Сегодня раннее развитие творческого потенциала — это необходимость, которую диктуют потребности современного мира. И, как заявляют ученые, именно искусство является одним из основных способов раскрыть способности ребенка. Своим опытом по развитию творческих способностей у детей с «О!» поделилась Анна Черных, дизайнер и основательница центра «Проектные мастерские».
Анна Черных, куратор курса «Дизайн одежды» в Британской высшей школе дизайна и основательница центра «Проектные мастерские»
Психологический настрой
Я совершенно уверена в том, что когда ты работаешь с детьми, наибольшую эффективность имеет комплексный подход. Недавно к нам в центр приходила мама с девочкой 10 лет. Она надеялась, что занятия в «Проектных мастерских» помогут решить проблему с заниженной самооценкой ребенка. Девочка была уверена, что каждое ее начинание закончится неудачей. Такая неуверенность в собственных силах не может появиться у ребенка сама собой. Если мы говорим про психологический аспект, то здесь очень важно уделить внимание реакции родителя на поступки ребёнка. Я бы рекомендовала давать положительную оценку его успехам. Уверенность в своих силах — очень важный фактор. Многие дети сомневаются в себе и не верят, что у них может что-то получиться. Родители должен поспособствовать тому, чтобы у маленького художника не было таких мыслей. Любую попытку реализовать себя нужно считать положительным результатом.
Развитие воображения
Увы, ограниченное воображение у ребенка чаще всего связано особенностями нашей системы образования. В школе и даже институте перед началом любого задания показывают пример, которому надо подражать. Этот подход в любом возрасте максимально сокращает количество полученных вариантов и лишает человека возможности логическим путем дойти до какого-то нестандартного решения. Начиная с детского садика, воспитатели задают детям рамки того, что есть «плохо» и «хорошо», а не учат мыслить самостоятельно. Воспитатели не задумываются, что у ребенка может быть свое представление об изображении предмета.
Вообще, система образования в России построена по принципу закрытых вопросов, когда у ребенка есть только два варианта ответа — правильный и неправильный. Европейское же образование, напротив, построено на так называемой системе открытых вопросов. Она подразумевает, что правильных вариантов ответа может быть много. Ученики должны прийти к одному из множества верных решений путем логического вычисления.
Помогает развивать воображение способность изображать сюжеты и персонажей. Начать можно с простейшего задания: юный художник слушает сказку и рисует какую-то сценку или героя так, как он это представляет. Только представьте себе, того же колобка можно изобразить по-разному, ведь никаких определенных критериев, кроме того, что он круглый, просто не существует!
Важно также обратить внимание на абстрактные темы. Это тоже очень интересный опыт! К примеру, можно прослушать вместе с ребенком красивую классическую музыку и попросить его нарисовать то, что он услышал. Дайте художнику самому определиться, с каким цветом, типом мазков она ассоциируется, с какой абстрактной конфигурацией элементов связана. Развитие абстрактного мышления способствует развитию логики и формированию своего мнения.
А вот работа с орнаментом помогает развивать аккуратность и математические способности. Количество сеток, из которых создан сложный рисунок, не ограничено. Вы можете показать ребенку, как выложить все изображение ромбиками, а можете предложить ему вместе найти какое-нибудь новое решение.
Использование инструментов
Как правило, под творчеством подразумевают исключительно живопись и рисунок, а это не совсем так, есть много других направлений. Я бы выделила три самых интересных для юных художников: коллаж, мозаика и лепка. Они являются важным переходом к объемным структурам. Особенно я бы обратила внимание на лепку, этот вид творчества хорошо тренирует мелкую моторику и приучает ребенка к аккуратности. Одно неловкое движение — и ты испортил свою работу, оторвал ручку у глиняного человечка. В отличие от рисунка, где любой недочет и изъян легко можно поправить с помощью ластика, в этом случае восстановить исходный вариант будет намного сложнее.
Еще бы я посоветовала предложить ребенку выбрать свой формат бумаги. Его выбор — очень интересный показатель, который дает возможность сделать определенные психологические заключения. Пообщавшись на эту тему с профессионалом, родители смогут узнать много нового про характер своих детей. В одном случае юный художник будет выбирать маленький блокнот и заполнять его рисунками целиком, а в другом случае — проводить очевидную границу между разными сюжетами и рисунками, используя отдельные листы бумаги. В третьем — предпочитают бумагу в рулоне.
Известный психолингвист и нейробилог, профессор Татьяна Черниговская не раз говорила, что именно искусство эффективно тренирует мозг. Вот почему родители должны понимать, что занимаясь развитием творческого потенциала ребенка, они закладывают фундамент для его дальнейших успехов и достижений.
Текст: Анна Черных
В наше время технологий и цифр многие родители все чаще заботятся о том, чтобы сделать из своего малыша вундеркинда, который считает, читает, говорит на английском раньше чем сверстники, а плюс к этому разбирается в IT-сфере и программировании.
Если раньше, лет 30-50 назад, был уклон больше на творческие направления: танцы, хореографию, музыкальное образование, то сейчас получили распространение кружки больше для умственного и интеллектуального развития.
А ведь важно, чтобы ребенок развивался всесторонне, только так он сможет раскрыть все стороны своей личности и полноценно расти.
- целеустремленность к познаниям и открытиям;
- развитие воображения и интуиции;
- креативность и гибкость мышления;
- развитие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях;
- раскрытие талантов и творческих способностей;
- и самое главное — благодаря творчеству ребенок учится выражать свою индивидуальность, а это помогает в будущем добиться успеха в любой сфере в жизни.
Дошкольный возраст, по мнению детских психологов и педагогов — лучшее время для начала развития творческих способностей. Дети 3-6 лет обладают особой чувствительностью и нестандартным мышлением.
- Основная проблема: нехватка заинтересованных педагогов и воспитателей в государственных учреждении, шаблонность в общении с детьми и преподавании.
- Занятость родителей, отсутствие “творчества” в домах и семьях.
Из-за этих причин у многих детей исчезает мотивация и интерес, появляется неуверенность в себе, боязнь выражать свои мысли и суждения, и т.п. А ведь творческое развитие детей необходимо так же, как интеллектуальное и физическое.
Без развития детского воображения и мышления возникают различные трудности в учебе, а затем и в дальнейшей жизни ребенка. Потому что условиями для успешной учебы и карьеры являются не только знания и информация, но и умение ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке и проблемах, справляться с внезапными трудностями и принимать нестандартные решения.
Возможно, Ваш малыш не станет оперным певцом или профессиональным танцором, а станет прекрасным математиком, врачом, учителем или рабочим, но с творческой фантазией и мышлением у него будет всегда стремление создавать что-то новое и уникальное, чтобы продвигать вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Академия мюзикла “РЕВЮ” приглашает детей с 3 лет и выше для обучения творческим направлениям, чтобы Ваши дети могли расти всесторонне развитыми и уверенными в себе, смогли раскрыть свой творческий потенциал. Студия “РЕВЮ” основательно подходит к подбору команды педагогов: каждый из них профессионал своего дела, с большим опытом и индивидуальным подходом в общении с детьми.
Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.
Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали, лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает. Нужно отметить, что до определенного возраста фактически вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.
В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру.В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. В каком-то смысле игра – это почва, питательный раствор для проявления детского творчества. В спонтанных детских играх, не обусловленных четкими правилами, наиболее полно проявляется детское воображение. Игры детей по сути своей есть зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности. Зачатки театра, соревнования, армии, суда – через игру ребенок познает мир и проявляет свои творческие способности.
Другое понятие, обуславливающее творчество детей – воображение. Этот феномен подробно исследовал в своих работах замечательный советский психолог Л.С. Выготский. Он уделял воображению ребенка особое внимание, проводя определенную черту между воображением взрослых и воображением детей. Выготский утверждал, что наиболее полноценно эта психическая особенность проявляется у взрослых, следовательно, детям нужно обеспечивать все условия для развития воображения – только так человек может нормально развиваться.
Для того, чтобы творческая деятельность ребенка развивалась, ему нужно получать больше опыта, впечатлений любого характера. Ему нужно больше «кубиков», больше частичек реальности, чтобы было больше вариантов для их комбинирования. Ребенок, чей опыт впечатлений беден, не сможет себе представить картину, которую описывает ему преподаватель – будь то картина сражения на уроке истории, взаимоотношение героев и их внешний облик на уроке литературы или объемная фигура на уроке геометрии. Именно в этом проявляется ценность творчества для общего развития.
Без развития детского воображения, без наполнения ребенка опытом живых впечатлений могут возникнуть самые банальные трудности в учебе, а затем и в дальнейшей жизни, ибо для большинства профессий, хотя мы редко об этом задумываемся, требуется достаточно развитое воображение, чтобы продуктивно работать.
В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например, играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать, игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей.Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы, можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.
Детское творчество многогранно и разнообразно. Художественное творчество включает широкий круг разных видов деятельности ребенка. Любые рисунки, вышивки, поделки из бумаги, глины, пластилина, аппликации, оригами, художественные композиции, литературные произведения входят в эту группу. Взрослые участвуют в процессе творчества, помогая детям осваивать необходимые техники. С возрастом у детей могут меняться интересы, а с ними и виды художественного творчества. Смена интересов к изобразительной деятельности, танцам, музыке, литературе, драме вполне нормальна – ребенок ищет себя. Самый распространенный вид творчества – изобразительное. Все дети любят рисовать, к 4-5 годам он уже рисует знакомые предметы, а в 9-10 лет его рисунок становится осмысленным рассказом с игровым сюжетом. Еще Аристотель отметил, что рисование положительно влияет на развитие личности. Это подтверждают современные психологи. Первыми задатками литературного творчества можно считать первые попытки ребенка в 1-3 года манипулировать звуками и сочетать между собой разные слова. В это время его нельзя отделить от других видов деятельности: ребенок, рисуя на бумаге, одновременно сочиняет целую историю и напевает песенку. Уже учась в школе, дети начинают понимать ценность литературного произведения, учатся писать сочинения, эссе и рассказы. Не все проходит гладко, порой рисунки бывают непонятны, а в сочинениях встречаем фразы, которые называют юмором детей. Это неважно. Важно, что ребенок пробует себя в том, что ему раньше было неизвестно.
Техническое творчество помогает определиться с профессией, формирует интерес к технике и небольшим научным исследования, раскрывает в детях изобретательские способности. На уроках труда, в кружках, центрах детского творчества дети с удовольствием мастерят приборы, механизмы, модели и другие технические объекты.
Музыкальное творчество взрослые часто не ценят, но для самого ребенка оно важно. Через игру на музыкальных инструментах, ритмику, пение помогают развиваться зрительно-пространственной координации, музыкальному слуху и моторике. Элементы музыкального творчества появляются, наверное, самыми первыми. Ребенок может двигаться под музыку еще до того, как начал ходить.
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблематика творческих способностей приобретает все большую важность сразу в двух контекстах – и в контексте самореализации человека, и в контексте развития практик и производства. Особое место занимают вопросы развития творческих способностей в дошкольном возрасте: еще в работах Л.С. Выготского говорилось о важности рассмотрения ростков творчества в игре и фантазировании детей. На сегодняшний день в рамках культурно-исторического подхода существует целый ряд научных школ, занимающихся исследованием возможностей диагностики и развития детского творчества.
Цель работы – проанализировать существующие в культурно-исторической психологии подходы к исследованию детского творчества, чтобы понять, какие ответы на вопросы, поставленные Л.С. Выготским, были обнаружены за прошедшие десятилетия, а что так и осталось без ответа. Также важно увидеть, как трансформировались сами вопросы, поскольку постановка нового вопроса и есть знак развития науки. Соотнесение существующих подходов важно для разработки новых программ исследования в логике культурно-исторической психологии.
Описание хода исследования. В статье анализируются различные подходы к исследованию и развитию творческих способностей: В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева, Д.Б. Богоявленской, Н.Е. Вераксы и О.М. Дьяченко, В.Н. Дружинина, Л.Ф. Обуховой. Выделяются общие и специфические характеристики трактовки детского творчества в разных подходах культурно-исторической традиции. Проведенные исследования соотносятся с вопросами о творческом характере психики человека и о детском творчестве, поставленными Л.С. Выготским.
Результаты исследования. В статье делается вывод, что при всем различии подходов, появившихся в логике культурно-исторической традиции, их объединяет представление о ресурсности дошкольного детства и важности образовательных усилий, направленных на поддержание «ростков творчества». В отечественных исследованиях ставится вопрос о средствах творческих способностей, позволяющих преобразовывать наличную ситуацию (диалектических структурах и символе), а также об аффективно-волевой составляющей творческого процесса – умении обнаруживать задачу. Все это отличает концепции, родившиеся в рамках культурно-исторического подхода, от теории креативности Дж. Гилфорда и Э. Торранса. При этом указывается на то, что детские деятельности (игра, сочинение историй, экспериментирование и т.д.) все еще редко рассматриваются в исследованиях как контекст проявления творческих способностей.
Заключение. В статье делается вывод о важности проведения новых исследований, и констатирующих, и лонгитюдных, которые позволят сделать следующие шаги в понимании того, каким образом в детских видах деятельности происходит освоение средств развития творческих способностей и как это сказывается на становлении творческих способностей в последующих возрастах.
Проблематика творчества имеет принципиальную важность для современного дошкольного образования. Обыденные представления о детском творчестве до сих пор противоречивы: есть тенденции или во всех детских действиях, включая «неумелости», видеть проявления творчества (необычный для взрослого прочитывается как «творческий»), или считать творчество возможным только для взрослых, создающих шедевры и совершающих открытия. Для развивающего образования оба взгляда одинаково губительны: в первом случае создавать условия для поддержки детского творчества необязательно (и так дети все время делают что-то непривычное, с точки зрения взрослых), во втором – бессмысленно (надо оставить их на потом).
Для работ Льва Семеновича Выготского роль творчества в психическом развитии человека не просто является важнейшей, но и представлена в разных разворотах. Возможно, именно этим объясняется та «цветущая сложность» исследовательских моделей, которая существует в российской психологии детского творчества. Из точки «сего дня» важно посмотреть, какие ответы на вопросы, поставленные Выготским, были обнаружены за прошедшие десятилетия, что так и осталось без ответа и как трансформировались сами вопросы – ведь постановка нового вопроса и есть знак развития науки.
Развитие понятий носит сложный, нелинейный характер: одни и те же феномены могут вписываться в разные понятийные структуры и моделироваться по-разному в эмпирических исследованиях разных подходов. Задача этой статьи – соотнесение существующих подходов, создание ситуации диалога и взаимообращенности, которая может оказаться плодотворной для разработки новых программ исследования в логике культурно-исторической психологии.
Ключевые вопросы психологии творчества в работах Л.С. Выготского
Творчество как базовая характеристика сознания
В работах Л.С. Выготского мы обнаруживаем два разных измерения, в которых рассматривается творчество: в первом оно предстает базовой характеристикой человеческого сознания, во втором – рассматривается более узко, как деятельность воображения, одного из познавательных процессов.
Идея принципиальной возможности и даже необходимости творчества в психической жизни человека проступает уже в одной из первых фундаментальных работ Выготского – в «Психологии искусства» (как отмечают многие исследователи, уже в ней содержатся многие прорывные идеи, развернутые уже в позднейших исследованиях). Произведение искусства в этой работе выступает как наиболее полное выражение феномена культуры, и именно на нем Выготский показывает, что сама конструкция культуры предполагает творческий шаг воспринимающего человека, а сам этот творческий шаг является наиболее сущностным человеческим проявлением. «Встроенное» в любое произведение искусства противоречие (между формой и содержанием, фабулой и сюжетом, ритмом и рифмой и т.д.) создает возможность (пусть далеко не всегда реализующуюся) творческого действия читателя или зрителя как единственно адекватного: сама конструкция текста – словесного, архитектурного или любого другого – предполагает не механическое восприятие, но творческий акт. Он указывает, что метафора семени, которое не положили в мешок, а посадили в землю, наиболее точно отражает взаимодействие произведения и психики человека (Выготский, 1987). Таким образом Выготский, как позднее сформулируют В.В. Давыдов и В.Т. Кудрявцев, разрушает непроходимую стену между освоением культуры и порождением культуры (Давыдов, Кудрявцев, 1996).
Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»
Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.
Ключевые слова
культурно-исторический подход, творческие способности дошкольников, воображение, творческое мышление, диалектическое мышление, символ, деятельность
Маленький ребёнок не умеет создавать настоящие художественные образы. Его креативность — только отражение эмоций, отношения к миру. Но неловкие попытки рисовать, петь или сочинять могут развиться в талант или даже гениальность. Чтобы раскрыть потенциалы малыша, необходимо учитывать особенности детского творчества. Своевременная поддержка родителей и педагогов помогает ребёнку найти свой путь в искусстве, стать гармонично развитой личностью.
Детское творчество и его характерные особенности
Основная деятельность ребёнка дошкольного возраста — игра. Малыш моделирует разные жизненные ситуации, словно примеряя их на себя. Игры создают универсальную базу для творческой деятельности, побуждая детей мастерить, рисовать, разыгрывать импровизированные актёрские этюды.
Сама сущность понятия «детское творчество» заключается в его условности. Дошкольник не вырабатывает новых идей, не создаёт произведений искусства. Важен сам процесс, в котором малыш выражает свои эмоции. Творческие занятия помогают детям принимать особенности окружающего мира, а взрослым — понять своеобразие мыслей и чувств ребёнка.
Специфика детского творчества
Способностями к созданию неповторимых художественных образов наделены от природы все люди. Но лишь 30 % взрослых мужчин и женщин посвящают себя креативным профессиям. В детстве творчество универсально — им занимаются все, просто ради удовольствия.
Основные характеристики детского творчества представлены в таблице:
Особенность | Проявление | Значение для развития личности |
Непосредственность | Ребёнок ориентируется не на результат, а на собственные возможности | Осознание себя, своего места в мире |
Вариативность | Создаётся много версий одного проекта, без выбора «удачных» и «неудачных» решений | Формирование критического мышления |
Своеобразие | Дошкольник оценивает своё творчество сам, не подстраиваясь под мнение других людей | Совершенствование мастерства |
Гуманизм | Работы детей отличаются оптимистическим взглядом на мир | Понимание человеческих взаимоотношений |
Особенности развития детского творчества
Наиболее благоприятный период для определения способностей ребёнка — дошкольный возраст. Уже в три-четыре года малыш может всерьёз увлечься рисованием, музыкой, конструированием, театром.
Для развития этих склонностей необходимы занятия в кружках, студиях. Но они дают положительные результаты лишь при наличии трёх условий:
- соответствие интересам ребёнка. Не стоит записывать ребёнка в кружок только потому, что об этом мечтали родители.
- приятная атмосфера. Получая позитивные эмоции на занятиях, дошкольник стремится продолжать деятельность.
- постановка значимых целей. Важно показывать детям важность результата, учить правильной оценке собственных достижений.
Важный фактор развития способностей — поддержка родителей и педагогов, проявляющих искренний интерес к внутреннему миру ребёнка.
Особенности развития детского творчества в ДОУ
Детский сад — универсальная среда для выявления и совершенствования природных склонностей малыша. Воспитатели создают образовательную базу, включающую программы, планы, методические разработки. С детьми работают также узкие специалисты:
- музыкальные работники;
- инструкторы по физической культуре;
- преподаватели эстетических дисциплин (рисование, хореография, театральное искусство);
- педагоги развивающего обучения.
Творческая деятельность осуществляется в разных формах — на общих занятиях, играх, в кружках по интересам. Важно, что в ДОУ дети развивают свои способности в коллективе, что ускоряет социализацию.
Возрастные особенности развития детского творчества
Психологи считают, что креативность нужно стимулировать с самого раннего возраста. Растущий мозг малыша от рождения до 7 лет особенно восприимчив к внешним воздействиям. Музыка, искусство, художественное слово раскрывают способности ребёнка. Но для правильного развития нужно учитывать специфику возрастной психологии и физиологии.
Первая младшая группа: 2-3 года
Малыш хорошо воспринимает музыку, пробует танцевать и напевать. Умеет держать в руке карандаш, рисует каракули. Охотно работает с пальчиковыми красками. Слушая стишки и потешки, совершает ритмические движения.
Вторая младшая группа: 3-4 года
Специфика этого возраста в том, что дети создают художественные образы по шаблонам, но уже понимают условность искусства. Они способны добавлять элементы, созданные на основе собственной фантазии.
Малышам этого возраста доступны различные виды творческой активности:
- рисование;
- лепка;
- основы литературы (сочинение стишков, придумывание концовок для сказок и рассказов);
- театральная игра;
- танцы;
- музыка;
- конструирование.
Характерная особенность второй младшей группы — креативность ярче проявляется в процессе игры.
Старший дошкольный возраст: 5-7 лет
Мышление и эмоции ребёнка уже развиты для самостоятельной работы. Он способен критически оценивать свои творческие достижения, исправлять недочёты. Воспитанникам старшей и подготовительной группы доступны задания, требующие пространственного мышления и фантазии.
- мозаика из природных материалов;
- нетрадиционное рисование (с помощью зубных щёток, свечей, ватных палочек);
- пластилинография;
- аппликация;
- сочинение стихов и песенок;
- игра на музыкальных инструментах.
Роль взрослого на этом этапе — предоставлять материалы и идеи, обучать навыкам, создавать комфортную психологическую атмосферу.
Особенности предметно-развивающей среды для детского творчества
Пространство, окружающее ребёнка, оказывает прямое воздействие на его умственное, физическое и психическое развитие. Чтобы стимулировать креативное начало в детях, необходимо создать предметно-развивающую среду. Это особая пространственная система, побуждающая детей к импровизации, самовыражению, экспериментированию.
Основные элементы среды в ДОУ:
Предметы и оформление нужно регулярно обновлять, чтобы избегать монотонности, несовместимой с творчеством. Подбор игровых и дидактических материалов должен соответствовать возрасту и росту дошкольников.
Грамотная организация пространства развивает воображение, помогает детям быстрее усваивать знания и навыки.
Творчество для ребенка является одной из форм познания мира, самовыражения, избавления от стресса и страха, отвлечения от негативных эмоций. В творческом процессе ребенок делает важные открытия, экспериментирует, создает что-то новое. Так же творческая деятельность развивает воображение. Без развития детского воображения, без наполнения ребенка живыми впечатлениями могут возникнуть самые банальные трудности в учебе, а затем и в дальнейшей жизни. Почему-то мы редко об этом задумываемся, но для продуктивной работы во многих профессиях требуется достаточно развитое воображение.
В основном развитие творческих способностей у детей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности. По любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку.
Творчество- это умение творить и созвать, поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие ситуации и предметы.
Важной особенностью детского творчества является то, что детям важен не столько результат, сколько сам процесс. То есть вопрос ценности создания чего-то нового отступает на второй план. Поэтому развитие ребенка напрямую зависит от правильно организованного творческого процесса.
Мы рассмотрим несколько видов творчества и влияние их на развитие детей.
— ребёнок учится анализировать и сравнивать. Лепя многих животных, он анализирует схожесть их частей
тела, и знает, что у всех животных глазки круглые, а вот хвосты у них бывают разные;
— развивается наблюдательность. Когда ребёнок переходит от рисования плоских фигур к лепке объемных,
он более внимательно изучает мир, чтобы впоследствии воплотить его в своем произведении;
— развивается наглядно-образное мышление;
— воспитывается эстетический вкус ребёнка.
Рисование песком . Рисование песком очень активно развивает мышление, воображение и мелкую моторику. Почему мы говорим именно про мышление и воображение? Если дать ребенку, например, краски и кисть, то он знает, что проведя кистью прямо, у него получится линия. А с песком все немного по-другому. Чтобы получить какую-то конкретную картинку ребенку необходимо для начала представить, вообразить ее и продумать, какие же надо сделать движения пальцами, чтобы добиться желаемого результата. Это и отличает рисование песком от рисования красками. Маленьким художникам очень нравится рисование пальчиками. Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На пальцах находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Детские сады отводят значительное место в работе с детьми именно конструированию, так как оно имеет чрезвычайно важное значения для умственного, эстетического и трудового воспитания. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала, делать из бумаги различные поделки), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструирование способствует познанию геометрических тел и пространственных отношений, в связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Изготавливая различные поделки и игрушки для подарка сестре, бабушке, маме, ребенок воспитывает внимательное и заботливое отношение. Именно оно часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием.
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту осенних листьев, ярко-красной рябины, ракушек и.т.д.
Что же это за удивительная техника? Вначале изображение делается красками на воде, а затем его можно переводить на бумагу. Таким способом можно рисовать не только предметы, живую природу, но и изображать целые картины. Для того, чтобы рисунок получился красивым, совершенно не обязательно обладать какими-то особыми навыками. Даже у маленького ребёнка узоры всегда получаются удивительными красивыми и неповторимыми.