С ребенком в музее

Поход с ребёнком в музей — задание ответственное. Хочется, чтобы это принесло максимум пользы и не отбило желания повторить. Но если это, например, выставка изобразительного искусства, где мало интерактива и много сложного, то дети часто теряют внимание и понимание, зачем это всё вокруг.

В Москве после карантина постепенно открываются музеи: «Гараж», МОММА, Мультимедиа арт музей и другие уже принимают посетителей с соблюдением всех мер предосторожности.

Если вы собираетесь воспользоваться такой возможностью, у нас есть инструкция, как ходить в музей с детьми. Её подготовила Шаганэ Хачатрян — наш педагог дополнительного образования по истории искусств и автор онлайн-интенсива «Я знаю этого художника: история картин для детей»

Некоторые из этих советов пригодятся и для виртуальных экскурсий по экспозициям, если вы не готовы посещать их вживую или до самой интересной пока не добраться.

1. Подготовьтесь.
Прочитайте на сайте об экспозиции, изучите несколько интересных фактов о художниках и картинах, которые вы увидите. Начните рассказывать об этом ещё по пути в музей. Попробуйте запланировать, на каких именно работах вы акцентируете внимание ребёнка.
А ещё лучше купить билеты онлайн, чтобы не тратить время на очередь. Для первых походов в музей ребёнку достаточно 90 минут, больше ему, скорее всего, будет уже сложно.

3. Говорите об искусстве.
Расскажите, какие работы нравятся вам и почему. Спрашивайте у ребёнка, что он чувствует, когда смотрит на картину. А какое настроение у этой работы? Что хотел сказать нам художник? Следуйте за ребёнком, если он ведёт вас к определённой работе. Обсудите цвет, форму, текстуру и материал. Если в музее разрешено трогать экспонаты, обязательно трогайте!

4. Возьмите скетчбук и карандаши.
Попробуйте «скопировать» картины известных художников или сделать наброски скульптур. Вы удивитесь, насколько точно дети умеют улавливать важные моменты.
Это может быть отличной арт-паузой, если вы немного устанете от ходьбы по залам.

Ещё один способ подготовить ребёнка к походу в музей — прийти к нам на следующей неделе на онлайн-интенсив Шаганэ Хачатрян «Я знаю этого художника: история картин для детей». На нём ученики не только узнают о художниках и течениях в живописи, но и создают свои произведения искусства. Подробнее об интенсиве.

Ребенок осваивает мир множеством способов, и родители помогают ему в этом – читают книги, показывают картинки, знакомят со спортом и музыкой, рассматривают вместе с ним деревья, животных, транспорт.

Наконец приходит время побывать с ребенком в музее – именно там есть возможность увидеть то, чего не встретишь на улице: например, динозавра. Как подготовиться к первому походу в музей, чтобы он получился удачным, вызвал положительные эмоции, расскажет наша статья.

Какой музей выбрать для первого посещения?

Вкратце задачу можно описать так: учесть интересы, удивить и не утомить. При этом прежде всего нужно ориентироваться на возраст ребенка. На вопрос, в каком возрасте малыш готов к первому походу в музей, не ответит ни один календарь развития ребенка.

В какой же музей сходить с ребенком в первый раз? Конечно, тот, в котором ему будет интересно. Поборите в себе желание показать ему все, что привлекает вас самих, и присмотритесь – что привлечет малыша? Интересные музеи для детей могут быть разной тематики: животные, корабли, наряды, сказки…

Когда музей выбран, поговорите с ребенком о предстоящей экскурсии. Пусть он расскажет, что сам знает на эту тему. Например, если вы собираетесь в зоологический музей, припомните ваш поход в зоопарк, встречу в лесу с ежиком или игру с соседским псом. Если среди детских книг есть подходящие – пролистайте их, рассматривая иллюстрации.

Будет очень кстати, если вы поделитесь своими положительными воспоминаниями о музее. И обязательно объясните ребенку о правилах поведения в выставочных залах – там нельзя шуметь, бегать, трогать экспонаты.

Поскольку активным детям не так просто быть сдержанными, придумайте небольшую игру – скажем, возьмите с собой мягкую обувь, чтоб ступать бесшумно, «как индейцы».

Советы по подготовке похода в музей с ребенком

Важно продумать и практические моменты похода:

  • Первая экскурсия по музею, желательно, должна прийтись на ровный период в жизни ребенка – пусть она сама станет ярким, заметным событием.
  • Утренние часы будней – лучшее время для похода в музей с детьми: в залах мало посетителей, можно сколько угодно времени провести за разглядыванием того, что интересует ребенка. К тому же иногда смотрители залов стремятся не одернуть чересчур пытливое чадо, а удовлетворить его интерес, и разрешают потрогать какой-то обычно недоступный экспонат.
  • В зависимости от возраста ребенка, в первый раз музейный осмотр пусть займет полчаса-час. Осмотрите один зал – если малышу полюбится такое времяпрепровождение, вы вскоре вернетесь сюда, чтобы продолжить экскурсию.
  • Мы не зря так часто повторяем слово «поход»: к выходу в музей нужно готовиться почти по-туристски – надеть удобную одежду и обувь (лучше предложить ребенку привычные вещи вместо нарядной одежды), позаботиться о еде.

К слову, в некоторых музеях есть кафе, в которых так любят бывать дети. Вы, возможно, будете раздосадованы, что пирожное карапуз запомнил лучше, чем шедевр живописи. Зато в следующий раз сладости не затмят музейную экспозицию.

С экскурсоводом или без?

Есть и еще один важный вопрос – нужна ли помощь экскурсовода? Если в музее устраиваются специальные детские экскурсии, к ним стоит примкнуть. Если нет – постарайтесь обойтись собственными силами: в конце концов вы пришли не читать лекцию, а посмотреть вместе с ребенком на что-то интересное и пообщаться с ним.

Даже минимальных знаний вам хватит, чтобы ответить на многие вопросы чада, а о многих вещах интересно догадываться вместе: о чем мечтает мальчик на картине? куда плывет парусник? от чего могла разрушиться такая толстая стена?

Удивительно, но на таких экскурсиях совершенно спокойно можно коснуться важных тем: жизнь и смерть, религия, человеческое тело, распознавание эмоций и т. д. Ребенок, разглядывающий вместе с родителями мумии или античные статуи, учится не стыдиться и не страшиться этих вопросов.

Более того, уже сам по себе музейный интерьер – большие залы, длинные коридоры, кассир за окошечком, диваны у стен, стеклянные витрины – представляет для ребенка отдельный интерес. Позвольте ему сколько угодно рассматривать люстру или старый паркет, коллекция минералов или амфор пусть подождет.

Вместе с тем научите ребенка добывать знания прямо на месте. Даже если ребенок еще не умеет читать, покажите табличку, на которой написано название картины или дано объяснение непонятному предмету.

Отдельно хочется сказать и об ожиданиях родителей от посещения музея с ребенком. Не стоит ждать, что дитя сразу освоит новый пласт знаний и оценит то, что по душе вам. Значительно ценнее, что вы разделите с ребенком время и эмоции, а это позволит в дальнейшем приобщать его к вашим увлечениям, прививать вкус.

Несколько слов о детских музеях

Добавим, что, к радости родителей и их чад, многие современные музеи далеки от скучных выставок, где поблекшие экспонаты лежат под стеклом, а экскурсовод дает сухую информацию.

Сейчас очень распространены музеи для детей, где юных посетителей поощряют познавать и исследовать, где разрешается делать опыты и проверять законы физики или химии, где можно бегать по залам, выполняя задания квеста.

И еще: не стоит торопить ребенка, чтобы он делился впечатлениями от посещения музея.

Новый опыт требует переработки – быть может, он отразится не в разговоре, а в рисунке. Но если предложение снова пойти в музей ваше дитя встретит с восторгом, это будет лучшим подтверждением того, что первый поход был удачным.

Первый визит в музей с малышом может стать настоящим испытанием на прочность: ребенку скучно или тревожно среди огромных полотен и незнакомых людей, смотрительницы следят за тобой словно надзирательницы… Как же тогда приобщать детей к прекрасному? Спросили у эксперта.

куратор просветительских проектов Музея русского импрессионизма, член экспертного совета проекта «Инклюзивный музей» ИКОМ России, тифлокомментатор

Когда идти с ребенком в музей в первый раз?

Посещать музеи можно и нужно с пеленок. В разном возрасте у детей вызывают интерес разные вещи: пейзажи и портреты, сочетания цветов, стили. Сегодня музеи предлагают детям много интересных форматов, как для самых маленьких гостей, так и для подростков: мастер-классы, интерактивные экскурсии, спектакли, дискуссии и даже творческие лаборатории.

Часто для знакомства с искусством родители выбирают именно наш музей. Дети неизменно любят импрессионизм за узнаваемость сюжетов и за достаточно понятное изображение привычных предметов. Плюс у нас удобное пространство (лифты, пеленальный столик, стульчик для кормления, безбарьерная среда) и насыщенное расписание интерактивных программ.

Как подготовиться к визиту в музей

Заранее продумайте план вашего путешествия: посмотрите на сайте — открыты ли выставки в то время, на которое вы планируете свой визит, удобно ли вам будет добираться, сколько стоят билеты, комфортно ли вы сможете передвигаться по музею.

показать репродукции картин или других произведений, которые вы увидите;

поиграть дома в настольные игры, в которых есть изображения картин или скульптур (арт-лото, мемори), чтобы экспонаты стали узнаваемыми, и можно было сравнить свои впечатления от небольшой репродукции и от реального полотна. Кстати, у нас в сувенирной лавке есть мемори по мотивам основной экспозиции музея, а также несколько видов пазлов.

Если вы сделаете что-то из этого списка, то у ребенка не будет ощущения, что он пришел в чужое, незнакомое пространство. Появится чувство узнавания, которое помогает выстраивать диалог между детьми и родителями.

Сколько времени стоит закладывать на посещение?

Лучше расслабленно следовать за своим ребенком. Первый опыт посещения музея не должен быть продолжительным. Если вы посмотрите всего три произведения искусства или даже только одно, то не стоит расстраиваться. Вы сможете вернуться в следующий раз и изучить еще что-то. Если видите, что ребёнок устал, лучше уйти из музея и вернуться через какое-то время. Главное — не переусердствовать. И не стоит недооценивать музейное кафе. Если вы долго добирались, то лучше начать именно с него: выпить какао, поболтать ногами на стуле, попробовать круассаны и пирожные. И только потом отправляться на осмотр выставки.

Почему дети часто зевают в музеях от скуки?

Потому что там тихо, спокойно, атмосфера располагает к отдыху. А если серьезно, то и взрослые и дети зевают всегда и везде, это нормальный процесс, который никак не связан с тем, куда они пришли. В музеях интересно. Особенно, если с посетителями работают вдохновленные и подготовленные гиды и педагоги.

Как обсуждать с детьми увиденное?

Можно начинать с простого: с сюжета и персонажей. «Как ты думаешь, что люди здесь делают?», «Как тебе кажется, какое у них настроение? Как художник это передал?». Дома можно порисовать, сделать какой-то арт-объект, вдохновившись увиденным. Можно наблюдать за повторяющимися сюжетами, как они меняются у разных художников. Или поиграть: а давай отыщем на картинах всех котов или собак! Главное — не давите, не заставляйте, если малыш не хочет. Слушайте, развивайте его идеи, пусть даже самые фантастические, а не старайтесь исправить, сделать замечание.

В вашем музее можно сидеть на полу?

Все программы для детей в нашем музее разделены по возрасту, чтобы школьники не скучали в группах с малышами, например. И для каждого можно найти что-то интересное: интерактивные экскурсии с осмотром и обсуждением экспонатов и зарисовками в залах, творческие мастер-классы, где в ход идет все: от акварели до блесток, серии еженедельных занятий по абонементам, а также пластилиновые спектакли, пленэры в парках, концерты и квесты. Словом, все, что детской душе угодно. И да, во время всех этих программ ребята получают разноцветные подушки, чтобы сидеть на полу возле картин. Так ноги меньше устают и все силы тратятся на погружение в интересный музейный мир.

Не всякое путешествие с ребёнком или даже несколькими детьми ограничивается пляжем, зоопарком и парком аттракционов. Бывает, родителям хочется и к более высокой культуре приобщиться. Например, посетить музей. Как это сделать с детьми и получить удовольствие? Приведём несколько советов.

1. Честно говоря, если вы собираетесь в музей только потому, что так советуют путеводители, потому что «ходят все», для галочки — то лучше не надо. Скука вещь заразная. Идите в музей, когда этого действительно хотите вы. И тогда берите детей. Передать любовь к искусству и истории может и не получится, но показать свою искреннюю увлечённость чем-то — обязательно.

2. Если город музейный, то выбирайте тот музей, что интересен вам. Не сложилось с художественным? Тогда может историко-бытовой? Военный (привет папам и дедушкам),

технический? Или измените ракурс: иногда в художественном музее стоит побывать не только ради коллекции, но и ради самого здания. Это другое ощущения формы, пространства и себя в нём, акустики наконец.

3. Не пытайтесь объять необъятное. Лучше сразу откажитесь от намерения по-быстрому обежать Эрмитаж, одним глазком заглянуть во все залы Лувра и т.д. Это и взрослому не под силу. Ребёнку — сколько бы ему ни было лет — тем более. Заранее наметьте тему, конкретный зал, картину какого-то художника, которая была бы интересна и вам, и, возможно, ребёнку. И идите к намеченной цели. Поверьте, ребёнок всё равно покинет музей с полным багажом впечатлений, потому что по пути к картине/залу он увидит ещё массу всего необычного для себя: рисунок на паркете, люстры, лестницы, двери и их детали и пр. Полчаса на выставке для ребёнка лет 4-5 более чем достаточно.

4. Заранее разузнайте, есть ли в музее кафе, и если нет, то где рядом с музеем можно будет подкрепиться. А если дорога к музею отняла много времени и сил — зайдите в кафетерий сразу. Хлеб и зрелища — это ведь неразрывно, помните?

5. Посещение музеев для детей любого возраста — серьёзное испытание; слишком много всяких «не». Не бегать, не прыгать, не шуметь, не кричать, не трогать наконец. Об этих правилах лучше поговорить с малышом заранее. Некоторым ребятам помогает сравнение музея с храмом, с храмом искусства в данном случае. Там ведь тоже много «не». И потом, при первой же возможности, разрешите ребёнку выплеснуть накопившуюся энергию. Да хоть бы по центральной лестнице несколько раз вниз-наверх пробежаться — уже полегче будет.

то и почувствовать себя в музее по-особенному ему будет легче. И, возможно, правила соблюдать проще.

7. Выбирайте удобное время работы музея. Например, в Петербурге у большинства музеев есть «длинные» дни, когда они работают до 21.00. Например, в Эрмитаже это среда и пятница, в главном корпусе Русского музея — понедельник и четверг, а в Большом Петергофском дворце — суббота. Если есть возможность купить билеты онлайн — воспользуйтесь ею и сэкономите время при входе.

8. Во многих музеях теперь есть детские программы и экскурсии для детей. Возможно, это вариант для вас. Музейный профессионал своё дело знает, да и вам, скорее всего, тоже будет интересно: потому что доходчиво и «своими словами».

9. Большинство музеев при входе предлагает планы экспозиции. Объясните ребёнку, как пользоваться планом и, возможно, он сам выберет цель путешествия и отведёт вас к ней — большинству детей это нравится.

10. Рассматривать ли репродукции картин перед посещением музеев — вопрос спорный. С одной стороны, детям нравится эффект узнавания — «О, мам! Я эту картину в книжке видел!». С другой, иногда не хочется лишать ребёнка радости первооткрывателя.

11. Помните, что ребёнок видит не так, как вы. Хотя бы потому, что он смотрит с другой высоты. «Опускайтесь» до уровня ребёнка, чтобы понять, почему его заинтересовала та или иная деталь, и берите детей на руки, чтобы донести «свою точку зрения».

12. И всё-таки дети видят по-другому. Если малыш будет в хорошем настроении, полон сил, у него будет желание и возможность рассмотреть экспонаты, вы удивитесь, как многого вы не замечали даже на знакомых картинах.

13. В залах музеев, как правило, употреблять еду или напитки нельзя. Но конфетку за щекой или карамельку на палочке не запретишь. Глюкоза придаст сил уставшему малышу и развеселит его, а у родителей появится еще минут 15 на общение с прекрасным.

14. После знакомства с экспозицией загляните в музейный магазин и не пожалейте денег на недорогой сувенир — хоть карандаш или открытку. Пусть у ребёнка останется какая-то связь с тем местом, где он был. Дома эти сувениры будут, возможно, пылиться и потеряются, а потом вдруг найдутся и оживят детские воспоминания. А совсем здорово будет отправить купленную в музее открытку себе же домой.

Приобщать ребенка к прекрасному никогда не рано. Эрмитаж, «Эрарта» и многие другие петербургские музеи организуют детские программы для занятий с малышами и школьниками. Мы выбрали 10 самых интересных музейных экскурсий, квестов и мастер-классов, на которые можно попасть до конца учебного года.

Один из любимых детских музеев города проводит интерактивные занятия для малышей и школьников. Квест для самых маленьких «В поисках Стригушки» — это знакомство с различными видами кукол, игры и загадки. Стоимость участия: 350 рублей + входные билеты. Занятие «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей» включает путешествие по самым сказочным залам музея и мастер-класс по созданию сказочного персонажа. Стоимость — 800 рублей. Школьников приглашают на командную игру «Карта сокровищ», в экспромт-театр с теневыми куклами и на экскурсию, посвященную профессии кукольника. Подробнее о занятиях и ценах на билеты можно узнать на сайте музея.

Музей РЖД предлагает программы для детей от 3 до 14 лет. Здесь можно играть, мастерить поделки на мастер-классах, ходить на детские экскурсии. Самых маленьких, от 3 лет, приглашают в творческую мастерскую, чтобы поиграть в железную дорогу и смастерить сувенир на память. Стоимость участия 150 рублей + входной билет. Для малышей от 5 лет работает программа «В гости к паровозам»: участникам расскажут об истории рельсовых дорог, познакомят с устройством локомотива, покажут паровозы и пригласят внутрь. Стоимость экскурсии 300 рублей + входной билет. Для детей постарше — занятия, посвященные безопасности и истории железных дорог (300 рублей + входной билет). Подробная информация здесь .

Самых маленьких можно записать на занятие в Русский музей. Здесь есть программы для детей разного возраста, в том числе работает группа раннего интеллектуального развития для малышей 2–3 лет. Дети в сопровождении родителей гуляют по музею, знакомятся с произведениями искусства, выполняют творческие задания. В феврале можно попасть на занятие, посвященное истории Строгановского дворца, во время мартовской встречи гости исследуют Мраморный дворец, а тема апреля — «Морское путешествие», включающее знакомство с картинами Айвазовского и Репина, а также рисование сухой пастелью. Занятия проводятся каждое третье воскресенье месяца, стоимость 2000 рублей, подробности здесь .

Малышей от 5 до 7 лет ждут в Этнографическом музее. Здесь работает воскресная программа «Крошка-этнограф». Детям в игровой форме рассказывают о событиях народного календаря, обычаях, праздниках. 27 февраля желающих приглашают на занятие «Едет Маслена по льду» (тема — празднование Масленицы). Начало поста обсудят на встрече 13 марта, приход весны — 27 марта. В апреле запланированы два занятия, в мае — еще два, расписание и темы можно узнать здесь . Предварительная запись не требуется, стоимость детского билета — 200 рублей, входные билеты приобретаются отдельно.

Музейный комплекс «Вселенная воды» предлагает детям 14 образовательных программ, 2 из них проводятся на английском языке. Для детей 5–6 лет — интерактивное занятие «Кто в башне живет?», во время которого малыши раскроют секреты чистой воды. Младшеклассников приглашают на экскурсию «По следам Аквы», где они узнают о традициях водопользования на Руси и в старом Петербурге. «Водная одиссея» для учеников 5–9-х классов — командная игра, во время которой дети получают портфель с заданиями и отправляются в виртуальное путешествие в мир воды. Информация о других программах и стоимости билетов — здесь .

В «Эрарте» всегда рады детям. Здесь с пониманием относятся к тому, что малышам иногда нужно побегать, а для детей постарше придумывают квесты и тематические экскурсии. Сейчас работают два экскурсионных маршрута. «Прогулка с Немалевичем» рассчитана на детей 6–8 лет. Это арт-квест, для прохождения которого потребуется карандаш, а маршрутный лист выдадут бесплатно. Выполняя задания квеста, ребенок будет осмыслять картины и арт-объекты через игру. Аналогичный квест для детей 8–10 лет — «Прогулка с экскурсоводом Эриком». Дети узнают, как художники выражают свои чувства в картинах, расшифруют термины, которые используются в искусстве, сравнят, как одни и те же темы раскрываются в работах разных авторов. В награду за участие ребенок получит памятный приз. Подробности на сайте . Информация о стоимости входных билетов в Эрарту — здесь .

Музей политической истории проводит музейные занятия круглый год. 20 февраля детей приглашают на «Путешествие в Северную столицу», во время которого участники будут искать первый исторический центр Петербурга. 26 февраля — занятие «Где учился Филипок?» Гости узнают, как выглядела крестьянская школа, чему учили их сверстников больше ста лет назад. В марте первоклассников пригласят на праздник «Спасибо, азбука!», в апреле расскажут о школьниках эпохи 60-х в рамках программы «Я, бабушка и Гагарин». Подробный перечень музейных занятий и условия участия — здесь .

В стенах Эрмитажа проходит множество мероприятий для детей и подростков. Большинство из них проводится по абонементам и требует предварительного планирования. Сейчас в наличии осталось несколько абонементов для школьников. В феврале в свободном доступе — 2 абонемента на программу «Предмет и его жизнь в искусстве-2» для детей 8–11 лет. Включает две экскурсии, стоимость — 1000 рублей. Абонемент «Краски и звуки» для детей 9–11 лет включает три занятия в марте и апреле, стоимость — 1500 рублей. «В мире сокровищ» для детей 10–11 лет — это четыре тематических занятия в марте, апреле и мае. Стоимость — 2000 рублей. И последний из оставшихся абонементов — «Искусство восточного и западного Средневековья» для детей 12–13 лет. В рамках этой программы запланировано по одному занятию в феврале, марте и апреле, стоимость — 1500 рублей. Узнать подробности и приобрести абонементы можно здесь .

Детские тематические занятия проводит и самый ароматный музей города — Музей специй. Для ребят 8–10 лет работает интерактивная программа «Шафран, корица и…». Участники отправляются на поиски экзотических пряностей, учатся отличать настоящий шафран от подделок, пробуют смолоть специи. В качестве трофея каждый заберет домой пакетик с пряностями. Для детей 10–13 лет — игра-квест «Тайны пряных островов», во время которой участники узнают, как в старину шаманы предсказывали будущее с помощью специй. Также для школьников проводят мастер-классы, где можно научиться рисовать специями или приготовить кулинарный шедевр. Стоимость — 350–550 рублей в зависимости от выбранной программы, подробности здесь .

Вопрос — брать ли с собой на выставку малыша, которому не исполнилось двух лет — дискуссионный. Надо ли тащить собой младенца в слинге, в коляске или на руках? Я предлагаю хотя бы попробовать. Ведь мы бываем с ребёнком в разных местах, и такие выходы в свет очень обогащают детский жизненный опыт. И не прекрасно ли, что этот опыт будет включать в себя живопись, скульптуру и особую атмосферу залов, где бродят, где бродят притихшие и внимающие, сконцентрированные на своих ощущениях люди! И совершенно замечательно, что ваш спутник находится в таком возрасте, когда ему интересно ВСЁ — разглядывать яркое живописное пятно, пробовать, какова балясина перил на ощупь, шуршать билетами. Пройдёт совсем немного времени, и вам уже придётся специально придумывать сценарий похода в музей, подстёгивать интерес ребёнка всякими «приёмчиками». А пока — пользуйтесь моментом и насладитесь свободой бродить по залам в том темпе и порядке, которые вашей душе угодны.

НАСЫЩАЕМ РЕБЕНКА ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ

Что можно делать, чтобы гарантировать малышу впечатления, а заодно наполнить ваш поход общением и продемонстрировать ребёнку, что музей это очень интересное место.

— Искать и проговаривать узнаваемые образы («смотри, это же кошка!»);

— Говорить про
цвет (напоминаем, что у малышей до года цветовое зрение ещё только формируется, поэтому для них наиболее интересными стимулами будут яркие контрастные сочетания);

— Говорить про
форму и её свойства (округлая – мягкая – острая – резкая);

— Говорить про
размер (например, про Давида Микеланджело в ГМИИ им. Пушкина «Давид ООООЧЕНЬ большой!»);

Трогать всё, что разрешено трогать в этом музее.

Не сомневаемся, что оптимальные для вашего ребёнка объём впечатлений и длительность арт-прогулки никто лучше вас не определит.

ЧТО ПОЛУЧАЕТ МАМА ОТ ПОХОДА В МУЗЕЙ:

— Вы вышли в свет;

— Получили впечатления и «напитались» искусство;

— Сделали это вместе с ребёнком;

— Ребёнок получил новый опыт и тоже «напитался».

ВЫ ИДЕТЕ В МУЗЕЙ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ СТАРШЕ ТРЕХ ЛЕТ

Тут уже, наверное, не возникает вопроса «а надо ли»? Конечно, надо. Он-то уж точно — самая благодарная музейная публика! Ведь это тот самый возраст, про который говорят «время тысячи вопросов в минуту» — природное любопытство включается на полную мощность. Ребенку должно быть интересно и ни секунды не скучно, ведь долго слушать он еще не умеет. Скучать, конечно, тоже полезно, но точно не в музее. Иначе затащить юного ценителя прекрасного на следующую выставку вам вряд ли удастся. Правильная стратегия: интерес плюс действие равно интерактив.

КАК СДЕЛАТЬ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МУЗЕЮ ИНТЕРАКТИВНЫМ

— Задавайте вопросы и ищите ответы. Вопросы могут быть «загадками», имеющими ответ (а это предполагает вашу хотя бы минимальную подготовку к походу в музей. Узнайте что-то интересное про пару-тройку работ, которые вы увидите), а могут быть вопросами эмпатического свойства, направленными на считывание эмоционального фона художественного образа («какое настроение у этой картины?», «каким становится ТВОЕ настроение, когда ты смотришь на эту картину?»);

— Придумывайте игры. Например, ролевые. Вы можете поменяться ролями: «Я буду зрителем. Может быть, даже инопланетянином. А ты — экскурсоводом. Сделай, пожалуйста, для меня небольшую экскурсию по этому залу!». Можно раздавать разные номинации работам художников — «самая острая», «самая гладкая», «самая бодрая», «дурацкая», «добрая», «смелая» — не стесняйтесь придумывать!;

— Творчески переосмысливайте увиденное. В музее у вас обязательно должен быть с собой блокнот и карандаш. Прекрасное начало похода: заходим в музейный магазин и покупаем эти важные, просто необходимые вещи. Всем это понравится, предметы обязательно пригодятся и, к тому же, останется память об этом походе. И дальше — обязательно рисовать. Наброски с произведений художников — это идеальный способ пропустить работу через себя и вступить в диалог с мастером.

— Есть один совет для тех, кто очень не уверен в своих силах. Такие бывают, робеют перед великими и говорят: «у меня так не получится…». Конечно, именно «так» и не надо, надо по-своему, но иногда переубедить оказывается очень трудно. И тогда можно рисовать не копии, а «дополнения». Например, молодому человеку с портрета нарисовать невесту. А солнечный пейзаж представить себе в ночном освещении. Помимо набросков, прекрасным способом изучить работы и увидеть их по-новому, по-своему является игра в «рамку». Возьмите с собой из дома вырезанную рамку из простого листа А4. И смотрите через неё на всё на свете, отыскивая новые композиции, фокусируясь на важном или, наоборот, второстепенном.

Чтобы стать с музейными экспонатами «на ты», соберите коллекцию любимчиков. Выберите самых дорогих сердцу, обсудите их, купите открытки с ними в музейном магазине и обязательно пообещайте навестить их в следующий раз.

Важно помнить, что ребёнок должен чувствовать себя в музее свободным, не задавленным взрослой «необходимостью», а ведомым своим собственным интересом. Когда только придёте — отпустите его немного вперёд, дайте освоиться с пространством, попросите найти то, что ему интересно и нравится. Я совершенно уверена, его выбор вас обрадует, а главное, возникнет прекрасный повод для разговора, инициированный самим ребёнком. При обсуждении работ художников дайте ребёнку высказаться первым, чтобы не навязывать ему своего «авторитетного» мнения.

И СНОВА ВСЕ СЧАСТЛИВЫ, ПОТОМУ ЧТО:

— Узнали новое не только об искусстве, но и друг о друге;

— Зарядились «искусством» и пропустили его через себя;

— Повысили уровень доверия, поскольку с интересом и вниманием слушали мнение друг друга об увиденном.

Ну, а для средних и старших школьников мы лучше напишем материал, как водить в музей родителей!

А для тех, кто хотел бы своё общение с прекрасным продолжить дома, мы предлагаем наш курс ШАГАЛОК, после которого ни один ребёнок гарантировано не останется равнодушным к искусству!