходимо соблюдать последовательность, двигаться от простого к сложному. Для начала познакомьте малыша с базовыми понятиями, используя метод ассоциаций (приводите конкретные примеры из жизни ребенка).

День и ночь. Расскажите ребенку, какое время суток светлое, какое темное. Можно создать игровой плакат или карточки на тему «Режим дня» (подберите картинки с изображением обычных действий, таких, как пробуждение, обед, сон и др.). Дети быстрее улавливают смысл, когда им приводят примеры из их жизни («утром мы делаем зарядку, днем гуляем на улице, вечером читаем, ночью спим»).

Времена года, 12 месяцев. Расскажите ребенку, чем примечательна каждая пора, как меняется природа, чем занимаются люди в каждый из сезонов. Не забывайте напоминать малышу, что «зимой будем наряжать елку», «в июне поедем на дачу» и т.д. Прочитайте вместе «Двенадцать месяцев» С.Маршака и «Синичкин календарь» В.Бианки.

Дни недели. Расскажите, что у каждого дня недели есть «имя». Поговорите с ребенком о тех событиях, которые происходят в его жизни еженедельно, например, «каждый понедельник ты занимаешься плаванием», «каждое воскресенье гостишь у бабушки». Запомнить дни недели ребенку поможет стихотворение С.Михалкова «Неделя» и книга Э.Карла «Очень голодная гусеница».

Ребенку будет легче ориентироваться по часам, если он уже может считать до 60, знает таблицу умножения, умеет делить (ему знакомы понятия «половина» и «четверть»), имеет навык счета через пять, визуально распознает числа от одного до 12, понимает пространственные отношения («перед», «до», «после», «между»).

Но даже если этих знаний нет, а ребенок проявляет интерес к часам, не бойтесь дать малышу то, что его интересует! Занятия в игровой форме могут стать увлекательным времяпрепровождением и принести немало пользы.

Мультфильмы, которые помогут ребенку понимать время по часам , различать времена года, понятия день и ночь:

«Фиксики. Часы»

«Учим время по часам с Лунтиком»

«Мулле Мек рассказывает про часы»

«Малышарики. Дерево» (мультфильм о временах года)

«Малышарики. Рыбалка» (мультфильм о том, что такое день и ночь)

«Круглый год» — минисериал из 12 месяцев

В современном мире принято считать, что раннее развитие ребенка – это необходимо и престижно. Потому, разбираясь с вопросом, со скольких лет учить ребенка читать, некоторые родители придерживаются мнения, что нужно начинать как можно раньше. Таким образом, удается намного лучше подготовить малыша к школе, адаптировать его к сложной учебной программе.

Однако детская психика не рассчитана на такой ход событий, о чем свидетельствуют заключения многих психологов. Важно помнить о естественном развитии каждого чада, которое невозможно ускорить или приостановить – оно происходит на генетическом уровне.

Во сколько дети начинают читать

Нервная система ребенка запрограммирована таким образом, что у малыша имеется определенное количество стадий созревания головного мозга. К примеру, до 5-6 лет дети очень плохо усваивают различные абстрактные образы. Ребенок оперирует только конкретными и реальными фактами, событиями, которые он видит в данный момент или те, что он переживал ранее.

Чтобы разобраться с тем, во сколько дети начинают читать, необходимо учитывать тот факт, что к 3-4 годам ребенок не может различать следующие понятия – звук, буква, слог, слово. Дети смогут сложить буквы в слог и механически запомнить, как правильно пишется этот слог. Однако малышу будет крайне сложно прочесть простое предложение и самое главное – понять прочитанное.

Принимая решение научить собственное чадо читать, родители должны ответить себе на один вопрос: хочет ли этого ребенок? Чтобы начался активный процесс обучения, нужен стимул, без которого малыш будет выполнять поставленные задачи без всякого желания. Как правило, желание прочесть определенный текст, проявляется у детей к 6-7 годам (в некоторых случаях к 5 годам). Это сенситивный период – наиболее благоприятное время, когда нужно начинать изучение нового навыка.

Польза и вред раннего обучения чтению

«Родители должны заниматься ранним обучением собственного чада, чтобы поскорее научить его всему и сразу» – именно такие изречения можно встретить на многих «мамских» форумах. Ведь далеко не каждый родитель знает, когда ребенка надо учить читать, чтобы не упустить этот самый «нужный» момент.

Раннее развитие действительно имеет большое количество преимуществ:

  1. Постоянное общение с малышом. Несмотря на всю сложность заданий, которые стоят перед малышом – он проводит время со своими родителями. Регулярное общение в кругу семьи положительно сказывается на психическом здоровье мальчиков и девочек.
  2. Возможность выучить новую информацию. В процессе чтения ребенок открывает для себя много нового и интересного. Безусловно, узнать определенные факты он сможет и без раннего развития, но использование развивающей литературы сделает процесс обучения максимально увлекательным.
  3. Развитие мозга. Когда малыш начинает изучать новую для него информацию, происходит тренировка мозга без особого напряжения – это поможет ребенку быстрее запоминать и усваивать прочитанное. В результате можно будет уменьшить нагрузку в процессе обучения в школе и с успехом подниматься по «лестнице знаний».

Однако раннее развитие детей имеет и некоторые минусы:

Учитывая все «за» и «против» раннего развития, современные родители могут с легкостью построить оптимальную схему работы со своим ребенком.

В каком возрасте начинать обучение чтению

Для успешной подготовки к тому периоду, когда дети начинают читать, важно обратить внимание на некоторые физиологические особенности малыша:

  • Перед началом обучения потребуется учитывать речь ребенка. Дошкольник должен не просто выговаривать по одинокие слова, но и уверенно говорить простыми предложениями. Ребенок должен осознавать и четко понимать то, что он выговаривает.
  • Ребенок должен с легкостью назвать слово, которое начинается на букву «П» и заканчивается на букву «А»; он может выделять общий звук сразу в нескольких словах; родители отмечают хорошее развитие фонематического слуха – все это свидетельствует о том, что самое время приступать к процессу чтения.
  • Во время разговора у малыша должны отсутствовать всевозможные логопедические проблемы. Если ребенок не может выговорить одну или несколько букв из алфавита – это негативно сказывается на его фонематическом слухе.
  • У ребенка должно быть хорошо развито пространственное мышление, он должен понимать, где «право», а где «лево». Ведь процесс чтения книги осуществляется слева направо. В противном случае малыш начинает читать текстовые блоки хаотично: он может начать с той буквы или с того слова, которое ему больше всего понравилось.

Проявление вышеперечисленных признаков формируется ближе к 5-ти летнему возрасту. Но не стоит забывать тот факт, что каждый малыш – это индивидуальность.

Как выбрать правильную методику обучения чтению

Как правильно учить ребенка читать? Какие методики считаются самыми эффективными?

Для достижения максимальных результатов выделяют несколько проверенных и «рабочих» методик:

Каждый родитель вправе самостоятельно составлять программу для обучения чтению своего ребенка. Необходимо учитывать особенности его поведения и интересы, чтобы каждое занятие было увлекательным и продуктивным.

Ребенок начинает видеть и слышать, еще находясь в утробе матери, однако его зрение и обоняние сильно отличаются от взрослых. Кроме того, каждый младенец уникален, поэтому временные промежутки, в которые стандартно входят те или иные реакции, могут разниться. Как понять, что зрение и слух ребенка формируются нормально? Расскажем в этой статье.

Факторы внутриутробного развития

Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:

  • Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
  • Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
  • Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца

Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.

Формирование полноценного зрения

Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:

  • Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
  • Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
  • Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица

Что видит малыш

С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:

  • В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
  • Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
  • Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки

Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

Какова нормальная реакция

Обычные реакции — это:

  • Движение ручками и ножками
  • Повороты головы
  • Поиск источника голоса глазами
  • Замирание или вздрагивание
  • Плач
  • Прислушивание

Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.

Упражнения для развития зрения

Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.

Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете

Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг

Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего

Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла

Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.

Причины для тревоги

Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:

  • у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
  • в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
  • на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи

Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога. Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.

* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных

** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей

Должны ли дети уметь считать до школы? Как научить малыша считать?

Никого не удивляет сегодня то, что ребенок, который идет в первый класс, умеет пользоваться компьютером, сотовым телефоном и калькулятором. Он быстро посчитает на калькуляторе многие несложные математические уравнения, но вот то, что он совершенно не умеет считать без калькулятора, никого не тревожит. На самом деле мозг человека, так же как и его мышцы, нуждается в постоянной тренировке. Если ребенок с двух лет умеет считать, а уже к 5 летнему возрасту будет без труда в уме решать несложные математические задачи, то это способствует активному развитию его умственных способностей.

Многие родители считают, что в два года ребенку еще рано уметь считать, а пятилетний ребенок еще не дорос для занятий по решению задач по математике. Дело в том, что готовность к занятиям математикой не передается ребенку по наследству, она формируется в процессе воспитания. И если интеллектуальные способности не развивать с детства, то малыш никогда не будет интересоваться цифрами. Он будет считать, что у него нет одаренности к точным наукам.

Как только вашему малышу исполнилось два годика, начинайте его учить считать. На прогулке, дома и в транспорте постоянно повторяйте ему о том, сколько деревьев растет во дворе, сколько подъездов в вашем доме, сколько человек едет в машине, сколько людей сидит за столом. Одевая его на прогулку, обратите его внимание на то, что шапка у него одна, носков две, у коляски колес четыре, а пуговиц на куртке пять. Спросите у малыша: » У меня два сапога и у тебя две сапожки, всего их четыре, сколько человек могут обуться в четыре сапожки?».

Покупайте ребенку книжки с иллюстрациями, где нарисовано несколько котят, мячиков, бабочек, машинок, кукол и других рисунков, которых можно не только смотреть, но и считать. Пусть малыш посчитает, сколько нарисовано цветов или бабочек. В это же время можно научить ребенка понятиям больше и меньше, различать цвета предметов. Особенно помогают обучение считать детские игры. Например, игры с кубиками, когда вы просите малыша подать два зелененьких кубика и один красный. Спросите у ребенка, каких кубиков больше, а каких меньше. Очень полезно учить считать малыша в виде просьбы, например, попросить его во время обеда подать две ложки и три вилки. Малыш чтобы исполнить желание родителей постарается быстрее запомнить цифры и научится считать.

Приобретите для ребенка всевозможные магнитные цифры и игрушки на липучках. Прикрепите их к холодильнику, к плитке в ванной или к специальной доске, чтобы они были постоянно перед глазами ребенка. Маленьким детям очень нравится их считать. Объясните ребенку, что означает цифра «ноль». Покажите ему, что у вас два яблока, а когда вы их съели, у вас ничего не осталось, то есть у вас «ноль» яблок.

Примерно с четырехлетнего возраста дети должны уже уметь считать более сложные цифры. Важно правильно объяснить ребенку, почему одиннадцать больше десяти. Для этого необходимо купить счетные палочки. Положите в один ряд десять счетных палочек и сверху положите еще одну палочку другого цвета. Объясните, что, прибавляя один на десять, получается одиннадцать, два на десять двенадцать и так далее. Если ребенок легко запоминает, можно дальше объяснять, почему добавляя одну палочку на двадцать, получается двадцать один и так далее до ста. Не требуйте от малыша мгновенного запоминания, учить считать необходимо поэтапно. Каждую неделю необходимо увеличить знания на десять цифр. Каждый день, прежде чем учить новые цифры, повторяйте то, что прошли раньше. В этом же возрасте надо учить детей считать обратно. Удобнее всего это делать на пальцах рук. Например, это десятый палец, затем идет девятый, далее восьмой и так далее. Для закрепления пройденного спросите у ребенка, какое число стоит впереди цифры 5 или цифры 9.

Как быстро научится ребенок считать, зависит от индивидуальных способностей каждого ребенка. Поэтому равняться на других и ругать малыша за то, что он, несмотря на ваши старания, до сих пор не научился считать не стоит. Главное не переставайте тренировать малыша. А если ребенку легко дается ваше учение, то далее учите его к таким понятиям как «равно», «сумма», «разница» и так далее. В этом возрасте многие дети легко решают простые задачки на логическое мышление. Например, надо открыть на одной руке два пальца, на другой четыре и предложить сосчитать. Бесполезно просить ребенка выучить наизусть, что 2+4 будет шесть. Ребенок должен понять сам механизм счета. Точно также покажите ему, как получается вычитание. Например, на дереве сидели 7 птичек, 2 птички улетели, сколько осталось.

Чем раньше начнут родители заниматься с ребенком занятиями на логическое мышление, тем заметнее будут результаты их стараний на успеваемости его в школе.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

В каком возрасте ребенок начинает кушать сам? Учим малыша самостоятельности

Вот малыш уже умеет сидеть самостоятельно, но кормит его еще мама. Тут соседка или бабушка могут предложить неопытной маме не «баловать» ребенка и дать ему ложку, чтобы он начинал кушать самостоятельно. Нельзя прислушиваться к советам других людей, каждый ребенок имеет свои особенности развития и то, что у кого-то ребенок рано начал кушать, еще не повод для того, что все дети должны уметь держать ложку с раннего возраста.

Не стоит торопиться приучать ребенка к самостоятельному кормлению сразу, как он начинает сидеть на стульчике. В результате такого рвения родителей у ребенка появляется страх перед столовыми приборами и приемом пищи. Чаще всего из такого раннего обучения ничего не получается, малышу не удается набрать пищу в ложку или донести его до рта. В результате он вместо похвалы за свои старания видит, как расстроилась мама. Далее очень трудно заставить его взять в руку ложку для того, чтобы еще раз повторить такую неприятную процедуру.

Начиная с возраста семь месяцев, многие дети начинают проявлять интерес к ложке. Если уже ребенок освоил свой стульчик для кормления и не боится сидеть там, то дайте ему сначала просто ложку. Пусть он пока учиться попадать ею в рот без еды, положите перед ним кусочек твердой пищи, например, печенья. Малыш пусть пробует брать его рукой и отправлять в рот. Не препятствуйте, если ребенок кладет при кормлении свою ладошку на вашу руку, инициируя «самостоятельное» кормление. Это очень хорошо, что он уже желает сам подносить ложку ко рту, поддержите его начинания. Но начинать самостоятельно кушать, надо учить малыша только с возраста 8-9 месяцев.

Сначала в ненавязчивой форме предложите ребенку специальную детскую ложку. Положите ее на его столик рядом с тарелкой с той стороны, какой рукой малыш обычно любит держать предметы. Если ребенок не проявляет никакой инициативы и не желает брать в руку ложку, попробуйте пробудить в нем интерес к самостоятельному кормлению. Для этого положите перед малышом тарелку с вкусной едой, а рядом — его ложку. Сами займитесь в это время чем-то другим, увидев, что вы не торопитесь его кормить, ребенок будет вынужден попытаться поднести еду ко рту самостоятельно.

Все дети учатся кушать самостоятельно на примере взрослых, поэтому налейте себе в тарелку еду и продемонстрируйте ребенку, как вы едите сами. Большинство детей тянутся ручками к маме, стараясь схватить ее ложку. В этом случае лучше отдайте ему его ложку и тарелку с едой, пусть он попробует подражать вам. В первое время, желая самостоятельно кушать, малыш сильно пачкается, даже может опрокинуть еду с тарелкой. Поэтому обязательно не забудьте повязать перед кормлением на его шею слюнявчик.

Не надейтесь, что ребенок научиться кушать сам с первого раза, необходимо минимум недели времени, чтобы он научился захватывать кусочек пищи с тарелки и еще неделя, чтобы он начал доносить ложку до рта. Все это время малыш будет вести себя не очень примерно. Например, он будет запускать руку в тарелку, сжимать содержимое ложки ладонями или превращать процесс еды в игру. Для ребенка сам процесс обучения довольно трудный и вполне понятно, что очень скоро ему надоедает есть самому. В первое время родителям надо запастись терпением и докормить малыша второй ложкой.

Нельзя ругать ребенка за его неумение кушать, за его неопрятный вид или поднимать на смех то, как он выглядит. Если малыш перестал самостоятельно кушать и не желает больше брать ложку в руку, спокойно сами докормите его. Потом уберите его стол и смените его одежду, не заостряя внимания на то, как он все испачкал. Если вы будете смеяться и говорить ему: «Какой же ты у меня грязнуля», то малыш быстро поймет, что такой он маме нравится больше, и в следующий раз будет стараться насмешить вас еще больше.

А с 3-х лет дайте ему маленькую детскую вилку и покажите, как ей пользоваться. Если на тарелке лежит пища, которую надо накалывать на вилку, то удобно есть из вилки зубьями книзу. Кушать рассыпчатую пищу с помощью вилки, например, гречневую кашу, нужно держа вилку изгибом кверху. Так намного удобнее подгребать кашу и другую еду. Начиная с 2-3-х летнего возраста, начинайте сажать ребенка за общий стол. Отведите ему определенное место за общим столом и не меняйте его.

Не приучайте ребенка кушать по уговору: «Ложку за маму, ложку за папу». Чем больше вы будете уговаривать ребенка съесть приготовленную для него пищу, тем больше он будет отказываться. В итоге малыш перестанет совсем кушать, пока родители не будут отвлекать его внимание игрушками или прибаутками. Также не стоит давать оценку ребенку: «Вот какой ты молодец, съел сегодня все, что лежало в тарелке». Так малыш будет стараться съедать все каждый раз, а это может способствовать его ожирению. Поощрять за съеденную еду нельзя, процесс еды должен быть естественным. Родителям не стоит дарить подарки или ругать, желая научить ребенка съесть пищу. Хвалить ребенка надо за хорошее поведение, а ругать — за плохое, но не за то, сколько он съел каши.

— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.