Успешное справление ребенка со стрессом: практические советы

Стресс может быть источником большого дискомфорта для детей, и важно, чтобы родители помогали им приобретать навыки для успешного справления с ним. Однако родители могут не знать, как правильно подойти к этому вопросу. Чтобы помочь ребенку понять стресс и научить его справляться с ним, существует несколько практических советов.

Во-первых, родители должны понимать, что дети и взрослые отвечают на стресс по-разному. Ребенку нужно понять, что некоторые ситуации могут вызвать у него чувство неуверенности и страха, а другие могут вызвать другие эмоции. Родители должны помочь ребенку различать и именовать эти эмоции.

Во-вторых, родители должны объяснить ребенку, что стресс не является плохим, а просто ответ тела на изменения в окружающей среде. Они также должны помочь ребенку понять, что стресс может быть управляемым, и дать ему инструменты для его управления.

Третьим советом является создание безопасной и поддерживающей среды для ребенка. Родители должны слушать ребенка и понимать его чувства и мысли. Это поможет ребенку чувствовать себя безопасно и поддержанным и поможет ему выработать навыки справления со стрессом.

Четвертым советом является научить ребенка правильным методам расслабления. Родители могут помочь ребенку изучить дыхательные упражнения, медитацию, аутотренинг и другие методы расслабления, которые могут помочь ему справляться со стрессом.

Последним советом является научить ребенка правильно относиться к ошибкам. Родители должны понимать, что ошибки являются неизбежными и не стоит осуждать ребенка за них. Вместо этого родители должны поддерживать и наставлять ребенка, чтобы он мог извлечь пользу из ошибок.

Следуя этим практическим советам, родители могут помочь ребенку понять стресс и научить его успешно справляться с ним. Эти навыки помогут ребенку в дальнейшем

Как проявляется стресс у детей и подростков

Детские психологи, которые сейчас работают с последствиями военного конфликта, говорят, что, с одной стороны, нужно активно привлекать внимание взрослых к проблеме влияния военной и стрессовой обстановки на психологию ребенка, а с, другой — избегать излишней драматизации и запугивания родителей и близких семей, переживающих сейчас АТО вместе с детьми. Многие и так в ужасе и растерянности: дополнительная капля на чашу весов «все плохо» может настолько «опустить руки» родителям, что эффект будет обратный – не помощь и действия, а полнейшая апатия и бессилие.

Об этом в своей статье рассказал кандидат медицинских наук, врач-психофизиолог, старший научный сотрудник – профессор Дмитрий Коршевнюк.

Стресс никогда не проходит бесследно: у ребенка могут появляться снижение успеваемости в школе, сложности при общении со сверстниками, конфликты с родителями. Такой ребёнок также может стать замкнутым, либо слишком активным.

После стресса организм ребёнка продолжает находиться в состоянии повышенного напряжения, что может стать причиной сбоя в работе всего детского организма. Нарушения со стороны иммунной системы у ребёнка вызывают повышенную восприимчивость к бактериальным, вирусным и паразитарным инфекционным заболеваниям. Последствия стресса у ребёнка могут проявляться в виде “медвежьей болезни” (синдром раздражённого кишечника), что является сигналом о неправильной работе органов пищеварения. На фоне обезвоживания плохо усваиваются питательные вещества, которые необходимы как для физического, так и умственного развития. Таким образом, у растущего и развивающегося организма ребёнка возникает целый ряд нарушений физиологических функций.

Но все не так страшно, как кажется на первый взгляд, потому что организм ребёнка имеет особый “запас прочности”. Прежде чем разобраться, как помочь ребёнку справится со стрессом, необходимо выяснить механизмы возникновения и развития стрессовых реакций.

У детей и подростков возникает стресс, если они сами пережили или стали очевидцами так называемых психотравмирующих событий. Такими событиями являются:

По данным Национального Центра посттравматических стрессовых расстройств США (U. S. Department of Health and Human Services, Administration for Children and Families, Administration on Children, Youth and Families, Children’s Bureau. ChildMaltreatment, 2013), всего лишь треть детей, которые пережили стресс, получает необходимую помощь. И это в США – стране, которая считается одной из лучших по борьбе с последствиями стресса. Существует две основные причины этого показателя:

Европейские учёные M. BlomиR. Oberink при исследовании распространённости последствий пережитого стресса у детей обнаружили, что 15 – 43 % девочек и 14 – 43 % мальчиков пережили хотя бы одну стрессовую ситуацию. Из тех детей и подростков, которые попали в зону стресса, 3 – 15 % девочек и 1 – 6 % мальчиков вынуждены были пройти специализированное лечение. Но в эти, казалось бы “сухие” проценты статистики, также может попасть и ваш ребёнок.

Существует три основные причины, которые увеличивают шансы развития тяжёлых осложнений у детей и подростков после пережитого стресса:

Чем сильнее был стресс, тем более тяжёлые осложнения возникают у ребёнка. Детям и подросткам, которые переживают очень сильный стресс, как правило, необходимо больше времени, чтобы вернуться к нормальной жизни.

Чем больше родители проявляли заботу о ребёнке после стресса, тем легче переносятся его последствия. Если родители показывают свою обеспокоенность ребёнку, окружают его лаской, добротой, заботой и ребёнок чувствует полную поддержку со стороны родителей, то последствия перенесенного стресса у ребёнка протекает в более мягкой и лёгкой форме.

Чем ближе ребенок к стрессовой ситуации, тем тяжелее осложнения. Если ребёнок, к примеру, был непосредственным свидетелем военных действий, а не увидел бои по телевизору, то осложнения, соответственно, будут более тяжёлыми.

Дети в этом возрасте обычно помнят лишь часть стрессовой ситуации, либо же непроизвольно меняют очерёдность событий пережитого стресса. Кроме того, они могут считать причиной стрессовой ситуации какие-то “события” прошлого. Дети верят, если такие же “события” возникнут ещё раз, то такой же стресс обязательно возникнет вновь. Поэтому дети знают, если они будут обращать внимание на эти “события” и остерегаться их, то они смогут избежать повторения такого же стресса в дальнейшем. Это приводит к возникновению излишней подозрительности и развитию страхов у детей. Например, если чёрный кот перебежит дорогу, то дети верят, что с ними произойдёт беда.

Дети 5 — 12 лет могут показывать эти “события” в их игре, проигрывая часть пережитой стрессовой ситуации. Важно заметить, что такие забавы не влияют на развитие последствий пережитого стресса на организм ребёнка.

Дети этого возраста могут также “переносить” часть стресса в их повседневную жизнь. Например, ребенок может носить игрушечный пистолет в школу, увидев стрельбу даже по телевизору.

Некоторые проявления перенесенного стресса в подростковом возрасте похожи на взрослые. Одно из отличий заключается в том, что подростки чаще, чем дети или взрослые, демонстрируют импульсивное и агрессивное поведение.

Кроме вышеперечисленного, дети и подростки после стресса часто испытывают страх, беспокойство, печаль, гнев, чувство одиночества и другие негативные эмоции. К окружающим они испытывают призрение, ненависть и отсутствие доверия. Также в подростковом возрасте наблюдаются нарушения поведения – агрессия, неуместное (развязное) сексуальное поведение, нанесение себе телесных повреждений и злоупотребление алкоголем или наркотиками.

У некоторых детей последствия перенесенного стресса могут сохранятся в течение многих лет, но если ребёнок получает необходимое внимание родителей, близких людей или взрослых, то последствия перенесенного стресса могут пройти через несколько месяцев. В ряде тяжёлых случаев ребёнку может потребоваться специализированное лечение, в том числе и назначение лекарственных средств.