Или же они пользуются советами неопытных и незнающих людей, которые вообще не разбираются в воспитании и развитии детей. Психологи изучили многие семьи, и выяснили как эффективнее и быстрее развить в ребенке творческий потенциал, который пригодится в будущей жизни. Ваша задача просто применять полученные в данной статье знания на практике или же отвергнуть их и продолжать заниматься тем, что только вредит детям.
Чтобы развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, проходило как можно эффективнее и быстрее, нужна конкретная цель и мотивация. Когда у родителей просто нет желания, заниматься с ребенком, тогда у них не получиться помочь ребенку стать лучше, успешнее и счастливее. Подумайте, что вы сами хотите от жизни, и что можете сделать полезного для своих детей. Обдумайте хорошенько свою жизнь, что в ней есть, а чего не хватает, а после этого постарайтесь выписать свои цели на будущее. Когда цели есть, будет значительно легче чего-то добиваться в жизни. С целями эффективно так же написать и конкретные задачи, которые вы будете выполнять ежедневно, для достижения конкретной цели. Поставили цель, добейтесь ее, не слушайте никого, кто будет вас отговаривать и говорить, что у вас ничего не получиться. В жизни, возможно, все нужно просто проявить сильное желание достигнуть конкретной цели, в нашем случае это воспитать сильного, успешного и счастливого ребенка.
С чего начать развитие
Каждый ребенок творческий
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, начинается с осознания того, что каждый ребенок и человек на земле является творческий. Просто у некоторых детей, не проявляются пока творческие наклонности, потому, что им не нравиться то, что они делают. Творческие люди в жизни достигают значительно больше, чем те, которые считают себя недостаточно творческими. По исследованиям ученых, было выяснено, что развить творческий потенциал, можно в любом возрасте, но для этого нужно найти работу, занятие или увлечение по душе. Осознайте, что ваш ребенок уже творческая личность и дайте ему возможность найти то, что нравиться ему, а не вам.
Найти любимое занятие и увлечение
После многих экспериментов ученых и психологов, было доказано, что каждый человек ребенок или взрослый может развить в себе творческие способности. Но только в том случае, если человек будет в жизни заниматься именно тем, что ему нравиться по душе, а не, то, что его заставляют делать. Невозможно быть творческим на работе, которая не приносит радость и настроение. Поверьте для каждого индивидуального человека по подсчету ученых, есть как минимум 10 таких работ и увлечений. Поэтому просто проявите желание отыскать такую работу, даже будьте готовы потратить на поиски не один год. Ведь сами-то поиски приносят так же радость, удовольствие и опыт, который не заменит никакие деньги. Ребенок, возможно, сам не сможет найти свою миссию, поэтому предлагайте ему несколько вариантов. Только не делайте ошибку предолгая ребенку только то, что нравиться вам, это неправильно и ребенок не будет чувствовать радости от этого, соответственно и не улучшиться его творческий потенциал.
Не мешайте ребенку
Конечно, иногда ребенку нужно помочь, когда он не знает действительно, как решить ту или иную задачу, но нужно все, же развивать в ребенке самостоятельность. Так как все самостоятельные люди, являются творческими личностями. Большая проблема родителей в основном не в большом или малом внимании, а в том, что родители просто ругают, критикуют ребенка, когда он чем-то занимается со страстью и желанием. Родители хотят управлять ребенком, делая так, чтобы он занимался тем, что нравиться родителям. Но вырастая, такие дети ничего не добиваются в жизни, а терпят лишь неудачу.
О том, как развить творчество в ребенке и открыть огромный потенциал мы поговорили, но вам этого недостаточно для нормального развития и воспитания ребенка, есть еще много статей на эту тему, но вы можете прямо сейчас почитать: . В этом нет ничего сложного, данная статья вам просто поможет развить в ребенке духовность, а, как известно это закаляет характер, и ребенок становиться в жизни лучше, умнее, здоровее, успешнее и счастливее. Но запомните главное на всю жизнь, старайтесь брать знания от опытных и знающих людей, которые разбираются в вашем вопросе как профессионалы, так как это дает больший эффект. Но правильные знания остаются просто знаниями, если их не применять на практике. Вот почему сегодня в мире много умных людей, но лишь смелые и решительные могут достичь большего успеха, имея меньше знаний и ума чем умные люди.
Часто родители и педагоги ДОУ (детского сада) сталкиваются с вопросами: Что такое творческая деятельность ребенка дошкольного возраста? Что она должна собой представлять и как ее правильно организовать? Как развить творческие способности у дошкольников?
Творческой деятельностью в дошкольном возрасте принято считать деятельность ребенка, направленную на его развитие и позволяющую реализовать его потребности и желания в познании окружающего мира и самовыражении.
Творческая деятельность в дошкольном возрасте позволяет выявить творческие способности ребенка и развить их. Процесс развития творческих способностей детей может осуществляться дома с родителями, в детском саду, в кружках и секциях. Основной целью организации творческой деятельности в дошкольном возрасте является формирование у детей творческого подхода в решении поставленных перед ним задач.
В дошкольных образовательных учреждениях творческое развитие детей осуществляется посредством проведения выставок рисунков и поделок, тематических мероприятий и спектаклей с участием детей.
Дети дошкольного возраста любознательны и имеют нестандартное мышление, которое может проявляться в их творчестве, поэтому со стороны педагогов и родителей очень важно оказывать поддержку и содействие в творческих начинаниях ребенка. Восприятие ребенком художественных и поэтических образов происходит за счет его постоянного контакта с литературными произведениями и произведениями устного народного творчества, изучения живописи и музыки.
Выделяют такие типы творческой деятельности у детей дошкольного возраста:
- Игровая деятельность;
- Продуктивная деятельность;
- Музыкальная деятельность;
- Театрализованная деятельность;
- Художественно-речевая деятельность.
Среди развивающей и творческой деятельности дошкольников в ДОУ особенно выделяют игры, направленные на развитие правого полушария ребенка, отвечающего за творческие способности.
Например, изучение необычных техник рисования, сочинение стихотворения или сказки, выражение эмоций без слов, изображение при помощи рисования или лепки необычного животного или воображаемого города и т.д.
В игре у детей формируется представление о реальной действительности, первый опыт проживания ситуации и решения задач без помощи взрослого. Чем разнообразнее игры, тем лучше происходит всестороннее развитие ребенка.
Продуктивная творческая деятельность детей раннего возраста позволяет детям развить навыки конструирования и изображения. Целью продуктивной деятельности ребенка является получение им определенного продукта: рисунка, поделки, сооружения из конструктора. Продуктивная деятельность у дошкольников способствует развитию у ребенка познавательных процессов, навыков и умений, необходимых для создания требуемого продута, формирует стремление к получению нужного результата.
Музыкальная деятельность играет важную роль в развитии у ребенка дошкольного возраста зрительно-пространственной координации, музыкального слуха и моторики. Игра на музыкальных инструментах, ритмика и пение позволяют ребенку гармонично развиваться в эмоциональном и рациональном направлении, адаптироваться в различных ситуациях.
Театрализованная деятельность детей в дошкольном возрасте имеет особую ценность, так как позволяет ребенку примерить на себя разные роли, дает ему возможность проявить свои способности в предлагаемых обстоятельствах, включает в себя разные виды творчества.
Художественно-речевая деятельность в дошкольном возрасте подразумевает прослушивание детьми художественных произведений и произведений устного народного творчества, знакомство с простыми литературными терминами, пересказы сказок, чтение стихотворений наизусть, освоение образной и выразительной речи, приобретение навыков рифмовки слов.
Вид деятельности может меняться в зависимости от личных интересов и настроения ребенка.
Творческое развитие ребенка осуществляется не только посредством занятий прикладным и другими видами искусства, но и во время прогулок по городским паркам, экскурсий в музеях и по достопримечательностям, походов на природу и т.д.
Во время занятий творчеством у ребенка формируется эстетический вкус, развивается мышление и моторика, усидчивость, смекалка, стремление к творческим достижениям.
Творчество позволяет дошкольнику наиболее полно выразить себя, проявить свою индивидуальность, при этом способ выражения не имеет значения, главное, чтобы он нравился ребенку.
Ключевым аспектом творческой деятельности у ребенка дошкольного возраста является его неподдельный интерес к творчеству и желание что-то делать и создавать.
Развитие творческой деятельности у детей дошкольного возраста
Предложенные методы развития образного мышления и воображения у детей дошкольного возраста могут применяться как в дошкольном образовательном учреждении педагогами, так и родителя при домашних занятиях.
1. Наблюдение за окружающим миром
Этот метод ссылается на познание и анализ окружающих ребенка предметов и явлений. Например, изучение растений и животных, природных явлений (ветер, дождь, роса) и прочее.
2. Развивающие игры
Развивающие игры могут иметь разный характер. Например, пазлы, мозаика, конструктор, игры с игровым полем и карточками требуют концентрации внимания и усидчивости. Выбор сложности игры должен соответствовать возрасту и развитию ребенка.
К развивающим играм, которые можно проводить с ребенком вне зависимости от места и времени, относятся игры в слова или города, съедобное/несъедобное и другие.
3. Художественное творчество
Занятие любым видом изобразительного искусства развивает творческие способности ребенка. Помимо классического способа рисования красками и карандашами ребенок может проявить фантазию, используя для создания рисунка самые разнообразные материалы и поверхности.
Лепка, как ничто иное, развивает мелкую моторику, помогает ребенку освоить простые геометрические фигуры, развить фантазию в способах изображения животных или обычных предметов.
Таким же образом раскрывается творческий потенциал ребенка во время его работы над аппликацией.
4. Чтение
Прослушивание сказок, детских стихов и рассказов формирует у ребенка активный словарный запас и развивает фантазию.
5. Музыка
Музыка позволяет вырабатывать у ребенка эстетическое восприятие мира и чувствовать себя гармонично и целостно. Фоновое сопровождение любой деятельности ребенка классической музыкой благотворно влияет на его психическое здоровье и эмоциональное состояние, развивает правильный музыкальный вкус.
Занятия музыкой обеспечивают овладение ребенком чувства такта и музыкального слуха, развивают вокальные данные.
Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей должно происходить в непринужденной игровой форме с учетом личной заинтересованности ребенка. Только в таком случае эта деятельность будет успешной и принесет в будущем свои плоды.
Детское творчество это особый мир, где ребенок познает себя, свои возможности, окружающий мир и может выразить свое отношение к нему. Это процесс, в результате которого создается новое и красивое. Это мир, в котором он — творец. Это мир развития его фантазии и воображения. И родителям не нужно упускать эту возможность сделать мир ребенка интересным, ярким и насыщенным. Занятия творчеством развивают память, мышление, мелкую моторику рук. Ребенок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает и учится видеть конечный результат.
Творческие способности детей в раннем возрасте находят отражение в фантазиях, небылицах, достигая своего пика к 3-4 годам. Именно в этом возрасте детская психика наиболее восприимчива к развивающим занятиям, чувствительна к методикам раннего развития. И немаловажную роль в этом процессе играет личность самого родителя.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Задача родителя и воспитателя – развивать творческие способности ребенка целенаправленно, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения.
Условия творческого развития ребенка
1. В первую очередь необходимо предоставить ребенку все необходимые для творчества. (материалы: карандаши, краски, стимульный материал для развивающих игр, музыкальное сопровождение и т.д.).
2. Игра, либо развивающее занятие требует тщательной заблаговременной подготовки и осуществления в специально отведенное для этого время.
3. Если в ходе занятий у ребенка будут возникать вопросы, игнорировать их нельзя ни в коем случае!
4. Любой прогресс ребенка – будь то оригинальный ответ, либо необычный, найденный им способ решения проблемы, необходимо поощрять. Особый акцент стоит сделать на поддержку самостоятельности.
5. Как бы родители и педагоги не пытались ускорить развитие интеллекта и творческих способностей у детей дошкольного возраста, необходимо помнить о том, что информация должна обязательно соответствовать возрасту. Слишком сложные, или наоборот – излишне простые задания не позволят интеллекту ребенка развиваться в полной мере.
6. Каждое занятие, проводимое с ребенком, должно осуществляться в атмосфере взаимного уважения, доверия и любви.
7. Каждое занятие с ребёнком должно приносить ему удовольствие и радость!
Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Психологической основой творческой деятельности является воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой.
Приобщая детей к рисованию, лепке, аппликации вы прививаете любовь к красоте.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребенком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве. Дети и творчество понятие не расторжимое. Любой ребенок по природе созидатель.
Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изодеятельностью. Лепка, аппликация, рисование, конструирование — виды изодеятельности, основное назначение которых — развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей. В процессе творческой деятельности, дети развивают зрительное восприятие (наблюдение, воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. Например: «нарисуем, как желтые и красные листья в воздухе кружатся» — Это творческое задание. Каждый ребенок рисует по-своему, передает свое умение, свое отношение к образу. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и технику выполнения изображения. Например: осенний лес можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а можно и с помощью природного материала, кусочков материи или разных видов круп и т. д. И это мы называем нетрадиционная техника рисования.
Основная идея по работе с нетрадиционными техниками способствует развитию детской художественной одаренности, личностному интеллектуальному развитию детей, развивает память, психику, творчество, подготавливает ребенка к школе.
Существует много техник нетрадиционного рисования, это «кляксография», «рисование восковыми мелками или свечой», «набрызг», «шишкой, маком, колосочком», «рисование мыльными пузырями», «рисование зубной щеткой», «листьями капусты», «картофельным оттиском», «рисование перышком» и мн.др.
Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. А сколько дома ненужных вещей — щетка зубная, огарок свечи, тушь, моток ниток, пенопласт, монетки, и все это может нам пригодиться для работы.
А теперь предлагаю вам не на долго вернуться в мир детства и представить, что вы опять дошколята.
Поиграем в игру «Я нарисовала, а вы угадайте!»
Правила игры. Один из родителей на листочке рисует одушевленный или не одушевленный предмет. Никому не показывает. На другом листочке рисует один элемент, деталь и передает листочек следующему родителю. Он подрисовывает еще элемент и передает следующему. Так цепочкой подрисовывают и передают друг другу. Последний завершат рисунок и сравнивают с рисунком на первом листочке.
А сейчас мы поучимся рисовать, используя нетрадиционные техники рисования.
(Проводится мастер-класс с использованием нетрадиционных техник рисования.)
«Монотипия пейзажная»; «Веселые ладошки»; «Кляксография с трубочкой».
Монотипия пейзажная
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.
Способ получения изображения: складываем лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуем пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половину листа, предназначенную для отпечатка, протираем влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляем красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
«Рисование мыльными пузырями»
Материалы: раствор мыльной воды, гуашь или пищевой краситель, трубочка (соломинка для напитков), акварельные краски, кисти.
Для этого в растворы мыльной воды добавляются краски или пищевой краситель.
Берем соломинку для коктейлей и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам. Для творчества лучше брать плотную бумагу, а еще лучше бумагу для акварели. Затем дорисовываем получившееся изображение акварельными красками. Это первый вариант.
А теперь берем соломинку, опускаем ее в раствор, и надуваем пузырь на листе бумаги, он лопается и получается овал или круг, делаем так несколько раз, затем дорисовываем веревочки, и у нас получаются «воздушные шарики».
«Веселые ладошки»
Материалы: простой карандаш, краски, кисти, палитра, стаканчики с водой, салфетки, альбомные листы бумаги.
Способ получения изображения: прикладываем левую ладонь на лист бумаги (ладонь можно повернуть, передвинуть) и обводим каждый пальчик простым карандашом. Убираем ладонь. А теперь пофантазируем, представим, подумаем и дорисуем недостающие детали. А теперь раскрасим свой рисунок.
Показ образцов (Веселые ладошки).
Кляксография с трубочкой
Материалы: бумага, краски, гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовывают.
Свои работы располагаем на выставочном стенде. И теперь можем ими все вместе полюбоваться.
Есть ли у вас вопросы ко мне, предложения?
Итог мастер-класса
Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого вида деятельности дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр.
В МБДОУ «Детский сад №18 «Изюминка» в группе «Калинка» прошло родительское собрание в формате круглого столана тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральную деятельность». Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах. О том, какие бывают виды театров в детском саду и как их правильно организовать, воспитатели рассказали и показали родителям воспитанников. Педагоги поделились интересными идеями изготовления атрибутов и инвентаря для театрализованной деятельности детей.
Воспитатели показали, что театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей. Также можно использовать деревянные палочки,к которым крепится персонаж. Педагоги показали родителям, что можно сделать персонажей кукольного театра из картона, сделав в нижней части два отверстия для пальцев; спичечных коробков; теннисных мячиков; надувных шаров; одноразовой посуды: тарелок, стаканчиков, ложек; носка, варежки, перчатки; пластиковых бутылок; природного материала и др.
Родители совместно с педагогами изготовили несколько видов настольных театров. Придя в детский сад на следующий день,ребята были очень рады и сразу придумали игры с новыми атрибутами.
Важно понимать, что театр — это отличный способ развития креативности и фантазии у детей. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ.
1. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей у
детей дошкольного возраста
способствует всестороннему развитию
личности ребёнка, повышает
возможности его дальнейшего обучения.
ProPowerPoint.Ru
4. Как стимулировать развитие творческих способностей ребенка
Как стимулировать развитие творческих
способностей ребенка
Благоприятную окружающую атмосферу.
Доброжелательность воспитателя или
родителя.
Отсутствие критики в адрес малыша.
Поощрение его оригинальных идей,
восторг при их реализации.
Возможность для практических занятий.
ProPowerPoint.Ru
5. Как стимулировать развитие творческих способностей ребенка
• Здоровый личный пример творческого
подхода к решению разного рода проблем.
• Предоставление возможности ребенку
задавать вопросы по теме.
• Возможность давать высказаться в
процессе обучения, игр.
• Отсутствие у ребенка страха быть
непонятым или высмеянным в случае,
если что-либо не получается.
ProPowerPoint.Ru
6. Задачи развития, обучения и воспитания по всем образовательным областям ФГОС ДО посредством ТРИЗ-технологии
Задачи развития, обучения и воспитания по всем
образовательным областям ФГОС ДО посредством ТРИЗтехнологии
Социально-коммуникативное
развитие
— развитие инициативности, самостоятельности,
любознательности, ответственности, доброжелательности;
— формирование представлений о предметах
окружающего мира.
Речевое развитие
— развитие общения;
— обогащение и активизация словарного запаса на основе
углубления представлений об окружающей
действительности;
— создание в окружении ребенка культурной речевой среды и
способствование активизации детской речи.
Художественно-эстетическое
развитие
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия;
— развитие самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие
— становление ценностей здорового образа жизни,
овладение его элементарными нормами и правилами.
ProPowerPoint.Ru
Практический материал
Перспективное планирование
Карточки-схемы, творческие задания,
картотека игр
Пособия для игр
ProPowerPoint.Ru
Образовательные и проблемные
ситуации
Консультации и рекомендации по
содержанию и организации ТРИЗтехнологии для педагогов и
родителей
Веселая карусель
Девятиэкранка
Веселая карусель
— способ анализа
объекта по
признакам умение
работать со
схемой
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР – способ
анализа системы, подсистем и
надсистем объекта в прошлом,
настоящем и будущем
ProPowerPoint.Ru
Круги Луллия
у детей развивается
творческое мышление,
происходит постепенное
расширение и углубление
познавательных интересов,
обогащение опыта
ребенка, насыщение
знаний о различных
областях
действительности.
ProPowerPoint.Ru
Правила ТРИЗ-технологии
Формировать умение детей действовать
самостоятельно и независимо, избегать
прямых инструкций
Не делать за них то, что они могут сделать
(или могут научиться делать)
самостоятельно
Формировать навыки самостоятельного
решения проблем (анализировать,
классифицировать, обобщать
информацию)
Формировать у детей навыки
рефлексивного анализа (Чем
занимались? Что узнали нового? Что было
самым интересным? Что осталось
непонятным?
ProPowerPoint.Ru
Не сдерживать инициативу детей
Не спешить с вынесением оценочных
суждений;
Почаще задавать проблемные и поисковые
вопросы: «Почему ты так думаешь?», «А что
было бы, если бы …?», «Как бы ты
поступил?», «Что нужно сделать, чтобы …?»
и др
Использовать продуктивную
деятельность и обсуждение полученных
работ
«Каждый ребенок изначально талантлив
и даже гениален, но его надо научить
ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь
максимум эффекта» (Г.С. Альтшуллер).
ProPowerPoint.Ru