Ребенок не хочет идти в детский сад: помогаем адаптироваться

Ранее утро. Жилой двор периодически оглашается криком малыша из соседнего подъезда: «Мамочка, пожа-алуйста, я не хочу!», «Не надо!». Это он о детском садике, как об экзекуции, взывает к маме плачем. Мне не известны убеждения матери, за посещение садика она или против – но, видимо, необходимость у нее в том есть. И встретившись с ней взглядом, понимаешь, насколько ей больно видеть своего ребенка плачущим.

Она торопится, ей за день многое нужно успеть, и так некстати эти капризы, выбивающие из графика дня. Да и осадок от них остается. Сама на работе, а мысли там, где плачет малыш,… который, скорее всего, после ее ухода благополучно присоединился к группе и увлекся игрой. А мама тем временем добивает себя чувством вины. Неконструктивным, разрушительным и опасным.

Дети очень хорошо считывают виноватое поведение родителей, учатся манипулировать и в дальнейшем продавливать собственную позицию плачем. Разве не так? Один из самых распространенных советов заключается в обещании ребенку купить вечером игрушку или особое угощение, компенсировать тем самым его слезы. И они со временем становятся демонстративными, даже если вначале были искренними. Ребенок учится быстро, приспосабливается: не услышали его тогда, а сейчас он уже привык прятать истинные мотивы своего нежелания идти в садик. Ведь затихающий рев возмещается подарком. Компенсация здесь что-то вроде попытки лечить симптомы («сбить температуру»), в то время как внимания требует причина болезни.

Что же делать? Может, вообще не водить ребенка в садик? Есть мамы, выбирающие такое решение, взвесив плюсы и минусы разных жизненных ситуаций. Однако, ситуации именно что разные, дети — тем более, для кого-то детский сад – несомненное благо и выход, поэтому решение здесь остается за мамой. Немаловажно также, что многим женщинам детский сад помогает найти оптимальный баланс между материнством и профессиональной самореализацией. Если даже мама не стремится сделать карьеру, то, вполне возможно, ранний выход на работу обусловлен финансовой необходимостью, и важно здесь самим родителям определиться со своими приоритетами. Ведь всем известно: спокойная мама – счастливый ребенок.

Важно устанавливать контакт со своими детьми, чувствовать их, чтобы они были уверены в поддержке родителей. Вполне возможно, что детское нежелание посещать садик имеет в своей основе объективные и весьма серьезные причины, такие как: плохое обращение персонала, низкие коммуникативные навыки, физиологическая или психологическая неготовность малыша к длительному пребыванию в коллективе. Но часто бывает, что ребенку нравится в детском саду, а по утру концерт обязателен. Что делать в таких случаях?

Первое и, пожалуй, самое главное: быть спокойной, не поддаваться панике, не рыдая вместе со своим малышом. Дети чувствительны к состоянию матери, ее настрою, и если мама воспринимает посещение садика как жестокую необходимость, то и он будет протестовать. Дети – наше зеркало, они невольно демонстрируют родительское отношение к тем или иным вещам через свое поведение.

Второй момент немаловажен: нужно рассказывать ребенку всё заранее. Куда пойдет мама, что будет делать папа, куда пойдет потом и чем в это время может заниматься сам малыш – всё это придаст ему уверенности и ощущение определенности. Важно точно обозначить время, когда вы придете за ним (и не нарушать данного обещания), разговаривать с ним спокойным размеренным тоном. Если и взрослые при наличии четкой схемы действий чувствуют себя уверенней и надежней, что уж говорить о детях?

Психологи советуют придумывать различные способы, устраняющие разделение. Например, условиться о своем, магическом времени, когда мысли ребенка и мамы могут встречаться – через «волшебное» зеркало, коробочку. Мне понравился опыт знакомой: они с дочкой «выходили на связь», приложив слегка руку к сердцу. Девочка уже выросла и сама скоро станет мамой, а способ мысленного касания сохранили. Можно «наполнить» кармашки малыша поцелуйчиками, которые он «достанет» и приложит к щечке, когда соскучится.

Так же не лишним будет создать свои маленькие ритуалы по сбору в садик. Пусть это будет хоть обмен: мама ребенку передает игрушку, а ребенок в ответ подает ей ее сумочку. Желательно чтобы подобный обычай был близок ребенку. И, конечно же, важно создать свой ритуал передачи малыша воспитателю (например, взгляд в глаза, улыбка, поцелуй, кивок, идет в группу), ни в коем случае не затягивая процесс прощания. Долгие прощания с обеспокоенной мамой внушат ребенку чувство опасности, мама беспокоится – значит, с ним здесь может что-то случиться.

И, пожалуй, самое важное: насыщать ребенка привязанностью. Необходимо некоторое время до расставания и некоторое время после возвращения домой посвятить только ребенку, насытить его своим вниманием, заботой, любовью. Одним словом, создать ему комфортные условия для развития. Только чувствуя уверенность в своей защищенности, ребенок свободно и легко изучает новое.

В первой части статьи про адаптацию детей к детскому саду психолог Нина Ливенцова объяснила, как минимизировать стресс для ребенка и правильно подготовиться к новому укладу жизни. Сегодня Нина расскажет о самых распространенных ошибках родителей и даст маркеры, по которым легко понять, насколько успешно проходит адаптация.

Самые распространенные ошибки

Факторы, которые могут затруднять адаптацию и которые нужно по возможности не допускать или устранять.

1. Отсутствие каких-либо подготовительных мероприятий вообще. Идти в садик, как говорится, с места в карьер.

2. Резкое погружение в жизнь садика (сразу на полный день).

3. Внезапное исчезновение мамы, отсутствие ритуала прощания.

4. Неподготовленность ребенка к режиму.

5. Питание. Ребенок привык есть только протертую пищу.

6. Нет навыков самообслуживания у детей от трех лет (ребенок ждет, когда его покормят, оденут).

7. Угрозы детским садиком, негативная атмосфера вокруг темы детского садика.

8. Наложение стрессов — переезд, кризис трех лет. Бывает, что этого трудно избежать, просто учитывайте, что нагрузка на нервную систему повышена. Период адаптации может затягиваться.

9. Повышенная нагрузка на нервную систему в период адаптации. Например, ребенка записывают еще и в новые кружки.

10. Тревожность мамы, отсутствие твердого решения о нужности детского сада.

11. Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие компенсации разлуки. При расставании создавайте тактильный контакт, что-то оставляйте за себя, проговаривайте, что будете делать, когда встретитесь после детского сада.

12. Незаинтересованность в адаптации (выгодно взрослым).

13. Несерьезное отношение к адаптации, непоследовательность взрослых (проспали — не пошли).

14. Неготовность родителя к негативной реакции ребенка, ругань за эмоции ребенка, негатив утром при сборах и при прощании.

15. Нереалистичные ожидания родителей от ребенка.

16. Какие-то негативные родительские установки о садике.

Как понять, что адаптация закончилась благополучно

Адаптация занимает от 2 недель до 3 месяцев. Если вы были в длительной болезни, то адаптацию приходится начинать заново.

Следующие признаки подскажут, что ребенок привык к новой обстановке.

Ребенок усвоил правила пребывания в саду: он знает, что нужно сначала переодеться, затем сделать зарядку, потом позавтракать и так далее.

Ребенку психологически комфортно, он играет, ест, спит. При расставании может какое-то время плакать, но быстро успокаивается в группе и включается в игру. Или уже спокойно прощается с мамой и идет к воспитателю, общается.

Как понять, что ребенок не может адаптироваться

  • Ребенок ни с кем не общается, не идет на контакт. Он замкнут, никого к себе не подпускает, даже если прошло уже 1-2 месяца.
  • Ребенок ничего не ест, отказывается от воды. Не ходит в туалет даже пописать. Терпит до последнего.
  • Ребенок плачет, не успокаивается до тех пор, пока не придет мама.
  • Длительный, стойкий регресс в развитии (в речи, в навыках самообслуживания, появились навязчивости, ночные кошмары, которые не проходят совсем или проходят, когда ребенок, например, болеет и не посещает садик).

Если случилось так, что прошло 1-3 месяца, а прогресса в адаптации нет, то нужно разбираться в причинах. Вам помогут следующие шаги.

  1. Беседа с воспитателем и с садовским психологом. Обычно к малышам приставляется психолог, который следит, как проходит процесс адаптации.
  2. Проективная диагностика. Игра в садик, рисование, придумывание совместной сказки.
  3. Наблюдение (может, это реакция на одного из воспитателей или стресс, который истощил его. Тогда надо взять перерыв, восстановить организм).

Также обратите внимание на свои тревоги.

К чему нужно быть готовым

Даже если все складывается более-менее удачно, нужно быть готовым к некоторым вполне нормальным, но не совсем приятным вещам.

  • Скорее всего, ребенок будет плакать: при расставании, в садике без вас, во время утренних сборов, по дороге в детский сад. На самом деле ему есть что оплакивать (хороший признак, если плач имеет тенденцию к постепенному сокращению). Слезы, грусть — это нормально. Не надо за это стыдить, ругать, раздражаться, проявлять агрессию. Почему ребенок плачет? Ему страшно, он чувствует угрозу своей потребности в безопасности, он остается один, без мамы. Он может чувствовать одиночество (пока не познакомился с воспитателем и не завел друзей), напряжение при расставании с мамой. Как помочь ему почувствовать себя лучше? Тактильный контакт. Уверять, что вернетесь обязательно. Оставлять «себя» ребенку. Сочувствовать. Не жалеть времени на эмоциональное общение вечером.
  • Короткий по времени откат в развитии и регресс в навыках (речь, туалет, ночной энурез, промашки во время игр в детском саду), могут быть даже какие-то навязчивые движения или действия. Принимайте это как временное явление. Не заостряйте на этом внимание. Не ругайте, не стыдите. Давайте ребенку больше тактильного контакта, эмоционального общения.
  • Страхи, агрессия в саду или дома, капризы после садика, ночные пробуждения с плачем и криками, непослушание дома. Ребенок рад, когда вы приходите в садик, а через минуту выказывает к вам враждебность и обиду. Ваша задача смягчить его эмоции, сказать, как вы соскучились, как любите своего малыша. Не торопиться собираться домой, а минут 10-15 посидеть обнявшись.

Это все нормальные, временные явления, которые пройдут, как только ребенок адаптируется к новым обстоятельствам. Вам, как родителю, понадобится немного терпения и спокойствия.

Резюме

Адаптация — способность организма приспосабливаться к окружающей среде. Эта способность есть у детей. Дети довольно гибкие.

Есть факторы, на которые вы можете повлиять — это ваш вклад в легкую и благополучную адаптацию ребенка к детскому саду. Есть факторы, которые мешают адаптации, — минимизируйте их.

Период адаптации длится от 2 недель до 3 месяцев.

Некоторые негативные явления в период адаптации — норма. Сохраняйте спокойствие. Будьте терпеливы. Поддерживайте ребенка. Будьте уверены, что ему под силу адаптироваться к детскому саду. Никакой маминой вины, тревогу держите под контролем.

И все сложится наилучшим образом! Чего я вам всем и желаю!

На основе материалов от психолога Нины Ливенцовой мы подготовили чек-листы по адаптации к детскому саду. Скачать их можно здесь→

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.

Ребенок идет в детский сад первый раз? Чтобы ему там понравилось, необходимо готовить не только малыша, но и всех членов семьи. И это не каламбур. Речь о создании нужного психологического настроения в доме, на который ребенок очень чутко реагирует.

Как это сделать, что нужно учитывать, какие ошибки не допускать, рассказывает Оксана Голубева, воспитатель высшей категории, финалист областного конкурса «Воспитатель года Подмосковья».

№1. Не обсуждайте воспитателей при ребенке

С периода, как только начинается подготовка к детскому саду, родителям нужно запомнить — при детях нельзя обсуждать педагогов. Иногда мамы на эмоциях могут дома говорить, к примеру: «МарьИванна не надела ему колготки, а сразу дала штанишки. Она нормальная?». Ребенок услышит, придет в детский сад и спросит воспитательницу: «А Вы нормальная?».

У малыша может возникнуть непонимание — если мама говорит, что воспитатель хорошая, почему она сердится на нее? Почему она меня к ней ведет? «Если она плохая, зачем туда ходить», — задаст вопрос ребенок, который услышал, как мама эмоционально делится с папой детсадовскими новостями.

№2. Убирайте страх через доверие к маме

Часто дети плачут, когда их приводят в детский сад. Может помочь подобный диалог:

— Скажи, пожалуйста, тебе страшно?

— Тебя мама привела в плохое место? (и здесь ребенок начинает задумываться). Вот если бы мама тебя отвела к крокодилам, тебе бы грозила опасность. Здесь тебе грозит опасность?

— Правильно, здесь у тебя появились ребята, с которыми ты можешь играть.

№3. Рассказывайте воспитателю о том, что нравится ребенку

Мамина задача в том, чтобы заранее поговорить с воспитателем о том, что нравится ребенку. Об этом он может общаться в моменты, когда малыш плачет. К примеру, «у тебя здесь много игрушек-машинок, которые можно катать», «здесь есть большая игрушка-кухня, на которой можно готовить еду», «здесь много кукол, которых можно одевать в разные одежды»…

№4. Объясняйте ребенку, почему мама приводит его в детский сад

С работающими мамами проще — ребенок знает, что мама уедет туда, где зарабатывает деньги. А вот с неработающими сложнее. Когда ребенок знает, что мама приводит его в сад, а потом идет домой, ребенок чувствует некое предательство. Особенно если слышит вроде «высплюсь, а потом хоть порядок наведу и еды приготовлю».

Что может произойти — ребенок начнет перетягивать на себя внимание: болеть, плакать, драться. Делать все, чтобы мама забрала его к себе домой.

Поэтому маме надо придумать себе условную работу. Хорошо помогает фраза: Я иду на работу, и ты идешь на работу».

№5. Примените уловку которая поможет ребенку на стадии адаптации превратить детский сад в свою «работу»

Это продолжение предыдущего пункта. Я решила выделить его в отдельный, так как многие неопытные мамы на нем «спотыкаются». Если ребенок ходит в детский сад как на работу, он может задать вопрос: «А где моя зарплата? Ты же получаешь на своей работе зарплату».

Оплачивать ее игрушками нельзя! Иначе каждый раз, выходят из детсада, ребенок будет требовать: «А что мы пойдем сейчас покупать?».

Можно воспользоваться уловкой, которая хорошо себя зарекомендовала: мама рисует на листе бумаги кружочки, и каждый день заполняет ее монетками. К примеру, по два рубля. Это условная копилка ребенка, его зарплата. И когда месяц проходит, малыш сам выбирает, на что он потратить заработанное.

№6. Забирайте ребенка с правильными фразами и настроением

Забирать ребенка из детсада надо с настроением: «Я так рада встрече с тобой». Без этого «Как ты, мой зайчик? Тебя сегодня никто не обижал?». Уберите вопрос «что ты сегодня ел?». В первую очередь нужно спросить важное: что ты узнал? Что ты сегодня сделал? Чему новому научился? Нужна работа на результат! И мама также делится тем, что она сегодня сделала.

Должна быть обоюдная увлеченность. А про еду и другие моменты вы выясните без вопросов «в лоб», не акцентируя внимание на негативных моментах. Если они есть, аккуратно разбираете с ребенком, потом с воспитателем, но не разговаривая на повышенных тонах».

№7. Сделайте воспитателя своим союзником

Иногда молодые мамы начинают ревновать, если видит, что воспитатель, к примеру, обнимает ребенка. Но если воспитатель любит детей, это правильно, это хорошо! И это значит, в группе с ним комфортно.

№8. Создание положительной ауры в группе

Детям приятно видеть маячки из дома в группе. Для этого можно поговорить с воспитателем, о том, какие поделки могли бы пригодиться. К примеру, игрушки-мякиши, одежда для кукол, фартуки. И если мама или бабушка умеют делать, они смастерят при участии ребенка. И для крохи, который осваивается в детском саду, это будет маячком из дома.

№9. Берите в детский сад игрушку, которую не жалко там оставить

Еще один маячок из дома — любимая игрушка. Но брать нужно ту, с которой ребенок дома наигрался, и ему не жалко ее принести в сад. Объяснить — мы в сад игрушки не носим, а если принесли, то там и оставляем. Ведь чаще всего так бывает: ребенок принес игрушку, ее не поделили и сломали.

Не берите в детсад мягкие игрушки. Их сложно мыть, поэтому под запретом. Мягкие игрушки могут рассадником бактерий.

№10. Создавайте визуальный позитивный образ посещения детского сада

Рассказывайте ребенку и показывайте разные интересные видео на тему, как весело, интересно и с пользой малыши проводят время в детском саду. Они играют на площадке, мастерят поделки, делают разные эксперименты. И подкрепляйте это, повторяйте дома. Но обязательно с упоминанием, что «в саду каждый день что-то новое. А мы с тобой, к сожалению, не успеваем, так как мама работает».

В статье мы уделили внимание психологической подготовке мамы и ребенка к посещению детского сада. А ранее рассказывали о практических советах, которые сделают период адаптации легче.

В жизни каждой семьи рано или поздно наступает ответственный и волнительный момент, когда малыша необходимо подготовить к получению первого социального опыта. Это важный этап, который формирует у ребенка самостоятельность и умение контактировать с другими детьми без участия мамы или папы. Чтобы адаптация к новым условиям прошла спокойно и поводов для переживаний не было, и детям и взрослым необходимо хорошенько подготовиться.

С чего же начать подготовку к детскому саду? Предлагаем вам список рекомендаций и полезных советов.

1. Психологическая подготовка

Процесс этот у всех проходит по-разному, но в целом он довольно сложный и кропотливый. Некоторые малыши чувствуют себя спокойно в садике с первого дня посещения и охотно идут по утрам к новым друзьям. А некоторые по прошествии нескольких месяцев не могут побороть волнение и не хотят находиться в незнакомом месте с посторонними людьми долгое время. Поэтому начинайте готовить ребенка к садику за несколько месяцев до первого визита:

  • чаще обсуждайте предстоящие перемены с малышом, стараясь не упускать важные для него детали и отвечать на его вопросы;
  • находите вместе плюсы посещения сада – например, то, что там будут новые игрушки;
  • если малыш не соглашается ходить в сад, договоритесь о поощрительных подарках;
  • подбадривайте ребенка всевозможными способами, говорите, что вы рады, что он уже такой большой и вы гордитесь его самостоятельностью;
  • предложите ему взять в сад любимую игрушку, которую он сможет положить в шкаф, или наволочку с любимым героем. Так малыш будет чувствовать себя комфортней;
  • играйте в «садик» дома, пусть кроха освоит режим дня в саду в игре. Пусть кормит любимые игрушки завтраком, обедом, укладывает спать на тихий час;
  • сходите в гости в вашу будущую группу и познакомьтесь с воспитателями. Пусть малыш освоит новую территорию под вашим присмотром;
  • поговорите с воспитателем о вашем чаде, расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит и не любит. Поведайте обо всем, что, по вашему мнению, пригодится воспитателю в поиске подхода к вашему крохе.

2. Укрепление иммунитета

Незнакомая обстановка и новый микроклимат довольно часто приводят к снижению иммунитета и простудным заболеваниям. Закаливание организма поможет смягчить и сократить частоту заболеваний.

3. Новые друзья

Учите ребенка знакомиться, особенно если ваш кроха застенчив. Для начала берите на себя роль ведущего, представляйте себя и своего ребенка при знакомстве. Рано или поздно малыш наберется смелости и при встрече с незнакомыми начнет беседу сам, повторяя за вами. Возможно, у вас есть возможность оформить малыша в группу кратковременного пребывания или посещать детские клубы. Предлагайте детям на прогулке совместные игры, например, с мячом или догонялки, чтобы ваш ребенок увидел, как весело играть вместе.

4. Режим дня

Чтобы вашему крохе было легче жить по правилам коллектива, организуйте режим питания и сна, схожий с тем, который будет в детском саду. Кормите и укладывайте спать малыша днем в тихий час. Даже если кроха не хочет спать, приучайте его лежать спокойно в кроватке. Почитайте любимую книжку, разглядывая вместе картинки, или расскажите, как ходили в садик сами.

5. Самостоятельность

Немаловажный момент в подготовке ребенка к садику, ведь там ему придется делать многие вещи самому: кушать, одеваться, засыпать и ходить на горшок. Предлагайте крохе ложку и вилку, пусть пробует справляться с пищей сам. Собираясь на прогулку, позвольте малышу одеться самому, не торопите его и не помогайте. Также не забудьте отучить малыша от соски.

6. Документы

Для оформления ребенка в детский сад понадобятся:

  • паспорт
  • свидетельство о рождении ребёнка
  • страховой полис
  • СНИЛС
  • документы, подтверждающие льготу

7. Медицинская карта

Ее необходимо оформить в поликлинике, пройдя разных специалистов. В ней будут указаны индивидуальные особенности вашего малыша, если они имеются. Группа здоровья, аллергические реакции и другие физиологические особенности.

8. Вещи и обувь

Правила по организации хранения вещей в разных садах могут быть разные, поэтому здесь необходимо уточнение по поводу разрешенных вещей. Обязательно наличие в шкафу ребенка запасного комплекта одежды, а носочков и нижнего белья понадобится по 2-3 запасных комплекта. Плюс пижама для сна. Отдавайте предпочтение практичной одежде, которую ваш малыш сможет надеть сам. Еще пригодятся спортивная обувь, купальник (при наличии бассейна), полотенце и резиновые сапоги.

9. Предметы гигиены

Возможно, этот пункт вам абсолютно не понадобится, но его необходимо иметь в виду. Влажные салфетки, полотенце для рук, мыло, расческа, носовые платочки – все это может понадобиться вашему крохе в садике.

10. Организационные вопросы

Вам необходимо заранее обговорить, кто и когда будет водить малыша в садик и забирать оттуда. И обязательно расскажите крохе, кто и когда за ним придет, так он будет чувствовать себя намного увереннее. При установке времени пробуждения на будильнике учитывайте, что детям нужно больше времени, чтобы проснуться и собраться, поэтому заложите «временной запас».

11. Настрой родителей

Этот немаловажный пункт часто упускают из вида, и совершенно напрасно! Дети чувствуют переживания своих родителей. Поэтому, если вы испытываете чувство вины за то, что отводите чадо к чужим тетям, то ошибочно ждать от ребенка радости от посещения сада. И наоборот: ваша уверенность в пользе посещения садика обязательно передастся малышу.

И помните, что дети имеют полное право не любить ходить в сад, грустить и плакать при расставании с вами даже при вашем позитивном настрое. Но, как правило, если адаптация прошла успешно, дети спокойно провожают вас и весело проводят день без родителей.

(по материалам марафона Антиистерика: как ребенку полюбить садик).

Вот в вашей семье пришло время выйти вам на работу, а следовательно вашему ребенку пора идти в садик. И очень здорово, когда малыш с удовольствием идет в садик, и также радостно идет домой. Но бывает и так, что ребенок идет в сад со слезами, тяжело расстается с родителями, или напрочь отказывается идти в садик. У каждой из этих ситуаций, есть более глубокие причины, с которыми надо разбираться индивидуально, выясняя, что стоит за тем или иным отказом, капризом или слезами.

Но даже, если ребенок ходит с удовольствием в садик, то время от времени возникают различные ситуации в сборе по утрам, из-за которых ребенок вдруг может заплакать, отказаться идти дальше, заупрямится, закапризничать и т.п., а нас взрослых выбивает из колеи. Далее мы на примере нескольких ситуаций рассмотрим с вами, как изменить ситуацию к лучшему, и спокойно дойти с ребенком до садика.

Как поступить маме утром, чтобы ребенок успокоился и захотел идти в садик.

  1. Ребенок не хочет вставать с кровати (физическое состояние – позаботиться).
  2. Ребенок не хочет умываться (хотелки – правила).
  3. У ребенка что-то не получилось (все я в садик не пойду) (неудача — похвалить).
  4. Попили сок, все разлил. Плачет (неудача – похвалить, правила).
  5. Ребенок наполовину одел колготки, время на часах 8.20, и он орет (правила – отвлечение).
  6. Ребенок упал в подъезде (на улице), плачет, говорит, что в садик не пойдет (правила – отвлечение).
  7. По дороге в садик ребенок резко поворачивает в сторону дома и говорит: ой, все, в садик не хочу (правила – отвлечение).
  8. Ребенок уже в садике и в раздевалке плачет (орет) (правила – отвлечение, ритуал расставания).
  9. Ребенок переоделся, но плачет (орет) в группе (правила — отвлечение).

Практически в любой ситуации лучше придерживаться следующего алгоритма действий: эмпатия (активное слушание), правила (установить свои правила в семье), отвлечение, забота (обратить внимание на физическое состояние малыша), похвала (при неудачах, найти, за что можно похвалить), поддержка (особенно при агрессивных поступках – дать защиту психологических и физических границ).

Ошибками в данных ситуациях будет следующее: подкуп, обман, усиление состояния жертвы (да, тебе плохо; мне очень жаль), обвинения или упрек (все ждут только тебя), соревнования – кто первый.

Утренний ритуал сбора в садик.

Данный же ритуал (режим утреннего сбора) вы можете расписать четко по времени, и даже обговорить его с ребенком, чтобы в процессе ему тоже сообщать: уже столько то часов и минут и нам пора делать то и то. Я же время не пишу, так как у каждого оно свое.

  1. Подъем: потягушки, обнимашки, вместе полежать пару минуточек.
  2. Утренняя гигиена: туалет, умывание, чистка зубов, причесывание.
  3. Одновременное одевание.
  4. Одеваем верхнюю одежду.
  5. Дорога в садик, поиск позитива на улице.
  6. Раздеваемся в садике (музыка, частично помочь, предложить выбор из футболок (юбок, шорт).
  7. Прощание: поцеловать, обнять, пожелать удачного дня, сказать когда заберете (после сна, на прогулке после сна, после полдника и т.п.); воздушные поцелуй, особенные словечки (можно придуманные вами вместе)
  8. «Прощальное окошко»: воздушный поцелуй.

Такой утренний ритуал поможет безболезненно собираться ребенку в садик и с удовольствием туда идти, а маме получить взамен спокойное и доброе утро.

Несколько уловок для переключения внимания ребенка.

  1. Псевдовыбор и псевдосогласие. Ребенка уложили спать, а он вдруг «захотел есть». – «Да, мы конечно будем кушать кашу….утром. Тебе какую сварить?».
  2. Юмор. «Гже капризка, дайка я ее найду… ой, я знаю где она, она там…..».
  3. Парадокс.«Кошка говорит «Муууу»?»
  4. Странные вопросы. «Это я сейчас реву или ты плачешь? А ты сейчас громко плачешь или тише? А можешь тише?».
  5. Игра. «А давай это будет такая игра, где ты…, и где я. а потом мы…».
  6. Фокус внимания. «Посмотри где синий цвет? А куртка у тебя зеленая? Послушай, что там едет? А чем тут пахнет, понюхай. Потрогай, какая приятная на ощупь. Попробуй на вкус этот кусочек.»
  7. Помощь. Убери со стола пожалуйста, давай разберем покупки, отнеси это папе пожалуйста.
  8. Секрет. «Только для тебя у меня есть секрет. Подойди ко мне пожалуйста, я тебе его на ушко скажу».

Чувство вины мамы.

Бывает и так, что отправив ребенка в детский сад, вы вдруг начинаете испытывать чувство вины (я плохая мама, раз отправила ребенка в детский сад, вместо того, чтобы самой дома им заниматься). Причины этого чувства бывают разные, вот одна из них: чтобы со стороны услышать оправдание, что вы ни в чем не виноваты, что вы все сделали правильно, и что вы хорошая мама. Если все только на начальной стадии, то есть возможность помочь себе самой. Для этого надо признать, что вы испытываете чувство вины, и постараться его перевести в чувство ответственности: ответственности за вашего ребенка и понимания того, что вы взяли на себя эту ответственность водить ребенка в детский садик. Существуют также некоторые практики, которые вам помогут проработать это чувство.

Ребенок не хочет идти в детский сад: помогаем адаптироваться

Утренние сборы в детский сад — то ещё удовольствие, особенно если детей у вас двое или больше. Вы хотите спать, дети хотят спать, вам надо успеть на работу, а они отказываются надевать «вот эту дурацкую кофту». Они хотят блинчики, а не овсянку, а вы мечтаете, чтобы среда вдруг оказалась субботой. У одной мамы есть для вас инструкция по выживанию.

В идеальной картине мира вы просыпаетесь, за окном поют птички, дети послушно заправляют кроватки, а по дому разносится аромат булочек с корицей. Потом дети сами собой телепортируются в детский сад, а вы принимаете позу робота-гедониста. Чтобы хотя бы частично это было похоже на правду, я придумала себе и детям инструкцию, и жить стало легче. Правда!

1. Ставьте будильник на 15 минут раньше

Сейчас очень популярны советы в духе встать пораньше, чтобы успеть
помедитировать или заняться йогой. Давайте будем реалистами: если
впереди у вас час душного метро, восемь часов офиса и ужин с уборкой, сложно проснуться и тут же расслабиться. Так зачем эти лишние 15 минут? Чтобы подготовиться. Когда утром у моих детей тренировка, нам нужно встать в 5:40. Будильник я ставлю на 5:25, чтобы у меня было 15 минут смириться с неизбежным. Иногда я откладываю его и сплю, иногда просто лежу и смотрю в потолок, а иногда встаю и медитирую (на самом деле нет). Все эти варианты — лучше, чем проснуться по будильнику и тут же вскочить с кровати.

2. Распишите ваши сборы по минутам

Собираться, как в армии, с двумя детьми четырёх и пяти лет? Почему бы и нет. Вам снова поможет будильник. Каждые 10 минут он будет напоминать: выход из дома неизбежно приближается. 10 минут на завтрак, 10 — на чистку зубов, столько же на одевание и на одевание в уличное (ура, летом спим дольше). Я добавляю детям ещё 10 минут на раскачку перед подъёмом с кровати, но это на ваше усмотрение. В итоге мы имеем чёткий график сборов.

3. Договаривайтесь об одежде заранее

Вот вы уже преуспели в сборах по графику, но тут что-то пошло не так. Ребёнок заявляет: «Я эту синюю/зелёную/красную кофту надевать не хочу и не буду». В такие моменты никакие разумные доводы не сработают, не пытайтесь. Если вы везунчик, то всё закончится быстро (но всё равно не в вашу пользу). А если нет, ждите скандала и потери времени.

Ребенок не хочет идти в детский сад: помогаем адаптироваться

11 советов, как научиться не тратить время впустую

У меня часто повторялся второй сценарий. Вот что мне помогло: я стала договариваться с ребёнком о его завтрашнем «луке» накануне. Подготовьте одежду вместе, обговорите её заранее. Тогда назавтра у вас будет аргумент: ты сам это выбрал, а у ребёнка — чёткое представление о том, какие вещи ждут его утром, а также отсутствие путей к отступлению.

4. Заведите календарь хороших дел

Вы можете его купить, нарисовать, просто расчертить лист бумаги. Главное, чтобы ребёнок наглядно видел: он сделал дело, и это не осталось не замеченным. Не любит чистить зубы? Отмечайте это событие в календаре, как спасение зубной вселенной от кариозного лорда. Мотивация действительно работает.

5. Установите чёткое время выхода из дома

Не с 7:30 до 12:20, а так: в 8:10 мы выходим к лифту. Дисциплина прилипнет к вам, если повторять это действие много раз. Я уже чувствую время, но будильник всё равно ставлю, больше для детей. На нём особенная мелодия, которую они выбирают сами. Кому-то Imagine dragons, кому-то — «А кто такие Фиксики».

Конечно, правила сборов не могут быть универсальными. Но если вы захотите составить план утреннего завоевания мира — на основе этих советов или пользуясь своим опытом — у вас всё получится.

Ребенок не хочет идти в детский сад: помогаем адаптироваться

Когда ребёнок идёт в детский сад, у него круто меняется жизнь. В ней появляются новые взрослые, которые отвечают за него и имеют право его воспитывать, резко расширяется круг общения. Ребёнок надолго расстаётся с семьёй (целый день — это долго). Естественно, что он испытывает стресс. Игровой педагог Женя Кац даёт родителям подробные рекомендации и план действий.

Конечно, разные дети переживают перемены по-разному. Кто-то с радостью запрыгивает в новый поезд навстречу приключениям, а кто-то очень скучает по дому и вообще не хочет проводить столько времени рядом с таким количеством детей.

На всякий случай родителям стоит быть готовыми к худшему — к истерикам, отказам идти в садик, агрессии со стороны ребёнка и другим проявлениям стресса. Если детская адаптация пройдет спокойно — просто порадуетесь.

Что значит быть готовыми к детскому саду

Быть готовыми — это запастись терпением и участием к ребёнку. Например, когда у него истерика или когда он отказывается идти в садик. Он не «плохо себя ведёт», он просто ещё не приспособился, не привык к новой жизни и ему трудно. Ребёнок не «капризничает», он растерян или перевозбуждён, например, от усталости. Ребёнок не «липнет к маминой юбке», он соскучился или не чувствует себя в безопасности.

Как могут проявляться переживания ребёнка

Истерики в период адаптации к детскому саду — это нормально. Это выход для переживаний. Ребёнок вырастет, психика созреет, и придут другие способы справиться с переживаниями. А пока он малыш, он кричит, рыдает и всё разбрасывает. Кстати, у детей, которые могут выплеснуть из себя накопившееся напряжение, реже бывают неврозы.

Истерики переносить трудно и ребёнку, и родителям. Очень хочется их сразу же остановить. Иногда стыдно за кричащего ребёнка перед воспитателями или перед прохожими на улице. Иногда страшно смотреть в глаза детским слезам.

Если не находите в себе сил сочувствовать ребёнку, просто спокойно скажите себе: «Это не плохое поведение, это усталость, страх, тревожность, беспокойство». И обнимите ребёнка. Скажите ему, что да, вы понимаете, он соскучился. Или обнимайте молча. Смотрите вглубь — на чувства ребёнка, а не на их бурное проявление.

Агрессия. Ребёнок может начать драться, ломать и бросать игрушки. Мягко берите его за руки, ласкайте, обнимайте, жалейте.

Отказ идти в садик. Лучше и проще всего сочувственно соглашаться: «Ты не хочешь идти в садик, я тебя понимаю…». И продолжать одевать ребёнка.

Болезни и впадание в младенчество. Ребёнок может лепетать и говорить «я маленький», просить взять его на ручки, покормить с ложечки, покачать перед сном. Берите его на ручки, кормите с ложечки, качайте перед сном. Это пройдёт.

Неестественный смех, гиперподвижность. Расслабляйте ребёнка, используйте тактильный контакт.

Проблемы с засыпанием, с аппетитом. В этом случае помогают разговоры о том, что чувствует ребёнок, разговоры о детском саде, расслабляющие практики.

Как отводить ребёнка в сад

1. Ребёнку будет легче, если родители заранее договорятся, кто будет его приводить в садик, а кто забирать из садика. Говорите ребёнку, кто именно — мама или папа — придёт его забирать и во сколько. Для ребёнка время абстрактно, поэтому измеряйте время моментами режима, понятными малышу, — после полдника, с вечерней прогулки, после ужина.

2. Хорошо, если во время утреннего прощания дома и потом в саду мама или папа будет говорить не о том, как хорошо в саду (концентрируя внимание ребенка на садике и на расставании), а на том, как вы встретитесь и что будете делать вместе вечером. И ребёнок, заскучав, будет цепляться мыслями именно за это — за мороженое, которое вы пообещали купить, или за кекс, который вы вместе испечёте, или за разрешение понажимать кнопочки в машине и посидеть у мамы и папы на руках за рулём (разумеется, на парковке).

Пожалуйста, если вы уходите на работу, когда ребёнок собирается в сад, или остаётесь дома, когда ребёнок уходит, не забудьте тепло попрощаться с ним!

3. В садике в идеале передавайте ребёнка воспитателю в руки. К сожалению, не все воспитатели на это идут. Но можно же позвать: «Марьиванна, вы можете к нам подойти? Спасибо! Здравствуйте, Мариванна! Маша, возьми Мариванну за руку, до вечера! Мама придёт за тобой после полдника, и вы пойдёте за мороженым! А мы с тобой вечером будем строить дом из Lego. Хорошего дня, Мариванна!».

Что поможет ребёнку для быстрой адаптации

Режим

Это очень помогает привыкнуть к новому укладу жизни. Режим — это рамки жизни ребёнка, они дают ощущение стабильности. Желательно отводить ребёнка в садик и забирать его из садика в одно и то же время. Когда ребёнку тяжело ходить в сад пять дней в неделю, можно, если есть возможность, установить точный день для дополнительного выходного. Лучше всего, если это будет пятница, понедельник или среда.

Отношения с воспитателями

В первый день познакомьтесь с воспитательницей и познакомьте с ней ребёнка. Ваш ребёнок зависит от этого человека. И любые конфликты между родителями и воспитателями могут отразиться на нём. Как и доброжелательность, уважительность, готовность идти на контакт и предупредительность.

Здоровайтесь с воспитательницей по утрам с улыбкой и называйте её по имени-отчеству. Вечером спросите, как дела у ребёнка: как спал, ел, плакал ли. Благодарите за то, что воспитатель так внимательна.