Ранее утро. Жилой двор периодически оглашается криком малыша из соседнего подъезда: «Мамочка, пожа-алуйста, я не хочу!», «Не надо!». Это он о детском садике, как об экзекуции, взывает к маме плачем. Мне не известны убеждения матери, за посещение садика она или против – но, видимо, необходимость у нее в том есть. И встретившись с ней взглядом, понимаешь, насколько ей больно видеть своего ребенка плачущим.
Она торопится, ей за день многое нужно успеть, и так некстати эти капризы, выбивающие из графика дня. Да и осадок от них остается. Сама на работе, а мысли там, где плачет малыш,… который, скорее всего, после ее ухода благополучно присоединился к группе и увлекся игрой. А мама тем временем добивает себя чувством вины. Неконструктивным, разрушительным и опасным.
Дети очень хорошо считывают виноватое поведение родителей, учатся манипулировать и в дальнейшем продавливать собственную позицию плачем. Разве не так? Один из самых распространенных советов заключается в обещании ребенку купить вечером игрушку или особое угощение, компенсировать тем самым его слезы. И они со временем становятся демонстративными, даже если вначале были искренними. Ребенок учится быстро, приспосабливается: не услышали его тогда, а сейчас он уже привык прятать истинные мотивы своего нежелания идти в садик. Ведь затихающий рев возмещается подарком. Компенсация здесь что-то вроде попытки лечить симптомы («сбить температуру»), в то время как внимания требует причина болезни.
Что же делать? Может, вообще не водить ребенка в садик? Есть мамы, выбирающие такое решение, взвесив плюсы и минусы разных жизненных ситуаций. Однако, ситуации именно что разные, дети — тем более, для кого-то детский сад – несомненное благо и выход, поэтому решение здесь остается за мамой. Немаловажно также, что многим женщинам детский сад помогает найти оптимальный баланс между материнством и профессиональной самореализацией. Если даже мама не стремится сделать карьеру, то, вполне возможно, ранний выход на работу обусловлен финансовой необходимостью, и важно здесь самим родителям определиться со своими приоритетами. Ведь всем известно: спокойная мама – счастливый ребенок.
Важно устанавливать контакт со своими детьми, чувствовать их, чтобы они были уверены в поддержке родителей. Вполне возможно, что детское нежелание посещать садик имеет в своей основе объективные и весьма серьезные причины, такие как: плохое обращение персонала, низкие коммуникативные навыки, физиологическая или психологическая неготовность малыша к длительному пребыванию в коллективе. Но часто бывает, что ребенку нравится в детском саду, а по утру концерт обязателен. Что делать в таких случаях?
Первое и, пожалуй, самое главное: быть спокойной, не поддаваться панике, не рыдая вместе со своим малышом. Дети чувствительны к состоянию матери, ее настрою, и если мама воспринимает посещение садика как жестокую необходимость, то и он будет протестовать. Дети – наше зеркало, они невольно демонстрируют родительское отношение к тем или иным вещам через свое поведение.
Второй момент немаловажен: нужно рассказывать ребенку всё заранее. Куда пойдет мама, что будет делать папа, куда пойдет потом и чем в это время может заниматься сам малыш – всё это придаст ему уверенности и ощущение определенности. Важно точно обозначить время, когда вы придете за ним (и не нарушать данного обещания), разговаривать с ним спокойным размеренным тоном. Если и взрослые при наличии четкой схемы действий чувствуют себя уверенней и надежней, что уж говорить о детях?
Психологи советуют придумывать различные способы, устраняющие разделение. Например, условиться о своем, магическом времени, когда мысли ребенка и мамы могут встречаться – через «волшебное» зеркало, коробочку. Мне понравился опыт знакомой: они с дочкой «выходили на связь», приложив слегка руку к сердцу. Девочка уже выросла и сама скоро станет мамой, а способ мысленного касания сохранили. Можно «наполнить» кармашки малыша поцелуйчиками, которые он «достанет» и приложит к щечке, когда соскучится.
Так же не лишним будет создать свои маленькие ритуалы по сбору в садик. Пусть это будет хоть обмен: мама ребенку передает игрушку, а ребенок в ответ подает ей ее сумочку. Желательно чтобы подобный обычай был близок ребенку. И, конечно же, важно создать свой ритуал передачи малыша воспитателю (например, взгляд в глаза, улыбка, поцелуй, кивок, идет в группу), ни в коем случае не затягивая процесс прощания. Долгие прощания с обеспокоенной мамой внушат ребенку чувство опасности, мама беспокоится – значит, с ним здесь может что-то случиться.
И, пожалуй, самое важное: насыщать ребенка привязанностью. Необходимо некоторое время до расставания и некоторое время после возвращения домой посвятить только ребенку, насытить его своим вниманием, заботой, любовью. Одним словом, создать ему комфортные условия для развития. Только чувствуя уверенность в своей защищенности, ребенок свободно и легко изучает новое.
В первой части статьи про адаптацию детей к детскому саду психолог Нина Ливенцова объяснила, как минимизировать стресс для ребенка и правильно подготовиться к новому укладу жизни. Сегодня Нина расскажет о самых распространенных ошибках родителей и даст маркеры, по которым легко понять, насколько успешно проходит адаптация.
Самые распространенные ошибки
Факторы, которые могут затруднять адаптацию и которые нужно по возможности не допускать или устранять.
1. Отсутствие каких-либо подготовительных мероприятий вообще. Идти в садик, как говорится, с места в карьер.
2. Резкое погружение в жизнь садика (сразу на полный день).
3. Внезапное исчезновение мамы, отсутствие ритуала прощания.
4. Неподготовленность ребенка к режиму.
5. Питание. Ребенок привык есть только протертую пищу.
6. Нет навыков самообслуживания у детей от трех лет (ребенок ждет, когда его покормят, оденут).
7. Угрозы детским садиком, негативная атмосфера вокруг темы детского садика.
8. Наложение стрессов — переезд, кризис трех лет. Бывает, что этого трудно избежать, просто учитывайте, что нагрузка на нервную систему повышена. Период адаптации может затягиваться.
9. Повышенная нагрузка на нервную систему в период адаптации. Например, ребенка записывают еще и в новые кружки.
10. Тревожность мамы, отсутствие твердого решения о нужности детского сада.
11. Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие компенсации разлуки. При расставании создавайте тактильный контакт, что-то оставляйте за себя, проговаривайте, что будете делать, когда встретитесь после детского сада.
12. Незаинтересованность в адаптации (выгодно взрослым).
13. Несерьезное отношение к адаптации, непоследовательность взрослых (проспали — не пошли).
14. Неготовность родителя к негативной реакции ребенка, ругань за эмоции ребенка, негатив утром при сборах и при прощании.
15. Нереалистичные ожидания родителей от ребенка.
16. Какие-то негативные родительские установки о садике.
Как понять, что адаптация закончилась благополучно
Адаптация занимает от 2 недель до 3 месяцев. Если вы были в длительной болезни, то адаптацию приходится начинать заново.
Следующие признаки подскажут, что ребенок привык к новой обстановке.
Ребенок усвоил правила пребывания в саду: он знает, что нужно сначала переодеться, затем сделать зарядку, потом позавтракать и так далее.
Ребенку психологически комфортно, он играет, ест, спит. При расставании может какое-то время плакать, но быстро успокаивается в группе и включается в игру. Или уже спокойно прощается с мамой и идет к воспитателю, общается.
Как понять, что ребенок не может адаптироваться
- Ребенок ни с кем не общается, не идет на контакт. Он замкнут, никого к себе не подпускает, даже если прошло уже 1-2 месяца.
- Ребенок ничего не ест, отказывается от воды. Не ходит в туалет даже пописать. Терпит до последнего.
- Ребенок плачет, не успокаивается до тех пор, пока не придет мама.
- Длительный, стойкий регресс в развитии (в речи, в навыках самообслуживания, появились навязчивости, ночные кошмары, которые не проходят совсем или проходят, когда ребенок, например, болеет и не посещает садик).
Если случилось так, что прошло 1-3 месяца, а прогресса в адаптации нет, то нужно разбираться в причинах. Вам помогут следующие шаги.
- Беседа с воспитателем и с садовским психологом. Обычно к малышам приставляется психолог, который следит, как проходит процесс адаптации.
- Проективная диагностика. Игра в садик, рисование, придумывание совместной сказки.
- Наблюдение (может, это реакция на одного из воспитателей или стресс, который истощил его. Тогда надо взять перерыв, восстановить организм).
Также обратите внимание на свои тревоги.
К чему нужно быть готовым
Даже если все складывается более-менее удачно, нужно быть готовым к некоторым вполне нормальным, но не совсем приятным вещам.
- Скорее всего, ребенок будет плакать: при расставании, в садике без вас, во время утренних сборов, по дороге в детский сад. На самом деле ему есть что оплакивать (хороший признак, если плач имеет тенденцию к постепенному сокращению). Слезы, грусть — это нормально. Не надо за это стыдить, ругать, раздражаться, проявлять агрессию. Почему ребенок плачет? Ему страшно, он чувствует угрозу своей потребности в безопасности, он остается один, без мамы. Он может чувствовать одиночество (пока не познакомился с воспитателем и не завел друзей), напряжение при расставании с мамой. Как помочь ему почувствовать себя лучше? Тактильный контакт. Уверять, что вернетесь обязательно. Оставлять «себя» ребенку. Сочувствовать. Не жалеть времени на эмоциональное общение вечером.
- Короткий по времени откат в развитии и регресс в навыках (речь, туалет, ночной энурез, промашки во время игр в детском саду), могут быть даже какие-то навязчивые движения или действия. Принимайте это как временное явление. Не заостряйте на этом внимание. Не ругайте, не стыдите. Давайте ребенку больше тактильного контакта, эмоционального общения.
- Страхи, агрессия в саду или дома, капризы после садика, ночные пробуждения с плачем и криками, непослушание дома. Ребенок рад, когда вы приходите в садик, а через минуту выказывает к вам враждебность и обиду. Ваша задача смягчить его эмоции, сказать, как вы соскучились, как любите своего малыша. Не торопиться собираться домой, а минут 10-15 посидеть обнявшись.
Это все нормальные, временные явления, которые пройдут, как только ребенок адаптируется к новым обстоятельствам. Вам, как родителю, понадобится немного терпения и спокойствия.
Резюме
Адаптация — способность организма приспосабливаться к окружающей среде. Эта способность есть у детей. Дети довольно гибкие.
Есть факторы, на которые вы можете повлиять — это ваш вклад в легкую и благополучную адаптацию ребенка к детскому саду. Есть факторы, которые мешают адаптации, — минимизируйте их.
Период адаптации длится от 2 недель до 3 месяцев.
Некоторые негативные явления в период адаптации — норма. Сохраняйте спокойствие. Будьте терпеливы. Поддерживайте ребенка. Будьте уверены, что ему под силу адаптироваться к детскому саду. Никакой маминой вины, тревогу держите под контролем.
И все сложится наилучшим образом! Чего я вам всем и желаю!
На основе материалов от психолога Нины Ливенцовой мы подготовили чек-листы по адаптации к детскому саду. Скачать их можно здесь→
Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.
Ребенок идет в детский сад первый раз? Чтобы ему там понравилось, необходимо готовить не только малыша, но и всех членов семьи. И это не каламбур. Речь о создании нужного психологического настроения в доме, на который ребенок очень чутко реагирует.
Как это сделать, что нужно учитывать, какие ошибки не допускать, рассказывает Оксана Голубева, воспитатель высшей категории, финалист областного конкурса «Воспитатель года Подмосковья».
№1. Не обсуждайте воспитателей при ребенке
С периода, как только начинается подготовка к детскому саду, родителям нужно запомнить — при детях нельзя обсуждать педагогов. Иногда мамы на эмоциях могут дома говорить, к примеру: «МарьИванна не надела ему колготки, а сразу дала штанишки. Она нормальная?». Ребенок услышит, придет в детский сад и спросит воспитательницу: «А Вы нормальная?».
У малыша может возникнуть непонимание — если мама говорит, что воспитатель хорошая, почему она сердится на нее? Почему она меня к ней ведет? «Если она плохая, зачем туда ходить», — задаст вопрос ребенок, который услышал, как мама эмоционально делится с папой детсадовскими новостями.
№2. Убирайте страх через доверие к маме
Часто дети плачут, когда их приводят в детский сад. Может помочь подобный диалог:
— Скажи, пожалуйста, тебе страшно?
— Тебя мама привела в плохое место? (и здесь ребенок начинает задумываться). Вот если бы мама тебя отвела к крокодилам, тебе бы грозила опасность. Здесь тебе грозит опасность?
— Правильно, здесь у тебя появились ребята, с которыми ты можешь играть.
№3. Рассказывайте воспитателю о том, что нравится ребенку
Мамина задача в том, чтобы заранее поговорить с воспитателем о том, что нравится ребенку. Об этом он может общаться в моменты, когда малыш плачет. К примеру, «у тебя здесь много игрушек-машинок, которые можно катать», «здесь есть большая игрушка-кухня, на которой можно готовить еду», «здесь много кукол, которых можно одевать в разные одежды»…
№4. Объясняйте ребенку, почему мама приводит его в детский сад
С работающими мамами проще — ребенок знает, что мама уедет туда, где зарабатывает деньги. А вот с неработающими сложнее. Когда ребенок знает, что мама приводит его в сад, а потом идет домой, ребенок чувствует некое предательство. Особенно если слышит вроде «высплюсь, а потом хоть порядок наведу и еды приготовлю».
Что может произойти — ребенок начнет перетягивать на себя внимание: болеть, плакать, драться. Делать все, чтобы мама забрала его к себе домой.
Поэтому маме надо придумать себе условную работу. Хорошо помогает фраза: Я иду на работу, и ты идешь на работу».
№5. Примените уловку которая поможет ребенку на стадии адаптации превратить детский сад в свою «работу»
Это продолжение предыдущего пункта. Я решила выделить его в отдельный, так как многие неопытные мамы на нем «спотыкаются». Если ребенок ходит в детский сад как на работу, он может задать вопрос: «А где моя зарплата? Ты же получаешь на своей работе зарплату».
Оплачивать ее игрушками нельзя! Иначе каждый раз, выходят из детсада, ребенок будет требовать: «А что мы пойдем сейчас покупать?».
Можно воспользоваться уловкой, которая хорошо себя зарекомендовала: мама рисует на листе бумаги кружочки, и каждый день заполняет ее монетками. К примеру, по два рубля. Это условная копилка ребенка, его зарплата. И когда месяц проходит, малыш сам выбирает, на что он потратить заработанное.
№6. Забирайте ребенка с правильными фразами и настроением
Забирать ребенка из детсада надо с настроением: «Я так рада встрече с тобой». Без этого «Как ты, мой зайчик? Тебя сегодня никто не обижал?». Уберите вопрос «что ты сегодня ел?». В первую очередь нужно спросить важное: что ты узнал? Что ты сегодня сделал? Чему новому научился? Нужна работа на результат! И мама также делится тем, что она сегодня сделала.
Должна быть обоюдная увлеченность. А про еду и другие моменты вы выясните без вопросов «в лоб», не акцентируя внимание на негативных моментах. Если они есть, аккуратно разбираете с ребенком, потом с воспитателем, но не разговаривая на повышенных тонах».
№7. Сделайте воспитателя своим союзником
Иногда молодые мамы начинают ревновать, если видит, что воспитатель, к примеру, обнимает ребенка. Но если воспитатель любит детей, это правильно, это хорошо! И это значит, в группе с ним комфортно.
№8. Создание положительной ауры в группе
Детям приятно видеть маячки из дома в группе. Для этого можно поговорить с воспитателем, о том, какие поделки могли бы пригодиться. К примеру, игрушки-мякиши, одежда для кукол, фартуки. И если мама или бабушка умеют делать, они смастерят при участии ребенка. И для крохи, который осваивается в детском саду, это будет маячком из дома.
№9. Берите в детский сад игрушку, которую не жалко там оставить
Еще один маячок из дома — любимая игрушка. Но брать нужно ту, с которой ребенок дома наигрался, и ему не жалко ее принести в сад. Объяснить — мы в сад игрушки не носим, а если принесли, то там и оставляем. Ведь чаще всего так бывает: ребенок принес игрушку, ее не поделили и сломали.
Не берите в детсад мягкие игрушки. Их сложно мыть, поэтому под запретом. Мягкие игрушки могут рассадником бактерий.
№10. Создавайте визуальный позитивный образ посещения детского сада
Рассказывайте ребенку и показывайте разные интересные видео на тему, как весело, интересно и с пользой малыши проводят время в детском саду. Они играют на площадке, мастерят поделки, делают разные эксперименты. И подкрепляйте это, повторяйте дома. Но обязательно с упоминанием, что «в саду каждый день что-то новое. А мы с тобой, к сожалению, не успеваем, так как мама работает».
В статье мы уделили внимание психологической подготовке мамы и ребенка к посещению детского сада. А ранее рассказывали о практических советах, которые сделают период адаптации легче.
В жизни каждой семьи рано или поздно наступает ответственный и волнительный момент, когда малыша необходимо подготовить к получению первого социального опыта. Это важный этап, который формирует у ребенка самостоятельность и умение контактировать с другими детьми без участия мамы или папы. Чтобы адаптация к новым условиям прошла спокойно и поводов для переживаний не было, и детям и взрослым необходимо хорошенько подготовиться.
С чего же начать подготовку к детскому саду? Предлагаем вам список рекомендаций и полезных советов.
1. Психологическая подготовка
Процесс этот у всех проходит по-разному, но в целом он довольно сложный и кропотливый. Некоторые малыши чувствуют себя спокойно в садике с первого дня посещения и охотно идут по утрам к новым друзьям. А некоторые по прошествии нескольких месяцев не могут побороть волнение и не хотят находиться в незнакомом месте с посторонними людьми долгое время. Поэтому начинайте готовить ребенка к садику за несколько месяцев до первого визита:
- чаще обсуждайте предстоящие перемены с малышом, стараясь не упускать важные для него детали и отвечать на его вопросы;
- находите вместе плюсы посещения сада – например, то, что там будут новые игрушки;
- если малыш не соглашается ходить в сад, договоритесь о поощрительных подарках;
- подбадривайте ребенка всевозможными способами, говорите, что вы рады, что он уже такой большой и вы гордитесь его самостоятельностью;
- предложите ему взять в сад любимую игрушку, которую он сможет положить в шкаф, или наволочку с любимым героем. Так малыш будет чувствовать себя комфортней;
- играйте в «садик» дома, пусть кроха освоит режим дня в саду в игре. Пусть кормит любимые игрушки завтраком, обедом, укладывает спать на тихий час;
- сходите в гости в вашу будущую группу и познакомьтесь с воспитателями. Пусть малыш освоит новую территорию под вашим присмотром;
- поговорите с воспитателем о вашем чаде, расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит и не любит. Поведайте обо всем, что, по вашему мнению, пригодится воспитателю в поиске подхода к вашему крохе.
2. Укрепление иммунитета
Незнакомая обстановка и новый микроклимат довольно часто приводят к снижению иммунитета и простудным заболеваниям. Закаливание организма поможет смягчить и сократить частоту заболеваний.
3. Новые друзья
Учите ребенка знакомиться, особенно если ваш кроха застенчив. Для начала берите на себя роль ведущего, представляйте себя и своего ребенка при знакомстве. Рано или поздно малыш наберется смелости и при встрече с незнакомыми начнет беседу сам, повторяя за вами. Возможно, у вас есть возможность оформить малыша в группу кратковременного пребывания или посещать детские клубы. Предлагайте детям на прогулке совместные игры, например, с мячом или догонялки, чтобы ваш ребенок увидел, как весело играть вместе.
4. Режим дня
Чтобы вашему крохе было легче жить по правилам коллектива, организуйте режим питания и сна, схожий с тем, который будет в детском саду. Кормите и укладывайте спать малыша днем в тихий час. Даже если кроха не хочет спать, приучайте его лежать спокойно в кроватке. Почитайте любимую книжку, разглядывая вместе картинки, или расскажите, как ходили в садик сами.
5. Самостоятельность
Немаловажный момент в подготовке ребенка к садику, ведь там ему придется делать многие вещи самому: кушать, одеваться, засыпать и ходить на горшок. Предлагайте крохе ложку и вилку, пусть пробует справляться с пищей сам. Собираясь на прогулку, позвольте малышу одеться самому, не торопите его и не помогайте. Также не забудьте отучить малыша от соски.
6. Документы
Для оформления ребенка в детский сад понадобятся:
- паспорт
- свидетельство о рождении ребёнка
- страховой полис
- СНИЛС
- документы, подтверждающие льготу
7. Медицинская карта
Ее необходимо оформить в поликлинике, пройдя разных специалистов. В ней будут указаны индивидуальные особенности вашего малыша, если они имеются. Группа здоровья, аллергические реакции и другие физиологические особенности.
8. Вещи и обувь
Правила по организации хранения вещей в разных садах могут быть разные, поэтому здесь необходимо уточнение по поводу разрешенных вещей. Обязательно наличие в шкафу ребенка запасного комплекта одежды, а носочков и нижнего белья понадобится по 2-3 запасных комплекта. Плюс пижама для сна. Отдавайте предпочтение практичной одежде, которую ваш малыш сможет надеть сам. Еще пригодятся спортивная обувь, купальник (при наличии бассейна), полотенце и резиновые сапоги.
9. Предметы гигиены
Возможно, этот пункт вам абсолютно не понадобится, но его необходимо иметь в виду. Влажные салфетки, полотенце для рук, мыло, расческа, носовые платочки – все это может понадобиться вашему крохе в садике.
10. Организационные вопросы
Вам необходимо заранее обговорить, кто и когда будет водить малыша в садик и забирать оттуда. И обязательно расскажите крохе, кто и когда за ним придет, так он будет чувствовать себя намного увереннее. При установке времени пробуждения на будильнике учитывайте, что детям нужно больше времени, чтобы проснуться и собраться, поэтому заложите «временной запас».
11. Настрой родителей
Этот немаловажный пункт часто упускают из вида, и совершенно напрасно! Дети чувствуют переживания своих родителей. Поэтому, если вы испытываете чувство вины за то, что отводите чадо к чужим тетям, то ошибочно ждать от ребенка радости от посещения сада. И наоборот: ваша уверенность в пользе посещения садика обязательно передастся малышу.
И помните, что дети имеют полное право не любить ходить в сад, грустить и плакать при расставании с вами даже при вашем позитивном настрое. Но, как правило, если адаптация прошла успешно, дети спокойно провожают вас и весело проводят день без родителей.
(по материалам марафона Антиистерика: как ребенку полюбить садик).
Вот в вашей семье пришло время выйти вам на работу, а следовательно вашему ребенку пора идти в садик. И очень здорово, когда малыш с удовольствием идет в садик, и также радостно идет домой. Но бывает и так, что ребенок идет в сад со слезами, тяжело расстается с родителями, или напрочь отказывается идти в садик. У каждой из этих ситуаций, есть более глубокие причины, с которыми надо разбираться индивидуально, выясняя, что стоит за тем или иным отказом, капризом или слезами.
Но даже, если ребенок ходит с удовольствием в садик, то время от времени возникают различные ситуации в сборе по утрам, из-за которых ребенок вдруг может заплакать, отказаться идти дальше, заупрямится, закапризничать и т.п., а нас взрослых выбивает из колеи. Далее мы на примере нескольких ситуаций рассмотрим с вами, как изменить ситуацию к лучшему, и спокойно дойти с ребенком до садика.
Как поступить маме утром, чтобы ребенок успокоился и захотел идти в садик.
- Ребенок не хочет вставать с кровати (физическое состояние – позаботиться).
- Ребенок не хочет умываться (хотелки – правила).
- У ребенка что-то не получилось (все я в садик не пойду) (неудача — похвалить).
- Попили сок, все разлил. Плачет (неудача – похвалить, правила).
- Ребенок наполовину одел колготки, время на часах 8.20, и он орет (правила – отвлечение).
- Ребенок упал в подъезде (на улице), плачет, говорит, что в садик не пойдет (правила – отвлечение).
- По дороге в садик ребенок резко поворачивает в сторону дома и говорит: ой, все, в садик не хочу (правила – отвлечение).
- Ребенок уже в садике и в раздевалке плачет (орет) (правила – отвлечение, ритуал расставания).
- Ребенок переоделся, но плачет (орет) в группе (правила — отвлечение).
Практически в любой ситуации лучше придерживаться следующего алгоритма действий: эмпатия (активное слушание), правила (установить свои правила в семье), отвлечение, забота (обратить внимание на физическое состояние малыша), похвала (при неудачах, найти, за что можно похвалить), поддержка (особенно при агрессивных поступках – дать защиту психологических и физических границ).
Ошибками в данных ситуациях будет следующее: подкуп, обман, усиление состояния жертвы (да, тебе плохо; мне очень жаль), обвинения или упрек (все ждут только тебя), соревнования – кто первый.
Утренний ритуал сбора в садик.
Данный же ритуал (режим утреннего сбора) вы можете расписать четко по времени, и даже обговорить его с ребенком, чтобы в процессе ему тоже сообщать: уже столько то часов и минут и нам пора делать то и то. Я же время не пишу, так как у каждого оно свое.
- Подъем: потягушки, обнимашки, вместе полежать пару минуточек.
- Утренняя гигиена: туалет, умывание, чистка зубов, причесывание.
- Одновременное одевание.
- Одеваем верхнюю одежду.
- Дорога в садик, поиск позитива на улице.
- Раздеваемся в садике (музыка, частично помочь, предложить выбор из футболок (юбок, шорт).
- Прощание: поцеловать, обнять, пожелать удачного дня, сказать когда заберете (после сна, на прогулке после сна, после полдника и т.п.); воздушные поцелуй, особенные словечки (можно придуманные вами вместе)
- «Прощальное окошко»: воздушный поцелуй.
Такой утренний ритуал поможет безболезненно собираться ребенку в садик и с удовольствием туда идти, а маме получить взамен спокойное и доброе утро.
Несколько уловок для переключения внимания ребенка.
- Псевдовыбор и псевдосогласие. Ребенка уложили спать, а он вдруг «захотел есть». – «Да, мы конечно будем кушать кашу….утром. Тебе какую сварить?».
- Юмор. «Гже капризка, дайка я ее найду… ой, я знаю где она, она там…..».
- Парадокс.«Кошка говорит «Муууу»?»
- Странные вопросы. «Это я сейчас реву или ты плачешь? А ты сейчас громко плачешь или тише? А можешь тише?».
- Игра. «А давай это будет такая игра, где ты…, и где я. а потом мы…».
- Фокус внимания. «Посмотри где синий цвет? А куртка у тебя зеленая? Послушай, что там едет? А чем тут пахнет, понюхай. Потрогай, какая приятная на ощупь. Попробуй на вкус этот кусочек.»
- Помощь. Убери со стола пожалуйста, давай разберем покупки, отнеси это папе пожалуйста.
- Секрет. «Только для тебя у меня есть секрет. Подойди ко мне пожалуйста, я тебе его на ушко скажу».
Чувство вины мамы.
Бывает и так, что отправив ребенка в детский сад, вы вдруг начинаете испытывать чувство вины (я плохая мама, раз отправила ребенка в детский сад, вместо того, чтобы самой дома им заниматься). Причины этого чувства бывают разные, вот одна из них: чтобы со стороны услышать оправдание, что вы ни в чем не виноваты, что вы все сделали правильно, и что вы хорошая мама. Если все только на начальной стадии, то есть возможность помочь себе самой. Для этого надо признать, что вы испытываете чувство вины, и постараться его перевести в чувство ответственности: ответственности за вашего ребенка и понимания того, что вы взяли на себя эту ответственность водить ребенка в детский садик. Существуют также некоторые практики, которые вам помогут проработать это чувство.
Утренние сборы в детский сад — то ещё удовольствие, особенно если детей у вас двое или больше. Вы хотите спать, дети хотят спать, вам надо успеть на работу, а они отказываются надевать «вот эту дурацкую кофту». Они хотят блинчики, а не овсянку, а вы мечтаете, чтобы среда вдруг оказалась субботой. У одной мамы есть для вас инструкция по выживанию.
В идеальной картине мира вы просыпаетесь, за окном поют птички, дети послушно заправляют кроватки, а по дому разносится аромат булочек с корицей. Потом дети сами собой телепортируются в детский сад, а вы принимаете позу робота-гедониста. Чтобы хотя бы частично это было похоже на правду, я придумала себе и детям инструкцию, и жить стало легче. Правда!
1. Ставьте будильник на 15 минут раньше
Сейчас очень популярны советы в духе встать пораньше, чтобы успеть
помедитировать или заняться йогой. Давайте будем реалистами: если
впереди у вас час душного метро, восемь часов офиса и ужин с уборкой, сложно проснуться и тут же расслабиться. Так зачем эти лишние 15 минут? Чтобы подготовиться. Когда утром у моих детей тренировка, нам нужно встать в 5:40. Будильник я ставлю на 5:25, чтобы у меня было 15 минут смириться с неизбежным. Иногда я откладываю его и сплю, иногда просто лежу и смотрю в потолок, а иногда встаю и медитирую (на самом деле нет). Все эти варианты — лучше, чем проснуться по будильнику и тут же вскочить с кровати.
2. Распишите ваши сборы по минутам
Собираться, как в армии, с двумя детьми четырёх и пяти лет? Почему бы и нет. Вам снова поможет будильник. Каждые 10 минут он будет напоминать: выход из дома неизбежно приближается. 10 минут на завтрак, 10 — на чистку зубов, столько же на одевание и на одевание в уличное (ура, летом спим дольше). Я добавляю детям ещё 10 минут на раскачку перед подъёмом с кровати, но это на ваше усмотрение. В итоге мы имеем чёткий график сборов.
3. Договаривайтесь об одежде заранее
Вот вы уже преуспели в сборах по графику, но тут что-то пошло не так. Ребёнок заявляет: «Я эту синюю/зелёную/красную кофту надевать не хочу и не буду». В такие моменты никакие разумные доводы не сработают, не пытайтесь. Если вы везунчик, то всё закончится быстро (но всё равно не в вашу пользу). А если нет, ждите скандала и потери времени.
11 советов, как научиться не тратить время впустую
У меня часто повторялся второй сценарий. Вот что мне помогло: я стала договариваться с ребёнком о его завтрашнем «луке» накануне. Подготовьте одежду вместе, обговорите её заранее. Тогда назавтра у вас будет аргумент: ты сам это выбрал, а у ребёнка — чёткое представление о том, какие вещи ждут его утром, а также отсутствие путей к отступлению.
4. Заведите календарь хороших дел
Вы можете его купить, нарисовать, просто расчертить лист бумаги. Главное, чтобы ребёнок наглядно видел: он сделал дело, и это не осталось не замеченным. Не любит чистить зубы? Отмечайте это событие в календаре, как спасение зубной вселенной от кариозного лорда. Мотивация действительно работает.
5. Установите чёткое время выхода из дома
Не с 7:30 до 12:20, а так: в 8:10 мы выходим к лифту. Дисциплина прилипнет к вам, если повторять это действие много раз. Я уже чувствую время, но будильник всё равно ставлю, больше для детей. На нём особенная мелодия, которую они выбирают сами. Кому-то Imagine dragons, кому-то — «А кто такие Фиксики».
Конечно, правила сборов не могут быть универсальными. Но если вы захотите составить план утреннего завоевания мира — на основе этих советов или пользуясь своим опытом — у вас всё получится.
Когда ребёнок идёт в детский сад, у него круто меняется жизнь. В ней появляются новые взрослые, которые отвечают за него и имеют право его воспитывать, резко расширяется круг общения. Ребёнок надолго расстаётся с семьёй (целый день — это долго). Естественно, что он испытывает стресс. Игровой педагог Женя Кац даёт родителям подробные рекомендации и план действий.
Конечно, разные дети переживают перемены по-разному. Кто-то с радостью запрыгивает в новый поезд навстречу приключениям, а кто-то очень скучает по дому и вообще не хочет проводить столько времени рядом с таким количеством детей.
На всякий случай родителям стоит быть готовыми к худшему — к истерикам, отказам идти в садик, агрессии со стороны ребёнка и другим проявлениям стресса. Если детская адаптация пройдет спокойно — просто порадуетесь.
Что значит быть готовыми к детскому саду
Быть готовыми — это запастись терпением и участием к ребёнку. Например, когда у него истерика или когда он отказывается идти в садик. Он не «плохо себя ведёт», он просто ещё не приспособился, не привык к новой жизни и ему трудно. Ребёнок не «капризничает», он растерян или перевозбуждён, например, от усталости. Ребёнок не «липнет к маминой юбке», он соскучился или не чувствует себя в безопасности.
Как могут проявляться переживания ребёнка
Истерики в период адаптации к детскому саду — это нормально. Это выход для переживаний. Ребёнок вырастет, психика созреет, и придут другие способы справиться с переживаниями. А пока он малыш, он кричит, рыдает и всё разбрасывает. Кстати, у детей, которые могут выплеснуть из себя накопившееся напряжение, реже бывают неврозы.
Истерики переносить трудно и ребёнку, и родителям. Очень хочется их сразу же остановить. Иногда стыдно за кричащего ребёнка перед воспитателями или перед прохожими на улице. Иногда страшно смотреть в глаза детским слезам.
Если не находите в себе сил сочувствовать ребёнку, просто спокойно скажите себе: «Это не плохое поведение, это усталость, страх, тревожность, беспокойство». И обнимите ребёнка. Скажите ему, что да, вы понимаете, он соскучился. Или обнимайте молча. Смотрите вглубь — на чувства ребёнка, а не на их бурное проявление.
Агрессия. Ребёнок может начать драться, ломать и бросать игрушки. Мягко берите его за руки, ласкайте, обнимайте, жалейте.
Отказ идти в садик. Лучше и проще всего сочувственно соглашаться: «Ты не хочешь идти в садик, я тебя понимаю…». И продолжать одевать ребёнка.
Болезни и впадание в младенчество. Ребёнок может лепетать и говорить «я маленький», просить взять его на ручки, покормить с ложечки, покачать перед сном. Берите его на ручки, кормите с ложечки, качайте перед сном. Это пройдёт.
Неестественный смех, гиперподвижность. Расслабляйте ребёнка, используйте тактильный контакт.
Проблемы с засыпанием, с аппетитом. В этом случае помогают разговоры о том, что чувствует ребёнок, разговоры о детском саде, расслабляющие практики.
Как отводить ребёнка в сад
1. Ребёнку будет легче, если родители заранее договорятся, кто будет его приводить в садик, а кто забирать из садика. Говорите ребёнку, кто именно — мама или папа — придёт его забирать и во сколько. Для ребёнка время абстрактно, поэтому измеряйте время моментами режима, понятными малышу, — после полдника, с вечерней прогулки, после ужина.
2. Хорошо, если во время утреннего прощания дома и потом в саду мама или папа будет говорить не о том, как хорошо в саду (концентрируя внимание ребенка на садике и на расставании), а на том, как вы встретитесь и что будете делать вместе вечером. И ребёнок, заскучав, будет цепляться мыслями именно за это — за мороженое, которое вы пообещали купить, или за кекс, который вы вместе испечёте, или за разрешение понажимать кнопочки в машине и посидеть у мамы и папы на руках за рулём (разумеется, на парковке).
Пожалуйста, если вы уходите на работу, когда ребёнок собирается в сад, или остаётесь дома, когда ребёнок уходит, не забудьте тепло попрощаться с ним!
3. В садике в идеале передавайте ребёнка воспитателю в руки. К сожалению, не все воспитатели на это идут. Но можно же позвать: «Марьиванна, вы можете к нам подойти? Спасибо! Здравствуйте, Мариванна! Маша, возьми Мариванну за руку, до вечера! Мама придёт за тобой после полдника, и вы пойдёте за мороженым! А мы с тобой вечером будем строить дом из Lego. Хорошего дня, Мариванна!».
Что поможет ребёнку для быстрой адаптации
Режим
Это очень помогает привыкнуть к новому укладу жизни. Режим — это рамки жизни ребёнка, они дают ощущение стабильности. Желательно отводить ребёнка в садик и забирать его из садика в одно и то же время. Когда ребёнку тяжело ходить в сад пять дней в неделю, можно, если есть возможность, установить точный день для дополнительного выходного. Лучше всего, если это будет пятница, понедельник или среда.
Отношения с воспитателями
В первый день познакомьтесь с воспитательницей и познакомьте с ней ребёнка. Ваш ребёнок зависит от этого человека. И любые конфликты между родителями и воспитателями могут отразиться на нём. Как и доброжелательность, уважительность, готовность идти на контакт и предупредительность.
Здоровайтесь с воспитательницей по утрам с улыбкой и называйте её по имени-отчеству. Вечером спросите, как дела у ребёнка: как спал, ел, плакал ли. Благодарите за то, что воспитатель так внимательна.