Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую играет речь в развитии человека.
Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.
Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.
Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.
Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте в общем соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но к старшему дошкольному возрасту проблемы, связанные со звукопроизношением должны быть решены. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи.
К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Отставание в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются ещё задолго до обучения в школе. Дети с речевыми нарушениями входят в группу риска по адаптации в школе и должны быть под особым вниманием школьного учителя-логопеда. Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.
На что обратить внимание в развитии речи дошкольника
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик), словоизменение (стул – стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
Вот игры, которые вам помогут.
Игра «Эхо» . Водящий называет слово или фразу, а ребенок должен точно повторить за ним. Или наоборот – кто-то говорит слово, а водящий – «эхо» повторяет его.
Игра «Узнай звук ». Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если он услышит определенный звук, например, звук «ж». Звук «ж» нужно говорить протяжно, чтобы ребенок его услышал.
Упражнение «Пиши кружочками» . Попросите ребенка записать слова кружочками: сколько в слове звуков, столько и кружков. Определенный звук можно закрасить цветным карандашом.
Все эти игры и упражнения и им подобные нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться с ними.
Как научить ребенка выговаривать букву «Б»
Постановка звука Б должна начинаться в 3-4 года, т. к. он относится к звукам раннего онтогенеза. Нарушение речевого развития, когда ребенок не выговаривает этот звук, встречается редко и легко корректируется при помощи простых упражнений и игр.
Артикуляция звуков Б и БЬ
При правильном произнесении Б или БЬ речевой аппарат находится в таком же состоянии, как и при произнесении П. Губы сначала смыкаются, напрягаются, зачем через них выталкивается воздух. Можно почувствовать его струю, если поднести ко рту ладонь. Она будет ощущаться меньше, чем при произнесении П.
В зависимости от последующих звуков кончик языка образует смычку с корнями нижних зубов или отодвигается назад и лежит свободно. Расстояние между зубами небольшое, голосовые связки сомкнуты.
Упражнения в произнесении звука Б
У ребенка звук Б должен появиться в 1-2 года. Если этого не произошло или произношение неправильное, нужно принимать меры по его постановке. В самом раннем возрасте в этом помогут игры для формирования звуков:
- Подражание. Чаще всего ребенок произносит Б или П в каких-то словах, например «папа» и «баба». Нужно обратить внимание на слоги ПА и БА, выделить их. Повторяя и вставляя их в конструкцию других слов, ребенок запомнит, как они произносятся. Если П выговаривается правильно, можно научить говорить Б, объясняя, что нужно сказать громче, добавить голос.
- Ребенок надувает щеки и резко нажимает на них пальчиками. Через губы выталкивается воздух. Можно попросить «лопнуть шарик». При «взрыве» должен получиться звук, похожий на Б.
- Положение губ: расслаблены, не сомкнуты. Ребенок выдувает воздух, добавляя голос. Логопед кладет палец под нижнюю губу, параллельно ей, и начинает быстро поднимать и опускать его. При этом движении будут повторяться звуки Б. Можно менять темп упражнения. Позже ребенок кладет свой палец, а в дальнейшем тренируется без помощи пальцев.
- Пальчики здороваются. Ребенок по очереди дотрагивается четырьмя пальцами до большого пальца той же руки. При каждом касании произносятся слоги БА, БО, БЫ, БУ.
- Глухой или звонкий. Логопед учит ребенка различать «голоса» машины и мышонка: где би-би, а где пи-пи?
Автоматизация звука Б
- в слогах;
- в словах;
- в словосочетаниях и коротких предложениях;
- в текстах.
Можно повторять произнесение слогов, меняя их местами, комбинируя по 2-3 одинаковых и т. д.
- ба — бо — бы — бу;
- бя — бе — би — бю;
- об — аб — уб — ыб;
- яб — еб — иб — юб.
- Б в начале слова: бак, бант, баян, баба, баня, балкон, баран, барсук, банка, бой, борт, боль, бок, ботинки, борода, бусы, бунт, буква, бык, быстро, быль, бычок, бинт, бинокль, береза, белка, бензин, бюро;
- Б в середине слова: собака, рыба, рубанок, просьба, жаба, шуба, зубы, альбом, забота, табор, обида, любить, обед, лебеда, лебедь, ребенок;
- Б в конце слова: хлеб, горб, гриб, короб, дуб, лоб, зуб, голубь, прорубь.
Словосочетания и предложения: Большой бант. За забором баран. Голубая бабочка. Бабушкина шуба. Большая жаба. Добрая собака. Дубовый короб.
Один из способов закрепления по тексту — сочинение рассказов. Педагог предлагает ребенку персонажа: «Придумаем сказку про бабочку». Логопед направляет ученика в сюжете, предлагает использовать слова со звуком Б: голубая, большая, обедать, гриб и т. д.
В каком возрасте вести ребенка к логопеду, чтобы исправить дефекты речи?
Многие родители, не дожидаясь, когда их ребёнок научится говорить, решают, что малышу необходим логопедический садик. Или в возрасте 3 лет непременно начинают ходить на дополнительные занятия к логопеду. Но так ли необходимы эти действия? Ведь маленькому человеку нужно время на то, чтобы его речевой аппарат развился и сформировался. Какие дефекты речи и в каком возрасте могут говорить о необходимой помощи специалистов-логопедов?
На главные вопросы ответила Светлана Тимошенко (Худякова), логопед-дефектолог высшей категории, автор программ по раннему речевому развитию детей.
Во сколько лет формируется речевой аппарат и до какого момента обращаться к логопеду или вести ребёнка в логопедический садик нет смысла?
— Речевой аппарат ребенка – это система органов, которые участвуют в образовании звуков речи. Для правильного произношения звуков необходима подвижность, точность и согласованность этих органов. Возрастное несовершенство речи до 5 лет – естественное явление. Весь дошкольный период речедвигательные механизмы ребенка развиваются и совершенствуются, а детская речь приобретает нормативное звучание. Чтобы неправильное произношение звуков не закрепилось, в 5 лет стоит проконсультироваться у логопеда. Обычно с помощью специалиста возрастные особенности быстро преодолеваются. В логопедическую группу направляются только дети с тяжелыми нарушениями речи.
Когда малыш должен уметь выговаривать сложные буквы Р, Л, С, Щ и др.
— Перечисленные звуки, это звуки позднего онтогенеза, т. е. звуки, которые появляются в речи в более поздний период развития ребенка. В 3-4 года дети в основном эти звуки либо пропускают, либо заменяют на более простые. И это – возрастная норма. В 5 лет ребенку уже доступны более тонкие движения артикуляционного аппарата, он способен различать звуки в речевом потоке и оценивать несовершенство собственной речи. Обычно после 5 лет сложность вызывают сонорные звуки Л, Р, Р’. К шести годам ребенок полностью овладевает нормами родной речи.
Что говорит о дефектах речи (при том, что ребенок совершено здоров и не имеет отклонений в развитии), которые должен исправить специалист?
— Система произношения звуков устроена сложно. Каждый ребенок осваивает ее в разные сроки, сталкиваясь с трудностями и преодолевая их. Но некоторым детям не удается справиться с ними самостоятельно.
Если ребенок произносит звук на основе неверного артикуляционного уклада, со временем происходит закрепление дефектного произношения — искажение звука. Особенно распространено искажение звуков Р, Ш, С.
Если же ребенок затрудняется различать звуки по звучанию, и ему сложно контролировать собственную речь, образуются стойкие замены одного звука на другой. Замены могут быть самыми разнообразными.
При наличии искажений и замен в детской речи на помощь придет специалист – логопед. Логопед научит ребенка правильно артикулировать звуки, разовьет способность узнавать и различать звуки в потоке речи, контролировать собственную речь.
Есть логопеды в медучреждениях и логопеды-педагоги, в чем разница?
— Логопед поликлиники проводит первичный прием, на котором определяет уровень речевого развития ребенка, дает рекомендации родителям, при необходимости направляет на ПМПК или в специализированные детские сады.
Учитель-логопед в детском саду проводит коррекцию речевых нарушений на групповых и индивидуальных занятиях, организует взаимосвязь с воспитателями и другим педагогами по закреплению результатов коррекции и профилактике речевых нарушений.
Как выбрать компетентного специалиста?
— Компетентность любого специалиста складывается из знаний и опыта. Поэтому при выборе логопеда для своего ребенка обращайте внимание на его образование и характер практики. Образование должно быть высшим, а опыт наработан не менее трех лет и на схожих нарушениях. Важно отметить, что в коррекции произношения звуков участие родителей обязательно. Именно родители обеспечивают закрепление отработанного материала в домашних условиях.
Моему ребёнку 7 лет-так как он плохо выговаривает буквы-ходит в детский садик-из садика .
Моему ребёнку 7 лет-так как он плохо выговаривает буквы-ходит в детский садик-из садика нас направляют на ПМПК-НЕ ЛОГОПЕД-не воспитатели подготовительной группы не хотят с ним заниматься-так как нет заключения от комиссии ПМПК-я мама им сказала что походить комиссию не буду-и муж против комиссии-на вопрос мне воспитатель ответила что ребёнок будет проходить ЛОГОПЕДА ПЛАТНО-ЭТО ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОМ САДИКЕ-я имею право не проходить комиссию ПМПК-ИЛИ ПОМЕНЯТЬ ДЕТ САД-спасибо Елена.
Ответы на вопрос:
Вы можете менять садики сколько угодно, но, по новым правилам, логопед занимается с детьми только после прохождения ПМПК. Нет заключения — логопед не будет брать ребенка на занятия.
Похожие вопросы
В детском садике нет логопеда штатного, обязан ли садик предоставить логопеда при наличии заключения комиссии пмпк.
Здравствуйте! Нет. могут предложить перевестись в логопедический сад.
Или сразу в роно? Или надеяться, что логопед и дефектолог забирая его из обычной группы, помогут и без постоянного присмотра?
Можно уточнить мои действия? Город Санкт-Петербург. Садик номер 83. Встали на очередь в садик как исполнилось 2 недели, все делали правильно, за год до садика мы были 254. потом выяснилось, что это очередь и на филиалы этого садика (итого на 3 садика) наш садик на ул. Белы Куна. В садик попали, но пришлось ходить в роно и везде о себе напомнить и поставить пометочки. Далее в первый год осматривали логопеды в саду (садик комбинированный) Мой сынок не говорил ктоме мама и папа ничего, но нас не направили на комиссию (возраст был 2,5 года). На следующий учебный год я сама пошла в поликлинику к логопеду, меня там отругали, что как так в садике, где это предусмотрено, ребенок до сих пор не в логопедической группе и что срочно переводиться в лого-группу, ЗРР. Я пришла к неврологу в саду, сказали, нечего ходить по логопедам, вы в садике, где все это предусмотренг и все будет, надо было подождать до января. В январе дали направление на комиссию в роно, на комиссии меня все снова ругали и очень сильно, почему он до сих пор не в логопедии. Написали, что дефектолога и логопеда надо в лого группу. Далее отдала это в сад, а мне говорят, что он останется в обычной группе, где детки уже большие стихи учат, а мы 2 слова не говорим толком ( ( (но за ним будут приходить эти специалисты. Сташий сын тоже был в лого-группе садик номер 70. и логопед была с ними постоянно и вела общие занятия и индивидуальные. Итог он ходит в лого-класс, но там прямо чувствовался результат работы логопеда из садика!
А так если младшего сына, то возьмут на занятие, то нет времени и тд, ребенок находясь в группе с детками разговаривающими будет замыкаться ( ( (и еще больше стесняться себя. Что делать? Подскажите пожалуйста? К заведующей еще раз подойти? Или сразу в роно? Или надеяться, что логопед и дефектолог забирая его из обычной группы, помогут и без постоянного присмотра? Спасибо большое за понимание.
83-6-Какие звуки у буквы Б?
1. Звук [г] перед гласными, согласными звонкими и сонорными произносится как звонкий согласный взрывной: гора, где, град; перед глухими согласными и на конце слова — как [к]: ожегся, ожег [Λж’окс’ъ], [Λжок]. Произношение фрикативного звука ([ã ]) возможно в ограниченных случаях, причем с колебаниями: в формах слов Бог, Господи; в междометиях ага, ого, эге, гоп, гопля.
2. На месте букв ж, ш, ц во всех положениях произносятся твердые звуки [ж], [ш], [ц]: парашют, брошюра — [пърΛшут], [брΛшуръ]; конца, концом, ситцем — [кΛнца], [кΛнцом], [с’иъм]. но в слове жюри предпочтительно произношение [ж’ÿр’и].
3. На месте букв ч, щ всегда произносятся мягкие согласные (ч], (uTj или (шч]: час, чох, чур — [ч’ас], [ч’ох], [ч’ур]; роща, Щорс, щебет, щука — [ро’ъ], [‘орс], [‘еб’ьт], [‘укъ].
4. На месте буквы и после ж, ш и ц произносится звук [ы]: жил, шил, цикл — [жыл], [шыл], [цыкл].
5. На месте буквы с в аффиксах — ся — — сь произносится мягкий звук [с]: боюсь, боялся, боялась — [бΛjус’], [бΛjалс’ъ], [бΛjалъс’].
6. На месте всех согласных букв (кроме ж, ш, ц) перед [е] произносятся соответствующие мягкие согласные (сел, пел, мел, дел, тел и т. п.) [с’ел], [п’ел], [м’ел], [д’ел], [т’ел] и т. п. (о произношении этих сочетаний в иноязычных словах см. § 83).
Когда надо идти к логопеду?
В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.
Вам следует обратиться к логопеду, если:
Точную причину нарушений, конечно же, должен определить логопед. Возможно, также потребуется консультация невропатолога, ортодонта и отоларинголога, сурдолога и психотерапевта.
Возможные причины нарушений:
- негативные факторы в период беременности и родов;
- «педагогическая запущенность»
- ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
- перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
- различные по происхождению поражения головного мозга до/во время или после родов, частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
- наследственные факторы;
- снижение слуха;
- анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
- сосание пальца.
Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. От совместной работы специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит семье малыша. Родителям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.
Основными направлениями логопедической работы по стимулированию речи у «неговорящих» детей является:
- нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики;
- развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики;
- выработка речевого дыхания;
- стимуляция лепета, перевода слов из пассивного в активный словарь;
- выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.
Важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Логопед учит малыша фиксировать взгляд на конкретных предметах, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего, диафрагмального дыхания.
Тренировка движений пальцев и всей кисти рук, в том числе массаж, является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
Выполнение простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища – учит малыша выслушивать и запоминать задания, повторять их. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения — как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка и т. п. В работе с детьми активно применяется различные игровые методики. Это позволяет повысить интерес к занятию и повысить эффективность всей работы.
Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата (проводится с музыкальным сопровождением). Также проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.
Использование компьютерных логопедических игр позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения. Любые нарушения речи можно исправить — важно не упустить время.
Помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!