Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Творческие способности — это умение принимать необычные, креативные и творческие решения, вырабатывать принципиально новые идеи.
Творчество – это вид деятельности, направленный на создание качественно новых материальных и духовных ценностей.
В настоящее время перед педагогами стоит проблема по формированию всестороннее развитой и творческой личности. Для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей, необходимо создавать специальные условия. Одним из эффективных средств развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, является театрализованная деятельность.
В рамках дошкольного образовательного учреждения, организованна театрализованная деятельность:
- Способствует преодолению детской неуверенности, скованности и зажатости.
- Отражает мир социальных связей и отношений, дает возможность «прикоснуться» к этому миру, «примерить» на себе разные социальные роли, профессии и т.д.
- Предоставляет пространство для творческого самовыражения, посредством изображения разных образов, использования доступных дошкольников способов выражения (мимика, движения, интонация, жесты и т.д.).
- Дает возможность выбора того персонажа, посредством проигрывания роли которого, ребенок сможет показать свои творческие способности, выразить свои чувства и мысли.
Таким образом, театрализованная деятельность детей дошкольного возраста, представляет собой особенный вид творческой деятельности, в процессе которой происходит освоение сценического искусства, разыгрывание ролей и приобщение к театральной культуре.
Возможности театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
К основным возможностям театрализованной деятельности по развития творческих способностей у детей дошкольного возраста относятся:
- Обеспечение целостности и глубины педагогического воздействия на развитие творческих способностей ребенка, посредством музыкальных, ритмических, словесных и игровых средств.
- Создание ситуаций, способствующих творческому самовыражению детей, усиленному групповой формой работы.
- Обеспечение высокого уровня включенности каждого участника в организуемое театрализованное действие.
- Обучение детей на моделях (ролях) формировать эффективные способы поведения и взаимодействия, символически замещая реальность.
- В рамках театрализованной деятельности создается эстетическая атмосфера, которая является одним из факторов психологически комфортного и благоприятного эмоционального фона.
- Театрализованная деятельность детей не направлена на оценку осуществляемой деятельность, что позволяет каждому ребенку свободно и непринужденно выражать свои чувства, не опасаясь того, что они будут подвергнуты оценке.
- Театрализованная деятельность по своей сущности представляет собой «ситуацию вынужденного успеха», что позволяет каждому ребенку ощутить собственный творческий успех и увериться в своих творческих силах и возможностях.
Таким образом, возможности театрализованной деятельности в формировании и развитии у детей дошкольного возраста творческих способностей весьма широки. Принимая в ней участие дети имеют возможность познакомиться с окружающим миром, в непринужденной обстановке проявить свое творчество.
Театрализованная деятельность может быть организована в виде:
- просмотра кукольного спектакля и последующей беседы по нему;
- организованные игры-превращения и игры-драматизации;
- специальные упражнения, направленные на социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста;
- пальчиковые игры и игры для развития речи детей;
- логоритмические упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики и пластики;
- театрализованные этюды, инсценировки, разыгрывание сюжетов, сказок, мультфильмов и т.д.
Театрализованная деятельность является одним из наиболее распространенных видов детского творчества. Это обусловлено тем, что данная деятельность понятна и близка ребенку дошкольного возраста, так как она тесно связана с игровой деятельностью. Любая выдумка или фантазия, может быть воплощена ребенком в театрализованной деятельности посредством своих творческих способностей.
Условия организации театрализованной деятельности
Для того, чтобы театрализованная деятельность была эффективной и способствовала развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, необходимо соблюдать следующие условия:
- Создание всех необходимых условий для проявления детьми творческой активности в рамках театрализованной деятельности.
- Приобщение детей к театрализованной культуре.
- Обеспечение взаимосвязи театрализованной деятельности с иными видами детской деятельности.
- Создание условий для организации совместной театрализованной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых (воспитателей, родителей).
Таким образом, правильно организованная театрализованная деятельность является одним из наиболее эффективных способов воздействия на ребенка. Она способствует общему развития ребенка, так как ее основным принципом является «научить – играя». Особое влияние театрализованная деятельность оказывает на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
В соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.
Проблема развития творческих способностей
у детей дошкольного возраста
Ключевые слова: , творческие способности детей дошкольного возраста.
Проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не теряет свою актуальность по сей день. Современное общество предъявляет высокие стандарты к развивающейся личности: творческий потенциал, способность принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте являются базой для обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать — это является основными факторами успешного обучения предупреждения школьной дезадаптации. По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии (Д. Гильфорда, Е. Торренса, Е. Богоявленской и др.), именно период от рождения ребёнка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей жизни. Считая, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти.
Говоря о творческих способностях, многие люди под этим понимают способность к различным видам художественной творческой деятельности. Например, умение красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п.
Стоит отметить, что элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, а значит, понятие «творческие способности» необходимо применять не только в вопросах художественных творческих
способностей, но и в математических творческих способностях, в технических творческих способностях и т. д.
Таким образом, под «творческими способностями» мы можем понимать индивидуальные особенности качества человека, необходимые для успешного выполнения им творческой деятельности. Развитие творческих способностей предполагает их совершенствование, то есть достижение новых ступеней качества в своём развитии. Стоит отметить, что творческие способности человека могут развиваться как спонтанно, то есть сознательно не контролируемый и неуправляемый процесс развития способностей, без заранее продуманного плана целенаправленных действий, так и организованно: сознательные действия, направленные именно на развитие соответствующих способностей.
В своём учебном пособии по практической психологии Р.С. Немов отмечает, что «любые способности не только проявляются, но и развиваются в том виде деятельности, которым под влиянием возникшего интереса занялся человек».
Таким образом, можно сделать вывод, что творческие способности –это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Наличие наилучших условий для их развития ведёт к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствуют успешному выполнению определённой деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию способностей.
Говоря о формировании способностей, нужно остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует совершенствовать творческие способности детей. Психологи называют разные сроки от полутора до 5 лет. Также есть предположение, что развивать творческие способности нужно с самого раннего возраста. Это предположение обретает доказательство в физиологии.
Однако возможности развития способностей, добившись максимума в «момент» созревания, не остаются стабильными. Если эти способности не используются, то они начинают теряться, деградировать и тем скорее, чем меньше функционирование.
Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимался проблемой развития творческих способностей детей. Именно он именовал это явление НУВЕРС
(Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЕРС особенно плохо воздействует на формирование творческих способностей.
Разрыв во времени меж моментом созревания структур, нужных для формирования творческих возможностей и истоком целенаправленного развития данных возможностей ведёт к суровому затруднению их развития, замедляет его темпы и ведёт к понижению качественного уровня развития творческих способностей. По мнению Б.П. Никитина, именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врождённости творческих способностей, так как традиционно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности активного развития творческих способностей. И незначительное количество в обществе людей с высочайшими творческими возможностями объясняется тем, что в детстве только очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.
С психологической точки зрения дошкольное детство является подходящим временем для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень пытливы, у них имеется огромное желание узнавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, привлекая их в разные виды деятельности, способствуют расширению детского эксперимента. А накопление опыта и запас знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников наиболее свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавлено догмами и стереотипами, оно наиболее самостоятельно. А это свойство необходимо всячески совершенствовать. Дошкольное детство также
сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, как были использованы эти способности, во многом станет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Одним из важных причин творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Конечно, ведётся ещё немало споров о том, чему же и как учить деток, но тот факт, что учить нужно не вызывает сомнений. Развитие творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если оно станет представлять собой целеустремлённый процесс, в ходе которого решается ряд личных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Организация: МАДОУ «Детский сад №76»
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Именно в дошкольный период закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. Способность к творчеству присуще каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности.
Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей и возможностей. Для развития творческих способностей необходимо знать самого ребенка. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает возможностями развития способностей по всем видам деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится ребенок, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности и не могут созреть сами по себе. Их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития его творческого начала. Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся его развивать. Творчество заключается в способности – возможности придумывать, изобретать что-то совершенно новое, стремлении экспериментировать , создании совершенно новых образов. Важно пробудить у ребёнка интерес к образовательной деятельности, захватить его внимание предложенной темой. Реализовать эту задачу на практике помогут такие приёмы:
- комплекс развивающих, дидактических, театрализованных, подвижных игр.
- сюрпризный момент – неожиданное интересное событие, например, визит сказочного героя, приглашающего принять участие в увлекательной игре, просящего малышей о помощи или зовущего в познавательное путешествие, пробудит любопытство и желание творить, поможет мотивировать ребят на исследовательскую работу.
- живая, образная, интонационно выразительная речь педагога, которая усилит эмоциональное восприятие.
Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видoм деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.
Мы строим свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Педагог создает условия для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Необходимо способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитывать уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия. Эти возможности свободного самовыражения играют ключевую роль в развитии художественно-творческих способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно выражать свои мысли, развивают готовность принятия на себя ответственности в соответствии с уровнем развития.
Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Наша основная задача – создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.
Список литературы:
1. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.
2.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.
Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно – образовательной работе с детьми.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности. Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.
Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.
Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с
удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского,
приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общим дидактическим принципам:
- научности;
- систематичности;
- последовательности;
- доступности;
- наглядности;
- активности;
- прочности;
- индивидуального подхода.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.
Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье.
Информация об авторах:
Психология возрастного развития личности: особенности и проблемы / Экспериментальная работа
ФИО: Беккер Виктория Игоревна
Образовательная организация: Волгоградский социально-педагогический университет
Факультет Дошкольного и начального образования, группа Д-ДБ-21
Научный руководитель: старший преподаватель Спицына Валерия Вячеславовна
Аннотация работы:
Исследование направлено на выявление уровня развития творческого воображения как структурного составляющего творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Используемые методики исследования:
— методика В. Синельникова, В. Кудрявцева
«Как спасти зайку»
— модификация методики А.В. Запорожца
«Сказка про чернильницу»
— методика Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А. Романовой
«Конструирование» (одна методика данного блока).
Основной текст:
Творческие способности – это индивидуальные особенности личности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо творческой работы. Данные способности входят в общую структуру личности, в основе которых, по мнению таких психологов как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., лежат общие способности.
Творческой деятельностью Л.С. Выготский называл такую деятельность человека, которая создает нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Ученый подразделял данную деятельность на два вида: воспроизводящую, тесно связанную с памятью, и репродуктивную, т.е. комбинирующую или творческую, которая непосредственно связана с воображением.
В данной работе будет рассматриваться последний вид творческой деятельности – репродуктивный, т.е. творческое воображение.
Воображение как одна из основ всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь, мир культуры, в отличие от мира природы,— все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
В настоящее время творческие способности и их развитие у индивида вызывает огромный интерес как в педагогических науках, так и в психофизиологических. Из-за стремительного развития научно-технической сферы к обществу предъявляются новые требования, позволяющие жить и развиваться в общей колее событий. Это такие требования, как подвижность и гибкость мышления, быстрая и легкая ориентация и адаптация в новых условиях, а также творческий подход к решению различных проблем. Поэтому тогда как доля умственного труда растет, а большая часть исполнительского отдана технике, то очевидно, что творческие способности человека выходят на первый план, так как развивают духовное и умственное начало. Жизнь становится все разнообразнее и сложнее, и то, как будет развиваться мир в будущем, зависит от творческого потенциала подрастающих поколений.
Логика работы построена таким образом, что первая глава посвящена анализу психологической литературы по проблеме исследования, моделированию гипотезы: развитии е творческих способностей у детей обусловлено развитие творческого воображения дошкольников и их возрастными возможностями в игре.
Вторая глава посвящена организации констатирующего (диагностирующего) эксперимента.
Для достижения цели исследования необходимы было решить комплекс задач.
— Проанализировать теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей по проблеме развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
— Проанализировать возможности развития детей в игровой деятельности.
— Проанализировать возрастные особенности развития творческого воображения в игре у детей старшей и подготовительной групп.
— Разработать и адаптировать рекомендации близким и социальным взрослым по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста в игре.
Организация и проведение исследования развития творческого воображения дошкольников в игре осуществлялось с помощью следующих методик:
— методика В. Синельникова, В. Кудрявцева «Как спасти зайку» (в процессе наблюдения и констатирования действий ребенка во время диагностики проставлялись баллы по трёхбалльной системе, и выводился уровень развития творческого воображения у детей).
— модификация методики А.В. Запорожца «Сказка про чернильницу» (в процессе наблюдения и фиксирования ответов ребенка во время проведения диагностики проставлялись баллы по шкале от 1 до 4 баллов, и выводился уровень развития творческого воображения у детей).
— методика Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А. Романовой «Конструирование» (в процессе проведения диагностики и фиксирования действий и ответы ребенка по показателям: умение самостоятельно создавать развернутый замысел постройки и реализовать его, констатировался уровень развития творческого воображения у детей).
Детский развивающий центр «УмНяша» в Северном Бутово уделяет большое внимание развитию талантов и творческих способностей детей. Преподаватели центра понимают, что «творческая жилка» позволяет человеку нестандартно подходить к решению самых разных задач не только в изобразительном искусстве или музыке, но в строительстве и вообще инженерии, программировании, физике, в других технических и гуманитарных сферах нашей жизни.
Ребенку, творческие способности которого развивались в раннем дошкольном возрасте, будет легче учиться в школе и институте, особенно по тем предметам, где необходима гибкость мышления.
Творческие способности «вырастают» из богатого воображения, здорового авантюризма, развитой интуиции, высоких эстетических стандартов, гибкости способа познания мира. Дошкольники с развитым творческим воображением обычно стремятся к открытиям, очень любознательны, любят не только фантазировать, но и изобретать новое.
Мотивировать на креатив: как это сделать?
Творческий подход ценится в современном обществе очень высоко, будь то образование или профессиональная деятельность, а развивать его нужно, начиная с самого раннего возраста. Родителям нужно быть особенно внимательными, чтобы не пропустить первые всплески творческой энергии.
Как побудить малыша проявить себя в творческом ключе:
- предлагайте ребенку опробовать разные виды деятельности, от лепки до пения, и наблюдайте, где он проявит себя;
- старайтесь обеспечить ребенку доступ к необходимым для творчества материалам: карандашам, цветной бумаге, тряпочкам и ниткам, разным видам конструкторов, мелкам и т.д.;
- пробуйте посещать различные детские развивающие центры и кружки около дома, возможно, в одном из них найдут подход к вашему малышу;
- ходите в гости к друзьям и знакомым творческих профессий — ребенка могут заинтересовать картины на стенах или кофр от музыкального инструмента, у малыша проснется любопытство, а часто именно оно пробуждает подлинный интерес.
Как пробуждают творческие способности малышей в центре «УмНяша»
В детском развивающем центре «УмНяша» в Северном Бутово учителя тщательно работают над раскрытием разнообразных талантов малышей. Как это происходит?
-
В нашей творческой мастерской под руководством преподавателей дети осваивают разные виды творчества: рисование, аппликацию, конструирование, лепку. Ребенок получает возможность порисовать и пастелью, и гуашью, и акварелью, полепить из глины, пластилина, теста. Разнообразные материалы попутно развивают мелкую моторику ребенка, которая пригодится малышу для работы с более тонкими и сложными фактурами, послужит развитию мышления и речи.
Как говорил В.А. Сухомлинский*:
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
ЧЕГО МЫ НЕ ДЕЛАЕМ?
Мы не готовим настоящих классических художников, не даем знания по станковой живописи, для этого есть художественные школы. Но как понять, что ваш ребенок может пойти по стезе изобразительного или прикладного искусства? Здесь пригодится опыт наших преподавателей, которые помогут раскрыть творческое начало в вашем ребенке.
Приходите на бесплатное пробное занятие!
Мы приглашаем родителей с детьми от 1 до 11 лет на бесплатное пробное занятие в творческую мастерскую развивающего центра «УмНяша» в Северном Бутово. Выберете интересующее вас направление и запишитесь по одному из телефонов нашей творческой мастерской: +7 (499) 110-05-89; +7 (925) 916-47-64.
* Василий Александрович Сухомлинский — выдающийся советский педагог-новатор, кандидат педагогических наук, писатель. Сухомлинский создал уникальную педагогическую систему, базирующуюся на принципах гуманизма и признании личности ребёнка высшей ценностью.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие художественно-творческих способностей детей
Наибольшую роль развитие художественных способностей у детей дошкольного возраста играет в эстетическом развитии ребенка. Многие педагоги и детские психологи утверждают, что изобразительная деятельность важна для всестороннего развития ребенка, если он получает положительные эмоции от созданной своими руками работы. Это может быть рисование, лепка, аппликация, работа с нетрадиционными материалами. Ребенок в процессе такой деятельности учится видеть и чувствовать прекрасное, у него развивается эстетическое восприятие, воображение, образное мышление, воспитывается уверенность в себе, формируется сознание «я могу», что очень важно в таком возрасте. Рисование – как один из способов развития художественных способностей, применяется очень часто в процессе обучения, в дошкольном воспитании, он встречается практически на каждых уроках в детском саду и имеем множество вариаций. Это не только возможность рисовать кисточкой, но и пальчиковые краски, которые очень нравятся детям, рисование мелками, нетрадиционные техники – рисование по воску, по сырому листку бумаги акварелью и многое другое. Занятия по рисованию всегда проходят в легкой дружественной атмосфере. В процессе деятельности у ребенка формируется чувство прекрасного, видение и сочетание цветов, эстетический вкус, воображение. Условия развития творческих способностей детей играют достаточно важную роль в процессе деятельности. Педагоги-психологи выделяют несколько условий для гармоничного развития творческих способностей детей дошкольного возраста: 1) Деятельность должна быть направлена на опережение развития детей. 2) Предоставление свободы деятельности, переключение с одного процесса на другой, отсутствие скуки и рутины в процессе творчества. 3) Полное вовлечение в творческий процесс, который требует достаточно много эмоций и сил, не слишком прост для ребенка. 4) Комфортная обстановка, дружелюбная атмосфера в процессе создания творческого продукта. 5)Постановка задач, требующих решения, поисковой деятельности.
Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность для ребенка – это волшебный мир, в котором он может выбирать себе роль, выражать эмоции, она помогает ему раскрыться, перевоплотиться в героя любимой сказки, почувствовать настроение и характер героя. Поэтому дети-дошкольники очень любят занятия детского театрального кружка, занимаются обычно с большим удовольствием. В такой деятельности ребенок может попробовать себя не только артистом, но и режиссером, поучаствовать в постановке или понаблюдать, как это делает педагог, может даже дома, в игре, сделать собственную постановку с любимыми игрушками. Постановки мини-театра в детском саду способствуют также развитию речи детей, их интеллектуальных способностей, знакомят с миром детской литературы, развивают кругозор. Привыкая к сцене, пусть и небольшой, малыш с детства воспитывает в себе волевые качества, уверенность в себе, что очень важно для дальнейшей взрослой жизни.
Развитие творческих способностей детей в игре
Снова хочется сделать акцент на том, что любое развитие дошкольников возможно только в игре, так как это их основная деятельность для данного возрастного этапа. Игровая деятельность может стать мотивацией для ребенка, способом решения поставленных задач, побудить к более сложной деятельности. Важно заинтересовать малыша, чтобы получить необходимые знания. Все игры можно разделить на подвижные – развивающие физические качества ребенка прежде всего, и развивающие – познавательные. Они отличаются друг от друга методикой преподавания, поставленными целями и задачами, но и те, и другие, направлены на развитие творческих способностей детей. Аппликация – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой идет активное познание окружающего мира у детей дошкольников. Она способствует развитию мышления, памяти, воображения у детей, и, в первую очередь, мелкой моторики, которая очень важна для ребят подготовительной группы детского сада. Материалом для аппликаций может стать не только бумага и картон, но и различные предметы, используемые в быту, нетрадиционные для применения. Это могут быть лоскутки ткани, фетра, бумажные салфетки, пластиковые ложки, вилки, природный материал. Создавая аппликацию, ребенок учится видеть мир в других красках, развивает фантазию и воображение. Лепка – как способ развития творческих способностей тоже очень важен. Виды работ – лепка из пластилина, глины, соленого теста и др. Ребята, занимаясь лепкой, не только развивают мелкую моторику, фантазию и воображение, образное и пространственное мышление, но и смогут познакомиться с народными промыслами нашей страны, развить кругозор.