Развитие ребенка в три года

Что должен уметь ребёнок в 3 года? Какие игры помогут ему в развитии? Узнаем о речевых и физиологических особенностях малыша 3-х лет.

Особенности развития ребёнка 2-3 лет

В 2 года ребёнку интересно самому познавать этот мир – большинство детей в этом возрасте уже бегают и вовсю этим пользуются. А к 3-м годам совершенствуется координация движений: дети умеют самостоятельно подниматься по лестнице, прыгают.

Беговелы и самокаты развивают координацию движений и умение держать равновесие. Любая физическая активность, в том числе и гимнастика, полезна для развития ребёнка.

Ребёнок 3-х лет: развивающие игры

Трехлетний ребёнок в достаточной мере владеет мелкой моторикой (тонкими движениями пальцев). Это позволяет ему рисовать фломастерами, мелками и красками, лепить несложные фигуры из пластилина. Ему нравится разукрашивать раскраски и собирать крупные пазлы по картинке. У ребёнка 3-х лет развиваются и аналитические способности, характерные для этого возраста:

  • определение форм предметов: круг, квадрат, треугольник, овал;
  • знание цветов (8 основных цветов) и умение отличать их друг от друга;
  • умение различать правую и левую стороны;
  • умение определять и сравнивать размеры предметов минимум по одному признаку (цвет, форма, предназначение): хорошо получается складывать пирамиду или башню из кубиков.

Сенсорное развитие детей 2-3 лет

Чтобы развитие ребенка в 3 года проходило полноценно, этот процесс должен быть многогранным. Необходимо уделять внимание физическому и интеллектуальному развитию, которое включает в себя и сенсорное.

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – это формирование у малышей систем зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. В двух- и трёхлетнем возрасте очень важно не упустить время, так как это пик детского развития, когда крохи буквально всё схватывают на лету.

Как развивать сенсорные навыки в 2-3-летнем возрасте? В первую очередь, делать это в игровой форме. К примеру: учить ребенка складывать картинку из геометрических фигур — как на рисунке. Или находить предметы, по форме напоминающие известные малышу геометрические фигуры.

Сенсорное развитие очень важно для детей – оно способствует внимательности, концентрации внимания, тактильной восприимчивости и образному мышлению.

Варианты развивающих игр для детей на аналитические способности

  • Предложите малышу внимательно посмотреть на 4 предмета и найти среди них два одинаковых.
  • Предложите сравнить разные предметы по размеру (самый большой, самый маленький) и другим признакам.
  • «Кто в каком домике живет?» или «У кого какие мамы?»: собачка в конуре, птичка в клетке, заяц в норе и т.д. Любой из вариантов данной развивающей игры для детей основан на способности ребёнка находить связь между явлениями и предметами, объединяя их по определенным признакам.
  • Попросите малыша рассказать, что он видит на картинке.

Всем детям, за исключением новорожденных, нравится смотреть мультики. Но нужно ограничить время просмотра до 2-х часов в сутки. Мультики для детей 3-х лет должны быть развивающими.

Начинайте любую развивающую игру для детей с простого задания, затем постепенно его усложняйте, тем самым поддерживая интерес ребёнка.

Развитие речи детей 3-х лет

Резкое скачкообразное развитие речи детей в период между 2-х и 3-х летним возрастом ведёт к тому, что словарный запас ребёнка значительно расширяется, речь становится связной и последовательной. Но её нужно по-прежнему поощрять, задавая вопросы, переспрашивая, если что-то не понятно, и внимательно слушать.

Эмоциональное, терпеливое участие взрослых важно в становлении речи. Поскольку обратное поведение с их стороны может привести к осложнениям.

Одна из причин заикания у детей связана с тем, что ребёнок только учится строить сложные предложения, говорит медленно, сбивается. Если взрослый слушает невнимательно, перебивает и торопит — может развиться заикание.

Речевое развитие детей 3-4 лет

  • задаёт много вопросов: в нём просыпается «почемучка»;
  • строит предложения с глаголом, существительным, прилагательным и предлогом;
  • овладевает понятиями: овощи, одежда, животные и т.д.;
  • способен выучить короткие стихи и песенки;
  • владеет первичным навыком пересказа: с помощью взрослого может рассказать сказку или события из прожитого дня.

Что должен уметь ребёнок 3-х лет

Степень владения санитарно-гигиеническими навыками зависит от того, с какого возраста и насколько настойчиво родители прививают малышу самостоятельность. Те, у кого не первый ребёнок, а второй или третий, обычно быстрей «ведут» процесс обучения малыша бытовым задачам. Итак, что должен уметь ребёнок 3-х лет дома:

  • ходить на горшок;
  • чистить зубы;
  • одеваться (пусть не всегда правильно);
  • застёгивать хотя бы одну пуговицу на одежде;
  • сморкать и вытирать рот салфеткой;
  • мыть руки.

Распорядок дня и чёткое понимание того, когда нужно ложиться спать, когда питаться и играть — способствует более эффективному закреплению навыков.

Таблица физического развития ребёнка в 3 года

Оценивая развитие ребёнка в 3 года, врач-педиатр обычно проверяет его рост и вес, а также навыки и умения. Однако родителям надо помнить, что таблица физического развития ребёнка в 3 года – это всего лишь средний показатель. А каждый ребёнок развивается индивидуально.

3 года Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 13,0 17,4
Вес девочек, кг 12,5 17,0
Рост мальчиков, см 91,0 102,0
Рост девочек, см 91,0 101,2
Окружность головы мальчиков, см 48,7 52,3
Окружность головы девочек, см 47,6 51,1
Окружность груди мальчиков, см 50,0 55,0
Окружность груди девочек, см 49,1 56,0

Какие еще есть параметры физического развития ребёнка в 3 года? Малыш уже умеет кататься на трёхколесном велосипеде и самокате. Не боится плавать в бассейне или море. Любит играть в спортивные игры: перешагивать через брусочки, бегать «восьмеркой», ловить мяч, спрыгивать с маленькой высоты. К этому возрасту кроха уже умеет выполнять два действия одновременно. К примеру, хлопать и прыгать.

На 3 месяце развития ребенок отчетливо понимает, чей он, узнает близких людей. Малыш может уже ответить на улыбку взрослого своей улыбкой в ответ, надолго задерживает взгляд на лице взрослого, говорящего с ним, или на игрушке. Именно сейчас можно услышать первый осознанный смех вашего малыша.

Психологи утверждают, что уже по окончании 3 месяца развития ребенка заканчивается период адаптации малыша к жизни не только с мамой.

Малыш растет и становится более сильным. К концу 3 месяца развития ребенок может лежать на животике по 5 минут, опираясь на хрупкие предплечья и высоко поднимать головку. Некоторые дети начинают ворочаться со спины на бок.

Несмотря на то, что к этому возрасту, малыш держит высоко головку, мышцы шеи еще недостаточно крепки. Поэтому стоит поддерживать головку малыша, когда вы его поднимаете или опускаете.

Кроха уже пытается схватить маму за длинные волосы или одежду, обращает внимание на украшения, очки, пуговицы. Увеличивается словарный запас, малыш активно гулит, тянет гласные звуки.

На 3 месяце развития ребенок делает важное открытие — замечает свои ручки. Руки — это первая часть тела, которую ребенок узнает, что она вообще у него есть. С этого времени малыш внимательно их рассматривает, берет в ротик, перебирает пальчики на ручке другой рукой.

В конце третьего месяца жизни малыша должен осматривать педиатр, невропатолог. Делаются две прививки — АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина) и от полиомиелита.

Важно: за несколько дней до прививки надо сдать мочу и кровь ребенка на анализ. Надо помнить — прививка АКДС может вызывать местную реакцию: красноту и припухание места инъекции, повышение температуры и беспокойство.

Звенящая и яркая неваляшка, с крупными чертами лица, может надолго увлечь неугомонного малыша. Также внимание может привлечь обычное резиновое колечко, которое малыш любит перекладывать из ручки в ручку и грызть деснами.

В игрушках лучше отдавать предпочтение ярким пластмассовым или резиновым, у которых отсутствуют мелкие детали и острые углы.

Ежедневно выкладывайте ребенка на животик, делайте ему гимнастику и массаж. Уход за ребенком сейчас требует меньше времени и усилий, по сравнению с первыми месяцами, поэтому надо использовать свободное от хлопот время на игру и развитие ребенка.

Читайте с малышом стишки, пойте и разговаривайте разным тембром голоса. На прогулке указывайте на разные предметы и спрашивайте: «Что или кто это?» и сами отвечайте ему. Играйте в пальчиковые игры с малышом.

Ребенок сейчас также может спать в дневное время до 4 раз (от 30 минут до 2 часов), бодрствовать после сна около 2 часов. Ночной сон может длиться до 9-11 часов. Дети на искусственном вскармливании могут не просыпаться всю ночь.

Ребенка кормят в течение дня 10-12 раз, ночью 2-4 раза. Продолжаются частые короткие прикладывания по разным поводам: малыш испугался, ударился погремушкой и т.д. Ночью может быть перерыв в кормлении — около 2-3,5 часов.

Вы уже более уверенно себя чувствуете, ведь самый сложный и непростой период адаптации к малышу позади. Появляется желание меньше реагировать на плач ребенка. Мамы думают, раз малыш плачет или кричит лежа с любимой игрушкой, сытый и сухой, значит он капризничает. Это неправильное мнение, ребенок не капризничает без повода. Он может реагировать на погоду, неудобно лечь на игрушку или ему скучно одному.

Надо помнить, что сейчас потребности малыша должны иметь ответную реакцию с вашей стороны. В этом случае малыш обретает доверие к окружающему миру. Благодаря внутреннему ощущению благополучия, малыш меньше времени проводит плача и больше энергии идет на развитие и рост.

На 3 месяце развития ребенок может прибавить до 800 грамм и вырасти на 2-3 см.

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 2 до 3 лет.

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте. Хотелось бы еще раз обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.
Что должен знать и уметь 2 летний ребенок

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.
Также мы хотим отметить, что чем раньше вы начнете развивать логическое мышление, которое базируется на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.

В данном разделе «Дети от 2 до 3 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.

Ребенка в возрасте от 2 до 3 можно начать знакомить с математикой. В этом Вам помогут наши пособия для занятий.

Логическое мышление
Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет должен уметь:

1.Ребенок должен уметь выполнять простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия.
2. Ребенок должен уметь рисовать, строить, составлять простенькие пазлы, кубики с картинками.

1. Ребенок должен уметь складывать фразы из 4-5 слов.
2. Ребенок прекрасно понимает, что ему говорят взрослые (бытовые слова и фразы).
3. Ребенок умеет разучивать простенькие стишки и потешки

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет должен уметь:

1. Ребенок должен знать части тела и лица.
2. Ребенок должен уметь называть что, плавает, летает и ездит.

1. Ребенок должен уметь спускаться и подниматься по лестнице.
2. Ребенок должен уметь одеваться и раздеваться.
3. Ребенок должен уметь самостоятельно ходить на горшок.
4. Ребенок умеет ходить задом наперед.
5. Ребенок должен уметь сохранять равновесие на перекладине.
6. Ребенок должен уметь рисовать вертикальную линию.
7. Ребенок должен уметь резать бумагу, держа ножницы одной рукой.
8. Ребенок должен уметь мыть и вытирать руки.

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

Когда ребенку исполняется 1 год, некоторые родители думают, что он уже большой и может питаться с «общего стола». Однако нужно понимать, что у взрослого человека деятельность всех органов и систем, в том числе пищеварительной, уже сформирована. А ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет еще продолжает интенсивно расти и развиваться.

Развитие внутренних органов малыша

В возрасте от 1 до 3 лет ребенок вырастает на 18 – 20 см, прибавляет в массе тела 3 – 4 кг. Идет формирование и дифференцировка всех органов и систем. Совершенствуется центральная нервная система, формируется структура мозга, мышление, речь, познавательная деятельность. Ребенок активно изучает мир и развивается эмоционально.

Также значительные изменения происходят с органами пищеварения: начинает постепенно функционировать соко- и ферментовыделительная система желудка, осуществляющая переваривание пищи. Эти изменения позволяют расширить ассортимент блюд различной консистенции, так как увеличивается емкость желудка — до 400 мл, тогда как у взрослого она составляет 1,5 – 2,5 л.

Рост зубов и косточек

У малыша появляется уже 20 молочных зубов, в том числе коренные, которые позволяют ему как следует откусывать и пережевывать пищу. Развиваются вкусовые ощущения. Данный возраст критичен для формирования пищевого поведения и регуляции аппетита. В этот период наблюдаются более частые отказы от еды и употребление пищи в мелких порциях (так называемые малоежки). Нередко кроха категорически не принимает новые продукты: ему могут не нравиться их вид, консистенция, вкус, запах. Если отказ от определенных продуктов затягивается, это может повлиять на обеспеченность организма ребенка основными питательными веществами.

Формируется костно-мышечная система, продолжается дальнейший рост, поддержание тела в вертикальном положении, сохраняется высокая двигательная активность (бег, подвижные игры), развивается мелкая моторика. Все это влечет большие расходы энергии, которая может быть восполнена «извне», то есть с пищей: белками, жирами, углеводами, минеральными веществами и витаминами. Для того, чтобы малыш регулярно получал необходимые питательные вещества и энергию, нужно обеспечить ему разнообразный рацион со всеми возможными продуктами прикорма.

Проблемы, связанные с нарушением питания

Согласно «Национальной программе оптимизации питания детей от года до трех лет в Российской Федерации», принятой в 2015 году, установлено, что широкое распространение имеют отклонения от основных принципов рационального питания:

  • Недостаточное потребление фруктов и овощей отмечается у 70,9% детей второго года жизни и у 65,9% — третьего года;
  • Мясные блюда, включая птицу, (не менее 7 раз в неделю) получают только 48 % малышей второго года жизни и 56% детей третьего года;
  • Среднее потребление молочной продукции составляет около 350 мл вместо 500 мл, которые полагаются по возрасту. Такое количество молочных продуктов удовлетворяет потребность в кальции лишь наполовину (54%). Все это может привести к замедлению роста, рахиту, дальнейшему развитию остеопороза;
  • Недостаточное потребление железа составляет в среднем 37%, что ведет к анемии (малокровию);
  • Почти 80% детей не обеспечены витамином С, играющим огромную роль в устойчивости организма к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды;
  • При ограниченном употреблении белковосодержащей пищи (молочные, мясные продукты, рыба, яйцо) может наблюдаться задержка в развитии, снижение защитных сил организма, замедление роста.

В питании детей рекомендуется использовать специальные детские продукты прикорма, поскольку они соответствуют требованиям безопасности и пищевой ценности, способны удовлетворить потребности малыша в энергии и нутриентах, обеспечивая тем самым его нормальный рост и развитие.

Этот возраст является очень важным этапом в жизни ребёнка и его родителей. У детишек происходят стремительные изменения в восприятии мира. Им все интересно, они начинают проявлять самостоятельность и проводить свои собственные исследования.#nbsp

Давайте выделим пункты, что должен знать ваш сын или дочка к этому возрасту:

— использует предложения из 2-ух, 3-ёх слов,
— употребляет прилагательные,
— может называть себя в 3-ем(он) или 1-ом лице(я),
— задаёт вопросы,
— называет предметы на картинке,
— понимает короткий рассказ о знакомых событиях.

— проявляет эмоции (ситуативно), -самостоятельно играет,
— подражает сверстникам,
— раскладывает фигуры разной величины, -ориентируется в 4-8 цветах, называет их.

— поднимается и спускается по
лестнице,
— подпрыгивает,
— меняет темп движения,
удерживает мяч в руках, ловит его.

— играет с песком и глиной,
— использует ножницы,
— красит пальцем,
— нанизывает бусы на верёвочку,
— держит карандаш,
— рисует черточки,
— воспроизводит простые формы.

— последовательный порядок действий,
— подражает бытовым действия взрослого,
— сооружает из кубиков, конструктора знакомые постройки(замок, дом, стол, диван, стул, и .т .д.)
— играет в простые групповые игры.

2-3 года — это замечательный возраст, когда ваш ребёнок узнаёт много нового о себе и окружающем мире.

Сохраняйте себе этот чек-лист)

Но не забывайте, что каждый ребёнок индивидуален и развивается в своём темпе.

Больше статей для вас

Заполните эту форму и немного расскажите о ребенке. Мы сразу запишем на занятие после заполнения этой формы.

Заполните эту форму и расскажите немного о ребенке. Мы свяжемся с вами, чтобы записать вас на первый урок-знакомство в удобное вам время.

Заполните эту формы и немного расскажите о ребенке. Мы сразу запишем на занятие после заполнения этой формы.

Заполните эту формы и немного расскажите о ребенке. Мы сразу запишем на курс после заполнения этой формы.

Заполните эту формы и немного расскажите о ребенке. Мы сразу запишем на мастер-класс после заполнения этой формы.

Мы уже подготовили образовательную программу, но еще не успели сделать ей раздел на сайте:(

Уже пишем контент и рисуем дизайн этого раздела. Но нужно немного подождать. Совсем скоро раздел будет доступен. Пока что вы можете оставить заявку и наши менеджеры расскажут про программу лично:)

Дети в 3 года активно осваивают новые движения. Они уже умеют прыгать, удерживать равновесие, стоя на одной ножке, спускаться по лестнице, играть в мячик. Многие учатся кататься на трехколесном велосипеде и плавать.

В этом возрасте часто начинают заниматься разными видами спорта, такими как гимнастика. Мелкая моторика также уже хорошо развита. Поэтому ребенок в 3 года умеет самостоятельно чистить зубы, расстегивать пуговицы, есть, используя вилку и ложку.

ожно в этом возрасте учить ребенка завязывать шнурки и помогать по дому.

К трем годам дети начинают интересоваться общением с другими детьми, искать себе партнера по игре и даже действовать в команде.

На наших занятиях «Я расту» ребята 3 лет совместно проигрывают сценки из сказок, учатся договариваться в спорных ситуациях. В общении с родителями ребенок становится более твердым в отсеивании своих интересов, стремится к самостоятельности и свободе.

Окружающим взрослым нужно запастись терпением и дать возможность малышу исследовать этот мир.

Когнитивное развитие и творческие способности

Когда родители задаются вопросом, что должен ребенок уметь в 3 года, чаще всего речь идет именно о когнитивном развитии. К этому возрасту ребенок уже знаком с многими понятиями, может назвать цвет, форму предмета и досчитать до пяти.

Он уже может сравнить картинки, найти общие детали и различия. Также, 3-х летний ребенок способен составлять логические цепочки (солнышко вышло, поэтому на улице стало тепло). Он умеет строить предложения, правильно используя местоимения, предлоги, указывающие на местоположение («за», «над», «под» и т.д.).

В возрасте 3 лет развиваются творческие способности, поэтому полезно рисовать вместе с ребенком разными способами (пальчиковые краски, губки, мелки), лепить из пластилина или глины, делать аппликации.

Когда мы говорим о том, что должен уметь ребенок в 3 года, мы должны учитывать индивидуальные особенности, такие как темперамент, задатки, физическое развитие. Во многом уровень развития ребенка зависит от того, как много родители и окружающие взрослые уделяют внимание его развитию, играя, выполняя творческие задания совместно.

Мария Борисова, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».