Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Творческое развитие детей — одна из основ гармоничного становления личности. Творчество развивает воображение, социальные навыки, помогает детям при переживании кризисных состояний, помогает победить комплексы.
Вместе с тем, окружающий мир стремительно меняется, вынуждая его жителей быстро адаптироваться к условиям, заставляет все чаще прибегать к креативным и оперативным решениям ситуаций. Для того, чтобы в личности формировалось умение нестандартно мыслить, необходимо развивать это с самого детства. И в этом как раз и помогает творчество.
Образование в Российской Федерации последние годы все активнее берет курс на всестороннее развитие детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них творческое развитие несет под собой более важные аспекты и дает детям с ОВЗ:
‣ Ощущение своей личностной ценности, улучшение самооценки.
‣ Возможность выстраивать социальные контакты, что очень важно для развития гармоничной личности.
‣ Контроль собственных эмоций, положительный выброс энергии.
‣ Избавление от негативных переживаний.
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ является одной из важнейших задач для специалистов организаций. Это дает хорошее подспорье в реабилитации и интеграции ребенка в современный мир.
Учреждения, которые занимаются детьми с ограниченными возможностями здоровья, должны приложить максимум усилий в работе по разностороннему развитию воспитанников.
Для того, чтобы работа с детьми, имеющими особенности здоровья, имела успех и была наиболее эффективной, необходимо придерживаться определенных правил, учитывая :
‣ Структуру дефекта, вызывающего ограничения возможностей здоровья ребенка;
‣ Ориентацию деятельности на становление личности воспитанника;
‣ Необходимость формирования ситуаций успеха;
‣ Возраст, физические и интеллектуальные возможности ребенка;
‣ Необходимость создания атмосферы, вызывающей эмоциональный отклик у детей;
‣ Объединение разных видов деятельности;
‣ Необходимость реализовать потребность воспитанников в социальной принадлежности;
‣ Организацию социального взаимодействия между детьми.
Перед тем, как начать взаимодействие, необходимо, чтобы узкие специалисты дали оценку и определили объем, темп и критерии оценки занятий. Важно учитывать особенности каждого ребенка и давать походящий и необходимый только ему материал.
В связи с этим необходимо соблюдать определенные требования к обучающим материалам, используемым на занятиях:
Подбор материалов осуществляется исходя из задач обучения и возможностей ребенка к освоению программы.
За ребенком с ограниченными возможностями здоровья осуществляется контроль при реализации творческого обучения.
С помощью игр, заданий, упражнений не только закрепляется полученный материал, но и решаются новые задачи.
Во время занятий создаются положительные эмоции, которые помогают лучше и осознаннее воспринимать предлагаемый материал.
Подбор материалов осуществляется исходя из задач обучения и возможностей ребенка к освоению программы.
За ребенком с ограниченными возможностями здоровья осуществляется контроль при реализации творческого обучения.
С помощью игр, заданий, упражнений не только закрепляется полученный материал, но и решаются новые задачи.
Во время занятий создаются положительные эмоции, которые помогают лучше и осознаннее воспринимать предлагаемый материал.
Помимо этого, крайне важно следить за состоянием воспитанника и не допускать психофизических перегрузок и эмоциональных срывов.
Для развития творческих способностей детей с ОВЗ используются различные техники, например:
‣ Пластилинография;
‣ Создание коллажей из различных сыпучих материалов;
‣ Рисование руками;
‣ Создание аппликаций.
В зависимости от возможностей здоровья, с подростками можно проводить более сложные творческие занятия:
Трубачева Марина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5 с УИОП
г. Шебекино Белгородской обл.
Истоки творческих сил человека восходят к детству — к той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Для учеников начальных классов характерны неожиданные совпадения, необычные предложения. Сама новизна предлагаемой умственной работы требует интуиции, своеобразной умственной инициативы.
Очень важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддаётся воспитанию и развитию творческих способностей ребёнка.
Творчество — высшая ступень психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творческой может быть любая деятельность: научная, художественная, производственно-техническая, хозяйственная и т.д. Масштаб творчества можем быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового.
Творчество – это процессы объективного развития мира, происходящие в системе человеческой деятельности и определяющиеся материальными и духовными потребностями и социально-культурными ценностями его субъектов; осуществляющиеся путем целенаправленного разрешения диалектических противоречий в ее процессе и реализации оптимальных для человека и общества (в соответствии с их целями) возможностей развития объекта творчества.
В процессе творческой деятельности у человека формируется и развивается творческое мышление. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать системы и их элементы, определять причинно-следственные связи, выполнять исследовательские операции. Развитие творческого мышления должно осуществляться в процессе обучения методам решений творческих задач, с помощью которых у обучающихся формируются и развиваются логические умения по каждой группе. Творческая задача — это задача, для выполнения которой требуется изменение изученных правил или самостоятельное составление новых правил и в результате решения которой создаются субъективно или объективно новые системы — информация, конструкции, вещества, явления, произведения искусства.
Таким образом, для развития у учащихся творческого мышления необходимы не отдельные творческие задачи, а системы творческих задач. Системы творческих задач должны быть основой обучающей деятельности.
Способности бывают учебными и творческими. Они отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности. Высокий уровень развития способностей называют талантом.
Младший школьный возраст благоприятен для развития творческих способностей. Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в различных видах деятельности — учебной, художественной. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах, предметных олимпиадах. Поэтому нам, учителям и взрослым, следует помнить, что развитое творческое воображение, типичное для детей младшего школьного возраста, по мере взросления человека постепенно снижается. Вместе с уменьшением способности фантазировать «обедняется» личность, гаснет интерес к искусству и науке.
Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия. Суть их одна: при решении таких задач происходит опыт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности — всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческие способности развиваются в творческой деятельности, при выполнении различных творческих заданий. Есть великая «формула», приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и, наконец, открыть истины, никому ещё неизвестные». Данное правило можно применить и для учебного процесса. Согласно им, развивать творческие способности младшего школьника можно в три этапа.
На первом этапе дети должны получить базовые знания в той или иной области, познакомиться с понятиями и их свойствами. Для первого этапа развития творческих способностей, предлагаются следующие задания:
Классифицирование объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям.
Устанавливание причинно-следственных связей.
Видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами.
Выделять противоположные признаки предмета.
Выявлять и формировать противоречия.
Рассматривание различных систем в развитии.
Делать предложения прогнозного характера.
Разделять противоречивые свойства предметов в пространстве и во времени.
Представлять пространственные объекты.
На втором этапе детям предлагаются задания с опорой на предыдущий этап. Когда дети будут иметь представления о тех или иных понятиях, им можно предложить такие задания, как:
выполнение рисунков к стихотворениям;
красочное оформление сочинений по русскому языку и пр;
дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и внеурочное время; v участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.
На третьем этапе детям предлагаются задания, в которых они сами являются создателями « нового продукта». Здесь детям можно предложить такие задания:
сочинить загадку, сказку.
нарисовать машину будущего, придумать новый вид шоколада и т.д.
Для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать только первые два этапа, но для наилучшего результата развития творческих способностей работа должна строиться с учётом всех вышеперечисленных трёх этапов. При выборе творческих заданий следует учитывать следующие требования:
ежедневное и систематическое включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;
стараться использовать творческий потенциал ребёнка в соответствии с уровнем его развития (посильность выполнения творческого задания);
творческие задания должны постепенно усложняться;
при оценке творческих работ учащихся отмечать положительные стороны (о недостатках работы, выполненной ребёнком, следует говорить корректно, так как резкое замечание может отбить у ученика желание выполнять творческие задания в будущем);
привлекать семью к выполнению творческих заданий. Вести разъяснительную работу среди родителей.
Период обучения в школе является самым благоприятным для развития у учащихся творческих способностей. Для этого требуется создание в процессе обучения благоприятных условий для формирования творческих способностей детей в разных направлениях, включая художественное, музыкальное, техническое и т.д.
- Физическое и интеллектуальное развитие ребенка.
- Создание обстановки, способствующей развитию ученика.
- Самостоятельное решение ребенком поставленных задач, применение для этого всех своих знаний и возможностей.
- Свобода выбора деятельности, чередование нагрузки и характера выполняемых работ.
- Оказание помощи в затруднительных моментах, выраженной в подведении учащегося к правильному решению, а не в принятии решения за него.
- Поощрение творческих начинаний и увлечений ребенка.
Для развития у учащихся творческих способностей только созданием благоприятных условий в школе и на занятиях не обойтись. Для осуществления развития творческого потенциала у школьников необходимо рассмотреть следующие действия:
- Включить в воспитательную программу образовательного учреждения факультативные занятия, подразумевающие развитие у школьников творческих способностей.
- Применять методы и формы работы с детьми, способствующие развитию их творческого потенциала.
- Организовать работу с родителями, выработать алгоритм взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в рамках осуществления творческой деятельности.
Для воспитания творческой личности в школе необходимо уделить внимание тем методам организации образовательного процесса, которые направлены на формирование у школьника умственной активности, трудолюбия и смекалки, мотивируют ученика на самостоятельные поиски знаний, требуемых для достижения поставленной цели.
Способы развития творческих способностей у школьников
Характер работы, направленной на развитие творческого потенциала у детей, может видоизменяться в зависимости от ситуации. Давайте рассмотрим методы развития творческих способностей у детей в разных обстоятельствах.
Развитие творческих способностей на уроках
Организовать творческую деятельность детей в процессе проведения классных уроков и занятий можно посредством привлечения учеников к подготовке сообщений, написанию рефератов, составлению кроссвордов и викторин, сочинению сказок и сценариев по изучаемой теме.
Также учителем могут быть использованы методы проведения дидактических игр и приемов, творческие задания, направленные на формирование у учащихся творческого мышления и развитие познавательного интереса.
В целях развития творческих способностей учащихся на уроках в школе широко используются компьютерные технологии, позволяющие привлечь внимание учащихся и сделать занятие более интерактивным.
Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности
Организация и проведение внеурочных мероприятий в школе положительно воспринимается детьми, позволяет им раскрепоститься и применить свои творческие способности на практике.
К внеурочной творческой деятельности относятся тематические недели, организация экскурсий, праздничные мероприятия, творческие состязания.
В процессе проведения внеклассных творческих мероприятий учащийся становится непосредственным участником педагогического процесса, развивает и формирует навыки и способности построения личностных взаимоотношений и организации совместной деятельности с учителем и коллективом.
Развитие творческих способностей на кружках и факультативах
Кружковые занятия являются самым благоприятным способом развития творческих способностей учащихся.
Предметные кружки вызывают у учащихся интерес к учебной дисциплине, развивают кругозор школьника, способствуют приобретению учеником навыков самостоятельной работы, повышают уровень знаний по предмету.
Принимая участие в театральных постановках, викторинах, литературных гостиных, играх-соревнованиях, у учащихся активно развивается воображение, фантазия и память.
Творческие способности учащихся необходимо развивать, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, имеющую свою точку зрения и способную ее аргументированно отстоять. Благодаря творческой деятельности развивается эмоциональный фон школьника, мышление и самосознание. Именно к этому и стремится образование!
Развитие творческих способностей детей через различные виды искусств в системе дополнительного образования
Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современной практики образования проблема развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования. Анализируя специфику дополнительного образования, автор делает вывод о том, что оно создает возможности для полноценного индивидуального раскрытия творческого потенциала детей через различные виды искусства. Даются определения понятиям «творчество» и «способности». Рассматривается развитие творческих способностей детей посредством занятий в музыкальных кружках и студиях через творческие задания, которые способствуют развитию музыкального и эстетического вкусов; детей младшего и старшего школьного возраста через постановки в детских кукольных театрах, которые влияют на развитие мышления, логики и красноречия; на занятиях в художественных мастерских, что развивают воображение, эмоции и чувства. Особое внимание уделяется роли педагога в развитии творческих способностей детей. Раскрывается важность организации специальной творческой образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей, которая подразумевает создание творческой атмосферы в коллективе с применением активных методов работы и интенсивного взаимодействия участников образовательного процесса, а также умения работать в коллективе, что формирует у ребёнка чувство ответственности и взаимопомощи.
Ключевые слова: дополнительное образование; творчество; творческая деятельность; творческие способности; музыкальные способности; изобразительная деятельность; детский кукольный театр; педагог дополнительного образования; детский коллектив; воображение; мышление; логика
Консультационный центр психолого-педагогической, методической и консультативной помощи в рамках реализации национального проекта «Образование»
Вы здесь
Развитие творческих способностей дошкольника
Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Детское художественное творчество – деятельность ребенка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, лепных поделок, художественных композиций и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребенка.
Изобразительное детское творчество является массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребенка со взрослым, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Любые задатки, прежде, чем превратить в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
В каком возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?
Изобразительное творчество развивается с 1,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет начинает изображать узнаваемые предметы.
Как развивать творческие способности?
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их психологи определили или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
1) Развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет.
2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать на что это может быть похоже.
Актуальность развития творческих способностей детей.
Готовность ребёнка к жизни — это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных, изобразительных). Творчество — самовыражение и самоутверждение личности.« Творчество — как отмечал JI.C. Выготский, — это необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». В дошкольной педагогике проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. именно они определяют прогресс человечества. Наше время так же требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Решение проблемы начинается уже в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является сензитивным для развития и формирования творческой личности. (Л. А. Векгер. Н. А. Ветлугина. Л. С. Выготский, и т. д.). В области дошкольного образования вопросы творчества и его развитие исследовали такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М.Дьяченко. Т.Г.Казакова. Т.С.Комарова и др. В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей, в том числе и изобразительного. Понятие « творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Большинство известных художников — педагогов подчёркивают сообразность развития способностей в ранний период детства. Каждый ребёнок индивидуален, имеет определённые задатки и способности. Вовремя увидеть эти способности и правильно организовать работу по их развитию и реализации — задача весьма важная. При всем многообразии методик можно выделить две основные тенденции, характеризующие творческое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследование отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их
развитию (развитие памяти, речи и т.д.); вторая — с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические) и разработкой комплексных методов их развития. Однако практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Подьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием. Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию. Наблюдения педагогической практики в старших группах показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот технические и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в младших группах не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено.