Научить детей читать очень важно для их успеха в жизни. Начинать надо еще в младенчестве. Ребенку можно помочь развить навыки чтения, проводя с ним время на играх, которые постепенно научат его различать слова и понимать их значение. Начните с простых игр, которые развивают речь и внимательность. Рассказывайте детям сказки и приключения, чтобы помочь им развить их воображение. Постепенно предлагайте им более сложные игры и задания. Постарайтесь выбрать игры, которые помогут им практиковать чтение, от составления слов до изучения простых предложений.
Читать должны быть интересным для детей. Поэтому подберите им произведения, которые им понравятся. Ищите интересные книги и учите их, читая им их вместе. Помните, что читать можно не только книги. Предлагайте детям прочитать газеты, статьи и посты в социальных сетях. Это поможет им привыкнуть к чтению и понять, что оно может быть интересным и полезным.
Научить детей читать не так сложно, как кажется. Важно помнить, что дети должны понимать, что чтение может быть полезным и интересным. Постарайтесь подобрать им интересные книги и игры, помогающие развивать навыки чтения. Общайтесь с детьми и привлекайте их внимание к чтению. Это поможет им привыкнуть к чтению и получить удовольствие от него.
Во сколько лет ребенок должен уметь читать
Умение читать – один из базовых социальных навыков человека. Без него невозможно получать и передавать информацию, потому такое умение должно быть развито у каждого человека. Современные родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше, чтобы к моменту начала обучения он уже имел некоторую базу знаний. Так когда ребенку нужно начинать заниматься в этом направлении?
Когда начинаем
У специалистов нет единого мнения по поводу раннего обучения детей чтению, нет его и у родителей. Кто-то считает, что ребенок должен получить базовые навыки чтения еще до поступления в школу: это позволит легче адаптироваться к образовательному процессу. Другие уверены, что научить малыша читать должен учитель в 1 классе, так как излишне раннее начало учебы вредно для детей: пусть они пока наслаждаются детством.
Слишком раннее обучение – почему это вредно
Развитие когнитивных способностей ребенка проходит по некоторым закономерностям, определенными этапами, изменять его или ускорять нежелательно, а часто и вовсе невозможно. До пяти лет дети мыслят образно – картинками, а воспринимать информацию в виде букв, цифр или других знаков им трудно. И даже поняв общий принцип чтения, маленькие ученики читают, но не могут понять суть написанного.
Усиленные занятия могут разбалансировать развитие разных видов мышления у ребенка: упор будет сделан на логическом, а образное будет «заброшено». Да, ребенок станет лучше запоминать, говорить, анализировать, логически мыслить, но развитие правого полушария будет замедлено, а ведь оно отвечает за не менее важные мечты, эмоции, понимание музыки и цвета. Эмоциональное развитие малыша будет несколько приторможено, и в старшем возрасте это может откликнуться серьезными проблемами в виде:
Известно, что многие вундеркинды развиты с самого раннего детства, но чаще всего, взрослея, они не имеют счастья и мало приспособлены к реалиям окружающего мира. Потому важнее вырастить из ребенка социально приспособленного человека, чем научить его читать слишком рано.
Что говорят специалисты
Психологи, психофизиологи и другие специалисты рекомендуют начинать учить дошкольника читать не ранее, чем ему исполнится 5 лет, но при этом он должен быть готов к обучению. Об этом говорят:
Здоровый ребенок в пять лет обычно обладает всеми этими навыками. И в этом возрасте пора знакомиться с буквами и звуками, тогда к моменту поступления в 1 класс ребенок освоит чтение на достаточном уровне.
Можно ли привить любовь к чтению
Мало научить ребенка читать – ему еще нужно привить любовь к этому занятию. Рассматривайте любимые книги и читайте их, изучайте иллюстрации, знакомьтесь с приключениями персонажей. Важно, чтобы старшие члены семьи показали малышу, что чтение – это удивительная познавательная возможность, а не постылая повинность. Полезным будет, если ребенок видел в своем близком окружении людей с книгами, тогда он, подражая им, сам захочет окунуться в мир литературы.
Первые уроки чтения следует проводить в формате игры: так материал будет усваиваться ребенком легче и лучше, малыш не будет успевать терять во время занятия концентрацию внимания, избежит стрессовых переживаний.
Выбираем методику обучения
Методик, позволяющих научить ребенка читать, сегодня множество, важно выбрать ту, которая подойдет именно вашему малышу.
Едва ли не самая популярная методика – занятия по классической азбуке (сама азбука может быть разработана любым автором). Малыш быстро запоминает букву, так как она теперь будет ассоциироваться у него с определенной картинкой. Позже можно переходить к другой известной книге – букварю и изучать по нему чтение по слогам.
Немало методик основано на использовании кубиков или табличек. Они удобны и интересны, но часто подвергаются критике со стороны школьных учителей. Считается, что такое обучение пропускает очень важную составляющую – базовое знакомство с алфавитом.
Методика Монтессори – еще один известный вариант обучения. Малыши сначала осваивают письмо, потом переходят к знакомству с буквами, а затем учатся читать слоги.
Есть ли минусы у домашнего обучения чтению
Отсутствие системности – основная проблема самостоятельных уроков по обучению чтению. Кроме того, дома родители обычно пропускают такую важную часть занятий, как звуковой разбор слова, также у ребенка могут возникнуть сложности с разбивкой слов на слоги. Эту ошибку исправить впоследствии бывает непросто, потому лучше сразу поручить профессиональному педагогу обучать ребенка грамоте. Это может быть как частный репетитор, так и преподаватель подготовительных курсов перед первым классом – такие занятия сегодня проводятся буквально в каждой школе.
Несколько важных деталей
Если вы решили обучать ребенка чтению дома, важно придерживаться нескольких правил. Вся учеба должна быть построена по принципу «От простого к сложному», то есть сначала нужно выучить буквы и звуки, затем их можно начинать составлять в слоги и только потом переходить к целым словам. Применяйте изученный материал на практике: ищите знакомые буквы на вывесках во время прогулки, пишите их на песку или на снегу, лепите их из пластилина, выкладывайте из бусинок.
Для занятий нужно обустроить уголок с удобным стулом и столом либо партой, правильным освещением. Первые уроки не должны длиться дольше 10-15 минут, не нужно допускать переутомления ученика. После окончания их следует навести порядок на рабочем месте, убрать за собой книги и учебные принадлежности.
Уроки должны проходить регулярно, однако нехорошей идеей будет проводить занятие, если ученик более или находится в плохом настроении. За каждое учебное достижение малыша обязательно нужно похвалить.
Как научить чтению в увлекательной форме
Примеры игр с буквами, слогами и словами, которые помогут ребенку легко научиться читать
Как легко и просто научить ребенка читать? Некоторые дети начинают интересоваться буквами уже буквально с первых дней пребывания в детском саду. Практически без всяких проблем они самостоятельно осваивают азы чтения. Большинство же малышей, стоя в начале пути в увлекательный мир букв, нуждаются в небольшой поддержке родителей.
В этой статье вы найдете подсказки, которые помогут вам сделать так, чтобы ваш ребенок начал читать быстро и без стрессов. Итак, как же научить ребенка читать так, чтобы он не чувствовал давления на себя? Помните: обучение чтению должно быть веселым и увлекательным! В книжных магазинах и магазинах игрушек представлено большое количество игр и других пособий, призванных помочь ребенку обучиться читать. Но ведь многие из них вы можете сделать дома, вместе со своим малышом.
Дети любят мастерить что-то с родителями, а значит, для них это будут приятные моменты, усиливающие вашу родственную связь. Не исключено, что ваш маленький ученик уже во время вырезания и приклеивания определенных элементов научится читать много новых слов! Большинство этих игр основано на одном и том же принципе соединения букв или целых слов с изображением на картинке. Версий очень много, конкретный выбор в первую очередь зависит от того, на каком уровне обучения в настоящее время находится ваш ребенок.
Если он еще не знает букв и испытывает трудности в том, чтобы хотя бы на мгновение сосредоточить на них свое внимание, начните с самой простой версии: вырежьте из газет или старых книжек-раскрасок картинки, названия которые будут понятны ребенку и не вызовут никаких проблем: роза, лошадь, слон, собака, кошка, чашка и т. д. Приклейте их на картонки, которые по размеру будут на 2–3 см больше, чем сами картинки. Вы можете нарисовать их сами. Ребенок наверняка с удовольствием поддержит это начинание, рисуя, например, цветочек, мяч или солнце. Иллюстрации не должны быть идеальными, важно, чтобы было понятно, что на них изображено, а также, чтобы вы оба во время их создания отлично повеселились.
Далее на каждой картинке напишите букву, на которую начинается ее название. «С» на картинке с собакой, «Т» – с телефоном, «Д» – с домом и т. д. На других картонках (они могут быть другого цвета) напишите только буквы, по одной на каждой, без каких-либо изображений. Задача ребенка состоит в том, чтобы подобрать картонке с картинкой идентичную пару в виде картонки с буквой. Эта простая игра обратит внимание малыша на внешний вид букв, поможет запомнить и связать их с конкретными словами. Когда вам надоест подбирать пару из нескольких предложенных, вы можете соединить все картонки и перемешать их, а потом играть по памяти, также отыскивая пару. Этот этап уже чуть сложнее.
В виде известных нам уже картонок без картинок напишите не первые буквы, а целые слова и попросите, чтобы малыш связал их с иллюстрациями. Можно попробовать другой вариант: подпишите картинки целыми словами, а на чистые картонки перепишите их названия, но не целым словом, а по одной букве на картонке. И попросите ребенка сложить их название, как пазл, глядя на подпись под картинкой в качестве образца. Сначала давайте ему только одно изображение и соответствующие ему буквы, потом, когда он уже с легкостью будет выполнять это задание, дайте 2–3 картинки и перемешанные буквы к ним. Это прекрасный способ улучшить навыки анализа и синтеза, необходимые для чтения.
Картонки, подписанные целыми словами, могут также использоваться для игры в словесное домино. Вы должны располагать картонки одну за другой так, чтобы следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего, например: цветок – кошка – акула – арбуз – зебра… В процессе обучения чтению важны терпение и систематичность. У многих детей возникают проблемы с прочтением определенной последовательности букв в виде целого слова. Вслух они могут произносить даже самое трудно выговариваемое слово, но не справляются с тем, чтобы соединить его по буквам. А еще читают так, как учили называнию каждой буквы – «зэ», «эл», «тэ». Вместо «золото» читают «зээлотэо», вместо «кактус» – «каакатэуэс».
У некоторых этот этап может длиться в течение нескольких месяцев. Не кричите на ребенка, не пугайте его. Спокойно повторяйте слово, которое он только что прочитал, только в правильной форме. И ни в коем случае не отбивайте у него желание читать. Чем чаще он будет соприкасаться с буквами, тем быстрее чтение перестанет представлять для него какую-то сложность. Старайтесь, чтобы это не было для него стрессом, а лишь удовольствием и радостью. Используйте книги для малышей, специально предназначенные для обучения чтению. Они имеют манящие, красочные иллюстрации и рассказывают особые истории, в которых много коротких слов и мало сложных для произношения буквенных сочетаний (фт, шт, чт, тш…), затрудняющих чтение начинающим читателям. Вы можете сами прочитать все предложение, а потом показать ребенку какое-то слово и попросить, чтобы он прочитал его самостоятельно.
Можно читать по очереди: одно слово вы, одно малыш. У многих детей в возрасте 5–6-ти лет есть какая-то любимая сказка. Каждый день они просят ее прочесть, знают ее на память, исправляют родителя, когда тот пропускает или меняет какие-то слова. Если у вашего ребенка тоже есть любимый рассказ или сказка, читая ее, специально оговаривайтесь время от времени, после чего просите ребенка, чтобы он проверил вместе с вами текст. Например, имел ли замок семь башен или, может быть, их было четыре, или платье принцессы было золотого цвета или все же серебряного, и т. д. Оставляйте для ребенка книжку на кровати, на столе, на сидении в машине. Скорее всего, в какой-то момент он откроет ее и начнет делать вид, будто читает, воссоздавая историю по памяти.
А уже через какое-то время начнет читать на самом деле. Чтобы избежать сложностей со складыванием букв в слова, можно попробовать метод «целого слова», то есть показывать ребенку картинку с подписью и читать это название вслух. Ребенок должен одновременно видеть бабочку, слышать слово «бабочка» и смотреть на буквы, из которых оно состоит. Также в последнее время в обучении чтению очень популярным стал метод слогов, который облегчает и ускоряет этот процесс.
Речь идет о том, чтобы не учить ребенка читать буквы как «зэ/з», «эс/с», «эл/л», а сразу показывать ему слоги. На первом этапе необходимо читать или говорить ребенку слова, состоящие из нескольких слогов, и просить при этом постараться почувствовать их ритм. Делим слова, произнося «по-го-да», «со-ба-ка». Потом записываем на картонках слоги и складываем из них слова вместе с ребенком. Формы могут быть различными: можно приклеивать слоги на кубики, картонки, пустые бутылки от напитков, разрезать пополам бумажные тарелки и на каждой половинке (или трети) написать слог или играть слогами в домино. Для начала избегайте соседства двух или трех согласных или гласных. Прямые, открытые слоги типа «зи-ма», «во-да», «ка-ша» на первом этапе будут наилучшим вариантом. Если вы проявите терпение, творческий подход и позитивное отношение, ваш ребенок уже очень скоро научится читать, и вы уже не сможете оторвать его от книг!
Как научить ребенка читать быстро в 1-3 классе
Сегодня многие родители хотят, чтобы их дети освоили быстрое чтение, ведь этот навык напрямую отражается на успеваемости в школе. Если ученик способен быстро читать и хорошо запоминать прочитанное, то усвоение материала из учебников и различных пособий не будет вызывать трудностей. Существует немало методик, позволяющих вывести навык чтения на новый уровень. Какие из них лучше всего подходят школьникам и как научить ребенка бегло читать в 1-3 классе?
Быстрая техника чтения
Умение работать с информацией – важнейший навык современного человека, который он получает еще в детстве и совершенствует на протяжении всей жизни. Так как большую часть знаний мы черпаем из учебных пособий и книг, умению быстро работать с текстом придается особое значение. Уже в первом классе или еще до школы малыши постепенно осваивают грамоту, учатся читать слоги, слова и целые предложения. С течением времени их навыки улучшаются и оттачиваются, но достаточно ли такого прогресса для продуктивного и качественного знакомства с текстом?
Чем старше становится ребенок, тем с большим количеством текстовой информации ему приходится работать. Школьная программа постепенно усложняется, появляются все новые предметы. В определенный момент ребенок может столкнуться с тем, что выполнение домашних заданий отнимает очень много времени. Зачастую это происходит из-за того, что навыкам чтения, полученным еще в начальной школе, не уделялось достаточно внимания. Даже если ребенок достаточно быстро читает вслух или про себя, у него могут быть трудности с пониманием и запоминанием прочитанного. Именно поэтому так важно уделять внимание умению работать с текстом.
В начальной школе нередко проводится проверка техники чтения, позволяющая учителю оценить то, насколько быстро ученик может воспроизводить предложенный текст вслух. Тому, насколько хорошо он при этом усваивает материал, не придается значения. Из-за этого часто случается так, что дети либо быстро читают, либо стараются понять и запомнить прочитанное. Совмещать данные подходы к ознакомлению с текстом мало кому удается. Именно поэтому все больше родителей задумывается о том, как научить своего ребенка быстрой технике чтения без потери качества усвоения информации.
Как научить ребенка читать бегло
Обучение быстрому чтению предполагает сразу несколько этапов, каждый из которых важен. Сначала нужно проработать первичные навыки работы с текстом, чтобы научить ребенка читать на скорость, так как именно это лежит в основе любых методик скорочтения. Чтобы ученик смог быстрее работать с текстом, нужно исправить самые распространенные недостатки, которые встречаются у детей чаще всего:
Когда период работы над ошибками пройден, можно переходить к изучению просмотрового чтения. На этом этапе нужно расширить угол зрения и научить ребенка читать текст не построчно, а целыми блоками. Для этого придется отказаться от привычки концентрироваться на какой-либо конкретной строке. Этот период является самым сложным
При обучении скорочтению, но именно он позволяет научиться усваивать целую страницу текста за несколько секунд.
Плюсы быстрого чтения в 1-3 классе
Умение быстро читать отражается на успеваемости и мотивации ребенка к учебе даже в начальной школе. Чем легче детям работать с текстом, тем проще им выполнять домашние задания. И речь далеко не только о тех предметах, которые предполагают устную работу с текстом. Грамотность письма у хорошо читающих детей намного выше, чем у тех ребят, которым тяжело дается работа с текстом.
Когда ребенок осознанно читает литературные произведения, он интуитивно запоминает написание ранее незнакомых слов. Даже понимание того, как расставлять знаки препинания, со временем улучшается. Особенно это заметно при написании изложений в школе. Дети с хорошим навыком чтения пишут их более грамотно, понимают, где ставить запятые, вопросительные и восклицательные знаки. Они быстрее своих сверстников осваивают разделение текста на составные части, лучше понимают главную мысль прочитанного.
Еще одним немаловажным плюсом является то, что умение быстро читать позволяет ребенку полюбить книги. Когда чтение литературных произведений дается легко, знакомиться с ними намного интереснее. И, наоборот, слабые навыки работы с текстом очень часто являются причиной негативного отношения школьников к книгам.
Все это делает методику скорочтения одной из самых популярных программ дополнительного образования, ведь она позволяет существенно улучшить навыки детей и дать им хорошую базу для дальнейшего освоения знаний в школе. Но можно ли обучится быстрому чтению в домашних условиях?
Методики обучения детей скорочтению
Усвоение любой учебной программы предполагает регулярные тренировки. Только соблюдая периодичность занятий, можно улучшить свои навыки и добиться видимого результата. Если речь идет о школьниках, то им бывает сложно самостоятельно планировать свой день и ежедневно уделять время упражнениям для освоения быстрого чтения. У родителей также не всегда есть возможность и помогать ребенку с учебой в школе, и заниматься с ним дополнительно. Именно поэтому взрослые все чаще отдают детей на курсы скорочтения, где удается соблюдать регулярность тренировок. Но какие занятия подходят школьникам лучше всего?
Чтобы не ошибиться с выбором, нужно обращать внимание на методику, по которой ведется обучение. Она должна быть максимально эффективной, чтобы время и силы, потраченные на тренировки, не прошли зря. Учитывая то, что учениками в данном случае выступают дети, учебный процесс должен происходить в игровой форме. Именно такой вид занятий позволяет лучше усваивать материал и не отвлекаться в процессе урока. Стоит отдавать предпочтение тем курсам, которые с достоинством прошли проверку временем и доказали свою результативность.
Благодаря дети не только учатся бегло читать, но и получают важные навыки хорошего понимания и запоминания прочитанного. Благодаря этому обучение в школе дается намного легче. В дальнейшем подобные умения станут отличной базой для достижения новых высот и во взрослой жизни, ведь возможность качественно работать с информацией будет актуальна всегда.
Почему ребенок 5-7 лет не хочет учиться читать: что делать и как привить ребенку любовь к чтению
Несмотря на удивительные возможности, которые дают образованию современные технологии, родители часто сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Но больше всего оно удивляет в дошкольниках 5-6 лет. – Откуда взялось? Ведь это дети, и им должно быть интересно все новое!
У школьников нежелание учиться, увы, распространенный симптом. В их случае причину можно искать как внутри семьи, так и вовне: отношениях с учителями в школе, с одноклассниками. В случае с дошкольниками причина одна – какая-то ошибка родителей в организации занятий, в отношении к ним. Начало блока Конец блока
– увлекательное приложение для обучения чтению детей 3-7 лет
Красочное путешествие в мир сказки позволит вашему ребенку погрузиться в изучение букв и слогов. Обучение чтению перестанет быть скучной, рутинной задачей и станет веселым приключением по спасению Волшебной страны. В основе игры методика кубиков Зайцева
В этой статье мы выделим 3 причины, почему ребенок не хочет учиться читать, а также предложим 3 решения. Обратите внимание на них, и прогресс в обучении вашего ребенка станет заметнее.
Ведь ребенка научат читать в школе
Если вы откроете школьную Азбуку, то вам станет понятно, что она написана для уже читающего ребенка. Постепенно и незаметно наших детей перестали учить читать в школе. Хорошо это или плохо, причины, почему это случилось – темы для отдельной статьи. Так что принимаем как факт – обязанность научить ребенка читать и отправить в школу читающим – лежит на родителях.
Поэтому родители не только учат детей читать, но стараются в этом преуспеть. Переживают, что если ребенок будет плохо читать, то пока весь класс будет прочитывать текст и отвечать на вопросы, их ребенок будет с трудом соединять буквы в слова. Это приведет к отставанию по другим предметам.
Чтобы было больше времени и сил на адаптацию к новым школьным реалиям. Чтобы ребенок чувствовал себя увереннее, смелее, умнее. Это правильные и нужные рассуждения любящих родителей. Но что же дети?
А они при таком подходе говорят, что им скучно, непонятно, неинтересно… Начинают увиливать, избегать занятий. Хнычат, капризничают. Родители заставляют, настаивают, пытаются заинтересовать и рано или поздно добиваются результата – ребенок идет в школу читающим. Взрослые требуют от ребенка результат – уметь читать бегло, владеть техникой чтения. Но не заинтересовывают самим процессом («читаю потому, что интересно»). В этом случае ребенок со временем также будет нацелен на результат («прочитаю сколько скажете, что скажете и отстаньте»). Для ребенка чтение становится нежеланным и даже мучительным.
В погоне за результатом мы упускаем главное
Таким образом, большинство родителей стремятся научить ребенка читать, чтобы подготовить его к школе, и формулируют свою задачу примерно так:
При этом родители видят цель обучения чтению в следующем: ребенок знает буквы, соединяет в слоги, воспринимает слово целиком, читает предложения. Как правило, добившись этого результата, родители останавливаются. Часто останавливаются, когда ребенок пошел в школу, считая свою задачу выполненной.
Но существует вторая часть задачи «зачем я учу ребенка читать», которую родители обычно упускают из виду. Это – долгосрочная цель, результат которой настолько далекий, что его можно не заметить. Вот она:
Ребенок, который полюбит чтение, будет читать много и с интересом, гораздо легче и быстрее научится извлекать информацию из текстов, понимать разные тексты – художественные, научные, информационные, уметь их анализировать, выделять главное.
Не замечать в обучении чтению второй задачи все равно, что за деревьями леса не видеть.
Поэтому, кроме достижения непосредственного результата, важно сделать так, чтобы сам процесс обучения и чтения доставлял ребенку удовольствие. Вы читаете интересные книжки вместе (для дошкольников и начальной школы), затем ребенок сам начинает читать книги, вы помогаете подобрать ребенку книги по возрасту и интересам, обсуждаете прочитанное. Формируете интерес к чтению до школы, поддерживаете его в начальной и средней школе.
Переключитесь на процесс. Уберите контроль и проверки. Не стремитесь убедиться, что ребенок усвоил, понял что-то в технике чтения – все это стремление зафиксировать результат, акцент на котором сейчас для вас с ребенком вреден. Как можно больше читайте с ребенком интересные вам обоим книги, обсуждайте. Ребенок должен почувствовать, что читать – интересно.
Высококвалифицированный специалист и ученый Татьяна Черниговская рассказывает о том, как правильно подготовить ребенка к чтению, чтобы он не только научился читать, но и всем сердцем полюбил книги.
Взрослые недооценивают грандиозность задачи
Обучение чтению – сложная задача, но из-за ее недооценки и нацеленности на быстрый результат, которые транслируют взрослые, эта задача начинает казаться ребенку еще более сложной, чем она есть на самом деле. Неудивительно, что ребенок начинает избегать учиться читать, а потом и читать вообще.
Вы давно научились читать и скорее всего не помните, какие трудности при обучении чтению были у вас. Вам кажется, что научиться читать легко. А ребенку трудно. Своим непониманием, скептическим отношением («Да меня вообще никто не учил, сам научился!») или давлением («давно пора уже читать, скоро в школу!») вы неосознанно обесцениваете усилия ребенка, тем самым демотивируя его и создавая отношение к чтению, как к чему-то непосильному и неприятному. Неудивительно, что подсознательно ребенок начинает не хотеть учиться читать и говорит: «скучно, неинтересно, не хочу».Наука, кстати, подтверждает, что научиться читать непросто. Ученые пришли к выводу, что
Обучение чтению – сложный когнитивный процесс, связанный с организацией памяти, внимания, оперированием образами. Преобразованием их в словесно-логическую форму и наоборот, декодированием символов (в процессе чтения) в образы, распознавание и манипуляции с ними. Сложный, потому что разную информацию кодируют разные участки головного мозга. В процессе чтения участвуют отделы, которые ответственны за обработку звуковых и визуальных образов, речевые центры, краткосрочная и долговременная память. Всего порядка 17 зон мозга. Каждая отвечает за свою область: одна – за зрительное восприятие, другая – соотносит звуки и буквы, третья – распознает смысл прочитанного.
Скорость освоения чтения у детей определяется скоростью созревания отделов головного мозга. Это созревание происходит неравномерно (гетерохронно). Такое неравномерное развитие – норма для ребенка. Как на плодовом дереве не распускаются все цветы и не созревают все плоды одновременно.
Гетерохронией развития, отчасти, объясняется, что часто дети в определенный период буквы знают, а соединить их в слоги не могут или не могут прочесть слова – всему свое время. Просто будьте гибкими и отнеситесь с пониманием к этим временным трудностям.
Стоит также добавить, что кроме гетерохронного развития отделов головного мозга, актуального для всех, у вашего ребенка могут быть свои особенности в обучении. Равняться на других детей, на мнение специалистов, конечно надо, но не стоит придавать этому слишком большое значение. Правильно будет не загонять своего ребенка в чужие рамки, а заметить, найти его сильные и слабые стороны. И в дальнейшем использовать их для учебы, для раскрытия его потенциала развития.
Наберитесь терпения. Поддерживайте ребенка. Вместо акцента на том, что научиться читать легко, сделайте акцент на том, что верите и не сомневаетесь, что он научится читать. Радуйтесь каждому достижению.
Если у ребенка не получается научиться читать быстро, если у него трудности – не обсуждайте с родственниками, особенно при ребенке. Ведь он все слышит и подсознательно подстраивается под представления своих близких – мамы и папы. Верьте в потенциал ребенка и эта вера удивительно преобразит его, а ваши отношения только выиграют. всякий раз, когда вам покажется, что «уже давно бы ему надо читать», «я-то в его возрасте сам научился…», вспоминайте про сложность задачи и про физиологические условия готовности ребенка. Переключайтесь на процесс – и занимайтесь с ребенком в свое удовольствие. Да-да, именно в свое удовольствие. Вам должны быть тоже интересны занятия с ребенком.
Сумейте увидеть в этих занятиях ценность для себя! Как? Посмотрите на ваши занятия под другим углом. Ваш ребенок осваивает сложный для него навык чтения… А ведь вы в этот момент осваиваете не менее сложный навык: вы учитесь понимать его возможности и не спешить. Это умение понадобится и в школьный период, да и во взрослой жизни. Наблюдайте за ребенком, узнавайте его особенности, преодолевайте вместе с ним первые учебные трудности. Так что у вас с ребенком в каком-то смысле одна цель.
Она должна определяться возрастными особенностями развития ребенка
Неподходящая методика обучения, не соответствующая возрастным особенностям, сильно замедлит процесс обучения чтению. Мы далеки от того, чтобы противопоставлять звуковой и складовой методы. В защиту каждого из них написано немало литературы. Но если вы замечаете, что проблемы в отношении ребенка к занятиям чтением связаны именно с непониманием того, что вы ему объясняете, вполне вероятно, что вы столкнулись именно с этой трудностью.
О разнице методик обучения чтению читайте в нашей статье . Здесь же вкратце скажу, что наиболее распространены два принципа обучения детей чтению: складовой и звуковой. Кроме них, встречается обучение чтению целыми словами и другие подходы, но здесь мы остановимся только на этих двух.
По складам русских людей учили читать с древности. Постепенно складовой метод упростился. Склад – это 1 или 2 буквы (согласная плюс гласная). Так будут выглядеть слова, разделенные на склады: с-то-л, ка-р-ти-на, а-р-бу-з, се-мь-я.
Для обучения чтению звуковым методом ребенок должен дорасти. Аналитико-синтетические функции мозга, необходимые для обучения ребенка этим методом (проанализировать слово, разложить его на звуки и синтезировать их обратно в слово) возникают у ребенка после 6-7 лет. Так что вполне естественно, что дети могут испытывать с этим трудности.
Кроме того, детям дошкольного возраста важно играть. Игра – их возрастная особенность. Важно не лишать ребенка этой потребности в угоду занятиям.
Сделайте перерыв в занятиях на 1-2 недели, а дальше попробуйте заниматься по другой методике, другим пособиям. Встраивайте ваши занятия в игру или наоборот – игру в занятия. Фантазируйте, придумывайте, пробуйте. <p>Ну а если все-таки не получается вернуть ребенку интерес к обучению – дайте ребенку ЧИТАНИЮ – игровое приложение, в котором ребенок играет и не замечает, как учится читать. Приложение не исключает родителей из процесса обучения, но делает ваши занятия с ребенком интереснее. Подробнее о ЧИТАНИИ. Начало блока Конец блока
– увлекательное приложение для обучения чтению детей 3-7 лет
Красочное путешествие в мир сказки позволит вашему ребенку погрузиться в изучение букв и слогов. Обучение чтению перестанет быть скучной, рутинной задачей и станет веселым приключением по спасению Волшебной страны. В основе игры методика кубиков Зайцева.
Выводы
Ребёнка важно не только научить читать, но и привить ему любовь к чтению. В видео автор проекта об образовании и воспитании детей Надежда Папудогло рассказывает о том, как не отбить у ребенка любовь к книгам и как помочь ему полюбить чтение.
Во всех непонятных случаях, вам поможет игра для обучения чтению , которое было создано, чтобы ребенок играл и учился читать сам, с интересом и желанием продвигаясь вперед.
Успешных вам учебных практик с детьми! Начало блока автора и перелинковки Конец блока автора и перелинковки
Наталья Соснина
Соавтор и методист обучающего приложения «Читания». С 2016 года совместно с мужем и детьми разрабатывают игру, чтобы сделать обучение чтению интересным и понятным. В основе приложения лежит методика складового чтения Н. А. Зайцева. Свободное время любит проводить с семьёй и путешествовать.
Почему ребенок не может научиться читать?
Вы заметили, что вашему ребенку труднее, чем другим дается обучение чтению и письму? Он никак не может запомнить алфавит и сидит часами, чтобы прочесть пару слов, а ваши усилия исправить ситуацию оборачиваются большим стрессом для вас обоих? Скорее всего, у вашего ребенка дислексия.
Но не спешите отчаиваться. В этой статье мы расскажем, что это за нарушение и что делать, чтобы помочь ребенку научиться читать и писать наравне с другими.
Сначала давайте разберемся, как работает мозг дислектика. Вы знаете, что наш мозг состоит из левого и правого полушария. Левое отвечает за логику, язык, речь, чтение, числа, последовательность, рациональность. А правое – за воображение, интуицию, чувства, образы и пространственное мышление.
У дислектиков более активно правое полушарие и лобная доля. И при чтении им сложнее сфокусироваться на буквах, связать их в слоги и слова и понять смысл прочитанного.
Для таких детей буквы в словах выглядят как крючки, и запоминаются в виде картинок. То есть чтобы дислектику выучить слово и привязать к нему значение, ему нужно запомнить картинку из крючков в мельчайших деталях. А далее он уже угадывает, что там может быть написано. В результате чтение превращается в муки и отнимает много сил и времени.
Можно ли считать дислексию нормой? С одной стороны – нет. Так как она препятствует нормальному развитию. Но с другой стороны – дислектики абсолютно нормальные дети, которые вне процесса обучения ничем не отличаются от своих сверстников. Просто их мозг работает по-другому.
Более того, именно среди дислектиков больше всего гениев и выдающихся людей. В доказательство тому такие имена, как Мэрилин Монро, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Ганс Христиан Андерсон, Владимир Маяковский, Квентин Тарантино и ряд других.
Вы подумаете: «Как люди с расстройством чтения и письма становятся знаменитыми писателями, актерами и режиссерами?». С точки зрения логики, в это трудно поверить. Но на самом деле так происходит потому, что дислектики очень хорошо компенсируют свой недостаток в жизни. Они более усердные и целеустремленные, чем обычные люди, потому что им хочется доказать себе и миру, что они не хуже других. И как мы уже говорили, потому что их мозг работает по-другому.
Да, конечно, мы понимаем, что вам от этого не легче. Ведь ребенок отстает в школе, подвергается насмешкам одноклассников и давлению со стороны учителей. У него падает самооценка, и он все больше замыкается в себе.
Поэтому, чем раньше вы начнете действовать, тем проще вашему ребенку будет в дальнейшем.
Симптомы и причины расстройства чтения и письма у детей
Конечно, у маленького ребенка выявить дислексию достаточно трудно. Нарушения проявляются, когда ребенок начинает готовиться к школе или уже ходит в первый класс.
Вот основные симптомы, указывающие на дислексию:
Но при этом проявление одного или двух признаков не говорит о том, что обязательно проявятся и другие. Тут все индивидуально. Но и в случае проявления одного из симптомов тоже расслабляться не стоит.
ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ:
Скорее всего, вы спрашиваете себя: «Почему это произошло именно с нами? Что могло привести к этим нарушениям?». Попробуем ответить на ваши вопросы. Но вам придется напрячься и вспомнить прошлое.
1. Наследственность
Вы можете этого и не знать. Но если хоть кто-то в вашем роду или роду супруга страдал дислексией, то это может передаваться по наследству даже через несколько поколений.
2. Проблемы во время беременности и родов
Тут самые различные варианты: инфекция во время беременности, отслойка плаценты, анемия, переношенная беременность, обвитие пуповиной во время родов и др. Как правило, последствия этих проблем проявляются спустя время.
3. Курение, употребление до или во время беременности алкоголя или наркотиков
Все знают, что беременность желательно планировать. И все знают, что как минимум за полгода до зачатия нужно отказаться от всех вредных привычек и пройти полное медицинское обследование. Но все ли так делают? Конечно, нет! На то у каждого свои причины. Но в любом случае за ошибки родителей потом расплачиваются дети.
4. Проблемы и заболевания у ребенка в первые годы жизни
Тут тоже причины разные: сотрясение мозга, черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания (краснуха, скарлатина, ветрянка, коклюш, полиомиелит, корь) и нейроинфекции (энцефалиты, опоясывающий лишай, менингиты, ботулизм, нейросифилис).
Конечно, обнаружение причины дислексии у ребенка ситуацию не исправит, но хотя бы вы перестанете терзаться вопросом «Почему?». Теперь перейдем к практике.
Виды дислексии у младших школьников и корректирующие упражнения
Дислексия — дислексии рознь. Поэтому мы отдельно пройдемся по каждой ее форме и дадим конкретные рекомендации.
1. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Возникает из-за нарушения формирования пространственно-зрительного представления о формах, величине и цвете предметов. Ребенок с оптической дислексией не может нарисовать букву по образцу или по памяти, не узнает ее и не может дорисовать к ней недостающие элементы при необходимости. Таким детям очень тяжело осваивать чтение и письмо, поэтому при обучении нужен особый подход.
Корректирующие упражнения
Усаживаете ребенка к себе спиной и своим пальцем рисуете ему на спине букву. Так повторяете рисунок до тех пор, пока он не угадает букву.
Это упражнение хорошо развивает воображение через ощущения. Когда вы рисуете буквы на спине ребенка, в мозгу возникают образы, которые он привязывает к определенной букве, тем самым лучше запоминая ее.
Возьмите спички и выложите из них несколько букв. Много сразу не делайте – хватит 3–4 штук. Попросите ребенка внимательно посмотреть и попытаться запомнить формы и расположение спичек в буквах. Затем попросите его зажмуриться и уберите из одной буквы спичку.
2. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Ребенок с фонематической дислексиеей читает слова по буквам, путает звуки, переставляет буквы и слоги в словах. Да, это именно тот случай, когда чтение не только самое бесполезное занятие для ребенка, но и невыносимая пытка.
Корректирующие упражнения
Итак, берете старый ненужный журнал или книгу и просите ребенка за 5–10 минут зачеркнуть в одном абзаце все буквы «Т». А в следующий раз просите его зачеркнуть все буквы «Т» уже на всей странице. Потом постепенно просите зачеркнуть уже не одну, а две буквы в абзаце и так по мере увеличения скорости ребенка добавляете все больше букв.
Такое упражнение поможет ребенку лучше концентрироваться на буквах и допускать меньше ошибок при чтении.
Тут все просто читаете ребенку слово и просите его посчитать в каждом слове звуки.
Такое упражнение позволит ребенку научиться на слух определять звуки и не путать их в словах.
3. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Или, говоря простым языком, смысловая дислексия, проявляется в сложности усвоения всех букв и неумении различать их. У ребенка нарушена речевая память, и он не может связывать звук и зрительный образ буквы.
Для коррекции этого вида дислексии нужны упражнения, развивающие межполушарную симметрию, слухоречевую и зрительную память.
Корректирующие упражнения
Возьмите карточки или кубики со слогами, содержащими одинаковую букву, например «И». Так, чтобы перед ребенком было несколько слогов: «ПИ», «МИ», «ЗИ», «ВИ». А одна из карточек должна быть с другой гласной, например, «БА».
Итак, перед вами и ребенком все те же карточки со слогами. Теперь придумайте слово, которое заканчивается на один из этих слогов. Например, «борь-БА» и прочитайте его, не называя последнего слога. Ребенок должен найти среди карточек нужный слог и добавить его к слову.
4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
У ребенка с аграмматической дислексией явно выражено нарушение речи. Это проявляется в неправильном назывании числа, рода и падежей: «он пошла», «был у бабушка», «они говорит» и т. п.
Корректирующие упражнения
Здесь смысл в том, что вы читаете уже знакомые ребенку сказки или стихи и намеренно пропускаете слова.
Ребенок должен постараться назвать правильно пропущенные слова. Упражнение работает на автоматическое запоминание падежей, склонений, числа.
5. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Или простыми словами – смотрю в книгу, вижу фигу. Это та форма дислексии, при которой ребенок абсолютно нормально читает, но не понимает смысла прочитанного. То есть у него механическое чтение не переходит в осознанное.
Корректирующие упражнения
Берете любую детскую книгу и просите ребенка вдумчиво прочесть любое предложение. Затем спрашиваете, что он понял. Если ничего, то читаете еще раз сами и снова спрашиваете, одновременно поясняя ему непонятные моменты.
Для разбора лучше выбирайте более сложные предложения, чтобы ребенок мог представить более детальную картинку.
Тексты-анаграммы – это тексты, где в словах написаны правильно только первые и последние буквы, а остальные перемешаны. Например: «Еахл Герка чреез ркеу. Вдиит Герка в ркеу рак».
По результатам исследований ученых одного английского университета, мы читаем не по буквам, а слово целиком. Главное, чтобы первая и последняя буквы в словах были на своих местах.
Как показала практика, такие простые упражнения способны за 2–3 недели помочь ребенку перейти от механического к осознанному чтению.
Общие советы для родителей детей с дислексией
Главное, дорогие родители, наберитесь терпения и относитесь к своему ребенку с пониманием. Не ругайте, не упрекайте и не давите. Он должен чувствовать, что вы на его стороне.
Примите ситуацию как факт и начните действовать. Кроме самостоятельных занятий дома, обязательно сводите ребенка к психологу, психотерапевту и логопеду. Врачи проведут специальные тесты, и определять форму и степень тяжести дислексии.
А если у вас нет такой возможности или вам некогда заниматься с ребенком самостоятельно, попробуйте уроки по чтению в нашей онлайн-школе. 90% успеха в борьбе с дислексией и в обучении зависит от преподавателей.
Специальная методика, увлекательный формат занятий и опытные терпеливые педагоги помогут вашему ребенку научиться читать правильно, быстро и осознанно. Ваш ребенок полюбит чтение всей душой, и не будет отставать по учебе от своих сверстников.
Почему наша методика работает? Потому что за время работы с разными детьми по всему миру мы не только научились смотреть на мир их глазами, но и научились думать, как они.
Хотите посмотреть, как все происходит? Запишитесь к нам на Также предлагаем посмотреть материалы нашего вебинара по раннему обучению чтению.
Ребенок не умеет читать: что делать?
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
По стандарту ребенка учат читать и писать в первом классе. Но многие родители пытаются научить ребенка чтению самостоятельно, начиная с трех лет, и переживают, если это не получается. Разбираемся с экспертом образовательного центра noindex /noindex , психологом Сергеем Галиуллиным, со скольких лет ребенок может научиться читать, когда бить тревогу и как помочь ребенку.
Зачем вообще ребенку уметь читать?
Когда ребенок умеет читать, ему легче разобраться в окружающем пространстве: он может читать вывески, инструкции, надписи в магазинах. Ему будет легче найтись, если он потеряется, легче разобраться с игрушками и сложными предметами – он становится более самостоятельным.
Чаще всего мы читаем книги (хотя некоторые предпочитают статьи и посты в интернете). Ребенок, умеющий читать, , он считывает больше смыслов, чем при восприятии книги на слух. Читая, ребенок проговаривает слова про себя, развивает внутреннюю речь, обогащает словарный запас.
Учась складывать слоги в слова, ребенок все больше развивает вербально-логическое мышление. Он меньше фантазирует, но больше учится правилам, по которым живут язык и речь. Это поможет ему подготовиться к школе, хотя и не является решающим фактором.
Некоторые родители считают, что читающий ребенок сильно прибавляет в развитии. Это и так, и не так. Чтение – важный этап, но дошкольник может быть гармонично развит и без этого.
Почему ребенку трудно научиться читать?
Ребенок должен сначала научиться говорить: проговаривать все звуки, отличать гласные звуки от согласных, звонкие от глухих, твердые от мягких. То есть к чтению полностью готовы дети после пяти-шести лет. Чем раньше ребенок учится читать, тем вероятнее, что он будет просто запоминать слова, а не читать их по-настоящему.
Одна из главных причин, по которой ребенку сложно научиться читать даже в школьном возрасте, – . Ребенок с дислексией испытывает трудности при обучении чтению, но при этом способен обучаться всему остальному. Дислексия возникает из-за неврологических проблем, ее невозможно вылечить, но можно компенсировать с помощью занятий с логопедом.
Чтение – это достаточно сложный процесс, к которому нужно подходить постепенно. Его нельзя освоить за раз: ребенку нужно заниматься каждый день по чуть-чуть, и сначала он будет совершать ошибки. Если ребенок не готов к такому преодолению препятствий, учение превратится в мучение. Тем более что от чтения сложно испытывать сразу море удовольствия, как, например, от езды на велосипеде.
Как помочь ребенку?
Чтение нельзя освоить с наскока. Если вы оба решили, что пора учиться читать, проявляйте терпение. Занимайтесь понемногу, если ребенок отказывается и просит перерыв, идите навстречу. В крайнем случае можно отложить обучение на месяц-два и потом попробовать снова. А во время «каникул» можно изучать буквы, чтобы потом ребенку было проще их узнавать.
Скорее всего, первые проблемы возникнут, когда ребенок начнет соединять буквы в слоги. Здесь лучше хвалить на каждом шагу: пока ребенок не сможет получать полноценное удовольствие от чтения, ему нужно будет внешнее подкрепление.
Чтобы ребенок захотел читать, читайте сами. Тем более это можно делать вместе: вы садитесь за книгу, ребенок за азбуку, а когда у него возникают сложности, присоединяетесь к нему.
Показывайте ребенку, что буквы, слоги и слова живут вокруг нас. Старайтесь читать вывески, названия в рекламных роликах, читайте надписи на упаковках продуктов. Чем больше ребенок привыкает к буквам и словам, тем проще ему будет их распознавать и читать.
Важно, чтобы ребенок читал и осмысливал, а не просто механически «пробегал» по буквам. Для этого нужно создавать контекст – в азбуках для этого используют иллюстрации. Даже если читаете короткие фразы, додумывайте с ребенком историю, в которой они могут звучать. Так будет интереснее, да и ребенку быстрее захочется научиться читать настоящие истории.
С дошкольником, скорее всего, таких поводов не возникнет: всегда можно предположить, что ребенок еще не готов. Но если у ребенка не получается читать в семь лет, лучше обратиться к логопеду. Он поможет распознать дислексию или увидит психологические причины и комплексы.
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Магазины игрушек — рай на земле для каждого малыша. Перед разноцветными упа…
Опасен ли детский макияж? И что делать, если все-таки родитель застал ребен…
Почему далеко не все вундеркинды сохраняют свой талант в зрелом возрасте? С…
Когда работа нам не нравится, мы ее можем поменять, причем на любом этапе. …