Развитие здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте

Иммунофитол как и другие иммуностимуляторы не имеют доказанной эффективности и применять их не имеет смысла.
Самое главное понять есть ли у ребенка дефицитные состояния — дефицит железа и витамина Д. Они чаще всего влияют на работу иммунитета. Для того, чтобы оценить эти показатели необходимо — сдать клинический анализ крови, кровь на содержание ферритина и кровь на витамин Д.
Если по клиническому анализу крови будет снижен гемоглобин, эритроциты, эритроцитарные индексы и показатели ферритина будет менее 20, то необходимо будет дополнительно назначить препараты железа (восполнить депо).
Показатель витамина Д должен быть не менее 30 нг/мл. Если показатель будет ниже, то необходимо будет назначить лечебную дозу (в зависимости от показателя). Пока необходимо принимать профилактическую дозу витамина Д — 1500 МЕ в сутки (Аквадетрим или Вигантол по 3 капли ежедневно в первую половину дня).
Также в работе иммунитета принимает участие Омега-3. Можно также давать курсами по 1 мес 2 раза в год. Суточная дозировка — 0.5 г.
В питании должны быть свежие овощи и фрукты, мясо, рыба, кисломолочные продукты

Здравствуйте, препаратов для повышения иммунитета с доказанной эффективностью нет.
Для поддержки иммунитета очень важно сбалансированное питание, ежедневно кушать фрукты, овощи, кисломолочные продукты.
Ежедневно гулять.
После сада обязательно мыть руки, лицо, чистить носик, полоскать рот.
Начните приём витамина Д 1000 — 1500 МЕ + омегу.

Здравствуйте. пока ребенок не выработает коллективный иммунитет так и будет болеть это нужно пройти. А в целом стоит витамины комплексные давать, сбалансированное питание. Будьте здоровы

Здравствуйте!
Согласно исследованиям, дети могут болеть до 10-12 раз в год и это относится к числу нормально.

В целом на самом деле не существует никакого точного способа как поднять иммунитет, конечно есть способы, которые Возмоднр смогут дать положительную динамику:
1) вставать и ложиться в одно и то же время;
2) мытьё рур;
3) витамин Д ( детям лучше водный раствор аквадктрим например из-за лучшего всасывания у детей);
4) курсы пробиотическмз препаратов (иммунитет в основном идёт из кишечника — заселённости микрофлоры кишечника (состав бифидобактерии и лактобактерии);

Развитие здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение здорового образа жизни в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.

Публикация «Развитие здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Какие задачи решает по укреплению здоровья детский сад? Какие навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни? Какие способы укрепления и сохранения здоровья используются не только в ДУ, но и в семье? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.

Трудно поспорить с тем, что в основе всестороннего развития человека лежит здоровье. Есть здоровье – человек жизнерадостен, хватает сил на саморазвитие, на успешную личную жизнь. Нет здоровья, так и топчется человек на месте, теряя то, что у него было. Именно для успешного будущего наших детей, в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильное представления о здоровом образе жизни.

Какие задачи решает по укреплению здоровья детский сад?

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из главных задач является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Никто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.

В воспитании детей уже с раннего возраста необходимо прививать навыки здорового образа жизни, что поможет предотвратить риск нежелательных последствий. В первую очередь нужно создать безопасную, здоровую, комфортную среду для пребывания детей в учреждении:

• обеспечение качественной питьевой водой;

• средствами санитарии и гигиены;

• услуги по охране здоровья и обеспечению полноценного питания;

Задачи, поставленные стандартом ФГОС:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-формирование общей культуры воспитанников, развития нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования;

-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

Наши поставленные задачи:

• приобретение умений и навыков, формирующих устойчивую потребность дошкольников быть физически и психически здоровыми;

• повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни;

• рост уровня физического развития дошкольников;

В нашем детском саду созданы условия:

— оборудован физкультурный зал; спортивная площадка; физкультурные уголки в каждой возрастной группе;

— назначение рационального и витаминизированного питания;

Для решения стоящих перед нами задач, используем различные формы работы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультпаузы и физ. минутки, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, гимнастика пробуждения после дневного сна.

Самостоятельная двигательная активность детей в группе, организованная и самостоятельная деятельность детей на прогулке, физкультурные досуги, развлечения, праздники, неделя Здоровья, физкультурные досуги, развлечения, праздники с родителями.

Какие способы для укрепления здоровья используются в семье?

Ответ прост: все то же самое, что и в детском саду. Сейчас стало модно быть здоровым, поэтому каждый из нас стремится к правильному питанию, частым прогулкам, физическим нагрузкам.

Здоровая личность дошкольника возможна при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

В дошкольном возрасте при соответствующей работе наблюдается позитивное отношения ребенка к здоровому образу жизни.

Полученные ребенком знания о своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Будьте здоровы!

Воспитатель: Зайцева Татьяна Олеговна.

Конспект занятия по физической культуре в старшем дошкольном возрасте по теме: «Путешествие в страну здоровья» Конспект занятия по физической культуре в старшем дошкольном возрасте по теме: «Путешествие в страну здоровья.» Цель: Формирование здорового.

Консультация для родителей «Развитие воображения в дошкольном возрасте» Консультация для родителей Развитие воображения в дошкольном возрасте Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое.

Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Созвездие» Доклад на тему: «Конструирование.

Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ Изучение закономерностей психического развития детей имеет как практическое, так и огромное.

Развитие памяти в дошкольном возрасте У дошкольников главным видом памяти является образная. Развитие и перестройка образной памяти связаны с изменениями происходящими в жизни.

Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте Трудовая деятельность дошкольников отличается от деятельности взрослых. Она не приводит к получению значимого результата,но имеет большое.

Развитие эмоций в дошкольном возрасте ТЕМА: «Развитие эмоций в дошкольном возрасте». План: 1. Понятие «эмоции», своеобразие эмоций. 2. Развитие эмоций у дошкольников. 3. Диагностика.

Рекомендации для педагогов «Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте» Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Уровень развития.

Заботливые мамы знают: чтобы малыши как можно реже болели, необходимо создать все условия для нормального развития иммунной системы, которая представляет собой естественный барьер на пути вирусов, бактерий и других вредоносных микроорганизмов. Организм ребенка проходит сложный и длительный период формирования – только к 12–14 годам иммунная система полностью созреет. А как укрепить иммунитет, если ребенку только 3–4 года?

КАК РАБОТАЕТ ИММУНИТЕТ

Как же работает иммунитет? Различают иммунитет специфический и неспецифический.

  • Врожденная способность организма противостоять чужеродным веществам, представляющим опасность для здоровья (антигены), обеспечивается неспецифическим иммунитетом. Кожа и слизистые оболочки, а также клетки, способные находить и разрушать антигены, – все это основные факторы неспецифического иммунитета. У новорожденных детей защитные способности неспецифического иммунитета, реагирующего на различные типы возбудителей, снижены, они развиваются постепенно, с возрастом.
  • Специфический иммунитет (приобретенный) развивается естественным путем – в ответ на конкретных возбудителей. При различных инфекционных заболеваниях иммунный механизм маленького человечка учится отличать и уничтожать вредоносные антигены (конкретный тип вируса). Таким образом, напрашивается неожиданный вывод: малыш «должен» переболеть различными инфекционными заболеваниями, чтобы развить свой иммунитет. Задача родителей – разобраться, как укрепить иммунитет ребенку 3–4 лет, чтобы заболевание прошло для крохи как можно легче и без всяких осложнений.

ЗДОРОВЫЙ ИММУНИТЕТ: ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Особенно актуальным вопрос, как повысить иммунитет ребёнку в 3–4 года, является для родителей, дети которых болеют более 6 раз в год. Эта цифра свидетельствует о том, что у малыша действительно есть проблемы со здоровьем. По мнению экспертов, здоровые трех-четырехлетние дети должны болеть не чаще 4–5 раз в году. Среди других признаков, сигнализирующих об ослабленном иммунитете, отмечают:

  • затяжной процесс болезни (слабая реакция малыша на лечение);
  • постоянные осложнения (например, отит или ангина после простуды).

Любые нарушения здоровья всегда легче предупредить, чем устранить, поэтому важно знать, как обеспечить нормальное развитие и формирование иммунной системы, начиная с самого рождения крохи. Эти правила справедливы в любом возрасте – и в 6 месяцев, и в 3–4 годика, и в 5–7 лет:

  • Обеспечьте своему ребенку качественное и разнообразное питание – недостаток питательных веществ, витаминов и минералов чреват нарушениями в работе иммунного механизма.
  • Создайте благоприятные условия для развития своего малыша. Это весьма широкое понятие, которое подразумевает и правильный режим дня, и чистую проветриваемую комнату, и здоровую психоэмоциональную атмосферу. Убедитесь, что вашему ребенку в садике так же комфортно и безопасно, как и дома.
  • Не забывайте о регулярных прогулках на свежем воздухе. Приучайте малыша с детства к спортивным занятиям. Посоветуйтесь с участковым врачом и займитесь закалкой.

Придерживайтесь данных рекомендаций, и вам не придется бежать к врачу, чтобы узнать, как укрепить иммунитет ребенку 3–4 лет.

Одной из наиболее частых причин ухудшения функций иммунной системы являются болезни внутренних органов. Чтобы восстановить нормальную работу защитного механизма, в первую очередь необходимо устранить основное заболевание.

КАК ПОВЫСИТЬ ИММУНИТЕТ РЕБЁНКУ В 3–4 ГОДА?

Самая высокая заболеваемость у детей фиксируется в возрасте от 6 месяцев до двух-трех лет. Но и в 3–4 года многие родители жалуются на частые инфекции, особенно у тех малышей, которые только в этом возрасте начинают ходить в сад. Чем больше контактов с чужими людьми, тем выше вероятность подхватить новое заболевание, особенно в период эпидемий.

  • Чтобы уменьшить риск заболеваний, во всем мире используется так называемое искусственное укрепление иммунитета. Под ним подразумевается прививание детей с помощью препаратов – вакцин, которые «учат» организм отличать наиболее опасные антигены и бороться с ними. К минусам вакцинации относится их ограниченное действие (одна вакцина – против одного типа вируса), а также возможность возникновения осложнений.
  • В педиатрии с целью улучшения работы иммунной системы используются иммуномодулирующие средства. Наиболее безопасными являются те, которые мягко корректируют работу иммунного механизма, без его истощения. В качестве примера таким препаратом может быть Анаферон Детский, имеющий положительный многолетний опыт использования при лечении и профилактики гриппа и ОРВИ у детей среди мам и педиатров.

ПРИЕМ АНАФЕРОНА В 4 ГОДА

Как поднять иммунитет 3–4 летнего ребёнка препаратом Анаферон детский? Решение о целесообразности приема нужно согласовать с врачом, который назначит оптимальный курс профилактики (например, перед сезонным всплеском заболеваемости). Прием иммуномодулятора улучшает выработку в организме интерферона – противовирусного белка. Препарат может применяться длительными курсами, так как характеризуется высоким профилем безопасности и не вызывает привыкания.

Совсем скоро начнётся сезонный подъём заболеваемости гриппом. Наиболее уязвимыми для этого заболевания являются дети – ведь их иммунитет активно формируется и вынужден противостоять не только инфекциям, но и стрессу, который подстерегает растущий организм во всех периодах его социальной адаптации. Особенно в периоды активного роста или при адаптации в детском коллективе.

Обычно при лечении ОРЗ или гриппа родители снимают симптомы заболевания, а если эти симптомы регулярно возвращаются, вздыхают и ждут, когда малыш «перерастёт» детские болезни. А ведь выход простой – нужно укреплять защитную систему ребёнка, то есть детский иммунитет. Только около 10% людей имеют крепкий иммунитет от рождения, у остальных он зависит от условий и образа жизни.

Итак, что необходимо для формирования сильного иммунитета?

Положительный психологический микроклимат в семье. Не кричите на ребёнка. Научно доказано, что любое повышение голоса вызывает у малышей сильнейший стресс. А при стрессе ослабляется возможность организма бороться с вирусами. Вирусы часто прячутся внутри клетки и выжидают малейшего ослабления организма, чтобы вызвать болезнь.

Режим дня. Человеческая природа любит ритмы – определённое чередование сна и бодрствования, питания и прогулок. Если всё это проводится в одно и то же время, организм можно сравнить с машиной, работающей в экономичном режиме – меньше изнашивается и дольше работает. А все ритмы закладываются в самом раннем возрасте и остаются на всю жизнь. Поэтому ребенка важно с раннего детства приучать к режиму и четко его соблюдать и в будни, и в праздники. Соблюдение режима дня с обязательным дневным сном до 7 лет – залог здоровья. Ребенок не должен утром долго валяться в постели, вставать нужно не позднее 9 утра, а вечером отбой не должен быть позже 22 часов.

Правильное питание. Чтобы повысить сопротивляемость ребенка респираторным заболеваниям, надо давать ему продукты, богатые витамином А (каротином). Детям обязательно надо есть салат из сырой моркови со сметаной и тыквенное пюре со сливочным маслом, печеночные оладьи и яйца.

Витамины группы В нормализуют общий обмен веществ, благотворно сказываются на процессах кроветворения, что в конченом счете позволяет укрепить здоровье ребенка. Ими богаты молочные и мясные продукты, крупы, листовые и стручковые овощи, морепродукты.

Но особенно хорошо укрепляет иммунитет витамин С. В первую очередь, продукты, содержащие витамин С, это свежие овощи и фрукты. Готовить овощи и фрукты ребенку нужно с минимальной тепловой обработкой, чтобы не разрушить очень нестойкий витамин С. А если измельчать их свежими, то делать это непосредственно перед употреблением. Кормить ребенка овощами и фруктами надо понемногу, но регулярно.

Большое значение имеет не только то, что ест ребенок, но и сколько раз в день он это делает. Стандартная «взрослая» схема «завтрак-обед-ужин» категорически не подходит для детей. К этим – обязательным – приемам пищи должен прибавиться ланч, или второй завтрак и полдник. Даже если в детском саду или в школе ребенок обеспечен четырехразовым питанием, это не повод отпускать его из дома без «своего» сухого пайка (в конце концов, малышу может не понравится еда из общепита и он останется голодным). Положите ему с собой яблоко, банан, зерновые хлебцы, йогурт, кусочек шоколадки, несколько орешков и бутылку воды или сок (лучше не слишком сладкий).

Вместо воды раз в день давайте малышу отвар шиповника. Отвар шиповника пьют курсами по две недели с последующим перерывом на месяц. Давать его деткам можно с четырёхмесячного возраста.

И даже здесь есть нюанс: этот кладезь витамина С выводит калий из организма. Так что для максимальной пользы одновременно с шиповником желательно употреблять курагу, изюм, бананы – всё, в чём содержится калий и что позволяет возраст ребёнка.

Свежий воздух минимум два часа в день. Тут и воздушные ванны, и солнечные, насыщающие организм таким необходимым витамином D. Даже в пасмурную погоду можно принимать солнечные ванны – ультрафиолетовые лучи свободно проходят сквозь облака. Важно умение одевать ребенка по погоде – мамы и бабушки переживают, что малыш замерзнет и одевают его как капусту, при этом ребенок перегревается, потеет и, естественно, заболевает. Легкое замерзание простимулирует ребенка к деятельности и он согреется. А вот перегрев приведет к резкому снижению иммунитета. Одеваем ребенка «как себя», то есть столько же слоев одежды.

Закаливание. Закаливание водой – это отдельная большая тема, состоящая из нескольких процедур – обтирания, обливания, ванночек для ног, контрастного душа, а позже и сауны или русской бани. Но начинать нужно именно с обтираний – это подходит даже для самых маленьких.

Личная и коллективная гигиена. Ежедневно в доме нужно проводить влажную уборку, так как в сухой комнате пыль находится в подвешенном состоянии – в зоне доступа к дыхательным путям. Если вы хоть раз рассмотрите немного пыли под микроскопом, вы просто ужаснётесь – споры плесени, частички человеческой кожи, останки насекомых, живые микроклещи. С раннего возраста надо вырабатывать у ребёнка навык мыть руки перед едой и после туалета. Для ребенка важна чистота и гигиен носа и горла, приучите ребенка с детства полоскать рот прохладной водой, промывать и чистить носик. Кроме того, важно создать в доме необходимый микроклимат, прохладный (20-22 градуса) и влажный (50-60% влажности) воздух способствуют нормализации дыхания и профилактике простуд.

Основа укрепления иммунитета – это немедикаментозные средства, их обычно очень лень выполнять, но вот они-то самые эффективные. Кроме того – все эти методы, за редким исключением, не имеют противопоказаний.

Ещё один действенный метод профилактики гриппа – прививка. В настоящее время проходит прививочная кампания против гриппа. Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» во главе с главным санитарным врачом Республики Алтай Л.В. Щучиновым призывают всех жителей региона привиться против гриппа..

Профилактика простудных заболеваний — многокомпонентный и продолжительный процесс, который гораздо легче и эффективнее осуществляется у людей, заботящихся о своем здоровье постоянно, а не только во время сезонных эпидемий гриппа. Рациональное питание, здоровый образ жизни, закаливание и занятие активными видами спорта повысят сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и предотвратят возникновение многих других проблем со здоровьем. Берегите здоровье!

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Тел.: +7 (38822) 6-43-84

Наталья Ботвинникова: Вы абсолютно правы, это неизбежный период, и его нужно пережить. Сопутствующая болезни высокая температура — показатель нормального иммунного ответа организма ребёнка, плохо, если температуры нет. И, к сожалению, многие дети, не посещавшие детский сад, «навёрстывают» эти болезни в школе.

Согласно последним современным медицинским стандартам, если четырёхлетний ребёнок болеет до 7–8 раз в год — это нормально.

— Значит, если вы не водите ребёнка в садик, то проблемы со здоровьем могут настигнуть ваше чадо в школе?

— Да. Дело в том, что в тот период времени, который дети проводят в детском саду, как раз происходит адаптация к многообразному миру вирусов и бактерий. В итоге к первому классу школы детский иммунитет уже готов с ними бороться. Есть, конечно же, группа детей, которые болеют очень тяжело и часто в детском саду, и врачи им рекомендуют подождать до школы, чтобы их иммунная система «созрела», но это происходит не всегда. Поэтому необходимо время для того, чтобы произошла адаптация организма ребёнка к новой микрофлоре и вирусным инфекциям, которых огромное количество. Согласно последним современным медицинским стандартам, если четырёхлетний ребёнок болеет до 7–8 раз в год — это нормально.

— Как укрепить иммунитет ребёнка?

— Здоровый образ жизни: полноценное питание, обязательные физические нагрузки, прогулки, закаливание — всё это способствует укреплению иммунитета. Необходим также профилактический приём витамина С во всех его проявлениях, в том числе овощи (брокколи, петрушка, редька и т. д.), фрукты, ягоды, отвары, летние заготовки. Не стоит забывать и о таких витаминах, как А и Е, которые должны содержаться в ежедневном рационе ребёнка, равно как и животный и растительный белок — важный материал для «лепки» иммунитета. Рекомендуется включить в рацион и растительные компоненты: эхинацею, женьшень, элеутерококк, которые прекрасно поддерживают ваш иммунитет в период заболеваемости. Сегодня в аптеках с помощью педиатра можно подобрать эти компоненты в специальных детских формах или использовать их самостоятельно, пользуясь народными рецептами.

После длительного заболевания прогулки на свежем воздухе, даже при небольшом насморке, обязательны, но они должны быть не более 30, максимум 60 минут и не очень активны.

— Вы сейчас упомянули прогулки. Как долго можно гулять с ребёнком после сильной простуды и нужно ли это делать?

— После длительного заболевания прогулки на свежем воздухе, даже при небольшом насморке, обязательны, но они должны быть не более 30, максимум 60 минут и не очень активны, чтобы не было сильного переутомления и ни в коем случае переохлаждения. От чего придётся воздержаться, так это от посещения бассейна (около 2-х недель). Не должно быть даже минимального насморка, иначе вы попадёте в порочный круг затяжных ринитов.

— С какого возраста можно начинать закалять ребёнка и с чего начать?

— По опыту старой школы, ребёнка можно начинать закалять с 3-х или 10-ти месяцев, хотя я бы не рискнула. Закаливающие процедуры лучше делать летом и начинать с контрастного обливания ножек, только необходимо помнить: нельзя обливать холодные ноги холодной водой, ножки должны быть тёплыми. Закаливающие процедуры проводят следующим образом: ставят два таза — с температурой 38 °С, а в другом — на 3–4 градуса ниже. Сначала погружаем ножки в тёплую воду на 1–2 мин., затем в холодную — на 5–20 сек., и так — от 3 до 6 раз. Каждые 5 дней температуру во втором тазу снижаем на 1 °С, таким образом доводим её до 18-ти, а по возможности, и до 10 °С. Начать можно с этого. А далее — контрастные обтирания.

— При заболевании гриппом в каком случае можно сбивать температуру?

— Температуру стоит сбивать при показателях выше 38,5 °С, если у ребёнка были ранее фебрильные судороги, то принимать меры по снижению температуры следует уже при 37,5 °С. При заболевании гриппом высокая температурная реакция может длиться более 5–7 дней. Но если у ребёнка высокая температура держится больше 3-х дней, и она возобновляется после приёма жаропонижающих, то его обязательно должен осмотреть педиатр — для исключения бактериальных осложнений. И не забывайте: при простудных заболеваниях необходимо пить как можно больше жидкости!

— Каким градусником лучше всего измерять температуру у ребёнка?

— С точки зрения безопасности, наиболее приемлемо использование электронных градусников, так как они позволяют получить достоверный результат. Необходимо только точно следовать инструкции по применению такой модели, что, однако, непросто сделать, если ребёнок плачет или капризничает, а при использовании электронных градусников необходим очень плотный контакт. Градусники лучше покупать в аптеке, при этом обращая внимание на их стоимость: дешёвые модели быстро выходят из строя, и результаты измерений с их помощью в большинстве своём недостоверны. Точность показателей инфракрасных моделей градусников также очень зависит от эмоционального состояния ребёнка, в связи с чем возможны погрешности в измерениях. Поэтому, с точки зрения точности, ртутный градусник более достоверен, однако тут стоит помнить прежде всего о безопасности.

Для каждого возраста — своя «норма» ОРВИ. Дошкольники могут болеть простудными заболеваниями до десяти раз в год, а младшие школьники — до пяти. И это вовсе не говорит об их плохом иммунитете. Впрочем, важна не только частота, но и тяжесть заболевания. Если в «норму» по числу ОРВИ ребенок вписывается, но простуды протекают тяжело и приводят к осложнениям, с иммунитетом надо разбираться.

Уроки для иммунитета

Иммунитет — это защитная система организма, помогающая ему противостоять бактериям, вирусам, грибам и т. д. Врожденный (неспецифический) иммунитет человечество сформировало в результате эволюции. Такую защиту младенец получает от мамы, с ее молоком. Именно из грудного молока к нему поступают лейкоциты, антиинфекционные элементы и иммуноглобулины, отвечающие за местный иммунитет. А дальше в течение жизни у человека уже нарабатывается приобретенный (специфический) иммунитет. Причем это может происходить только путем контакта организма с патогенами — именно так иммунная система учится их распознавать и с ними бороться. Поэтому подхватывать насморк, кашлять, температурить время от времени — для детей нормально, и в конечном счете, даже полезно. Как иначе иммунитет научится бороться?

Периоды особой уязвимости

Но формирование защитной системы — долгий процесс, и на этом пути есть несколько критических периодов, когда ребенок особенно часто болеет:

  • Первый месяц жизни. В это время малыши наиболее восприимчивы к вирусным инфекциям.
  • 4-6 месяцев. Происходит постепенная выработка собственных антител и ослабевание материнских. Иммунитет учится распознавать патогены, но пока еще не запоминает их. В этот период ребенок чувствителен к респираторным и кишечным инфекциям.
  • 2 года. Иммунитет крепнет, начинает вырабатывать антитела к некоторым вирусам, из-за чего риск повторного заражения снижается. Но поскольку защитные функции организма еще незрелы, двухлетка пока не готов к частым и продолжительным контактам со сверстниками в замкнутом помещении, поэтому игры на свежем воздухе для него предпочтительнее.
  • 4-6 лет. Иммунная система работает почти так же, как у взрослых, но все еще очень уязвима. Для этого возраста характерно заражение паразитами, что может стать причиной аллергии в будущем.
  • 12 лет. Гормональная перестройка провоцирует большую нагрузку на иммунитет и повышает восприимчивость к вирусам и инфекциям.

Лжедрузья иммунитета

Многие родители свято верят в волшебную силу витаминов, которые якобы помогут ребенку болеть реже. Но несмотря на огромный ассортимент такого товара в аптеках, эффект большинства иммуностимулирующих добавок ничем не подтвержден. БАДы, в отличие от лекарств, не подлежат клиническим исследованиям и не обязаны доказывать свою эффективность, поэтому, к примеру, пищевые добавки с лизоцимом нельзя сравнивать с лекарством на основе этого фермента, так как активность ингредиентов в добавке никто не проверял.

  • Аскорбиновая кислота. По-прежнему живуч один из самых популярных мифов ХХ века, популяризатором которого стал химик Лайнус Полинг, о том, что мега-дозами аскорбинки можно излечить кучу заболеваний, в том числе и ОРВИ. Однако противовирусный эффект ударных доз витамина С ничем не доказан. Зато есть подтверждение вреда больших доз аскорбиновой кислоты: при однократном приеме это может спровоцировать аллергическую реакцию, а при регулярном употреблении в большом количестве (свыше 60-75 мг в день) — привести к заболеваниям почек.
  • Витамин D полезен, только когда принимается на фоне дефицита этого вещества. В избыточных дозах он вреден для здоровья и провоцирует отложение кальция в печени, почках, легких, сердце и кровеносных сосудах.
  • Цинк и вправду важен для иммунной системы. Однако длительно и бесконтрольно принимая этот микроэлемент, можно нарушить усвояемость меди в организме и привести к ее дефициту. Кроме того, потребление больших доз цинка может снизить эффективность антибиотиков. Без особых показаний лучше получать этот элемент из продуктов питания (морепродукты, мясо, птица, яйца) — так будет безопаснее.

Рекомендация «подавать витаминчики» после перенесенной болезни или в межсезонье — давно устарела. Если ребенок идет на поправку или уже выздоровел, значит, его иммунитет работает как должно и помогать ему незачем. Принимать витамины стоит лишь в одном случае, если у ребенка путем анализов установлен значительный дефицит питательных веществ.

Как укрепить иммунитет

Смириться с тем, что помогать иммунитету специальными препаратами не надо, родителям нелегко. Им всегда кажется, что они просто обязаны сделать что-то для защиты своего ребенка. И они правы! Есть масса способов, как поддержать защитные силы детского организма. Но для этого совершенно ни к чему идти в аптеку. Отлично укрепляют детский иммунитет:

  • Правильное питание. Рацион ребенка должен быть сбалансирован по белкам, жирам и углеводам и соответствовать потребностям растущего организма. При этом нельзя заставлять ребенка есть то, что он не хочет, а нелюбимый, но полезный продукт всегда можно заменить другим. Также необходимо следить, чтобы малыш потреблял достаточное количество воды, особенно во время физической активности и игр.
  • Отдых. Режим сна укрепляет иммунную систему и детей, и взрослых. А соблюдение распорядка дня помогает избежать переутомления, что особенно важно для младших школьников. Дневной сон для малышей до 7 лет желателен, но если ребенок спит ночью не менее 10 часов, то укладывать его днем не обязательно, тем более против его воли.
  • Стрессы. Сильные переживания провоцируют падение иммунитета, поэтому и вне дома, и в семье ребенка должен окружать спокойный микроклимат.
  • Прогулки и активность на свежем воздухе. Спортивные нагрузки детям необходимы, но их уровень должен соответствовать возрасту, при этом нельзя забывать об отдыхе. Одна из самых полезных привычек — утренняя гимнастика. Также детям обязательно надо гулять ежедневно, в любую погоду, даже в сезон простуд.
  • Чистота и влажность воздуха в доме. Научите ребенка простым правилам гигиены: тщательному мытью рук перед едой, после контакта с животными и после улицы. Влажную уборку дома проводите не реже одного-двухраз в неделю, ведь пыль способствует распространению аллергенов и вирусов. Используйте увлажнитель воздуха, поскольку оптимальная влажность в помещении — 50-60% — редко достигается естественным образом. А от увлажненности слизистых зависит активность местного иммунитета.
  • Вакцинация. Это наиболее эффективный и доказанный способ укрепления иммунитета. Проводите иммунизацию в соответствии с национальным календарем или по согласованию с педиатром.

Антирейтинг действий для укрепления иммунитета:

Часто родители, желая оградить детей от болезней или ускорить выздоровление, совершают ошибки, которые лишь мешают иммунитету адекватно работать. Среди них:

Развитие здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте

Есть разные этапы становления иммунитета. Первичная закладка иммунитета идет от родителей еще на этапе планирования беременности. У будущей мамы должны быть здоровы и репродуктивная система, и ЖКТ, и слизистые оболочки, в том числе слизистые носоглотки, которые, как известно, являются первыми «воротами» для различных респираторных инфекций.

До рождения иммунитет ребенка настроен так, чтобы сосуществовать с иммунитетом мамы. И если женщина следила за своим здоровьем, за здоровьем слизистых, то во время естественных родов, проходя через родовые пути, ребенок получает полезную микрофлору от мамы. Эта микрофлора помогает ему защищаться от инфекционных возбудителей.

Если же малыш появляется на свет при помощи кесарева сечения, его организму приходится учиться защищаться самостоятельно. И тут есть важный момент: современные исследования показывают, что если после кесарева ребенка приложить к маминой груди, кожа к коже, произойдет контакт с материнской микрофлорой, что также поможет формированию первичного иммунитета ребенка.

Эта полезная микрофлора играет огромную роль. Ребенок в утробе имеет противоаллергенный иммунитет, а при выходе во внешнюю среду тип иммунитета меняется. У ребенка начинает зарождаться собственный иммунитет против различных инфекционных агентов – вирусов, бактерий, грибков, которые нас окружают. Так появляется противовирусный иммунитет. До месячного возраста малыш учится распознавать инфекционные частицы, адаптируется к внешней среде, и в этот период нужно минимизировать все контакты с источниками инфекции.

Первый месяц жизни очень важен для формирования крепкого иммунитета на дальнейшую жизнь: иммунная система ребенка «знакомится» с различными компонентами, учится их распознавать по принципу «свой — чужой». В этот период очень важно следить как за общими принципами гигиены, так и за здоровьем слизистых оболочек ребенка и родителей.

Далее идет социализация. После годовалого возраста ребенок теряет иммунитет, который мама дала ему через плаценту. Организму ребенка для формирования собственного приобретенного иммунитета требуется тренировка.

Без тренировки нашего иммунитета ребенок будет болеть постоянно. Поэтому запрещены тепличные условия. Нельзя, чтобы ребенок находился в изоляции от других детей.

С года до трех лет он начинает контактировать и социализироваться, появляются ОРВИ.

С трехлетнего до пятилетнего возраста у малыша, по всей мировой статистике, идет скачок выраженной социализации. Ребенок контактирует в детском саду, в группах развития, с детьми на площадке. И появляются еще более частые ОРВИ. Полностью оградить ребенка от респираторных инфекций невозможно, да и не нужно в определенном периоде развития. Вопрос, как они будут протекать? Чтобы сезонные ОРВИ не были слишком частыми и тяжело протекающими, важно формирование и поддержание местного иммунитета в слизистых оболочках, которые первыми встречают и задерживают инфекцию.

К шестилетнему возрасту у ребенка созревает иммунитет, который формирует иммунный ответ — иммуноглобулины класса М и G — к различным инфекционным агентам, но еще, к сожалению, не работает иммуноглобулин А. Что это такое? Иммуноглобулин А – это тот иммуноглобулин, который вырабатывается у нас на слизистых оболочках — в носоглотке, кишечнике, репродуктивной сфере. Там вырабатывается специфический секреторный иммуноглобулин А, который связывает вирусы и бактерии, которые к нам попадают, и не дает им проходить дальше. Так вот, у детей местный иммунитет еще снижен и нуждается в защите. Поддержать его могут помочь натуральные средства для естественного укрепления собственного иммунитета к респираторным вирусным инфекциям, например, Деринат , который разрешен к применению с первого дня жизни.