- Описание
- Программа курса
- Нет в мобильном приложении
Ознакомиться Назначить курс группе
-
Бухарова И. С.
Способность к творческому процессу — уникальное свойство человека, благодаря которому он может создавать и приумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству — залог будущих успехов. Это пособие поможет студентам освоить все многообразие точек зрения на проблему креативности и развития творчества, а также разобраться в сложных вопросах диагностики творческих способностей. В книге приведен комплекс игр и упражнений, который позволит повысить творческий потенциал ребенка.
- Введение
- Глава 1. Проблема креативности в современной психолого-педагогической литературе
- 1.1. Понятие креативности, ее основные характеристики
- 1.2. Основные направления исследований креативности
- 1.3. Факторы, влияющие на развитие креативности
- 1.4. Развитие творческих способностей
- 2.1. Тест креативности Е. П. Торренса. Образная часть (в адаптации Е. Е. Туник)
- 2.2. Опросник креативности Д. Джонсона (в адаптации Е. Е. Туник)
- ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО, 2019
- ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО, 2018
- ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО, 2018
Мы используем cookie 🙂
ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.
Попробуйте личную
подписку от 209 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебиками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Главная Для родителей Советы по воспитанию и развитию детей Творческие способности
Творческие способности |
Советы родителям по развитию творческих способностей детейНемного теории Кому нужны творческие способности? И перед нашим государством, школой и родителями стоит задача: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу, вырастить не только сознательным членом нового общества, не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно! — инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за какое он бы ни взялся. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Творчество – это способность взглянуть на проблему со стороны. Оно проявляется в необычном способе решения задачи, в остроумном выходе из затруднительного положения Под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Для определения творческих способностей выделяют следующие параметры: · беглость мысли (количество идей), · гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), · оригинальность (способность производить идеи), · любознательность, фантастичность. У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Каковы же способы стимулирования творческих способностей? Способы стимулирования творческих способностей:
Не секрет и то, что черты характера, свидетельствующие о творческом потенциале, можно (и нужно!) обнаружить достаточно рано. Однако в какой степени творческие импульсы ребенка укоренятся в его характере, зависит от родителей. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка Советы родителям Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью». Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. избегайте критиковать первые опыты, как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем. Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям (например, что будет, если все люди станут совсем маленькими, не больше пальца?). Удовлетворяйте базовые человеческие потребности в безопасности, любви, уважении к себе и окружающим. Без этих «банальностей» человек, не способен достичь высот самовыражения. Знаете ли вы что? Исследования показали, что у детей, воспитанием которых больше всего занимаются бабушки, творческий потенциал на 40 процентов выше! То есть мыслят они оригинальнее, чем их сверстники. А ведь именно эта черта — умение находить нестандартные решения, отыскивать новые пути — свойственна гениям. Дело в том, что бабушки чаще, чем родители, хвалят ребенка, предоставляют ему возможность выбора и самовыражения «Инструкция» «Неоконченный рисунок» Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т.п.). Его задача — из каждого кружочка изобразить, используя различные элементы, какие-либо образы. Повторяться нельзя. «Ассоциации» Это, конечно, не все полезные для развития творческих способностей детей игры и упражнения. Родители сами могут подобрать аналогичные, или даже придумать сами. Дети всегда рады интересным нестандартным заданиям готовы к новому опыту. Задача родителей — развить и поддержать этот интерес. Что необходимо делать для того, чтобы развить творческие способности у ребенка? Ребенок, у которого плохо развиты творческие способности, будут им испытывать трудности в общении, им будет трудно выражать свои мысли. Часто родители не придают значения тому, что их ребенок не обладает творческими навыками, по их мнению — главное чтоб он был успешным в учебе. Но развитие талантов важно не меньше, чем учебная успеваемость, по мнению многих психологов. Ваш запит успішно відправлено! У найближчий час з Вами зв’яжеться специаліст Это помогает формировать гибкость ума, воображение. Как помочь развить творческие способности ребенку?
Развитие способностей у детейСпособности влияют на качество жизни ребенка. Педагоги утверждают, что те дети, которые не верят в свои способности, теряют интерес к учебе и перестают проявлять старательность в учебе. Поэтому важно правильно мотивировать ребенка. Очень важно выяснить, чем ребенок интересуется и кем бы он хотел себя видеть в будущем. Одни дети тянутся к рисованию, другие интересуются спортом, третьи – танцами. Нужно выяснить интересы и желания, помочь ребенку реализовать себя. Многие взрослые люди горечью вспоминают о том, что в детстве у них не было возможности реализовать творческий потенциал, остались нереализованные амбиции. Нужно помочь детям развить таланты, проявить себя, за что в будущем они будут очень благодарны вам! Страх – это одна из самых опасных эмоций, по мнению психологов. Это ответ на какую-либо опасность – реальную или мнимую. Если человек ощущает страх, в его кровь поступает огромное количество адреналина, происходит гормональный дисбаланс. Детские комплексы — это серьезное психологическое заболевание, на которое нельзя не обращать внимания. Если проблему запустить и не обращать внимания, то ребенок может вырасти с целым набором психологических проблем. Комплексы нельзя вылечить с помощью медицинских способов, поэтому ребенку помогут только психологи. Когда ребенок изучает окружающий мир, его окружают не только позитивные эмоции. Психика ребенка очень чувствительна и достаточно всего лишь одного неприятного эпизода, чтобы произошел серьезный нервный срыв. Проблема отцов и детей, которую затронул И.С. Тургенев, не теряет актуальности и в наши дни. Как утверждают социологи, поколения утрачивают связь между собой из-за стремительных общественных изменений и быстрого развития технологий. Отрыв между поколениями становится все более заметным. Если удастся, ребенок оставит свой след, как это случилось со многими гениальными творческими лицами или профессионалами, добившимся в своем деле мирового признания и славы. Если же это не удается родителям, часто, будучи взрослыми, некоторые люди начинают проявлять свои способности, так появляются гениальные «самородки» вроде Ломоносова, Сьюзен Бойл, Эдисона. К сожалению, из-за того, что к развитию творческих способностей в детстве относились пренебрежительно и из-за издержек в воспитательном процессе большинство талантов оказались «зарытыми в землю». Поиск любимого занятия и увлеченияКаждая любящая пара, планирующая рождение ребенка, должна знать: что необходимо учиться быть родителем и ребенку нужны не только еда, одежда, тепло, умение писать и читать, но и правильный подход к творческим задаткам, их эффективное развитие. Развитие творческих способностей у детей требует отдачи и усилий не только от детей, но, в первую очередь – от родителей. Существует множество интерактивных инструментов, благодаря которым облегчается возможность определения творческих занятий, действительно интересующих ребенка. Лишь в поиске определяется любимое занятие, а развитие творческого потенциала позволит достичь больших высот в карьере, признания профессионализма, следовательно, удовлетворения от собственной работы. Не каждый ребенок легко определяет свою миссию, поэтому обязанностью родителей является помощь в поиске. Самой большой ошибкой является мнение родителей, что дети должны продолжать династию или любить то, что нравится им. Это не всегда так. Конечно, большая часть детей любит то, чем занимаются их родители и становятся достойными продолжателями традиции, но есть дети, желающие идти своим путем и нельзя ставить им преграды на пути. Методы и инструменты развития творческих способностейДома и в детских дошкольных заведениях, перед взрослыми стоит ряд задач, которые требуется решать. Это: Чем раньше взрослые приступают к решению этих задач, тем легче в будущем дети адаптируются в коллективах, проявляют свой индивидуальный потенциал и добиваются успехов. Большую пользу в решении этих задач привносят различные интерактивные формы обучения, где дети обучаются работе парами и в команде. Для решения же поставленных задач используются инструменты, способные заинтересовать современных, технически подкованных малышей. Отлично справляются с решением этих задач различные интерактивные проекционные системы. Они способны увлечь не только малышей, но и взрослых. Использование интерактивных технологий в качестве средства для развития творческих способностей детей не только ускорит процесс, но и придаст большую эффективность при решении поставленных задач. Компания-производитель Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее. Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее
Вступительные замечанияУ каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, – пишет В.В.Давыдов, – является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность. Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат. «Творчество и игра выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку… у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения». (Л.С.Выготский). Б.М. Теплов пишет, что «…задача изображения необходимо требует острого восприятия… Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи». Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страхи, тревожность и т.д.). Часто мир для них кажется им пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения и, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка. В описаниях творчества здоровых детей обычно обращают внимание на развитие творческого мышления, воображения, на одаренность, продуктивность, творческий потенциал. Мы будем говорить о творческом мышлении, творческой активности, воображении, познавательном развитии и продуктивности деятельности в совершенно другом контексте. Говоря о творчестве ребенка, имеющего ограничения в своем развитии, мы можем сформулировать цель программы: создание условий для становления личности ребенка через развитие способностей к изобразительной деятельности. – формирование навыков изобразительной деятельности как средства самовыражения ребенка; – развитие творческого мышления и творческой активности; – развитие познавательной и продуктивной деятельности ребенка. Программа развития творческих способностей особого ребенка состоит из трех разделов: 1. Развитие познавательной сферы, стимуляция познавательной активности, развитие эмоциональной сферы и воображения. А ведь, если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста, то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни, даже если малыш не станет знаменитым актёром или популярным певцом, он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут вставать на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей: нужно уметь развить эти задатки. Понятие творческих способностей Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых родители и должны акцентировать внимание: Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные навыки творческой деятельности. Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей: 1–2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам; The small beautiful girl paints on a paper 1. Окружающий мир совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте; покупайте детям настольные развивающие игры; очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры; лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию; детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты; с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки; Храпунова Наталья Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности Н. А. Храпунова, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, детский сад №252 Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель Рис.2 Приложение 3 Рис.1 Рис.2 Приложение 4 Рис.1 |