Наконец-то, ваш малыш празднует свой первый День рождения — ему год. За это время «лялечка» успела вылезти из пелёнок, научилась переворачиваться, садиться, ползать и превратиться в человечка со своим «Я». Кто-то чуть раньше, а кто-то чуть позже делает свои первые неуверенные шаги. Он знает названия частей тела и лица, радостно реагирует на появление знакомых лиц, машет ручкой при прощании, шлет воздушные поцелуи, подражает действиям взрослых. И начинает исследовать потайные места в доме. Что еще умеет малыш к своему годовалому рубежу?
Большинство малышей в 1 год начинают ходить. Ребёнок в 1 год может без опоры приседать и выпрямляться, самостоятельно наклоняться, чтобы поднять предмет, приседать на корточки. В это время малыши особенно любят игрушки-каталки: размахивающие крыльями уточки, медвежата, колотящие перед собой в барабан и т.д. Даже собственная прогулочная коляска становится для них в какой-то степени игрушкой. Не расстраивайтесь, если малыш все же не ходит. Обычно в таких случаях ребёнку помогает массаж и гимнастика. Массаж и гимнастику делают не только в детских поликлиниках, но и в развивающих центрах.
Ребёнок в 1 год может пить уже без помощи мамы. Он сам протягивает руки к чашке, берёт ее и подносит к губам и пьёт. Чашку не выпускает, может и сам поставить ее на стол. Если вы все же пьёте из бутылочки, переходите на поильник или чашку. К годовому рубежу малыш уже сам держит ложку, водит ей по тарелке. Если малыш хочет кушать самостоятельно, не мешайте ему.
Малыш в 1 год самостоятельно катает машинку, кормит куклу. В игре с куклой тянет ложку к ее лицу, может поднести к щеке и к глазу. Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой. Например, накладывает один кубик на другой. Нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ребенок в возрасте 1 года осваивает «орудийные» действия: один предмет приспосабливает для воздействия на другой. Например, может приближать к себе предмет с помощью палки, верёвочки, откатывает палкой мяч. Знакомится с употреблением элементарных «орудий»: ложки, чашки, совочка, карандаша.
К концу первого года жизни малыш понимает связь между названием предмета и самим предметом. Это и есть начальная форма понимания речи. Карапуз понимает названия нескольких предметов (даже когда вы их ему не показываете), имена взрослых и детей. Выполняет отдельные поручения: найди, принеси, отдай папе, положи на место, закрой дверь, покажи. По просьбе взрослого малыш в 1 год находит несколько однородных предметов, если они не сильно отличаются друг от друга (мячики разных цветов, куклы и т.п.) В возрасте 1 года ребенок понимает слово «нельзя», «можно», «хорошо», «плохо». Не бойтесь давать ребенку поручения: «дай мне машину», «сядь за стол», «сложи игрушки в коробку».
Список этих слов стандартный. «Мама», «папа», «баба», «деда», имена членов семьи, «до свидания (пока!)», «топы-топы» (обувь), «мяч», «печенье», «нет», «нельзя», «ляля», «киса», «ава» (собачка), «би-би» (машина). Самые первые слова обозначают те предметы, с которыми ребенок может играть. А поскольку в окружении каждого малыша набор предметов различен, то и первоначальный запас слов у каждого ребенка уникален.
Ребенок в 1 год легко подражает новым слогам вслед за взрослым. В основном речь малыша связана с эмоциями, напоминает междометия, аграмматична. Он больше разговаривает сам с собой, но все чаще и чаще ждет понимания и соответствующих действий от взрослых, особенно близких. Жестами показывает и объясняет, что ему надо. С удовольствием откликается на все ваши просьбы адекватными действиями.
Первый год – это второй критический период в развитии ребёнка после кризиса новорожденности. Это кризис мировоззрения, который открывает ориентацию в мире вещей. Не удивительно, что ребенок в 1 год чаще проявляет самостоятельность, упрямится. Может упасть на пол и устроить истерику. Так что знаменитые слова Достоевского о детской слезинке не стоит понимать буквально: дети плачут по малейшему капризному поводу. Успокойте малыша, а потом объясните ему, что вы от него хотели. С ребенком нужно уметь договариваться. Предоставьте ему возможность быть самостоятельным и выбирать. Пусть выберет те колготки или штанишки, которые ему по душе.
Одна из проблем этого возраста — приучение к горшку. Скорее всего, ваш малыш еще не просится на горшок. Запаситесь терпением. Удобнее всего приучать малыша к горшку летом, когда малыш бегает в трусиках. Высаживайте ребенка на горшок после еды и каждые 40 минут. Будьте готовы к тому, что у ребенка будут случаться «аварии», которые маме придется вытирать тряпкой.
Комнату, где играет и спит малыш, необходимо часто проветривать и проводить влажную уборку. Следить, чтобы не было сквозняков, а в игровом уголке был постелен на полу ковер. Пластмассовые игрушки периодически необходимо мыть с мылом. Чтобы постепенно приучить ребенка к порядку, после игры все игрушки необходимо сложить в ящик или расставить на полке. Вначале это нужно делать вместе с малышом, затем он сможет справиться самостоятельно.
Несмотря на то, что малыш уже подрос, еду ребёнку в возрасте 1 года готовят отдельно. Подают ее в пюреобразном или мелко нашинкованном виде. Еда не жарится, а отваривается, запекается на пару или доводится до готовности в духовке. Твердые овощи и фрукты ребенку подают в протертом виде (яблоки, груши). Бананы, мягкие груши, можно нарезать мелкими кусочками, очистив от кожуры. Вишни, сливы, черешню рекомендуется давать в отварном виде, в виде пюре и компотов.
В год ребенок должен уже познакомиться с такими продуктами, как куриные или перепелиные яйца, картофель, макароны, овсяные, рисовые, гречневые каши, сырые и отварные овощи и фрукты, рубленое мясо (паровые котлеты, запеченное суфле), хлеб, сливочное масло, молочные супы. В рацион можно ввести измельченную зелень — петрушку, укроп. Кормите малыша небольшими порциями, но часто, пять раз за сутки: завтрак, обед, полдник, ужин и молоко или кефир с печеньем на ночь.
В возрасте 1 года малыш хорошо учится состраданию. Ребенка можно попросить пожалеть игрушку, «потому что ему больно» или маму, у которой болит голова. Покажите, как кормить куклу, как ее качать, баюкать.
Для развития логического мышления приобретите развивающие игрушки: пирамидки, кубики, шарики разных размеров и цветов, разного рода домики-сортёры, деревянные грибочки, которые нужно посадить на пеньки, и деревянные шарики, которые можно нанизывать на верёвочку. Можно обойтись подручными средствами: насыпьте в коробку крупу — манку, пшено, гречку, рис. Пусть малыш пропускает крупу сквозь пальцы, пересыпает ее из одной ёмкости в другую. Такие упражнения развивают мелкую моторику рук. Не ругайте малыша, если он усеет крупой вашу кухню. Не забывайте играть с малышом в простые игры-потешки — ту же «Сороку-белобоку». Подробнее про развивающие игрушки и игры с малышами можно почитать здесь.
Принципы проведения занятий с малышом в 1 годик. Развиваем речь. Развиваем интеллектуально-логическое мышление. Психомоторное развитие малыша в 1 год. Развиваем мелкую моторику и сенсорику. Развиваем внимание. Делаем гимнастику и развиваем координацию. Развиваем социальные навыки.
В годик ребенок совершает серьезный рывок в физическом и психическом развитии: малыш делает первые шаги, произносит первые слова, с удовольствием играет с игрушками, с интересом наблюдает за окружающим миром. В этот момент родители начинают задумываться, как помочь ребенку в развитии. И в поисках ответа на вопрос обращаются к современной педагогике, которая предлагает ряд методик, включающих в себя сборник готовых вариантов занятий и игр.
Но все же, в самом начале следует развить и закрепить те навыки, которыми малыш уже овладел: мелкая моторика, сенсорика, речь и ходьба. На сегодняшний день существует большое разнообразие игр, которые не только разовьют уже имеющиеся навыки, но и многократно их улучшат, добавив новые знания и умения.
Разнообразьте упражнения: чередуйте между собой занятия, направленные на физическое, моторное, психическое, сенсорное и речевое развитие;
Нет никаких сомнений в важности занятий, направленных на развитие речевых навыков. Главный способ развития речи – общение. Постоянно разговаривайте с крохой, рассказывайте о том, как прошел ваш день, объясняйте то, что делаете. Гуляя на улице, описывайте окружающие предметы, называйте их цвета и формы. Старайтесь разговаривать короткими несложными фразами, медленно и четко.
Чаще читайте сказки и стихи, пойте детские песенки.
Играйте в звукоподражание: имитируйте звуки животных, бой барабана, топот копыт и т.д.
Воспользуйтесь методикой работы с карточками. Смысл методики – показать ребенку красочную карточку и подробно описать то, что на ней изображено.
Делайте упражнения, которые направленны на тренировку губ и языка: высовываем язык и двигаем им вверх, вниз, по кругу, дуйте на горячую еду и облизывайте губы.
Развиваем интеллектуально-логическое мышление
• Подготовьте для занятий тематические альбомы , например: «Машины», «Фрукты», «Животные» и др. Рассматривайте их вместе с ребенком, называя то, что изображено на картинке.
• Учите малыша различать предметы по цвету, форме и размеру. Играйте с геометрическими фигурами и сортерами.
• Предложите крохе собрать из разбросанных на полу предметов только те, которые попросит мама, например: собери шарики, кубики, только красные или только синие предметы.
• Играем с пазлами и конструкторами, выбирая при этом те, которые состоят из 2-3 деталей. Более сложные формы дети осваивают только после двух лет.
• Покажите, что каждый предмет отбрасывает тень, поиграйте с солнечным зайчиком.
• Предложите для игры юному исследователю игрушки на колесах. Их можно толкать и тащить, что даст представление о движении предметов.
• Изучайте строение предметов. Позвольте крохе разобрать какую-нибудь игрушку или вещь домашнего обихода. В 1 год ребенка больше интересует состав предмета, чем сама игра.
• Собирайте пирамидки и башни из кубиков разного размера. Это даст простор для творчества юному исследователю.
• Во время купания проводите игры с водой: переливайте воду из одного предмета в другой, впитывайте губкой воду и отжимайте ее, вылавливайте предметы из воды и т.д.
Важность упражнений на развитие мелкой моторики и сенсорики очевидна – активнее развивается мозговая деятельность, идет правильное становление психоэмоционального состояния и восприятия окружающего мира.
В этой области существует огромное количество игр:
Насыпьте в большую емкость крупу (манка, гречка, рис, пшено и т.д.), в которую заройте маленькую игрушку и предложите малышу ее отыскать;
Занимайтесь с ребенком лепкой, при этом материал можно использовать любой: пластилин, глина, соленое тесто;
Играйте с различными крупами, фасолью, макаронами (пересыпайте из одной емкости в другую, выкладывайте узоры, «рисуйте» картины);
Ощупывайте разные предметы дома и на улице, описывайте те ощущения, которые вы испытываете, прикасаясь к ним;
Чтобы малыш стал сосредоточенным и внимательным, выполняйте с ребенком следующие упражнения:
• попросите ребенка найти пару для показанного вами предмета. Это могут быть носочки, варежки, либо предметы, изображенные на картинках;
• попросите малыша ответить на вопрос: «Покажи, что?». Вариантов вопроса может быть множество (что твердое, синее, мягкое, желтое и т.п.);
• ребенок должен найти в комнате предмет, который вы назовете, например: найди желтого медведя, красный кубик, голубой вертолет;
• спрячьте в комнате играющую музыкальную игрушку, пускай ребенок отыщет ее по звуку.
В 1 годик детям необходимо не только умственное, но и физическое развитие.
Проводите с ребенком как можно больше времени на улице, при этом старайтесь дать малышу возможность топать самостоятельно. Если же ребенок сам еще не научился ходить, то всячески его поддерживайте в этом и восхищайтесь его стараниями.
Дома проводите с ребенком гимнастику, выполняя упражнения совместно. Это пойдет на пользу не только малышу, но и родителю.
Используйте следующие упражнения:
— мама катит мяч от себя к ребенку, затем ребенок катит его маме;
— подбрасываем мяч вверх, а потом ловим его руками;
— бегаем (играем в догонялки);
— ходим по наклонной плоскости, залезаем на лестницу, ходим вверх и вниз по ступеням;
— проводим гимнастику на мяче;
— топаем на месте;
— залезаем на диван и слезаем с него;
— поднимаем руки сначала вверх, потом разводим в стороны;
— ближе к 1,5 годам можно учиться прыгать на месте, делать «мельницу» руками и понимать ноги, согнутые в колене.
— расставьте по комнате различные предметы, проходите с ребенком между ними, стараясь ничего не задеть;
— выложите на полу дорожку (ленточками, листами бумаги, тканью и т.п.), пусть малыш пройдет по ней, никуда не сворачивая, несколько раз;
— расположите на полу несколько препятствий, и перешагивайте их вместе с ребенком. Высота преград должна быть небольшой, чтобы ребенок с легкостью мог ее преодолеть;
— учите ребенка бить ногой по мячу;
— соорудите из подручных предметов дома лабиринт, пускай ребенок по нему проползет;
— учите ребенка переносить вещи на подносе;
— дайте ребенку предмет, который можно толкать перед собой: тележку на колесиках, коляску, детскую каталку с движущимися деталями;
— учите малыша тянуть за собой предметы на веревочке;
— выдувайте мыльные пузыри, пусть малыш лопает их;
— пускай ребенок топает по массажным поверхностям (можно приобрести специальные массажные коврики или сделать их самостоятельно).
Разумеется, все упражнения подбирают индивидуально для каждого малыша в соответствии с его развитием и выполняют при участии и поддержке взрослого.
Как развивается ребёнок в 1 год и 3 месяца? Узнайте о навыках, которые малыш уже освоил, и о полезных упражнениях, которые помогут ему двигаться, говорить и познавать мир.
Первый год жизни малыша — это время, когда он проходит через множество важных этапов развития. В 1 год и 3 месяца ребенок уже достиг многих важных милейштонов и приобрел некоторые навыки, которые стоит развивать и укреплять. В этом возрасте дети начинают активно исследовать мир, осваивают новые двигательные навыки и развивают свои коммуникативные способности.
Одним из ключевых навыков, которые ребенок начинает осваивать в 1 год и 3 месяца, является ходьба. Многие дети уже могут самостоятельно ходить, хотя некоторые могут быть еще несколько неуверенными. Важно поддерживать ребенка и поощрять его в попытках стоять и ходить, предлагая ему подходящие игрушки и игры, которые будут стимулировать его интерес к движению и развитие координации.
Помимо ходьбы, ребенок в этом возрасте начинает активно изучать окружающий мир с помощью рук. Он может брать игрушки и предметы в руки, класть их в коробку или на пол, перекладывать из одной руки в другую. Поддерживайте интерес ребенка к таким играм, предлагая ему разнообразные предметы разной формы, размера и текстуры.
Также важным аспектом развития ребенка в 1 год и 3 месяца является развитие речи. В этом возрасте дети начинают произносить первые слова и формировать свой словарный запас. Родители могут помочь ребенку в развитии речи, общаясь с ним, называя предметы и действия, читая детские книжки и песни. Разговаривайте с ребенком на протяжении всего дня и поддерживайте его интерес к разговору и коммуникации.
В 1 год и 3 месяца ребенок также начинает развивать свои социальные навыки. Он может проявлять интерес к другим детям, пытаться взаимодействовать с ними и играть вместе. Поддерживайте ребенка в его социальном развитии, организовывая игры с другими детьми или посещая групповые занятия, где малыш сможет общаться и играть с ровесниками.
Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца
Возраст 1 год и 3 месяца является важным этапом в развитии ребенка. В этом возрасте малыш активно исследует мир вокруг себя, развивает свои навыки и умения. Важно поддерживать и стимулировать его развитие, предлагая интересные игры и упражнения.
Физическое развитие:
В 1 год и 3 месяца ребенок уже может самостоятельно ходить, но его движения все еще несколько неуклюжие. Чтобы помочь ему развивать свою моторику, можно предложить следующие упражнения:
- Прыжки на месте: станьте перед ребенком и покажите ему, как прыгать на месте. Поощряйте его и поддерживайте, когда он сам начнет прыгать.
- Игры с мячом: бросайте мяч ребенку и попросите его поймать его или отбить его ножкой.
- Поднимание и переноска предметов: дайте ребенку небольшие предметы, которые он сможет поднять и перенести с одного места на другое.
Когнитивное развитие:
В этом возрасте ребенок активно изучает окружающий мир и начинает понимать простые инструкции и правила. Предлагаем вам следующие игры и упражнения для развития его когнитивных навыков:
- Сортировка предметов: дайте ребенку несколько предметов разного цвета или формы и попросите его сортировать их по группам.
- Игры с пазлами: предложите ребенку пазлы с большими элементами и покажите, как собирать картинку.
- Игры с кубиками: дайте ребенку кубики разных форм и цветов и попросите его строить разные конструкции.
Социально-эмоциональное развитие:
В этом возрасте ребенок начинает проявлять больше интереса к другим людям и становится более общительным. Помогите ему развивать социальные навыки, предлагая следующие игры и упражнения:
- Игры в ролевые ситуации: предложите ребенку играть в магазин, врачей или домик, чтобы он мог совместно взаимодействовать с другими людьми и понимать их роли.
- Чтение книг: читайте книги ребенку и обсуждайте с ним истории и иллюстрации. Это поможет ему развивать речь и понимание сюжета.
- Посещение детского сада или игровой группы: ребенок будет общаться с другими детьми своего возраста и развивать взаимодействие в коллективе.
Речевое развитие:
В этом возрасте ребенок начинает говорить все больше слов и начинает понимать простые инструкции. Чтобы помочь его речевому развитию, предлагаем следующие упражнения:
- Разговаривайте с ребенком: общайтесь с ним, задавайте вопросы и отвечайте на его вопросы. Это поможет ему развивать свою речь и понимание.
- Песни и стишки: пойте песни и рассказывайте стишки ребенку. Он будет повторять за вами и учиться новым словам и звукам.
- Игры с карточками: используйте карточки с картинками и попросите ребенка называть предметы на них.
Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому не стоит сравнивать его с другими детьми. Важно создать комфортную и поддерживающую среду, где ребенок будет чувствовать себя уверенно и любимым.
Физическое развитие
В возрасте 1 года и 3 месяцев физическое развитие ребенка продолжает активно прогрессировать. В этот период ребенок уже научился ходить самостоятельно, хотя его шаги все еще не совсем уверенные и неровные. Он может подниматься по лестнице с поддержкой взрослого и переставлять предметы с места на место.
Чтобы помочь ребенку развивать его физические навыки, можно проводить следующие упражнения:
- Поощряйте ребенка к дальнейшему исследованию мира и его физического окружения. Пусть он рассматривает и трогает разные текстуры, формы и предметы.
- Продолжайте учить ребенка ходить и переставляться с помощью игр и упражнений. Например, вы можете устраивать для него преграды или прятаться за углом, чтобы он мог обойти их и найти вас.
- Играйте с ребенком в различные виды подвижных игр, такие как «Прыгай через липкую ленту» или «Иди к маме». Это поможет развить его координацию и баланс.
Кроме того, ребенок может начать проявлять интерес к музыке и танцам. Вы можете включать для него различные музыкальные композиции и подпевать, чтобы он мог двигаться и танцевать под ритм.
Не забывайте, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому важно учитывать его возможности и интересы. Всегда поддерживайте его и поощряйте в его достижениях.
В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей («играет рядом»). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.
Показатели физического развития ребенка в 1 год 9 месяцев
- Перешагивать через небольшое препятствие на полу (брусочки, палочки).
- Проходить по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической скамеечке.
- Забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу.
- Бегать в разных направлениях.
- Легко влезать на диван, стул и спускаться на пол.
Показатели роста и веса ребенка в 1 год 9 месяцев
Таблица 1. Рост и вес ребенка в 1г 9мес по данным отечественных педиатров
1 год 9 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 10,6 | 13,6 |
Вес девочек, кг | 10,3 | 12,8 |
Рост мальчиков, см | 80,8 | 88,3 |
Рост девочек, см | 79,5 | 87,5 |
Окружность головы мальчиков, см | 47,2 | 50,6 |
Окружность головы девочек, см | 46,1 | 49,5 |
Окружность груди мальчиков, см | 47,9 | 54,3 |
Окружность груди девочек, см | 48,2 | 53,5 |
Таблица 2. Рост и вес детей в возрасте 1 год 9 месяцев по данным ВОЗ
1 год 9 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 9,2 | 14,5 |
Вес девочек, кг | 8,6 | 14,0 |
Рост мальчиков, см | 79,4 | 90,9 |
Рост девочек, см | 77,5 | 89,8 |
Окружность головы мальчиков, см | 45,2 | 50,5 |
Окружность головы девочек, см | 44,0 | 49,5 |
Познавательное развитие ребенка 1 года 9 месяцев
В этом возрасте ребенок знает отличия предметов по форме, величине, цвету:
- Ориентируется в четырех контрастных формах (шар, кубик, призма, кирпичик). Различает, соотносит конфигурацию предмета с соответствующим отверстием на грани пособия.
- Ориентируется в трех величинах одной формы (большой- поменьше-маленький); находит по просьбе взрослого.
- Определяет каждый раз большой и маленький предметы из пяти-шести, расположенных по степени уменьшения.
- Собирает двух- или трехразмерную пирамидку, нанизывая на стержень по одному или по два кольца каждой величины.
- Ориентируется в трех-четырех цветах. Находит такой же цвет, как на образце (по просьбе взрослого).
- «Рисует» линии прямые и округлые, может назвать, что изображает.
- Сгибает лист бумаги.
Как играют дети 1 год 9 месяцев? Игровые действия в основном отобразительные:
- Отображает жизненные действия в игре, пользуется предметами-заместителями (кормит, возит, баюкает).
- Воспроизводит из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа.
Социально-эмоциональное развитие ребенка в возрасте 1 год 9 месяцев
- Поведение спокойное, уравновешенное.
- Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим.
- Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия.
- Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен.
- При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения.
- Скучает при расставании с мамой.
- Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним.
- Напряжен в незнакомой обстановке.
- Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.
- Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными «высказываниями», мимикой.
- Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
- Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями.
- Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет.
- Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).
- Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.
Нормы речевого развития детей в 1 год 9 месяцев
- Понимает несложный сюжет на картинке. Отвечает на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?».
- Выполняет (запоминает) два поручения (возьми и поставь и др.).
- Понимает несложный рассказ со знакомыми событиями.
Активная речь:
Использует предложения из двух слов (при общении со взрослыми, прося что-то, в играх). Называет словом свои или чьи-то действия. Договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.
В возрасте 1 год 9 месяцев у ребенка особенно активно развивается речь: накапливаются слова, ребенок может произнести почти любое слово (по-своему), к концу этого периода появляются настоящие предложения, фразовая речь.
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
- Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
- Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
- Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
- Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
- Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
- Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
- Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.
Игровые действия:
Переворачивает страницы книг («читает»). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):
- по показу взрослого,
- по просьбе взрослого,
- в самостоятельной игре.
Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.
Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
Подражает двум-трем игровым действиям сверстников. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.
Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года
Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
Появляются социально-значимые жесты и мимика («жалеет»):
- по показу,
- по просьбе взрослого,
- редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.
Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет», «сопереживает»).
Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
Интересуется действиями других детей.
Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).
Особенности кормления
В 12 месяцев ребенок становится более проворным и внимательным. Ему нравятся более сложные предметы, и он способен дольше играть самостоятельно. Он активно познает мир и каждый день ему открывается что-то новое.
Не нужно волноваться, если ребенок полноценно ест только 1-2 раза в день. Это — возрастная норма.
К груди ребенок продолжает прикладываться. Это кратковременные эпизоды – малыш как будто пытается понять, мама вы ему, или уже нет.
Одновременно в этом возрасте на сцену выходят яркие подутренние кормления. Начиная примерно с 4-00 ребенок может буквально не отрываться от груди в течение 1,5-2 часов. Стоит только отнять грудь, как он начинает плакать.
Грудное вскармливание и прикорм в голове ребенка вообще никак не связаны. Если вы хотите отлучить его от груди, то сначала вам нужно наладить нормальное питание ребенка.
Особенности развития
Этот возраст очень богат на различные события. Движения ребенка становятся более четкими, скоординированными. Он уже не просто ходит — он даже может пробовать пробежаться. В процессе он, разумеется, спотыкается и падает — это нормально. Не стоит переживать из-за падений: маленькие дети падают очень умно – удивительно, но они успевают сгруппироваться, и серьезных повреждений при этом у них не появляется.
Также малыши начинают осваивать следующий уровень развития — они пытаются взбираться. То есть, если до этого ребенок просто ходил вдоль опоры, то теперь он начинает взбираться на стулья, табуреты, диваны, комоды, столы. Будьте внимательны: все опоры в вашем доме должны быть максимально устойчивыми.
Важной особенностью этого возраста является то, что ребенок активно выражает свое согласие и несогласие. Например, если вы помогаете ему поесть, он будет доволен. Но если вы не позволите ему самостоятельно натянуть носки – он обязательно выразит протест.
Это объясняется тем, что в этом возрасте у ребенка развивается определенная самостоятельность. Если он хочет что-то сделать сам, не мешайте ему – взращивайте в нем самостоятельность.
Еще в год малыш произносит элементарные слова. Например, на кошку он скажет «мяу», на машину – «би-би», и т.д.
В достижении своей цели он очень настойчив: если он решил достать ваш телефон, не сомневайтесь – он обязательно это сделает.
- 5 ранних признаков аутизма
- Почему он не спит? Семь причин, по которым ребёнок не даёт вам выспаться
- Ночные истерики: как успокоить
- Что такое осознанное родительство
Как помочь ребенку?
Чтобы ребенок хорошо развивался, учите его спускаться. Не нужно говорить так: «Сам залез, сам и спускайся». На самом деле, залезть куда проще, чем спуститься. Объясните ему, как это правильно делается.
Активно включайте малыша в свои бытовые дела. Пылесосьте вместе паласы, мойте пол, протирайте пыль, поливайте цветы, готовьте пищу – пусть он, к примеру, помогает вам накрывать на стол. Через это ребенок реализует одну из важнейших своих потребностей – потребность в собственной важности. Если вы постоянно пытаетесь задвинуть малыша в какие-то его детские дела, он будет оскорбляться и уходить в капризы и истерики.
Уделяйте особое внимание развитию мелкой моторики. Используйте лепку, краски, пальчиковые игры. Также можете давать ребенку пазлы из 2-3 деталей — это помогает развить логику и мышление.
- Безопасность детей на детской площадке
- Что нельзя запрещать ребёнку
- Что означает плач ребёнка
- Чем отличается логопед от дефектолога
Советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,фантазии, творчества.» Именно такую среду я и создаю вместе с детьми на наших занятиях.
Каждая мама переживает за развитие своего годовалого малыша и сравнивает его физические показатели с нормами. Не смотря на то, что существуют нормы развития детского организма, не стоит забывать об индивидуальности каждого ребёнка.
Только недавно вы стали мамой, и уже пролетел год. Малыш подрос и совсем не похож на беспомощную кроху, которым был не так давно. Поведение ребёнка, которому исполнился 1 годик, тоже поменялось. Это самостоятельный человечек, который не только изменился внешне, но и научился многим способностям. Многие дети этого возраста умеют самостоятельно ходить, пытаются говорить первые слова и повторять за взрослыми различные действия. Но не нужно сравнивать физиологическое и физическое развитие годовалого ребёнка с другими малышами этого возраста.
Хотя и существуют приблизительные физические нормы, показатели веса и роста, не нужно забывать об индивидуальности каждого годовалого малыша.
Ближе к первому дню рождения необходимо посетить не только педиатра, но и других врачей узких специальностей. Педиатр расскажет, сколько должен весить мальчик и девочка в год, что они должны уметь.
Вес ребёнка в год
Наверняка, вы следили за нормами физического развития своего ребёнка до года. Каждый месяц нужно было посещать участкового педиатра, который измерял рост и вес вашего чада. После года потребность в частом посещении отпадает. Многие мамы задаются вопросом: «сколько должен весить ребёнок в год?». Этот показатель напрямую связан с ростом малыша. При высоком росте и вес может быть выше нормы, а при низком росте и недостаток веса не будет проблемой. Также эти показатели различаются в зависимости от пола.
Вес девочки в 1 год находится в пределах 9,5-9,8 кг, вес годовалого мальчика – 10,5 кг. Допускается отклонение от нормы в 1,5 кг, поэтому нет причин для беспокойства при незначительном недостатке или избытке веса вашего малыша.
Если же показатель веса значительно ниже или выше нормы, без внимания этот факт оставлять не следует. Причины, по которым ребёнок в 1 год плохо набирает вес, могут быть связаны с неправильным питанием, недостатком витаминов, возникновением заболеваний. Наследственность играет не последнюю роль в физиологическом развитии детского организма. Избыточный вес для ребёнка тоже не имеет преимуществ. При излишней худобе и, наоборот, начинающемся ожирении необходимо посетить детского педиатра. Врач расскажет, сколько весит девочка или мальчик в год.
Дальнозоркость и близорукость у детей 1 года
Когда малышу исполняется один годик, посещение окулиста необходимо по правилам. Врач знает, какая норма зрения у годовалого ребёнка, и сможет своевременно выявить отклонения. Очень часто в возрасте 7-9 месяцев у малышей обнаруживается дальнозоркость. Это нарушение смогут заметить родители самостоятельно: малыш не видит мелкие вещи на полу, неактивно следит за двигающимися предметами. Но обычно к 1 году дальнозоркость исчезает, и зрение приходит в норму. Если же к наступлению этого возраста у ребёнка окулист выявляет отклонение, то назначит ношение очков. В возрасте 1 годика есть возможность вернуть зрение к норме, чтобы в дальнейшем не прибегать к использованию очков. Близорукость замечается лишь у 5 % малышей, но она также требует своевременного лечения.
Сколько зубов у ребёнка в год?
На этот вопрос не сможет ответить ни один стоматолог. Прорезывание зубов происходит в индивидуальном порядке. Некоторых малышей режущиеся зубки начинают беспокоить с 3-4 месяцев, а кто-то спокойно спит по ночам до 8 месяцев. По статистике количество зубов у годовалого ребёнка равно 8. Но если у вашего малыша меньшее или большее количество, поводов для переживания нет. Повлиять на рост и порядок зубов не сможет ни один врач: остаётся только ждать. Иногда бывают ситуации, когда ребёнку исполняется 1 год, а зубов нет, и что делать в этом случае мама не знает. В этом случае следует обратиться к врачу и пройти необходимые обследования на наличие отклонений в организме. Но часто у здоровых деток зубки не растут до 1 годика, зато к 2 годам появляется полный комплект.