Сенсорное развитие детей раннего возраста

Что же должны уметь дети когда им исполняется год и как самостоятельно развивать малыша до школы? На сегодняшний момент существует много интересных методик и педагогических открытий, посвящённых гармоничному развитию детей. Одно направление из которых мы подробно разберём в этой статье.

Сенсорное развитие детей раннего возраста изучают не только психологи, но и воспитатели детских дошкольных учреждений. Что подразумевает под собой сенсорное развитие дошкольников, и почему современные педагоги придают такое значение этому фактору?

Сенсорика, что это такое

Сенсорика, или сенсорное восприятие («sensus» — восприятие, лат.) обозначает способность человека получить представление об устройстве внешнего мира (свойстве предметов, явлений) путём анализа их через собственные ощущения и личное восприятие. Именно сенсорное восприятие позволит сформировать маленькому человеку представление о том, что он видит вокруг. Используя самый первый опыт ощущений и анализа, он получит начальные представления о форме и величине предметов, разнообразии звуковых эффектов и запахов, цветов и их оттенков.

Говоря ещё проще, — сенсорное восприятие — это те навыки и умения которые должен приобретать ребёнок в разные годы своей жизни. Давайте же разберёмся, что должен уметь ребёнок в 1, 2, 3 года своей жизни, и как его развивать в этих направлениях и чему учить малыша.

Момент появления ребёнка на свет – это, когда природа запускает его механизмы сенсорного восприятия. Малыш определяет запах матери – работает обоняние, чувствует тепло её тела – включается осязание, различает оттенки чёрного и белого цветов — значит, активируются зрительные центры. Первый месяц жизни ребёнка очень важен, ведь именно в этот период начинают полноценно функционировать все пять сенсорных систем человека — слух, зрение, обоняние, осязание и вкус.

В дальнейшем ребёнок активно использует механизмы сенсорного восприятия картины мира, активно используя память, воображение а также способность логически мыслить, все эти навыки требуют внимания со стороны взрослых и активной помощи в развитии. Именно эти формы познания помогают малышу в последующем процессе обучения.

Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте

Взрослый человек знает, что игрушечный мишка – это существо коричневого цвета с мягкой шерстью, двумя ушами и четырьмя лапами. Ребёнок этого не знает, и правильным образом донести до него нужную информацию о предметах, помочь проанализировать ему стремительно накапливающийся опыт — важнейшая задача находящихся рядом родственников и воспитателей.

Опираясь на нижеперечисленные параметры, ребёнок будет формировать личную систему сенсорного восприятия мира.

  • Формирование представлений о цветах: зелёный, синий, фиолетовый, чёрный и другие.
  • Различие и определение основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и другие.
  • Различает понятия относительных величин: большая, средняя, маленькая.

Этапы сенсорного познания в раннем возрасте. Навыки и умения

Что должен уметь ребёнок в полтора — два года? В этом возрасте малыш, как правило, уже должен освоить следующие навыки сенсорного восприятия:

  • Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует предметы одинакового цвета.
  • Собирает пирамидку по убыванию размера элементов. Минимальное количество элементов — 4–5. Желательно, чтобы элементы пирамидки резко контрастировали друг с другом в размере.
  • Анализировать конфигурацию геометрической фигуры, успешно соотносит её форму с проекцией на плоскости. Например, заполняет отверстия на доске соответствующими формами геометрических фигур.
  • Уверенно, не отрывая карандаш от бумаги, рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Может правильно прокомментировать то, что нарисовано (оценить длину и толщину линий, например).

В возрасте от двух до трёх лет умения ребёнка расширяются и дополняются. Теперь ребёнок должен оперировать следующими элементами сенсорного восприятия.

Индивидуальный подход в развитии сенсорного восприятия

К тому же необходимо помнить об индивидуальных особенностях восприятия каждого ребёнка. Нельзя проводить обучение, оказывая давление, принуждая ребёнка к занятиям. Что-то он будет делать с удовольствием и легко, а какие-то задания вызовут затруднения и малыш откажется их выполнять.

Наилучшим способом заинтересовать ребёнка получить информацию об окружающем мире была и остаётся игровая форма, особенно это касается сенсорного развития дошкольников.

Для каждой из пяти сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) можно разработать простые и интересные упражнения, используя доступные всем подручные средства.

Игры для тренировки различных видов восприятия

Задача этих упражнений и игр состоит в развитии тактильной (поверхностной) чувствительности, а также зрительного и слухового восприятия.

Полезные материалы:

«Поймай зверька» — хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее развить тактильные ощущения. Предложите ребёнку закрыть глаза, затем возьмите его любимую мягкую игрушку (желательно небольших размеров) и проведите её по частям его тела. Ребёнок должен определить где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т.д.

«Мешочек с секретом» — интересная игра для тренировки тактильной памяти, закреплений представлений о форме предметов. Покажите и дайте пощупать ребёнку несколько различных мелких предметов: фасоль, бусины, крупу, макаронные изделия определённой формы. Проговорите названия этих предметов. Затем попросите малыша отвернуться, а предметы рассортируйте по непрозрачным мешочкам. Когда ребёнок повернётся, попросите его закрыть глаза и наощупь определить то, что находится в каждом мешочке.

Природа и окружающий мир как важнейший элемент сенсорного воспитания

Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде.

Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям.

Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок рос не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым.

О сенсорном развитие детей раннего возраста по методу Монтессори и Вальдорфской образовательной системе рассказывает педагог и специалист в этой области:

Аннотация к книге «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей»

В пособии рассматриваются сенсорное развитие ребенка, т.е. развитие его восприятия с первого года жизни и до 3-летнего возраста.
Даются определения понятий видов сенсорных ощущений, способов действий ребенка с предметами, сенсорной среды (природа, мир людей), сенсорным эталонам (цвета, формы, величины, звуки, запахи, вкусовое восприятие), а также методика организации и проведения занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте.
Занятия и методические рекомендации позволят научить детей раннего возраста правильным представлениям о сенсорной среде и эталонах, научат комплексному восприятию сенсорных ощущений.
Описанные методы работы могут быть использованы как в работе с обычными малышами, так и с детьми, отстающими в психо­речевом развитии.
Издание адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Иллюстрации к книге Елена Янушко — Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей

Рецензии на книгу «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей»

  • Покупатели 13

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книга хорошо скомпонована. Действительно многие игры переизданы из тоненькой книжицы данного автора, но не это меня подвигло написать отзыв. Есть одно НО, которое мне кажется очень существенным- в данной книге нет списка использованной литературы. а использовано в этой книги достаточно много игр и упражнений из книг уважаемых педагогов, психологов(Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина и др.), которые заложили основу по работе с детьми раннего возраста (и не только) в области сенсорного развития. А в.

Книга хорошо скомпонована. Действительно многие игры переизданы из тоненькой книжицы данного автора, но не это меня подвигло написать отзыв. Есть одно НО, которое мне кажется очень существенным- в данной книге нет списка использованной литературы. а использовано в этой книги достаточно много игр и упражнений из книг уважаемых педагогов, психологов(Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина и др.), которые заложили основу по работе с детьми раннего возраста (и не только) в области сенсорного развития. А в данном издании ни полслова о том, где позаимствованы многие игры, и выходит,будто их автор Янушко Е.А. По роду деятельности, я хорошо ориентируюсь в теме и в литературе по работе с детьми раннего возраста и знаю о чём сейчас пишу. Не правомерное,на мой взгляд, отсутствие списка (ссылки) использованной литературы оставил осадок и несколько подпортило впечатление о книге. Скрыть

Видеозапись вебинара «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» автор Коротаева С.А. ~ 1,15 ч;
• Методическое пособие «Сенсорное развитие. Зима» — 56 стр.
• Методическое пособие «Сенсорное развитие. Слуховое восприятие» — 40 стр.
Аудиотреки — 18 шт.
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» автор Коротаева С.А. ~ 1,15 ч;
• Методическое пособие «Сенсорное развитие. Зима» — 56 стр.
• Методическое пособие «Сенсорное развитие. Слуховое восприятие» — 40 стр.
Аудиотреки — 18 шт.
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Игровая методика музыкального воспитания дошкольников» (Весенние мотивы) автор – Коротаева С.А. ~ 1.15 ч;
Весь материал к мастер-классу;
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Летние развлечения и игры с дошкольниками» автор Коротаева С.А. ~ 1,15 ч;
Весь материал к мастер-классу;
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Осенние игры и забавы для детей» автор Коротаева С.А. ~ 1.15 ч;
Весь материал к мастер-классу;
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Снежная логоритмика» автор – Коротаева С.А. ~ 1.15 ч;
Весь материал к мастер-классу;
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» автор Коротаева С.А. ~ 1,15 ч;
• Методическое пособие «Сенсорное развитие. Зима» — 56 стр.
• Методическое пособие «Сенсорное развитие. Слуховое восприятие» — 40 стр.
Аудиотреки — 18 шт.
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Игровая методика музыкального воспитания дошкольников» (Весенние мотивы) автор – Коротаева С.А. ~ 1.15 ч;
• Методическое пособие «Игровая методика музыкального воспитания дошкольников» — 95 стр.;
Аудиотреки -12 шт. (11-, 1+);
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

  • Значение и задачи развития сенсорики в раннем возрасте.
  • Практический материал зимней тематики: сенсорные игры, музыкально-ритмические композиции, игры со звуками и др.
  • Согласованная работа музыкальных педагогов и воспитателей по направлению сенсорного развития детей дошкольного возраста.
  • Использование бросового материала для решения задач развития слухового восприятия детей раннего возраста.

Видеозапись вебинара «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» автор Коротаева С.А. ~ 1,15 ч;
• Методическое пособие «Сенсорное развитие. Зима» — 56 стр.
• Методическое пособие «Сенсорное развитие. Слуховое восприятие» — 40 стр.
Аудиотреки — 18 шт.
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Игровая методика музыкального воспитания дошкольников» (Весенние мотивы) автор – Коротаева С.А. ~ 1.15 ч;
• Методическое пособие «Игровая методика музыкального воспитания дошкольников» — 95 стр.;
Аудиотреки -12 шт. (11-, 1+);
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Летние развлечения и игры с дошкольниками» автор Коротаева С.А. ~ 1,15 ч;
Сценарий летнего досуга для младших дошкольников «Что такое лето?» — 19 стр.;
• Сценарий летнего досуга для старших дошкольников «Какого цвета лето?» — 19 стр.;
• Методическое пособие по развивающим играм «Здравствуй, птичка певчая» — 21 стр.;
• Методическое пособие по развивающим играм «Игры в крапинку» — 33 стр.;
Вспомогательные материалы: лото, схема самолёта, игровые карточки с жуками;
Аудиотреки — 31 шт.;
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Осенние игры и забавы для детей» автор Коротаева С.А. ~ 1.15 ч;
Сценарий праздника «Осенние письма» для детей 4-6 лет — 35 с. (игровые модули, танцы, ноты);
• 9 аудиотреков;
• 3 дополнительных видео;
• Методическое пособие «Лесные игрушки. Развивающие игры с природными материалами» — 45 стр.;
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Снежная логоритмика» автор – Коротаева С.А. ~ 1.15 ч;
Видеоролики упражнений — 3 шт.;
Аудиотреки к упражнениям -17 шт.;
• Методическое пособие «Снежная логоритмика» — 79 стр.;
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» автор Коротаева С.А. ~ 1,15 ч;
• Методическое пособие «Сенсорное развитие. Зима» — 56 стр.
• Методическое пособие «Сенсорное развитие. Слуховое восприятие» — 40 стр.
Аудиотреки — 18 шт.
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Игровая методика музыкального воспитания дошкольников» (Весенние мотивы) автор – Коротаева С.А. ~ 1.15 ч;
• Методическое пособие «Игровая методика музыкального воспитания дошкольников» — 95 стр.;
Аудиотреки -12 шт. (11-, 1+);
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» автор Коротаева С.А. ~ 1,15 ч;
• Методическое пособие «Сенсорное развитие. Зима» — 56 стр.
• Методическое пособие «Сенсорное развитие. Слуховое восприятие» — 40 стр.
Аудиотреки — 18 шт.
• Именной сертификат (2 ак. ч.).

Видеозапись вебинара «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» автор Коротаева С.А. ~ 1,15 ч;
Именной сертификат (2 ак. ч.).

Сейчас очень многие родители уделяют особое внимание воспитанию детей раннего возраста. Такие родители с удовольствием занимаются с детьми дома и это всегда видно по развитию ребенка. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1–3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ребенком, тем успешнее и быстрее он развивается.

Одним из важнейших направлений развития ребенка раннего возраста является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений. В раннем возрасте предметный мир вызывает у малыша наибольший интерес. Сенсорный опыт ребенка, полученный им в раннем возрасте, является необходимой базой для успешного развития в дальнейшем. И взрослые должны помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду.

Предлагаем родителям увлекательные и интересные занятия для малышей, которые можно провести дома.

Игра «Мозаика из пробок». Подберите разноцветные крышки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, форма.

Игра «Шагаем в пробках».

Не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. Можно использовать такое стихотворение: «Ползу я по дорожке, перебираю ножки. Мечтаю бабочкою стать, чтоб по цветам легко порхать».

Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Варианты игр с прищепками:

Рыбки. Предложите малышу накормить рыбок, показав, как рыбки-прищепки открывают ротик. Попробуйте захватывать таким образом мелкие предметы – макароны, пуговицы и т. п. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и координацию движения рук.

Жуки. Прикрепите прищепки в разных местах по всей комнате – на шторы, на скатерть, на книжку, на игрушку, на ковёр. Скажите малышу, что маленькие жуки спрятались и нам надо их найти и посадить в домик-коробку. Эта игра развивает внимание.

Уголки. Дайте малышу геометрические фигуры из картона. Предложите прикреплять прищепки к уголкам. Эта игра помогает изучить понятие «угол». С детишками постарше можно посчитать количество углов, расширяя понятие о многоугольниках.

Конструктор. Конечно же можно использовать прищепки в качестве конструктора. Из них можно смастерить самолётик, забавных человечков, бабочку, паука и много ещё всего. Эта игра очень творческая, а потому, прекрасно развивает детское воображение.

Цвета. Покажите малышу картинки с изображением различных предметов. Каждый предмет должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите малышу прикрепить прищепки к предметам по цвету.

А еще я предлагаю родителям самим пофантазировать, заняться творчеством и самим придумать развивающие пособия, направленные на сенсорное развитие ваших деток. Попробуем сделать «Сенсорную коробочку» — это емкость с наполнителем, предназначенная для игры. Ребенок не только увлеченно играет, но и получает разнообразные тактильные ощущения. Наполнителем могут быть любые предметы, природные материалы и даже продукты, которые не опасны для ребенка. Емкость помогает держать эти материалы в одном месте. Сенсорная коробка оказывает колоссальное воздействие на органы чувств ребенка и мелкую моторику, а значит и на развитие интеллекта и речи. Возбужденный ребенок успокаивается, возясь с крупами, с помощью сенсорной коробки вы можете расширить представление ребенка об окружающем мире, менять содержимое сенсорной коробки можно бесконечно, эта игра почти ничего не стоит и никогда не надоедает.

Сенсорное развитие ребенка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспитания.
Ранний этап детства считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» — чувство, «мото» — движение), как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.
Предложенная программа повышения квалификации познакомит слушателей с методиками развития детей раннего возраста, которые раскрыты в работах ученых (М. Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, Ф. Фребеля, Никитиных, Зайцева); с дидактическими пособиями для развития сенсорных способностей детей; с видами детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО; с играми для тренировки различных видов восприятия.

Требования к слушателям:

к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие диплом о среднем профессиональном и (или) высшем образовании;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Категория слушателей:

Оценка качества обучения

Контроль знаний по программам повышения квалификации осуществляется в форме тестирования; по дисциплинам программы и итогового теста. Для сдачи теста предоставляется несколько попыток (минимум три). На программах профессиональной переподготовки сдаются промежуточные тесты по дисциплинам программы и выполняется итоговая аттестационная работа.

Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребенка. Одной из основных задач современного ФГОС является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как ценностной составляющей, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Цели данной программы – это повышение компетентности слушателей в вопросах сенсорного развития и воспитания дошкольников, а также освоение специалистами знаний и навыков, необходимых для оздоровительной и коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста.

Форма обучения: заочная.
Количество академ. часов: 36.
Срок обучения: 30 дней.

Учебный план
Модуль 1. Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста
Тема 1. Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста
Тема 2. Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста

Модуль 2. Познавательное развитие детей раннего возраста
Тема 1. Методические приемы обучения действиям с предметами
Тема 2. Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

Для прохождения программы вам необходимо:
· Посмотреть все лекции и презентации;
· Прочитать материалы;
· Выполнить самостоятельную работу;
· Выполнить итоговую работу.
При соблюдении всех сроков и выполнении условий вы получаете оценку итоговой аттестации «Зачтено» и удостоверение о повышении квалификации в объеме 36 академических часов.