На втором году жизни понимание того, что говорят ребенку окружающие, заметно улучшается. Теперь вы можете быть уверенны, что ваш малыш понимает, как что называется, знает как обозначаются разные действия.
Ребенок всюду лезет, все норовит ухватить, у него развивается чудесное качество — любознательность. При этом возрастает тревога родителей за его безопасность. И вот раздается грозное: «Не трогай!», «Не лезь!», «Не бери!». Попробуйте не одергивать малыша поминутно, а поощрять его изыскания, просто уберите на время ножи, ножницы, лекарства, бытовую химию, стекло и все, что кажется вам опасным.
Ребенок начинает активно говорить, обозначая одним словом несколько предметов. Не забывайте по возможности сопровождать словами все свои действия, производимые в поле зрения ребенка. Услышав от него любое слово, задайте ему вопрос: «Что ты увидел?». Вполне возможно, что малыш повторит это слово. Приготовьтесь к тому, что ваш ребенок будет изобретать совершенно новые и порой совершенно загадочные словечки.
Ни в коем случае не коверкайте специально свою речь, не сюсюкайте.
Начинайте учить ребенка выбирать и подтверждать словами свой выбор. Разложите перед ним 3-4 игрушки и предложите взять одну, называя ее при этом.
К году и четырем месяцам малыш может начать выполнять не очень сложные поручения. Попросите его принести какой-нибудь предмет, помочь поднять упавшую вещь. Постоянно просите подать, показать что-либо или принести.
Старайтесь играть с ребенком на его уровне. Сползите на ковер, так вы сможете смотреть не свысока, а на одном уровне. В такой игре гораздо проще получить обратную связь от ребенка. Возьмите в руки зайку, продемонстрируйте малышу как он ходит, спит, танцует. Пусть ребенок позовет его,а вы подскажите как позвать.
Дети очень любят когда озвучивают для них игрушки. На втором году жизни малышу уже в некоторой степени доступна интонация и он прекрасно понимает, что волк и медведь говорят грубым голосом, а заяц тоненьким голоском. О животных теперь рассказывайте более подробно: где живет, чем питается, какие у него повадки. Предложите ему для сравнения пару игрушек, например двух собачек разной величины.
Очень нравится малышу отыскивать спрятанные вами игрушки. Только прячьте их не особенно хитроумно, ведь действия ребенка непременно должны закончится победой.
Развитие речи ребенка 2 года
Обучаем всегда
Используйте для развития ребенка любую возможность. Например, идем на прогулку. Вокруг столько интересного, привлекающего внимание малыша, прежде всего это движущиеся предметы. Ваш ребенок обратил внимание на едущую машину, объясняйте ему: «Смотри, Коля, машина едет. Вот она остановилась, снова поехала. Где у машины колеса? Вот они — крутятся. Все, уехала машина».
Обязательно комментируйте передвижения по дому, не забывая по нескольку раз повторять названия предметов: «Где мы живем? Дома. Вот дверь. Сейчас мы ее откроем и пойдем на кухню. Вот это стул, на нем сидят, а это плита, на ней мама готовит еду» и т. д.
Не забывайте и о практических умениях малыша, показывайте как и что нужно делать и комментируйте все свои действия6 «Сейчас мы с тобой построим башню. Что мы построим? Правильно — башню. Вот смотри, мы кладем один кубик на другой. Теперь еще один. Ой, упал кубик! Что упало? Что случилось с кубиком? Он . » и т. д.
Во время еды называйте что он ест, объясняйте как нужно есть, как держать ложку, вилку или чашку.
Процесс одевания и раздевания тоже предоставляет широкое поле для деятельности. Вводите новые слова, обозначающие не только предметы одежды, но и процедуру расстегивания, снимания, натягивания. Попробуйте чуть-чуть спровоцировать малыша, предложив ему кофточку, вывернутую наизнанку или застегнутую. Понаблюдайте за реакцией, а затем не забудьте озвучить все свои действия. Если по вы задали вопрос, то обязательно дождитесь ответа, не перебивайте и не затыкайте рот ребенку. Это не по душе не только взрослым, но и детям.
Развитие речи ребенка 2 года
Карточки
Используйте специальные развивающие карточки. Вы показываете ребенку карточку и называете, кто или что изображено на ней. Попросите его повторить. Положите перед ребенком 3 карточки, пусть он найдет на них кошку и собаку, мальчика и девочку и т.д. С помощью таких карточек вводим понятия большой-маленький, а позже и сравнение трех предметов по величине. Также с ними можно проводить множество различных игр не только на пополнение словарного запаса ребенка, но и на обозначение формы, цвета, величины, состояния.
Чтение
Обязательно читайте ребенку книжки, в них должны быть красочные картинки. Старайтесь, чтобы книжка соответствовала возрасту ребенка, то есть он должен понимать содержание. Читайте тогда, когда вы и малыш в хорошем настроении, читайте выразительно и не торопитесь. Ничего страшного нет в том, что ваш малыш откажется сидеть и слушать то, что вы читаете. Улучите момент, когда он займется игрушками, подсядьте рядышком и почитайте, не стараясь привлечь. Еще может помочь, если вы позволите ребенку самому выбрать книжку для чтения.
Звуки
Для правильного произнесения звуков полезно тренировать губы и язычок ребенка. Это совсем не трудно: гудите как паровоз, войте как волк. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смажьте его губы вареньем, пусть облизывает. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите сплевывать ниточку, бумажку. Очень полезно дуть и тут можно вовсю использовать мыльные пузыри, вертушки, кораблики из бумаги.
Очень важно
Родители любят оценивать темпы развития своего ребенка, опираясь на достижения других детей. Не надо усиленно натаскивать вашего ребенка, чтобы он догнал Петю, Васю или Наташу. У вашего малыша свои темпы развития и сравнивайте его только с ним самим, и всегда помните, что ваш ребенок самый лучший, самый любимый и вообще самый-самый.
2-летний малыш хорошо понимает простой рассказ взрослого. Ребёнок уже может использовать в речи предложения из 2–3-х слов. В игре малыш воспроизводит ряд простых логических действий. Строит башню из кубиков, складывает пирамидку. Многие детки в этом возрасте уже знают наизусть простые стишки и песенки. Ребёнок может различать основные контрастные цвета, может знать их названия. 2-летние детки самостоятельно едят ложкой, пьют из чашки. В этом возрасте всё лучше развивается мелкая моторика рук. У 2-летних малышей возникает большой интерес к рисованию, лепке, шнурованию. Конечно же, рисунки пока напоминают кривые линии, разводы, пятна. А лепка из пластилина – это отщипывание и размазывание его. Но и эти умения можно направить в творческое русло. «Мамино солнышко» предлагает создавать пластилиновые картины, с которыми справятся даже полуторагодовалые малыши.
2-летний малыш хорошо понимает простой рассказ взрослого. Ребёнок уже может использовать в речи предложения из 2–3-х слов. В игре малыш воспроизводит ряд простых логических действий. Строит башню из кубиков, складывает пирамидку. Многие детки в этом возрасте уже знают наизусть простые стишки и песенки. Ребёнок может различать основные контрастные цвета, может знать их названия. 2-летние детки самостоятельно едят ложкой, пьют из чашки.В этом возрасте всё лучше развивается мелкая моторика рук. У 2-летних малышей возникает большой интерес к рисованию, лепке, шнурованию. Конечно же, рисунки пока напоминают кривые линии, разводы, пятна.А лепка из пластилина – это отщипывание и размазывание его. Но и эти умения можно направить в творческое русло. «Мамино солнышко» предлагает создавать пластилиновые картины, с которыми справятся даже полуторагодовалые малыши.
Интеллектуальное развитие
В возрасте около двух лет ребёнок может уже представить какой-то предмет или действие, может классифицировать понятия (знает, что котики и собачки – это животные, а машинки и куклы – игрушки), может разложить предметы по размеру. Ребёнок начинает понимать некоторые абстрактные понятия (больше – меньше, раньше – позже, такой же – другой).
Социальное развитие
Двухлетний малыш начинает интересоваться другими детками (хотя, к большому сожалению родителей, в этом возрасте малыши больше толкаются, чем дружат). Двухлетнего малыша уже можно смело вести на первый кукольный спектакль. Главное, чтоб он был короткими простым (обычно в театрах такие спектакли обозначают как представления для деток от 3 лет, но эти нормы несколько устарели: современные детки развиваются гораздо быстрее). Малыши в таком возрасте могут уже интересоваться чтением, если произведения подобраны правильно (взрослый читает, малыш слушает). Лучше всего детки воспринимают книжки-игрушки, в которых можно что-нибудь подвигать (открыть дверцы или окошко и т.п.).
Нервно-психическое развитие
В 3 года ребёнок уже достаточно хорошо разговаривает и любит задавать много вопросов. Именно этот возраст называют возрастом «почемучек». Ребёнок знает названия многих предметов, его речь становится всё больше усовершенствованной. Фразы деток этого возраста состоят уже из 5–6 слов. В предложениях малышей появились прилагательные и причастия. Детки этого возраста начинают использоватьсложноподчинённые предложения, местоимения «моё», «твоё».
3-летних малышей очень привлекают рисунки в книжках и журналах, ребёнок с удовольствием их рассматривает, называет знакомые предметы и имена героев.
Детки продолжают интересоваться рисованием и лепкой, при этом их результаты улучшаются. 3-летние малыши уже могут нарисовать не просто какую-нибудь абстракцию, нарисованные предметы приобретают узнаваемость. Также совершенствуется и процесс лепки. Это уже не просто отщипывание и размазывание пластилина, как в 2 года. 3-летним созидателям уже под силу
3-летние уже могут почти полностью самостоятельно одеваться и раздеваться, могут складывать свою одежду. Если необходимо, малыши используют расчёску, зубную щётку, салфетку и носовой платочек.
Играя в кубики, ребёнок может сложить по примеру взрослого какое-нибудь сооружение, что-то самостоятельно создать.
Социальное развитие
Детки начинают всё больше интересоваться другими детьми. Они уже могут комфортно чувствовать себя в коллективе, с удовольствием играют вместе. Стремятся к общению со сверстниками. Но ещё чаще ссорятся из-за игрушек. 3-летних малышей можно водить на короткие кукольные спектакли, мастер-классы, подобранные по возрасту ребёнка.
В 3 годика у ребёнка есть чёткое представление о половой принадлежности. Появляются первые признаки разделения поведения по половому признаку (девочка должна быть красивой, нежной, а мальчик – сильным, смелым и т. д.).
Курс компании «Полиглотики» направлен на всестороннее развитие детей в возрасте 1 года – 2 лет. В его основе комплексный подход. На занятиях дети с помощью своих мам участвуют в различных активностях. Детально продуманная программа способствует развитию координации, сенсорного восприятия, навыков говорения, имитации, конструирования.
Всё это – основа для будущей успешной деятельности детей!
Взрослые очень часто недооценивают способности детей. Однако мозг маленького ребёнка – уникальное явление! Согласно основам нейропсихологии, именно в сенситивный период развития, то есть от рождения до 6 лет, малыши лучше всего воспринимают любой вид информации.
Удивительно, ребёнок понимает нас ещё до того, как сам начинает говорить! Так, в течение первого года жизни он уже распознаёт более 70 слов. Поэтому мамам всё время нужно общаться со своими новорожденными детьми.
Во многом такая высокая восприимчивость к новой информации обусловлена тем, что у малышей в два раза больше нейронных связей, чем у взрослых. В возрасте двух лет этот показатель превышает сотню триллионов, что является максимальным за весь период жизни человека. Важно не упустить момент и активно заниматься с ребёнком такого возраста.
Именно поэтому курс «Раннее развитие» так важен и нужен!
В процессе обучения у детей…
Улучшается мелкая и крупная моторика
Ребёнок учится двигаться: переворачиваться, совершать наклоны, ползать, ходить. Кроме того, он приобретает навыки манипулирования небольшими объектами, которые нужны для письма, рисования, вырезания, застёгивания пуговиц и других действий.
Развиваются координация движений, меткость и глазомер
Ребёнок двигается ловко и уверенно, у него с раннего возраста формируется правильная осанка.
Формируется сенсорное восприятие
Ребёнок учится воспринимать окружающий его мир и отдельные предметы, формирует представление об их цвете, форме, размере, тактильных свойства. Опираясь на эти образы, развиваются умственная деятельность, мышление и наблюдательность.
Совершенствуется навык имитации
Ребёнок повторяет роли других людей, благодаря чему становится более общительным, социальным и рано начинает демонстрировать новые навыки.
Вырабатывается навык конструирования, логика
Ребёнок учится «творить» свой мир. Конструктивная деятельность оказывает огромное влияние на психические процессы и умственные способности. В результате малыш легко осваивает новые знания, умения и навыки.
Почему раннее развитие необходимо?
- Оно сближает родителей с ребёнком. На занятиях присутствуют мамы или папы, они активно участвуют и помогают малышу выполнять те или иные задания. Совместная деятельность сближает взрослых и детей больше, чем что-либо ещё. В результате складываются крепкие отношения в семье, а у ребёнка формируется здоровая психика.
- Ребёнок учится общаться, а значит, в будущем у него точно не возникнет проблем с коммуникацией. Он сможет легко найти общий язык со своими сверстниками.
- Малыш развивается всесторонне с раннего детства. Занятия дают мгновенный результат за счёт того, что проходят исключительно в игровой форме. Это не доставляет ребёнку дискомфорта и положительно влияет на его развитие.
- Вы закладываете «фундамент» для подготовки к школе, дальнейшему обучению. Курс «Раннее развитие» от компании «Полиглотики» — это не обучение в привычном понимании, а лишь подготовка к нему, но, тем не менее, очень важная. В процессе дети развивают базовые навыки и умения, с которыми дальнейшие занятия в саду или школе будут даваться ему намного проще.
- Ребёнок, развитием которого занимаются с рождения, будет более усидчивым и сконцентрированным. Занятия для малышей постепенно формируют важные качества. Это происходит не через принуждение, а через игру. В более осознанном возрасте заложенное «зёрнышко» перерастает в полезную привычку.
- Таланты малыша раскрываются с первых лет жизни. На занятиях в рамках нашего курса можно легко выявить способности ребёнка. Это помогает заблаговременно выстроить стратегию дальнейшего обучения, выбрать подходящую секцию, школу, кружок и даже профессию.
В курс «Раннее развитие для детей 1 года — 2 лет» входят
Структура уроков
Курс основан на комплексном подходе. Каждое занятие включается в себя разнообразные виды деятельности. Оно начинается с приветствия в игровой форме. Далее в ходе занятия активности сменяют друг друга. В их числе:
- пение песен
- сортировочные игры
- подвижные игры
- познавательные игры
- лепка из пластилина
- художественная деятельность
- пальчиковая гимнастика
- физкультминутки
- массаж
Комплексный подход не только развивает у ребёнка все возможные навыки, но и положительно влияет на его здоровье: является профилактикой плоскостопия, формирует правильный мышечный корсет, осанку, пинцетный захват.
За период с 2 до 3 лет малыши прибавляют в весе около 2-3 кг и вырастают на 7-9 см.
К трем годам ребенок, как правило, уже умеет кататься на трехколесном велосипеде, охотно плавает с поддержкой взрослого, может выполнять два действия одновременно (подпрыгнуть и хлопнуть), с удовольствием бегает, прыгает, подкидывает и ловит мячик.
Знает основные цвета и некоторые оттенки, знает основные геометрические фигуры, без затрудний собирает пирамидку и конструкции-вкладыши, знает и понимает разницу по размеру (большой-средний-маленький), форме (круглый-прямоугольный), фактуре (твердый-мягкий). Умеет собирать несложные пазлы и мозаики, подражает письму взрослого, может дорисовывать недостатающие детали к рисунку (глаза, хвост, стебелек к цветку и т.д.). Умеет лепить несложные фигурки: шарик, колбаску, столбик.
Ближе к трем годам дети начинают активно фантазировать, сами выбирают и придумывают себе роли в игре (буду врач, строитель, мама).
Огромный скачок происходит в социально-эмоциональном развитии. Если двухлетний ребенок практически не умеет играть с другими детьми самостоятельно и делает это только с помощью и поддержкой взрослого, то в три года дети уже умеют делиться своими игрушками с другими детьми, охотно играют в разновозрастной компании, подражают друг другу, знают и соблюдают правила несложных подвижных игр.
Продолжает интенсивно развиваться речевое развитие: в 3 года ребенок говорит сложными предложениями, знает и использует более 1500 слов, может рассказывать стихи, способен связно рассказать простую историю по картинке.
Развитие мелкой моторики приводит к улучшению бытовых навыков: к 2,5-3 годам ребенок уже может одеваться и раздеваться (с небольшой помощью взрослого), умеет аккуратно есть, может застегивать нетугие пуговицы.
Познавательное развитие ребенка в период от года до трех лет
Восприятие, внимание, ощущение, память, мышление и воображение ребенка после года развиваются стремительно. Появление у ребенка активной речи расширяет совокупность приемов его познавательного развития. Взрослому следует не только сопровождать занятия с малышом проговариванием, но и стимулировать речевую реакцию: повторение ребенком слова или фразы, его ответ на вопрос взрослого.
Восприятие, внимание, ощущение, память, мышление и воображение ребенка после года развиваются стремительно. Появление у ребенка активной речи расширяет совокупность приемов его познавательного развития. Взрослому следует не только сопровождать занятия с малышом проговариванием, но и стимулировать речевую реакцию: повторение ребенком слова или фразы, его ответ на вопрос взрослого.
Кроме того, очень важно подкреплять верно произнесенные слова или выполненные действия ребенка своей похвалой, улыбкой, выражением радости. Малыш будет стараться получить положительную оценку от взрослого, а через это будет стремиться к правильному произношению или действию, к успешному достижению цели в дальнейшем.
На втором году жизни у ребенка улучшается способность к концентрации внимания на объекте или задаче. В 2 года он может заниматься, не отвлекаясь, 2 минуты, к 3 годам – 7-8 минут. Возможности малыша позволяют составить примерный и достаточно гибкий план занятий с ним, что может быть важно для занятых родителей.
После 1 года и 3 месяцев ребенок с интересом рассматривает крупные реалистичные картинки со знакомыми предметами на светлом фоне (один предмет – одна картинка). Можно показывать реальный предмет и соответствующую ему картинку, поясняя ребенку, что именно этот предмет изображен на рисунке. Картинки повторно предлагаются для рассматривания несколько дней подряд или с перерывами.
Если с ребенком занимались подобным образом, то в 1 год и 6 месяцев он:
* узнает знакомые предметы на сюжетных картинках и иллюстрациях в знакомых книгах;
* может найти названный взрослым реальный предмет из трех-четырех внешне похожих (мячик, яблоко, большое колесо от машинки) или все названные предметы среди массы других (все кубики на полке с игрушками);
* различает предметы по величине (по просьбе укажет на больший или меньший из двух предметов).
В 2 года с малышом начинают играть в «Лото», выкладывая перед ним карточку с изображением предмета, а затем предлагая ему найти на игровом поле такой же рисунок, как на карточке.
Ребенок не просто воспринимает свойства объекта, но и определяет знакомые свойства, классифицирует предметы по ним, накапливает чувственную базу данных. Для сравнения свойств и качеств объекта у малыша, примерно, в 2 года 6 месяцев должны быть сформированы сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств и предметов:
• цвет: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный, белый;
• форма: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник;
• звуки: детские музыкальные инструменты, классические и фольклорные музыкальные произведения для детей, звуки голоса;
• вкус: сладкое, соленое, кислое, горькое (учитывая возможность возникновения аллергической реакции);
• запах: различные характерные запахи (еды, цветов и т. п., учитывая возможность возникновения аллергической реакции).
Демонстрировать и называть эти свойства должен взрослый, повторяя их по несколько раз. Изучать с малышом цвета и формы можно как по реальным объектам, так и по картинкам. Рекомендуется использовать лото, парные картинки, вкладыши, сортеры.
К трем годам, развивая пространственное восприятие, следует обучить ребенка частям тела на его собственном примере и на примере взрослого или куклы. Также нужно объяснить понятия «далеко – близко», «вверху – внизу», «спереди – сзади – сбоку».
На втором году жизни ребенок переходит от рассматривания и простых манипуляций с предметами к действиям с ними, согласно их функционалу и назначению. Не просто стучит ложкой по столу, а пытается зачерпнуть кашу или покормить куклу, не трясет книгой и мнет страницы, а листает и «читает». Двухгодовалый малыш при виде нового предмета внимательно изучает действия взрослого с предметом и подражает им. К трем годам ребенок больше подражает взрослому своего пола, особенно одному из родителей, предпочитая чаще повторять именно за мамой или за папой.
В жизнь двухлетки приходит воображение. Он не только использует предметы непосредственно по назначению (строит башню из кубиков), но и наделяет их символическими функциями (имитирует откусывание деревянного брусочка, потому что брусочек в данный момент играет роль булки хлеба). Игровое замещение распространяется и на объекты, которые не имеют четкого функционала (палочка может в игре заменять ложку или градусник). Если ребенок сам не пользуется предметами-заместителями к концу второго года, нужно показать ему пример.
Память ребенка непроизвольная, он не ставит перед собой цели специально запомнить что-либо. Запоминание слов, действий, ощущений, эмоций происходит благодаря многократному их повторению и проживанию самим малышом. Ребенок в раннем возрасте лучше запомнит то, что сделал сам, чем то, что сделал или сказал взрослый.
Мышление до трех лет преимущественно наглядно-действенное. То есть ребенок решает какую-то задачу или проблему не мысленно, а на практике, совершая действия с предметами. Если ему нужно достать машинку с относительно высокой полки, он не выбирает заранее идеальное решение и не составляет в уме план действий. Он перебирает варианты в реальности, пытается дотянуться, допрыгнуть, приносит диванную подушку или табуреточку.
Занятия с малышом в возрасте до трех лет развивают его речь, интеллект, эмоциональную сферу и обеспечивают познавательную активность в дошкольном периоде (от 3 до 7 лет).
Что ребенок умеет делать в 2 года – вопрос немаловажный. И в первую очередь из-за того, что в этом возрасте дети начинают себя осознавать как личности. А это – очень важный и непростой процесс. Такое осознание должно происходить в комплексе. Иначе говоря, в процесс включено многое: и физическое развитие малыша, и психическое, и социальное, и интеллектуальное.
Здесь главное – чтобы ребенок не отставал в развитии от ровесников и общепринятых норм. За этим надо тщательно следить, а чтобы следить, необходимо иметь представление об этих нормах. То есть, четко знать и понимать, что малыш должен уметь к 2-летнему возрасту и какого интеллектуального, эмоционального и социального уровня достичь. Понятно, что кто-то из малышей будет уметь чуть больше, другой – чуть меньше. Это не беда: каждый ребенок развивается по своему собственному природному графику. Беда – если ребенок не будет уметь хотя бы половины из того, что умеет большинство его сверстников. Вот тут-то надо задуматься, привлечь на помощь специалистов и сделать все возможное, чтобы малыш в самые короткие сроки «влился в общие ряды».
Физические навыки 2-летнего ребенка
- прыгать на месте – на двух ногах или на одной;
- бросать мяч в руки ровеснику или взрослому, ловить брошенный ему мяч, попадать мячом в корзину, подбрасывать мячик вверх и его ловить;
- уверенно садиться и легко вставать на ноги;
- забираться на стул, кресло или диван и самостоятельно с них слезать;
- доставать вещи со стола или с полок, поднимая руки и вставая, если надо, на цыпочки;
- без посторонней помощи ходить вверх-вниз по лестнице и понимать, что для этого лучше держаться за перила;
- переступать через порог;
- взбираться по лесенке наверх и самостоятельно спускаться;
- копать ямки в песке лопаткой, складывать песок в ведерко или другую емкость;
- легко и осмысленно перелистывать книгу;
- пользоваться расческой по назначению, расчесывая себя и игрушку;
- собирать паззлы или мозаику;
- совершать ритмичные движения под музыку и попадать в такт;
- лепить несложные фигурки;
- уметь держать карандаш, понимать его назначение и рисовать им простые рисунки в виде линий;
- уметь самостоятельно садиться на горшок;
- уметь самостоятельно кушать, пользуясь столовыми приборами.
Социальное развитие
- они вступают в контакты со сверстниками и взрослыми;
- они прекрасно отличают человека от животного;
- им начинают нравиться песенки, музыка и мультики – причем, двухлетки уже вполне способны вникнуть в их смысл;
- у них появляются первые осмысленные эмоциональные переживания и движения: мимика, возгласы, жесты, которые могут иметь самостоятельное значение или являться эмоциональным дополнением к словам;
- они начинают подражать действиям взрослых, вникая, таким образом, в их смысл и заодно учась самостоятельности;
- они начинают осознавать свою половую принадлежность и стараются вести себя в соответствии с нею. Разумеется, это очень сложный процесс, и здесь родители должны им всячески помогать.
Но, пожалуй, самое важное в этом возрасте – первые проблески и попытки осознания самих себя как личностей. То есть, малыш постепенно начинает понимать, что он – это он, а, допустим, мама, папа или собака в доме – это совсем другое существо. Именно с двухлетнего возраста ребенок начинает говорить о себе в третьем лице. А это означает, что он пытается смотреть на самого себя как бы со стороны, то есть – как на отдельную, самостоятельную личность. Разумеется, процесс самопознания – это долгий и тернистый путь, но именно с 2-летнего возраста он и начинается.
Интеллектуальное развитие
Минимальная «норма», которая должна быть у 2-летнего малыша в плане его интеллектуального развития, приблизительно такова:
- он должен ориентироваться в цветах и уметь их отличать;
- то же самое касается и геометрических фигур: скажем, квадрат малыш не должен путать с кругом;
- ориентироваться в том, что такое горячо, а что – холодно, тяжело или легко, быстро или медленно, громко или тихо;
- знать цифры и уметь показывать на пальчиках, сколько ему лет.
Отдельно следует упомянуть о речевом развитии малыша. Ведь именно речь в первую очередь является показателем интеллекта и формирует детскую личность. В этом плане 2-летний ребенок должен:
- знать примерно 200 различных слов, из которых произносить вслух – не менее 100-120;
- понимать их смысл и значение;
- пытаться складывать знакомые ему слова в простейшие фразы. Конечно, вначале он будет их коверкать, переставлять местами, но это страшно. Здесь главное – само знание слов и попытки выстроить из них осмысленное предложение;
- уметь запоминать и по возможности декламировать простые стихи.
Здесь, конечно, очень важна родительская помощь. С ребенком необходимо регулярно заниматься.
Кстати: во время занятий не следует делать одну распространенную родительскую ошибку. Речь идет о неправильном произношении слов (сюсюканье) или замене правильного слова на его упрощенный аналог (например, вместо нормального слова «собака» говорить «ав-ав»). С самого начала слыша, как то или иное слово произносится правильно, малыш гораздо быстрее научится его выговаривать.
В настоящее время есть немало детей (куда же денешься от акселерации!), которые в 2-летнем возрасте вполне способны понимать буквы и даже – отличать сложенные из букв слова (например, слово «мама» от слова «папа»). Надо лишь с детьми заниматься – настойчиво и с пониманием дела.
Кстати, о занятиях. Они должны быть комплексными, то есть одновременно охватывать все стороны и развивать:
- физические навыки малыша и его физическую выносливость;
- мелкую и крупную моторику;
- память и внимание;
- заучивание и произношение новых слов и правильное их складывание в предложения;
- образное и абстрактное мышление.
Ну и, конечно же, с 2-летнего возраста малышу необходимо начинать пояснять, что такое хорошо, а что такое плохо – во всех смыслах этих многогранных понятий. Иначе ребенок усвоит их из других источников, и далеко не факт, что такое усвоение будет правильным.
Некоторые советы
Обучать 2-летнего малыша необходимо, соблюдая определенные правила:
- лучше это делать с помощью игры – естественного состояния ребенка. Кстати, о всевозможных развивающих играх для 2-3-летних детей доходчиво показано в этом видео.
Особенности речи ребенка в 2 года
Когда ребенок начинает понимать речь?
Очень важным критерием развития речи малыша являются не только произносимые им звуки, но и понимание речи взрослого:
- до 3х месяцев ребенок учится устанавливать зрительный контакт и следить глазами за движущимся предметом;
- до полугода учится искать источник звука (голоса или музыки) глазами;
- к 9 месяцев выделяет голоса заботящихся о нем взрослых и реагирует на свое имя;
- к 1 году понимает, что хочет от него взрослый (например, помахать рукой), и выполняет элементарные просьбы;
- к полутора годам ребенок понимает большую часть речи взрослого и реагирует на все просьбы.
Проблемы с восприятием речи могут возникать, когда взрослый говорит быстро, нечетко или употребляет похожие по звучанию слова. Важно! В возрасте до 2 лет ребенок понимает намного больше слов, чем может произнести.
Нормы речи в 2 года
Дети развиваются индивидуально, поэтому нормы речи всегда устанавливаются по среднему показателю. Задержку речи в 2 года еще не диагностируют, а на любые тревожащие вопросы ответит детский невролог. Если родители переживают из-за речи, лучше записаться к нему на прием.
Что считается нормой в 2 года:
- ребенок говорит много, имеет в запасе от 10 до 300 простых слов;
- малыш пытается строить короткие предложения, часто из 2 слов;
- здоровается и прощается (или машет ручкой);
- отвечает на вопросы «да», «нет»;
- понимает речь и просьбы взрослого;
- показывает рукой на предметы, пытается дать им название.
Текущие нормы устанавливаются для детей от 2 до 3 лет, соответственно, не нужно требовать невозможного от малыша, которому только исполнилось 2 года. Логопеды призывают прислушиваться к своему сыну или дочке и следить, как меняются их достижения от месяца к месяцу. Бить тревогу следует, если проходит 2-3 месяца, но уровень развития остается прежним.
Важно! Слова, которые произносит малыш, звучат нечетко. Их хорошо понимают только мама и папы, которые проводят с ребенком много времени. Для других взрослых многие фразы могут быть неясны.
Речь у мальчиков и девочек
Считается, что до определенного возраста девочки опережают в развитии мальчишек. Это связано с особенностями формирования разных полушарий мозга. В раннем возрасте для мальчиков характерно логическое мышление, для девочек – творческое. По речевым показателям девочка опередит мальчика, в среднем, на 4-6 месяцев.
Как родителям развивать речь малыша?
Как и во многих других вопросах развития ребенка, в формировании и становлении речи многое зависит от родителей. Если у малыша нет диагностируемых заболеваний, связанных с патологией головного мозга, сенсорным восприятием или нарушением функций нервной системы, то мама с папой смогут помочь малышу заговорить.
Важно! В статье речь идет о педагогической помощи детям. Если развитие малыша вызывает сомнение, следует незамедлительно обратиться к педиатру, неврологу или логопеду.
Ребенок в 2 года, который нормально развит:
- понимает речь взрослых (находит предметы на картинках, воспринимает глаголы-действия, выполняет просьбы);
- активно использует мимику;
- общается жестами;
- проявляет эмпатию (может пожалеть маму, если ей больно);
- выражает разные эмоции.
Малыш в 2 года проявляет всевозможные попытки заговорить, и родителям нужно стимулировать его желание. Его можно активно включать в разговоры взрослых:
- слушать и не прерывать ребенка;
- употреблять в общении слова «скажи», «позови», «спроси»;
- эмоционально хвалить за речевые достижения;
- говорить четко, достаточно медленно;
- вместо сложных речевых конструкций говорить короткие фразы;
- знакомить с новыми словами, давая названия окружающим предметам и игрушкам;
- комментировать все действия;
- слушать музыку;
- читать стихи и сказки.
Чтобы ребенок быстрее заговорил, он должен постоянно слышать чистую, живую, эмоциональную речь. Доказано, что малыш, у которого есть возможность наблюдать за разговорами других детей, будет проявлять повышенный интерес к общению.
Полезные занятия с ребенком
Помочь малышу заговорить поможет занятие артикуляционный гимнастикой – особым комплексом логопедических упражнений, отвечающим за развитие и лицевых мышц, и эмоций, и речи. Чтобы крохе было интересно, их нужно превратить в игру. Что нужно делать:
- показывать язык;
- вытягивать губы трубочкой;
- дуть на предметы, например, на легкие бумажные салфетки;
- пускать мыльные пузыри (только под присмотром взрослых);
- учить смыкать зубы;
- растягивать губы в улыбке.
Заниматься можно перед зеркалом или сидя с малышом друг напротив друга. Ребенок будет с удовольствием повторять все задания за мамой или папой. Заставлять не стоит, важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса.
Внимание важно уделить и развитию мелкой моторики. Доказано, что она влияет на запуск речи. Можно:
- делать легкий массаж ладошек и стоп, сопровождая его веселыми потешками;
- давать играть с разным по текстурам подручным материалом (песок, камни, шерсть, крупы и т.п.);
- дома ходить босиком;
- использовать коврики с разным покрытием;
- рисовать и лепить под присмотром взрослых.
Ребенку понравится играть в звукоподражание, изображая слова и действия животных. Подвижные игры на свежем воздухе также способствуют и общему развитию малыша, и его речи. Если кроха смотрит мультфильм, родителю следует его комментировать.
Развитие ребенка происходит каждый день. Но период до 3 лет – самый важный для становления многих физиологических процессов, и речь – один из них. Родителям важно, с одной стороны, не давить на ребенка, а с другой – контролировать его гармоничный рост. Поскольку каждый малыш индивидуален, важно сравнивать его достижения не с усредненными нормами, а с тем, как прогрессирует он лично. При возникновении сомнений и переживаний нужно посетить детского специалиста – невролога, педиатра или логопеда.
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку и распространение персональных данных.