Раннее детство — особый период становления органов, систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Хорошо известно, что именно сенсорное воспитание являлось центральной проблемой на протяжении целых эпох развития дошкольной педагогики. Достаточно вспомнить Я.Коменского и его классический труд «Мир чувственных вещей в картинках», «Азбуку наглядностей» Песталоцци, «Дары» Фребеля, идеи Руссо, дидактическую систему Монтессори, дидактические игры Декроли. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Особо важное значение сенсорное развитие приобретает в раннем и дошкольном детстве, когда восприятие окружающего мира интенсивно развивается. Именно в этом возрасте закладываются основы всего последующего развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка — буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному. С.А. Козлова, Т.А. Куликова дают такое определение. Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия [5,142].
Венгер Л.А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т.е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством [3,4].
Таким образом, проанализировав, указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание — это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Одним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр[2,5].
Литература
1.Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста[Текст]/ З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова — М.: Просвещение, 1991. — 207с.
2. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду [Текст]/А.К. Бондаренко- М.: Просвящение,1991.-160 c;197с.
3. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер — М.: Просвящение, 1998г.- 143стр.
4.Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. — М., 1978.
5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика.5-е издание [Текст]/С.А Козлова, Т.А Куликова- М.: Академия, 2004г.- 409с.
6.Сорокова М.Г. Система М.Монтессори. Теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. — М., Издательский центр «Академия», — 2003. – С.32.
7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с
8. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей [Текст]/ Л.В. Волубцева, — М.: Издательский дом «Карапуз», 2001г.-128с.
Барсегян Вардуи Оганнесовна, воспитатель
МБДОУ ЦРР-ДС №53 «Ёлочка» г.Тамбов
Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.
Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать), поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка. Рассмотрим задачи сенсорного воспитания детей по возрастам.
Задачи сенсорного воспитания в 1 младшей группе.
Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.
Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).
Учить детей называть свойства предметов.
В течении года мы с малышами учились:
- Выделять различные признаки и свойства объектов и явлений;
- Сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству;
- Устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения);
- Осуществлять классификацию по одному признаку;
- Осущесвлять сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку);
- Различать количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т. д.)
Задачи сенсорного воспитания в 2 младшей группе.
Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, квадратная, треугольная и т. д.). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.
Задачи сенсорного воспитания в средней группе
Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
Задачи сенсорного воспитания в старшей группе
Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.
Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, Соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.
Задачи сенсорного воспитания в подготовительной группе
Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться). Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.
Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.
Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.
Обогащать представления о цветах и их оттенках.
Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.).
2 Цель и задачи работы над темой, сроки. Цели: Развитие мелкой моторики и координаций движения рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи: — Изучить литературу по данной теме; — развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; — развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников; — повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников; —улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; —развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие; —совершенствовать предметно пространственную-среду группы для развитие мелкой моторики. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), накопления представлений об окружающем мире. Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Время Знаний
Россия, 2015-2023 год
Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.
Организация: МАДОУ детский сад №402 «Золотая рыбка»
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Нижний Новгород
Для детей дошкольного возраста источником познания является чувственный опыт. С помощью сенсорного развития у детей формируются способности, развиваются умения в разных видах деятельности и повышается их готовность к школьному обучению. Много лет работая в детском саду, я заметила, что дети приходят в дошкольное образовательное учреждение, не имея чувственного опыта, у них плохо развиты сенсорные способности, мелкая моторика. Исходя из моих наблюдений, мною было принято решение начать активно работать над данной проблемой. Стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они максимально стремились к познанию. Предметы обстановки мною подбираются таким образом, чтобы в них отражалось многообразие величины, цвета, формы и материалов. Своей яркостью, новизной и необычностью, созданная мною среда развивает инициативу и творчество дошкольников, побуждает детей действовать в ней и исследовать ее. В группе так же создала сенсомоторный уголок. Разместила там пособия для организации и проведения игровых упражнений, включила альбомы для рассматривания, природные и бытовые материалы, различные мозаики, шнуровки, конструкторы. Работа с детьми проводится на протяжении всего дня в игровой форме, в нее я включаю все виды детской деятельности. Организуя работу с воспитанниками, стараюсь использовать как можно больше анализаторов, которые участвуют в восприятии. Это я делаю для того, чтобы ребятам было интересно, так они с интересом участвуют, получают огромное впечатление и отлично запоминают. Так же в своей работе активно использую развивающие игры с предметами, разные дидактические игры для формирования представлений о цвете, форме, величине, времени, вкусе, запахе, текстуре, звучании и об ориентировке в пространстве. С дошкольниками провожу наблюдения в природе, экспериментирую с природными материалами, организую игры – эксперименты с водой, с песком, землей и глиной. При конструировании применяю игры в крупный и мелкий конструктор, с конструктором-лего, с развивающими кубиками, с мозаиками нескольких видов и различными шнуровками. При проведении ООД по изобразительной деятельности активно использую игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом и игры с разными красками. В двигательной деятельности детей использую упражнения на иммитацию, ходим с ними босиком по «дорожкам здоровья». С целью коммуникативного развития дошкольников применяю детские песенки, потешки, стихи, книги из разных материалов, с музыкальными эффектами, а также красочные книжки разных размеров. Активно использую в своей работе игры на развитие фонематического слуха, с различными музыкальными инструментами, игры с самодельными звучащими предметами, очень интересны детям театрализованные игры. А еще мною активно применяются трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек с группой комнате, в которых ребята участвуют с интересом. Для семей воспитанников организовываю консультации, мастер-классы, беседы, создаю папки-передвижки. В уголке для родителей помещаю совместные задания по разным темам, распечатки игр и практические рекомендации. Проанализировав результаты проделанной мною работы, я заметила положительную динамику. Дети начали активнее проявлять интерес к предметам окружения и их свойствам. Ребята с большим удовольствием участвуют в экспериментальной деятельности, а я смотрю и восхищаюсь тем, как они проявляют эмоции радостного удивления и словесную активность. У дошкольников повысились способности целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия. Кроме этого, они стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности. В ходе организованной мною работы с включением всех участников образовательного процесса заметно пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы. А также мне удалось повысить компетентность родителей по сенсорному развитию детей. Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная мною цель была успешно достигнута. Я считаю, главным условием познавательного развития является своевременное сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
Статья посвящена актуальной проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Здесь отражены теоретические и практические аспекты по данному вопросу. А также отражена тесная связь сенсорного и речевого развития.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – точнее различение речевых звуков – различение восприятия начертания букв.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» – чувства, «моторика» – движение) развития.
Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.
Установлена важная роль чувственного опыта в формировании речи и, в частности, ее номинативной (обозначающей) функции. Восприятие и речь взаимно обусловлены в своем формировании. Слово возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
На огромное значение речи для сенсорного развития и развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л.С. Выготский.
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда.
В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если малыш говорил, только повторяя за окружающими его людьми, то он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики.
Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и восприятия. Язык есть непосредственная действительность мысли.
Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.
Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств – из окружающего его вещественного мира.
Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первое место — вещь как предмет познания и речи.
Вне конкретного мира язык развиваться не может, а мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребенка, как отсталость в развитии языка.
В раннем детстве надо как можно больше расширять круг наблюдений ребенка, прочно и систематически укреплять в них представления, добытые при наблюдении, давать им обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом того, с чем их познакомила природа и искусство посредством наблюдения. Слово закрепляет представления и делает их более прочными.
Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли из нее непринужденно и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь.
Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм.
Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.
Сенсорное развитие дошкольника — это развитие детского восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, включая их форму, цвет, величину, положение в пространстве, а также запах и вкус. Знакомство с данными свойствами представляет собой основное содержание сенсорного воспитания.
Особенности сенсорного развития
Сенсорное развитие ребенка заключается в формировании его восприятия и представлений о внешних аспектах предметов. Роль этого типа развития в раннем и дошкольном возрасте невозможно переоценить. Именно это время наиболее благоприятно для совершенствования работы органов чувств и процесса накопления представлений об окружающем мире.
Готовность детей к обучению в школе существенно зависит от их сенсорного развития. Исследования, которые осуществили детские психологи, показывают, что значительная часть проблем в ходе начального обучения (особенно в первом классе) связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
В науке выделяются 5 сенсорных систем, благодаря которым люди могут познавать мир:
В процессе развития сенсорных способностей большое значение имеет освоение сенсорных эталонов, которые представляют собой общепринятые образцы и свойства предметов. Так, примерами могут выступать семь цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и др.
С одной стороны, сенсорное развитие становится фундаментом общего умственного развития ребенка. С другой стороны, оно обладает самостоятельным значением, поскольку полноценное восприятие требуется для эффективного обучения ребенка в детском саду, школе и в прочих видах трудовой деятельности.
В детском саду дети обучаются рисованию, лепке, конструированию. Они начинают знакомство с природными явлениями, осваивают основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями в различных сферах предполагает постоянное внимание к внешним и внутренним свойствам предметов. Например, для получения в рисунке сходства с изображаемым предметом, воспитаннику необходимо достаточно точно улавливать форму, цвет, материал. Для конструирования нужно тщательное исследование формы предмета (образец, его структура и строение).
Аспекты сенсорного развития младшего дошкольника
Ребенок на разных возрастных этапах оказывается наиболее чувствительным к тем или иным определенным воздействиям. По этой причине каждая возрастная ступень может стать благоприятной для последующего нервно-психического развития и разностороннего воспитания дошкольника. Чем меньше дети, тем большую роль в их жизни играет чувственный опыт.
В отечественном психологическом словаре возрастную сензитивность определяют в качестве оптимального сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов, присущее определенному возрастному периоду. Преждевременное или запаздывающее обучение в отношении периода возрастной сензитивности способно оказываться недостаточно эффективным. Это может неблагоприятным образом отразиться на развитии психики.
Большинство исследователей пришло к единому мнению о том, что именно ранний и дошкольный возраст являются наиболее благоприятными для совершенствования работы органов чувств. В это время человек начинает накапливать представления об окружающем мире, поэтому сенсорное воспитание стало одним из основных аспектов дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание заключается в последовательном планомерном ознакомлении ребенка с сенсорной культурой человечества. Оно представлено целенаправленным педагогическим воздействием, которое обеспечивает развитие и формирование чувственного опыта, а также совершенствование ощущений и восприятия.
Для младшего дошкольного возраста характерен качественный скачок в психическом развитии. К началу этой стадии у ребенка уже сформированы следующие познавательные процессы:
- Ощущения,
- Непроизвольное внимание, ,
- Активная речь.
Осуществляя действия с предметами, ребенок накопил опыт, словарный запас и начинает понимать речь, обращенную к нему. С помощью данных достижений младшие дошкольники активно осваивают окружающий мир, а в процессе данного освоения проходит свое развитие восприятие.
Восприятие младшего дошкольника обладает предметным характером, поскольку совокупность свойств предмета (величина, цвет, форма, вкус) ребенок не отделяет от предмета. Он видит их слитно с предметом и считает нераздельно принадлежащими предмету.
Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте
Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте представляет собой совершенствование ощущения, восприятия, наглядного представления. На этой стадии у дошкольника снижаются пороги ощущений, растет острота зрения и точность различения цвета. У него формируется фонематический и звуковысотный слух, существенно растет точность оценок веса предметов.
Возникновение восприятия признаков объекта происходит в ходе выполнения предметной деятельности. У младших дошкольников обследование предметов подчинено в основном игровой цели. На протяжении дошкольного периода игровое манипулирование заменяется на собственно обследовательские действия с предметами с предметом, начиная превращаться в целенаправленное опробование с целью уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
Л. А. Венгер считал, что в дошкольном возрасте практические действия с материальными объектами как бы «расщепляются». В них можно выделить ориентировочную и исполнительскую части. Первая из них предполагает, что обследование производится во внешней развернутой форме, выполняя при этом новую функцию (определение свойств предметов и предвосхищение дальнейших исполнительских действий).
Постепенно ориентировочные действия становятся самостоятельными и начинают выполняться в умственном плане. У младших дошкольников изменяется характер ориентировочно-исследовательской деятельности, когда они от внешних практических манипуляций с предметами переходят к знакомству с предметами на основании зрения и осязания.