В рамках современного подхода к пониманию восприятия как особой деятельности экспериментальные исследования Б.Г. Ананьева, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, Т.О. Гиневскои, Т.Е. Ендовицкой, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, М.И. Лисиной, Я.З. Неверович, А.Г. Рузской, Е.Ф. Рыбалко и др. выявили закономерности развития восприятия в онтогенезе.
Было установлено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий — структурных единиц процесса восприятия у человека (Запорожец А.В., 1941). Перцептивное действие обеспечивает сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватного предметному миру и соответствующего задачам деятельности. Перцептивное действие тесно связано с практическим. Эта связь проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере — в движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур. В ходе выполнения этих действий осуществляется «уподобление» движений органов чувств особенностям воспринимаемого предмета (А.Н. Леонтьев). Это приводит к снятию «слепка», «копии» этого объекта, созданию своеобразной модели через непрерывное сравнение восприятия с оригиналом, проверку и коррекцию образа (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Развитие перцептивных действий сопровождается значительным сокращением моторных компонентов, в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного акта «усмотрения». В развитии восприятия перцептивные действия являются действиями обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками -сенсорными эталонами. В качестве эталонов выступают выделенные на протяжении истории человечества определенные системы, закономерно построенные ряды форм, величин, цветов и т. д., которые получили определенное речевое обозначение.
В онтогенетическом развитии происходит овладение обследованием предмета, способами ориентирования, выделения определенных свойств (способами рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также усвоение систем сенсорных эталонов, через которые индивид усваивает общественный сенсорный опыт (А.В. Запорожец).
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Тихеева Е.И., Запорожец А.В., Усова А.П. и др.) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Ранний возраст – это очень важный этап в развитии и становлении познавательной, речевой, игровой активности. На этом этапе немаловажную роль играет сенсорное развитие. Именно с восприятия окружающих предметов, явлений начинается знакомство с окружающим миром.
В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, осваивает основы математики и грамоты. Чтобы овладеть этими знаниями от ребёнка требуется постоянное внимание к внешним свойствам предметов и умение учитывать их.
Ребёнок с рождения сталкивается с многообразием форм, красок, величины и других свойств предметов, в основном игрушек и предметов, которые его окружают дома. Если это усвоение проходит без целенаправленной педагогической работы, то оно будет поверхностным.
Для того, чтобы эти знания были устойчивыми, закрепились у ребёнка – необходимо последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорными эталонами. В этом может помочь сенсорное воспитание.
Ознакомление детей с сенсорными эталонами цвета, величины, формы – составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.
Для того, чтобы сенсорное воспитание было разнообразным и заинтересовывало детей, нами были разработаны различные дидактические игры и материалы, разработан проект «Разноцветная неделя».
Примеры игр и материалов.
«Пуговицы и шкатулки». Цель: разложить пуговицы основных цветов по шкатулкам такого же цвета; разложить пуговицы не только по цветам, но и по величине.
«Лесная полянка». Цель: учить подбирать «окошечки» в соответствии с формой и цветом.
«Кто в домике живет». Цель: развивать память, внимание.
«Кошки-мышки». Цель: закрепить название цвета у детей; развить умение соотносить предметы по цвету.
«Иголки для ёжика». Цель: учить детей соотносить предметы по цвету; закрепить название цвета.
Разработана папка с играми для проведения индивидуальной работы по теме «Игрушки».
«Собери матрешку». Цель: учить детей соотносить предметы по величине; выстраивать ряд от большого к маленькому и наоборот.
«Покажи и назови». Цель: учить детей ориентироваться в пространстве.
Проект «Разноцветная неделя»
Цель проекта: уточнить и закрепить у детей названия основных цветов; развивать умение соотносить предметы одинакового цвета, но разные по форме и величине; развивать умение соотносить предметы в соответствии с цветом; привлечь родителей к реализации данного проекта; сформировать у детей позитивный настрой.
Данный проект показал свою эффективность для детей и положительные отзывы у родителей.
Учитель-логопед: Селиванова Е.А.
г.Тамбов МДОУ ЦРР-ДС № 53 «Ёлочка»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.
У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины («длинный — короткий», «широкий — узкий», «высокий — низкий» и т. д. ), а пользуется словами «большой — маленький». Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудностив пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений.
Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму. Пространственные нарушения у детей с речевой патологией характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.
Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов — с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка — это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющихнарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.840 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс профессиональной переподготовки
Система воспитательной работы с одаренными детьми в школе-интернат
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.840 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
- Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
Курс повышения квалификации
Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.840 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
- Сейчас обучается 41 человек из 22 регионов
Приводим дела педагога в порядок: как взять контроль над внешними событиями, чтобы они не мешали выполнению собственных планов
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.
Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать),
поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка.
Сенсорное развитие ребенка –
это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:
их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка
к школьному обучению
в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения
(особенно в 1 классе),
связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем,
с помощью которых человек познает мир:
зрение,
слух,
осязание,
обоняние,
вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов.
Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.
с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка,
с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного развития ребенка в детском саду, обучения в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Ребенок следит за движущимися яркими игрушками, хватает предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Сенсорные дорожки
Тактильные карточки
Предметы на развитие тактильных ощущений
Звуковые игрушки
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.
Многие из них мы можем сделать своими руками.
Спасибо за внимание!
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 10 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Особенности сенсорного развития детей в среднем дошкольном возрасте
Сенсорное развитие – это формирование у ребенка чувственного восприятия окружающего мира.
Оно реализуется в ходе сенсорного воспитания, т.е. специально организованной деятельности, направленной на формирование навыков различения объектов по формам, цветам, пространственному и временному положению (иными словами, на развитие навыков сенсорного или чувственного восприятия окружающего мира и его объектов).
Сенсорное развитие дошкольников представляет собой поэтапный процесс, т.е. оно имеет свои особенности на каждом возрастном этапе развития дошкольника.
В среднем дошкольном возрасте, т.е. в 4-5 лет, сенсорное развитие дошкольника характеризуется следующими чертами:
- Развитие ролевых игры. Ребенок начинает брать на себя определенные роли и исполнять их;
- Конкретизация и детализация изобразительного творчества. Ребенок уделяет внимание детям объектов, которые он рисует т.е. он рисует человека с руками и ногами, на лице рисует нос, рот и иные части, на голове — волосы, на теле – одежда;
- Постепенное развитие пространственного восприятия мира т.е. ребенок начинает понимать расположение объектов в пространстве, находить объекты по заданному положению:
- Развитие навыков конструирования;
- Совершенствование моторных функций;
- Развитие координации движений;
- Формирование навыков абстракции. К примеру, ребенок называет форму объекта, на которую он похож или разделяет объекты по какому-то признаку: все большие, все круглые, все желтые;
- Совершенствование пространственного восприятия, проявляющееся в усвоении понятий: «дальше», «ближе», «шире», «внутри», «снаружи», сверху», «снизу»;
- Развитие навыков имитации речи, звуков.
Все эти особенности свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте происходит активное развитие чувственного восприятия дошкольника. Поэтому, необходимо уделить особое внимание воспитанию сенсорных свойств дошкольника в этот период.
Целевое назначение сенсорного воспитания дошкольников 4-5 лет
Сенсорное воспитание детей в возрасте 4-5 лет ориентировано на формирование основ чувственного восприятия окружающей действительности и формирование сенсорных представлений дошкольников. Его актуально осуществлять именно в этот период потому, что он является сензитивным для развития чувственной стороны личности и формирования сенсорных представлений.
Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач сенсорного воспитания детей 4-5 лет. К ним относятся:
- Расширение представлений дошкольников о сенсорном устройстве мира;
- Формирование навыков продуктивного сенсорного восприятия;
- Совершенствование чувственного развития дошкольников через активное применение всех органов чувств;
- Развитие навыков дифференциации объектов по сенсорным признакам;
- Формирование навыков обследования предметов по сенсорным характеристикам;
- Развитие элементарных сенсорных представлений дошкольников.
Достижение данных целей осуществляется посредством различных методов и направлений воспитательной деятельности.
Направления сенсорного воспитания детей 4-5 лет
В среднем дошкольном возрасте сенсорное воспитание реализуется по следующим направлениям:
- Содержательная деятельность. Данная деятельность способствуют сосредоточению внимания ребенка на отдельных объектах и их характеристиках. Ребенок осваивает связь между результатом своего труда и навыков выделения отдельных свойств объекта т.е. он понимает, что если знает форму объекта, пространственное расположение, то может отыскать данный объект среди других и получить его.
- Образовательная деятельность. Сенсорное развитие, формирование сенсорных представлений невозможно без целенаправленного воздействия педагогов. Они используют специальные методики и приемы, которые помогают в продуктивном освоении свойств объектов, тренировки освоенных навыков на практике.
- Руководство взрослого. Оно необходимо для минимизации ошибок дошкольника в освоении сенсорных эталонов и формировании чувственного восприятия. Взрослый помогает ребенку в чувственном исследовании мира, направляет его. При этом, важна роль не только педагога, но и взрослых, находящихся рядом с ребенком: родителей или опекунов.
Методика сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание дошкольников 4-5 лет реализуется на основании следующих форм работы:
- Формирование навыков осуществления перцептивных действий.
- Формирование представлений о сенсорных эталонах.
- Развитие умения использовать сенсорные эталоны на практике.
Знакомство с перцептивными действиями происходит на основании демонстрации взрослого самого действия и того чувственного впечатления, которое оно вызывает. Затем, происходит тренировка самостоятельного определения перцептивного действия детьми и его качества. Как правило, занятия реализуются в игровой форме. Дети учатся выделять отдельные качества объектов, различать их. Для этого, применяется сравнение различных свойств объекта, их сопоставление с противоположными.
Развитие представлений о сенсорных эталонах, в среднем дошкольном возрасте, начинается с формирования навыков разделения объектов или их объединения по конкретным признакам. Например, складываем круглые объекты влево, квадратные – вправо, зеленые листья в зеленую тарелку, а желтые – в желтую.
Для формирования сенсорных эталонов и навыков совершения перцептивных действий применяются следующие виды игр:
Изменения в культурной и социально-экономической сфере в современном обществе создали новую социально-психологическую ситуацию развития детей. Как отмечает Д. И. Фельдштейн; «изменилось пространство детства» [6].
Термин «социальная ситуация развития» ввел Л.С. Выготский. По его мнению социальная ситуация выступает: «в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств, не как обстановка, а играет роль источника развития» [2].
В последние время отмечаются существенные изменения показателей психического развития детей. По данным Д. И. Фельдштейна: «в минимально короткий пятилетний период с 2005 по 2009 год резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Например, если в 2006–2007 годах линейное визуальное мышление у дошкольников было развито как «среднее», то в 2009-м – уже как «крайне слабое»; структурное визуальное мышление в 2006–2007 годах было развито как «хорошее», а в 2009-м – уже как «среднее». Остальные компоненты когнитивного развития проявляют такую же тенденцию» [6].
Для каждого возрастного периода характерен свой ведущий тип деятельности, он является сензитивным к определенному развивающему воздействию. То, что с легкостью воспринимается в один возрастной период, с большим трудом усваивается в другой. Следовательно, своевременно и психологически грамотно организованное развитие дошкольников — залог успешного обучения школьника. Несмотря на отсутствие единого мнения о критериях «готовности к школе», большинство исследователей определяет готовность к началу школьного обучения как результат предшествующего развития, и развитость познавательной сферы называют важной составляющей этого понятия [4,5]. Развитие ребенка — целостный процесс, проходящий в тесной взаимосвязи психических функций различных уровней. Оно проходит в единстве с обучением и воспитанием. Для детей, не посещающих детские сады, из-за ослабленного здоровья, по различным социально-экономическим причинам, система дополнительного образования является единственной возможностью получения развивающего обучения. Опыт показывает, что все чаще на занятия приходят дети в младшем дошкольном возрасте. От 2 до 5 лет закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя непроизвольным стремлением к различным сферам деятельности. Следовательно, предпосылки успешного обучения в школе следует искать в дошкольном детстве, задача педагогов и родителей — поддержать и направить активность ребенка, пробудить интерес к познанию мира.
В связи с этим перед нами возникла задача разработки программы развивающих занятий как основы социально-психологической ситуации формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе. Эти занятия должны быть так же нацелены на развитие творческих способностей.
Перечень образовательных программ дошкольного воспитания обширен. Накоплен огромный теоретический, методический, практический материал. Каждая программа уникальна. Мы провели анализ некоторых из наиболее распространенных программ в контексте проблемы формирования готовности детей к обучению в школе. Так программа «Радуга» делает акцент на развитие целеполагания и целенаправленности детской деятельности, программа «Развитие» ориентирована на обучение, программа «Детство» на социально–личностное развитие. При разработке нашей программы «Растем, играя» мы аккумулировали опыт коллег. Теоретической основой комплекса явились базовые подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, Н. П. Сакулиной, А. П.Усовой и др., где сенсорное развитие рассматривается как важная составляющая умственного развития, процесс усвоения общественного сенсорного опыта.
Основными задачи цикла развивающих занятий: • обогащение чувственного познавательного опыта дошкольников; • формирование умений: наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений; • коррекция недостатков познавательной деятельности; • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. Основными принципами построения и реализации программы явились: • принцип системности: учет возрастных и индивидуальных особенностей с системой занятий (корректировка занятий); • принцип единства диагностики и развития;
Цикл занятий направлен на формирование восприятия и ощущений, их психологических механизмов. Основная цель: на основе сформированных сенсорных эталонов пробудить у ребенка познавательный интерес развить воображение, дать стимул к развитию творческих способностей. В настоящее время программа проходит апробацию. Срезовая диагностика показала: у 100% детей принявших участие в занятиях наблюдается положительная динамика в усвоении сенсорных эталонов, посредством обогащения чувственного познавательного опыта; совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности, формирования умений: наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений; а так же обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготкий — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.517 с.
2. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. − М: Флинта, 2002.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] / И. А Зимняя − М.: Логос, 2002.
4. Нижегородцева Н. В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность к обучению в школе: теория и методы исследования [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, Н. П. Воронин. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. 217 с.
5. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению [Текст] / Н. В. Нижегородцева. – Ярославль: «Аверс Пресс», 2004. – 338 с.
Раскрывая родителям сущность сенсорного воспитания, следует отметить, что в его основе лежит достаточный уровень развития высшего психического процесса восприятия, в связи с чем особую роль в развитии восприятия играют органы чувств. Системы этих органов, в случае нормального внутриутробного и постнатального развития, являются основополагающими в процессе приспособления ребенка к окружающему миру. Родители также должны знать, что в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительной задержке общего развития.
У детей с церебральным параличом патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь, нарушен стереогноз. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание, являющееся основой сенсорного развития ребенка, уже с первых месяцев его жизни развивается аномально и в сочетании с ограниченностью практического опыта становится одной из причин нарушения психического развития ребенка.
В процессе сенсорного воспитания ребенка с церебральным параличом в первую очередь развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве и времени, запахе и вкусе.
Во-вторых, сенсорное воспитание предполагает развитие у ребенка мышления, так как обработка сенсорной информации, поступающей в головной мозг, осуществляется в форме мыслительных процессов (отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования).
В-третьих, сенсорное воспитание стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка. Формирование сенсорных эталонов осуществляется на сенсорной основе и опосредствуется мышлением и речью.
Родителям следует объяснить, что сенсорное воспитание осуществляется в процессе формирования сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны — это единицы измерения свойств веществ и предметов. Это своеобразные «чувственные» мерки, которые необходимы для создания полноценных представлений о свойствах предметов. При усвоении сенсорных эталонов у ребенка с церебральным параличом развивается произвольность сенсорно-перцептивных процессов. Усвоение сенсорного эталона — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон — значит, уметь использовать его в качестве «единицы измерения» при оценке свойств веществ. Нормативные системы эталонов усваиваются, подобно системам языка, не сразу, а длительно и по отдельным звеньям.
Формирование сенсорных эталонов возможно лишь при определенном уровне развития у ребенка способности к обследованию предметов. Изучая свойства предметов и веществ, ребенок использует различные способы ориентировки. Сначала это практические пробы: примеривание, наложение, приложение, вложение. Затем зрительное соотнесение, когда ребенку достаточно рассмотреть колечки пирамидки, чтобы собрать ее с учетом величины.
Указанные практические пробы являются средствами осуществления перцептивных действий. В любой деятельности ребенка можно выделить как ориентировочные, так и исполнительные компоненты. Когда перед ним стоит задача протащить какой-нибудь предмет сквозь отверстие, он сначала разглядывает и то, и другое, соотносит между собой их форму и размеры, т.е. ориентируется в задании и лишь потом переходит к его практическому выполнению. Такие исследовательские (ориентировочные) действия и называются перцептивными. Если малыш начинает решать задачу при помощи силы, без учета ее условий, то обследования предмета, ориентировки в нем не происходит — значит, нет ориентировочных, в том числе и перцептивных, действий.
Родители детей с церебральным параличом могут принять активное участие в формировании у детей сенсорных представлений и значительно облегчить трудный путь их развития. Для правильной ориентации родителей в методических приемах и дидактическом материале предлагаем следовать описанным ниже направлениям работы, которые представляют системный подход, обеспечивающий успешное усвоение учебного материала.