Психомоторное развитие ребенка по месяцам — это навыки, которые выполняют большинство детей с 1 -го по 12 -й месяц жизни. Таблицы представлены, чтобы помочь Вам оценить развитие Вашего ребенка, но всегда следует помнить, что каждый новорожденный развивается в индивидуальный способ и какое-то опоздание в выполнении указанной деятельности не означает однозначной задержки в психомоторном развитии и может быть вариантом нормы.
Значительное отставание возраста появления определенных умений и навыков — обусловливает необходимость консультации врача. Мюнхенская система диагностики физического и психического развития ребенка до года поможет Вам оценить по 8 критериям психомоторное развитие Вашего малыша.
Что может беспокоить в поведении ребенка до 4 месяцев жизни ?
- проблемы с кормлением (не может сосать грудь, соску бутылочки);
- малая подвижность;
- дрожание рук, ног или подбородка;
- постоянно держит голову на одну сторону;
- выгибание ребенка, а также частое запрокидывание головы;
- асимметрия в моторном развитии, например, двигает только одной ножкой или ручкой;
- сильно стискивает ладонь в кулачок после второго месяца жизни;
- гиперактивность и повышенная чувствительность к изменениям температуры или шума (ребенок весь напрягается).
Что может беспокоить в поведении ребенка после 4 месяцев жизни ?
- не выдерживает положение на животе — плачет, не в состоянии поддерживать себя на руках, испытывает трудности с поднятием головы;
- стоит в вертикальном положении на вытянутых пальцах (как балерина), перекрещивает ноги, выпрямленные в коленях;
- плотно сжимает ладони, прячет большой палец в кулаки;
- когда его подтягивают за ручки, чтобы помочь сесть, голова «не успевает за телом», ребенок не удерживает голову.
Конечно, недостаточно наблюдать один из этих симптомов, чтобы определить, что ребенок болеет. Диагноз может быть поставлен только врачом.
Примитивные, базовые неонатальные рефлексы у новорожденного
Таблица развития ребенка 1-го месяца жизни
Фото детей 1-го месяца жизни
Видео: Первый месяц жизни: сон, уход, развитие, кормление и частота стула, купание, рефлексы, транзиторные состояния
Таблица развития ребенка 2-го месяца жизни
Фото детей 2-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 3-го месяца жизни
Фото детей 3-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 4-го месяца жизни
Фото детей 4-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 5-го месяца жизни
Фото детей 5-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 6-го месяца жизни
Фото детей 6-го месяца жизни
Видео: Первый прикорм ребенка. Как вводить прикорм ? Советы, правила, сроки.
Таблица развития ребенка 7-го месяца жизни
Фото детей 7-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 8-го месяца жизни
Фото детей 8-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 9-го месяца жизни
Фото детей 9-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 10-го месяца жизни
Фото детей 10-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 11-го месяца жизни
Фото детей 11-го месяца жизни
Таблица развития ребенка 12-го месяца жизни
Фото детей 12-го месяца жизни
Мюнхенская система диагностики развития ребенка — 1 год жизни:
- Ползанье (развитие умения ползать)
- Умение сидеть (развитие умения сидеть)
- Ходьба (развитие умения стоять и ходить)
- Удерживание (развитие умения брать руками и мануальных функций)
- Восприятие (развитие чувственного восприятия и понимания навыков)
- Речь (развитие произнесения звуков, разговорной речи)
- Понимание речи (развитие понимания речи)
- Социальное поведение (развитие социальных, общественных контактов).
Видео: Развитие ребенка по месяцам — календарь физического и психического развития малыша до года
Таблица психомоторного развитие ребенка в первый год жизни
Оценка развития ребенка в 6 месяцев
Оценка развития ребенка в 9 месяцев с неврологическими нарушением моторики
Профиль развития ребенка в 11 месяцев с комплексом депривации
Профиль развития младенца в 11 месяцев с задержкой в психичичком развитии
Начальное развитие малыша в первый год жизни характеризуется его дальнейшим совершенствованием, ростом и формированием двигательных навыков, разговорной речи, умственного мышления. Возраст 1 год и 1 месяц – это тот возраст, который требует наибольшего внимания и общения. Малышу интересно играть со своими сверстниками. В этот период родителям стоит активно общаться и заниматься с ребенком, так как в этом промежутке малыш познает мир, многому учиться. Однако не стоит переусердствовать, чтобы не переутомлять его. Обучение и познание всего нового должно проходить в форме игры.
Что должен уметь ребенок в этом возрасте
В период, когда ребенку исполняется 1 год и 1 месяц он уже способен самостоятельно ходить, хотя в большинстве случаев делает он это довольно неуверенно и неустойчиво, на носочках или придерживаясь за руку, учится произносить свои первые слова, зато довольно уверенно передвигает предметы.
Малыши в этом возрасте становятся достаточно внимательными к предметам и действиям, которые их заинтересовали. Например, слушая маму или папу, он понимает своего родителя и может выполнять несложные просьбы и поручения, например, принести свою игрушку или подать знакомый ему предмет. Ребенок уже умеет самостоятельно сидеть за своим столиком во время приема пищи, ему интереснее держать ложку самому и кушать с небольшой помощью.
Речь ребенка развивается со слов, имеющих повторные слоги: «мама», «папа», «баба», в том числе слова, имеющие несложные произношения: «на», «дай». Также кроха любит повторять звуки любимых животных: «мяу», «гав», «му-му». В этот период времени кроха учится различать и запоминать звуки. Одно из увлекательных занятий – разговоры с самим собой на непонятном взрослому человеку языке. Звуки могут издаваться то слишком громко, то еле слышно, так ребенок слушает себя и свою интонацию.
Ребенок возрастом в 1 год и 1 месяц требует постоянного движения, он с трудом может усидеть на одно месте дольше 5 минут, при этом все движения сопровождаются перемещением за собой различных предметов или вещей. Для родителей в это не легкое время стоит запастись большим терпением.
Малышу общения с близкими уже недостаточно для познания всего окружающего, поэтому это та самая пора, идеально подходящая для знакомства со сверстниками. Необходимо подобрать подходящую компанию, которая придется по душе ребенку среди своих знакомых, родственников, друзей. Ребенок в этом возрасте способен найти себе единомышленников в детской песочнице или дошкольной школе развития.
Занятия и игры с ребенком 1 год и 1 месяц
Всевозможные увлекательные занятия с малышом несут познавательный и укрепляющий характер. Основной целью является совершенствование правильной ходьбы, развитие процессов речи. Игровые занятия учат ребенка управлять игрушками: вынимать и складывать в коробку, различать по цвету и размеру. Дети с радостью воспринимают игрушки, которые могут собираться-разбираться, трансформироваться. К таким можно отнести матрешки, цветные кубики, коробочки с крышками, занимательные детские книжки с крупно нарисованными персонажами.
Важно, чтобы листы книг для детей возраста 1 год и 1 месяц были плотными, можно картонными, чтобы ребенок мог самостоятельно перелистывать странички, и при этом не порвать книжку.
Ниже приведем несколько игр для детей возраста 1 год и 1 месяц. На основании этих занятий родители могут придумывать и другие развлечения, чтобы занять кроху и в тоже время активно участвовать в его психо-физическом развитии.
Занятия и игры с кубами. Цель заключается в ознакомлении ребенка с основными особенностями куба. Геометрические фигуры в количестве восьми штук одинакового размера помещают в коробку и закрывают крышкой. Кроха открывает ее и поочередно достает кубики, таким образом, ребенок осваивает действие последовательного выкладывания предметов. Когда коробочка опустеет ее необходимо показать малышу и подтвердить факт отсутствия в ней предметов, также можно предложить крохе заглянуть во внутрь. Последующей частью занятия с кубиками – постройка башенки или паровозика (кубики выкладываются в вертикальной или горизонтальной плоскости).
Занятия с матрешками. Познавательная игра с раскладывающейся конструкцией. Для начала достаточно двух игрушек – маленькой и больше. Ход такой игры несет увлекательный характер. Матрешки можно катать на машинах, танцевать, играть в прятки. Спрятанная матрешка под платочек заставит малыша поразмышлять над поиском. Мама также может предложить своему крохе накормить и напоить матрешек. Матрешкам ставят импровизированные столики и посуду, мама помогает ребенку обыграть ситуацию кормления и чаепития, в конце игры матрешки благодарят малыша. Также многие детишки любят произвольную игру с матрешками.
Особенности питания детей в 1 год и 1 месяц
Основной составляющей рациона годовалого малыша – разнообразие молочных продуктов. Деткам с режимом грудного вскармливания добавляют в меню сметану, творог, сыр, кефир, натуральный йогурт. Чтобы обезопасить кроху от попадания в организм разного рода ненужных жиров и вредных консервантов следует отдать предпочтение детской молочной продукции.
Чтобы в детский организм поступали витамины и минералы, малышам в этом возрасте дают свежие овощи и фрукты. У ребенка уже есть несколько зубов, поэтому он с удовольствием будет грызть кусочек яблочка или морковки. Также в рационе ребенка могут быть тушеные овощи, рагу и прочие блюда из овощей. Овощные салаты полезны для детского организма. Их можно приготовить из отварного картофеля, моркови, свеклы или кабачков. Идеально сочетаются овощи с добавлением яичного желтка.
Максимально полезны кашки из овсяных хлопьев или гречка. Чтобы разнообразить рацион каши можно чередовать перловкой, ячневой или манной крупой. Это подходящее блюдо для завтрака можно приготовить на нежирном молоке или на воде добавив несколько грамм сливочного масла.
Салатики из фруктов станут отличным полдником для малыша. Плоды подаются натертые на терке, в основу могут входить бананы, яблоки, груши. В натертые фрукты добавляют ягодки малинки, смородинки, клюквы.
Особенности сна у детей в 1 год и 1 месяц
Правильный полноценный сон восстановит силы крохи, даст необходимую для малыша энергию и здоровое состояние ребенку. Для полноценного отдыха крохе требуется 13,5-14 часов сна в сутки, 2 часа отводиться на дневной сон, остальная часть на ночь.
Возраст 1 год и 1 месяц – это только начало активного пути ребенка, еще многое впереди и родителям следует запасаться огромным терпением, чтобы успевать помогать крохе познавать этот удивительный мир.
Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.
Ребенку в возрасте 1 год обычно доступны следующие двигательные навыки:
- подползает под препятствие;
- вползает по наклонной поверхности, сползает;
- залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол;
- стоит без опоры;
- приседает, выпрямляется, наклоняется;
- ходит, держась одной рукой;
- поднимается на лесенку детской горки приставным шагом (с помощью взрослого);
- делает самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно проходит три-пять метров;
- подражает знакомым движениям взрослого;
- подражает простым движениям сверстника (хлопает, трясет, стучит).
Рост и вес ребенка 1 года данные отечественных педиатров
1 год | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 8,9 | 11,6 |
Вес девочек, кг | 8,5 | 10,8 |
Рост мальчиков, см | 72,3 | 79,7 |
Рост девочек, см | 71,4 | 78,0 |
Окружность головы мальчиков, см | 45,3 | 48,6 |
Окружность головы девочек, см | 44,2 | 47,3 |
Окружность груди мальчиков, см | 46,1 | 52,5 |
Окружность груди девочек, см | 46,3 | 51,4 |
Рост и вес детей в возрасте 1 год данные ВОЗ
1 год | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 7,7 | 12,0 |
Вес девочек, кг | 7,0 | 11,5 |
Рост мальчиков, см | 71,0 | 80,5 |
Рост девочек, см | 68,9 | 79,2 |
Окружность головы мальчиков, см | 43,5 | 48,6 |
Окружность головы девочек, см | 42,2 | 47,6 |
Познавательное развитие ребенка 1 года
Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием:
- подражая действиям взрослого,
- самостоятельно.
Открывает и закрывает крышечки:
- по подражанию,
- в самостоятельной игре.
Ставит один кубик на другой (по подражанию).
Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормит, вытирает, причесывает. Выполняет по отдельности два-три действия:
- по подражанию,
- в самостоятельных играх (если игровая ситуация создана),
- по просьбе взрослого.
Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает, сыплет, ломает, тянет.
Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах.
Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.
Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 года
Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.
Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.
- при слове «нельзя»,
- резким тоном голоса взрослого,
- при неумении выполнить желаемое действие.
Речевое развитие ребенка 1 года
Понимание речи:
Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.
Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: «Покажи то-то».
Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
Выполняет просьбу: «положи», «отдай», «отнеси», «закрой», «открой».
Подчиняется словам «нельзя», «можно».
Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).
Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает).
Машет рукой при словах взрослого «до свидания»:
- когда кто-то уходит,
- когда уходит сам.
Разводит ручками на слово «нет».
По просьбе взрослого:
- играет в «ладушки»,
- показывает, как что-то летает (машет руками),
- показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),
- прячется, играя в «ку-ку»,
- «вытирает» нос платком,
- «вытирает» лицо, прикладывая полотенце.
Активная речь (8-12 произносимых слов):
Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: «Кто это?».
Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).
Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных).
Подражая, «говорит» по телефону.
Подражает интонациям песенки.
Подражает понятным словам других детей.
Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).
Бытовые навыки ребенка 1 года
Пьет из чашки, придерживая ее руками.
Откусывает и жует хлеб, печенье.
Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого).
Приносит свои вещи при одевании (знает их названия).
Тянет руки к воде при умывании, «вытирается» полотенцем.
Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками).
Списки основных показателей развития ребенка для страничек календаря составлены по материалам книги Волосовой Елены Борисовны «Развитие ребенка раннего возраста» издательства «Линка-Пресс».
Развитие ребенка на втором году жизни — это совершенствование навыков ходьбы, речи, взаимодействия с окружающими. В этот год ребенок будет удивлять родителей своими успехами.
врач-педиатр, доктор медицинских наук
12–15 месяцев
К своему первому дню рождения большинство малышей успевают сделать первый шаг и теперь совершенствуются в этом умении. Но даже если кроха немного запаздывает, переживать не стоит: ходьба — сложный навык, и на освоение его медицинские нормы отводят детям довольно долгий период, с 10 до 17 месяцев. Чтобы ребенок смог самостоятельно ходить, у него должны окрепнуть различные группы мышц (не только ног, но и спины, шеи, рук), а нервная система должна быть достаточно зрелой, чтобы координировать их работу. В освоении навыков движения имеет значение и пол ребенка (девочки развиваются быстрее мальчиков), и его вес (полным детям ходьба может даваться медленнее), и темперамент, интересы (непоседливый живчик пойдет раньше тихони, который предпочитает возиться с игрушками на коврике).
Совет. Первое, что требуется от малыша, который только начал ходить, — научиться держать равновесие. В этом ему поможет большая игрушка-каталка (например, машинка) с ручкой, за которую он сможет держаться, толкая игрушку перед собой. Такие «упражнения с поддержкой» помогают детям держать равновесие и увереннее ходить. А вот ходунки, очень удобные для родителей, не слишком полезны для малыша; если и выдавать их ребенку, то не больше чем на 15 минут. В них ребенок «окружен со всех сторон» и не пытается самостоятельно держать равновесие, слабо тренирует мышцы бедер и ягодиц, а вот на позвоночник, голени и стопы получает ненужную нагрузку.
Мальчики vs девочки
Темпы развития, психофизиологические особенности, поведение мальчиков и девочек во многом отличается. Мальчики дольше приспосабливаются к новым условиям и предпочитают, чтобы их окружали одни и те же люди и вещи. А вот чувство страха представительницы прекрасного пола испытывают в большей степени; к тому же у них более острый слух и меньшая терпимость к шуму.
У мальчиков высокая двигательная активность. Им чуть ли не с рождения нравятся экстремальные развлечения: например, когда их подбрасывают в воздух или катят в коляске с горки. Ограничения в таких занятиях и в шумных играх обычно действуют на них подавляюще, а совсем не уравновешивают.
Развитие девочек идет более планомерно. У мальчиков периоды бурного роста и прибавки в весе чередуются с периодами, когда никаких изменений не видно вообще. Так, паренек может долго не говорить, в то время как его сверстницы уже вовсю общаются целыми фразами, а потом заговорит вдруг и сразу.
Малыш, который только учится ходить, то и дело опирается на какие-то предметы (следите, чтобы его окружала только устойчивая мебель), опускается на четвереньки, чтобы передохнуть или преодолеть ползком трудные участки. Попутно кроха изучает и ощупывает то, что попадается на его пути, а к 15 месяцам умеет, не заваливаясь, нагибаться и поднимать интересные вещицы. Научившись уверенно держать равновесие при ходьбе по прямой, малышу нужно освоить следующий этап: менять направление движения без «заносов на поворотах» и столкновений с предметами.
Совет. Чтобы кроха учился входить в повороты, попробуйте ходить с ним по нарисованному на асфальте большому кругу (диаметром около 2 м); дома устраивайте лабиринты из игрушек, подушек, стульев, а на прогулке обходите ямки, лавочки, крупные камни.
Главные игрушки годовалого малыша — предметы, которые его окружают: кроха готов часами изучать крышки от кастрюлек и тюбики из-под кремов. Если раньше малыша интересовали только форма, цвет и вкус вещей, то теперь он способен понять и их предназначение.
Совет. Если предмет не представляет опасности для малыша или особой ценности для старших, не отнимайте у ребенка забаву под предлогом, что это не игрушка. Запреты рано или поздно истребят у малыша природное стремление изучать неизведанное. Лучше покажите, как пользоваться этой вещью, дав простые объяснения. Например, когда кроха подберет с земли опавший лист, произнесите: «Это лист, который упал с дерева, смотри, какой он большой и желтый. Давай его положим обратно на землю, потому что он грязный и ты можешь испачкаться».
В этом возрасте для удовлетворения своих потребностей ребенок нуждается во взрослом человеке. Он не ощущает себя отдельным от родителей человеком. Мнение ребенка о себе формируется посредством того, как к нему относится заботящийся о нем человек.
В этом возрасте ребенок учится:
- доверять своему окружению;
- верить в важность его потребностей;
- чувствовать, что его любят, и он заслуживает заботы;
- устанавливать связь с человеком, который о нем заботится;
- открывать для себя мир.
Родитель может поддерживать развитие ребенка, если:
- предлагает ребенку спокойную и постоянную заботу;
- выполняет потребности ребенка, насколько это возможно – знает, что важно держать своего ребенка на руках и обнимать, если ребенок плачет. Стоит помнить, что в этом возрасте ребенка невозможно избаловать;
- создает и поддерживает распорядок дня и привычки (время сна, принятия ванны, приема пищи), чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности;
- разговаривает со своим ребенком, даже если ребенок не понимает значения слов родителя. Ребенок понимает внимание, тепло и любовь;
- создает безопасную для ребенка среду, в которой ребенок может изучать мир.
«Необходима ли рутина и для чего?»
Развитие ребенка не идет ровно и плавно. Могут возникать сложности, скачки в развитии и спады, замешательства, тревоги и др. Наличие постоянных людей, постоянная их доступность, точная структура дня, последовательность в поведении и действиях успокаивают ребенка и дают ему большую часть такого необходимого ощущения безопасности. Каждое изменение – это психологическое напряжение, от которого нежную нервную систему ребенка необходимо защищать. Устойчивые ритуалы стабилизируют психику, поскольку схожие между собой повторяющиеся действия делают мир вокруг и происходящее в нем понятным и предсказуемым. Рутина, окружающая ребенка во взаимодействиях и в общении с миром обуславливает спокойное развитие и дает ему чувство уверенности. В дальнейшей жизни ребенок начнет формировать свои личные структуры, опираясь на этот ранний опыт.
«Что делать, если ребенок дерется и кусается?»
Ребенок демонстрирует свое внутреннее состояние и потребности преимущественно физическими способами, так как его словарного запаса еще недостаточно, а способность к самоанализу не сформировалась в достаточной степени. Поведение ребенка позволяет судить, удовлетворены ли его потребности. Неудовлетворенная потребность или желание формируют в теле ощущение неудобства, под действием которого ребенок и демонстрирует реакцию. Маленький ребенок импульсивен, поэтому может начать драться или кусаться молниеносно. Вместо того, чтобы выдать ребенку негативную оценку («Плохой ребенок!»), стоит отразить его чувства («Ты хотел», «Тебе не понравилось, что», «Ты разозлился из-за того, что») и показать, каким может быть решение («Давай сделаем так, что…»). Непременно стоит следить за тем, чтобы потребности ребенка в близости, безопасности, сне, еде, движении, исследованиях и приключениях были удовлетворены.
«Что делать с приступами упрямства?»
Если бы мы могли заглянуть в мозг ребенка во время приступа упрямства, то мы бы увидели, что он перегрелся и «завис». Сосредоточенность на своих желаниях («Я хочу!», «Я не хочу!») дает ребенку что-то вроде точки опоры. Ребенок в приступе упрямства нуждается в помощи, он плачет, снимая подобным поведением напряжение. Отругать ребенка, игнорировать его или требовать успокоиться не значит помочь ребенку. Дать выплакаться, принять его состояние – значит, помочь ему справиться. Ребенку в приступе истеричного плача поможет вернуть равновесие длительное нахождение на руках. Последнее стоит делать с нежностью и уверенностью, на которую мог бы опереться и ребенок.
«Что провоцирует капризы?»
Быстрая смена настроений для ребенка естественна. Совершенно точно необходимо понимать все чувства ребенка и разрешать их проявлять: злость, раздражение, всепоглощающее счастье, тревогу, грусть, радость… Важно, чтобы в сознании ребенка закрепилось, что он может выражать все свои чувства. Это дает ему понять, что он любим таким, какой есть. Каждое чувство указывает на потребность, уже удовлетворенную или требующую удовлетворения.
Психологические и физические потребности ребенка должны быть удовлетворены. Быстрая смена настроений может быть обусловлена не только недостатком внимания со стороны родителей, но и многими другими обстоятельствами, такими как: большое количество запретов, непостоянство границ и правил, режущиеся зубы или любое другое существенное изменение в развитии, боли в животе, голод, недосып, избыток или недостаток побудительных стимулов в окружающем мире, непостоянство настроений родителей и многое другое.
«Почему он не реагирует на мои запреты?»
Годовалый ребенок еще не способен понимать правила и удерживать в памяти запреты. Пространство вокруг ребенка необходимо организовать так, чтобы он мог безопасно в нем перемещаться, исследуя предметы и обстановку, без необходимости постоянно быть прерванным запретами. «Не бери, не ходи, не делай» звучит в основном угрожающе и провоцирует у ребенка ненужный стресс. Обратная связь с ребенком должна быть выстроена таким образом, чтобы у него не оставалось ощущения, что с ним что-то не так. Исследуя предметы, пробуя их на зуб и на ощупь, ребенок развивается. При необходимости прервать ребенка, лучше использовать слово СТОП, чем угрожающее «нет». Вместо «нельзя» можно сказать «можем поступить так» … Направление движения маленького ребенка можно изменить, взяв его на руки и предложив ему замещающее действие. Свободное передвижение в пространстве и возможность его исследовать необходимо организовать ребенку в безопасной для него среде.
Когда вашему малышу исполнится 1 год, Вы будете удивлены, как много он умеет делать!
Когда Вашему малышу исполнится 1 год, Вы будете удивлены, как много он умеет делать!
Ребенок, который еще недавно постоянно нуждался в Вашей помощи, начинает проявлять первые признаки самостоятельности. Кроме того, у Вашего годовалого малыша уже начинает формироваться свой собственный характер.
Движения
За это время малыш научился самостоятельно переворачиваться, ползать, сидеть и свободно стоять – как минимум, несколько секунд. Также он совершал попытки пойти и, возможно, уже ходит, держась за Вашу руку. Некоторые малыши в год уже могут вскарабкаться на небольшую ступеньку!
В течение года формируется активная познавательная деятельность: двигаясь, малыш осваивает пространство, а также изучает предметы, хватая их руками.
Социальное развитие
Малыш хорошо различает взрослых людей и узнает среди них маму, реагируя на нее особым образом. В ответ на просьбу дает маме предмет, имитирует жесты взрослых – например, хлопает в ладоши, делает «пока-пока».
Самостоятельность
Малыш начинает проявлять признаки самостоятельности: пытается помочь маме при одевании, может проявлять желание кушать самостоятельно или совсем отказываться от еды, которую Вы ему предложили. К первому году жизни ребенок может сигнализировать о своих потребностях не только при помощи крика – он уже активно «общается» при помощи указательного пальца.
Зрение
Достигнув года, малыш узнает предметы на картинках, хорошо различает цвета и видит окружающий мир почти как взрослый. У ребенка возникает представление о пространстве – о глубине и отдаленности расположения предметов, и даже об их геометрической форме.
Обоняние
В течение первого года жизни малыша его способность к восприятию и различению запахов значительно развивается, а реакция на приятные и неприятные запахи становится разной.
В возрасте одного года ребенок понимает отдельные слова и даже простые инструкции – например, запрет. Он уже может называть предметы первыми двумя буквами, активно подражает знакомым звукам – «му-му», «ав-ав».
К окончанию первого года малыш может освоить словарный запас из нескольких полезных слов!
Эмоции
В течение первых 12 месяцев эмоциональная жизнь ребенка существенным образом обогащается: малыш не просто улыбается, но теперь еще и смеется. Кроме того, усилилось проявление прочих эмоций – например, возникают робость и стеснительность, с которыми малыш справляется благодаря своему любопытству.
Годовалый малыш с удовольствием сам играет со множеством игрушек: катает большой мяч взад и вперед, тянет за собой предметы на веревочке, вставляет маленький стаканчик в стаканчик побольше и даже пробует сам рисовать карандашом!
Оценивая навыки, приобретенные малышом за первый год жизни, нужно учитывать его темперамент и другие особенности, ведь каждый ребенок уникален.
Материал подготовлен на основании Т.В. КУСТОВА с соавт. ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВРАЧ-ПЕДИАТР. МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТ • №11, 2018