26 ноября 2022 года в институте педагогики и психологии образования Московского городского в рамках работы студенческой секции общественной научно-практической лаборатории «Теории и методики раннего развития ребенка» прошел вебинар «Изучаем лучшие образовательные практики сенсорного развития детей раннего возраста».
Мы не теряем связь с выпускниками магистерских программ. Стало доброй традицией приглашать их в качестве спикеров наших научных мероприятий. И данное мероприятие было не исключением. В гостях у магистрантов-первокурсников, ориентированных на профиль «Раннее детство», Ирина Гаврилова — преподаватель института СПО имени К.Д.Ушинского ГАОУ ВО МГПУ, практикующий педагог, автор игровых программ для детей раннего возраста, магистр педагогики (выпускница 2021 года по профилю «Интеллектуальные игры»; руководитель образовательной программы — к.п.н., доцент департамента психологии Ольга Цаплина).
Ирина Гаврилова познакомила магистрантов с новыми практиками развития сенсорной культуры, продемонстрировала создание развивающей предметно-пространственной среды для развития сенсорных эталонов в группах раннего возраста, показала, как использовать разнообразные экологические материалы, оборудование для образования в коре больших полушарий новых нейронных связей.
В ходе встречи возникла живая дискуссия, участники вебинара высказали свои мнения, поделились опытом, сомнениями, перспективами использования методик раннего сенсорного развития в работе с детьми в период раннего детства.
Ко дню Государственного флага Российской Федерации
22 августа 2023 г.
Обзор МЭШ. Тематическая подборка материалов
Анна Якшина и Елена Иванова о роли среды в детском развитии
21 августа 2023 г.
На организованном Forbes Ecucation круглом столе эксперты МГПУ объяснили, как архитектура жилой и образовательной среды влияет на развитие ребенка
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой – маленький — самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить «по росту» игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что «слон большой», а «муха маленькая», хотя он их и не видит в данный момент.
В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.).
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Осязание. Развить тактильные ощущения, помогут следующие игры:
«Поймай киску»
Родитель (педагог) касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Отгадай цифру» (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.
Зрение.
Дети очень наблюдательны. Учите детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз.
Слух.
Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.
Вкус.
«Вкусное путешествие».
Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал.
Обоняние.
Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.
«Что нам подскажет запах?». В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился.
Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.
Статья подготовлена учителем-дефектологом ОЦДиК Евсеевой А. В. с использованием материалов из книги Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».
О проекте
«Всегда Рядом» — это информационно-просветительская площадка для поддержки родителей, созданная в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Здесь вы сможете записаться на консультацию в очном и дистанционном формате, найти полезную информацию по воспитанию и уходу за детьми, в том числе и обучающие видеоролики, а также узнать о предстоящих и прошедших мероприятиях в Калининграде и Калининградской области.
Сенсорное развитие ребёнка
Ранний возраст — важный этап в развитии ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Это благоприятный возраст для развития сенсорного восприятия, накопления представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам.
Наша задача – научить детей точно, полно и рсчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства. Психологические исследования показывают, что без целенаправленного воздействия восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в период раннего детства.
Цель сенсорного воспитания детей раннего возраста – обеспечение полноценного сенсорного развития, т. е. совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Задачи сенсорного воспитания у детей раннего возраста:
• Накопление представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов;
• Развитие понимания понятий: «цвет», «форма», «величина», «такой же», «не такой»;
• Формирование умения учитывать постоянные признаки предметов (цвет, форма, размер и т. д.) при выполнении различных действий с ними;
• Повышение уровня знаний родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста;
Для решения поставленной цели в нашей группе имеется сенсомоторный уголок «Волшебный островок», т. к. здесь очень много интересных, занимательных игр и игрушек. При организации сенсомоторного уголка мы уделили внимание, в силу возрастных особенностей наших детей, пособиям на развитие зрительного восприятия: пособия для развития восприятия цвета, формы, размера, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, концентрации взгляда, зрительно-моторной координации. Также здесь имеются игры на развитие мелкой моторики: конструкторы и мозаики различных видов, пазлы и т.д.
С помощью упражнений в сенсомоторном уголке, мы помогаем детям взглянуть на окружающий мир с точки зрения тактильного изучения форм, «рождения» образов и как следствие это ведет к развитию творческих способностей и проявлений детей.
При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе мы учитывали дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделяем подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.
Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
- познакомить родителей с понятием сенсорные эталоны;
- познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
- создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
Сенсорное развитие ребенка— это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.
И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить Вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, ну а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
игра 1 «Песочница» на кухне.
Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
игра 2 «Мозаика из пробок»
Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук.
Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы».
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное…
Какое? Ну конечно!
«Мишка косолапый, по лесу идёт…»
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
4. Пальчиковая гимнастика.
Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
(Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе:
«Кыш!».
А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – СОЛНЫШКО!
А солнышко, какое? – КРУГЛОЕ!
А какого оно цвета? – ЖЁЛТОЕ!
И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
А здесь можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что?
5. игры с крупами
Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не бралив рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.
Итак, давайте немного поиграем!
В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки еёвеличество Сенсорика!
Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…получается?, а деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!
Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить . Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
В статье рассматриваются вопросы сенсорного развития детей дошкольного возраста и возможные пути коррекции его нарушения.
«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста для активизации познания»
Систематическая и планомерная работа по сенсорно-моторному развитию, а также использование дидактических игр, пособий, игрушек эффективно помогает развивать познавательную деятельность и речь детей.
«Применение интерактивного оборудования в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития»
В статье речь идёт о том, что в центр социальной поддержки и реабилитации «Роза ветров» для апробации было предоставлено новое мобильное интерактивное оборудование от ООО «СтендАП Инновации» «Интерактивный пол «Magium». Комплекс представляет собой разработку с элементами дополнительной реальности, объединяющую сенсомоторные игры и современные технологии, которые превращают поверхность пола в сенсорную поверхность благодаря датчику движения и проектору.
«Детское технико-конструктивное творчество посредством включения технологии Лего-конструирования у детей раннего дошкольного возраста»
В статье рассматривается тема сенсорного развития ребенка. Основное внимание в работе авторы уделили приёмам лего-конструирования.
Дошкольная педагогика
«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии»
Статья посвящена вопросам использования игровой технологии для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Коррекционная педагогика, дефектология
«Иммерсивные технологии на уроках географии в коррекционной школе»
В статье рассматриваются примеры иммерсивных технологий таких как эксперимент, моделирование сюжета, сторителлинг, сенсорные игры и задания.
Педагогика
«Игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста»
Статья посвящена вопросу использования игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста.
«Развитие представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста в рисовании»
«Лэпбук как средство сенсорного развития детей раннего возраста»
Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения.
«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
«Теоретические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста»
В данной статье рассматриваются теоретические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Современные педагогические технологии
«Детское технико-конструктивное творчество посредством включения технологии лего-конструирования у детей раннего дошкольного возраста»
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
«Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях ДОО»
«Разноцветный кубик: сенсорное развитие детей»
В статье рассмотрена тема сенсорного развития ребенка, то есть развития его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Ранний возраст – важный период в жизни малыша, где закладывается фундамент для формирования новых психических процессов. Сенсорное развитие способствует и развивает его всесторонне.
Дошкольная педагогика
«Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»
В статье раскрывается проблема важности и необходимости сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Основное внимание в работе авторы акцентируют внимание на то, что игры занимают в формировании сенсорных способностей важное место, так как именно они позволяют детям в игровой форме развивать все органы чувств и умело владеть ими.
Педагогика
«Консультация для педагогов ДОУ «Реализация Реджио-подхода в сенсорном развитии для детей средней группы»»
В статье рассматривается актуальность проблемы применения Реджио-подхода, позволяющего реализовывать индивидуальные потребности каждого ребёнка.
«Сенсорное развитие детей в группе раннего возраста через дидактическое пособие лэпбук»
В статье говорится о развитии сенсорики у детей раннего возраста через дидактические игры и материалы – лэпбук.
Теория и методика дошкольного образования
«Использование дидактического пособия «Грибок-теремок» в работе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в ДОУ»
Дидактическое пособие «Грибок-теремок» используется как для различных видов организованной образовательной деятельности в ДОУ (познавательное развитие, в частности формирование элементарных математических представлений, речевое развитие), так и в самостоятельной детской деятельности и в индивидуальной работе. В зависимости от поставленных задач пособие может использоваться в разных возрастных группах. В основе игр с использованием дидактического пособия «Грибок-теремок» лежит построение сюжета сказки. Методические рекомендации по применению дидактического пособия «Грибок-теремок» адресованы педагогам ДОО и родителям, заинтересованным вопросами развивающего обучения.
Общеизвестно, что раннее детство — это особый период становления всех органов и систем ребенка; это возраст, когда происходит «закладка» основ здоровья и характера человека. Именно поэтому крайне важно создать маленькому ребенку максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития независимо от того, где проходит этот период детства — в семье или детском саду. Человеческое дитя — самое беспомощное из всех новорожденных в нашем мире. Но одновременно в нем заложена великая сила разума, чувств, которые, восполняя физическую беспомощность, выводят человека на высшую ступень эволюции. Именно первый год жизни особенно важен для становления ребенка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок — к семи месяцам масса мозга удваивается, а к полутора годам утраивается. Ничего подобного в дальнейшем уже не повторяется.
Еще один важнейший момент, который следует учитывать: именно в процессе общения со взрослыми ребенок «присваивает» их социальный опыт, характер взаимодействия с окружающей средой, т.е. социализируется. Для этого родители, педагоги должны создавать соответствующие условия: организовывать окружающую среду, знакомить с предметами и явлениями, формировать познавательную активность, руководить поведением, чувствами, эмоциями, развивать сенсорные способности малыша, поддерживать проявления самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания и учитывая своеобразия этого периода детства.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Таким образом, мы понимаем, что усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Говоря прямо, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется свое звено сенсорной культуры. Наиболее приемлемым методом освоения сенсорной культуры для всех возрастов являются дидактические игры. На этапе раннего развития детей большое значение имеет систематичность проведения игр, длительность этих игр и различных упражнений, направленных на сенсорное развитие, а так же многие упражнения требуют прямого участия взрослого.
Из всего вышесказанного следует подчеркнуть то, что сенсорное развитие детей раннего возраста является основой для успешного умственного и познавательного развития ребенка в дальнейшем развитии и обучении как в детском саду, так и в последствии в школьном возрасте.