Ребёнок не спит днём в детском саду — что делать

его что то напугало и травмировало. нужно спокойно мягко и терпеливо поговорить с ним причем не один раз чтобы он поделился причинами своего поведения и получил бы обратную связь и выяснить у педагогов что произошло. отдельно если можно момент с которого это началось поясните пожалуйста

Очень важно в вашем случае определить причину, почему ребенок так реагирует.

1. Может быть он просто привык засыпать, когда мама рядом.

2. Может быть он очень активный, ему хочется всегда играть, а его заставляют спать.

Вообще режим — это хорошо, но еще желательно учесть индивидуальную конституцию ребенка, тип его нервной системы. К сожалению, в детских садах эти вещи не учитываются, даже не смотря на то, что там тоже встречаются психологи. Многое делается еще пока по регламенту и индивидуальность каждого ребенка игнорируется.

3. Еще причиной может быть некорректное поведение воспитательницы. Вы же не знаете, с какого момента малыш начал себя так вести? На какой почве? Может быть к нему грубо обратились, накричали или слишком строго что-то сказали первый раз. Дитё было напугано и теперь ни в какую не хочет укладываться спать. Как знать.

В вашем случае могу порекомендовать только следующее — каким-нибудь образом заинтересовать ребенка, чтобы он тоже вместе с остальными детками ложился спать. Однако нужно это сделать так, чтобы он захотел, почувствовал внутри себя такое желание. Для этого можно придумать какую-нибудь СКАЗКУ-МОТИВАТОР, либо использовать его любимого героя из мультфильма. Или же еще как-то. Сделать дома сеанс домашнего театра, где затрагивается подобная тема и предлагается решение. Детали можно обсудить вместе, если обратитесь к эксперту в чат.

Но выполнять требования воспитателей детсада, забирать ребенка в дневное время — это не выход. К тому же, на мой взгляд, такие воспитатели сами расписались уже в собственной некомпетенции. Не умеют сладить с ребенком, не умеют совместно с родителями принять более конструктивное решение. Если они дистанцируются от объекта их раздражителя, то значит, не хотят садится и вместе придумывать с вами решение. Не хотят, чтобы ребенок продолжал проходить свои этапы социализации.

Детсад для того и существует, чтобы не только освобождать на рабочее время родителей от присмотра за детьми, но еще и привить детям навыки контакта с общественностью. Если бы вы хотели, то итак ребенка в сад не повели бы, раз приходится вам его по пол дня там выдерживать. Нужно садиться и решать вопрос с воспитателями, совместными усилиями придумывать разные уловки, механизмы, способы, которые могли бы ребенка заинтересовать поступать так же, как и остальные детки.

Искренне желаю вам успехов! Попробуйте, может быть удастся лично вам, или совместно с воспитателями, найти способ переориентировать ребенка, его восприятие, реакции, эмоции, чувства на иной лад! Пишите в чат, если будут вопросы.

P . S .: «Уважаемые клиенты. Если Вы получили бесплатную консультацию от эксперта, и она Вам каким-то образом помогла, тогда не забывайте оставлять свои положительные отзывы об эксперте или ставить положительные оценки. Благодарим вас за обращение!»

Здесь хочется задать ряд уточняющих вопросов: возраст ребёнка, с чем, на ваш взгляд, может быть связано нарушение сна (сбился режим, например), присутствуют ли признаки переутомления (вялость, головокружение, головная боль и т.д.), что именно делает малыш во время тихого часа и как реагирует на замечания воспитателя, возникает ли такая же ситуация дома или при втором воспитателе.

Чтобы поправить ситуацию, присутствие родителей действительно имеет большое значение!

Вот самые распространённые причины нарушения дневного сна:

1. Возраст — возможно, например, ребёнок «перерос» дневной сон и просто не хочет спать.

2. Возраст→дисциплина — ребёнок сопротивляется режимным моментам в силу возрастного кризиса (кризис 3, кризис 7 (может начаться и в 6)). В таком случае помимо использования различных техник, о которых написано ниже, следует учитывать особенности возрастных кризисов.

3. Дисциплина — к примеру, малыши могут мешать друг другу спать (тогда, желательно, поговорить с родителями всех участников).

4. Сбитый режим — любой стресс может привести к сдвигу режима: переезд, ссоры, болезнь, переутомление, либо недостаточный контроль за режимом родителей и т.д.

Если всё дело в причине №4, то стоит проследить за отходом ко сну дома, посчитать сколько часов в норме спит ребёнок для своего возраста, если нужно, то будить утром раньше, исключить лишние стрессы и посодействовать адаптации малыша в новом доме, если имеет место переезд.

Если вы думаете, что малыш не спит днём по причинам №1, 2 или 3, то можно воспользоваться такими, например, популярными техниками: терапевтические сказки (их много в интернете), игрушечный театр, сочинение сказки или воспоминания.

Сюжет для терапевтических сказок можно придумать самостоятельно, главное придерживаться основного смысла: днём детки спят, если не хочешь — дай спать другим. Тот же посыл можно передать через игрушечный театр.

Также можно предложить малышу лежать в тихий час с закрытыми глазами и вспоминать о том, как здорово он гулял на площадке (в парке, съездил к бабушке и т.д.). Вспомнить, желательно, все мельчайшие подробности, чтобы рассказать потом другу/маме и пр. — так, развивая свою память, ребёнок может незаметно для себя уснуть, ну или хотя бы полежать, не мешая другим. Похожий способ — сочинение истории или сказки — можно попросить ребёнка сочинить во время дневного сна сказку и рассказать её вечером родителям.

Вот пример терапевтической сказки от меня 🙂

Как мишка сон прогонял

Жил был медвежонок. Он очень не любил спать. В лесу он мешал спать и своим друзьям-зверятам – отвлекал их разговорами да играми. Вот и в этот раз мишка бегал по лесу, ревел и шумел, хрустя сухими ветками, стуча палкой по стволам деревьев. Птенцы в гнезде пугались и громко пищали, еноты и лисята в норах просыпались и плакали, бельчата и мышата уснуть не могли.

Вдруг слышит мишка – кто-то плачет! Заглянул за пенёк, а там сидит кто-то необыкновенный, красивый, искрящийся и переливающийся всеми цветами радуги.

«Ты кто?» – удивился медвежонок.

«Я – сон!» – сказал искрящийся.

«Ого! А про что ты?» – спросил мишка.

«Я про корзину малины, бочку мёда, орешки и зёрна, про рыбку и про конструктор, про горку, качели, песочницу и игрушечный паровозик», – ответили ему из-за пенька.

«Ух ты! Здорово! А почему ты плачешь?»

«Я никому не приснюсь, меня мишка гонит, а у бедных зверят без меня, дневного сна, вечером играть сил нет», – всхлипывая ответил сон и совсем поник.

«Оёй! – подумал медвежонок и сам загрустил. – Получается из-за меня бельчонку не приснится вкусный орешек, а лисёнок не поиграет в любимый конструктор. Нет, так дело не пойдёт!»

На следующий день мишка притаился в своей постельке, чтобы сны своих друзей не спугнуть. Так тихо лежал, что сам в конце концов уснул. Приснились ему и мёд, и малинка, и игрушечный поезд…

Здравствуйте! Ходим в детский сад уже второй месяц, не плачет, не капризничает, кушает и гуляет хорошо, но отказывается спать.Сначала просто спокойно лежит,но потом начинает плакать мне звонят и приходится идти забирать.Дома режим соблюдаем

Получено 6 советов от психологов

Ракитина Татьяна Геннадьевна

Ракитина Татьяна Геннадьевна

Татьяна, что за проблема у ребенка и есть ли проблема в принципе — зависит от многих факторов, от возраста, от эмоциональной атмосферы в семье, от того, как Вы реагируете на плач ребенка. Второй месяц — это не большой срок и адаптация еще может идти. Но, возможно, есть причины для задержки адаптации — в основном спокойной состояние ребенка имеет плотную связь со спокойствием мамы. Рекомендую к просмотру статью, возможно, Вы найдете для себя в ней ценную мысль. О детских слезах

?акитина Татьяна. Психолог в Краснодаре, психоаналитик: краткосрочное консультирование, длительная психоаналитическая психотерапия. Skype, очно

Здравствуйте, Татьяна! Если ребёнок хорошо себя чувствует: ест, играет с детьми, спокойно остаётся в садике. Что такого происходит, во время тихого часа. Это вопрос скорее воспитателям детского сада, и если есть психолог ему. Они пытались самостоятельно выяснить у ребёнка, причину его беспокойства? Это ведь не дело, каждый день звонить к вам и отрывать от дел. Поговорите и попросите психолога в Алматы при садике, воспитателей, пусть они проследят, выяснят почему он не хочет спать. Причины могут быть разные. Может он не привык спать после обеда, может чего-то боится, возможно другие причины. Спросите у ребёнка сами, что ему не нравится? Что его беспокоит? Делайте это во время игры, с его любимой игрушкой которую нужно уложить спать, чтобы он набрался сил и отдохнул. Пробуйте, важно вам быть при этом в спокойном состоянии. Все привыкают к определенному режиму, нужно только время. Всего вам доброго, любви и понимания!

Опыт 7 лет

Опыт 7 лет

Слишком мало информации в Вашем обращении.

Хотелось бы узнать возраст ребенка, ситуацию в семье (моральный климат), какое у Вас у самой частое состояние и настроение.

Сколько времени Вы ему уделяете, передаете ли ему нужное спокойствие и ощущение безопасности? С каким настроем его водите в садик?

Очень похоже на тревогу.

Возможно, Вы часто переживаете, и ребенок это видит и тоже начинает переживать.

Я бы поспрашивала Вас вообще о том, как Вы сами воспринимаете детский сад, считаете ли, что там к нему хорошо относятся, можете ли доверить ребенка воспитателям без тревоги?

Как видите, я сейчас рассуждаю по той информации, которая есть, ее безусловно мало, чтобы ответить что-то более конкретное.

С уважением,Ольга
Психолог Online и г.Ярославль

Летучий Игорь Анатольевич

Летучий Игорь Анатольевич

Татьяна, здравствуйте. Вы описали ситуацию, но чтобы Вам ответить грамотно, надо найти реальные причины, для этого надо сделать детальный анализ ситуации и лучше это сделать с детским психологом по месту жительства, по многим причинам важно видеть и слышать ребенка, понять, как Вы его воспитываете, какая атмосфера в саду, только тогда Вам можно дать рекомендации по существу. Важно Вам не драматизировать ситуацию и не вести «упаднические разговоры» при ребенке, не позывать ребенку, что лично Вы из за этого сильно переживаете. От всей души, желаю Вам — Успехов и всего самого наилучшего.

Эффективное личное и семейной консультирование, терапия по Skype

Коваленко Ангелина Александровна

Коваленко Ангелина Александровна

Татьяна, причина негативного отношения к садику лежит на поверхности.

Еще недавно ребенок постоянно находился под маминой опекой в домашней обстановке. Теперь же все переворачивается с ног на голову – мама уходит, малыша окружают незнакомые вещи и люди.

Поэтому важно найти подход к ребенку и развеять его страхи.

На начальном этапе приучения малыша стоит приводить в садик после обеда во время прогулки, чтобы он видел, что деток забирают их мамы и папы. Это поможет ему понять, что детей не оставляют в садике навсегда, и за ними приходят родные;

Чтобы приучить ребенка оставаться в садике, нужно действовать постепенно. Сначала нужно оставить его не более чем на час. Затем время пребывания можно будет увеличить;

Можно давать ребенку с собой в группу его любимую игрушку, этот кусочек дома помогут ему легче перенести разлуку.

Так же, для выявления отсутствия тревожного состояния у ребенка, необходимо обратиться к специалисту.

Очные и Skype консультации

С одной стороны, два месяца — это еще небольшой срок для адаптации. У всех она проходит по-разному и длится разное время.

С другой стороны, если ситуация не изменится, то необходимо будет что-то предпринимать. Но для того, чтобы что-то советовать, информации мало.

Если ребенок только начал ходить в сад, то могу предположить, что он еще очень мал, 1,5-3 года. В этом возрасте дети очень зависят от мамы, и очень точно считывают ее состояние. Т.е. если Вы волнуетесь и тревожитесь, ребенок чувствует, что что-то не так, что что-то плохо, а значит, нужно быть настороже (не спать) и просить помощи (плакать).

Также неизвестно, что предпринимают в саду, чтобы его уложить. Нужно поспрашивать, как у них происходит эта процедура. Если есть особенности засыпания Вашего ребенка (например, нужно погладить по спинке), попросите воспитателей сделать это и посмотреть реакцию.

Если ребенок говорящий, обязательно беседуйте с ним! Спрашивайте подробно о садике. Не про то, почему он не спит, а в целом! Чтобы он чувствовал, что сад — часть вашей с ним жизни, что происходящее там, Вам интересно. А также сами говорите про сад — какие у него плюсы, почему в саду такой же режим, как дома и т.д.

Привыкание к саду — для некоторых сложный процесс. Наберитесь терпения, помогайте ребенку, подсказывайте, как лучше себя вести. Но не затягивайте, если он будет продолжать плакать, и обращайтесь к специалисту. Чтобы у него не накапливался стресс.

Здравствуйте! Ребенок начал ходить в садик.(в сентябре исполнится 2года) Не хочет оставаться на дневной сон. Забрала домой по звонку воспитателя. Одни советуют забирать еще несколько дней (т.е. может быть нанесена травма психике),другие оставлять на полный день (быстрее привыкнет,не будет выбора ни у мамы,ни у ребенка).

Как поступить правильно,есть ли поэтапное приучение к сну.

Понимаю,проблема еще в том,что квартира коммунальная,спим вместе (в кроватке ни в какую),уйти и закрыть дверь нет возможности. Т.е. сейчас ребенку тяжело свыкнуться с мыслью,что надо лечь в кроватку без мамы и уснуть. Дома засыпает со скандалом (днем),потом спит не меньше 2-х часов крепко,т.е. во сне все-таки нуждается.

Получен 1 совет от психологов

Платонова Лариса Владимировна

Платонова Лариса Владимировна

Ольга, опыт показывает, что резкое изменение ситуации готовы перенести не все дети. Для это нужна крепкая нервная система. О силе НС говорят такие факты как малое количество перенесенных заболеваний с рождения, спокойное следование режиму — быстро засыпает, крепко спит, легко пробуждается, непревередлив в еде, быстро приучался к горшку, легко отвык от соски (если была). Настроение бодрое, жизнерадостное. Кишечник работает как «часы». Любознателен, психоречевое развитие по возрасту. И др. факты.

Если что-то из этого списка не достает или развивается по индивидуальному графику, то лучше с резким испытанием НС не рисковать и приучать к д/саду постепенно.

У Вас, видимо, мальчик. Тогда есть ещё один нюанс- у мальчиков в 2,5 года проходит пик привязанности к маме. Это тоже учитывайте.

Одно из первых серьезных испытаний для малыша это поход в детский сад.

В процесс сна ребенок до этого посвящал не такое уж большое количество людей. Как же сделать так, чтобы адаптация к садику прошла самым благополучным образом?

1) Постарайтесь за 2 месяца решить вопросы с нормализацией дневного сна дома. Ребенку пора научиться засыпать в кроватке, и желательно, чтобы кто-то ещё кроме мамы мог его уложить.

2) Откажитесь от сна в движении, на улице, т.к. ребенок в садике будет спать в своей кроватке. В целом, старайтесь приблизить условия сна к тем, которые вы помните ещё со времен своего сада. Не так много перемен коснулось этой стороны жизни.

3) Важно заранее начать соблюдать режимы снов и кормлений, с которыми встретиться ребенок в саду. Разговоры о том, что ребенок быстро привыкнет к новым условиям и режиму, не всегда основательны, даже если считать, что кроха начнет делать все «за компанию». Дневной сон обычно начинается около 13:00 и продолжается до 15:00. Если малыш не может уснуть в 13:00, т.к. поздно просыпается утром – за несколько дней до похода в сад постепенно сдвиньте на более раннее время подъема.

4)Если вы видите, что ребенок утром вялый, хочет ещё полежать в кровати, значит, он не выспался — вечернее время укладывания на сон надо сместить на более ранее время. Для ребенка в возрасте 3 лет лучшее время для засыпания на ночной сон в 19:30, строго не позднее 20:00.

5) Сохраните режим дня и во время выходных.

6)В момент подготовки к детскому саду, если у малыша ещё нет любимой игрушки, сходите в магазин вместе с ребенком, выберите мягкого плюшевого любимца, устройте настоящий праздник знакомства этой игрушки со всеми членами семьи. Вечером включите его во все ритуалы подготовки ко сну. (Например, «мишка смотрит, как купается наша доченька, мишке очень понравилась сказка, теперь мишка устал и хочет спать с тобой, он будет вместе с тобой смотреть сны.») Каждый день приучайте ребенка к любимой игрушке, постоянно разговаривайте с ней, играйте. Приучите малыша к вопросу: «Понравилось ли мишке на прогулке?» Сначала отвечайте на него сами, изменив голос, словно это медвежонок разговаривает. Через несколько дней попросите ответить ребенка за мишку. Когда ребенок привыкнет, полюбит и целиком примет игрушку, ему не будет так одиноко в момент укладывания в кроватку в садике. Вечером же вы узнаете от ребенка, что же мишке понравилось, а что нет в саду, хорошо ли мишка спал. Ребенок не может ещё подробно рассказать о себе, т.к. личные переживания мешают, а о состоянии мишки рассказать гораздо легче.

7)Сон в не совсем знакомом месте всегда вызывает стрессовую реакцию, поэтому непосредственно перед походом в детский сад обязательно расскажите ребенку, что с ним будет происходить. Объясните, что обед превратится в поход в кафе, он будет кушать с другими ребятами за одним большим столом; что у него будет своя уютная кроватка. Поделитесь своими чувствами гордости и радости за первые самостоятельные успехи ребенка за пределами дома. Ведь и правда, он настоящий гений, если успешно справляется с адаптацией к детскому саду!

8) Не оставляйте ребенка в первый же день на дневной сон в детском саду, ему будет легче адаптироваться, если он начнет знакомиться с ребятами и воспитателями уже после дневного сна, во время прогулки. Его может заинтересовать совместная игра. Второй аргумент за общение во второй половине дня заключается в том, что малыш не увидит утренних слез других детей при расставании с мамами. Именно этот момент может насторожить вашу кроху, и вместо желания посмотреть, что творится за дверью группы, он может быстро рвануть к выходу.

10) Будьте спокойны и уверенны, доверяйте опыту воспитателей, относитесь к ним как к близким, уважаемым и любимым людям. Расскажите воспитателям об особенностях сна вашего ребенка. Ну что, посидели на дорожку, приготовились, а теперь — в путь!

“Ребенок не спит в саду, плачет”, — у этого события может быть несколько причин:

Тоддлер, попадая в новую, незнакомую для него среду, может испытывать тревогу. Первый дневной сон в детском саду вызывает у маленького человека стресс. Не все дети могут взять себя в руки и переступить через душевное волнение и нервное напряжение. Одни могут плакать, другие ерзать и беситься, третьи находятся в состоянии “оцепенения” до того момента, пока не придет мама.

В детском саду нет знакомых ритуалов на сон, как это было с мамой. Если наследник привык засыпать под белый шум, колыбельную или с бутылкой в зубах, то ему первое время будет сложно привыкнуть к новому методу засыпания.

Поздний утренний подъем. Если вы будите сына/дочь за 15 минут до выхода и пропускаете первый прием пищи в саду, то к обеду у него сна не будет ни в одном глазу.

Отсутствие режима в выходные/праздничные дни, на больничном или в отпуске. Когда родители “забивают” на режим, то ребенку с приходом в сад сложно влиться в тот ритм, который соблюдает дошкольная организация.

Ребёнок не спит днём в детском саду - что делать

Отсутствие или недостаток навыков самостоятельности. Если дома за наследником вы бегаете и помогаете во всем, то в саду приучают к самостоятельности. Воспитатель один, а детей много. Она не может гоняться за каждым, раздеть/одеть, обуть/разуть. Ребенок, не обладающий навыками самообслуживания, испытывает стресс, который потом сказывается на дневном сне.

Если у наследника не заладились отношения с воспитателем, то это тоже может отразиться на “тихом часе”.

Может ребенок боится спать в садике из-за дискомфортного состояния. Иногда тоддлер отказывается от “тихого часа”, поскольку боится, что не сможет вовремя проснуться, когда нужно будет сходить по малой нужде. Он может испытывать страх, что воспитатель будет с ним слишком строг или же расскажет о случившемся сверстникам.

Ребенок не спит в яслях — что делать?

Первое, что вам нужно сделать, глубокий вдох и выдох. Возможно, маленький человек отказывается укладываться на сон из-за первого посещения дошкольной организации. Адаптация у всех проходит по-разному. Если ребенок 5 лет не спит в саду, то это может быть вызвано длительным отсутствием по причине болезни или отпуска. Может ваш малыш уже вырос и не нуждается в дополнительном дневном сне.

И, второй момент, взрослые должны для себя решить: “Нужно ли их детям посещать дошкольную организацию?”, “Есть ли в этом необходимость?” Если вы сомневаетесь, то будьте уверены, что ваш настрой перенимает наследник. Маленький человек хорошо чувствует состояние мамы и папы, поэтому сначала решите для себя, а потом уже огласите окончательный ответ. Если мама может позволить себе сидеть дома и тревожится из-за посещения сына/дочери детского сада, то нужно “отпустить”. В ином случае адаптация затянется на продолжительное время, вызывая стресс и у мамы, и у ребенка.

Ребёнок не спит днём в детском саду - что делать

Ну и последнее, но не менее важное, нужно найти “корень зла”, то есть выяснить причину отказа от дневного сна. У психологов на этот счет есть отличный метод. Детские эксперты предлагают маме дома поиграть с наследниками в детский сад. В игре ребенок раскроется и вам станут понятны истинные причины отказа от “тихого часа”.

Ребенок не спит в садике и плачет — что предпринять?

До посещения дошкольной организации введите в ваш режим дневной сон, по времени совпадающий с детским садом. Обычно в детсаду дети начинают засыпать в час дня (13:00) и просыпаются в три часа дня (15:00). Попробуйте соблюдать это время, чтобы наследнику было проще уснуть в группе.

Сын/дочь привыкли засыпать от укачивания? Значит нужно постепенно уйти от этого “вредного” ритуала или ассоциации на сон. В детском саду никто не будет выполнять все требования вашего сына/дочери. Постарайтесь все ваши привычные ритуалы перенести на вечернее время или же исключите их полностью. Можете приучить наследника к чему-то простому: поглаживание по спинке или объятию с игрушкой. Второй способ будет самый подходящий, поскольку игрушку можно взять с собой в сад и во время дневного сна ее обнять.

Научите наследника одевать пижаму и переодеваться обратно в обычную одежду. Чтобы как-то заинтересовать тоддлера придумайте считалку, потешки или же устройте соревнование. Этот процесс нужно сделать более увлекательным. При выборе детсадовской одежды откажитесь от сложных замков и застежек, чем проще, тем лучше.

Ребёнок не спит днём в детском саду - что делать

Не оставляйте тоддлера в первый же день в саду на дневной сон. Немного повремените с этим делом. Пусть ребенок привыкнет, вольется в процесс, а уже потом плавно, где-то через одну-две недели, можно попробовать оставить на “тихий час”.

Скорректируйте ваш режим. Для тоддлеров и детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) время бодрствования не должно превышать пяти-шести часов. Вставайте раньше 7:00-8:00, чтобы к 13:00 у наследника была усталость, и он хотел спать. Этого же графика нужно придерживаться и в выходные/праздничные дни, и в отпуске, и на больничном.

Разговаривайте с сыном/дочерью и не забывайте озвучивать время вашего прихода. Дошкольнику важно знать, когда мама/папа за ним придет. Говорите понятно, опишите всю последовательность.

“Я заберу тебя после дневного сна, когда ты поспишь и перекусишь.”

Постройте доверительные отношения с воспитателем. Если ребенок будет видеть, что мама вежливо обращается к педагогу, интересуется, как прошел день у наследника, что было нового, то сын/дочь будет больше доверять взрослому.

Ситуацию с нарушением дневного сна нельзя пускать на самотек. В большинстве случаев отказ от “тихого часа” — временное явление, но если у вас такое происходит систематически, то пора бы заподозрить что-то неладное. Возможно, с вашей проблемой стоит проконсультироваться с детским психологом. В дошкольных организациях обычно работают штатные психологи. Если же в вашем детском саду нет такого специалиста, то лучше все-таки найти эксперта и обратиться к нему с этой проблемой.

Почему детям бывает сложно засыпать в детском саду и так ли необходим дневной сон малышам и дошкольникам?

Основатель и руководитель русскоязычной школы мягких методик обучения самостоятельному засыпанию и онлайн-школы BabySleep, воспитывает троих детей

Привыкание к детскому саду

Нередко случается так, что ребенок, у которого был налажен дневной сон, начинает испытывать трудности с засыпанием в детском саду. Воспитатели день за днем рассказывают родителям о том, что малыш не спит или засыпает иногда, но ненадолго. Работающие родители испытывают тревогу: ребенка нужно оставить в садике до вечера, но без дневного сна малыш устает и начинает капризничать во второй половине дня.

В первые пару месяцев адаптации к детскому саду такую ситуацию можно считать нормальной. Ребенок привыкает к новому: устанавливается режим, выстраиваются отношения с воспитателями и другими детьми, малыш учится самостоятельности. Как помочь ребенку в этот период?

Заложите время на адаптацию

Не торопитесь оставлять ребенка в детском саду на весь день. По возможности первые пару недель приводите его на несколько часов: на прогулку, игровые занятия. Потом оставляйте до обеда, а позже — начните забирать после дневного сна или полдника. Воспитатели могут быть против метода «постепенного привыкания», но если вы уверены в том, что ребенку это нужно, и проявите настойчивость, вам не откажут. Когда период адаптации закончится, ребенок будет гораздо легче выдерживать полный день в саду.

Помогите ребенку привыкнуть к режиму

Заранее — минимум за 2-3 недели до выхода в детский сад — начните придерживаться нового режима. Если нужно, постепенно смещайте время утреннего подъема и дневного сна на более раннее. Ориентиры:

подъем — не позднее 7:30,

дневной сон — в диапазоне с 13 до 15 часов,

вечерний отбой — до 21-22 часов.

Будьте уверены в своих силах

Дети чувствуют волнение родителей и тревогу. Будьте уверены в своих действиях, сохраняйте спокойствие и позитивный настрой. Подумайте, что поможет ребенку чувствовать себя лучше в спальне детского сада. Например, любимая пижама или игрушка для сна.

Говорите о планах на день и делайте акцент на воссоединении

Расставаясь с ребенком в детском саду, расскажите ему о своих планах. Куда вам нужно сходить, с кем встретиться, какие дела ждут вас на работе. Ребенку гораздо спокойнее, когда он понимает, что происходит. И обязательно расскажите, чем интересным и приятным вы займетесь вместе после садика. Дома иногда можно играть в детский сад, укладывать спать игрушки или друг друга.

Будьте в доверительном контакте с воспитателями

Разузнайте, когда ребенку легче уснуть, что может ему мешать (активный сосед, слишком жаркая или неудобная пижама), важна каждая мелочь. Вместе постарайтесь решить проблему.

Слишком поздний подъем

И малышам, и дошкольником может быть сложно засыпать в детском саду из-за того, что они слишком поздно встают по утрам. Так, например, в четыре года дети могут бодрствовать без переутомления шесть часов и даже больше. Дневной сон в садике обычно длится с 13 до 15 часов. Если ребенок проснулся в 8–9 утра, к этому времени он просто не успеет устать.

Чтобы ребенок легко засыпал в детском саду, подберите подходящий режим, ориентируясь на возрастные возможности и индивидуальные особенности малыша. Попробуйте будить его не позднее 7:00-7:30, тогда с большей вероятностью у него будет появляться естественная сонливость к 13 часам.

Важно, чтобы режим был стабильным каждый день. Если в течение недели накапливается недосып, а в выходные ребенок отсыпается и встает поздно, вовремя уснуть вечером в воскресенье ему вряд ли удастся. А значит, проснуться утром в понедельник будет трудно.

Вставать каждый выходной 7 утра и ни минутой позже не обязательно. Но важно, чтобы подъем в выходные не смещался больше, чем на один–два часа (чем меньше, тем лучше).

Ассоциации со сном

Если ребенок привык засыпать в обнимку с мамой, с поглаживаниями и под колыбельную, то ему будет сложно засыпать в детском саду. Чтобы подготовить ребенка к саду, родители читают ему специально подобранные книги, водят его в садик на экскурсии, рассказывают, как там все устроено. Так и со сном — важно провести подготовку. Мягко уберите мешающие сну ассоциации и научите ребенка засыпать самостоятельно. Если не удается решить эту проблему, обратитесь за помощью к консультанту по детскому сну.

Часто бывает и так: дома уложить ребенка днем невозможно, а в саду он спит. Срабатывает и влияние коллектива, и уверенность воспитателя, и психоэмоциональная нагрузка.

И все-таки он не спит!

Вы перепробовали все. А ребенок по-прежнему лежит в тихий час без сна, крутится, мешает другим детям. А нужен ли ему вообще дневной сон? Рекомендуется сохранять его минимум до 3 лет. Сон помогает отдыхать не только физически, но и эмоционально, снижает уровень гормонов стресса.

Отказ от дневного сна обычно происходит постепенно. Чередуются дни с дневным сном и дни, когда у ребенка не получается заснуть. Если дневного сна не было, вечером уложите ребенка пораньше, ведь его суточная норма не изменилась и нужно компенсировать нехватку сна.

Если малыш не может уснуть ни при каких условиях, понаблюдайте. Он весь день в ровном настроении, не капризничает больше обычного, не засыпает по пути из сада в машине, вечером без протестов ложится спать, легко засыпает и хорошо спит всю ночь? Тогда ребенок вполне готов обходиться без дневного сна. Попробуйте договориться с воспитателями, чтобы он мог тихо посидеть в соседней комнате, например, порисовать, чтобы не мешать другим детям. Но время от времени ему все-таки будет нужно спать днем.

Без дневного сна всю суточную норму нужно получать ночью. Для детей трех-четырех лет это примерно 11-12 часов. Если ребенок просыпается в 7 утра и не спит днем, ему нужно уснуть уже в 19-20 часов. В современных реалиях в это время мы обычно только садимся ужинать.

Важно сбалансировать расписание так, чтобы ребенок ежедневно получал необходимое количество сна, полностью восстанавливал силы и запасал энергию для следующего дня.