Ребенок 4 года развитие

Это важно выяснить, поскольку некоторые изменений, не столь заметны. Иногда можно не заметить в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей и т.д. Родителям очень важно знать об особенностях развития ребёнка. Задержки в развитии также недопустимы, но следует помнить, что возможности маленького ребёнка велики, но не безграничны. Поэтому родителям важно знать психофизиологические показатели развития детей.
Что же характерно для ребёнка четвёртого года жизни? Прежде всего физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.
Рассмотрим эмоциональное и психическое развитие ребенка четырех лет.
Нормы психического развития четырехлетнего ребенка
Зная нормы психического развития малыша в возрасте четырех лет, родители могут оценить соответствие его развития нормальному самостоятельно. Для ребенка этого возраста характерно следующее:
• он обладает хорошей памятью; довольно быстро запоминает стихи — причем стихи достаточно большие; с удовольствием эти стихи читает; не испытывает особенного стеснения, когда эти стихи слушают малознакомые люди;
• ребенок постоянно обнаруживает стремление походить на взрослого человека; основные объекты для подражания — мама и папа, бабушка и дедушка, однако, ребенок вполне может подражать и незнакомым людям, которых он увидел на улице, по телевизору или которые пришли в дом как гости; стремление подражать делает ребенка этого возраста очень восприимчивым к воспитанию; многие игры ребенка (например, все ролевые игры) построены на подражании взрослым;
• хорошо понимает смысл очень многих слов; быстро растет словарный запас ребенка; если какие-то новые слова неизвестны ребенку, он не стесняется спрашивать об их значении; ребенок хорошо понимает тонкости интонации, например, чувствует разницу между веселым и ироничным тоном; чувствует недовольный тон в интонации мамы, чувствует грусть, обиду, одобрение, осуждение и т. п.;
• ребенок легко отличает единственное число от множественного, не путает мужской род с женским; правильно понимая число и род, ребенок правильно данными понятиями пользуется; однако, он может быть не в ладах с определениями времени: так, ребенок о «завтра» может сказать, как о «вчера», ужин может назвать завтраком и наоборот; ребенок не видит разницы в выражениях «под гору» и «в гору»;
• без особых затруднений ребенок может разделить множество предметов на группы по тому или иному определяющему признаку: например, ряд предметов «тарелка, молоток, чашка, отвертка, ложка, плоскогубцы» он легко разделит на два ряда: «тарелка, чашка, ложка» и «молоток, отвертка, плоскогубцы», но это относится только к предметам, зримым вещам; если предложить ребенку сделать то же самое на словах, он будет испытывать затруднения; не сможет он найти и обобщающие слова, чтобы назвать ряды: «посуда» и «инструменты»;
• умея неплохо играть в одиночестве, ребенок все-таки предпочитает играть в компании и ищет компанию для игры; понимает, что все дети разные; понимает, что с каким-то ребенком ему играть интереснее, чем с другим, и поэтому уже способен заводить приятель¬ские и дружеские отношения; играя с другим ребенком, ценит совместную игру, готов уступить в конфликтной ситуации, готов отнестись к себе критически, готов признаться в своей вине;
• ребенок этого возраста часто проявляет готовность помочь маме и папе в каком-либо деле; охотно выполняет данные ему простенькие поручения — по дому, по хозяйству; выполнив поручение, не скрывает гордости — «справился!»;
• ребенок любит рисовать; довольно быстро меняется характер его рисунков; раньше рисование ребенка строилось исключительно на подражании движениям рисующего взрослого человека — то есть ребенок просто бездумно черкал карандашом по бумаге; в рисунках четырехлетнего малыша уже можно угадать тот или иной смысл; если мама методично занимается с ребенком рисованием, то он в возрасте четырех лет способен нарисовать круг (понятно, что этот круг нельзя будет назвать идеальным); по силам ребенку нарисовать и другие геометрические фигуры — квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб; четырехлетний малыш способен достаточно аккуратно обводить предметы карандашом — например, стакан или спичечный коробок, может справиться с трафаретными фигурами (может даже совместить одно изображение с другим, т. е. нарисовать квадратик и треугольник — домик); однако ребенок еще не способен нарисовать человечка, какое-либо животное, домик.
Сравнивая уровень психического развития своего малыша с уровнем психического развития среднестатистического ребенка, мама не должна забывать об индивидуальных особенностях психики. Если она видит, что какому-то из вышеприведенных пунктов развитие ее ребенка не соответствует, она не должна по этому поводу особенно тревожиться; причина несоответствия может быть в индивидуальности. Но если ни в одном пункте мама своего ребенка не увидела, она, конечно же, имеет основания для встречи с детским психологом или с детским психоневрологом. Осмотрев ребенка, побеседовав с ним, специалист даст советы, возможно, запишет ребенка в группу для занятий с ним.

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.
Что должен знать и уметь 4 летний ребенок.

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

В данном разделе «Дети от 4 до 5 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.
Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
9. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный — стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный — ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
10. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
11. Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
2. Ребенок должен знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок должен знать всех домашних животных и их детенышей.
4. Ребенок должен уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
3. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
5. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
6. Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
7. Ребенок должен различать правую и левую руку.

Английский язык

Ребенка в возрасте от 4 до 5 можно знакомить с английским языком.
Используйте для занятий пособия для родителей и преподавателей, предназначенные для обучения английскому языку детей от 4 до 5 лет.

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

В этом возрасте дети активно действуют. Она начинают задавать вопросы и стараются лучше понять этот мир. Они играют в вымышленные игры, чтобы поэкспериментировать с различными ролями. Им нравится быть вовлеченными в различные действия, и некоторые дети в этом возрасте уже умеют хорошо общаться. Чтобы испытать свою власть, они могут начать сопротивляться правилам, установленным родителями.

В этом возрасте ребенок учится:

  • планировать и воплощать в жизнь различную деятельность;
  • по-прежнему открывать для себя то, как функционирует окружающий мир;
  • пользоваться властью;
  • понимать связь между поступками и последствиями;
  • подходящим моделям поведения.

Родитель может поддержать развитие ребенка, если:

  • устанавливает границы:
    • последователен и воплощает естественные последствия поведения ребенка, чтобы тот научился нести ответственность за свои поступки;
    • разрешает ребенку (насколько это позволяют знания и умения ребенка) принимать решения по поводу вещей, касающихся его жизненного уклада, чтобы ребенок чувствовал контроль над своей жизнью.
    • учит ребенка названиям и типам чувств, а также их выражению;
    • вдохновляет ребенка играть в игры, основанные на воображении, в то же время помогая понять разницу между фантазией и реальностью;
    • вдохновляет ребенка, чтобы он занимался тем, что его интересует;
    • дает ребенку знания о мире и объясняет, если ребенок понял что-то не так;
    • отвечает на большое количество вопросов ребенка;
    • предоставляет ребенку свободу открывать и экспериментировать, если это безопасно.
    • поддерживает отношения ребенка со сверстниками.

    «Какие задания и домашнюю работу можно поручить ребенку в этом возрасте?»

    Уже в возрасте 2-3 лет ребенок может научиться раскладывать свои вещи по местам, если у него для этого есть пример для подражания в лице взрослого. Ребенок постарше уже способен убирать свою одежду (например, варежки в корзину, куртку на вешалку), относить посуду после еды в оговоренное место, прибираться в своей комнате с помощью родителей. Ребенка необходимо приобщать к домашней работе (протирать пыль, готовить простые блюда, развешивать белье на сушилке и т.п.), также нужно обучать ребенка правилам гигиены и учить поддерживать порядок и чистоту. Основным посылом может быть следующее утверждение: это наш общий дом, в нем каждому должно быть приятно находиться, и каждый может внести посильный вклад в общий комфорт. 4-5-летний ребенок может сосредоточиться на выполнении одного действия в течение примерно 10 минут. Разумно давать ребенку по одному заданию за раз, быть последовательным, позитивным и подавать хороший пример.

    «Ребенок врет и берет чужие вещи – что делать?»

    В этом возрасте в мышлении ребенка еще много мистического, что непривычно для взрослого человека. Картина мира ребенка и понимание им жизни далеки от реальности. Необходимо слушать, чтобы понимать, что стоит за фантазиями. Это может быть как желание повеселиться (это же так чудесно, выдумывать), мечтательность (я могу выдумать то, чего у меня нет и спрятаться от неприятного), так и недостаток понимания течения времени (непонятно, что было вчера, позавчера, в прошлом году и т.д.) Довольно часто дети оставляют невысказанным связанные с предыдущим негативным опытом события, а вдруг отругают, накажут, родители расстроятся или разозлятся. Бывает и так, что дети выдумывают события, чтобы порадовать родителей.

    Что бы ни делал ребенок, всегда важно в первую очередь слушать, чтобы понять образ мысли ребенка. И даже если поведение не кажется родителю хорошим, все равно, в первую очередь нужно понять ребенка, и только затем объяснять и вместе искать решение. Такой стиль поведения помогает создать и поддерживать доверительные отношения, которые в свою очередь дают ребенку смелость говорить обо всем, что волнует.

    «Ребенок постоянно спорит и не слушает меня»

    Вместо споров можно попробовать обратиться к диалогу: в диалоге слушают и проговаривают. Если в определенный момент родитель не считает диалог необходимым, стоит закончить беседу, не доводя ее до спора: закрепить свой ответ и свою позицию. Вы, как родитель, придерживаетесь своей точки зрения и не позволяете втянуть себя в спор. Если после этого ребенок показывает свою злость и разочарование, необходимо принять чувства ребенка и сохранять спокойствие. Конструктивному диалогу между родителем и ребенком способствует его (ребенка) предыдущий позитивный опыт, заключающийся в том, что и его предложения выслушивают, а решения иногда акцептируют в качестве приемлемых. Если ребенок чувствует, что с ним совсем не считаются, по большей части он будет спорить всегда, в том числе, если у него есть опыт получения желаемого по завершению спора. У ребенка должно быть соответствующее возрасту право принятия решения, а родитель, в свою очередь, определяет, за что может отвечать ребенок, а какая ответственность должна полностью лежать на плечах взрослого.

    Тем мамам, которые натерпелись от кризиса 3 лет скоро можно будет выдохнуть – после 4 лет наступит небольшая передышка, малыш снова станет управляемым, но не обольщайтесь слишком. Теперь он хочет принимать самостоятельные решения, понимает, что за поступками грядут последствия и готов иногда идти на компромисс.

    Двигательные навыки ребенка в 4 года

    Четырехлетний малыш настоящий энерджайзер – он прыгает, бегает, скачет, кажется, не уставая. Дело в том, что координация движений к 4 годам становится значительно лучше, малыш уже хорошо управляет своим телом и это ему очень нравится.

    • Может постоять и даже поскакать на одной ноге. Правда, пока недолго.
    • Залезать на вертикальную лестницу без помощи взрослого и спускаться с нее.
    • Ходить «задом наперед», но стоит все же подстраховать.
    • Учится балансировать – сам, без поддержки взрослого может довольно долго шагать по узкой бровке.
    • Четырехлетка может развивать довольно большую скорость на беговеле и трехколесном велосипеде, пытается проделывать разные трюки. Пора осваивать двухколесный транспорт, вестибулярный аппарат малыша уже готов, дело за тренировкой.
    • Начинает осваивать скакалку и детский обруч хула-хуп. Но эти, довольно сложные упражнения, пока получаются не у всех и большинство малышей при регулярных тренировках осваивают их к концу 4-го года.
    • Ловит мячик и старается бросать в нужном направлении. Может попасть по мячу ногой.

    Развитие речи и способности к коммуникации

    • Четырехлетний ребенок вполне может общаться и достаточно долго, не только с родителями, но и со сверстниками и другими знакомыми взрослыми.
    • Речь четырехлетки вполне оформлена, если вы много разговаривали с малышом раньше и читали ему книги, то к 4 годам ребенок уже говорит практически как взрослый, формулирует свои мысли, желания, понимает юмор и может поддержать светскую беседу.
    • Словарный запас 4-летнего ребенка в среднем составляет до 2 000 слов и стремительно расширяется, потому особое значение приобретает качество текстов, которые вы читаете.
    • Может запомнить весь алфавит, узнает буквы в тексте, знает цифры и может считать до 10. Но это только возможности, а их реализация зависит от того, сколько времени вы занимались с малышом раньше.
    • Крепнет память малыша, ему теперь нравится использовать не только новые физические возможности, но и способности памяти. Он с удовольствием поет знакомые песенки, рассказывает стихи, которые слышал не раз и даже декламирует фрагменты знакомой прозы. Может цитировать диалоги любимых мультяшных персонажей, причем использовать цитаты тематически.
    • Четырехлетний ребенок хочет быть не только с мамой, ему интересно общение с другими детьми и сейчас настало время учиться эффективной коммуникации. Психологи считают, что именно возраст после 4 лет самый подходящий для того, чтобы оформить ребенка в садик.

    Эмоциональное развитие 4-летнего ребенка

    Воображение и фантазия 4-летки значительно выросли – это и повод для сюжетных игр, и первые собственные выводы, сделанные из увиденного и услышанного. Можно сказать, с 4 лет ребенок начинает приобретать первый собственный реальный жизненный опыт.

    • Очень часто у детей после 4 лет появляются необоснованные, с нашей точки зрения, страхи. Могут мерещиться чудища под кроватью или в шкафу, появляется боязнь темноты.
    • 4-летнего малыша интересует абсолютно все, что происходит вокруг него. Если раньше вы могли просто читать книгу, не останавливаясь на непонятных словах, то теперь придется объяснять не только слова, но действия некоторых персонажей.
    • Начинается возраст активных вопросов – возраст почемучки. Никогда не отмахивайтесь от детских вопросов, пусть они кажутся глупыми и незначимыми. Даже если они повторяются по несколько раз.
    • Ребенок к 4 годам прекрасно знает о своей половой принадлежности и у него появляется смущение и стеснение – не хочет переодеваться, садиться на горшок при других людях. Но это стеснение проявляется далеко не всегда, а только когда вспоминает.
    • К 4 годам ребенок уже прекрасно понимает, что такое больно, страшно или обидно. Причем не только ему, но и другим, в том числе – животным. Но это только при условии, что вы сами это понимаете.
    • Проявляет заботу о близких – может попросить оставить что-нибудь вкусное для мамы или папы, поделиться с братиком, беспокоится, если ему кажется, что кого-то ущемляют.

    4-летнего человека нужно уважать, считаться с его мнением и чувствами – сейчас для него особенно важно, чтобы вы видели его взросление. Будет правильно иногда советоваться с малышом, это научит его думать самостоятельно и принимать решения.

    Бытовые навыки и умения

    Координация 4-летнего ребенка позволяет делать довольно сложные манипуляции.

    • Умеет застегивать и расстегивать крупные пуговицы, разъемную молнию на одежде, надевать обувь и использовать лопатку, застегивать липучки.
    • 4-летний малыш самостоятельно одевается и раздевается, в том числе – трусики, носочки, платье или футболку, штанишки. Может определить изнанку одежды и понимает, где зад, а где перед.
    • Свободно владеет ложкой, не проливая суп, если родители учили, может пользоваться ножом и вилкой.
    • Чистит зубы, умывается, моет руки с мылом и вытирается самостоятельно. Может даже помочь в этом сложном деле младшему.
    • По-прежнему очень хочет помогать – помыть посуду, поставить тарелки на стол, покормить животных, полить цветы.

    Будьте внимательны к своему малышу, все, чем вы занимаетесь с ним сейчас, обязательно проявится в недалеком будущем. А уверенность ребенка в неизменности вашей любви поможет стать счастливым и добрым взрослым человеком.

    Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

    К 4–5 годам дети становятся по-настоящему разными: у них уже проявляются черты характера и есть свои увлечения, в каждом ребенке формируется личность. При этом в развитии дошкольников этого возраста есть много общего. Какие перемены происходят в этот период, какое поведение требует внимания и когда есть смысл проконсультироваться с врачом?

    Главные достижения этого возраста

    Дети ближе к 5 годам сильно меняются: начинают по-другому мыслить, иначе взаимодействовать с окружающим миром. У них появляется больше друзей, с ними легче договариваться и интереснее разговаривать.

    Чувства и поведение

    В этом возрасте ребенок лучше понимает свои эмоции и учится выражать их — не только вербально, но и с помощью творчества (например, рисуя).

    Детям начинает нравиться общество других людей. Многие из них стремятся стать похожими на своих друзей из детского сада, потому что им важно мнение этих друзей.

    В этот период большую роль в детской жизни играют воображаемые друзья, и родителям не стоит раньше времени развеивать веру в них — это нормальный этап психического развития.

    Отношения с другими становятся более разнообразными: можно услышать, как малыш извиняется, учится принимать правила и радуется, когда с другими людьми происходит что-то хорошее.

    Он с большей охотой сотрудничает с родителями, хоть и продолжает капризничать время от времени. К пятилетнему возрасту он научится еще лучше контролировать свое поведение и будет реже устраивать истерики.

    В это же время ребенок начинает размышлять о школе и обо всем, что с ней связано, — эти мысли могут беспокоить его. Мы все боимся неизвестности, поэтому разговор о школьной жизни или даже совместный ознакомительный визит в школу может помочь ребенку меньше волноваться о будущем.

    В возрасте 4–5 лет ребенок уже может скрывать правду или даже начать лгать — в том числе и в качестве эксперимента. Например, он может сказать: «Я этого не делал», даже если виноват. Это одна из особенностей развития дошкольников.

    Игры и обучение

    Основным способом учиться, познавать мир предметов и ощущений остаются игры. Дети исследуют разницу между фантазией и реальностью, пробуют сюжетно-ролевые игры — например, девочки могут играть в «маму».

    Они интересуются, как устроено тело — чужое и их собственное. Например, родители могут обнаружить, что ребенок изучает свои половые органы. Возможно, это повод поговорить о половых различиях и личных границах.

    Мышление и речь

    Ребенок больше узнаёт о противоположностях (высоко/низко и т. д.), может знать буквы и цифры, считать до десяти.

    Детская речь в этот период делает большой качественный скачок. Ребенок начинает рассказывать о своих чувствах, мыслях, идеях, открывает для себя словесную рифму, задает множество вопросов.

    В 4 года ребенок знает сотни слов и может строить предложения из пяти-шести слов и больше. В 5 лет он заговорит еще четче, словарный запас увеличится, а предложения станут сложнее.

    Движение и повседневная жизнь

    Дошкольники 4–5 лет любят двигаться и всегда активны. Они уже хорошо преодолевают ступеньки, бросают и ловят мяч, бегают, прыгают и балансируют на одной ноге. Дети могут приобрести новые моторные навыки — например, прыгать во время бега. Мелкая моторика тоже улучшается: ребенок может резать безопасными детскими ножницами, писать свое имя или другие буквы и даже слова.

    Ребенку уже проще одеваться самому. Он также может пользоваться вилкой, ложкой, а иногда и ножом — например, чтобы намазать масло на хлеб. Ему все еще требуется присмотр и помощь родителей, но он может сам сходить в туалет, помыться или почистить зубы.

    Что обычно может ребенок в этом возрасте:

    1. назвать свое имя и адрес;
    1. различать лево и право;
    1. определить, какой объект тяжелее;
    1. назвать четыре цвета;
    1. считать до десяти;
    1. говорить о событиях в прошлом, настоящем и будущем — например, знать разницу между тем, что он сделал, делает сейчас и будет делать.

    Как помочь развитию дошкольника

    Давайте ребенку достаточно времени, чтобы играть. Игры помогают выражать такие чувства, как радость, волнение, гнев или страх. Ему или ей могут нравиться игры с песком, сюжетные игры с куклами или другими игрушками, подвижные игры на свежем воздухе.

    Читайте ребенку и вместе с ним: это стимулирует речь, мышление и воображение.

    Найдите время для творчества: это может быть рисование, аппликация, различные поделки. Еще один вариант — музыкальные занятия. Ребенку может понравиться танцевать или играть на простых инструментах.

    Готовьте простые блюда вместе с ребенком: это поможет ему заинтересоваться здоровой пищей, выучить новые слова и лучше усвоить такие комплексные понятия, как «половина», «одна чайная ложка» или «30 минут». Можно давать ему несложные поручения, например, сделать салат или бутерброды.

    Поводы для беспокойства

    Несмотря на общие возрастные черты, развитие каждого ребенка индивидуально: одни умения появляются раньше, другие позже. Если у вас все-таки возникли опасения по поводу развития ребенка, лучше обратиться к педиатру.

    Зрение, слух и общение. Ребенок испытывает проблемы со зрением или слухом; не осваивает разговорные навыки — например, не использует предложения длиннее трех слов; не понимает, как говорить, слушать и отвечать.

    Поведение. Не может понять просьбы, состоящие из двух частей, такие как «Положи куклу и возьми мяч»; не интересуется ролевой игрой; сложен в общении — например, может устроить истерику из-за мелочи или все еще пытается остановить родителей, когда те уходят, цепляясь за них, и плачет, оставшись без папы с мамой; кажется боязливым, несчастным или грустным большую часть времени; не играет с другими детьми или часто ведет себя с ними агрессивно.

    Движение и моторные навыки. Ребенок часто спотыкается при ходьбе или беге; с трудом удерживает мелкие предметы (например, карандаш); ему трудно рисовать фигуры (например, круг или крест); он с трудом ест, одевается или пользуется туалетом.

    Ваш ребенок растет и развивается. Каждый этап взросления имеет определенные особенности. В возрасте 4-5 лет малыш уже более независим и уверен в себе. Большинство детей в этот период становятся самостоятельнее, у них проявляются творческие способности и улучшается самоконтроль.

    Ребенок 4-5 лет постоянно хочет исследовать и пробовать что-то новое, он уже может лучше выражать эмоции.

    Мир для ребенка кажется огромным и захватывающим. Познание окружающего мира происходит через игру и вопросы. Именно в это время дети превращаются в маленьких «почемучек».

    Социальное и эмоциональное развитие в 4-5 лет

    В возрасте четырех лет малыши начинают испытывать потребность в общении со сверстниками. Обычно дети легко находят общий язык с другими детьми, любят коллективные занятия и общение.

    Если ребенок по какой-то причине избегает контактов с детьми, нужно понаблюдать за ним. Возможно, это просто характер, и со временем он научится общаться со сверстниками. Если у родителей возникает беспокойство по поводу общения, необходимо проконсультироваться с врачом.

    Социальные навыки ребенка 4-5 лет:

    • Заводит новых друзей, принимает участие или организует игры.
    • Начинает понимать чувства других. Ребенок сочувствует, жалеет, делится игрушками.
    • Развивается чувство юмора. Дети смеются над забавными моментами, придумывают смешные шутки.
    • Малыши примеряют на себя роль взрослых. Это проявляется в играх, например дочки-матери, пожарные или супергерои =)
    • У ребенка 4-5 лет могут быть воображаемые друзья. В этом нет ничего необычного и страшного.
    • Часто происходят изменения в поведении. Дети могут становиться чрезмерно шумными, задиристыми. Бывает, что дети лгут, хвастают, завидуют. Иногда случаются истерики.
    • В этом возрасте дети еще недостаточно хорошо понимают грань между реальностью и вымыслом. Поэтому они могут рассказывать выдуманные истории.

    Мышление и навыки в 4-5 лет

    В 4-5 лет дети задают очень много вопросов. Иногда они не очень «удобные». Ребенок может внезапно захотеть узнать «откуда берутся дети» или попросить рассказать «о смерти». Родителям нужно быть готовыми к таким вопросам.

    Что знает и умеет ребенок 4-5 лет: (Помните, что дети никому ничего не должны =) Развитие происходит очень индивидуально).

    • Понимает и выполняет просьбы из 2-3 этапов. Например: «Возьми мишку и посади его в грузовик, отвези мишку на кухню».
    • Цифры 0-9, основные геометрические фигуры, цвета.
    • Считает предметы, показывая на них пальцем (1,2,3..).
    • Определяет расположение объектов (справа, слева, между, выше, ниже и т.д.).
    • Понятия большой-маленький, тяжелый-легкий, широкий-узкий.
    • Сортирует игрушки по цвету, типу, размеру, форме.
    • Находит сходства и отличия, делает что-то по образцу, складывает пазлы.
    • Обобщает в группы, находит лишнее.
    • Строит фразы и предложения, активно пользуется словарным запасом.
    • Отвечает на не очень сложные вопросы.
    • Называет имя и фамилию, сколько ему лет, адрес.
    • Знает домашних и диких животных, их детенышей, места обитания, чем питаются.
    • Знает фрукты, овощи, ягоды.
    • Знаком с понятиями утро-день-вечер, времена года и их особенности.
    • Самоcтоятельно ходит в туалет, смывает за собой и пользуется туалетной бумагой.
    • Застегивает простые застежки (кнопки, липучки, молнии).
    • Держит ложку и пользуется ей.
    • Держит карандаш и проводит линии, разрезает по линии

    Физическое развитие детей 4-5 лет

    В этом возрасте дети очень подвижны, они отлично контролируют свое тело, у них появляется уверенность в своих физических способностях. Но они по-прежнему нуждаются в наблюдении и контроле взрослых.

    Что умеет ребенок:

    • Подниматься и спускаться по ступенькам.
    • Самостоятельно одеваться, застегивать молнии, липучки и кнопки.
    • Бросает, ловит и пинает мяч.
    • Быстро бегает.
    • Умеет стоять на цыпочках.
    • Лазиет по лестницам.
    • Перепрыгивает через предметы.
    • Может стоять на одной ноге.
    • Качается на качелях.
    • Катается на велосипеде, самокате
    • Нанизывает бусины на нить.
    • Ходит по линии на небольшие расстояния.

    Речь в 4-5 лет

    Большинство четырехлетних детей любят разговаривать, они подробно и эмоционально рассказывают о разных вещах.

    Многие малыши еще не очень хорошо выговаривают некоторые звуки. Но в целом речь четкая и понятная. Очень часто они задают вопросы «что», «где», «когда», «почему», хотят узнать значения неизвестных слов.

    Дети постоянно фантазируют и могут рассказывать истории наполовину выдуманные, наполовину правдивые.

    Имеют свое мнение, спорят и доказывают правоту.

    Знают наизусть детские стихи и песенки, могут с легкостью спеть или выразительно рассказать стишок.

    Любимые занятия и игры

    Каждый малыш имеет уникальный характер и темперамент. И интересы у детей одного возраста могут сильно отличаться.

    Одни детки могут часами собирать конструктор, а другим нужны подвижные занятия. Задача родителей — понять интересы и помочь развиваться в выбранных направлениях.

    Не нужно слишком много развивающих занятий и кружков. Основной способ получения новых знаний 4-5 лет — через игры. Не стоит превращать их в уроки. Ребенок должен получать удовольствие, когда играет.

    Читайте книги вместе с детьми, разыгрывайте сценки по прочитанному, учите пересказывать по картинкам. Это очень пригодится в будущем, когда придет время идти в школу.

    Это отличный возраст для творчества — рисуйте, лепите, делайте веселые поделки.

    Хвалите детей. Даже если у них не все получается. Ребенку очень важно получить одобрение мамы и папы.

    Развивающие игры для 4-5 лет: лото, пазлы, домино, соединялки, игры с прищепкаим и фонариком.

    Каждый ребенок уникален

    Темпы развития у детей 4-5 лет могут различаться. Иногда ребенок развивается быстрее, знает и умеет намного больше, чем сверстники. Это прекрасно! Но не стоит акцентировать на этом внимание.

    Иногда родители начинают говорить своему чаду «ты умнее всех», «ты самый умный» «ты умнее, чем Вася», «ты умный, а Миша глупый». И у него формируется определенное понятие и поведение. А потом ребенку может быть довольно трудно. Когда, например, в школе оказывается, что он далеко не самый умный.

    А бывает и так, что малыш что-то не умеет и немного отстает в развитии. В этом нет ничего страшного, если в целом он развивается по возрасту.

    Если вы сильно беспокоитесь, проконсультируйтесь в вашим врачом. Проблемы лучше всего начинать корректировать как можно раньше.