РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация:
статья посвящена обоснованию в необходимости развития воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. В статье рассматриваются проблемы воображения, приводятся примеры воображения в различных областях деятельности. Именно развитие воображения средствами изобразительной деятельности может повлиять на успешность учебной деятельности детей старшего школьного возраста
Ключевые слова:
творческое воображение, изобразительная деятельность, дошкольники, способы организации изобразительной деятельности
УДК 159.9.072.432
Чулкова Ю.В.
магистрант 3 курса психолого-педагогической кафедры
Института педагогики и психологии
Московский городской педагогический университет
(г. Москва, Россия)
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: статья посвящена обоснованию в необходимости развития воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. В статье рассматриваются проблемы воображения, приводятся примеры воображения в различных областях деятельности. Именно развитие воображения средствами изобразительной деятельности может повлиять на успешность учебной деятельности детей старшего школьного возраста.
Ключевые слова: творческое воображение, изобразительная деятельность, дошкольники, способы организации изобразительной деятельности.
В системе творческого образования общение ребенка с изобразительной деятельностью происходит в самых разных видах и разновидностях творческих способов или условий деятельности. В изобразительной деятельности, творчество направлено на формирование у детей творческой культуры.
Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Развитие воображения детей средствами изобразительной деятельности актуально тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение – это способ овладеть сферой возможного будущего, придав ему целеустремленный и проектирующий характер.
Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. Творческая деятельность активно побуждает ребенка к живой фантазии, живому воображению. Иначе говоря, творческое начало в человеке это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. В процессе рисования у ребенка существенно повышается чувствительность, в том числе, конечно же, тактильная. Ну и, безусловно, нельзя не отметить, что в процессе рисования развиваются творческие способности, память, воображение, и, что особенно важно, в достаточной мере активно происходит формирование речевой деятельности ребенка.
Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.
Следует обратить пристальное внимание на то что именно в дошкольном возрасте, в том числе в старшем дошкольном возрасте, детям для дальнейшего полноценного развития просто необходим хорошо сформированный уровень воображения. Изобразительная деятельность, как известно, обладает способностью комплексного воздействия на человека, его психику, моторику, физиологические процессы. Она позволяет благотворно влиять на внутреннее состояние человека, успокаивать, оказывать расслабляющее воздействие, снимать стресс. В изобразительной деятельности важное значение приобретает ее направленность на сознательную и эмоциональную деятельность.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций : Первое из них – представлять реальность в образах и уметь их использовать, решая проблемы. Эта функция воображения связана с мышлением и органически включена в него. Вторая функция воображения – регулировать эмоциональные состояния. С помощью своего воображения человек способен, по крайней мере частично, удовлетворить многие потребности, снять напряжение, которое они создают. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции когнитивных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи и эмоций. С помощью умело вызванных образов человек может обратить внимание на необходимые события. Через образы он получает возможность контролировать восприятие, воспоминания, высказывания. Четвертая функция воображения заключается в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование мероприятий, подготовка таких программ, оценка их правильности, процесс их реализации [4, с. 87].
Слабое развитие воображения проявляется на низком уровне переработки представлений. Таким людям сложно представлять наглядные образы. Они живут бедной эмоциональной жизнью. Более высокий уровень воображения можно встретить у людей, занимающихся творчеством (художники, писатели и т.д.). У каждого человека степень воображения развита по-разному, и оно имеет разную степень проявления.
Таблица 1 – Сравнение показателей развития творческого воображения в экспериментальной и контрольной группах (по методике Е.П. Торренса).
— складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;
— воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов;
— воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.
§ 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания — недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С.Выготский).
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.
До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.
На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г.Витязь). Например, увидел белый халат — стал играть в больницу, увидел весы — стал «продавцом». Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших — выполнение взятой на себя роли. Постепенно — воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки и пр.).
Воображение активно развивается именно в дошкольном возрасте, существенно влияя на развитие речи и открывает возможность представить себе конечный результат в образной форме раньше, чем он появится. Воображение живет в каждом ребенке, который, чувствует, мыслит и активно действует на развитие игрового замысла.
Воображение позволяет каждому человеку выйти за пределы реальности, напомнит о прошлом и откроет будущее. Богатое воображение позволяет нам перемещаться во времени, «жить» в прошлом или будущем. Именно благодаря такому природному дару, как воображение, мы каждый день решаем жизненные задачи, создавая и воплощая новые идеи.
Дети прекрасно используют возможности воображаемого мира, где они являются «авторами» и героями собственных историй и необычных событий.
В дошкольном возрасте воображение просто необходимо. Чтобы понять мир, который редко удивляет взрослых, ребенок сначала изучает его, потом проверяет насколько правильны его предположения, именно так у ребенка складывается представление об окружающей действительности.
Наблюдая за детской игрой, мы видим, как дети воплощают свои идеи, как меняют сюжет при появлении новых фантастических образов.
Но хочется отметить, что у некоторых дошкольников наблюдается бедность игрового замысла, наблюдается слабое развитие воображения. Им трудно самостоятельно воплотить собственные идеи, такие дети имеют замедленное развитие.
В нашем детском саду в общеразвивающих группах обучаются дошкольники, имеющие речевые патологии или трудности в развитии. В процессе направленных занятий с дошкольниками, можно успешно развивать воображение, что создаст почву для продуктивного и свободного мышления дошкольников об окружающем мире.
Отличный способ развития воображения — сюжетосложение, где с помощью воображения дети определяют развитие игровой деятельности, и получают возможность воплощения собственных фантазий, реализуют свои замыслы, создают пусть небольшие, но законченные произведения.
Для развития воображения дошкольников мы используем специально направленные игры на развитие воображения:
- ролевые игры — «Оживи сказку», где педагог на равных с дошкольниками включается в процесс и может влиять (по необходимости) на выполнение детьми необходимой цепочки игровых действий. Ребенок перевоплощается в образ, который помогает развить детское воображение, получает опыт ролевого поведения. Дети упражняются в придумывании нового замысла, ролевого поведения новых персонажей и т. д.
В начале дети воспроизводят сюжет прочитанной педагогом сказки. Дети распределяют роли, имеют возможность вносить в сюжет сказки собственные изменения. Педагог побуждает (задавая вопросы) детей творчески создавать сюжет сказки. Благодаря чему у дошкольника формируется умение в развернутой словесной форме, или в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования сюжета и поведения выбранной роли.
Педагоги заинтересованы научить ребенка не только фантазировать, но и уметь реализовать замысел, создать небольшое, но законченное произведение.
- Предлагаем детям коллективное сочинение сказок: важно чтобы в ней принял участие каждый воспитанник, составил несколько предложений для продолжения общего сюжета. Педагог участвует в игре на равных правах, помогает детям направить (задавая вопросы) развитие сюжета и по необходимости построить его логическое завершение.
- Удачно используем метод коллективного рисования «Волшебный рисунок». Дошкольники получают возможность выполнить рисунки со сверстниками группы. Они создают оригинальные картины в сотрудничестве идейного воплощения совместного замысла. Получается продукт групповой фантазии, где можно увидеть, каким видят мир дети.
- Необходимы игры развивающие чувства собственного тела и передать через движения определенный образ.
Пантомима для дошкольников веселая развивающая игра. Ребенок в своем движении показывает определенный образ, зрителям необходимо угадать персонаж по действиям. Дети, не используя слова, выражают свои мысли и чувства в действиях. В качестве образца мы смотрим выступления профессиональных мимов, чтобы было понятно, как можно донести до людей свои чувства.
Например, изобразить росток, падающий лист, голодную собаку и т. д. Дети нуждаются в двигательной активности, что положительно влияет на психику и моторику детей, дает возможность расходовать энергию и легко выплеснуть ненужные эмоции.
- Дошкольники большим удовольствием играют в «Снежный ком». По сценарию дети выполняют определённые движения, которые отображены на специальных карточках.
Например, по карточке первому игроку необходимо прыгнуть. После чего карточка с этим заданием больше не используется в данной игре. Следующий ребенок выполняет движение предыдущего и движение по вытянутой карточке.
Игра продолжается, пока кто-нибудь из детей не сможет выполнить все задания по порядку.
- Повысить интерес к запоминанию произведения или стихам помогает игра «Расскажи руками». Рассказав стих или небольшое произведение с помощью движений, ребенок лучше понимает его смысл и чувства героев.
Данная работа требует от педагога проявления интереса и стимуляции участников в виде поощрения высказываний и оригинальных идей. Такие формы работы дарят детям удовольствие, и возможность овладевать умением фантазировать, и более уверенно проявлять и развивать умение воображать и рационально мыслить.
Благодаря таким занятиям дети получают возможность увидеть и рассказать о своем внутреннем мире, что благоприятно в развитии мышления, памяти и анализа, и выражения ярких эмоций и учится чувствовать других людей. Таким образом дошкольник учится думать, вспоминать, мечтать, строить планы и воплощать их в игры, образы, а потом и расширить горизонты своего сознания.
Мы дарим дошкольникам возможность придумать свой мир, благодаря чему они становятся более раскрепощенным, жизнерадостными и неординарными.
Дети с богатым воображение делают собственные открытия, самостоятельно находит решения непредвиденным ситуациям. На протяжении всей жизни детям будет помогать умение преодолеть трудности. Можно придумать свои полезные игры для развития воображения у дошкольников, что будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника.
- Дьяченко О. М. — Развитие воображения дошкольников. М., 1996.
- Меерович М. И., Шрагина Л. Технология творческого мышления / М. И. Меерович, Л. Шрагина. — Минск: Харвест: М.: АСТ,, 2000. — 176 с. c. — Текст: непосредственный.
- Ильина, М. В. Развитие вербального воображения / М. В. Ильина. — Пособие для педагогов детских учреждений. — Минск: Харвест: М., 2005.— Текст: непосредственный.
- Субботина Л. Ю. / Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, возможность, дошкольник, игра, воображение, движение, дошкольный возраст, игровой замысел, развитие воображения, сюжет сказки.
ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Повседневная деятельность ставит перед человеком массу задач. Для их решения не всегда есть необходимые знания, а воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создаёт новое сочетание имеющихся сведений. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира.
Изучение воображения и его роли в жизни человека, позволяет познать механизмы возникновения новых образов. Подтверждает, что воображение способствует прогрессу в любом виде деятельности человека.
Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать он представляет, что нужно делать и как он будет делать. Таким образом, человек уже заранее создаёт образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных.
Р.С. Немов отмечает, что воображение рассматривается как процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
В работах О.В. Боровика «Развитие воображения», Ю.А. Полуянова «Воображение и способности» В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой «Феномен воображения», Л.Ю. Субботиной «Детские фантазии: Развитие воображения детей», раскрываются вопросы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема развития творческого воображения изучалась многими учеными, педагогами, психологами и отражена в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Е.Г. Игнатьева, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.
Начальные формы воображения впервые появляются в раннем возрасте. В связи с зарождения сюжетно-ролевой игры и развития знаково-символической функции сознания. Развитие воображения идёт по трём направлениям. Во-первых, по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения. Во-вторых, по линии совершенствования операций воссоздающего воображения. В-третьих, развивается творческое воображение. На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности, а в особенности рисование, игра, конструирование, чтение художественной литературы, музыка.
Психологи, исследовавшие особенности психического развития дошкольников отмечают, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра. Обучение, впервые появляющееся в дошкольном возрасте, возникает, прежде всего, в игре: ребенок-дошкольник начинает учиться, играя. Формируется активное воображение, произвольность внимания и памяти. Происходит освоение общественной функции и норм поведения людей, что является важным моментом формирования личности дошкольника. Игра имеет важное значение для развития детей. Ребенок получает в игре возможность сыграть определенную роль. В ходе проигрывания этой роли образуется отношение ребенка к действительности.
Т. С. Комарова указывает, что благодаря связи с игрой деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность.
В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает контролировать и определять характер воображения. При этом он сам контролирует движение образов воображения.
В дошкольном детстве активно развиваются познавательные процессы, в том числе, и воображение. В старшем дошкольном возрасте важно заниматься развитием творческого воображения, так как ребенок в будущем будет более социализирован, творчески подходить к решению тех или иных проблем.
Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. М.: Генезис, 2011 г. 352с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 2014 305с.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2010. 608с.
Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 2012 г. 50с.
Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2012 г. 192с.
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Воображение в старшем дошкольном возрасте проявляется особенно ярко по сравнению с предшествующими годами жизни ребёнка. Неуёмной фантазии шестилетнего ребёнка трудно не поразиться. И задача взрослых — развивать воображение. Ведь с этим психическим процессом тесно связаны и готовность к школе, становление личности, его творчества . Если ещё в раннем дошкольном периоде воображение носит пассивный характер, непроизвольный, ребёнок идёт от действия к мысли, то у старшего дошкольника возникает способность идти от мысли к действию, т.е. его воображение становится целенаправленным. Возникновение и дальнейшее развитие такого воображения у дошкольника психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменение содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь, со взрослыми.
Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно- ролевой игре. Позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования — рисование, ле пка, конструирование, труд и др.
К шести годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в более детальном планировании её хода.
Если четырё х- пятилетний ребёнок планирует один шаг своих дальнейших действий, затем реализует его, видит результат и потом планирует следующий шаг, то у шестилетнего ребёнка уже появляется способность к целостному планированию (« Я нарисую наш дом. Здесь – моя семья. Небо нарисую синим карандашом , солнце будет жёлтым, рядом – речка »).
Если в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определ яется набором игрушек, атрибутами роли, сходством предметов – заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала и воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые.
Воображение шестилетнего ребёнка часто носит воссоздающий (репродуктивный) характер. Оно помогает представить то, о чём говорит взрослый, сверстники, что написано в книге, чего ещё не было в непосредственном опыте, памяти ребёнка (события истории, дальние страны, редкие животные, растения и т. д.).
В дошкольном возрасте возникает и активно развивается творческое воображение. Образам, возникающим в воображении в этот период, присуща особая яркость, наглядность, подвижность, эмоциональность. Это особенно заметно проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным, с их точки зрения, эмоционально насыщенным ролям. И огромное значение игры для психического развития ребёнка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемые играющим ребёнком,- настоящие. Не зря известный режиссёр К.С. Станиславский советовал актёрам учиться игре у детей. Высокой эмоциональностью отличаются и рисунки, стихи, сказки детей шестилетнего возраста.
Но не все дети отличаются богатым развитым воображением в старшем дошкольном возрасте. Главное основание этом у- имеющаяся пока ещё недооценка воображения как важного процесса развития личности ребёнка. Нередко акцент в работе с детьми старшего дошкольного возраста делают на их интеллектуальном развитии, форсируют развитие навыков письма, счёта, чтения…Забота же о развитии воображения, об игровой деятельности, где особенно интенсивно оно формируется, если не исчезает вообще, то занимает отнюдь не подобающее ей место. Деятельность шестилеток остаётся во многом «заорганизованной» взрослыми, у детей не всегда есть достаточно времени и места для самостоятельной деятельности, специфически дошкольной, которая так важна для развития воображения . Возникает вопрос – как же его формировать у шестилетнего ребёнка?
Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у него опыта и представлений, взрослым следует позаботиться о расширении, уточнении опыта ребёнка, обогащении предметно — развивающей среды.
Для развития воображения важно не только богатство, разнообразие предметной среды, но и создание условий вообще, предоставление детям пространства , в котором они могли бы фантазировать, творить, реализовывать свои замыслы. И специальные исследования, и передовой опыт свидетельствуют о необходимости создания такой предметной среды, которая служила бы « пусковым механизмом» развития воображения, побудила бы к творческой деятельности.
Важно позаботиться о развитии разных видов игр, художественной деятельности, которые так благодатны для воображения старшего дошкольника.
Поскольку воображение проявляется прежде всего при решении задач, которые не имеют единственного решения, следует стимулировать самостоятельную поисковую деятельность детей с новыми предметами, создавать благоприятные условия для опыта в процессе экспериментирования.
Для целенаправленного формирования воображения дошкольников немалое значение имеет и обучение в целом – методы, нормативные знания, система эталонов, с которыми взрослый знакомит ребёнка. Вместе с тем важно «не перегнуть палку», не допустить , чтобы предлагаемые образцы, эталоны («снег – только белый», «море- синее», «солнце круглое, жёлтое») тормозили, препятствовали развитию их собственного воображения, творчества.
Нельзя забывать и за разнообразные частные приёмы развития воображения. Ёще Леонардо да Винчи советовал, например, для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира.
Среди других приёмов, стимулирующих детское воображение, можно назвать составление сказок на тему, предложенную взрослым, на самостоятельно выбранную тему, рассказов на основе литературного образа ( в нескольких вариантах: например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет повествования), рассказов по пейзажу и др.
Ценные рекомендации по развитию воображения ребёнка даёт известный детский итальянский писатель Джанни Родари в своей книге «Г рамматика фантазии. Введение искусство придумывания историй».
И самое главное, взрослые должны быть Сотрудниками, Соучастниками, Сообщниками в игровой, художественной деятельности, но никак не генератором идей, руководителем.
Для полноценного развития воображения у ребенка дошкольного возраста педагогам дошкольных учреждений и родителям следует создавать и соблюдать определенные условия. Важнейшим условием для успешного развития воображения является организация игры.
Игровая деятельность отражает представления ребенка об окружающем его мире. В ходе игр дети имеют возможность получить информацию о человеческих взаимоотношениях, природных явлениях и животных, видах труда, различных событиях. В связи с этим важным условием для развития воображения в дошкольном учреждении должны быть созданы соответствующие условия — иметься достаточно наборов для игр детей, однако игрушек не должно быть и слишком много чтобы избежать рассеивания внимания.
Публикация «Психолого-педагогические рекомендации воспитателю и родителям по развитию воображения в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Основным условием в любого вида игре является ее соответствие возрасту ребенка и уровню его интеллектуального развития. Ребенок должен понимать предназначение той или иной игрушки, уметь с ней обращаться, игра должна вызывать интерес и желание поиграть. Слишком простые игры могут не заинтересовать ребенка, а слишком сложную игру он может не понять.
Для развития творческого воображения особенно важны игры, в которые присутствуют элементы фантазирования, придумывания. При совместной игре с взрослыми дети осваивают умения комбинировать сюжетные события и в дальнейшем используют их в самостоятельных играх.
Сюжетно-ролевые игры расширяют и делают богаче развитие воображения детей, так как в них возможно богатое содержание и сложные сюжеты.
Важное место занимает театрализованная игра, которая способствует развитию творческих способностей детей, познавательной активности, нравственному развитию и формированию воображения. В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что или кого они изображают, но не всегда знают, как это надо делать. Поэтому для развития детского воображения, помимо игр, с раннего возраста необходимо также развивать творческие способности с помощью применения методов изобразительной деятельности, ручного труда и конструирования.
Вся практика развития воображения с помощью рисования в младшем возрасте оптимально воспринимается при участии картинок. Возможно предоставление готового изображения, а можно предложить ребенку дорисовать что-то на собственное усмотрение. Чем старше становятся дети, тем труднее и сложнее должны становиться и задания, и техники рисования.
Применение такой методики как аппликация не только развивает воображение, но и обеспечивает работу мелкой моторики рук. Можно проводить занятия без использования шаблонов и образцов, однако карточки с нарисованными контурами могут служить мощным инструментом для развития мышления и воображения у ребенка.
На занятиях лепкой развитие детского воображения имеет свои особенности, что объясняется тем, что лепка является самым осязаемым видом художественного творчества. В лепке каждый предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Кусок раскатанного пластилина может восприниматься ребенком как червяк, ветка дерева или волшебная палочка.
Исходя из вышеизложенного можно сформировать следующие рекомендации воспитателю по развитию воображения в дошкольном возрасте :
1. Полноценное развитие воображения невозможно без установления эмоционального контакта. Необходимо найти подход к ребенку.
2. Так как ведущая деятельность в дошкольном детстве – игра, приоритетное внимание должно уделяться развивающим играм и упражнениям. Это могут быть упражнения, подразумевающие практические действия, игры на развитие вербального воображения : словесное описание, придумывание рассказа или сказки; упражнения на развития творческого воображения.
3. Организованные игры и занятия должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников. Для успешного развития воображения младшим дошкольникам необходима зрительная опора, тогда как воображение старших дошкольников уже в ней не нуждается.
4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, использовать личностно-ориентированный подход.
5. Следует исключить из образовательной деятельности формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета, так как в этом случает происходит лишь механическое копирование образца, что не способствует развитию воображения
6. Необходимо расширять кругозор, обогащать эмоционально-чувственный опыт дошкольников. Обогащать знания детей о составных частях предмета, умение выделять главные и второстепенные признаки. Увеличивать объем словаря ребенка.
7. Большое внимание следует уделять продуктивным видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Существует множество нетрадиционных техник, которые способствуют развитию фантазии как формы воображения : рисование нитками, солью, пальцами, аппликация посредством обрывания.
8. Для развития воображения следует знакомить ребенка с миром сказок, различными видами театра: пальчиковый, настольный и кукольный театр, театр теней.
9. Важное значение для развития воображения имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от дошкольников, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм сотруднической деятельности.
Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.
Анализ занятия по речевому развитию в старшем дошкольном возрасте Анализ занятия по обучению детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов 1. Правильно ли выбран объект рассказывания: игрушка или предмет.
Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.
НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.