Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
Режим дня малыша в 6 месяцев начинает значительно отличаться от предыдущего периода.
Почему так происходит? Начинается физиологическая перестройка. Ребенок уже не желает спать днем более 3 раз. Время бодрствования малыша составляет 10-12 часов. Длительность снов не всегда может распределяться поровну. Главное, чтобы в сумме он был равен 3 часам.
Какое количество снов (часов) оптимально для ребенка возраста от 3 до 6 месяцев сможете найти в таблице норм сна и бодрствования ниже:
В 6-9 месяцев крохи, скорее всего, перейдут с трех снов на два, ритм дня с тремя и двумя снами будет разным.
Примерный распорядок дня малыша в возрасте 6 — 9 месяцев (если у ребенка уже 2 дневных сна):
-
— 7:00;
- бодрствование 1 — 7:00 — 10:00;
- сон 1 — 10:00 — 12:00 (ориентировочно час-
полтора); - бодрствование 2 — 12:00 — 15:30;
- сон 2 — 15:30 — 16:30;
- бодрствование 3 — 16:30 — 20:00;
- сон 3 — 20:00 — 7:00.
Не стоит забывать о ритуале перед сном. Мамочки, которые уже в 3-4 месяца придумали концепцию отхождения малыша ко сну, теперь ее могут дополнить рассказом или добавить игрушку-сплюшку. Главное правило проведения ритуала остается тем же — выполняйте одни и те же действия перед сном.
Например, перед первым дневном сном рекомендуется поиграть в спокойную игру или полистать книжки, а при втором — попробовать уложить спать игрушку вместе с малышом. Проведение ритуала перед ночным сном малыша немного отличается. Покупайте малыша (если его это не возбуждает), закройте шторы, спойте колыбельную или расскажите «сонный» стих.
Ночью должно быть 1-2 кормления, чаще всего остальные пробуждения — непищевые, чтобы продлить сон.
«Мы пришли на курс с сопровождением „Сон малыша, мама в ресурсе + самостоятельное засыпание“ 05.01.2020 г. На тот момент дочке было почти 9 месяцев. Недавно произошёл переход на 2 дневных сна, в результате получили поздние укладывания на ночной сон, так же были частые ночные пробуждения, совместный сон, сильная ассоциация на сон-грудь, сопротивление укладыванию. После ухода на ночной сон дочь стабильно просыпалась через 40-60 минут с плачем и криком, и не всегда получалось продлить, иногда приходилось „погулять“ те же 40-60 минут. Это все очень выматывало, руки просто опускались.
За время прохождения курса, многие проблемы уже решились, а именно:
- мы наладили режим дня на более удобный и предсказуемый для нашей семьи;
- укладывание на ночной сон стало происходить раньше, ушли пробуждения с криком;
- разделили сон-грудь.я думала, что это невозможно, но прошло довольно гладко;
- количество ночных пробуждений сократилось, остались только 1-2 пищевых, непищевые случаются крайне редко, только если малышка что-то беспокоит. Надо отметить, что за время курса у нас вылезли 2 зуба, дискомфорт был, но в целом всё прошло спокойно;
- на курсе начинаешь думать о том, что надо заботиться о себе, своём душевном состоянии, т.к. очень многое зависит от состояния и настроения мамы.
Ну и „ вишенка на торте“- мы переселили ребенка, который в глаза не видел кроватку, в отдельную кроватку, не сразу конечно, сначала сняли бортик, потом вернули его, чтобы меньше стресса было. Но! Ребенок спит на отдельной поверхности! я думала это вообще никогда не случится, но в ходе работы всё получилось.
Теперь осталось обучить крошку самостоятельному засыпанию, возможно, понадобится больше времени, т.к. я выбрала мягкую методику, но я теперь верю в успех, в себя, в свою крошку!»
Каждый возрастной период в жизни детей отличается своими потребностями во сне. Как определить, что ребенок не досыпает, читайте в статье «Нормы сна и бодрствования».
А в комментариях пишите, сколько месяцев малыша, какой режим у вашего ребенка, сколько снов?
К четырем годам многие дети начинают посещать детский сад, тогда режим дня соблюдается в детском саду и к нему подстраиваются родители ребенка. Но если малыш не посещает детский сад, за его режимом должны следить родители.
В этом возрасте дети стремятся помогать родителям в бытовых делах (уборка, стирка), поэтому не забывайте привлекать ребенка к вам в помощь и обязательно хвалите и поощряйте его.
Во время игр с ребенком начинайте заучивать несложные стишки, это помогает в становлении речи и развитии памяти ребенка. В этом возрасте можно начинать учить иностранные языки с малышом.
В 4 года во время кормления ребенок самостоятельно ест и пьет из чашки, не забывайте прививать ему гигиенические процедуры до и после кормления.
Во время прогулки дети уже не спят, а активно познают окружающий мир, помогите им в этом: много говорите с ребенком, рассказывайте и показывайте предметы на улице.
Примерный режим дня ребенка в 4 года, не посещающего детский сад представлен в таблице.
Компоненты режима дня | Время |
Подъем и утренний туалет ребенка | 7.00-7.30 |
Завтрак | 7.30-8.00 |
Самостоятельные игры или игры совместно с родителями | 8.00-9.30 |
Прогулка с ребенком | 9.45-11.50 |
Обед | 12.00-12.30 |
Дневной сон | 13.00-15.00 |
Полдник | 15.30 |
Занятия и игры | 16.00-16.45 |
Прогулка | 17.00-18.00 |
Ужин | 18.30-19.00 |
Игры и занятия | 19.00-20.00 |
Подготовка ко сну (вечерний туалет, легкая сказка) | 20.00-20.40 |
Сон | 21.00 |
Мельниченко Л.А., главный врач детской поликлиники «Маркушка».
Режим дня — это не пустая формальность, а залог благополучного самочувствия и развития ребёнка. Если малыш адаптировался к какому-либо привычному образу жизни его организм эффективнее отдыхает и получает больше сил для двигательной и умственной активности, а это значит, что его здоровье будет в порядке. Родителям стоит позаботиться о соблюдении режима дня уже с первых дней появления ребёнка в доме.
Первый режим дня для малыша
Часто родители не задумываются о режиме дня, когда речь идет о новорожденном ребёнке. Малыш в доме — это так хлопотно, ему постоянно нужно внимание, требуется уход, так что следить за часами успевают не все, особенно если молодые родители обходятся без помощников. Однако усилия, приложенные на старте, существенно упростят жизнь всего через несколько недель. Когда малыш привыкнет к естественному режиму, его гораздо проще будет уложить спать, и работа желудочно-кишечного тракта будет более стабильной.
Первый распорядок дня крохи строится в основном вокруг сна и кормлений. Развитие ребёнка первого года жизни идет наиболее активно, таких скачков в прибавках роста и веса, а также развитии коры головного мозга больше не будет ни в какой период времени. Естественно, новому организму нужно большое количество жизненных ресурсов для такой активности и обеспечения работы всех систем. А значит, надо будет больше есть и спать, чем когда-либо.
Малышу первых шести месяцев дневной сон необходим как минимум три-четыре раза в течение суток. И будет очень хорошо, если родители смогут приучить кроху к вязке «кормление после сна». Это не так удобно, как укладывать спать малыша сразу после кормления, однако именно такой порядок обеспечит наиболее благополучное развитие ребёнка. Чувство голода вскоре после пробуждения — это естественно и нормально, а сытый ребёнок получит энергию для бодрствования и активных игр. В то время как привычка питаться перед сном сама по себе не является самой здоровой.
Дети от года до трех лет
В промежутке времени между годом и тремя малыш обычно переходит от двух дневных снов к одному. Ребёнок может сам естественным образом сдвинуть время и, соответственно, количество сна в светлое время суток, однако и родители могут повлиять на этот процесс в нужном направлении. Периоды бодрствования можно добавлять за счет чередования активных и спокойных игр, отодвигая первые как можно дальше от времени очередного пробуждения. Если малыш выплеснет слишком много энергии сразу, ему быстро захочется спать, и он не дождется положенного для сна времени, устанет, будет капризничать. Спокойные игры в течение большинства периода бодрствования хорошо способствуют и физическому, и умственному развитию ребёнка.
Некоторые дети сами отказываются от дневного сна к трем годам, и родители не настаивают на дополнительном отдыхе в течение суток. Организму виднее, какие потребности им управляют? Возможно, это так, однако общая статистика, подтвержденная врачами-педиатрами в течение долгих лет, говорит о том, что недостаток дневного сна в дошкольном возрасте негативно влияет на работу нервной системы ребёнка, даже если это не очевидно на первый взгляд. Усталость может проявляться не сразу, а накапливаться в течение нескольких недель, и тогда справиться с последствиями хронического переутомления будет намного сложнее.
Многие родители могли отметить этот удивительный факт: малыш днем не спит, и казалось бы, должен заснуть вечером раньше, чтобы получить наконец возможность восстановить силы. Но этого не происходит — ребёнок капризничает, отказывается идти в кровать, явно плохо себя чувствует в той связи, однако не засыпает. Так проявляется перенапряжение, возникшее в организме при отсутствии возможности восстановить силы в течение дня. Здоровая нервная система расходует ресурсы равномерно и естественным путем чередует периода возбуждения и торможения. Если маленький ребёнок не получил необходимого его организму отдыха, сбой в работе этих процессов будет мешать нормальному вхождению в состояние сна.
Родители планируют прогулку
Прогулки занимают особое место в режиме дня ребёнка любого возраста. Пребывание на свежем воздухе не менее четыре часов в день совершенно необходимо и грудничку нескольких недель от роду, и активному дошкольнику. Во время прогулки малыш не только укрепляет свою иммунную систему — он получает ценный опыт общения с окружающим пространством, а также более интересные возможности для умственного и физического развития.
Дети первого года жизни чаще всего спят на улице в коляске. Но родителям уже после первых шести месяцев стоит постепенно приучать кроху к бодрствованию на улице. Это необходимо для развития ребёнка — малыш совсем скоро начнет учиться ходить, и делать это нужно будет не только дома. Информация, полученная даже от простого разглядывания мира вокруг, существенно превосходит по качеству эффект от любых развивающих занятий дома. К тому же самим родителям будет удобнее, если спать малыш будет дома, а они получат возможность отдохнуть или заняться другими делами. Именно после прогулки сон является самым здоровым и крепким.
Режим в развитии ребёнка старше трех лет
В жизни ребёнка старше трех лет все более и более заметное место начинают занимать процессы интеллектуальной и физической деятельности — появляются первые развивающие и активные игры, требующие определенных усилий от организма. Для того, чтобы ребёнку удавалось наиболее эффективным образом использовать свои ресурсы,родителям стоит помнить главное правило: после пробуждения — спокойная деятельность, и только потом — физическая активность. Это естественные биоритмы человеческого организма: после периода долгого отдыха мозг работает наиболее интенсивно, а для реализации моторных навыков еще необходим дополнительный «разогрев». Эти закономерности и стоит использовать, подбирая занятия ля режима дня ребёнка.
Нежелание малыша засыпать днем также может стать проблемой. Если ребёнок отказывается спать днем, родители могут предложить ему спокойное времяпрепровождение без обязательного засыпания. Пусть ребёнок просто полежит в кровати, отложив все игры. Родители в это время могут почитать ему книжку, превратив отдых в трогательный семейный ритуал. Аудиокниги и хорошая музыка также могут стать подспорьем в том вопросе. Главное только чтобы при этом соблюдалась спокойная комфортная обстановка, и малыш мог по-настоящему расслабиться и восстановить силы. Информацию из книг и аудиофайлов можно также использовать для развития ребёнка.
Все люди по-разному выстраивают свою жизнь и каждый день в ней. Кто-то предпочитает делать все важные дела до обеда, кто-то только просыпается к полудню. Одним важно успеть решить как можно больше задач за сутки, другие пытаются хоть что-то успеть. Рождаясь, ребёнок не имеет представления об устоях жизни в обществе, ему только предстоит ходить в детский сад, школу, поликлинику, учиться распределять свое время. Некоторые родители дают детям возможность хотя бы в младенчестве есть, спать и бодрствовать, когда хочется. Но большинство придерживается мнения, что малыши изначально должны привыкать к режиму дня.
Когда ребёнку нужен режим дня?
Новорожденный ребёнок мало бодрствует, если его ничего не беспокоит. Главное, что ему нужно, — это еда и сон. Родителям остается поддерживать для него комфортные условия, бывать с ним на улице, вовремя кормить и купать. Примерно к полугодовалому возрасту дети уже больше участвуют в семейной жизни, вместе со всеми обедают и отдыхают. В это время многие родители стараются придерживаться строго распорядка дня.
Режим удобен для ребёнка: он не перевозбуждается и не устает, своевременно ложась спать, гуляя, играя и принимая пищу. От этого выигрывают и родители: они могут больше успевать, зная, когда будет свободное время. Особенно это важно для мам, совмещающих декретный отпуск и работу, они трудятся во время обеденного сна малыша.
К 2 годам дети привыкают к распорядку, знают, что за прогулкой следует обед и сон. Выпив стакан молока вечером, малыши начинают зевать: ежедневные ритуалы становятся сигналами для организма. Трехлетний ребёнок, не привыкший придерживаться режима, труднее адаптируется в детском саду. В нем все приходится делать по расписанию. Предусмотрительные мамы и папы заранее готовятся к этому этапу, примерно подстраивая день сына или дочери под детсадовский график.
В школьном возрасте ребята чувствуют больше свободы, часто сами решают, когда им делать уроки и ложиться спать. Но не все мальчики и девочки могут рассчитать свои силы, некоторые подолгу засиживаются в интернете, забывая про сон. Наутро им трудно проснуться, они медленно собираются на занятия, забывают вещи, родители подгоняют их, происходят конфликты. Поэтому многие мамы контролируют режим дня домочадцев, следят, чтобы дети вовремя ложились спать, делали уроки, ели, купались и отдыхали.
В подростковом возрасте влияние родителей уменьшается, старшеклассники и студенты подолгу гуляют с друзьями или общаются в социальных сетях вечером, на следующий день приходят на занятия, пропустив первые уроки и лекции. Нормализовать свой график, более рационально тратить свое время заставляют обстоятельства, необходимость вовремя выполнять работу и взрослеть.
Польза дневного сна: всегда ли он нужен?
Дневной сон дает возможность ребёнку восстановить силы. Без отдыха малыши часто капризничают, плохое настроение и усталость мешают любым занятиям. Мамы знают, что с невыспавшимся чадом лучше не идти в гости или к врачу: истерики практически не миновать.
Часы дневного сна — свободное время для родителей, которое они могут потратить на себя. Кто-то тоже ложится спать, кто-то занимается домашними делами, спортом или работой, общается с друзьями, читает книгу, смотрит фильм. Важно, чтобы после этого и взрослый, и малыш чувствовали себя полными сил и позитива, и хорошо проводили оставшуюся часть дня.
Иногда стоит пропустить дневной отдых, особенно если ребёнок хочет уснуть ближе к вечерним часам. Сон в такое время несет тяжелое пробуждение и испорченное настроение. Лечь раньше не получается, если малыш не устал: из-за непогоды не был на прогулке или поздно встал утром. Иногда родители специально не укладывают детей днем, чтобы они раньше уснули вечером и хорошо выспались накануне поездки или насыщенного дня.
Продолжительность дневного сна зависит от возраста ребёнка и его состояния. Во время болезни можно спать, сколько хочется. Маленьким детям требуется больше времени для перезагрузки сил, чем школьникам. Те либо вообще обходятся без отдыха, либо дремлют полчаса.
Как уложить детей в кровать?
Укладывая ребёнка спать в светлое время суток, важно создать комфортную обстановку, позаботившись о температуре, влажности и освещенности в помещении. Прохладный влажный воздух, полумрак располагают к продолжительному сну. Перед сном можно покормить ребёнка и сводить в туалет, почитать с ним книжку.
Многие дети любят принимать ванну, водные процедуры — полезный ритуал перед сном. Такая релаксация лучше подходит для подготовки к отдыху, чем мультфильмы или активные игры. Проделав все вечерние мероприятия, можно включить ночник и оставить ребёнка одного, даже если он еще не уснул. Часто расслабиться мешает присутствие другого человека, малыш вертится, задает вопросы, просит пить. Если ему страшно в темноте, можно обзавестись ночником.
Какие привычки мешают придерживаться режима?
Некоторые привычки мешают человеку придерживаться распорядка дня. Главные из них: спать до обеда, плотно есть на ночь, смотреть телевизор. И взрослые, и дети долго приходят в себя, испытывают тяжесть в желудке, головную боль или эмоциональное возбуждение. Поэтому рекомендуют читать книги, ужинать за два часа до сна, вставать до 9 утра.
Когда взрослые живут, как им удобно, без оглядки на детские потребности, ребёнок может слишком поздно ложиться вместе с родителями, забывать чистить зубы и собирать рюкзак с вечера. Это сказывается на его собранности и отношении к учебе и своим обязанностям.
Стрессы и тревоги, привычка обдумывать перед сном планы на следующий день и размышлять о проблемах не дают заснуть многим людям, и детям, и взрослым. Недостаток физических нагрузок, проблемы в отношениях, неправильное питание — все это может влиять на распорядок дня. Отсутствие гармонии и эмоционального равновесия проявляется, в том числе, в неупорядоченности дел и неумении распределять время.
Когда в семье появляется малыш, весь привычный распорядок дня летит кувырком. Маленькие дети спят и едят, когда захочется, и не важно, что взрослые устали, спят или хотят сходить в магазин. Одни мамы следуют за требованиями ребёнка и разрешают питаться, спать и играть, когда хочется, другие не позволяют такого «баловства» и пытаются установить кормление и часы сна по расписанию. Вне зависимости от выбранной тактики рано или поздно все родители решают, что режим ребёнку необходим, хотя бы для того, чтобы самим спать ночами. MedAboutMe рассказывает, когда и как можно начинать вводить расписание в жизнь малышей, и почему это нужно.
Почему ребёнку нужен режим?
Некоторые родители считают, что режим дня и «жизнь по звонку» способны искоренить зачатки свободного мышления и творческой личности в ребёнке. Так ли это? Нет, не так. Режим нужен детям и физиологически, и психологически. А при повышенной боязни «убить творчество» можно иногда немного отступать от привычных правил и гулять еще 10 минут вокруг красивого куста или читать еще одну сказку перед сном, если, конечно, дальше нет других неотложных дел и не надо утром вставать пораньше. Итак, зачем детям режим дня?
- Режим — залог более спокойного поведения и самочувствия ребёнка в течение дня. Дети — консерваторы и любят стабильность. В совершенно новом и постоянно изменяющемся мире должны быть «якоря»: мама, папа, привычные игрушки, время еды, сна, прогулки, купания. Детская психика, с одной стороны, не отличается ригидностью. С другой стороны, именной такой «подвижной» психике необходимо иметь точки опоры. И режимные мероприятия — залог низкого количества чрезмерных реакций: истерик, внезапной сонливости или бодрости в час ночи и т. д.
- Режим дня ребёнка помогает организовать и жизнь взрослых. Если с уверенностью можно предсказывать, к какому часу малыш проголодается, когда заснет и проснется, можно планировать дела, встречи, визиты. Если родители сами склонны к «жизни по расписанию», то, как правило, и с переводом ребёнка на устойчивые часы кормления и сна проблем не возникает. Если же до появления младенца рутин в семье не было, самое время им появиться. И совершенно нет необходимости вставать всем в 7 утра, если и мама, и ребёнок склонны к утренним снам, то оптимально выбрать время, которое устроит всех. Главное — не сдвигать его более, чем на полчаса.
- Режим помогает обучать ребёнка осознанному и ответственному отношению к себе и окружающим. А еще — вводить новые привычки, легче заменять кормления прикормом, приучать к горшку, а впоследствии и быстрее адаптироваться к появлению няни или началу детского сада.
- Помогает развивать навык планирования и ожидания, а также увеличивает то самое базовое доверие к миру. Есть предсказуемые события, и они происходят так, как родители говорят. Обед днем, купание вечером. А зоопарк в воскресенье, и этого можно дождаться, а не начинать просить прямо сейчас.
Когда можно начинать вводить режим для малыша?
Согласно наблюдениям педиатров, среднестатистический ребёнок готов к началу введения режима дня примерно в возрасте 3-4 месяцев. К этому времени малыши обычно имеют установившиеся привычки по времени сна и кормления, и на базе этого «личного расписания» можно постепенно устанавливать новое. До этого периода надо следовать потребностям ребёнка и не пытаться приучить к часам еды и отдыха, если он сам не склонен к точности.
Важно: далеко не каждый малыш готов к режиму в этом возрасте. Если он не может следовать пока маминым установкам, надо отложить начало приучения и следить за его развитием. И, конечно, если кроха нездоров, то не стоит нагружать его организм еще и расписанием.
Режим дня — база, а не строгий отсчет с секундомером. И время приема пищи, сна, и сами мероприятия должны адаптироваться под потребности ребёнка. Если малыш голоден до обеда — можно дать немного еды, если устал, плохо себя чувствует — стоит отправиться в кровать пораньше. Ну а если на улице идет дождь, то прогулку заменят домашние развлечения.
В общий семейный набор ежедневных мероприятий могут входить совершенно разные дела и события, режим можно планировать не только на день, но и на неделю, и на месяц. Например, по четвергам мы все едим на ужин рыбу, по пятницам смотрим фильмы, каждую субботу ходим всей семьей в парк, а каждое второе воскресенье — в гости к бабушке.
Как правило, в начальное расписание входят утренние и вечерние гигиенические рутины, время еды, сна, прогулки, игр с родителями и домашних дел. Это не означает, что годовалого малыша каждый день будут заставлять после обеда мыть посуду, но посидеть с игрушками, пока мама в определенный момент готовит/убирает, приучить стоит.
Режим дня для детей начинается с родителей
К режиму стоит начинать привыкать еще до появления ребёнка. И в первый год ему также надо следовать, несмотря на прерывистый ночной сон.
Чтобы понять, что необходимо в ежедневном списке дел, надо для начала разделить день на части и проанализировать, что будет происходить утром, что днем, что вечером. Например, утренние часы — это время побудки, гигиенических процедур, завтрака, прогулки. В дневное время можно запланировать обед, сон, игры или еще одну прогулку, в зависимости от возраста и предпочтений, уборку. Вечером — чтение, спокойные игры, ужин, купание, ритуалы перед сном и сам сон.
Затем необходимо выявить ключевые важные моменты. Кто-то хочет ежедневно видеться с подругами на прогулке, кому-то важно посмотреть фильм или почитать, ну а кто-то и работает дома. Эти дела также надо вписать в распорядок дня с учетом ребёнка.
После составления примерного плана на каждый день становится понятно, что надо учесть для его обеспечения. Если нужно больше времени для покупок и приготовления пищи, под это выделяется дополнительное время или изыскиваются финансы на большие закупки по выходным, приготовление полуфабрикатов, заказ готовой пищи. Если нужно ограничивать время сборов для прогулок — стоит заранее подготавливать одежду, необходимые наборы игрушек/запасов подгузников и т. д. Подготовка вещей для купания и игр также помогает сокращать временные затраты и точнее следовать режиму.