Развитие интереса ребенка к чтению может быть длительным и сложным процессом, но он обязательно принесет большие плоды. Чтение помогает ребенку расширить кругозор, повысить уровень знаний, развить память и мышление, а также улучшить лексику. Поэтому важно помочь ребенку развить привычку чтения.
Первым шагом в создании привычки чтения является постановка правильных целей. Ребенку нужно понять, что чтение даст ему пользу. Важно установить некоторые правила и привить ребенку привычку читать каждый день. Например, можно привить ребенку привычку прочитать одну главу книги или пару страниц каждый день.
Для развития интереса к чтению у ребенка также важно подобрать правильные книги. Необходимо выбрать книги, которые будут привлекать внимание ребенка и заинтересовать его. Поскольку дети разных возрастов имеют разные интересы, важно подбирать книги в соответствии с их возрастом и интересами.
Также важно помочь ребенку воспринимать чтение как увлекательное занятие. Вместе с ребенком можно посещать библиотеки, участвовать в сценариях или играть в игры, связанные с чтением. Ребенок может писать обзоры прочитанных книг, рассказывать о них друзьям или даже проводить домашние чтения. Такие действия помогут ребенку наслаждаться чтением и развивать интерес к нему.
Развитие интереса ребенка к чтению может быть длительным и сложным процессом, но он обязательно принесет большие плоды. Важно поставить правильные цели, выбрать подходящие книги, а также помочь ребенку воспринимать чтение как увлекательное занятие. Таким образом, вы можете помочь ребенку наслаждаться чтением и привить ему привычку читать каждый день.
Интерес к чтению.
Интерес к чтению. Мысли вслух
И снова здравствуйте. Давайте поговорим о книгах, вернее о самом процессе чтения. Вы любите читать? Нет, Вы любите читать так, как люблю читать я, используя для этого столь редкие минуты свободного времени? ))) Вечером, перед сном?
И, конечно, Вас волнует неоправданное увлечение ваших детей интернетом, а хотелось бы, чтобы чадо больше уделяло внимание книгам, о пользе чтения всем известно. Здорово! Тогда эта статья будет для Вас полезна.
Меня часто спрашивали, как привить ребенку любовь к чтению? Этот вопрос, честно говоря, меня вводил в замешательство. У меня две взрослые дочери. И они любят совершать ритуал чтения перед сном, как и я.
Мне казалось, что это все равно, как дать ложку в руки малышу, и он научиться есть самостоятельно, не сразу, постепенно, но, ведь, никто же не спрашивает вас о том, как вы научились владеть столовыми приборами… В нашей семье это как-то само собой происходило, так я думала раньше)).
Взрослые — виновники отсутствия у детей интереса к чтению
С годами, работая с детьми, я все больше и больше убеждалась в отсутствии интереса к чтению у современных детей. И в большинстве случаев, не поверите, виновниками отсутствия интереса у ребенка к книге были сами взрослые.. Исправлять ситуацию приходилось разными способами и педагогическими и не педагогическими…
В этом посте хочу поделиться своими лайфхаками (проверенными способами) формирования интереса к книгам. Ловите и пользуйтесь с удовольствием.
Дистанционные курсы для педагогов
Настоящий материал опубликован пользователем Пашкова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Как приобщить детей к чтению
Случалось ли вам брать в руки книгу и зачитываться так, что вы забывали про все вокруг? Многие родители надеются, что дети смогут разделить их радость и восторг от чтения хороших книг. Но в наш век видеоигр, телевизоров и Интернета зачастую сложно оттащить малышей от экрана и монитора и заинтересовать их обычной бумажной книгой.
У чтения, несомненно, есть свои преимущества: книги открывают перед детьми новые миры, рассказывают им о разных персонажах, обогащают новыми идеями и развивают внутренний мир. Дети, которые любят читать, как правило, лучше успевают по гуманитарным предметам и, вырастая, становятся квалифицированными читателями и писателями. Интерес к чтению способствует высокой успеваемости ребенка и дарит незабываемые моменты отдыха в свободное от учебы время.
Читайте детям вслух
Самый верный способ — читать детям вслух с самого раннего детства. Можно начать с простой, легко понятной книги с красивыми яркими картинками. Читая совсем маленьким детям, показывайте на каждое слово, если шрифт достаточно крупный: это поможет малышам понять, что книги читаются слева направо, и они быстрее начнут узнавать простые слова. Также рекомендуются стихи и сказки с рифмующимися словами и повторяющимися фразами. Послушав любимую историю много раз, ребенок, возможно, даже начнет читать ее вместе с вами!
Самый простой способ сделать чтение неотъемлемой частью дня вашего ребенка — читать ему перед сном по 20-30 минут каждый день. Маленькие дети любят просто быть рядом с родителями, более старшие смогут за это время отдохнуть от дневной суеты и приготовиться ко сну.
Помните, что, читая детям вслух, вы тем самым приучаете их к устной и письменной речи, а также знакомите с новыми словами. Даже когда они уже научатся читать сами, можно продолжать читать им на ночь или просить их почитать вам что-нибудь. Часто маленькие дети интересуются даже теми книгами, которые еще слишком сложны для них, и с удовольствием слушают истории в исполнении родителей.
Объяснение новых слов
Когда вам встречается в книге новое слово, обсудите с детьми, что оно значит. Например, если герой книги попадает в место под названием «лабиринт», спросите детей, как они думают, что значит это слово. Можете использовать картинки. Если дети задают вопросы по сюжету, но вы не уверены, что они правильно понимают все, что вы им рассказываете, поясняйте происходящее в книге своими словами.
Обсуждая прочитанные книги, вы развиваете у детей когнитивные навыки. Можно начать с вопроса о том, что дети думают о названии книги, рисунке на обложке, авторе. В процессе чтения интересуйтесь, что, как кажется детям, будет происходить дальше, нравятся ли им герои и почему, по их мнению, они поступают именно так. После прочтения книги спросите, что детям понравилось, а что нет и почему.
Воплощайте сказки в жизнь
Конечно, если вы будете разыгрывать перед детьми целую пьесу, им будет интереснее следить за происходящим. Читайте реплики разных персонажей разными голосами, издавайте смешные звуки в нужных местах рассказа, пойте, если это по сюжету делает герой, говорите громким и страшным голосом, если этого требует сюжет. Читая с выражением, вы сделаете любую историю захватывающей.
Запишитесь в библиотеку
Если вы еще не записали ребенка в местную библиотеку, обязательно запишите. Библиотекарь проведет вас в отдел детской литературы и посоветует те книги, которые могут заинтересовать вашего ребенка.
Не менее важно, оформив читательский билет, посещать библиотеку как можно чаще. Поощряйте стремление детей читать разные книги и советуйтесь с библиотекарем, если не уверены, какие книги лучше подходят для ребенка этого возраста. Пусть дети сами выбирают книги, и не смущайтесь, если им понравятся, например, книги о танцах и фокусах — возможно, они не очень интересны вам самим, но детей, скорее всего, заинтересуют.
Встречи с авторами и дни книги
Во многих библиотеках и книжных магазинах проводятся еженедельные дни книги, праздники, ремеслам и искусству, а также открыты группы для детей любого возраста, где библиотекари рассказывают о книгах. Обязательно проверьте расписание вашей местной библиотеки и узнайте, какие мероприятия планируются в ближайшее время. Многие авторы устраивают в библиотеках и книжных магазинах встречи с читателями и презентации новых книг. Они будут рады подписать книгу для вашего ребенка или сфотографироваться с ним.
Посещайте сайты любимых авторов
Многие издательские компании и авторы книг имеют замечательные собственные сайты для юных поклонников, где представлена информация о книгах и мероприятиях для детей. Детям постарше может показаться интересным размешать свои рецензии и отзывы о книгах на сайтах издательств. Поощряйте их желание делиться впечатлениями с тысячами других читателей по всей стране. Помогите им написать обзор или рецензию на книгу: понравилась ли она, что нового ребенок узнал из нее и т. п.
Главное — разнообразие
Приучайте детей к самым разным видам литературы: стихи, мифологические рассказы, реалистические произведения, сказки, фантастика. Самый привередливый читатель сможет найти для себя любимый жанр. Даже комиксы, которые взрослые обычно не считают за серьезные книги, могут нравиться детям и благоприятствовать развитию у них тяги к чтению. Помимо этого, существует множество специальных детских журналов, на которые можно подписаться.
Читать, читать и еще раз читать!
Каждый день находите несколько свободных минут, чтобы сесть и почитать. Следите, чтобы дома всегда были книги, газеты и журналы и ваши дети видели, что вы их читаете. Заходя в библиотеку с детьми, берите книги и для себя. Подавайте пример детям: не ждите, пока они заснут, чтобы с головой погрузиться в любимый роман.
Ограничивайте время, проводимое у телевизора
Многие дети, оказавшись без присмотра, несколько дней подряд не отрывались бы от телевизионных экранов. Если ребенок заскучал, посоветуйте ему почитать интересную книгу, вместо того чтобы привычным нажатием кнопки включить телевизор. .
Покупайте детям книги
Захватывающая книга о приключениях, научно-документальная книга об интересном событии, красивое издание любимой старой книги в твердом переплете — все это может стать замечательным подарком для ребенка. Дарите книги на праздники и дни рождения, собирайте дома семейную библиотеку, заведите для книг вашего ребенка отдельные книжные полки.
Многие школы в сотрудничестве с книжными клубами проводят ежемесячные распродажи и ярмарки книг. В библиотеках часто бывают распродажи старых книг. Посетите с ребенком такую распродажу, почитайте названия на обложках — вы сможете купить несколько любимых книг по цене одной новой.
Старшие дети
К тому времени, как ребенок учится в средней школе, у него, как правило, не остается свободного времени после школы: спортивные и танцевальные секции, уроки музыки, театральная студия и т. п. Казалось бы, выделять время на чтение при таком плотном графике не столь важно, но это не так.
Что делать если ребенок не хочет читать?
Вы когда-нибудь задумывались о том, какое произведение читали в последний раз, как переворачивали страницы и слышали запах типографской краски? Какие эмоции при этом испытывали, кто из героев вызвал у Вас наибольший интерес или может быть Вы сами стали этим героем и ваша жизнь кардинально изменилась? Сложно ответить на эти вопросы, не так ли? А связано это с тем, что в настоящее время многие из нас «предали» печатный формат и предпочитают ему электронные носители, ссылаясь только лишь на удобство, а не на качество получаемой информации.
Вспомним же, что такое книга, настоящая печатная и для чего она нужна. Книга – это источник знаний, который учит нас правильно мыслить и красиво говорить. Книга – это учитель, который помогает нам разбираться в людях, а именно понимать их, уважать и ценить. Собирая воедино все достоинства книг, всю их силу воздействия, необходимо с самого детства приучать своих детей бережно и трепетно относится к этому духовному знанию.
Очень часто родители сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие интереса и желания у их детей к прочтению книг. И художественная и учебная литература даются детям с трудом и дело даже в неумении читать или в плохой технике чтения, а проблема именно в нежелании. О внеурочном чтении в такой ситуации речи идти и не может.
1. До определённого возраста у каждого ребёнка объектом подражания являются их родители. Слова, жесты, привычки и многое другое дети копируют со своих родителей.
2. Если Вы своё свободное время проводите за просмотром телевизора, то не сомневайтесь, своё свободное время Ваш ребёнок будет проводить точно также.
3. Вы не интересуетесь литературой, соответственно ребёнок также не будет в этом заинтересован.
4. Самый лучший и правильный выход из этой ситуации – совместная заинтересованность. Когда Ваш ребёнок еще совсем маленький, то он наверняка на ночь просит прочитать ему сказку или стихотворение. Ни в коем случае не отказываете, а читайте, и читайте так, словно Вы сами написали это произведение. Меняйте жанры произведений, прослеживайте реакции ребёнка на тот или иной жанр, так Вы поймёте, что больше ему нравится.
5. Когда ребёнок научится читать самостоятельно, поменяйтесь ролями, теперь вы ребёнок, жаждущий сказку на ночь. Так Вы научите своего ребёнка выразительному и эмоциональному чтению, что только подкрепит его интерес к книгам.
6. Гаджетовые дети испытывают проблему с чтением из за слабости мышц глаза. Мышцы не натренированы к нагузке, которую испытывают глаза при чтении, а это концентрация в одну точку, перемещение слева направо, сверху вниз, справа налево. Также не натренированы сосуды шеи к полноценной подаче питания в головной мозг. Выход есть. Ежедневная тренировка в течении месяца по 3 минуты глазодвигательных упражнений и упражнений на мышцы шеи, разовьют у ребенка умение читать и повысят скорость чтения. Такие упражнения я подробно описываю в книге «Буквограмма от 5 до 14 лет».
7. Чтобы создать привычку к чтению, требуется время примерно 3-5 месяцев, ежедневного чтения самим ребенком вслух в течении 3 минут.
8. Но, есть проблема нежелания ребенка читтать, которая связана с нарушением зрения, о котором мы можем даже не подозревать. Чтобы убедиться, что такой проблемы нет, необходимо проверить ребенка у офтальмолога и невролога, но обязательно объяснить причину посещения врача.
Основное правило в развитии у ребенка навыка чтения — сделать это действие радостным и приятным, ведь только так рождаются наши желания.
В восторге от методики «Буквограмма», а также от психологических тренингов, особенно по подбору и расстановке педагогических кадров. Светлана Юлианновна супер логичный и адекватный психолог!!!!Успехов и процветания!!!
Очень понравился курс «Буквограмма». Получила полезные знания и навыки! Огромное спасибо Светлане Юлиановне за курс высочайшего качества! Было приятно работать в команде настоящих профессионалов!
Психологический центр «Дом» даёт возможность всем желающим повысить свой личностный уровень посредством большого разнообразия программ и методик, которые проходят в этом центре.
Вот и закончился 9-ти месячный курс обучения по программе профессиональной переподготовки в МГУТУ им. К. Г. Разумовского. Этот курс создали и вели талантливые психологи-практики, кандидаты наук, практикующие на базе Психологического центра ДОМ, которые делились с нами знаниями, методиками, давали направления для развития, обменивались своими книгами из личной библиотеки, стимулировали нас расти и развиваться. А в период пандемии мы были все так же вместе на онлайн занятиях, и в таких занятиях было много интерактива, позитива, полезных методических материалов и презентаций, да и просто человеческой доброты и поддержки!
Мне грустно, что все закончилось, но одновременно радостно, что все это было со мной и поддержало в самые тяжелые минуты! Отдельное спасибо Светлане Юлиановне Шишковой и Армине Аршаковне Вороновой — вы всегда были рядом, я знала, что могу получить поддержку, совет и помощь! Отдельная благодарность Поднебесных Елене Леонидовне за обучение и погружение в технологии супервизии и интервизии!
Программа профессиональной переподготовки «Практический психолог» вызвала интерес тем, что в данной программе представлен интегративный подход, проходит изучение различных направлений психологического консультирования, представлены методики и их применение именно в комплексном подходе.
В процессе обучения мною получены знания по различным направлениям психотерапии, по таким как : эриксоновский гипноз, символдрама, психодрама, сказкотерапия, основы нейропсихологии, основы клинической психологии, профессиональная идентичность, PR-технологии, кадровый менеджер, психология зависимостей, бизнес консультирование и др.
Пройденная программа переподготовки позволила успешно применить полученные знания в работе с клиентами, в дальнейшем планирую использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.
Все представленные темы вызывали интерес, позволили расширить объем знаний необходимый для работы психолога.
Хочу отметить высокий профессионализм всех преподавателей, их отзывчивость и искреннее стремление помочь в понимании и усвоении учебного материала.
В дальнейшем имею большое желание к сотрудничеству, буду продолжать прохождение различных дополнительных семинаров, а также, если есть такая возможность, хочу поступить в аспирантуру.
Хочу написать отзыв о работе Социально-психологического центра гармоничного развития личности «ДОМ» и выразить огромную благодарность за организацию жизненно необходимых развивающих курсов и программ А. А. Вороновой, С. Ю. Шишковой и преподавателям, профессионалам своего дела, которые дают возможность пройти краткосрочное обучение, научиться применять эти знания в практике, использовать в работе психолога-консультанта и просто в Жизни.
Всем советую по-возможности попасть на консультацию к самой Шишковой Светлане Юлиановне. Она очень помогла моей крестнице — Анжелике 10 лет.
Доктор «от Бога»! Я привела к доктору ее в ужасном состоянии: Анжелика «зависала», поведение часто бывало 3-х летнего возраста, худющая — ничего не ела (как анорексичка, даже от людей уже стыдно было), сил у нее не было, синяки под глазами, плаксивость, памяти нет.
Врач оказалась очень доброжелательна, и мы с удовольствием у нее порисовали и поговорили. Светлана Ю. УМЕЕТ Сканировать пациента! Диагноз: незрелая психика у моей девочки.
Мы все рекомендации выполняли и после лета ребенка не узнать! Сейчас — это здоровый ребенок! Учиться хорошо, не «зависает», поправилась, ведет активный образ жизни, сама себя кормит!
В зеркало бегает на себя поглядеть! Буквограмма тоже принесла огромную пользу для развития полушария (не помню правого или левого).
Низкий поклон Вам, Светлана Юлиановна! Вы — наш Спаситель! Храни Вас, Господь. Привет из Калининграда!
Всегда, в поиске чего — то нового, иногда даже и не понятного, но точно знающего, что мне это надо. Так произошло моё знакомство с новыми знаниями в области питания.
Из понимания, что есть «каркас» вокруг которого строится моё индивидуальное питание, у меня все же не хватало знаний правильного выстраивания » фундамента» .
Мои знания расширялись на каждом занятии, получая новую информацию я применяла её на себе: составляла меню, просчитывала свой тип пищевой зависимости, читала, готовила, осознавала. И всё благодаря интересной и увлекательной подаче материала автора и ведущей программы Светланы Юлиановны Шишковой.
Мне нравится находить интересный материал и выкладывать его в группе. На мой взгляд, в этом и есть ценность, в обмене информацией.
А каждый пусть возьмёт только то, что созвучно его сердцу и духу.
Профессиональные педагоги, они же практикующие психологи и коучи обучали техникам и методам в области консультирования, и все эти знания закреплялись на практике.
Спасибо за Ваш труд, в своей работе по самокоррекции и гармонизации человека своего внутреннего и внешнего мира. Я использую полученные знания в своей жизни.
Очень важно жить в гармонии и согласии с собой и окружающим миром.
Хочу выразить сердечную благодарность и огромное уважение к Человеку, Профессионалу, Личности, Женщине!
Спасибо за то чуткое и внимательное отношение, которое Вы проявляете на протяжении ни одного года знакомства. За простоту общения и, в то же время, глубину понимания внутренней сущности.
Спасибо за вдохновение, которое Вы вселяете, за веру в себя, реализацию своих способностей, за возможности, которые предоставляет «ДОМ».
У аббревиатуры ДОМ есть ни одна интерпретация, но, именно, сейчас мне пришла такая: Доброе Отношение к Миру. Ведь Центр «ДОМ» славится своим добрым отношением ко всем, кто приходит в его стены: к студентам, клиентам, участникам тренингов, коллегам, начинающим психологам. Когда-то и я получила «путевку» в Жизнь, как профессионал, именно в стенах нашего любимого ДОМа, благодаря легкой руки Светланы Юлиановны! Не зря говоря: «Делай добро и оно приумножится». Так происходит и с Центром «ДОМ». Не смотря на тяжелые времена – он процветает, не теряет своих позиций и значимости. Центр напротив развивается во многих направлениях.
Желаю Вам, Светлана Юлиановна, и Вашему детищу под таким чудесным названием «ДОМ», дальнейшего процветания, благополучия, новых творческих идей и вдохновений и реализации уже существующих планов!
Уважаемые преподаватели курса «Практический психолог»! Уже позади все волнения по-поводу защиты дипломных работ, уже позади наши субботние встречи, ужа на руках долгожданные дипломы…. И вот сейчас хочется сказать всем вам так много. Обучение стало для меня лично стартом совершенного нового пути в жизни, изменением моей действительности и лично меня самой. Когда я пришла на курс, я совершенно не была уверена для чего я это делаю, ведь до курса я совершенно не была знакома с психологией. Было так много сомнений, но с первого же вводного занятия стало понятно, что тема психологии полностью увлекла меня и сейчас я уже совсем не представляю себя без психологии. Сейчас есть только желание двигаться вперед, глубже погружаться, больше узнавать. Все занятия проходили на одном дыхании при очных встречах, и как же было здорово, когда в самый сложный период для страны, Вуз и преподаватели продолжили обучать нас онлайн без потери качества и объема информации! Хочу от всей души поблагодарить всех преподавателей курса, а также всех сотрудников института за вашу работу, за все знания, которыми вы поделились, за тот вектор, который дали! Хочется пожелать вам процветания, успеха и новых студентов!
Светлана Юлиановна, благодарю Вас за интереснейшее практическое занятие. Понравилось писать письмо ребенку, а также письмо близкому или человеку, который нравится. Потрясающие чувства испытала при вручении Ани письма, как-будто делишься с человеком светом, радостью, позитивом, ведь чем больше мы отдаем, тем больше сможем пустить в свою жизнь. Благостное ощущение добра. Мне нравится выражение:»Берущий наполняет руки, дающий сердце»
Прошла обучение «Коуч по питанию» у Шишковой С. Ю. Это были незабываемые, очень познавательные занятия! Светлана Юлиановна педагог и психолог от бога! Рекомендую всем!!
В психологическом центре ДОМ прошла обучение «Нейропсихологическая диагностика и коррекция методом Буквограмма». Программа курса содержит много интересного и разнообразного материала, и что особенно важно, он конкретный и полезный.
Благодарю, что мотивировали меня проанализировать свою работу с учениками. Я поняла, над чем надо работать, какие дополнительные приемы можно использовать в своей профессиональной деятельности.
Огромное спасибо Светлане Юлиановне за внимание к каждому из нас, ни один вопрос не остался без ответа. Только положительные эмоции и позитив! Все на высоком уровне.
«ДОМ»- это и правда Дом, где тебя встретят, выслушает, помогут найти ответы на вопросы и выход из, казалось бы, безвыходной ситуации с добрым сердцем и глубоко профессиональным подходом. А ещё это место, где собираются интересные люди, завязываются новые связи, и всё это в атмосфере творчества и позитива) А зачинатель всего этого и центр, вокруг которого всё это созидается — большой профессионал и человек большой души и широких взглядов — Светлана Шишкова. Спасибо Вам за это пространство и профессиональную помощь🤗
Психологический Центр ДОМ — Это действительно место, которое можно назвать домом. В прямом смысле этого слова. Всегда по-домашнему уютно, дружеская атмосфера. Мы знакомы со Светланой Юлиановной уже много лет, и каждая встреча по своему уникальна и всегда несёт что-то новое, полезное, развивающее. В центре атмосфера понимания и тепла. А это очень ценно, живя в таком большом городе, знать, что есть такое уютное место. Центр «Дом»
Большое спасибо Светлане Шишковой за очень интересный и полезный во всех смыслах курс «Психология питания» со специализацией «Коуч по питанию». Мы узнали ценную информацию и готовы делиться со всеми своими знаниями!!!
Книга: «Буквограмма» Развиваем устную и письменную речь у дошкольников от 3 до 6 лет
Замечательная книга. Подробно описаны различия в работе мозга мальчиков и девочек, даны рекомендации по ввзаимодействию. Но самое главное это подробный план занятий с ребенком, техники массажа, описание игр различной направленности. Всем кто готов серьезно заниматься со своим ребенком, особенно если есть небольшие дефекты речи очень рекомендую! Узнавала у знакомых логопедов, все очень хвалят буквограмму. Автор с любовью подходит к процессу обучения и действительно грамотный специалист. Из минусов могу отметить только качество бумаги, но содержание перекрывает этот недостаток.
Книга «Буквограмма» В школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет»
Чудесная книга! Она помогает увидеть и осознать необходимость целостного подхода при формировании навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста и младшего школьного. Является замечательной базой развития коммуникативных навыков у ребёнка, пространственного восприятия, тренировки мелкой моторики и освоения грамотности в целом. Мне, как родителю, прежде всего помогает переключаться с высокого темпа жизнедеятельности и помогая своему ребёнку, приводить в норму и свои психические процессы. Эта методика поможет всем специалистам, которые занимаются с детьми. И в первую очередь самим родителям. Выражаю огромную благодарность автору этой замечательной книги!!! А всем интересующимся так же рекомендую и другие книги Светланы Шишковой: «Буквограмма» от 0 до 3 лет и «Буквограмма» от 3 до 6 лет.»
Ребенок не хочет читать, что делать? Советы психолога
В самом деле, очень интересно, отчего это одни малыши обожают рассматривать книжки с картинками с самого раннего возраста, а другие к ним полностью равнодушны и предпочитают игрушки, компьютер или телевизор.
Безусловно, чтение постепенно утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь из источника получения информации в средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. Но о проблеме стоит задуматься хотя бы потому, что все малыши рано или поздно отправляются в школу, и нежелание читать книги может стать серьезной помехой в учебе. Сначала, во время обучения в начальной школе, ребенку будет сложно сдавать так называемую технику чтения, потом, в средней школе из-за низкой скорости чтения он не сможет быстро читать задачи и правила, а в старшей школе, когда будет необходимо прочитывать огромное количество программной литературы, многостраничные параграфы по гуманитарным предметам, ребенку и вовсе будет тяжело.
Некоторых родителей отсутствие интереса к чтению у ребенка не то чтобы не беспокоит – они попросту не обращают на это внимания. Если же и мама, и папа сами много читают и делают это с удовольствием, а чадо демонстрирует откровенное неуважение и равнодушие к книге, то родители очень огорчаются. Что же делать в этой ситуации и как пробудить у ребенка интерес к чтению, а потом еще и сохранить его? Воспитать самого активного в мире книголюба нам, конечно же, вряд ли удастся (да и не ставим мы перед собой такую цель), а вот привить любовь к хорошим книгам точно сумеем.
Отсутствие интереса к книгам и чтению.
Пожалуй, до тех пор, пока не придет время отдавать малыша в школу и у него не проверят умение читать, многие родители не считают отсутствие у ребенка интереса к книгам проблемой. И вот будущий первоклассник прошел тест на готовность к школе… Некоторые родители только тогда и узнают, что ребенка, оказывается, нужно специально приучать к чтению. Даже если семья читающая, это вовсе не залог того, что ребенок тоже полюбит книгу с раннего детства. А может быть, мама и папа заметят проблему тогда, когда в школе зададут первое внеклассное чтение на лето. Ребенок ни за что не захочет садиться за книги – кому-то из родителей придется читать вслух.
Иногда проблема «хронического нечитания» возникает совсем поздно – в средних или даже старших классах.
Почему ребенок не хочет читать?
Если дома постоянно работает телевизор, компьютер доступен ребенку с утра до вечера, то вполне вероятно, что малыш предпочтет более простые способы получения информации, когда не нужно вчитываться в текст и осмысливать его – одна картинка быстро сменяет другую, все просто и наглядно.
Известно также, что у одних детей есть предрасположенность к чтению, а у других ее нет. Возможно, у кого-то дома не принято много читать, нет традиции создания семейной библиотеки. Но иногда встречаются и такие случаи, когда ребенок с удовольствием рисует, конструирует, занимается музыкой, танцует и т. д., причем делает это лучше других детей, но вот читать книгу его не заставишь.
Многие родители, попытавшись учить чему-то ребенка, сталкиваются с серьезной проблемой: малыш вовсе не воспринимает маму или папу как учителей и отказывается что-либо делать. Зато учителю или воспитателю он не «показывает характер» и выполняет задания с видимым удовольствием. Некоторым родителям правильно вести себя в подобной ситуации помогает воспоминание о том, как в детстве их самих насильно заставляли читать, угрожая наказанием. Они не используют никаких принудительных способов приучения к чтению, понимая, что этим можно только навредить делу.
Чего не стоит делать, если ребенок не любит читать?
— Хуже всего, если родители кричат на ребенка и при помощи жестких мер пытаются научить его любить книгу. «Вот прочитаешь пять страничек – получишь игрушку»,– сулят мама или папа малышу.
— Не помогает и принудительное дочитывание книги, над которой ребенок явно скучает.
— Нельзя махнуть рукой на эту проблему, потому что от чтения во многом зависит успешность ребенка по многим учебным предметам, то есть качество его знаний.
— Нельзя заменять книгу телевизором. Даже самая талантливая экранизация литературного произведения не передает всей его глубины и оригинальности, а также того исключительно важного, что ребенок должен постичь сам.
— Те дети, которым навязывают книги, которых заставляют читать и ругают за то, что у них нет никакого интереса к чтению, выдают родителям совершенно противоположный результат. Они упрямятся еще больше, делают на зло, рвут книги и рисуют в них. Дети могут выбросить злосчастную книжку, чтобы не заниматься тем, что им не нравится; могут делать вид, что читают, или читать «через слово». Срабатывает обычный принцип: то, что навязано, никогда не нравится и пользы не приносит».
Как приветь ребенку любовь к чтению?
— Чем раньше вы начнете читать малышу, тем скорее у него пробудится интерес к книге и к чтению.
— Покупайте ребенку детские книжки с яркими, красочными иллюстрациями. Поначалу кроха будет только рассматривать красивые картинки, не воспринимая книгу как источник интересной и полезной информации. Зато малыш станет постепенно привыкать к тому, что книга постоянно присутствует в его жизни.
— В детской комнате книги должны находиться в таком месте, которое доступно ребенку без особых усилий. Пусть это будет небольшая открытая книжная полочка, до которой карапуз дотянется без помощи взрослых. Свободный доступ к книгам позволит малышу воспользоваться ими тогда, когда ему хочется. Не старайтесь из соображений бережливости прятать книги подальше и повыше: если ребенок не видит книг постоянно, то наверняка не почувствует к ним интерес.
— Если вы переживаете, что малыш испортит книги – порвет или раскрасит, то оставьте в доступном месте только те из них, которые изготовлены с учетом возрастных особенностей ребенка. Например, картонные, пластиковые или тканевые. Сегодня в магазине можно найти даже деревянные книги! Эти чудесные книжки карапуз может листать, рассматривать и даже грызть, при этом мама не будет переживать, что он их испортит.
— Если же кроха все-таки умудрился что-то испортить, то посетуйте на это, а затем вместе с ним или в его присутствии «полечите» любимую книгу. Обязательно скажите малышу, что книжки нужно читать или рассматривать, а вот рвать, бросать, пачкать нельзя ни в коем случае.
— Выбирая книги для детской библиотеки, учитывайте основные требования к их оформлению. Книга для маленького ребенка должна быть оформлена со вкусом и хорошо иллюстрирована. При этом следите, чтобы картинки были не слишком яркими, без использования «кислотных» цветов. Для детских книг обязателен крупный понятный шрифт и качественная бумага. Это даст возможность ребенку читать без особого труда и предохранит страницы от мелких разрывов. Размер шрифта обратно пропорционален возрасту ребенка: чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт в книге.
— Выбирая книгу, не поленитесь полностью ознакомиться с ее содержанием. Тексты (или текст), помещенные в книге, должны соответствовать той возрастной категории, которая указана составителями или издателями. Соберите отзывы о книге других родителей, почитайте сообщения на форумах в Интернете.
— Не забывайте о том, что лучший подарок для ребенка – это книга. Если малыш будет получать на день рождения прекрасный сборник сказок или стихов, а потом, когда подрастет, отличную иллюстрированную энциклопедию, то он станет ценить книгу уже потому, что мама и папа считают ее достойным подарком.
— Часто мамы и папы интересуются: нужно ли предлагать ребенку сокращенные варианты книг – лишь краткий пересказ с крупными иллюстрациями во всю страницу? По сути такое «чтение» больше напоминает рассматривание комиксов. Ребенок не может читать такую книгу даже непродолжительное время – он сосредоточен именно на рассматривании картинок и не очень обращает внимание на содержание книги.
— Что делать, если все-таки ничего не получается, и ребенок не хочет интересоваться книгами?
Покажите ребенку новый для него мультфильм, снятый по какой-нибудь интересной сказке. Прервите показ если не на самом интересном месте, то на таком, где ребенку будет любопытно продолжение сюжета. Предложите малышу узнать о том, что было дальше, из самой сказки – а вы ему с удовольствием ее почитаете.
Купите аудиокниги. Во-первых, это польза для ребенка, а во-вторых – большая помощь вам: аудиокниги выручают не только в ситуации, когда у родителей нет времени, но и тогда, когда мама и папа не обладают ярко выраженными актерскими способностями. Все сказки и стихи, записанные на аудиодиски, читают профессиональные актеры, причем такое важное дело, как чтение детских книг, доверяют только лучшим из них. Вы можете «включать» аудиокниги в машине или давать их послушать во время тихого часа, если малыш не любит дневной сон (такие дети встречаются все чаще, и мамы не знают, как уговорить ребенка хотя бы просто полежать среди дня, чтобы отдохнули спинка, глазки и ножки).
Читайте ребенку сами. Заведите ритуал вечернего чтения и каждый вечер читайте ребенку что-нибудь очень интересное, желательно с продолжением. А однажды, остановившись на самом интересном месте, выйдите из комнаты ненадолго, оставив книгу ребенку. Наверняка он заинтересуется хотя бы иллюстрациями, и, возвратившись, вы увидите, что он рассматривает или читает «забытую» книгу.
Пригласите учительницу. Иногда посторонний, нейтральный человек может научить ребенка большему, чем близкие люди, которые совсем не воспринимаются детьми как учителя.
Что мешает нам читать быстрее и как с этим бороться
Вспомните известную притчу о льве и газели: когда встаёт солнце, каждый из них должен бежать, чтобы выжить. Как ни странно, но ситуация похожа на жизнь в современной цивилизации, перенасыщенной информацией. В этой саванне побеждает/выживает тот, кто узнаёт больше и быстрее других. Наличие миллионов текстов в Сети сделало навык быстрого чтения одним из условий выживания. Ни один другой навык не сравнится со скорочтением по важности и универсальности.
Средняя скорость чтения русскоязычного текста взрослым образованным человеком — 180 (± 30) слов в минуту. В таком темпе усваивается больше половины (точнее 52%) прочитанной информации. Скорочтение в 3–4 раза быстрее среднего уровня: 600–800 слов в минуту. Можно ещё быстрее, но исследователи утверждают, что тогда усвоение будет совсем плохим.
Оказывается, проблема в мозге, глазах и языке. В мозге быстрое чтение сдерживают отсутствие стратегии и рассеянное внимание, в глазах — малое поле зрения и регрессия, в языке — артикуляция. Факторов всего пять, и победить их один за другим более чем реально.
1. Отсутствие стратегии
Стратегия быстрого чтения складывается из чёткого представления цели (зачем читать) и понимания логики текста (как он устроен). Начинать чтение стоит с постановки цели, от которой и будет зависеть всё остальное.
Существует четыре стратегии для разных целей: сканирование, просмотр, скимминг и углубленное чтение. Каждая следующая предполагает более глубокое вчитывание и больший расход времени.
— самая быстрая стратегия чтения с целью найти конкретные факты в тексте. Это могут быть даты, имена, числа, проценты или ключевые слова. Ограничиваем поиск и скользим глазами по тексту. Погружение в текст минимально, взгляд выхватывает лишь самое необходимое (единичные порции информации).
— изучение оглавления книги (плана статьи), важных положений (их чаще всего выделяют другим цветом или выносят на поля) и выводов. Цель чтения-просмотра — понять, стоит ли текст подробного чтения (ценность) и есть ли в нём новая информация (польза).
Предполагает чуть более глубокое погружение в содержание текста и больший расход времени. Фокусируем внимание на ключевых словах, увидев которые, останавливаемся и вчитываемся в текст до и после ключевых слов. Таким образом мы принимаем только информацию, непосредственно входящую в область интереса, а вторичную игнорируем.
— вдумчивое чтение с опорой на существующие знания, со вниманием на детали. Этим способом мы изучаем, понимаем и новую информацию. Стратегия относится к скорочтению, но её также можно «прокачать» и ускорить.
Зная логику и структуру текста, можно быстрее находить нужную информацию. Например, в научных статьях суть описывается в аннотации, логика изложения фиксирована и в самой статье: цель, задачи, история вопроса, эксперимент, результаты, выводы. В популярных текстах смотрим на заголовок, подзаголовок и последний абзац. Во всех текстах «соль» находится в первых предложениях абзацев; в самих абзацах — детали главных мыслей, в последнем предложении — выводы по первому.
Борьба со следующими четырьмя сдерживающими факторами — в прямом смысле дело техники. Они касаются довольно банальных физиологических причин.
2. Рассеянное внимание
Читаете текст, но ничего не понимаете, так как думаете о том, в какое кафе пойти вечером, слушаете музыку (или уличный шум) или чувствуете, что затекла рука. Знакомо? Не настроившись на чтение, не беритесь за него. Все эксперты по скорочтению в один голос советуют выбрасывать в окно книгу, если вам не интересно её читать или вы не ощущаете острой необходимости в информации из этой книги.
Для борьбы с определитесь с целью и создайте условия, в которых ничто не будет отвлекать от чтения. Выключите телефон, включите настольную лампу, читайте не только сидя, но и стоя, периодически отжимайтесь или делайте наклоны. И всё-таки выключите телефон.
3. Малое поле зрения
В поле зрения обычного читателя попадает 1–2 слова, поэтому его глаза пробегают горизонтально строку за строкой. В поле зрения скоростного чтеца оказывается вся строка, поэтому он читает страницу сверху вниз или по диагонали.
Расширить поле зрения можно с помощью специальных упражнений (несложных, но регулярных). Их можно найти, например, на сайте.
4. Регрессия
Большой проблемой является непроизвольное возвращение взгляда к только что прочитанному слову, предложению или фразе — регрессия. Она возникает при отвлечении, недостаточной концентрации внимания, недопонимании прочитанного. Решение проблемы с концентрацией внимания частично решает и проблему с регрессией. Кроме этого, отлично помогает слежение пальцем или карандашом. Взгляд не будет возвращаться, а ускорение слежения будет ускорять и движение глаз.
5. Артикуляция
«Произнеси букву, теперь слог, теперь сложи слоги в слово», — так нас учили чтению. Всё начиналось с произнесения вслух прочитанного, поэтому у 90% взрослых есть эта привычка. И она замедляет нас: проговаривание не даёт начать читать следующее слово, пока не произнесено предыдущее.
Внешняя — движения губ, языка и гортани. Всё, как в детстве, только беззвучно. Побороть эту привычку можно, зажав губами листочек бумаги или карандаш во время чтения. В запущенных случаях — держите самый кончик языка между зубов. Сжимать не нужно, достаточно просто зафиксировать.
Внутренняя артикуляция — мысленное проговаривание слова за словом при чтении. Полностью победить эту вредную привычку удаётся редко, но можно её ослабить. Для этого можно, читая глазами, считать слова мысленно вместо проговаривания. Либо подобрать такой темп, при котором будет сохраняться понимание, но внутренний голос не будет успевать произносить прочитанное. Здесь стоит потренироваться: темп у каждого будет свой.
Итак, есть две новости, и обе хорошие. Первая: факторы, сдерживающие скорость чтения, побороть вполне возможно. Даже своими силами — без тренеров и дорогих курсов.
Вторая: вы уже начали работать над проблемами чтения. Вы увидели в себе то, что мешает ускориться: неверную стратегию, расфокусировку внимания, малое поле зрения и регрессию, проговаривание. Значит, вы уже меняетесь в лучшую сторону.
6 привычек, которые нужно привить ребенку
Поиск по сайту
Говорят, что человека уважают настолько, насколько он сам уважает себя. И это утверждение абсолютно правильное, так как самооценка является фундаментом личности. От уровня самооценки зависит успешность, стрессоустойчивость и управление собственными страхами. Как правило, она формируется в детстве и подростковом возрасте, поэтому каждый родитель должен знать, как повысить самооценку ребенку.
Поступление ребенка в первый класс — важное и ответственное событие для каждой семьи. Однако для детей оно также является большим стрессом, связанным с новым коллективом, изменением режима дня и необходимостью учить уроки. Далеко не каждый первоклассник способен быстро справиться с глобальной переменой в жизни, поэтому главная задача родителей — поддержать ребенка на этом этапе.
«Академия Ростум» — это детские развивающие центры в Пензе, которые предлагают профессиональную помощь родителям в обучении, развитии и организации досуга детей дошкольного и школьного возраста.