Развитие творческих способностей детей

  • Описание
  • Программа курса
  • Нет в мобильном приложении

Ознакомиться Назначить курс группе

    Бухарова И. С.

Способность к творческому процессу — уникальное свойство человека, благодаря которому он может создавать и приумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству — залог будущих успехов. Это пособие поможет студентам освоить все многообразие точек зрения на проблему креативности и развития творчества, а также разобраться в сложных вопросах диагностики творческих способностей. В книге приведен комплекс игр и упражнений, который позволит повысить творческий потенциал ребенка.

  • Введение
  • Глава 1. Проблема креативности в современной психолого-педагогической литературе
  • 1.1. Понятие креативности, ее основные характеристики
  • 1.2. Основные направления исследований креативности
  • 1.3. Факторы, влияющие на развитие креативности
  • 1.4. Развитие творческих способностей
  • 2.1. Тест креативности Е. П. Торренса. Образная часть (в адаптации Е. Е. Туник)
  • 2.2. Опросник креативности Д. Джонсона (в адаптации Е. Е. Туник)
  • ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО, 2019
  • ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО, 2018
  • ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО, 2018

Мы используем cookie 🙂

ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.

Попробуйте личную
подписку от 209 ₽/мес

Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебиками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев

Главная Для родителей Советы по воспитанию и развитию детей Творческие способности

Творческие способности

Советы родителям по развитию творческих способностей детей

Немного теории

Кому нужны творческие способности?

И перед нашим государством, школой и родителями стоит задача: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу, вырастить не только сознательным членом нового общества, не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно! — инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за какое он бы ни взялся.

Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Творчество – это способность взглянуть на проблему со стороны. Оно проявляется в необычном способе решения задачи, в остроумном выходе из затруднительного положения

Под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Для определения творческих способностей выделяют следующие параметры:

· беглость мысли (количество идей),

· гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),

· оригинальность (способность производить идеи),

· любознательность, фантастичность.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.

Каковы же способы стимулирования творческих способностей?

Способы стимулирования творческих способностей:

  • обеспечение благоприятной атмосферы;
  • доброжелательность со стороны взрослого, его отказ от критики в адрес ребёнка;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Не секрет и то, что черты характера, свидетельствующие о творческом потенциале, можно (и нужно!) обнаружить достаточно рано. Однако в какой степени творческие импульсы ребенка укоренятся в его характере, зависит от родителей. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка

Советы родителям

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. избегайте критиковать первые опыты, как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.

Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям (например, что будет, если все люди станут совсем маленькими, не больше пальца?).

Удовлетворяйте базовые человеческие потребности в безопасности, любви, уважении к себе и окружающим. Без этих «банальностей» человек, не способен достичь высот самовыражения.

Знаете ли вы что?

Исследования показали, что у детей, воспитанием которых больше всего занимаются бабушки, творческий потенциал на 40 процентов выше! То есть мыслят они оригинальнее, чем их сверстники. А ведь именно эта черта — умение находить нестандартные решения, отыскивать новые пути — свойственна гениям. Дело в том, что бабушки чаще, чем родители, хвалят ребенка, предоставляют ему возможность выбора и самовыражения

«Инструкция»
Детям предлагается составить подробную инструкцию для выполнении нелёгкого задания, например:
— как вынуть изюм из кекса
— сделать маникюр кошке
— выиграть в лотерею

«Неоконченный рисунок»

Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т.п.). Его задача — из каждого кружочка изобразить, используя различные элементы, какие-либо образы. Повторяться нельзя.

«Ассоциации»
Ребенок придумывает и пишет на листке два столбика из четырех слов каждый. Это могут быть названия любых предметов, имена людей, животных. Затем для каждой из четырех пар слов (по одному из каждого столбика) нужно придумать связывающие их ассоциации, чем больше, тем лучше.

Это, конечно, не все полезные для развития творческих способностей детей игры и упражнения. Родители сами могут подобрать аналогичные, или даже придумать сами.

Дети всегда рады интересным нестандартным заданиям готовы к новому опыту. Задача родителей — развить и поддержать этот интерес. Что необходимо делать для того, чтобы развить творческие способности у ребенка?

Ребенок, у которого плохо развиты творческие способности, будут им испытывать трудности в общении, им будет трудно выражать свои мысли. Часто родители не придают значения тому, что их ребенок не обладает творческими навыками, по их мнению — главное чтоб он был успешным в учебе. Но развитие талантов важно не меньше, чем учебная успеваемость, по мнению многих психологов.

Ваш запит успішно відправлено!

У найближчий час з Вами зв’яжеться специаліст
call-центра і уточнить всі питання.

Это помогает формировать гибкость ума, воображение.

Как помочь развить творческие способности ребенку?

  • Носить с собой альбом для рисования, блокнот. Пусть ребенок рисует как можно больше, это поможет выработать художественные навыки. Во время прогулки, путешествий ребенок может делать зарисовки. Рисование отлично помогает развить воображение, гибкость ума. Если малыш не станет великим художником, то это будет полезным опытом для него.
  • Ограничьте доступ к планшету, телефону, компьютеру. Взаимодействие с техникой не должно занимать львиную долю его времени.
  • Пусть малыш попробует вырастить самостоятельно растение в вашем саду. Если нет такой возможности – пусть выращивает луковицу на подоконнике. Посещайте всей семьей живописные места, пусть исследует природу, запоминает ее сложную и интересную цветовую гамму, изучает удивительный мир флоры и фауны.
  • Можно предложить ребенку вести ежедневник. В конце дня он будет отмечать там события, которые его порадовали или огорчили. Пусть он также описывает свои достижения и успехи.
  • Посоветуйте нарисовать несуществующее животное. Пусть сам придумает, где оно обитает и чем питается. Дайте задание — нарисовать зоопарк с волшебными животными.
  • На море предложите построить фигуру из песка вместе с другими детьми.
  • Находясь на отдыхе, предложите малышам построить дом из веток, камней, листьев.
  • Устройте детскую танцевальную вечеринку. Пускай ее участники придут в ярких маскарадных костюмах.
  • Попросите малыша сочинить интересную историю. Главными героями могут быть его друзья, он сам или вымышленные персонажи. Все зависит от желания малыша.
  • Поиграйте с детьми на море в занимательную игру – они наблюдает за облаками и придумывает им названия в зависимости от их очертаний
  • Лепка из пластилина очень помогает сформировать творческое воображение. Можно дать задание ребенку вылепить из пластилина какую-то фигурку, если он не может решить что именно создать из пластилиновой массы.
  • Девочек можно учить рисованию, кройке, шитью. Можно отдать ее в специальный кружок, где ее научат навыкам рукоделия. Мама вместе с дочерью может делать украшения, предметы декора, игрушки. Такая совместная работа очень позитивно влияет на семейный микроклимат.

Развитие способностей у детей

Способности влияют на качество жизни ребенка. Педагоги утверждают, что те дети, которые не верят в свои способности, теряют интерес к учебе и перестают проявлять старательность в учебе. Поэтому важно правильно мотивировать ребенка. Очень важно выяснить, чем ребенок интересуется и кем бы он хотел себя видеть в будущем. Одни дети тянутся к рисованию, другие интересуются спортом, третьи – танцами. Нужно выяснить интересы и желания, помочь ребенку реализовать себя. Многие взрослые люди горечью вспоминают о том, что в детстве у них не было возможности реализовать творческий потенциал, остались нереализованные амбиции. Нужно помочь детям развить таланты, проявить себя, за что в будущем они будут очень благодарны вам!

Страх – это одна из самых опасных эмоций, по мнению психологов. Это ответ на какую-либо опасность – реальную или мнимую. Если человек ощущает страх, в его кровь поступает огромное количество адреналина, происходит гормональный дисбаланс.

Детские комплексы — это серьезное психологическое заболевание, на которое нельзя не обращать внимания. Если проблему запустить и не обращать внимания, то ребенок может вырасти с целым набором психологических проблем. Комплексы нельзя вылечить с помощью медицинских способов, поэтому ребенку помогут только психологи.

Когда ребенок изучает окружающий мир, его окружают не только позитивные эмоции. Психика ребенка очень чувствительна и достаточно всего лишь одного неприятного эпизода, чтобы произошел серьезный нервный срыв.

Проблема отцов и детей, которую затронул И.С. Тургенев, не теряет актуальности и в наши дни. Как утверждают социологи, поколения утрачивают связь между собой из-за стремительных общественных изменений и быстрого развития технологий. Отрыв между поколениями становится все более заметным.

Если удастся, ребенок оставит свой след, как это случилось со многими гениальными творческими лицами или профессионалами, добившимся в своем деле мирового признания и славы. Если же это не удается родителям, часто, будучи взрослыми, некоторые люди начинают проявлять свои способности, так появляются гениальные «самородки» вроде Ломоносова, Сьюзен Бойл, Эдисона. К сожалению, из-за того, что к развитию творческих способностей в детстве относились пренебрежительно и из-за издержек в воспитательном процессе большинство талантов оказались «зарытыми в землю».

Поиск любимого занятия и увлечения

Каждая любящая пара, планирующая рождение ребенка, должна знать: что необходимо учиться быть родителем и ребенку нужны не только еда, одежда, тепло, умение писать и читать, но и правильный подход к творческим задаткам, их эффективное развитие.

Развитие творческих способностей у детей требует отдачи и усилий не только от детей, но, в первую очередь – от родителей. Существует множество интерактивных инструментов, благодаря которым облегчается возможность определения творческих занятий, действительно интересующих ребенка.

Лишь в поиске определяется любимое занятие, а развитие творческого потенциала позволит достичь больших высот в карьере, признания профессионализма, следовательно, удовлетворения от собственной работы. Не каждый ребенок легко определяет свою миссию, поэтому обязанностью родителей является помощь в поиске.

Самой большой ошибкой является мнение родителей, что дети должны продолжать династию или любить то, что нравится им. Это не всегда так. Конечно, большая часть детей любит то, чем занимаются их родители и становятся достойными продолжателями традиции, но есть дети, желающие идти своим путем и нельзя ставить им преграды на пути.

Методы и инструменты развития творческих способностей

Дома и в детских дошкольных заведениях, перед взрослыми стоит ряд задач, которые требуется решать. Это:
• научить детей правильно выражать свои мысли;
• формировать навыки правильного общения со сверстниками и взрослыми;
• научить решать проблемы, подходя к ним творчески;
• помочь детям найти места в сообществе себе подобных, воспитать индивида в коллективе.

Чем раньше взрослые приступают к решению этих задач, тем легче в будущем дети адаптируются в коллективах, проявляют свой индивидуальный потенциал и добиваются успехов.

Большую пользу в решении этих задач привносят различные интерактивные формы обучения, где дети обучаются работе парами и в команде. Для решения же поставленных задач используются инструменты, способные заинтересовать современных, технически подкованных малышей.

Отлично справляются с решением этих задач различные интерактивные проекционные системы. Они способны увлечь не только малышей, но и взрослых.

Использование интерактивных технологий в качестве средства для развития творческих способностей детей не только ускорит процесс, но и придаст большую эффективность при решении поставленных задач.

Компания-производитель
интерактивного оборудования
и программного обеспечения
для образовательных учреждений c 2007 года

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 37 стр.
  • Жанр:д етская психология, п едагогика
  • Теги:д ефектология, к оррекционная педагогика, с пециальная (коррекционная) психология, л ечебная педагогика, о собые дети, р азвитие творческих способностейРедактировать

Вступительные замечания

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, – пишет В.В.Давыдов, – является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность.

Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат. «Творчество и игра выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку… у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения». (Л.С.Выготский). Б.М. Теплов пишет, что «…задача изображения необходимо требует острого восприятия… Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.

Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страхи, тревожность и т.д.). Часто мир для них кажется им пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения и, как следствие, к возникновению поведенческих проблем.

Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка.

В описаниях творчества здоровых детей обычно обращают внимание на развитие творческого мышления, воображения, на одаренность, продуктивность, творческий потенциал. Мы будем говорить о творческом мышлении, творческой активности, воображении, познавательном развитии и продуктивности деятельности в совершенно другом контексте.

Говоря о творчестве ребенка, имеющего ограничения в своем развитии, мы можем сформулировать цель программы: создание условий для становления личности ребенка через развитие способностей к изобразительной деятельности.

– формирование навыков изобразительной деятельности как средства самовыражения ребенка;

– развитие творческого мышления и творческой активности;

– развитие познавательной и продуктивной деятельности ребенка.

Программа развития творческих способностей особого ребенка состоит из трех разделов:

1. Развитие познавательной сферы, стимуляция познавательной активности, развитие эмоциональной сферы и воображения.

А ведь, если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста, то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни, даже если малыш не станет знаменитым актёром или популярным певцом, он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут вставать на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей: нужно уметь развить эти задатки.

Понятие творческих способностей

Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых родители и должны акцентировать внимание:
стремление к открытиям;
умение познавать;
активность;
фантазия;
инициативность;
стремление к познанию;
умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
живость ума;
умение изобретать и открывать;
свобода воображения;
интуиция;
умение на практике применять полученные знания, опыт;
открытия и изобретения.
Обычно у детей дошкольного возраста желание познать всё новое и неизведанное просыпается уже в 2–3 года. Однако родители не всегда всерьёз относятся к фантазиям и небылицам своего малыша — и совершенно зря. Ведь именно в этом могут проявляться его первые, ещё не сформированные творческие способности. Взрослые об этом начинают задумываться уже ближе к школе, лет в 5–6, когда поезд ушёл. Так со скольки же лет начинать первые занятия по развитию креативного потенциала в детках?
Возрастные особенности

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные навыки творческой деятельности.

Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:

1–2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
3–4 года: пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;
5–6 лет: занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты;
7–8 лет: младший школьный возраст характеризуется тем, что в это время начинается серьёзная творческая деятельность — изобразительная, музыкальная, театральная, и в каждой области ребёнок должен суметь себя проявлять, хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него имеются природные задатки.
Если ребёнок начинает усиленно врать, фантазировать, жить в собственном выдуманном мире, родители не должны спешить его ругать и наказывать. Скорее всего, в подобной ситуации виноваты сами взрослые, которые упустили нужный момент и не смогли направить творческие способности своего чада в нужное русло, и теперь они находят выход вот таким способом — через ложь. Многие родители оправдываются, что не имеют педагогического образования и не знают, что делать в таких случаях. Это отговорки, потому что существуют различные методы развития творческих способностей детей — достаточно простые и понятные.

The small beautiful girl paints on a paper

1. Окружающий мир

совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;
рассказы о животных и растениях;
объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;
ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.
2. Развивающие игры

покупайте детям настольные развивающие игры;
у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;
они должны соответствовать их возрасту;
мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.
3. Рисование

очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;
не жалейте бумаги на это дело;
никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос;
сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.
4. Лепка

лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;
вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;
после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;
пластилин должен быть ярким и мягким.
5. Чтение

детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты;
книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;
берите малышей с собой в библиотеку;
книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности;
тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста.
6. Музыка

с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;
пойте ему колыбельные как можно дольше;
это развивает память и образное мышление.
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр.), хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Храпунова Наталья
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: голосов:1 просмотров: 18153

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Н. А. Храпунова, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, детский сад №252 Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель

Рис.2 Приложение 3 Рис.1 Рис.2 Приложение 4 Рис.1
Приложение 5 Рис.1 Рис.2 Приложение 6
Рис.1 Приложение 7 Рис.1 Приложение 8 Рис.1 Приложение 9 Рис.1 Приложение 10 Диагностика и критерии результативности На первом этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок». Цель : Определение уровня развития творческих способностей.
Материал: 1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка). 2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз. Простые карандаши. Испытуемому предлагалось: В первой серии: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Во второй серии: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного. Оценка результатов: 0-4 балла – очень низкий результат; 5-9 баллов – низкий; 10-14 баллов – средний; 14-18 – высокий; 19-24 – очень высокий. Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются. На втором этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Свободный рисунок». Цель : Определение уровня развития творческих способностей.
Материал : лист бумаги, набор фломастеров. Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям: 10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны. 8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо. 5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. 3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. 0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 5-7 баллов – средний; 3-4 балла – низкий; 0-2 балла – очень низкий. Результаты первого и второго этапов суммируются.