Адаптация молодого специалиста – это приспособление к новым условиям жизнедеятельности, также активное усвоение норм профессионального общения, трудовой дисциплины, процесс вхождения в новую для него социальную среду.
Психологическая адаптация определяется рядом составляющих: общим уровнем психического развития, личностными особенностями и системой отношений, характером и содержанием психологических проблем, позицией личности по отношению к ним.
Для успешного приспособления молодых специалистов ДОУ к новым к условиям труда им необходима постоянная поддержка, методическая и психологическая помощь, которая бы противодействовала психологической дезадаптации. Основная задача поддержки должна включать в себя раскрытие личностного потенциала и его вхождение в профессию. Для этого необходимо организовывать эффективнее психологическое сопровождение молодых специалистов, направленное на полноценное развитие личности и её самореализации.
Среди видов психологической деятельности выделяют: психологическое просвещение, диагностика, консультирование, коррекция.
В рамках педагогической гостиной МБДОУ комбинированного вида №5 «Звоночек» проводилось первичное анкетирование 12 молодых специалистов, для ознакомления и выявления факторов препятствующих успешной адаптации.
Анализируя мониторинг первичных анкет, целью которых было определение перспективы дальнейшей работы, были выявлены положительные и отрицательные факторы адаптации молодых специалистов.
Строя профессиональные планы на будущее 50% молодых специалистов планируют создание проекта, накопление опыта, аттестовываться. 80% педагогов выбрали именно эту профессию из-за большой любви к детям, желания играть с ними, развиваться творчески. Столкнулись с трудностями в организации индивидуального подхода к каждому ребёнку 40% молодых педагогов, также в организации самой деятельности, возникали сложности в сотрудничестве с родителями. Для 40% привлекает в работе организация труда и 10% выбрали бы другую профессию.
Исходя из анализа анкет можно выявить факторы препятствующие успешной адаптации: недостаточная профессиональная подготовка, неразвитость профессионально важных качеств личности.
Следовательно, необходимых стало выявление педагогической стрессоустойчивости молодого специалиста, что даст полную характеристику представлений о потенциальном педагоге.
При проведении теста для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева) были получены следующие результаты: исходя из которых больше половины молодых специалистов 8 человек имеют нормальную стрессоустойчивость, у них сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном» педагоге, «потенциальном» педагоге и «реальном» педагоге. Это позволяет учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности. У 4 молодых педагогов недостаточно дифференцированы представления о себе как о «реальном» и «потенциальном» педагоге. Они привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняются в ходе этого процесса. Необходимо вырабатывается свой собственный стиль педагогической деятельности.
Проведенное анкетирование и создание мониторинга полученных данных помогли определиться с комплексом консультационных и коррекционно-развивающих занятий, проблемных тем для обсуждения, что способствуют саморегуляции эмоционального состояния и актуализации личностных возможностей.
Были разработаны рекомендации для молодых специалистов на основе анализа анкет, где выявлены проблемы молодого специалиста, для поддержки и становления его полноценным субъектом своей деятельности.
Так же рекомендации для старшего воспитателя для успешной работы с педагогами, что обеспечивает поддержку и благоприятный психологический климат в коллективе.
Одной из форм просвещения молодых специалистов было взаимопосещение ими опытных воспитателей для развития индивидуально-личностного потенциала. Для оценки эффективности их работы было проведено тестирование (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева), что показало следующие результаты: из 10 анкет опытных педагогов — 40% в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Педагог обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество его работы в качестве наставника заключается в том, что он ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способен показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать.
У 30% педагогов преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что им лучше всего удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что они ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного.
Преимущество работы в качестве наставника молодых специалистов у 30% опытных педагогов заключается в том, что они могут научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее. Приоритетным направлением их деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая.
Следующим этапом психолого-педагогического сопровождение молодого специалиста стала разработка ознакомительного психологического тренинга:
Цикл из 4-х встреч, периодичностью 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 50 минут, группа педагогов — 12 человек.
Общие цели и задачи занятий:
- установление доверительных отношений;
- создание чувства уверенности и позитивного настроя;
- снижение эмоциональной напряженности и раскрытие творческого потенциала педагогов;
- развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях;
Разработаны ряд консультаций на интересующие проблемные темы молодых специалистов.
Для полноценной реализации профессионально-психологического потенциала личности необходимо изучение структуры темперамента, диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. В.М. Русалов (ОСТ) по шкалам: предметная эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп и скорость деятельности, эмоциональность. Результатом тестирования будет характеристика индивидуальных данных.
Специфика деятельности по психологическому сопровождению молодых специалистов на ранних этапах вхождения их в профессиональную деятельность заключается в работе над формированием позитивной установки на преодоление трудностей, развитие чувства востребованности и социальной защищённости, освоение им основ саморегуляции в профессиональной деятельности.