Умственное развитие

Мы приглашаем специалистов в области детской психологии, практических психологов, педагогов, студентов, магистрантов, аспирантов, родителей, а также всех, кто интересуется проблемами современного детства и детского развития на научно-практический семинар «Умственное развитие ребенка эпохи цифровой социализации», который состоится 19 мая 2021 года с 16:00 до 17:40.

Организатор семинара: Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), факультет «Социальная психология».

Руководитель семинара: Денисенкова Наталия Сергеевна, профессор кафедры социальной психологии развития МГППУ, кандидат психологических наук, доцент

Спикеры:

  • Денисенкова Наталия Сергеевна, профессор кафедры социальной психологии развития МГППУ, кандидат психологических наук, доцент , ассистент кафедры социальной психологии развития МГППУ , доцент кафедры социальной психологии развития МГППУ, кандидат психологических наук.

Дискутант: Толстых Наталия Николаевна, заведующая кафедрой социальной психологии развития МГППУ, доктор психологических наук, профессор.

Сегодня психологи, социологи, философы России, Британии, Германии, Италии, США, Франции, Японии и других стран говорят о возникновении нового типа детства, появлении поколения «цифровых аборигенов». При этом оценка влияния цифровых устройств на развитие детей противоречива. Каково оно на самом деле? Отличается ли психическое развитие современны детей и тех, что росли вне влияния цифровых устройств? Для того чтобы это выяснить, на базе Московского государственного психолого-педагогического университета был реализован проект «Специфика развития умственных способностей дошкольников 5-7 лет в эпоху цифровой социализации».

В ходе исследования была проведена диагностика умственного развития 420 детей в возрасте 5-7 лет, посещавших дошкольные отделения школ и детские сады г. Москвы, Подмосковья, г. Смоленска, г. Иваново в 2015-2020 гг. Затем, при помощи методов математической статистики, было проведено сравнение уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников, с детьми, посещавшими детские сады в последней трети ХХ в.

Оказалось, что между развитием способностей детей цифровой и доцифровой эпох есть различия и сходства.

Полученные данные свидетельствуют о том, что умственные способности современных детей по некоторым параметрам отличаются от способностей их сверстников в ХХ в. Например, их способность соотносить эталоны формы с предметами развита значимо ниже. Уровень развития наглядно-образного мышления (умение ориентироваться в пространстве по схеме) и словесно-логического мышления (способность к логической сериации) у старших дошкольников в ХХI веке значимо выше, чем у их сверстников в доцифоровую эпоху. Уровень развития творческих способностей (креативности) не связан с частотой использования детьми гаджетов. Сходство отмечено лишь в уровне овладения действиями перцептивного моделирования.

В ходе исследования также была проведена новая стандартизация тестов оценки умственного развития детей 5-6 и 6-7 лет. Предыдущая стандартизация данных методик была сделана 25 лет назад! Теперь российские ученые могут использовать более эффективный инструмент, позволяющий оценивать уровень развития старших дошкольников.

На семинаре будут освещены не только результаты проведенных в рамках проекта исследований, но и следующие вопросы:

— каковы условия развития детей в эпоху цифровизации?

— чем отличается умственное развитие детей 70-х и 90-х гг. от способностей современных дошкольников?

— изменились ли дети с появлением компьютера?

— что сильнее влияет на развитие – образовательная среда или поколенческие различия?

— как и чем можно измерить различия между поколениями?

Семинар состоится в онлайн-формате. Приглашаем Вас пройти регистрацию на вебинар.

Мы ждем вас, будет интересно!

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: какофонический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова и выражения

  • умственное развитие, интеллектуальное развитие, физическое развитие, развитие интеллекта, развитие ребёнка, задержка психического развития, развитие мышления, развитие речи, общее развитие
  • умственное развитие, умственные способности, умственная отсталость, умственное воспитание, умственный уровень, умственное отношение, умственная деятельность, задержка умственного развития
  • мотивация учения
  • церебральный паралич
  • умственно отсталый
  • школьное обучение
  • формирование личности
  • дошкольный возраст
  • возрастные особенности
  • нарушения слуха
  • приобретение знаний
  • усвоение языка
  • влияние среды
  • моторные навыки
  • волевые качества
  • систематические занятия
  • подготовка к школе
  • половые различия
  • педагогическая запущенность
  • младший школьный возраст
  • учебная деятельность
  • период детства
  • ведущая деятельность
  • эмоциональная сфера
  • слуховое восприятие
  • элементарное образование
  • наследственные факторы

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: индивидуум, мыслитель, физиолог, основоположник, просветитель
  • Места: промышленность, агломерация, метагалактика, страна, гонада
  • Предметы: первооснова, отрасль, рудимент, конгломерат, ген
  • Действия: развитие, совершенствование, саморазвитие, регресс, деградация
  • Абстрактные понятия: интеллект, развитость, мышление, потенциал, самореализация

Ассоциации к словосочетанию «умственное развитие&raquo

Предложения со словосочетанием «умственное развитие&raquo

  • Психологические исследования, связанные с проблемой обучения, ограничивались обычно установлением уровня умственного развития ребёнка.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «умственное развитие»

  • Ее умственное развитие , ее опыт, ее интересы так и остаются на детском уровне до самой смерти, совершенно гак же, как у седой и наивной классной дамы, с десяти лет не переступавшей институтского порога, как у монашенки, отданной ребенком в монастырь.

Сочетаемость слова «умственный&raquo

Сочетаемость слова «развитие&raquo

Значение слова «умственный&raquo

У́МСТВЕННЫЙ , —ая, —ое. 1. Относящийся к деятельности ума, сознания, к работе мысли, связанный с ними; интеллектуальный. Умственные способности. Умственный труд. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «развитие&raquo

РАЗВИ́ТИЕ , -я, ср. 1. Действие по глаг. развить—развивать (во 2, 3, 4, 5 и 6 знач.); действие и состояние по глаг. развиться—развиваться (во 2, 3, 4 и 5 знач.). Развитие мускулатуры. Развитие памяти. Развитие промышленности. Развитие жилищного строительства. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «умственный&raquo

  • Испытываемое иногда непреодолимое желание заменить умственные занятияфизическим трудом не есть признак непостоянства или лености, но необходимая потребность отдыха.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «умственный&raquo

У́МСТВЕННЫЙ , —ая, —ое. 1. Относящийся к деятельности ума, сознания, к работе мысли, связанный с ними; интеллектуальный. Умственные способности. Умственный труд.

Значение слова «развитие&raquo

РАЗВИ́ТИЕ , -я, ср. 1. Действие по глаг. развить—развивать (во 2, 3, 4, 5 и 6 знач.); действие и состояние по глаг. развиться—развиваться (во 2, 3, 4 и 5 знач.). Развитие мускулатуры. Развитие памяти. Развитие промышленности. Развитие жилищного строительства.

Предложения со словосочетанием «умственное развитие&raquo

Психологические исследования, связанные с проблемой обучения, ограничивались обычно установлением уровня умственного развития ребёнка.

Задача учебно–воспитательного процесса – это не только усвоение системы знаний, но и обеспечение высокого уровня умственного развития школьников и их психического развития в целом.

Чем ниже коэффициент умственного развития, тем отчётливей будет разница между результатами в вербальных и невербальных заданиях в пользу последних.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ Широкое значение: все те прогрессивные изменения в когнитивном развитии, которые происходят в индивиде с течением времени. Некоторые ограничивают употребление этого термина периодом от рождения до взрослого возраста, другие используют его, охватывая весь жизненный цикл.

Толковый словарь по психологии . 2013 .

Смотреть что такое «УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ» в других словарях:

Умственное развитие — количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. У. р. представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Тесты на умственное развитие — Широкая категория тестов, предназначенных для определения интеллекта. Интеллектуальный тест СтэнфордаБине и более поздний тест Векслера на определепие детского интеллекта (1УІ8С) использовались для определения специфических аспсктов умственного… … Большая психологическая энциклопедия

общее умственное развитие — сущ., кол во синонимов: 1 • ум (39) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

развитие — я, только ед., с. 1) Постепенное улучшение, усиление, укрепление путем тренировки. Развитие мускулатуры. Развитие памяти. Развитие способностей. Из всех поэм Пушкина в Полтаве в первый раз стих его достиг своего полного развития, вполне стал… … Популярный словарь русского языка

развитие умственное: уровень — совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный уровень развития умственного это… … Большая психологическая энциклопедия

РАЗВИТИЕ — РАЗВИТИЕ, я, ср. 1. см. развить 2, ся 2 . 2. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Законы… … Толковый словарь Ожегова

Умственное воспитание — развитие интеллектуальных способностей личности (см. Интеллект). У.в., понимаемое как организация ума , может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена… … Педагогический терминологический словарь

  • сенсомоторная стадия;
  • стадия конкретных операций;
  • стадия формальных операций.

Умственное развитие ребенка от 0 до 2 лет происходит через взаимодействие с предметами. Сначала он овладевает собственным телом: научается фокусировать взгляд, по-разному и более точно хватать предметы, появление движений не заложенных природой (хватание бутылочки с молочком) и, наконец, целенаправленные действия (отодвинуть руку взрослого, чтобы дотянуться).

В это время нервная система ребенка развивается и позволяет ему овладевать мышцами. Без этого периода здоровое развитие интеллекта невозможно.

Когда малыш открывает для себя последовательности действий, замечает, что одна цель (пододвинуть коврик) приводит к достижению другой (игрушка стала доступна), — тогда можно говорить о переходе на следующий уровень.

Стадия конкретных операций.

В два года происходит знакомство с символами. Особенно активно это происходит в рисовании. Палочка обозначает нос, метелка обозначает руку. Ребенок ловит существенные детали, остальные считает несущественными (например, количество пальцев). Постепенно это знание о мире уточняется. Символы становятся более реалистичными.

А с 5 до 8 лет он учится различать форму и объем: форма кусочка пластилина не влияет на его количество, а длина не означает больший объем. К 9 годам ребенок уже может классифицировать предметы, расставлять их в ряды (по возрастанию или убыванию). К 11 годам ребенок может уже решать формальный задачи, воображать изменения скорости и времени, обращаться с перспективой.

Это позволяет решать логические задачи и переходить к мышлению без конкретных физических опор.

Стадия формальных операций.

Мышление, оперирующее гипотезами, цепочками связанных фактов, сводящееся к конкретному выводу, — достижение подросткового возраста. Оно формируется с 11 до 15 лет. Фактически это соответствует 5 — 9 классам средней школы.Умственное развитие ребенка до школы питается знакомством с многообразием окружающей среды.

Ребенку важно экспериментировать и пробовать на вкус, цвет, запах, ощущение и т.д.Умственное развитие ребенка после поступления в школу и, особенно, в средней школы во многом опирается на его отношение к обучению и раскованности в познании. Этому способствуют поддерживающие отношения в классе и умение выдумывать, исследовать.

Ребенку важно уметь и ценить свои ошибки. Этому мы учим на тренинге «Учиться на 5 +».

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

Нет таких детей, которые бы развивались одинаково. Умственное и физическое развитие ребенка происходит индивидуально, так же как и складывается судьба ребенка. Помните, что ум ребенка развивается намного быстрее, если родители будут заниматься с ребенком чтением, рисованием, пением, физической культурой и спортом. Так сказать, одно другому не мешает, а даже стимулирует.

То есть занятия физкультурой стимулируют развитие умственной деятельности у человека и ребенка, в частности. Обычно в умственном развитии ребенка выделяют три составных — речевое развитие, логическое развитие, эмоциональное развитие. При этом нужно учитывать, что для каждого развития, есть свои этапы, проще говоря, есть благоприятное время для развития каждой составляющей умственного развития ребенка, в это время развитие каждой конкретной составляющей идет намного быстрее.

Психологи утверждают, что 80% успеха человека в развитии его карьеры, зависит от развития его эмоционального развития. Эмоции развиваются с самого рождения, и очень часто их развитие зависит от кормления ребенка. Хорошо развитые эмоции, положительно влияют на окружающих людей, а окружающие, в свою очередь, будут отвечать человеку взаимностью.

Понятное дело, что эмоции продолжают развиваться на протяжении всей жизни человека, но основы эмоционального развития закладываются еще в младенческом возрасте. Вот перечень правил, которые способствуют благоприятному развитию ребенка:

Старайтесь быть всегда приветливыми с ребенком, чаще улыбайтесь ему;

Вам нужно создать теплую благоприятную обстановку в семье;

Проговаривайте те эмоции, которые малыш испытывает;

Если ребенок огорчен, то постарайтесь его утешить или отвлечь. Нужно, чтобы малыш, как можно меньше времени был в негативном настроении;

Если ребенку что-то нельзя, то вам нужно будет объяснить ему причину отказа;

Объясняйте малышу то, как его поведение влияет на окружающих его людей;

Старайтесь чаще хвалить вашего малыша.

Речь ребенка развивается постепенно, причем ребенок рождается со способностью к изучению любого языка, просто с ребенком нужно разговаривать, читать ему книги перед сном, причем не имеет значение, может уже малыш разговаривать или нет.

Отвечайте на детский лепет и гуление, показывайте ему окружающие предметы и объясняйте их значение, учите с малышом стихи и напевайте детские песенки.

Еще один важный момент — учите ребенка иностранным языкам, пока он еще маленький. Ведь всем известно, что маленький ребенок гораздо быстрее изучает иностранные языки и не забывает их на протяжении всей жизни. Логическое развитие очень плотно связаны с органами слуха, зрения, обаяния.

То есть, если у ребенка хорошо развиваются органы зрения, слуха и осязания, то и логическое развитие проходит тоже хорошо. Еще один факт — логическое мышление напрямую связано с музыкой.

Чтобы малыш хорошо развивал логическое мышление, вам нужно с ним играть различными предметами, слушайте с ним классическую музыку, покупайте ребенку музыкальные игрушки, собирайте с ним конструктор, решайте с ним математические задачки. Все дети с рождения поют, танцуют, играют в игры и рисуют.

Все дети в раннем возрасте проявляют систематический подход к жизни. Они наблюдательны, любят играть, сортировать игрушки, задавать вопросы, философствовать.

По мере своего роста и развития, часто задают вопросы с глубоким смыслом. Любят работать с компьютером. Те дети, у которых хорошо развито лингвистическое развитие, имеют большой запас слов, четко выражают свои мысли, хорошо пользуются речью для достижения цели.

Такие дети любят играть в словарные игры, любят загадки, стихи и скороговорки, запоминают информацию, проговаривая ее вслух. Дети с пространственным типом развития хорошо ориентируются в помещении, сразу узнают, если в комнате что-то поменялось.

Эти детки хорошо рисуют, лепят. Любят создавать своими руками поделки. Дети с хорошей способностью к музыкальному развитию чувствительны к звукам, легко воспринимают ритмы и мелодии.

Таким детям бывает трудно сосредоточиться в полной тишине, им нужен музыкальный фон. Дети со способностью к двигательному развитию зачастую становятся танцорами, актерами, спортсменами. Таким детям нужно постоянно двигаться.

Все их свободное время посвящено двигательной активности, они играют в мяч, бегают и прыгают. Дети с межличностным типом развития хорошо общаются, у них хорошая способность выражать свои чувства.

Легко общаются с людьми, заводят новых друзей, становятся лидерами в коллективах, таких детей часто привлекают к улаживанию конфликтов.

Эти дети много времени посвящают общественной деятельности, легко увлекают своими идеями других людей. Дети с внутриличностным типом развития, очень хорошо осознают свое внутренне «я», уверены в себе, и не обращают внимание на мнение окружающих. Часто предпочитают одиночество.

Этим детям завидуют, завидуют их уверенности в себе, целеустремленности и одухотворенности.

Общая информация

Для цитаты: Эльконин Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 4.

Копировать для цитаты

Фрагмент статьи

Проблема обучения и умственного развития — одна из старейших психолого-педагогических проблем. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь значительного теоретика дидактики или детского психолога, который не пытался бы ответить на вопрос, в каком соотношении находятся эти два процесса. Ответ осложнен тем, что категории обучения и развития — разные. Эффективность обучения, как правило, измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности учащихся, т. е. тем, насколько развиты у учащихся основные формы их психической деятельности, позволяющие быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.

Давно замечено, что можно много знать, но при этом не проявлять никаких творческих способностей, т. е. не уметь самостоятельно разобраться в новом явлении, даже из относи-тельно хорошо известной сферы науки.

Прогрессивные педагоги прошлого, прежде всего К.Д.Ушинский, ставили и по-своему решали этот вопрос. К.Д.Ушинский особенно ратовал за то, чтобы обучение было развивающим. Разрабатывая новую для своего времени методику обучения первоначальной грамоте, он писал: «Я не потому предпочитаю звуковую методу, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать; но потому, что, достигая успешно своей специальной цели, метода эта в то же время дает самодеятельность ребенку, беспрестанно упражняет внимание, память и рассудок дитяти, и, когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению» [1949, т. 6, с. 272].

Во времена К.Д. Ушинского проникновение собственно научных знаний в программы начальной школы было до крайности ограничено. Именно поэтому появилась тенденция развивать ум ребенка не на основе усвоения научных понятий, а с помощью специальных логических упражнений, которые и были введены в начальное обучение К.Д.Ушинским. Этим он стремился хоть в какой-то мере компенсировать недостаток умственного развития на базе существующих программ, ограничивавших обучение чисто эмпирическими понятиями и практическими навыками.

И по сей день при обучении языку применяются такие упражнения. Сами по себе они никакого развивающего значения не имеют. Обычно логические упражнения сводятся к упражнениям в классификации. Так как при этом классификации подвергаются окружающие ребенка предметы обихода, то в основе ее, как правило, лежат чисто внешние признаки.

Информация об авторах

Эльконин Даниил Борисович, доктор психологических наук, профессор, член корреспондент, АПН СССР