Сенсорное развитие детей первой младшей группы
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.
У него есть страсть, и её надо удовлетворить.
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра»
Ранний возраст – это самое благоприятное время для сенсорного воспитания детей, без которого невозможное нормальное развитие умственных способностей. В этот период важно совершенствовать деятельность органов чувств, обогащение представлений об окружающем мире, развитие творческих способностей.
Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о внешних свойствах предметов восприятия у ребенка: их форме, размере, цвете, величине, положении в пространстве, запахах, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Согласно мнению многих ученых, сенсорное развитие, является основным фундаментом для общего умственного развития детей и так же имеет самостоятельное значение, как способ развития у малышей ощущений, восприятий и представлений. Поэтому с самого раннего возраста детям необходимо накапливать и систематизировать представления об окружающем мире и совершенствовать деятельность органов чувств у ребенка.
Давай вместе свами рассмотрим, какие виды сенсорных ощущений должны быть развиты:
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.
Мы работаем в первой младшей группе с детьми 2-3лет. У ребенка только начинается накапливаться представления о цвете, форме, величине и многих других свойствам предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В данном возрасте мы знакомим детей с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); геометрическими формами предметов (квадрат, круг, треугольник); а так же с различными звуками окружающего мира.
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. Поэтому в качестве средств сенсорного воспитания у детей нашей группы мы используем различные дидактические игры. Они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих детей принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Так как основная особенность дидактических игр – обучающая, то мы используем игры в различные периоды режимных моментов. Это очень хорошая для детей начинать усваивать знания об окружающем мире, когда имеют возможность не только, видеть, но и активно использовать самостоятельно. Поэтому и необходимо использовать дидактические игры сенсорному развитию, как в непрерывной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни деятельности детей.
Предлагаем посмотреть несколько дидактических игр, которые наши малыши любять заниматься в свободное от занятий время.
Небольшая подборка дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Цели: познакомить ребенка с основными цветами радужного спектра, развивать память, внимание, речь, мелкую моторику рук.
Описание игры: Педагог показывает детям одну из картинок (например, желтый карандаш). Детям предлагается найти и присоединить картинку, на которых изображены предметы такого же цвета (например, желтое солнце и др.).
Цель:Учить дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Описание игры: Дети должны самостоятельно найти цвета и детали ежей, соединяя их в одно целое.
Цель:развивать мелкую моторику рук, утонченность движений пальцев, концентрацию внимания, способствовать развитию точности глазомера, координацию и последовательность действий.
Описание игры: педагог предлагает детям «пришить» недостающие детали одежды.
Игра: «Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Описание игры: В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
Игра «Волшебные прищепочки»
Цели: способствовать развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки.
Описание игры: прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика…)
Игра «Разноцветные палочки»
Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Описание игры: Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка.
Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета.
Игра «Найди пару»
Цель: Учить подбирать животные по образцу.
Описание игры: педагог предлагает детям, найти одинаковых животных и рассказать кто это.
педагог дополнительного образования клуба
МБУДО «ЦДТ «Радуга» города Бузулука
«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания».
Практика показывает, что современные обучающиеся нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Это проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, в плохой координации движений при беге, прыжках, общей двигательной неловкости и неуклюжести.
Сегодня большое внимание уделяется развитию сенсомоторной координации детей младшего школьного возраста. Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. Развитие сенсомоторной координации необходимо это не только первоклассникам, осваивающим сложнейший навык письма, но и всем учащимся начальных классов, поскольку, как отмечалось выше, развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.
В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного и сенсомоторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-моторной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет. Это имеет большое значение и для общего психического развития ребенка, поскольку движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности, оказывают взаимное обратное влияние на развитие структур головного мозга. Развитие моторики играет важную роль в процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом. Оно является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
Деятельность человека во многих случаях требует согласованных движений двумя руками или движений рук и ног. В этих случаях к сенсомоторной координации добавляется еще новая психомоторная особенность – координация движений. Быстрая и точная реакция на пусковой сигнал и хорошая координация экономных, точных и соразмерных движений, реализующих двигательные акты, если они не случайны, а проявляются систематически и в различных видах деятельности, определяют ловкость учащегося. Ловкость или неловкость как черта личности учащегося обычно проявляется в различных видах деятельности, и обнаружение неловкости в условиях уже производственной работы говорит о недоученности. Вот почему необходимо сравнивать психомоторные особенности, выявленные в ходе производственного обучения, с особенностями, замеченными в других видах деятельности учащихся.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Еще Л.С. Выготский отмечал огромную роль сенсорного развития в психологическом и социальном становлении личности, отмечая, что успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития детей в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Наиболее целостное отражение предметов (объектов, явлений) возникает при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.
Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.
Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию.
В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, – сенсорными эталонами – для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Усвоение сенсорных эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.
Прищепки, пуговицы, шнурки, разноцветные пробки от бутылок — всё это может пригодиться для изготовления дидактических игр по тактильному восприятию и развитию мелкой моторики. В данном разделе мы собрали для вас сотни вариантов подобных игр, которые можно смастерить своими руками. Для малышей будут полезны сенсорные развивающие коврики. Воспользовавшись положительным опытом коллег, их также можно сшить самостоятельно, не прилагая для этого каких-либо «героических усилий». Дошколятам постарше понравятся разнообразные игры с бусами. Кроме того, здесь Вы найдёте оригинальные мастер-классы по созданию подвесных мобилей; музыкальных инструментов и «шумелок». А ещё — занятия по закреплению цветовосприятия и игры из серии «найди пару».
Сенсорное развитие вашего ребенка.
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Хочу представить Вашему вниманию свой вариант изготовления сенсорных дорожек. Материал, который нам будет нужен: 1. Фетр 2. Ножницы 3. Горячий клей 4. Линейка 5. Нитки 6. Фломастер 7. Бусины разных форм и размеров 8. Декоративные ленты Начнем с разметки наших дорожек, ширина.
Обложка книги: На обложке развивающей книги «Веселая сенсорика» мы видим веселого Бегемотика. Страничку можно использовать в игровых целях. Бегемотику можно почистить зубки и покормить, закрепив при этом с детками культурно — гигиенические навыки. 1 страница книги: На этой.
Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика — Использование интерактивных технологий Мимио при формировании сенсорных представлений у дошкольников логопедической группы
Публикация «Использование интерактивных технологий Мимио при формировании. » Аннотация. В статье раскрывается опыт использования интерактивных технологий Мимио в работе по формированию сенсорных представлений у дошкольников с особыми образовательными потребностями. Результатом данной работы является повышение качества образования в соответствии с ФГОС, а.
Доброго времени суток, всем кто заглянул на мою страничку. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира. Хочу представить вам игры на сенсорное развитие детей, сделанные мною.
Задачи: Обучающие: Учить находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); Закреплять цвета (желтый, зеленый) Развивающие: Развивать внимание, мыслительные операции; умение детей общаться со сверстниками и взрослым,включаться в совместную игровую.
Сенсорно-моторный тренинг для второй младшей группы «Путешествие в волшебный лес» «Путешествие в волшебный лес» (сенсорно-моторный тренинг для 2 младшей группы. Цель: формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста . Задачи: — закреплять знания цветов (красный, желтый, синий, зеленый, побуждать называть цвета, учить.
Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика — Многофункциональный сенсорный куб из решетки «Чудесный домик»
Актуальность. Игра-ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Можно с уверенностью констатировать, что виды деятельности детей дошкольного возраста включают в большей степени игровую составляющую. Фактически игра становится для.
Дидактическое игровое пособие «Подбери панцирь для черепахи» по сенсорному развитию для детей младшего и среднего дошкольного возраста Актуальность. Дидактическое игровое пособие «Подбери панцирь для черепахи» позволит ребенку закрепить представления об основных цветах, будет.
1. Дидактическое пособие «Гусеница» Дидактическое пособие «Гусеница», это шары разной формы, связанные из ниток основных цветов. Один шар- голова гусеницы, остальные – туловище, шары разных размеров и основных. На голове пришиваем глазки, нос, рот. Задачи: закреплять знания.
Рекомендации для родителей по проведению сенсорных игр с детьми с РАС — Не настаивайте на игре, если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия, либо каким-то образом выражает протест против ваших действий. Обязательно попробуйте в следующий раз. — Не останавливайтесь, если вы видите, что ребенку понравилась игра, даже.
Сенсорные игры как возможность установления контакта ребенка с расстройством аутистического спектра. Игры с водой Игра — ключевой фактор в развитии ребенка. Она создает положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность протекает и развивается наиболее активно (память, внимание, мышление, воображение. Одна из главных проблем, характеризующих детей с аутизмом — это.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате: — снятие психоэмоционального напряжения; — умение управлять своим телом, дыханием; — умение расслабляться ,освобождаться от напряжения; — формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; — уверенность в себе.
Познавательная деятельность по РЭМП и сенсорике «Кто к кормушке прилетел» в старшей группе Занятие построено по технологии Ситуация Задачи: 1. Создать условия для: — взаимодействия друг с другом в подгруппах; — свободного выбора детьми участников совместной деятельности; — выражения детьми своих чувств и мыслей; — счета в пределах до 10; — устанавливания соответствия.
Поделитесь с коллегами и друзьями тематической подборкой образовательных материалов «Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика»!
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста
Сегодня мы с вами поговорим об одной из главных проблем развития детей. Особое значение в развитии детей имеет сенсорное воспитание. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. Значительно совершенствуются у детей умения определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа:
Зрительное,
слуховое,
осязательное (тактильное),
вкусовое,
обонятельное.
В развитии ребенка дошкольного возраста ведущая роль принадлежит взрослому.
Роль развития слухового внимания в подготовке к школе
Особое внимание следует уделить развитию слухового внимания. Этот фактор немаловажен для дошкольников, которым предстоит быть сосредоточенными на уроках в общеобразовательной школе.
Хороший фонематический слух немаловажен для обучения дошкольников письменности. Искажение одного-двух звуков слова может в значительной степени искажать смысл слова. А от будущего первоклассника требуется произносить слова так, чтобы учитель и одноклассники могли их понимать. Да и если ребенок не путает звуки, ему будет легче впоследствии ориентироваться в написании букв, которые обозначают эти звуки.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания детей нарушениями в развитии.
Сенсомоторное развитие ребенка– это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать крупную и мелкую моторику, и всё это позволит легче учиться и адаптироваться в социуме.
Поэтому в своей работе педагог обращает особое внимание на обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов:
- зрительное восприятие;
- тактильно — двигательное восприятие;
- слуховое восприятие;
- восприятие пространственно — временных отношений;
- восприятие особых внешних и внутренних свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- мелкую и общую моторику, графомоторные навыки.
На занятиях по сенсомоторному развитию специалист охватывает все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляет на полисенсорной основе использование одновременно двух или более органов чувств.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Применяются, как стандартные методы и приёмы работы, так и инновационные технологии (арт-терапия, элементы сенсорной интеграции).