Карманные деньги — еще один из многих сложных моментов в воспитании детей. В каком возрасте лучше начинать? Сколько давать? А что, если ребенок все это потратит? Разбираемся, когда уже можно давать карманные деньги и для чего это нужно.
Стоит ли давать карманные деньги и почему
Главная польза карманных денег — возможность научить своих детей быть независимыми. Когда родители позволяют ребенку обращаться с деньгами, он чувствует ответственность и понимает, что родители им доверяют. Наличие денег развивает способность управлять ими и помогает усвоить их важность. Большинство родителей считают, что ребенок может злоупотреблять деньгами, тратить их не рационально, но если вы не доверяете и не позволяете оплачивать свои расходы, он никогда не узнает разницу между «использованием» и «неправильным использованием» денег.
Благодаря личному бюджету ребенок:
научится распоряжаться деньгами
поймет, что деньги не берутся из ниоткуда
узнает, что некоторые вещи стоят дешевле, а некоторые дороже и что на свои мечты можно копить
станет финансово независимым в некоторых вопросах
сможет самостоятельно реализовать свои цели
С какого возраста стоит давать ребенку карманные деньги
По закону дети могут совершать мелкие бытовые сделки самостоятельно уже с шести лет. То есть отправить их их за молоком или хлебом – вполне нормально. Также возраст 5-6 лет — это момент, когда дети психологически способны осознать, что такое деньги, и с возрастом это понимание растет. Чтобы когда-нибудь вести с ними разговоры об инвестициях, начните с малого.
Сколько давать карманных денег
Психологи рекомендуют давать детям помладше небольшие суммы один-два раза в неделю. А детям постарше – раз в месяц, поскольку это позволит подросткам изучить долгосрочное планирование. Например, подготовит старшеклассников к студенческой жизни.
Сумма карманных денег зависит от ваших возможностей и тех трат, которые вы планируете делегировать ребенку. Сумма будет зависеть от:
того, какую работу по дому вы ожидаете от своего ребенка
возможностей вашего семейного бюджета
того, сколько лет вашему ребенку — например, вы можете давать пятилетнему ребенку 500 рублей в неделю, а семилетнему — 700 рублей в неделю.
того, на что вы рассчитываете заплатить карманными деньгами — например, если вы ожидаете, что ребенко сам будет оплачивать расходы на транспорт, обеды, вам, возможно, придется дать немного больше.
Карманные деньги – личные ресурсы ребенка, и он может тратить их по своему усмотрению. Ваша задача – мягко научить его управлять финансами. Поэтому будьте заранее готовы к тому, что он может совершить ошибки: купить что-то бесполезное, потерять, накормить всех друзей. Все это – цена опыта. Пусть лучше он случится в детстве в масштабах пары сотен рублей, чем в будущем в масштабах сотен тысяч и миллионов.
Советы родителям
Как мы сказали, порой на начальном этапе дети активно тратятся на бесполезные вещи. Позвольте им это делать! Через какое-то время они поймут, что к концу месяца у них нет денег, чтобы тратить их на товары первой необходимости. Именно эти ошибки помогут ребенку осознать свои ошибки и исправить их в следующий раз. Так они научатся ценить деньги.
Когда у ребенка появляются деньги и он начинает ими распоряжаться, включайте его в обсуждение семейного бюджета. Так вы сможете мягко показать ребенку основные правила обращения с деньгами и планирования бюджета, которые он затем сможет использовать в жизни.
Давайте столько карманных денег, сколько можете себе позволить, независимо от того, что могут сказать другие родители или ваш ребенок.
Важно, чтобы дата выдачи карманных денег была оговорена с ребенком заранее: когда он понимает, сколько он будет получать и как часто, он может научиться правильно использовать деньги.
В случае с подростком мы рекомендуем переходить с «живых денег» на электронные: вносите карманные деньги прямо на его банковские карты. Это может помочь им познакомиться с цифровыми деньгами и подготовиться к использованию карты банкомата.
Старайтесь не пополнять карманные деньги и не платить вперед. Если вы это сделаете, подумайте о том, чтобы составить план погашения с вашим ребенком, чтобы научить его брать и давать деньги взаймы.
Карманные деньги — хороший способ научить ребенка основам финансовой грамотности.
Так он попробует тратить и копить на практике, а еще начнет полагаться на свои расчеты.
Точного возраста, когда стоит начинать давать карманные деньги, нет: все зависит от ребенка. Но в определенный период у большинства детей появляются и нужные для обращения с деньгами навыки, и вполне реальные финансовые задачи. Знаете ли вы, когда в среднем этот период наступает?
Задачник — это короткие тесты по темам курсов Учебника Т—Ж. Убедитесь, что справитесь с заданием, а если ошибетесь — изучите подробности
Три причины, по которым лучше выдавать ребенку карманные деньги с 5—8 лет
Во-первых, в этом возрасте ребенок учится считать, сопоставлять цены и товары. Значит, у него появляются нужные для обращения с деньгами навыки. И он уже способен применить новые знания на практике.
Во-вторых, с шести лет ребенок получает право совершать мелкие бытовые сделки, например покупать в магазине хлеб и молоко. В таких случаях карманные деньги — хороший способ включить ребенка в домашние дела и дать ему собственную зону ответственности.
В-третьих, примерно в это время ребенок идет в школу. Его социальная среда меняется, появляются новые экономические задачи, например покупка еды в столовой или сбор денег на подарок учителю. Личные деньги помогут самостоятельно справиться с этими вызовами.
При этом, если вы чувствуете, что ребенок ответственный, можно начинать выдавать деньги и в пять лет. Главное — запустить этот процесс, наблюдать и корректировать.
Сколько карманных денег выдавать, учитывая бюджет, как часто это делать и какие правила установить — рассказываем в бесплатном курсе Учебника «Как говорить с детьми про деньги». Он поможет научить ребенка ценить деньги и вещи, разумно тратить и копить на большие цели.
Финансовый блокнот для подростков поможет научить ребенка планировать бюджет, разумно тратить и копить
Карманные деньги могут как разбаловать ребенка, так и подготовить ко взрослой жизни. Путь, по которому он пойдет, зависит от грамотности родительского подхода. Разберемся, в каком возрасте ребенку стоит заводить личный кошелек.
Для чего нужны карманные деньги
Единого мнения родителей о том, выдавать ли карманные деньги ребенку, нет. Кто-то готов выделить небольшую сумму дошкольнику пяти–шести лет. А кто-то думает, что карманные деньги — излишество даже для подростка.
Психологи считают, что ребенка нужно учить обращаться с деньгами. Финансовая грамотность — полезный навык, который пригодится во взрослой жизни и поможет избежать многих ошибок.
Мне начали давать карманные деньги примерно в 7-8 лет. Родители выделяли небольшую сумму каждую неделю. Одну часть из этих денег я тратила на обед в столовой и проезд до художественной школы, а на вторую покупала жвачки или сладости.
Еще родители разрешали оставлять себе сдачу после походов в магазин. Так у меня каждый раз набиралось около 30–50 рублей. На них я покупала канцелярию или резинки для волос.
Сейчас я могу сделать вывод, что карманные деньги важны для детей по нескольким причинам:
- Ребенок учится выбирать и расставлять приоритеты. Он отделяет важное от второстепенного, задумывается о том, какая покупка сейчас ему нужнее.
- Начинает бережнее относиться к вещам, особенно если они куплены на его деньги.
- Становится более ответственным и самостоятельным. Ведь если за один день он потратит все свои сбережения, потом на неделю останется без любимых вкусняшек.
- Учится на своих ошибках. Лучше совершить мелкие финансовые промахи в 8–10 лет, чем потратить всю зарплату на развлечения и залезть в долги в 25.
Когда и сколько денег давать ребенку
Согласно Гражданскому кодексу , дети могут совершать мелкие сделки с 6 лет. Например, купить хлеб или шоколадку в магазинчике около дома. В этом возрасте малыши хотят самостоятельности, поэтому можно выделять небольшие суммы. Пусть ребенок делает первые покупки под присмотром старших.
Сначала обсудите с ребенком, на что он потратит карманные деньги. Можно начать с небольшой суммы — 50–100 рублей, а со временем увеличить ее до 500–1000 рублей в неделю. В этом вопросе отталкивайтесь от своего бюджета и потребностей ребенка. Если он посещает дополнительные секции и кружки, карманных денег нужно выделять больше.
Как подростку накопить деньги
Также обратите внимание, как сын или дочь обращаются с деньгами. Первое время контролируйте их траты. Объясните, как правильно расставлять приоритеты и что можно покупать на карманные деньги, а что нельзя.
Если ребенок экономный, выделите сумму сразу на неделю или месяц. А если вы заметили, что он спустил все карманные деньги в первые два дня на вкусняшки, выдавайте каждый день небольшую сумму.
Поинтересуйтесь, сколько карманных денег дают его одноклассникам. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, но в то же время не выглядел расточителем на фоне сверстников.
Плюсы и минусы карманных денег
Перед тем, как решите выделить ребенку карманные деньги, изучите вопрос со всех сторон. Давайте рассмотрим все «за» и «против».
Плюсы:
- Ребенок узнает цену деньгам: поймет, что они не падают с неба, а зарабатываются трудом.
- Научится копить и планировать. Это отличный способ, чтобы развить силу воли и терпеливость.
- Почувствует себя увереннее на фоне сверстников, а это очень важно и для детей, и для подростков.
- Станет более ответственным и самостоятельным.
- Сможет освоить современные финансовые инструменты.
К примеру, сейчас дети могут получать карманные деньги не только наличными, но и на карту. С одной стороны, это удобно: счет легко пополнять, можно не переживать, что ребенок потеряет деньги (пластик всегда можно заблокировать). С другой — трудно отслеживать его покупки и переводы.
Специально для детей Совкомбанк создал карту «Халвенок». Родители смогут контролировать баланс, а ребенок — не только тратить, но и смотреть сторис по финансовой грамотности в приложении.
Карта «Халвенок» разработана в Совкомбанке специально для детей от 6 до 18 лет. Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность кидать запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.
Но не стоит ждать, что карманные деньги сами по себе сотворят волшебство. Важно, чтобы родители действовали ответственно и помогли детям разобраться в мире финансов.
Вот на какие моменты стоит обратить внимание в первую очередь:
- Выдавайте ребенку небольшие суммы регулярно.
- Сразу обсудите с сыном или дочерью предстоящие траты.
- Не давайте ребенку дополнительную сумму, если он потратил выданные ему на неделю деньги за пару дней. Пусть сделает выводы и дождется срока новой «выплаты».
- Подберите удобные финансовые инструменты. Это может быть конверт, копилка или банковская карта.
- Не ругайте ребенка за ошибки, но и не поощряйте транжирство. Спокойно разберите с ним его финансовый провал. Объясните, в чем он ошибся. В дальнейшем это поможет ребенку лучше планировать траты.
Минусы:
Некоторые родители выступают против карманных денег. Вот какие аргументы они обычно приводят:
- Детям и так все покупают. Необходимости в карманных деньгах нет.
- Ребенок потратит деньги на безделушки или на сладости и фастфуд.
- Чадо не узнает цену деньгам: зачем прикладывать усилия, если родители всегда выделят нужную сумму.
- Карманными деньгами можно избаловать.
- Ребенок станет жадным и будет каждый раз просить все бо́льшие суммы.
- Деньги могут отобрать сверстники или старшеклассники.
- Дети могут стать жертвами мошенников. Если оформляете банковскую карту ребенку, стоит не только научить его правильно тратить, но и распознавать мошенников: не вводить данные на странных сайтах, не сообщать ничего незнакомцам по телефону.
Итоги
От ошибок и бездумных трат не застрахован никто, особенно дети, которые еще плохо знакомы с миром финансов. Тут важно, чтобы родители научили ребенка правильно распоряжаться своими карманными деньгами.
Обязательно следите за тратами детей, но не превращайте это в тотальный контроль. Действуйте деликатно: ребенок должен понимать, где его зона ответственности.
Подсказывайте, как правильно планировать и пользоваться финансовыми инструментами. Купите ребенку литературу по финансовой грамотности и прочитайте ее вместе. Например, можно начать с книги Бодо Шефера «Пес по имени Мани».
Самое главное, помните: всегда нужно начинать с себя. Если чувствуете недостаток знаний в финансовой сфере, заполните пробелы вместе со своими детьми.
Когда моим дочерям, Ирине и Юле, было 9 и 11 лет, мы стали давать им деньги — по 500 Р в месяц. Они тратили их на сладости и мелочи, а остальное просили у нас. Вот это постоянное: «Мне надо новую тушь купить», «Мам, можно я на « Алиэкспрессе « себе чехол закажу?», «У меня телефон глючит, как я с ним в школу ходить буду?» и так далее.
Траты на детей всегда были для меня непредсказуемой статьей в бюджете: как ни пытайся заложить с запасом, все равно потратишь больше.
Хуже всего были совместные походы по магазинам. Когда каждый вопрос: «С чем ты будешь это носить?» или «Ты уверена, что тебе это очень нужно?» — мог привести к ссоре и публичному скандалу.
Сколько мы стали давать денег и на что
Однажды я поговорила с обеими дочерьми и предложила им схему: мы высчитываем ежемесячные расходы и первого числа каждого месяца я выдаю им эту сумму. Дальше они сами планируют свой бюджет, ходят на шопинг, откладывают на крупные покупки и не трогают родителей.
Мы решили, что питание и гигиена останутся на взрослых, а за все остальное Ирина и Юля будут платить сами.
Валюта и цены
Во время эксперимента мы жили в Италии, поэтому считали все расходы в евро и по местным ценам. Для удобства читателей я пересчитала все в рубли, но цены все равно могут показаться необычными. А еще с тех пор прошло уже шесть лет: стоимость многих товаров и услуг изменилась. На суть эксперимента это никак не влияет, но не удивляйтесь.
Чтобы высчитать необходимую сумму, мы разделили все траты на две категории: ежемесячные и все остальные. Все остальные траты за год мы сложили и разделили на 12 месяцев. Получившуюся сумму прибавили к ежемесячным тратам и так получили нужную цифру.
Чтобы посчитать, сколько мы тратим на одежду, мы прикинули, сколько и чего покупаем в течение года. Получился такой список: пальто, куртка, ветровка, 2 пары ботинок, пара туфель и пара босоножек, 3 пары кроссовок, 4 пары джинсов, около 6 джемперов, порядка 20 футболок, около 5 платьев, штук пять шортов и бридж, три комплекта школьной одежды, пара шапок и шарфов, перчатки, ремни, пара рюкзаков. Посмотрели цены в наших любимых магазинах, подсчитали примерную сумму и округлили в большую сторону на непредвиденные случаи.
Сумму на подарки высчитали так: умножили количество близких людей на примерную цену одного подарка и еще на два, потому что у нас принято дарить большие подарки на Новый год и день рождения.
Сумму на гаджеты высчитали исходя из прошлого опыта: примерно один телефон в 2—3 года . При этом договорились, что компьютеры, ноутбуки и другая крупная техника остаются в семейном бюджете.
Общая сумма на руки получилась 150 €, или 9560 Р , на одного человека в месяц. Эта сумма была похожа на то, что я реально тратила на детей из семейного бюджета, поэтому мы не торговались и договорились с первого раза.
Итоги первого месяца
Я начала давать дочерям деньги с 1 января — по 150 € на руки. Сначала нам всем было немного страшно. Я боялась, что они потратят все на наркотики, выпивку и покупки внутри приложений. Юля с Ириной боялись, что не смогут толково распорядиться деньгами и окажутся в трудной ситуации.
В первый месяц они почти ничего не покупали. Когда мы вместе пошли на традиционную распродажу, чтобы обновить гардероб, обе потратили примерно по 20 €. Зато в магазин для рисования они ходили раза три за месяц и накупили себе красок, холстов и каких-то особых маркеров, на которые мне всегда было жалко денег, а им они оказались очень нужны и важны.
В конце первого месяца у обеих осталось примерно по 50 €. За месяц я не услышала ни одной просьбы купить что-нибудь . Мы весело, как подружки, сходили на шопинг и платили каждая из своего кошелька. Младшая, Ирина, с чистой совестью купила кучу сладостей и угостила всех нас. Все остались довольны. Эксперимент продолжился.
Впечатления за 4 месяца эксперимента
Я была довольна в первую очередь тем, что отношения в моей семье улучшились. Больше не было никаких упреков в излишних тратах, обид за то, что кто-то кому-то чего-то не купил. Походы по магазинам из пытки превратились в удовольствие, и у нас стало меньше поводов для конфликтов.
Мне стало легче планировать бюджет. У меня появилась конкретная и фиксированная сумма трат на детей, и я знала, что на меня не выскочит внезапно порванная куртка или сломанный телефон. Для таких случаев мы договорились о кредитовании, но обе дочери стали бережнее относиться к вещам.
Иногда мне казалось, что они делают все неправильно, и я хотела вмешаться или хотя бы дать совет. Но я останавливала себя, потому что понимала, что это разрушит весь эксперимент. Труднее всего было первые два месяца. Потом я привыкла и перестала считать, сколько блесков для губ купила младшая дочь, и старалась не думать, зачем старшей нужен новый блок питания для компьютера и что стало со старым.
Однажды они купили машинку на пульте и новый домик для собаки, хотя их никто не просил и эта статья расходов не входит в их бюджет. На 8 Марта младшая подарила мне флакон духов.
Когда мы обсуждали, куда бы нам хотелось поехать на каникулы, дочери всерьез рассуждали, что поучаствуют своими деньгами в общих тратах на путешествие. Я поняла, что они стали серьезнее относиться к деньгам и в целом повзрослели за эти месяцы.
Вот что они сами сказали о нашем эксперименте, спустя 4 месяца.
Ирина, 14 лет: «Мне удобно, что не надо ничего просить у мамы. Я трачу в основном на одежду, телефон, развлечения, сладости. У меня стало больше одежды, я стала больше покупать того, что мне нравится. Просто раньше тратилось примерно столько же денег, но как-то реже и не так. Мама покупала то, что считала нужным, а не то, что было нужно мне. Я не ощущала, что вот я могу пойти и купить себе вкусняшек. А сейчас я могу. Я откладываю понемногу, и у меня есть минимум 100 € на всякий случай, и эта сумма постепенно растет».
Юля, 16 лет: «Мне нравится, что я сама распоряжаюсь своим бюджетом. Я трачу на что хочу: на компьютер, на еду, одежду, игрушки и на разные мелочи для интерьера. Откладываю 100 € каждый месяц на какие-нибудь крупные покупки. В этом месяце купила новый блок питания для компьютера. Сейчас коплю, чтобы сделать тату. Раньше я записывала все траты, а теперь просто слежу, чтобы не потратить все сразу и стараюсь, чтобы во второй половине месяца у меня хотя бы 20 € было в кармане».
Каждый взрослый — это всего лишь большой ребенок со своим собственным представлением о ведении бюджета.
Разберемся, как правильно давать детям деньги на карманные расходы и зачем это вообще делать.
Когда давать
Святая обязанность каждого родителя — объяснить ребенку, что, несмотря на неограниченное количество хотелок, количество денег в кармане все-таки величина конечная. Начиная с 3—4 лет дети уже понимают, что если у мамы в кошельке 1000 рублей и нужно купить продукты на 800, то ему останется только 200 рублей, на которые можно выбрать сладости и небольшую машинку — или машинку побольше, но одну, но с моторчиком. Пусть он сам примет решение.
Первые карманные деньги ребенок может получить уже в 6—7 лет. В это же время у него появляется относительная свобода передвижения и доступ к самостоятельным покупкам. В таком возрасте дети уже умеют считать, но вот вести бюджет им пока что сложно, поэтому не стоит сразу перегружать их карманы большой суммой на месяц. Лучше выдавать меньше, но чаще. Чем старше ребенок, тем реже выплаты: старшеклассник вполне может планировать свои расходы и начинать зарабатывать самостоятельно.
Сколько давать
Размер карманных расходов — личное дело каждой семьи. Однако необходимо отталкиваться от возраста ребенка и его реальных потребностей. Первокласснику на неделю достаточно 200—500 рублей, подросток же эту сумму потратит за несколько часов.
Постепенно включайте расходы на ребенка в его карманные деньги: проезд, питание в школьной столовой, занятия с репетитором. Карманные расходы в конечном итоге должны приблизиться к сумме, необходимой ему для самообеспечения.
Как давать
Объясните ребенку, что карманные деньги — это регулярная сумма, которую он будет получать независимо от оценок, поведения в школе и помощи по хозяйству. Это не зарплата и не инструмент поощрения или наказания, а возможность научиться планировать личный бюджет и распоряжаться деньгами.
Важно
Есть шесть базовых принципов, которые помогут воспитать в ребенке правильное отношение к деньгам:
Для ребёнка будут странными наши объяснения о невозможности что-то купить прямо сейчас. Другое дело, если ребёнок получает карманные деньги и понимает, как их копить и тратить. Тогда он вряд ли закатит вам истерику прямо у кассы. Юлия Рих рассказывает, почему стоит давать карманные деньги и какие проблемы это помогает решить.
Выдавать детям карманные деньги — это большая польза и для родителей, и для детей. До первой зарплаты ребёнка все его расходы — это всё равно ваши расходы. Но научить ребёнка финансовой дисциплине, объяснить, что правильно и нужно, возможно, только дав деньги непосредственно в руки. Чем раньше, тем лучше. Для родителя гораздо проще накопить на какую-то серьёзную покупку, если выделять деньги порционно, но часто. А если у вас несколько детей — то это чуть ли не единственный способ безболезненно распределить бюджет.
Культура потребления такова, что чем раньше ребёнок научится понимать ценность бюджета и возможность распоряжаться им самостоятельно, тем проще будет потом. Сравните ребёнка, которому понемногу можно что-то раньше, с тем, кто вдруг получает всё и сразу. Например, до 17 лет приходить домой надо было до девяти вечера, а после школы вдруг стало можно всё и до утра. Если вам подарили деньги с наказом «купи что-нибудь детям», вы можете отдать это ребёнку со словами «купи себе что-нибудь сам».
С какого возраста стоит давать карманные деньги (и сколько)
Обычно родители сами решают этот вопрос, исходя из бюджета и ситуации в семье. Но разумно начинать это делать, когда ребёнок уже понимает, что такое деньги, покупка и смысл слов «экономить», «копить», «собирать». Как правило, лет в шесть уже самое время для старта.
Давать карманные деньги можно каждую неделю в один и тот же день. Или один раз в месяц. Это может быть совсем незначительная (или наоборот) сумма
Некоторые родители дают по 40 рублей, а некоторые по 500 рублей в неделю. В первом случае за полгода накапливается 960 рублей, а во втором 12 тысяч рублей. На тысячу ребёнок в состоянии купить какую-то ценную для него игрушку, а за 12 тысяч — велосипед. Но механизмы получения и траты денег, вне зависимости от суммы, работают одни и те же.
Дети учатся считать, экономить, принимать решение потратить сейчас 100 рублей или позже 500, начинают соображать, целесообразна ли покупка в принципе. Буквально в одной семье один ребёнок может купить себе мороженое, а второй в этот же момент экономит и не покупает. И это их осознанное, практически взрослое решение, которое обходится без надрыва, нытья, вымогательства или всего того, что раздражает родителей.
Теперь на просьбу «купи мне это и прямо сейчас» можно смело отвечать — у тебя есть свои деньги, покупай сам. Правда, в этом случае ребёнок чаще покупает то, что вам не нравится, но это необходимый процесс обучения и получения опыта, который следует пережить и перетерпеть.
Дети также учатся адекватно реагировать на стеллажи перед кассами супермаркетов, ведь одно дело стоять и клянчить у мамы «купи мне вот этот чупа-чупс», другое — спокойно проходить мимо, потому что на свои деньги у ребёнка совсем другие планы.
Кроме того, для ребёнка значительно возрастает сама ценность денег. Их не теряют, они не валяются по квартире, к ним бережнее относятся, и дети постоянно пересчитывают свои кладовые.
Как выдавать карманные деньги
1. Регулярность. По определённым дням (определённое число или день недели) ребёнок получает карманные деньги вне зависимости от поведения и успеваемости. Обиды, плохие оценки, лень — на выделение денег не влияют. Зависимость «деньги взамен на уважение» можно было бы ввести только в переходном возрасте, когда с хамством подростка нет возможности справиться иначе. Но это, скорее, шаг назад, и пользоваться этим следует редко и осторожно. Для детей же младшего школьного возраста сама выдача денег огромная мотивация, удовольствие и значимое событие.
2. Неприкосновенность. Не стоит залезать в эти деньги вообще. Они неприкосновенны, и для ребёнка это исключительно его собственность, которой в принципе и так мало. Но лично у меня получается не всегда, и порой приходится занимать у детей. В таком случае я стараюсь вернуть всё как можно быстрее, а они регулярно свои запасы пересчитывают, и долги мои строго контролируют.
3. Свобода в расходах. Не контролируйте, на что ребёнок свои деньги тратит. Это, наверное, самое трудное условие. Сердце разрывается, когда твои средства уходят на всякую ерунду: пластиковые игрушки, которые живут один день, или фастфуд, который вы не приветствуете. Тут есть возможность ввести, например, правило, что чипсы только раз в месяц, а остальное на твоё усмотрение. Но всё-таки следует дать максимальную свободу в том, как и на что ребёнок будет тратить свой бюджет — только так можно получить личный опыт обращения с финансами.
4. Разные купюры или монеты. Получая в качестве карманных деньги разной стоимости, ребёнок научится считать быстрее. Делать ему это будет интереснее. И опять же полезно для совершения покупок: у кассы особенно нет времени зависнуть в размышлениях. Для малышей в качестве кошелька можно выделить пластиковые контейнеры с несколькими делениями, чтобы хранить разные монеты.
Как говорить с детьми о деньгах
Одновременно с решением выдавать карманные деньги, можно оповестить об этом друзей и родственников семьи. Например, рассказать, что дети на что-то копят, у них теперь есть свой бюджет, и на праздники им можно дарить наличные. Допустим, ребёнок копит на часы-телефон, на шар с молниями «Тесла» или на набор Lego, в таком случае подарок в виде денег, приближающий его к заветной цели, ребёнок обязательно оценит!
Поощряйте, если дети тратят деньги на вас лично. Купил маме шоколадку, сок, цветок — молодец! Глядишь, когда-нибудь и домик в клювике принесёт. Чем старше ребёнок, чем чётче он разбирается в деньгах и стоимости, тем приятнее будут его подарки для вас. Плюс опыт самостоятельной серьёзной покупки: поехал, выбрал, купил.
В копилку также могут идти наличные, которыми вы поощряете ребёнка. Кто-то даёт деньги за успешно оконченную четверть, кто-то — за выполнение неприятной именно для ребёнка домашней работы, кто-то — буквально за то, что тот в подростковом возрасте нехотя пошёл в театр. Это решение родителей, благодаря которому будет пополняться детский бюджет, и помогать с мотивацией одновременно. Некоторые родственники любят, приезжая, опустошать карманы от мелочи, все идёт туда же, в детскую кассу.
И помните — сумма в данном случае имеет второстепенное значение. Основную ценность представляет само действие: дать возможность ребёнку научиться ценить, копить и распоряжаться бюджетом.
Фото: Flickr (Carissa Rogers)
Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.