В каком возрасте нужно учить ребенка писать

Марьяна Безруких: Учить детей до школы курсивному письму не стоит. Это очень сложный процесс, в котором важно всё — и правильная посадка, и правильное положение ручки, и способ объяснения, и последовательность изучения букв, и многое другое. Но подготовка к письму, обучение письму печатными буквами может быть одним из направлений работы с дошкольниками 5,5–6,5 лет.

Комплексная подготовка к обучению письму должна заключаться в развитии моторики, внимания, зрительного восприятия, зрительной памяти и других функций. Это может быть, например, развитие ребёнка уже с 4–5 лет.

Обычно к 5–6 годам дети готовы научиться писать печатные буквы. Поэтому в этом возрасте можно уже объяснить им, как правильно пишутся буквы, показывать и разъяснять принцип написания печатных букв.

Организация занятий

— Как лучше представить процесс обучения для ребёнка? Как игру или, наоборот, как серьёзный процесс?

— Все задания и занятия по подготовке к письму с дошкольниками проводятся только в игровой форме. А вот обучение письму в школе требует большой сосредоточенности, поэтому при обучении в школе — это не игровые занятия.

Вообще, обучение письму — это очень сложный и трудный процесс. У детей часто возникают трудности, связанные не только с недостаточной сформированностью моторики, внимания, зрительной памяти и т. п., но и со спешкой, с очень высоким темпом изучения букв, с требованиями большой скорости письма, с непонятным объяснением.

— Как долго и как часто можно заниматься с дошкольником?

— Занятия с дошкольником по подготовке к письму могут быть ежедневными, но длиться лишь 10–15 минут.

Особое внимание должно уделяться правильной посадке, правильному положению ручки. Последовательность «шагов» по подготовке к письму подробно и детально описывается в специальных пособиях и книгах, которые могут помочь родителям.

Не получается!

— Имеет ли смысл заставлять ребёнка писать, если у него не получается?

— Дошкольника нельзя заставлять писать, тем более, если «не получается». Лучше уделить внимание подготовке к письму.

А вот при трудностях обучения письму у более старших детей, например у первоклассников, необходимо вместе с педагогом разобраться в причинах трудностей и найти наиболее эффективные меры помощи.

— Какие ошибки чаще всего совершают родители, когда самостоятельно учат ребёнка письму?

— Основные ошибки — это замена подготовки к письму обучением и торопливость, желание родителей научить ребёнка писать как можно быстрее.

При этом родителям не стоит забывать, что письмо — это сложнейший навык, который формируется медленно и длительно, в течение трёх – четырёх лет.

Прописи

— Прописи — до сих пор актуальный и эффективный способ научить ребёнка красиво писать?

— Да, прописи позволяют сформировать «техническую» сторону письма, правильное написание букв и их соединение. Однако сейчас много разных прописей, и не все из них соответствуют возрастным возможностям детей. И отмечу, что в дошкольном возрасте прописи использовать не рекомендуется.

— К какому возрасту у ребёнка складывается манера письма?

— «Манера» письма — это стабильность правильного выполнения всех буквенных элементов, их высоты и ширины, наклона линий, способа соединения букв, связности и других показателей.

У большинства современных школьников эти показатели нестабильны даже к четвёртому классу. Это означает, что навык письма не сформирован.

Некрасивый почерк?

— Почему учатся писать все примерно одинаково, буквы выводят в одинаковых прописях, а почек у всех разный?

— Различия в почерке у разных детей связаны с двумя факторами. Первый — зрелость физиологических функций каждого отдельного ребёнка, второй — методика обучения письму. Существуют разные подходы к обучению, разные методики. Кроме этого, играют роль индивидуальные особенности нервной системы ребёнка, его работоспособность, состояние здоровья.

Советы родителям

Покажите ребёнку, как нужно правильно держать пишущий предмет — ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. При этом большой палец должен находиться выше указательного, а кончик ручки должен быть ориентирован на плечо.

Для обучения письму заведите специальную тетрадь или альбом — не стоит использовать линованную бумагу.

На первых порах рисуйте вместе с ребёнком простые элементы: вертикальные палочки, палочки с закруглением внизу и вверху, кружочки и так далее.

Старайтесь визуализировать любую информацию — изучая букву, покажите её на картинках, показывайте, как пишется изучаемая буква, при этом ваши движения рукой должны быть медленными и должны быть видны ребёнку.

В каком возрасте нужно учить ребенка писать

Мода на раннее развитие, кажется, ушла в прошлое. Но не читающий в 6 лет ребенок до сих пор вызывает удивление. Да и идеальные матери, которые учат буквы с младенцами, никуда не делись. Наш блогер, психолог Виктория Наумова, объясняет, почему не надо спешить с чтением и письмом.

Как ребенок учится говорить, писать и читать

Речь — сложная деятельность. Выделяют импрессивную (процесс понимания устной и письменной) и экспрессивную (процесс высказывания устно и письменно) речь. Они, в свою очередь, включают в себя несколько речевых функций. Речевая система — очень сложная, многофункциональная, имеющая множество характеристик. Сложная она, потому что каждая их подсистем имеет свои сроки формирования в процессе роста и развития ребёнка.

Понимание устной речи и устных высказываний формируются уже к двум-трём годам, а вот формирование чтения и письма как осознанной деятельности происходит существенно позже.

Усвоение устной речи происходит путём подражания речи взрослых. Это неосознанный и непроизвольный навык. Возникающая произвольность в момент обучения чтению развивает навык до автоматизма, сворачивая этапы, необходимые в начале пути. А вот письменная речь изначально осознанна — она требует высокой произвольности и формируется в процессе специального обучения, автоматизируясь по мере отработки навыка.

Когда ребёнок начинает осваивать письмо, ему надо сосредоточиться на том, как он пишет букву, что это за буква (из каких элементов она состоит), где она расположена в пространстве листа, в какую сторону её нужно записывать, какая последовательность букв в этом слове.

Ребёнок, записывая слово, очень внимательно слушает его, проговаривает шёпотом или вслух, старательно записывает букву

В дальнейшем, чтобы написать слово или фразу, ему надо будет не просто сохранить последовательность букв или фраз и проследить за правильностью написания, но и отбросить все посторонние явления: предвосхищения (вместо «стол» — «слот» или «солт»), перестановки букв (вместо «привет» — «рпивет»), пропуски (вместо «книга» — «кига»), повторения (вместо «молоко» — «мололоко»).

Мозг должен быть достаточно развит, чтобы обеспечить выполнение трёх этапов письменной речи:

  • анализ звукового состава слова (фонемы);
  • перевод в соответствующую букву;
  • её графическое изображение.

Чтение же начинается с анализа графического изображения, перевода в звуковые структуры и кончается усвоением написанного. Какие сложности в процессе освоения чтения и письма могут возникнуть у относительно здорового ребёнка?

Почему не надо торопиться

Схематически особенность созревания мозга можно изобразить в виде домика. Фундаментом будет первый блок, энергетический (это подкорково-стволовые структуры, дозревающие к первому году). На нём выстраивается здание — второй блок — операциональный (кора полушарий, дозревает к седьмому году), где каждый кирпичик кладётся в своё время, по мере готовности, и крыша (кора лобных долей полушарий, дозревает к 14-15 годам) — третий блок, основные задачи которой — программирование, регуляция и контроль.

Если по каким-то причинам (родовая травма, какие-то проблемы во время беременности, умеренная асфиксия в родах), происходит незначительное поражение какой-то части мозга, весь этот домик без какой-то адекватной поддержки начинает строиться так, как может. Это часто никак не отражается на интеллектуальных возможностях, но мозг «выдает» сложности на разных уровнях, соответственно очагу поражения — «где тонко, там и рвётся».

А что же происходит с этим «домиком», когда намеренно делают акцент на развитие чего-то определённого — например, обучают чтению в два года или письму в три? Если от мозга требуют выполнение задач, к которым он ещё не готов, он начинает адаптироваться, находя другие пути выполнения задачи за счёт чего-то другого.

Это происходит, потому что энергетического потенциала не хватает на всё и сразу. Если просто — ребёнок устает

Если вернуться к домику, то мы увидим хороший фундамент, на котором часть стены оказалась на уровне девяти этажей, а часть — на двух-трёх. И на всём этом будет как-то располагаться «крыша».

И чтение, и письмо требуют осознанности и произвольного внимания, серьёзных усилий и участия практически всей суперсистемы. Самый подходящий возраст для того, чтобы начать знакомиться с чтением и письмом — это старший дошкольный, начиная с 6-ти лет.

Важно: при условии, что ребенок сам не подошел к вам и не попросил научить его читать/писать. Стойкий интерес к изучению букв у ребёнка стоит всё же поддержать, даже если ему еще нет 6-7-ми лет.

Идея в том, что «дозревший» мозг очень быстро усваивает необходимые навыки, необходимые для чтения и письма. Ему не требуется стольких усилий, не нужно тратить много энергии, в том числе и для того, чтобы достаточно продолжительное время сосредотачивать внимание на деятельности (а это важно для начинающих читать и писать).

Чем заниматься с ребенком, чтобы он научился читать и писать

До года

Создать мультисенсорную среду для ребенка первого года жизни: ласкать, любить, носить на ручках, ходить вместе в бассейн, двигаться, танцевать;

2-3 года

Стимулировать и поддерживать любые двигательные игры, пальчиковые игры, развитие эмоционального интеллекта, предлагать материалы для творчества, слушать музыку, учить вместе песенки, много читать ребенку его любимые книжки, ставить аудиосказки;

4-5 лет

Движения, гимнастика, элементы танца, элементы акробатики (гибкость, ловкость, координация движений), заучивание песенок, стихов, совместные танцы, рассказывание друг другу сказок и историй, слушание музыки, конструирование, элементы проектирования, много читать вслух, слушать аудиосказки, детские спектакли, участвовать в самых разных мероприятиях, знакомиться с несложными музыкальными инструментами, развивать эмоциональный интеллект;

6-7 лет

Кроме всего, что было в предыдущих пунктах, в интересной игровой форме знакомство с буквами, лепка букв, прописи, которые можно начинать не с самих букв, а с различных узоров — завитков, крючков, закорючек. Не форсируя события!

По мере освоения двигательного навыка, начинать писать буквы и слоги, формируя слова, постепенно переходя на списывание текста, написанного прописными буквами.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

В каком возрасте нужно учить ребенка писать

Подготовка к школе сегодня начинается рано: детей в 4 года сажают за парту, учат читать, писать, умножать. В школу они приходят подготовленные, но уже немного уставшие. Наш блогер Оксана Левченко объясняет, почему не надо учить детей писать до школы.

Практически каждый родитель сталкивается на курсах подготовки к школе с обучением дошкольников письму. Но нужно ли это? Как влияет этот навык на детей? Беда в том, что часто школа и детский сад не учитывают физиологию ребенка. Хотя вроде бы должны. Но каковы основные цели у образовательных учреждений сейчас? Результаты! ЕГЭ, ГИА, ВПР, мониторинг. Согласны?

Письмо — не механический навык

Требования школ часто не соответствуют ресурсам ребенка. Больше всего страдает как раз обучение чтению и письму. К каким последствиям приводит обучение этим навыкам до школы? Для начала давайте честно ответим на вопрос: для чего мы учимся писать?

Согласитесь, мало кто из выпускников школы может красиво и грамотно изложить свои мысли. А ведь именно для этого и нужно письмо! К сожалению, давным-давно задачей письма в школе стала наработка механического навыка.

Беда в том, что письмо и чтение — это не механические навыки, а очень сложные процессы. Никогда письмо не формируется чисто технически. Одновременно с ним выполняются другие довольно сложные задачи:

  • построить систему знаков, которая соотносится с системой звуков;
  • усвоить обозначение звуков буквами;
  • представить буквенную запись как модель слова, которая отражает связь между его значением и формой.

Не говорю уже о тех мыслительных процессах, которые прячутся за письмом. Да и кому нужен механический навык в наш 21 век без умения красиво его использовать! Излагать свои мысли — естественная потребность

Когда начинать

В возрасте 4-5 лет у ребенка само собой возникает желание выражать свои мысли: дети пытаются писать свое имя, фамилию, подписывать рисунки, писать записки, сочинять истории, сказки. Это благодатный период, задача взрослых — развить это естественное желание детей. «Значит, учим писать в 4-5 лет?» — спросите вы. Нет! В последнее время трудности письма все чаще связывают именно с ранним обучением. Причем во многих группах подготовки к школе учат курсивному письму по программе 1 класса, просто перенося школьную методику на малышей. Почему так нельзя делать?

У детей в 4-5 лет еще не развиты физиологические особенности, которые нужны для того, чтобы навык письма сформировался правильно:

  • еще физически не сформированы мелкие мышцы руки;
  • не закончено окостенение фаланг пальцев;
  • у ребенка этого возраста до конца не сформированы сложнокоординируемые движения руки, кисти, пальцев;
  • в достаточной степени не сформирована нервно-мышечная регуляция;
  • не созрели структуры центральной нервной системы и механизмы зрительного восприятия;
  • не сформированы базовые познавательные функции (организация внимания, контроль деятельности, речь, артикуляция, слуховая память, организация и регуляция движения, зрительно-моторная координация).

Все эти процессы требуют длительного времени и формируются вплоть до 9-10 лет. Можно ли научить ребенка писать прописными буквами в 4-5 лет? Можно. Но этот навык будет осуществляться за счет механизмов, компенсирующих недостаток развития нужных функций. А в результате у ребенка закрепится:

  • неверная траектория движения,
  • неправильное соединение штрихов и элементов букв,
  • неустойчивость письма

А несформированность механизмов звукобуквенного анализа не позволит писать грамотно. Все это исправить потом будет очень сложно. Но мало того что обучение механическому письму в этом возрасте имеет негативные последствия, оно еще и блокирует естественное желание детей передавать свои мысли. А это, по-моему, самое страшное!

Фокус внимания смещается с потребности ребенка выражать свои мысли на освоение технического навыка, который сейчас им дается с трудом и намного проще будет освоен через 2-3 года. Вернуть же естественное желание передавать свои мысли после длительного периода, когда письмо для ребенка — натаскивание механического навыка, ох как сложно!

Почему дети «пишут плохо,»

Под трудностями обучения чаще всего понимается неуспеваемость. Но это не так. Дети могут хорошо учиться. Но эта успешность будет достигнуть неврозами и нагрузками. Появление трудностей письма у таких детей во 2-м классе порой воспринимается взрослыми как непонятно от чего возникшая неожиданность («В 1-м классе писал [читал] без ошибок»). Ухудшение здоровья у детей с проблемами письма тем более не связывается с чрезмерным напряжением. Считается, что поводом ухудшения здоровья могут быть самые разные причины, но только не школьные нагрузки, перенапряжение или ежедневные микрострессы от ситуаций ограничения времени («пиши быстрее», «старайся, у тебя небрежный почерк»).

«Неуспеваемость — это, как правило, результат тех школьных трудностей, которые вовремя не замечены, причины которых не ясны педагогу и родителям. В практике школы неуспеваемость часто рассматривается не как результат комплексного воздействия школьных факторов риска, а как неспособность ребенка к обучению из-за недостаточного старания и лени.

Напоминаю, что у более чем 90% детей, поступающих в 1-й класс (и не имеющих негативного опыта дошкольного обучения), очень высокая учебная мотивация, они хотят учиться и ходить в школу. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю у более чем 60% первоклассников нет желания учиться», — говорит профессор М. Безрухих.

То есть ребенок пишет плохо, потому что не может, а не потому что ленится!

Когда мы говорим о том, что ребенок, которого рано начали учить писать и читать, столкнется в школе с трудностями, это не означает автоматически, что он будет учиться на двойки. Есть более серьезные последствия:

  • проблемы со здоровьем,
  • эмоциональное и физическое истощение,
  • отсутствие мотивации,
  • низкая самооценка,
  • неумение реализовать свои навыки.

Так что не торопитесь учить дошкольника письменным буквам, даже если вы видите его желание писать.

Но что же тогда делать? Главное правило — фокусируемся на желании излагать мысли, а не на механическом навыке. Намного больше, чем обучение прописным буквам дадут: свободное выражение мыслей с помощью подвижного алфавита, письмо печатными буквами, письмо пиктограммами, рисование, звуковые игры.

Фото: AlohaHawaii / shutterstock

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сегодня в тренде раннее развитие детей. Уже с двухлетними детьми многие родители учат цифры и буквы, а 4-летних учат писать слово «Мама», занимаются по карточкам Домана или кубикам Зайцева, а потом хвастаются достижениями своих детей перед друзьями и родственниками.

Но, к сожалению, родители упускают из виду развитие более базовых навыков, на основе которых потом происходит психологическое и личностное развитие ребенка. До пяти лет важно уделить внимание моторному и сенсомоторному развитию: чтобы ребенок трогал руками песок, камни, листья деревьев, ходил босиком по воде, бегал по траве, прыгал через бревна и веточки, залезал на небольшие преграды. Также важно научить ребенка навыкам самообслуживания: одеваться, убирать за собой вещи, самостоятельно посещать туалет. Это принесет гораздо больше пользы ребенку во взрослой жизни, чем раннее чтение.

Не стоит забывать, что познавательная деятельность ребенка формируется на основе предметной деятельности. Лучше один раз увидеть лес, грибы, белок своими глазами, чем много раз на картинках в книжке.

Подробнее о раннем развитии читайте по ссылке.

Показатели готовности ребенка к обучению чтению и письму

Как правило, мозг ребенка созревает для освоения навыков чтения и письма к 5-6 годам. Готовность к развитию данных навыков определяется психическими и физическими процессами. В старшем дошкольном возрасте наблюдается и нейрофизиологическая зрелость ребенка. К этому моменту уже сформированы основные мозговые функции, большое количество нейронных связей, происходит окончательная латерализация функций (левша или правша).

Письменная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности, которая формируется на основе условно-рефлекторных связей устной речи. Ее психофизический процесс строится на взаимодействии речеслухового, речедвигательного, зрительного и общедвигательного анализаторов.

Ребенок готов к обучению чтению и письму, если:

  • Проявляет мотивы, побуждающие к чтению и письму – малыш смотрит книги самостоятельно, просит взрослых читать или рассказывать сказки, задает вопросы о печатных знаках.
  • У него сформированы речеслуховое, зрительное и моторное восприятие, а также развита память.
  • Он различает основные цвета и формы предметов, отличает такие понятия, как большой-маленький, широкий-узкий, высокий-низкий, далеко-близко, знает и правильно употребляет предлоги времени и места.
  • Имеет правильное звукопроизношение и дифференцированное фонематическое восприятие, на основе чего осуществляется звуковой, звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ слов.
  • Умеет правильно называть предметы и их функции, а также свои и чужие эмоции.
  • Может отличить схожие и несхожие предметы.
  • Развиты коммуникативные навыки – имеет желание общаться со сверстниками и взрослыми, инициирует коммуникацию, умеет слушать, играет в ролевые и сюжетные игры, выполняет несложные инструкции, отвечает на вопросы взрослых.
  • Развит эмоциональный интеллект — умеет распознавать свои и чужие эмоции, называть их словами.

Физические показатели готовности читать и писать:

  • Умение концентрироваться на одной задаче 10-15 минут.
  • Автоматизированность движений руки – умение правильно держать карандаш в руке.
  • Умение рисовать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб.
  • Может достаточно точно по контуру обвести несложный рисунок
  • Развитая зрительно-моторная координация — умение удерживать строку, следить за порядком слов в предложении, за порядком букв в слове.
  • Зрительно-моторная координация движений тела – ходить по бревну, играть с мячом, прыгать, одеваться самостоятельно.

Если ребенок что-то не умеет делать из выше перечисленного, стоит сначала заполнить пробелы в этих навыках, а только потом переходить к обучению чтению и письму.

Если ребенок не готов обучаться чтению и письму, а с ним начали осваивать эти навыки, есть большой риск, что у ребенка разовьется дислексия и дисграфия.

Как подготовить ребенка к обучению чтению и письму?

Любое обучение стимулирует биологические процессы созревания нервной системы, поэтому изучение начальных элементов грамоты служит подготовкой к обучению в школе.

Прежде чем учить ребенка читать по слогам и писать, нужно предварительно провести подготовительную работу. Так ему будет легче освоить этот сложный процесс. Начинать нужно со следующих занятий:

  1. Учите звуки и буквы постепенно в повседневной жизни – рисуйте буквы и слоги палочкой на песке или мелками на асфальте, ищите буквы на одежде и упаковках с продуктами.
  2. Развивайте чувство ритма с помощью танцев, песен и подвижных игр с мячом или скакалкой.
  3. Учите с ребенком небольшие стихотворения.
  4. Постепенно переходите к занятиям, требующим усидчивости. Можно начинать с 10-15 минут в день. Желательно организовать удобное место – стол, стул, полку для принадлежностей ребенка.
  5. Учите ребенка самостоятельно готовить для себя рабочее место, а потом убирать за собой.
  6. Читайте сами. Только глядя на вас, ребенок способен впитать любовь к чтению.
  7. Рассматривайте и читайте с ним букварь. Задавайте вопросы: кто нарисован, что произошло, как бы ты поступил на месте героя.
  8. Систематически занимайтесь хотя бы по 5-10 минут в день.

Главное правило проведения каких-либо занятий с ребенком – его хорошее настроение. Не настаивайте на занятии, если ребенок уставший или недовольный, такие занятия ни к чему хорошему не приведут.

Если вы сомневаетесь в готовности ребенка 5-6 лет к чтению и письму или видите, что в процессе обучения возникают сложности, обратитесь за консультацией к нейропсихологу. Специалист проведет диагностику и выдаст подробное заключение, готов ли ребенок к школе или есть определенные нарушения, которые необходимо скорректировать перед школой.

Записаться на консультацию можно по тел.: (812) 642-47-02 или через мессенджеры:

[ht-ctc-chat number=79643424702 style=8 call_to_action=»WhatsApp» ]

Зачем учить чистописанию ? Несмотря на то, что сами взрослые уже практически не пишут от руки, а письма на бумаге практически полностью вытеснили электронные письма, писать все же необходимо, особенно детям. Нейробиологи в ходе исследований доказали, что обучение проходит более эффективно, если писать от руки. И это не единственное преимущество в пользу такого письма.

Зачем учить ребенка красиво писать

  • Чистописание способствует развитию мелкой моторики, а значит, влияет на развитие речи и мышления. Образующиеся в процессе чистописания нейронные связи способствуют координации мелких движений. Развитая мелкая моторика еще никому не мешала, но особенно она необходима хирургам, вышивальщицам, ювелирам, часовщикам, скульпторам и представителям других профессий, где требуются точные движения кончиками пальцев.
  • Чистописание помогает успешной учебе, поскольку письмо от руки способствует запоминанию правописания слов. Также с помощью планов, таблиц и конспектов, написанных от руки, можно быстрее и лучше запомнить материал. Концентрация, терпение и усидчивость, необходимые для красивого написания каждой буквы, пригодятся не только в школе.
  • Если у вас растет будущий дизайнер, художник или другая творческая личность, используемые при чистописании разноцветные ручки или специальные лайнеры для рисования будут способствовать его самовыражению и развитию творческих способностей.

С какого возраста учить ребенка письму

Психологи и педагоги начальных классов рекомендуют начинать учить ребенка писать печатные буквы в пять-шесть лет. Обычно дети, если в семье есть старшие братья и сестры, проявляют интерес к письму раньше. Поддерживать этот интерес стоит, а вот заставлять ежедневно заниматься – нет. У детей трех-четырех лет интерес еще неустойчивый, не надо навязывать регулярные занятия, ребенок к ним еще не готов. Занятия должны приносить радость и пробуждать интерес к учебе, а не убивать его. Учить писать в прописях тоже не стоит, это – задача учителей. Для дошкольника вполне достаточно научиться писать печатными буквами.

Как правило, интерес к письму возникает, когда ребенок уже знает буквы, умеет читать, у него хорошо развиты речь, память и внимание.

В детских садах много внимания уделяют рисованию, лепке, аппликациям, собиранию паззлов и конструкторов, нанизыванию бус и застегиванию пуговиц – все эти занятия способствуют развитию мелкой моторики и готовят руку к письму.

Хорошо, если вы в процессе обучения чтению задействовали магнитные буквы или шершавые, дали возможность ребенку потрогать их. При обучении письму для ребенка тоже важно трогать буквы, понимать их очертания.

Чистописание следует предварять пальчиковой гимнастикой, чтобы активизировать их подвижность, или массажем мячиком с небольшими шипами. Научите детей простым упражнениям: замок (пальцы переплетаются), домик (пальцы левой и правой руки соприкасаются, образуя крышу), ежик (похоже на замок, но пальцы торчат в стороны). Есть много забавных стихотворений для пальчиковой гимнастики, их можно найти в интернете. Самая простая гимнастика – колечки, когда большие пальцы соединяются по очереди в кольцо с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Если ребенок ходит на детскую йогу, такие колечки известны ему как мудры.

Как правильно учить ребенка писать

Лучше начинать учить писать карандашами, следы от них легко смываются с лица, пальцев и одежды. Покажите на листе, где центр, углы, низ и верх. Объясните, что слова можно писать посередине, а можно внизу. Начинать лучше слева, потому что у нас левостороннее письмо. Расскажите, что есть страны, в которых пишут справа налево, а у нас наоборот.

Затем расскажите о строчках, на которых принято писать буквы. Буквы пишут не из угла в угол, а ровненько на строчках. Поиграйте в строчки. Начертите несколько строчек, просите нарисовать солнышко над строчкой, под строчкой, через две строчки.

Если ребенок плохо ориентируется в понятиях лево-право, сначала уделите время их запоминанию.

После этого можно переходить к написанию букв, но сначала поговорить о том, из каких элементов состоит каждая буква. Когда буквы начнут получаться, их можно соединять в слова. Обязательно показывайте ребенку лучшие буквы, которые получились, и хвалите за старания. После занятия можно поговорить о том, какие буковки было легко писать, а какие трудно, над чем еще надо поработать.

Как часто нужно заниматься

Занятия для дошколят должны быть короткими, но ежедневными. Рекомендуется проводить в день два занятия по 15 минут, это позволит ребенку и не уставать, и запоминать написание букв.

Место для занятий должно быть удобным и светлым. Свет должен падать слева, если ребенок правша, для левши – наоборот. Стол и стул должны соответствовать возрасту и росту ребенка.

Если занятия проходят в виде увлекательной игры, возможно, ребенку захочется заниматься дольше четверти часа. Прекрасно! Значит, у вас получается поддерживать интерес ребенка к обучению.