Улучшение концентрации у детей: практические советы

Воспитание ребенка включает в себя не только развитие его физических и психологических способностей, но также и помощь в развитии его концентрации. Улучшение концентрации у детей может быть полезным инструментом для успешной жизни. Ниже представлены некоторые практические советы для родителей, которые помогут развить у ребенка концентрацию.

Первым и главным шагом в улучшении концентрации у детей является создание подходящей среды. Родители должны дать ребенку достаточно времени для занятий и дать ему достаточно пространства для изучения. Они также должны постараться избегать прерываний и любых других внешних раздражителей, которые могут препятствовать усидчивости ребенка.

Вторым шагом для улучшения концентрации у детей является обучение ребенка правильным навыкам планирования. Родители должны научить ребенка разбивать большие задачи на несколько меньших и поставить приоритеты по задачам. Они должны научить ребенка разбивать большие задачи на несколько меньших и придерживаться плана для достижения цели. Также ребенку нужно приучить к тому, чтобы он выделял правильное время для отдыха.

Третьим шагом в улучшении концентрации у детей является правильное питание. Родители должны помочь ребенку придерживаться правильного питания, которое даст ему энергию для изучения. Они должны постараться избегать продуктов с высоким содержанием сахара и нездоровых жиров. Также необходимо предоставить ребенку достаточное количество воды или некофеинизированных напитков для поддержания его уровня энергии.

Родители должны понимать, что улучшение концентрации у детей занимает некоторое время. Но если они будут придерживаться вышеуказанных советов, результаты станут заметны в ближайшее время. Родители также должны понимать, что для достижения успеха необходимо внимательно

С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребёнка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.

Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому, отправляя ребёнка в школу, вы говорите ему: «Будь внимательным! Не отвлекайся на уроке! Хорошо слушай учителя!» Однако, если у ребёнка существуют проблемы с вниманием, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

У младших школьников основные свойства внимания развиты слабо в силу недостаточной зрелости нейрофизиологических механизмов мозга. Наиболее слабо организовано внимание первоклассников, оно имеет небольшой объём, слабо распределяемо, неустойчиво.

Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребёнка.

Нынешнее поколение детей учёные называют «поколением невнимательных». Действительно, сейчас все учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом.

Причин может быть несколько. Учёные склонны предполагать, что, возможно, существуют некоторые циклические процессы в развитии детской популяции. Был период акселерации, когда у детей отмечалось ускорение физического развития. Сейчас статистика во всём мире показывает, что этот процесс остановился или даже пошёл вспять.

Внимание напрямую зависит от развития лобных отделов головного мозга. Если ребёнок в период своего раннего развития не получает достаточно тактильной и зрительной информации, идущей от матери, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая гибель. Сейчас, к сожалению, мамы недостаточно общаются с ребёнком (их заменяют няни, телевизоры, компьютеры). У детей, которые довольно рано начали смотреть телевизор, не развивается речь, мышление. Ведь ребёнок воспринимает речь во взаимодействии со взрослыми и в игре.

Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по звучанию. (жуки-зуки)

Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы в словах, предложениях и цифры в примерах. (трава — трва)

Если ребёнок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания. (трава-тарава)

Переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова.

В ниже приведённых рядах букв можно предложить ребёнку найти «спрятавшиеся» там слова.

Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?

Концентрация внимания — это способность сосредотачиваться на каком-либо задании в течение длительного времени.

Типичная отговорка ребёнка, когда он садится за уроки — срочно захотелось попить, поесть, позвонить и т. п. Вывод таков: ребёнку трудно сосредоточиться, и он ищет любой повод, чтобы отложить нудные занятия.

Научиться сохранять позу в течение длительного времени помогут игры: «Море волнуется», «Замри» или «Памятник» (изобразить какого-нибудь известного человека или героя и замереть без движения.)

Сделать 5-7 глубоких вдохов и выдохов; потянуться всем телом, вытягивая руки за голову, а ноги — вперёд; потереть переносицу, виски, ладонь о ладонь.

Посторонние разговоры тоже мешают сосредоточиться. Игра в «молчанку» позволит ребёнку научиться сдерживать не относящиеся к делу реплики и возгласы. Можно поиграть всей семьёй в игру, где участники должны отгадать какое-то слово или словосочетание, которое один из игроков изображает с помощью мимики и жестов.

Умение концентрировать внимание предполагает способность длительно удерживать нужный объект в поле зрения. Многим детям не хватает именно этого умения. Игры вида: точное попадание в цель — городки, стрельба в тире, набрасывание колец, дротики и т. п. В домашних условиях складывание башни из спичек, девочкам полезно вышивать, мальчикам — выжигать.

Расставьте в комнате предметы в произвольном порядке. Попросите ребёнка внимательно посмотреть и запомнить, где что находится. Затем ребёнок выходит за дверь. Пока его нет, вы переставляете или меняете 2-3 предмета. Задача вошедшего — определить, что изменилось за время отсутствия.

В печатном тексте находить и вычёркивать определённые буквы. Такие упражнения позволяют ребёнку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно по 5 минут в день в течение 2-4 месяцев.

Запоминание чисел и порядка расположения предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. Постепенно число предметов увеличивается.

Одновременное выполнение двух разно направленных заданий (чтение рассказа подсчёт ударов карандаша по столу или выполнение задания на внимание и прослушивание записи сказки). По окончании упражнения через 5-10 минут определяется эффективность выполнения каждого задания.

Игра «Запрещённые движения», «Выполняй команду только со словом «дети», «Путаница», «Нос, пол, потолок» (взрослый умышленно путает детей неправильным показом), 1 хлопок — присесть, 2 хлопка — попрыгать, 3 хлопка — поднять руки и т. п.

Главное, занятия с ребёнком должны носить Например, по дороге домой, во время приготовления ужина и т. п. Поиск грибов, собирание на берегу реки камешков, спичек или других мелких предметов на полу, выбор нужных деталей мозаики или конструктора — это тоже упражнения на тренировку внимания. (Подумайте, всегда ли ваш ребенок с удовольствием делает подобные задания и все ли доделывает до конца).

Самое главное в таких занятиях — заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребёнку, его успехам и достижениям.

Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка.

Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечением.

Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.

Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.

Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

Как развить внимание у ребенка

Начиная с трехлетнего возраста ребенок вступает в фазу активного развития. В этот период маленький человек начинает познавать мир и развиваться.

Чтобы способствовать естественному развитию ребенка, нужно постоянно давать пищу для его юного ума — играть в развивающие игры. Для ребенка важно получать навыки в игровой форме, будь то развитие фантазии, речи, моторики или внимания.

Именно концентрация внимания помогает ребенку разобраться в море окружающей информации, поэтому этот навык необходимо развивать.

Что такое внимание?

Внимание — это направленное, сосредоточенное восприятие человеком объектов, явлений, занятий. Внимание не может существовать само по себе: нельзя быть просто внимательным. Внимание появляется, когда ребенок заинтересован в чем-то, будь то предмет, рассказ или игра.

Конечно, очень важно чтобы сам объект концентрации внимания был интересным, но также внимательность можно и нужно тренировать и развивать.

Особенности внимания у детей

Для детей характерна природная любознательность и заинтересованность. Именно интерес перед чем-то новым и необычным заставляет ребенка по собственному желанию фокусировать свое внимание. Но не всегда занятия могут быть достаточно интересными, однако для ребенка важно оставаться сконцентрированным и на более скучной работе. Такие навыки нужно тренировать. Умение концентрировать свое внимание — основа легкой обучаемости и хорошего усвоения новых знаний.

Развитие любого навыка для ребенка должно быть не только полезным упражнением, но и увлекательной игрой. Многие игры помогают развить внимательность и другие способности, такие как: моторика, речь, фантазия. Не зря многие педагоги выделяют именно роль игры в процессе обучения. Игра — это увлекательная форма обучения.

Игры на развитие внимания

Мы собрали для вас несколько способов помочь ребенку развить свою внимательность в игровой форме. Во всех играх можно усложнять и чуть-чуть менять правила — пускай игры будут индивидуальными и особенными для вашей семьи и вашего ребенка.

Игра «Что изменилось»?

Для игры разложите перед ребенком игрушки от 3 до 5 штук. Дайте малышу время запомнить предметы, для этого будет достаточно минуты. Проговорите вслух название предметов и их порядок. После чего попросите малыша отвернуться или закрыть глаза (чур не подглядывать!) и внесите изменения: можно поменять предметы местами, убрать или заменить игрушки. Перед ребенком будет стоять задача определить, что изменилось и рассказать первоначальную последовательность.

Важно помнить что это в первую очередь игра на внимание, а не просто тренировка кратковременной памяти. Для того, чтобы сделать игру более захватывающей вы можете придумать какую-то историю с опорой на предметы. Это не только научит малыша концентрировать свое внимание, но и покажет как находить креативный подход и развивать фантазию.

Можно попробовать поменяться ролями — пусть ребенок почувствует себя ведущим и поменяет предметы местами, а вам будет нужно отгадать изменения. Со временем можно усложнять задачу и вводить новые правила.

Игра «Найди отличия»

В игре задействованы две картинки — очень похожие на первый взгляд, но содержащие незначительные различия. Главная цель игры — назвать все отличия. Очень важно именно называть, озвучивать то, что видишь, а не просто показывать на картинке.

Благодаря озвучиванию ребенок будет не только развивать внимание, но и улучшать свою речь, тренироваться в использовании таких понятий, как “правее”, “ниже”, “левее”. Можно попробовать называть с малышом отличия по очереди, это добавит игре интереса.

Эта игра существует как во многих книгах для развития детей, так и в разных мобильных приложениях.

Игра «Найди пару»

Для игры потребуется набор карточек от 10 до 60 штук. На карточках изображены какие-либо предметы: овощи, фрукты, животные. Каждое изображение повторяется 2 раза и представляет собой пару. Сначала карточки выкладываются в произвольном порядке изображением вверх и дается незначительное время их запомнить. Далее карточки переворачиваются. Задача — открыть две парные карточки.

На самом деле суть игры не в том, чтобы запомнить все изначально. Ребенок будет поднимать неподходящие друг другу картинки, но это не будет считаться ошибкой. Ведь подняв неправильную пару малыш видит, что под этой карточкой скрывалась, например, кошечка, а под этой — ландыш. Именно это и предстоит запомнить ребенку и использовать дальше в игре.

“Найди пару” учит не столько запоминать все сиюминутно, а концентрировать свое внимание продолжительное время и использовать свои ошибки, свой предыдущий опыт.

Можно и нужно играть вместе с ребенком, чередуя его ход с переворачиванием карточек, и ваш. Можно соревноваться в количестве отгаданных пар и назначить сладкий приз победителю.

Игра «Опиши предмет»

Описание предмета — это тренировка не только внимательности, но и красноречия. Вам нужно попросить малыша описать какой-то предмет — дома, или на прогулке, — причем сделать это в наиболее красочном виде. После чего ребенок должен описать предмет еще раз, только уже не смотря на него, а, например, отвернувшись.

Игра «Запоминание последовательности»

Вся суть игры — правильно повторить последовательность действий каких-то персонажей, будь то дети на улице или герои из сказки.

Конечно, для этой игры можно использовать быт и реальную жизнь — например перечислять увиденное на прогулке на улице, со всеми действующими лицами и в правильной последовательности. Например, сначала проехала синяя машина, потом пролетела большая птица, затем мимо прошел мальчик. В этой игре ребенок развивает навык переключения внимания.

Если же будняя жизнь может показаться слишком скучной, можно попробовать пересказывать сюжет прочитанных сказок или увиденных мультфильмов. Возможно поначалу ребенок будет перескакивать от восторженных впечатлений с события на событие, но дальше, развивая свои навыки, малыш научится рассказывать последовательно все события от начала истории и до ее конца.

Игры«Ухо-нос» и «Карлики — Великаны»

Данная игра очень популярна среди аниматоров в различных развивающих секциях. По команде “Ухо!” все участники игры — а это и дети, и ведущий, — должны схватиться за свое ухо, а по команде “Нос!” — за нос. Однако, после парочки удачных попыток ведущий начинает делать ошибки, а детям ни в коем случае нельзя поддаваться на этот обман.

Аналогичная ситуация с игрой “Карлики и Великаны”, где карлики сидят на корточках, а великаны — встают на носочки и вытягиваются в полный рост. Данная игра отлично подойдет для разминки на физкультминутке и принесет не только пользу для развития концентрации внимания, но и много веселья.

Игра «Найди предмет на картинке»

Данная игра на внимание чаще всего встречается в детских журналах. Перед ребенком представлена картинка с переизбытком всяких деталей и предметов, и во всем этом безумии нужно найти какие-то объекты. Задание может занять ребенка на долгое время, но цель этой игры — быстрое решение. Рассматривая причудливые картинки малыш будет погружаться в мир изображенного и развивать свое воображение.

Таблица Шульте

Данное упражнение на внимание подойдет уже школьникам, освоившим счет. В таблице 5×5 в произвольном порядке раскидываются числа от 1 до 25. Задача ребенка — как можно быстрее отыскать все числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Важно, что один вид таблицы можно использовать только для одной попытки.

Симметричный рисунок

Лист в клеточку разделен вертикальной чертой на две части. В правой находится какое-то изображение или объект необычной формы. Перед ребенком стоит задача симметрично, основываясь на клеточках, изобразить нарисованный объект.

Также возможен вариант, где в правой части находится часть предмета, для которого очень характерна симметрия, например одно крыло бабочки. Таким образом у ребенка будет возможность восстановить изображение целиком. Помимо внимательности упражнение рассчитано на мелкую моторику малыша.

Игра «Цепочки»

В “Цепочки” можно играть как вдвоем с ребенком, так и вместе со всеми членами семьи. Задача участников составить цепочку из слов заранее выбранной тематики — сладостей, городов, названий животных. Каждый следующий участник должен повторить сказанное предыдущим. Со временем цепочка будет становиться все больше, а повторить ее с самого начала — все сложнее.

Выводы

Развитию внимательности ребенка нужно уделять немало времени, но по рекомендациям тренировки распределения внимания должны проходить в шуточном, игровом ключе. Ведь игра, помимо того что радует и привлекает к себе малышей, приносит им огромную пользу.

Мы описали простые способы развития внимательности у ребенка, которыми можно заниматься самостоятельно. Однако, воспитание своего ребенка важно доверять и детским центрам развития. Высококвалифицированные специалисты наших подберут особый подход к каждому ребенку. У нас проводятся как общеобразовательные занятия, так и специализированные. В основе всех занятий с детьми лежит опыт психологии и педагогики. Хотя главным ингредиентом, конечно, является безусловная любовь к детям.

Что делать, если у ребенка проблемы с концентрацией внимания?

В современном мире дети буквально рождаются с планшетом в руках, и это одна из причин, почему проблемы с концентрацией внимания стали скорее правилом, чем исключением. Неусидчивость, рассеянность, неисполнительность, чрезвычайная лень и невозможность сосредоточиться на одном объекте – с такими жалобами молодые родители все чаще приходят к психологам и нейропсихологам в специализированные центры развития.

Первые признакипроблем с концентрацией внимания у ребенка могут проявляться в виде нарушения социальной активности. Ребенок становится либо довольно замкнутым, либо, напротив, излишне гиперактивным. Чаще всего первая симптоматика, на которую стоит обратить внимание родителям, появляется в возрасте от четырех до девяти лет, но может возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность и нарушение фокусировки внимания.

1) Самая распространенная причина проблем с концентрацией внимания – нарушения в работе нервной системы ребенка. В этом случае помочь могут только квалифицированные специалисты – невролог и нейропсихолог.

2) Неправильно спланированный распорядок дня или его отсутствие. Нужно приучить малыша вставать и ложиться спать в одно и то же время, уделять время прогулкам на свежем воздухе и активным играм, а также сформировать биоритм. Постепенно определенный режим превратится в хорошую привычку.

3) Неправильно выстроенные взаимоотношения с ребенком. Со стороны родителей не должно быть излишней опеки, необходимо развивать самостоятельность и чувство ответственности. Но совсем обделять вниманием свое чадо не рекомендуется — важно, чтобы ваш ребенок точно знал, что вы всегда поддержите его. Всегда выслушивайте мнение малыша и на простых, понятных для него примерах объясняйте тот или иной вопрос. Дети, окруженные любовью и взаимопониманием родителей, всегда более активны и сосредоточены на своих целях. Сосредоточенность – уже концентрация.

4) Отсутствие мотивации. Очень важно внедрять мотивацию в жизнь ребенка и максимально применять ее в разных обстоятельствах, но не прибегать к денежным эквивалентам награждения. Иначе получится, что Вы «торгуетесь» с ребенком. В качестве мотиватора можно использовать объект (например, игрушку).

1. Понаблюдайте за поведением ребенка. Как он играет, что входит в его интересы. Это сугубо индивидуальный вопрос, и у каждого ребенка могут быть свои «самые любимые» развлечения. Сделайте упор на том, что ему нравится и где он успешен, и развивайте ребенка в этом направлении. 2. Важно сохранять терпение, внимательно выслушивать и не повышать тон. Выстраивайте конструктивные диалоги с ребенком. 3. Грамотно планируйте тайм-менеджмент. В течение дня у ребенка должно быть время как для отдыха/развлечений, так и для полезных занятий. 4. Постарайтесь ограничить отвлекающие факторы. Например, на рабочем месте не должно быть электронных гаджетов, если они не нужны для выполнения задания. На рабочем месте должен быть четкий порядок. 5. Уменьшите экранное времяпрепровождение ребенка. В дошкольном возрасте ребенок может проводить за «голубым» экраном не более 60 минут в день.

6. Мотивируйте и завлекайте, используйте интерактивные, игровые подходы к решению различных задач. Сделайте «полезное» интересным для ребенка.

7. Введите полезные привычки (утренняя гимнастика, наличие витаминов и минеральных веществ в рационе ребенка, прогулки на свежем воздухе и т. п.) 8. Обратитесь к детскому нейропсихологу, который проведет диагностику и составит индивидуальную программу по развитию функций внимания, в частности, концентрации.

Вы замечали, что успехи и провалы в учебе у ребенка могут быть вызваны тем, насколько он может (или не может) быть внимательным и сконцентрированным?

Школьники начальных классов невнимательны в силу возраста: их внимание быстро переключается и не задерживается надолго. Так устроены процессы головного мозга на этом этапе его развития.

Научиться этому в коротком видео (время просмотра — 7 минут) нам поможет клинический психолог, нейропсихолог нашей любимой Семейной школы Макарун Ольга Новикова. Предлагаем сочетать «Гимнастику мозга» Пола Деннисона с играми, которые дают быстрый результат*.

*записано вместе с Лизой, ученицей 4 класса, для портала «Я — родитель»

Невозможно представить, чтобы ребенок был внимательным в течение всего дня в школе. Они точно не специально, они просто не умеют по-другому. Но концентрация внимания обязательно потребуется ему на уроках и при выполнении домашнего задания. Приходите к нам на диагностику, мы поможем вам понять, как сделать так, чтобы объем памяти и время концентрации увеличивались, а внимание стало направленным.»

Как помочь ребенку избавиться от невнимательности

Самое бесполезное, что может сделать взрослый (родитель, учитель) чтобы развить внимание ребенка – это ругать его за невнимательность и призывать быть внимательнее. Конечно, если на ребенка сильно наорать, то он на короткое время мобилизуется и будет внимательнее. И взрослый торжествующе скажет: «может ведь, когда хочет!». А потом ребенок сползет на свой обычный уровень внимания, рабочий, то есть тот, который взрослого не устраивает. И взрослый скажет, что ребенок МОЖЕТ, но не хочет, оболтус.

На самом деле невозможно ни взрослому, ни ребенку стать принципиально более внимательным, чем он есть. На короткое время, аврально под какую то задачу или в связи с опасностью внимание может мобилизоваться, но у авральной мобилизации очень короткий срок жизни. А чтобы стать более внимательным в принципе, нужно развивать специальную психическую функцию — внимание. Не ПРИЗЫВАТЬ, а РАЗВИВАТЬ.

Внимание, как и все остальное, развивается тренировкой. Необходимо так организовать деятельность, чтобы внимание было активно затребовано, тогда оно будет разрабатываться и расти. Так, например, охотнику необходимо внимание не просто так, а потому, что иначе он не убьет дичь, а дичь может убить его. И именно поэтому охотник мобилизует внимание, тренирует его, и оно становится очень развитым.

Если вы хотите, чтобы ребенок был внимательным, то нужно постараться организовать специальные мероприятия, где его внимание активно бы работало.

Сразу оговорюсь, что чем младше ребенок, тем проще развивать его внимание. В некоторых случаях с детьми от 10 лет родители почти не могут воздействовать на уровень его внимания, так как ребенок уже захлопнул от родителей границы и взаимодействовать не хочет.

Важность развития внимания для воспитания ребенка невозможно переоценить. Внимание – огромная часть способности вообще ориентироваться в жизни. Чтобы вести себя уместно среди людей нужно быть внимательным.

Нужно замечать кто где и кто в каком настроении, нужно подмечать нюансы ситуации и ее изменение. Чтобы обеспечить себе физическую безопасность, нужно быть внимательным к себе и к тому, что вокруг тебя стоит и движется.

В учебе внимание — это вообще одна из центральных необходимостей. Лучшие ученики часто далеко не самые умные, но часто очень внимательные дети. И какой ум без внимания, без способности подмечать детали, видеть их совокупность, уметь наблюдать…

В общем, чем внимательнее ребенок, тем больше у него шансов на успешную жизнь. Он не забывает записать задание, позвонить когда нужно родителям, у него не оказывается неожиданно гнилой банан в портфеле, он понимает, что вообще кругом него и перед ним происходит, он как бы заземлен в реальности, и это дает большие бонусы.

Невнимательные дети – любимая боль родителей. «Мы не записываем задание» («МЫ» тут обязательно), «на уроке ворон считает», «все знал для контрольной, но из-за невнимательности двойку получил». Некоторая возрастная невнимательность, конечно, свойственна детям. Но нетрудно заметить, что не все дети такие уж невнимательные, и это свойство точно можно развить, в каком бы упадке оно у вашего ребенка не было. Просто надо этим заняться правильно.

Идеи для развития внимания

Для развития внимания не нужны специальные игры, программы, приложения и прочие навороты. Лучшая тренировка внимания происходит в жизни.

Предложенные идеи не должны реализовываться слишком серьезно, игровой компонент, удовольствие от процесса и легкость принципиально важны для успеха. Большинство детей при нормальных (не прекрасных, а только нормальных) отношениях с родителями идут на эти практики с удовольствием, так как это, по сути, игра.

Некоторые практики имеют форму поручений и хозяйственных дел, они не игра, но также не должны предлагаться ребенку очень строго, важно сохранять неких позитивный настрой, когда вы предлагаете ребенку сделать нечто.

Режим внимания

Сообщите ребенку, что вы объявляете «Режим внимания», когда он должен ненадолго стать очень наблюдательным. Вы зададите ему вопрос об окружающем пространстве, на который он должен будет постараться ответить. Через пару минут (постепенно время должно увеличиваться) задайте ребенку вопрос о том, что было вокруг вас, но уже не в поле зрения ребенка.

Вот какие это могут быть вопросы: — Кто стоял перед тобой в очереди? — Во что был одет доктор, который с тобой разговаривал? — Какой мы проехали дом? Цвет? Больше или меньше 3 этажей? — Какого цвета были глаза у твоего собеседника? — Из чего сделана дверь, в которую мы только что вышли? — Какие знаки были на этой дороге? — В какой шапке прошла женщина?

Вопросы должны соответствовать возрасту и уровню внимания ребенка. Очень сложные или слишком простые вопросы разрушат игру, ребенок заскучает или будет раздражен, играть не захочет.

Со временем можно уже не объявлять режим внимания, а просто задавать ребенку вопросы на внимание.

Также ребенок захочет задавать такие вопросы вам, так что – будьте внимательны!

Более сложный вариант этой игры – описания объектов. Просите описывать более подробно места, предметы или людей, которые находились перед глазами ребенка достаточно длительное время. Например, попросите ребенка описать как можно подробнее станцию метро, на которой вы находились, интерьер кафе и т. д.

Ориентирование

Все задания на ориентирование обостряют внимание ребенка, учат его держать внимание длительное время, лучше понимать окружающий мир.

— Изучите вместе с ребенком названия и форму улиц, по которым вы передвигаетесь регулярно. Попросите совершить виртуальную прогулку: пусть ребенок проведет вас мысленно по маршруту, называя улицы, перекрестки и повороты.

Каждое задание можно выполнять и зеркально, то есть по маршруту проводите вы, а ребенок вас проверяет (можно с картой на первое время).

— Понаблюдайте закономерности выкладки товаров в больших супермаркетах (они одни и те же). Изучите этот вопрос, и в разных магазинах наблюдайте закономерности вместе с ребенком. Полезно и пояснить ребенку, зачем жвачки лежат именно на кассе, а не в начале вашего маршрута по торговому залу.

Побуждайте ребенка проверять, выполняются ли закономерности выкладки в разных магазинах и разных странах во время поездок.

— Проложите оптимальный маршрут. Особенно это удобно, если вы ездите с ребенком в метро. Научите ребенка замечать оптимальные схемы передвижения в метро, удобные маршруты движение в большом потоке людей. — Назначьте ребенка главным по навигации. Ребенок может вбивать маршруты и помогать вам находить дорогу. Также может сверять движение с навигационными указаниями (какую улицу проезжаем, куда сейчас поворачиваем).

Задания ребенку

Выполняя все хозяйственные поручения, ребенок должен понимать, что приносит пользу. Должен отчетливо себе представлять, в чем эта польза состоит и зачем его действие необходимо семье в целом. Работа по хозяйству хорошо развивает внимательность.

— Давайте ребенку сложные поручения. Например, попросите его купить хлеб, а по дороге посмотреть вышел ли новый номер такого-то журнала и купить журнал, если только номер новый. В последнее время родители все меньше дают такого рода поручения детям (проще самим сделать), и в результате дети плавают в какой — то прострации, оторванной от жизненных реалий, но плотно связанной с виртуальной реальностью. Да, проще сделать самим, чем терпеть неудовлетворительный результат работы ребенка. Но воспитание идет только через организацию жизни, а не через родительские слова.

— Поручите ребенку смотреть сроки годности продукции или ее состав, и на этом основании нести или не нести продукты в семейную тележку в магазине.

— Поручите ребенку сохранить семейные билеты и предъявить контролеру. Постарайтесь избавиться от позиции «давай сюда, а то потеряешь». Наоборот, доверьте ребенку важное и ответственное дело, только так развивается ответственность. Конечно, с билетов на самолет начинать не стоит, а вот билет в музей или кино можно доверить.

— Давайте поручения, требующие длительного внимания, например, поливать цветы. Настройтесь на то, что у ребенка поначалу не будет получаться, но умение регулярно за чем – то следить можно воспитывать.

Элементы целого

Находясь в продуманных пространствах (музеях, метро, красивых интерьерах) обратите внимание ребенка на то, как сочетаются элементы целого. Как, например, форма светильника сочетается с узором на стенах, а цвет мебели подходит оттенку штор.

Элементы целого можно искать в помещениях, архитектуре, на картинах в оформлении книг, в старинных и современных костюмах и проч.

Белая скатерть

Конечно, пластиковые или плетенные салфетки — удобно, смахнул грязь и все. Однако, все удобные приспособления формируют расслабленность и определенную небрежность. Введите традицию белой скатерти раз в неделю. И не просто стелите эту скатерть, а старайтесь не оставить на ей ни одного пятнышка. Особо чувствительным к чистоте родителям эта практика вряд ли подойдет, так как к пятнам нужно все – таки относиться спокойно, даже с юмором, но стараться, чтобы их не было. Традиция белой скатерти не должна превратиться в домашний террор из-за пятен, она должна остаться позитивной. Во время ужина на белой скатерти дополнительно тренируется внимательность, так как аккуратная еда – дело для ребенка (и для взрослого) непростое!

Все предложенные практики объединяет одно – они требуют внимания и усилий ВЗРОСЛОГО. А вот регулярные нравоучения, насчет того, что нужно быть внимательнее, почти не требуют усилий, они импульсивны и привычны.

Родители часто говорят, ах, это все понятно, но это так слоооожно, а сил у меня так мало.

Однако, если вы хотите, чтобы ребенок поднапрягся и стал внимательнее, то напрягаться придется и вам, это необходимый элемент формулы успеха.

ВНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В НОРМЕ И ПРИ НАРУШЕНИИ

Еще на ранних стадиях эволюции внимание являлось одной из главных функций нервной системы, которая позволяла жить, выживать и развиваться животному миру. Динамику развития отделов головного мозга можно напрямую связать со степенью развития внимания: чем выше организованность структур головного мозга, тем лучше развито внимание, в большей степени связано с другими когнитивными процессами.

По современным представлениям внимание – способность человека осознанно или неосознанно сосредотачиваться на выполняемой им деятельности, умение отключаться от всех побочных раздражителей, и представляет собой одну из структурных составляющих процесса познания, являясь одним из важнейших условий осуществления любого вида деятельности. Внимание усиливает восприятие, способствует удержанию нужной информации в кратковременной и оперативной памяти и создает условие для перевода запоминаемого материала в долговременную память, определяет направленность и продуктивность мышления.

Из всего этого возникает большой интерес к вниманию человека, к его функциям, свойствам, нейрофизиологическим механизмам и взаимодействиям с другими когнитивными процессами.

У холоднокровных описывают общее (в виде ориентировочной реакции) и избирательное внимание, которые обеспечиваются ансамблями, локализованными в крыше среднего мозга, и могут выполнять «функцию» системы внимания у земноводных.

У хищных животных выделяют два вида внимания: непроизвольного, произвольного и наличие двух систем внимания – фронтальной (передней) и париетальной (задней). Одновременность активации париетальной и фронтальной систем внимания, вероятно, обеспечивает сокращение времени подготовки ответной реакции у хищных животных.

У человека реализация непроизвольного внимания связана со структурами правого полушария, произвольного – со структурами левого. При необходимости детализации произвольное внимание обеспечивается подключением механизмов дополнительной активации обоих полушарий и последовательной активацией фронтальной и париетальной систем внимания. Наряду с межполушарными механизмами организации процессов внимания выявлены лобно-центральные взаимоотношения. Передняя система внимания (в медиальной фронтальной области) ответственна за формирование внимания к действию и участвует в семантических операциях, приводящих к выбору правильного решения, в то время, как задняя (пространственно зрительная система внимания) реализует более простые задания, связанные с контролем восприятия зрительной информации или ее мысленного представления. [14]

Особая роль внимания в организации когнитивных процессов подчеркивается в представлении о параллельно-распределенной системе обработки информации, состоящей из множества нейронных специализированных модулей. В такой системе переработка информации происходит параллельно и может быть распределена сразу по многим компонентам, находящихся в разных отделах и уровнях ЦНС. [1]

Нейрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что фокусирование внимания на определенном сигнале приводит к модуляции активности нейронных систем, участвующих в его восприятии. Эти факты получены при регистрации вызванных потенциалов (ВП).

Анализ данных о связи ВП и процессов произвольного избирательного внимания показывает, что изменения вызванной электрической активности под влиянием инструкции носят локальный и сенсорно-специфичный характер. Этот факт указывает на то, что в результате активации механизмов внимания изменяется функциональное состояние структур коры головного мозга, участвующих в сенсорно-специфической обработке информации.

Для соматосенсорной чувствительности так же характерно изменение функционального состояния сенсорно-специфических корковых зон под влиянием избирательного внимания. [1]

Роль управляющих структур состоит в формировании адекватных поведенческим задачам организма функциональных систем, объединяющих корковые и подкорковые образования разного уровня. В качестве основной управляющей структуры-источника рассматривается лобная кора. Как зрительное, так и слуховое произвольное избирательное внимание сопровождается усилением активности лобных зон коры. Условием активации фронтальных отделов коры является необходимость избирательного произвольного реагирования на определенный признак объекта.

Передняя цингулярная область и дорсолатеральная префронтальная кора активируются при возникновении конфликта между предупреждающим сигналом и сигналом-целью. Особая роль передней цингулярной коры — обнаружение конфликта, префронтальная же кора обеспечивает разрешение конфликта. Так же у префронтальной коры есть другая функция — участие в процессах рабочей памяти. Сохранение в рабочей памяти информации о релевантном сигнале делает возможным успешное игнорирование нерелевантных признаков.

Одной из основных систем, посредством которых произвольное внима­ние «строит» функциональные системы той или иной когнитивной деятельности, осуществляя син­хронную избирательную модуляцию активности различных корковых зон, является взаимодейст­вие ритмогенных таламо-корковых структур на уровне ретикулярного ядра таламуса. Активность ретикулярного ядра таламуса в свою очередь оп­ределяется избирательными управляющими влия­ниями со стороны фронто-таламической регуляторной системы, «стержнем» которой является префронтальная кора, и тоническими со стороны ретикулярной формации среднего мозга. Мотива­ционный контроль обеспечивается связями медио-дорзального ядра, входящего в состав фронто-таламической системы, со структурами лимбическо­го круга, включая цингулярную кору. [1]

В связи с тем, что ритмогенные структуры та­ламуса, управляемые фронто-таламической сис­темой, принимают участие в избирательной моду­ляции корковой активности, представляет инте­рес вопрос о роли ритмов различной частоты в обеспечении произвольного внимания.

Когерентное (синхронное) взаимодействие нейронных моду­лей осуществляется одновременно на разных уровнях: на уровне структур мозга, нейронных популяций и отдельных специализированных нейронных ансамблей. Функциональное взаимо­действие нейронных модулей на разных уровнях для реализации различных когнитивных процес­сов обеспечивается ритмогенными структурами, «работающими» на разной частоте. В частности, альфа-ритм играет важную роль в объеди­нении структур мозга при различных видах сенсор­ной или когнитивной деятельности, формируя ди­намическую основу функционального взаимодей­ствия.

Гипотетическое соотношение различных ритмогенных механизмов при обработке информа­ции о значимом сигнале может выглядеть следу­ющим образом: в процессе произвольного внимания ритмогенные структуры таламуса «под руководством» фронто-таламической системы в соответствии с текущей когнитивной задачей выстраивают фун­дамент функционального взаимодействия, кото­рое объединяет на основе синхронизации по аль­фа-ритму структуры мозга на макроуровне (отдельные проекционные и ассоциативные обла­сти и подкорковые образования). Параллельно с объединением удаленных друг от друга структур, возможно, осуществляется взаимодействие более близких функционально и топографически нейрон­ных ансамблей, и в этом процессе ведущую роль иг­рает более быстрый бета-ритм. И наконец, собст­венно процессы текущей обработки информации и осуществление «связывания» отдельных признаков в единый образ реализуются с помощью функцио­нальных объединений нейронных микроансамб­лей или отдельных нейронов на базе синхрониза­ции их активности в гамма-диапазоне. Можно предположить, что при произвольном избирательном внимании управляемые ритмогенные альфа-сети формируют основу функцио­нальной системы будущей когнитивной деятель­ности в соответствии с внутренним планом, инст­рукцией или предупреждающим сигналом еще до появления внешних объектов, на которые внима­ние должно быть направлено, т. е. в предстимульный период. [1]

Наиболее ярким подтверждением избиратель­ности механизмов предстимульного антиципиру­ющего внимания являются результаты экспериментов П. Роланда, который обнаружил, что ожидание значимого соматосенсорного сигнала (прикосновения) в зависимости от его локализации вызывает соматотопическую акти­вацию контралатеральной соматосенсорной зо­ны (цит. по [14]). При этом изменения, наблюдаемые в период ожидания, были даже более выражены, чем при раздражении соответствующих зон. В ус­ловиях полимодального избирательного внима­ния также была обнаружена селективная преднастройка соответствующих сенсорно-специфичес­ких областей коры.

Контроль и управление процессов дифференциро­ванной преднастройки осуществляется при учас­тии префронтальных отделов коры. Именно эти зоны помимо сенсорно-специфических активиру­ются в условиях избирательного предстимульного внимания, и особенно в экспериментах с разномодальными стимулами.

Ч. Бруниа на основе анализа механизмов антиципирующего внимания отводит префрон­тальной коре и таламическим ядрам ключевую роль в обеспечении нисходящих избирательных влияний на проекционные и ассоциативные обла­сти коры при подготовке к анализу релевантного стимула (цит. по [14]). Префронтальная кора, по мнению этого автора, «организует» антиципирующее поведе­ние, активируя корково-корковые и таламо-корковые нейронные цепи. Таламические ядра также активируются префронтальной корой, в особенности медиодорзальное ядро и подушка. В свою очередь ретикулярное ядро осуществляет тормозные влияния на передачу информации в релейных ядрах. Исследования с помощью позитронно-эмиссионной томографии подтверждают участие фронто-таламической регуляторной сис­темы в обеспечении селективной преднастройки мозговых систем.

Предстимульная синхронизация электрической активности в диапазоне альфа-ритма способствует оптимальной «настрой­ке» функционального состояния сенсорно-специ­фических областей на восприятие значимого раз­дражителя. Регулярность предъявления сигнальных раз­дражителей не является необходимым условием избирательной предстимульной синхронизации ритмической электрической активности мозга. В предстимульный пери­од произвольного внимания префронтальная ко­ра, взаимодействуя с мотивационными лимбичес­кими образованиями через медиодорзальное ядро таламуса, оказывает избирательные управляю­щие влияния на ритмогенные структуры неспеци­фических таламических ядер, которые в свою очередь посредством таламо-корковых прямых и возвратных связей обеспечивают синхронизацию электрической активности в проекционных и ассоциативных областях коры. Временное согласование функционального состояния определенных корковых областей, ко­торое обеспечивается синхронизацией их актив­ности, создает условия для оптимальной обработ­ки значимых стимулов.[14]

Избирательный отбор одного стимула из множества раздражителей внешней среды происходит у человека на основе непроизвольного (пассивного, или рефлекторного) и произвольного, или активного, внимания.

Представляет собой автоматическую реакцию организма в ответ на действие стимулов внешней среды, которая не требует умственных усилий со стороны человека. Оно обусловлено такими качествами, как интенсивность или неожиданность их возникновения. [9]

Представляет осознаваемое человеком ориентирование органов чувств на восприятие конкретного объекта или явления внешней среды. Основным видом является зрительное произвольное внимание, которое подразделяется на пространственное и объект-ориентировочное.

Пространственное – процесс изменения зрительного внимания с одного объекта на другой. Объект-ориентировочное – направленность зрительного внимания на конкретный объект.

Произвольное внимание возникает в том случае, если человек осознает действие, направленное на рассматривание, выслушивание или осязание явлений внешней среды и обусловлено предшествующим научением. [9]

Так же некоторые авторы выделяют третью форму внимания – послепроизвольную. вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. [12]

Бердников Д. В. и Бобынцев И. И. (2011 год) выделяют саморегуляцию как один из интегративных процессов, обеспечивающих адекватную изменчивость и пластичность жизнедеятельности организма. Интегративный характер показателей саморегуляции предполагает вовлечение в их проявление влияний различных регуляторных феноменов индивидуальности, в частности внимания. Оно обеспечивает селективность информационного взаимодействия человека со средой, включается во все виды его деятельности, обеспечивая функцию контроля и регуляции поведения. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что характеристики саморегуляции различных функциональных систем восприятия находятся в тесной взаимосвязи со свойствами и функциями произвольного зрительного внимания и имеют как общие, так и собственные зависимости. Точность саморегуляции и стиль ее достижения зависят от объема, распределяемости и переключаемости, т. е. контролируются вниманием с помощью расширения/ограничения сенсорного входа и повышения гибкости направленности восприятия. Внимание, реализуя свои свойства через контролирующие функции, оказывает активное влияние на проявление характеристик саморегуляции различных функциональных систем восприятия, что соответствует представлениям о внимании как о специальной деятельности контроля за действием. [2]

В структуру познавательных процессов включаются внимание, ощущение и восприятие, память и т. д. Они тесно связаны и не могут осуществляться друг без друга и внимание можно выделить как главную их часть.

– определенная активизация и направленность психической деятельности сознания человека, направленная на избирательное восприятие и запоминание объективной и субъективной действительности.

Преимущественное значение в процессах восприятия получаемой субъективной и объективной информации имеет произвольное внимание. Доминирующая психофизиологическая волевая активность внимания определяет проявление концентрации очагов возбуждения центральной нервной системы, направленных на избирательное восприятие и запоминание реально существующей действительности.

Процессы восприятия характеризуются быстротой, глубиной, полнотой, объемом и точностью отражения сознания получаемой от дистанционных и контактных анализаторов. От качества восприятия, отражаемой в сознании информации, зависят особенности функционирования психофизиологических механизмов памяти.

– это сложный по своей структуре познавательный процесс, состоящий из нескольких этапов: запечатления, запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации. Способности запоминания, сохранения в памяти информации и дальнейшего ее воспроизведения индивидуальны и избирательны.

Любая функциональная система произвольного акта активируется сознанием и поддерживается проявлением волевых актов за счет произвольного внимания, направленных на достижение поставленных целей деятельности (учебной, профессиональной, ситуативной). Эффективность функционирования этой системы достигается при благоприятных условиях восприятия. [3]

Познание – высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний. Ощущения, восприятия, мышление и воображение образуют ядро процесса познания, но они включают в себя и акт внимания как необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определённый круг объектов находится в фокусе познания. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности, то есть качество и результаты функционирования всей познавательной активности. Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для реализации интересов личности.

Внимание, означающее способность человека сосредотачиваться на выполняемой им деятельности и умение отключаться от всех побочных раздражителей, представляет собой одну из структурных составляющих процесса познания и является одним из важнейших условий осуществления любого вида деятельности.[7]

В основе совершенствования мастерства в спорте лежит тренировка спортсменом умения фокусировать свое внимание. Очевидно, что степень внимания (или его концентрация) зависит от вида спорта. Тренировка внимания позволяет предотвратить или свести к минимуму влияние этих факторов на уровень концентрации во время соревнований, обеспечить его сигналами, которые помогают сфокусировать внимание и сконцентрироваться для успешного выполнения поставленной задачи. Тренировка такого рода должна носить специфический для конкретного вида спорта характер.

У спортсменов, характер деятельности которых связан с распознаванием внешних стимулов и построением двигательных актов в соответствии с ними (например, спортивное каратэ), происходит развитие обеих систем – как произвольной системы формирования моторной реакции на стимул, так и непроизвольной системы распознавания качеств стимула.[6]

Научные исследования когнитивных процессов школьников младших классов делают прямые и косвенные выводы о взаимосвязи свойств внимания с возрастом. В первом классе учащиеся слабо распределяют внимание или вовсе не способны его распределить. Умение распределять внимание нарастает от класса к классу. Так же в этом периоде невысокая устойчивость внимания, что связано с возрастной способностью торможения. К третьему классу способность распределения и переключения внимания возрастает.

Концентрация и устойчивость внимания у младших школьников может быть достаточно высокой, но продолжительность такого состояния обычно короткая, потому что устойчивость внимания еще не велика.

Объем внимания школьников младших классов меньше (4–6 объектов), чем у взрослого человека (6–8), распределение внимания – слабее.

Основные рекомендации по развитию внимания в младшем школьном возрасте сходятся в развитии основных форм проявления внимания в период раннего становления личности и формированию основ учебной деятельности. [11]

Была выявлена значительная разница в результатах степени выраженности свойств внимания у студентов, обучающихся разным специальностям. Например, отмечают следующие особенности у студентов, занимающихся обучением рекламной деятельности: низкая концентрация внимания, высокая устойчивость внимания и средняя степень распределения внимания. У студентов, обучающихся на государственном и муниципальном управлении, — высокая и низкая концентрация внимания, высокая степень устойчивости внимания, низкая и высокая степени распределения внимания. [13]

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одним из наиболее распространенных детских поведенческих расстройств, входящих в сферу медицинских, психологических, социально-педагогических исследований. Ведущими клиническими симптомами состояния следует считать: нарушение (дефицит) внимания, гиперактивность (двигательная расторможенность), импульсивность. [17]

Масками СДВГ оказались астеноневротический синдром (47%), гиперактивные нарушения поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью (16%), психические заболевания (15%), особенности воспитания (4%), тугоухость (2%), хронический моторный тик (2%).[16]

Для диагностики невнимательности из перечисленных ниже симптомов не менее шести должны наблюдаться в течение полугода:

Для диагностики гиперактивности и импульсивности из перечисленных ниже симптомов также не менее шести должны наблюдаться в течение полугода:

Этиология и патогенез синдрома дефицита внимания с гиперактивностью рассматриваются с учетом влияния генетических, нейроморфологических, биохимических, нейрофизиологических, социально-психологических факторов.

Значительную роль в формировании СДВГ имеют неблагоприятное течение беременности и родов. Мозг наиболее чувствителен к неблагоприятным факторам в критические периоды своего развития, когда формируются наиболее важные функциональные ансамбли. Неблагоприятные воздействия на плод в период от 3 до 10 недель развития могут быть причинами формирования грубых пороков развития нервной системы. В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или её полного отсутствия до легкой задержки темпа развития. [15] К наиболее неблагоприятным факторам относятся: осложнения беременности, внутриутробная гипоксия; токсическое воздействие на плод; воздействие на плод инфекционных агентов; недоношенность, морфофункциональная незрелость плода, задержка внутриутробного развития; резус-конфликт (внутриутробное формирование стойкого титра специфических антител). [5, 18]

Приобретённые патологии могут возникнуть в результате природовых и послеродовых поражений организма ребёнка: преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении, перенесенные в раннем детстве заболевания, черепно-мозговые травмы и т. п. [15]

Выраженность симптомов СДВГ меняется с возрастом. Впервые усиление симптоматики отмечается в 5-10 лет; второй пик – на возраст 12-15 лет, что связано с развитием высшей нервной деятельности и формированием высших психических функций; к подростковому возрасту избыточная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. [15]

Доказательством генетической предрасположенности является наличие симптоматики СДВГ в детстве у родителей, дети которых в настоящее время страдают данным синдромом.

Формирование симптоматики СДВГ соотносят также с патологией коры головного мозга и взаимосвязью коры с базальными ганглиями и таламусом. Можно предположить, что недостатки развития фронтальной коры и базальных ганглиев нарушают функционирование системы селекции программы действий, что, в свою очередь, приводит к дефициту внимания и изменениям поведенческого реагирования.

Повреждение лобных долей головного мозга и, прежде всего, префронтальной области этих долей и рострального полюса диффузной аксиальной системы мозга. Известно, что одной из важнейших функций лобных долей является их способность к объединению информации об окружающем мире и внутренних состояниях организма, на основании чего и может происходить регуляция поведения. Непрерывно поступающие обратные сигналы о совершаемом действии позволяют оценить его эффект и внести необходимые коррективы. Возбудимость центральной нервной системы при гиперактивности можно объяснить нарушением работы ретикулярной формации ствола мозга (ингибиторов коры мозга), которое вызывает двигательное беспокойство.

Доказательством биохимической теории является взаимосвязь симптомов СДВГ и нейротрансмиттерной недостаточности при нарушении метаболизма дофамина, норадреналина и серотонина. В зависимости от тех эффектов, которые они достигают, медиаторы бывают возбуждающими и тормозными. Норадреналин связан с регуляцией произвольных движений, серотонин и дофамин – с импульсивностью и возникновением мотивации. При СДВГ в определенных отделах мозга может возникать дефицит этих медиаторов. Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с изменениями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Гипотеза, выдвигающая в качестве основной дисфункции нейрохимические нарушения, строится с учетом положительных воздействий различных лекарственных препаратов.

Основной проблемой при СДВГ считается чрезмерная изменчивость темпа и амплитуды колебаний уровня активирующих систем и их реактивности. В последнее время все большую значимость приобретает представление о роли трех основных регуляторных мозговых систем, включающих ассоциативные зоны коры и глубинные (подкорковые и стволовые) структуры, в реализации произвольных форм поведения.

Первая система включает в себя структуры ретикулярной формации ствола и их обширные связи с корой головного мозга и осуществляет регуляцию уровня неспецифической активации (активационный компонент).

Вторая система – это структуры лимбической системы, медиобазальные отделы лобной доли и связи между ними. Деятельность этой системы связана с обеспечением мотивационных аспектов поведенческого акта (мотивационный компонент).

Третьей является фронто-таламическая регуляторная система, обеспечивающая избирательные, модулирующие влияния на различные зоны коры, что связано с избирательной обработкой релевантного сигнала (информационный компонент).

К настоящему времени опубликован ряд работ по электроэнцефалографическим исследованиям при СДВГ, в которых показано, что для ЭЭГ при изучаемом синдроме характерно снижение амплитуды спектральной плотности в широкой полосе частот от 9,5 до 20 Гц с преимущественным вовлечением лобно-центральных и теменно-височных зон коры головного мозга. Обнаружены ЭЭГ-признаки дисфункции нижнестволовых отделов в виде усиления синхронизации электрической активности в задних отделах полушарий мозга, которая связывается со снижением неспецифических активирующих влияний со стороны ретикулярной формации продолговатого и среднего мозга. Отмечается отсутствие возрастной динамики электрической активности мозга детей младшего школьного возраста с признаками СДВГ, что свидетельствует о незрелости коры.[5, 18]

На данный момент в США лечение СДВГ проводится с применением стимуляторов нервной системы. Однако лекарства не должны назначаться до тех пор, пока не будет произведено тщательное обследование и установлен точный диагноз. Успешное медикаментозное лечение может выровнять неврологическое состояние и помочь взрослым с СДВГ улучшить качество их жизни.

В нашей стране основным подходом к фармакологическому лечению СДВГ является назначение ноотропных препаратов – стимуляторов обмена веществ в ткани мозга, но даже психиатры отмечают, что лекарства не решают всего спектра проблем СДВГ, особенно у детей. Существуют особенности развития высших психических функций, которые не корректируются лекарственными средствами.

C. Mevorach разработали программу компьютерного тренинга внимания у детей с СДВГ, основанную на прямом тренинге времени реакции с помощью различных компьютерных игр с акустическими и зрительными сигналами правильности реакции (цит. по [10]). Исследования показывают [10], что бета-тренинг оказывает положительную динамику на коррекцию СВДГ, что свидетельствует о возникновении адекватных физиологических реакций, приводящих к ремиссии СВД и на улучшение психоэмоционального состояния. После проведения сеансов бета-тренинга у 60% детей были отменены медикаментозные препараты; 70% — повысили скорость чтения в минуту; у 40% улучшилась академическая успеваемость. Только у 2 человек не наблюдалось эффекта. [10]

Однако тренинг прямо не направлен на коррекцию основных нейропсихологических механизмов, которые лежат в основе СДВГ.

Формирование произвольной регуляции, ориентировочной основы и контроля собственной деятельности является центральным направлением коррекционной работы с гиперактивными детьми с дефицитом внимания. Методики коррекции основаны на двух основных подходах: преодоление нейродинамических проблем через «насыщение ребенка активностью» и использование внешних опор для опосредствования регуляторных функций.

Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при комплексном нейропсихологическом подходе – оптимальном сочетании двигательной, когнитивной, дыхательной и эмоциональной коррекции в индивидуализированных нейропсихологических коррекциионно-развивающих программах. Наиболее значимые результаты достигаются, если коррекция проводится в возрасте 4 – 12 лет. [4]

Лечение СДВГ должно быть направлено не только на контроль и редукцию основных проявлений данного расстройства, но также на решение других важным задач: улучшение функционирования пациента в различных сферах и его наиболее полная реализация как личности, появление собственных достижений, улучшение самооценки, нормализация обстановки вокруг него и др. В связи с этим сформулирована концепция расширенного терапевтического подхода, которая предполагает обращение к социальным и эмоциональным нуждам ребенка с СДВГ, на которые следует обращать особое внимание как на этапе диагностики и планирования лечения, так и в процессе динамического наблюдения за пациентом и оценки результатов проводимой терапии.

Наиболее эффективной при СДВГ является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком, и его семьи.

Эффективность лечения СДВГ определяется ранней диагностикой и своевременной терапией. Разработка и применение комплексной коррекции должны осуществляться своевременно, носить индивидуальный характер. Лечение СДВГ, в т. ч. лекарственная терапия, должны быть достаточно продолжительными и ориентированными не только на преодоление клинических симптомов, но и нарушений адаптации. [8]

Изучение специальной литературы приводит к пониманию, что внимание – одно из самых важных качеств нашего организма, помогающее ориентироваться в окружающей среде, решать бытовые задачи, анализировать различные ситуации и делать из них нужные выводы.

Даже без изучения специальной научной литературы каждый человек сам может понять важность внимания в повседневной жизни. Например, при переутомляемости или длительном отсутствии отдыха в первую очередь страдает наше внимание, что для нас же самих заметно сказывается на работоспособности: становится очень трудным выстроить планы на день, вспомнить о запланированных событиях, заметить какие-нибудь перемены вокруг. Но это все имеет временный характер: стоит только выспаться или отдохнуть, как все функции восстанавливаются, и мы можем вести привычный активный образ жизни.

Другую картину мы видим у людей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Эти люди практически на протяжении 1/3 своей жизни ощущают все то, что мы чувствуем только после утомления. И соответственно, как и людям, страдающим любой другой патологией, людям, страдающим СДВГ, необходима помощь — как эмоциональная, так и психолого-врачебная.

Международный студенческий научный вестник

В издании публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера. Издание представлено в Научной электронной библиотеке, зарегистрировано в Centre International de l’ISSN. Номерам и публикациям присваивается DOI (Digi