Развитие ребенка в 9 месяцев

В 9 месяцев малыши исследуют дом любыми доступными им способами. В идеале, они это делают, ползая на четвереньках.

Но что делать маме, если грудничок еще не пополз? Нужно ли волноваться при отсутствии навыка самостоятельного сидения? И какие новые умения должны появиться в этом возрасте?

Что умеет ребёнок в 9 месяцев: двигательное развитие

В 9 месяцев многие малыши открывают новый навык – они начинают вставать у опоры. Это так их будоражит, что груднички хотят стоять везде и всегда.

  • кот;
  • робот-пылесос;
  • мамины тапки;
  • пульт и многое другое.
  • попытки стояния без опоры. Некоторые дети уже освоили этот навык;
  • самостоятельное вставание и сидение. Маме не нужно переживать, если грудничок еще не сел сам. Умение сидеть может задержаться до 10 месяцев;
  • начало ходьбы вдоль опоры приставным шагом;
  • формирование щипкового захвата. Ребёнок берет предмет кончиками большого и указательного пальцев. Сами пальцы при этом скруглены;
  • дифференциацию движений руками. Малыш понимает, что мяч нужно катать, крышку – отвинчивать, по барабану – бить и т.д.;
  • игры в ладушки, складывание предметов в банку, интерес к крошкам и другим мелким предметам;
  • активное ползание на четвереньках.

Если ребёнок в 9 месяцев ещё не освоил четвереньки, то обязательно нужно ему помочь научиться физиологически правильно ползать. Ожидание самостоятельного освоения ребёнком ползания может привести к пропуску этого важного этапа двигательного развития.

Мамам еще не ползающих малышей советую взять ответственность за полноценное развития ребенка на себя и начать с ним заниматься. Стимулировать появление четверенек и заложить правильную механику движений можно с помощью ежедневной гимнастики.

В моем онлайн-курсе 6-9 месяцев собраны работающие и безопасные упражнения для подготовки грудничка к четверенькам. Кроме этого курс содержит массаж и занятия на фитболе. Обратная связь и возможность задавать вопросы ортопеду, неврологу и педиатру помогут маме правильно организовать весь процесс занятий с ребенком.

Хочу отметить, что сроки появления новых двигательных умений условны и могут варьироваться. Они могут появиться раньше или позже 9-ти месяцев на 6 недель, и это считается нормой.

К тому же, нужно смотреть на развитие грудничка комплексно, учитывая его параметры веса и роста. Узнать и оценить вес ребенка в 9 месяцев, нормы нижних и верхних границ мама может сама с помощью таблиц ВОЗ.

В девять месяцев ребенок все еще будет выглядеть, как младенец — большая голова, пухленькие ножки и ручки и очаровательный животик. По мере того как он начнет больше двигаться, проверять свои силы в стоянии и ходьбе, очертания фигуры начнут меняться.

Физическое развитие мальчиков:

  • Масса тела — прибавка около 300 г.
  • Рост — прибавка около 1,4 см.

Физическое развитие девочек:

  • Масса тела — прибавка около 300 г.
  • Рост — прибавка около 1,4 см.

По данным российских педиатров, в среднем в девять месяцев у ребенка будет:

  • Окружность головы — 44,5—45,5 см.
  • Окружность груди — 46,5—47,5 см.

Первые зубки — нижние передние резцы — у малышей режутся в возрасте 6—8 месяцев. Через 1–2 месяца покажутся два противоположных верхних резца. Это принятая норма, но только приблизительная. Некоторые дети рождаются уже с зубами, а другие вступают в ряды зубастиков лишь в 12—15 месяцев.

Двигательная активность ребенка в 9 месяцев:

  • Уверенно ползает, преодолевая препятствия, двигается к цели.
  • Встает на колени, чтобы дотянуться до предметов.
  • Стоит прямо и передвигается, держась за опору.
  • Старается делать первые шаги при поддержке.
  • Учится вставать на колени из положения стоя.
  • Начинает захватывать руками небольшие кусочки пищи.

Речь ребенка в 9 месяцев:

  • Усердно практикуется в речи, болтая на своем «детском» языке.
  • Правильно использует и четко произносит свои первые слова: «ма-ма», «па-па», «да-дай».
  • По просьбе взрослого выполняет простые действия: дай, покажи, принеси, брось, ложись.
  • Постепенно понимает, хотя и игнорирует слово «нельзя».

Социальное поведение в 9 месяцев:

  • Ищет упавший предмет.
  • Откликается на свое имя.
  • Сближается с незнакомцем, только если мама рядом.
  • Испытывает тревогу при разлуке с мамой, скучает.
  • Имитирует эмоциональное состояние и поведение взрослых.

Эмоции и когнитивные навыки в 9 месяцев:

  • Различает цвета.
  • Радостно реагирует на махания руками и поцелуи.
  • Улыбается собственному отражению в зеркале и целует его.
  • Танцует под музыку.
  • Может расстроиться и даже разозлиться, если что-то не получается или когда отобрали игрушку.
  • Смотрит на страницы книги, пока ему читают.

Игровые навыки в 9 месяцев:

  • Берет мелкие предметы и перекладывает в руках, разных емкостях.
  • Совершает более целенаправленные и разнообразные движения, чем раньше.
  • Находит спрятанную игрушку.
  • Любит бросать игрушки, ждать и наблюдать, как мама их поднимает.

Упомянутые навыки развития — только ориентировочные. Если кроха в девять месяцев ничего не говорит, мало ползает или ползает только по-пластунски и не пытается вставать, не нужно беспокоиться. Все дети разные и, хотя мы можем помогать им в развитии, приобретают новые навыки в собственном темпе и в свое время. К тому же уже в 9-месячном возрасте становится заметной разница в развитии мальчиков и девочек.

Особенности питания детей в 9 месяцев:

  • Расширяйте рацион за счет сложных блюд.
  • Продолжайте тренировать навык жевания мягких кусочков.
  • Уходите от пюре.
  • Поддерживайте и развивайте пищевой интерес.
  • Давайте новые продукты, которые еще не пробовали.
  • Кормите грудью и постепенно вводите прикорм. Некоторые кормления могут состоять только из материнского молока, другие — скомпонованы из молока и прикорма
  • Общее количество усаживаний за стол — от 4 до 6. Многие дети в 9—10 месяцев съедают уже заметно увеличенные порции пищи.

* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения.

Ваш ребенок ползает, берет предметы в руки, самостоятельно стоит и отзывается на свое имя — развитие ребенка в девять месяцев идет очень быстро. Наслаждайтесь этим захватывающим временем. Вы можете лучше понять мир девятимесячного малыша и поддержать его на разных этапах с календарем развития детей МАМАКО ® .

Время активного роста и прибавки в весе продолжается

В девять месяцев ваш ребенок все еще будет выглядеть, как младенец — с большой головой, пухленькими ножками и ручками и очаровательным животиком. По мере того как он начнет больше двигаться, проверять свои силы в стоянии и ходьбе, очертания детской фигуры начнут меняться.

По данным российских педиатров, в среднем в девять месяцев у вашего ребенка будет:

  • прибавка массы за месяц в 500 г, вес до 8600–9000 г;
  • прибавка роста за месяц в 1,5 см, рост примерно 74 см;
  • окружность головы — 44,5–45,5 см;
  • окружность груди — 46,5–47,5 см.

Сколько зубов у ребенка в 9 месяцев

Первые зубки — нижние передние резцы — у малышей режутся в возрасте 6–8 месяцев. Через 1–2 месяца покажутся два противоположных верхних резца. Это принятая норма, но только приблизительная. Некоторые детки рождаются уже с зубами, а другие вступают в ряды зубастиков лишь в 12–15 месяцев.

Как бы там ни было, рано или поздно первый зуб вылезет, а за ним и остальные, и маме нужно быть готовой к красным и распухшим деснам у своего ребенка, плохому сну, капризам и снижению аппетита — это самые частые симптомы прорезывания. Облегчить неприятные ощущения можно: малышу обязательно нужно дать что-нибудь погрызть — прорезыватель, баранку или яблочко.

Какой прикорм ест малыш в 9 месяцев

Рацион 9-месячного малыша уже довольно разнообразен. Ваш ребенок может продолжать получать грудное молоко и/или молочную смесь и прикорм. Среди продуктов будут уже не только каши, овощи, мясо и молочные продукты, но и хлеб, сливочное и растительное масло, рыба. А чтобы не навредить малышу, при переходе на «общий стол» мамы придерживаются схемы введения прикорма — таблица содержит рекомендованные для кормления продукты и размеры порций в день в зависимости от детского возраста. Вовремя введенный прикорм станет основой правильного питания и хорошего аппетита даже у малоежек.

Скачать схему в pdf

На что еще следует обратить внимание

Если вы уже не кормите грудью или малыш с рождения был на искусственном вскармливании, в рационе остается детская молочная смесь, поскольку она адаптирована под физиологические особенности пищеварения малышей второго полугодия, а значит, легче переваривается.

Система детского питания МАМАКО ® на козьем молоке “С рождения до трех” поможет выбрать смесь для детей второго полугодия жизни, и продукты и блюда прикорма для малыша в возрасте девять месяцев (в том числе для питания при склонности к аллергии).

Гречневая и кукурузная каши, каша 5 злаков и крем-супы из тыквы и шпината на козьем молочке, фруктовое пюре с козьим творожком — все это варианты прикорма, разрешенные педиатрами детям до года.

С 6 месяцев до 2 лет маленькие дети особенно открыты к новым вкусовым ощущениям. И мама может помочь своей крохе развить их. Как? Попробовать предложить ребенку многокомпонентные каши. Например, гречневую кашу с яблоком и морковью. К новым и разнообразным вкусам многие малыши относятся с большим любопытством и с удовольствием едят такое угощение.

    . Интервью с профессором, врачом-гастроэнтерологом, доктором медицинских наук Холодовой И.Н. — об аллергии на белок молока и питании детей-аллергиков на грудном и искусственном вскармливании.

Что умеет делать девятимесячный малыш: таблица навыков

Двигательная активность и физические навыки малыша

  • Уверенно ползает, преодолевая препятствия, двигается к цели.
  • Встает на колени, чтобы дотянуться до предметов.
  • Стоит прямо и передвигается, держась за опору.
  • Старается делать первые шаги при поддержке.
  • Учится вставать на колени из положения стоя.
  • Начинает захватывать руками небольшие кусочки пищи.

Речь ребенка в 9 месяцев и произношение слов

  • Усердно практикуется в речи, болтая на своем «детском» языке.
  • Правильно использует и четко произносит свои первые слова: «ма-ма», «па-па», «да-дай».
  • По просьбе взрослого выполняет простые действия (дай, покажи, принеси, бросай, ложись).
  • Постепенно понимает, хотя и игнорирует слово «нельзя».

Социальное поведение

  • Ищет упавший предмет.
  • Откликается на свое имя.
  • Сближается с незнакомцем, только если мама рядом.
  • Испытывает тревогу при разлуке с мамой, скучает.
  • Имитирует эмоциональное состояние и поведение взрослых.

Эмоции малыша и когнитивные навыки

  • Различает цвета.
  • Радостно реагирует на махания руками и поцелуи.
  • Улыбается собственному отражению в зеркале и целует его.
  • Танцует под музыку.
  • Может расстроиться и даже разозлиться, если что-то не получается или когда отобрали игрушку.
  • Смотрит на страницы книги, пока ему читают.

Игровые навыки малыша

  • Берет мелкие предметы и перекладывает в руках, разных емкостях.
  • Совершает более целенаправленные и разнообразные движения, чем раньше.
  • Находит спрятанную игрушку.
  • Любит бросать игрушки, ждать и наблюдать, как мама их поднимает.

«Почему у других дети в 9 месяцев уже ходят, а мой еще нет?»

Упомянутые навыки развития — только ориентировочные. Если кроха в девять месяцев ничего не говорит, мало ползает или ползает только по-пластунски и не пытается вставать, не нужно беспокоиться. Все дети разные, и, хотя мы можем помогать им в развитии, они приобретают новые навыки в собственном темпе и в свое время. К тому же уже в 9-месячном возрасте становится заметной разница в развитии между мальчиками и девочками.

Но если есть то, что вас беспокоит — даже самое незначительное, — поделитесь переживаниями с педиатром вашего малыша. Только доктор определит, что является нормой правильного развития для вашего малыша, а на что надо обратить внимание. Нужно ли пройти курс массажа для подготовки к ходьбе, записаться в бассейн для поддержки иммунитета и крепкого сна, ввести новые развивающие игры и поработать со слухом и речью или над тем, что ребенок не сидит самостоятельно, — ответы на эти вопросы индивидуальны и зависят от многих факторов. Ребенку никогда не нужно все и сразу: прислушайтесь к рекомендациям специалистов.

* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с 6+ мес. Товар сертифицирован.

🧠 Социальное/эмоциональное развитие:
• Застенчивый, боится рядом с незнакомцами,
• Демонстрирует несколько выражений лица: счастливый, грустный, злой и удивленный,
• Реагирует, когда вы называете его имя,
• Реагирует, когда вы идете (смотрит, тянется к вам или плачет),
• Улыбается или смеется, когда вы играете в «ку-ку».

🗣 Развитие речи/коммуникации:
• Издает разные звуки, например «мамамама» и «бабабаба»,
• Поднимает руки вверх и тянется поднять ее.

🤓 Когнитивное развитие (обучение, мышление, решение проблем):
• Ищет объекты, когда тот выпадает из виду (например, его ложка или игрушка),
• Стучит двумя предметами.

🏃🏼‍♀️ Двигательное/физическое развитие:
• Сам принимает сидячее положение,
• Перемещает вещи из одной руки в другую,
• Использует пальцы, чтобы «сгребать» пищу к себе,
• Сидит без опоры.

Другие важные вещи, которыми следует поделиться с врачом ☝🏻:
1. Какие вещи вы и ваш ребенок делаете вместе?
2. Какие вещи любит делать ваш ребенок?
3. Есть ли что-то, что делает или не делает ребенок, которые вас беспокоят?
4. Утратил ли ваш ребенок какие-то навыки, какие у него когда-то были?
5. Имеет ли ваш ребенок какие-то особые потребности в здоровье или он родился преждевременно?

Помогите своему ребенку учиться и развиваться:
✅Повторяйте звуки ребенка и произносьте простые слова, используя эти звуки. Например, если ваш ребенок говорит «бабаба», повторите «бабаба», а затем скажите «бабушка».
✅Положите игрушки на пол или на игровой коврик немного вне досягаемости и поощрите ребенка поползти, чтобы достать их. Радуйтесь, когда он доберется к ним.
✅Научите ребенка махать рукой «до свидания» или трясти головой «нет». Например, помахайте рукой и скажите «до свидания», когда идете. Вы также можете изучить простой язык жестов ребенка, чтобы помочь ребенку сказать вам, что он хочет, прежде чем он сможет использовать слова.
✅Играйте в игры, например, «ку-ку». Вы можете накрыть голову тканью и посмотреть, стягивает ли ее ваш ребенок.
✅Поиграйте с ребенком, вынимая кубики из контейнера и снова складывая их вместе.
✅Играйте со своим ребенком в игры, например моя очередь, ваша очередь. Попробуйте это, передавая игрушку «туда-сюда».
✅«Читайте» своему ребенку. Чтение может быть разговором о картинках. Например, глядя на книги или журналы, называйте картинки, когда вы указываете на них.
✅Ограничьте экранное время (телевизор, планшеты, телефоны и т.п.) до видеовызовов с близкими людьми. Детям младше 2 лет не рекомендуется проводить время перед экраном. Младенцы учатся, разговаривая, играя и общаясь с другими.
✅Узнайте о рисках удушения и безопасных продуктах для кормления ребенка. Пусть ребенок потренируется кормить себя пальцами и использовать чашку с небольшим количеством воды. Сядьте рядом со своим ребёнком и наслаждайтесь едой вместе. Ожидайте разливы. Обучение – это беспорядочно и весело!
✅Спокойным тоном просите поведение, которое вы ожидаете.
✅Помогите ребенку привыкнуть к еде с разным вкусом и консистенцией. Пища может быть однородной, протертой или мелко нарезанной. Вашему ребенку могут не понравиться все блюда с первой попытки. Дайте ему возможность попробовать еду еще раз.
✅Быстро и весело попрощайтесь вместо того, чтобы убежать, чтобы ваш ребенок знал, что вы уходите, даже если он плачет. Он научится успокаивать себя и будет знать, чего ожидать. Дайте ему знать, когда вы вернетесь, например, сказав «Папа вернется!»

Ваш малыш изучает мир через прикосновения, наблюдение и игру. Все то время, которое вы уделяете ему — это мощный толчок для его развития! Примерно в этом возрасте ваш малыш может указывать на предметы и людей, играть в игры вроде «ку-ку» и ползать по дому. Также он много спит — до 14 часов в день!

Прокрутите страницу вниз, чтобы узнать больше о развитии малыша, получить поддержку для своей семьи и узнать о бесплатных мероприятиях, которые сможете посетить вместе.

Развитие мышления

Находясь с ребёнком в кухне, описывайте то, что вы делаете, особенно если заметите, что ребёнок чем-то заинтересовался, например, наливанием воды в миску или чашку. Скажите, например: «Вода льётся в чашку». Посмотрите, что он ответит. Ребёнок может посмотреть на вас, а потом на чашку.

Посмотрите, что ваш ребенок обучения

Замечая то, что интересно ребёнку, вы побуждаете его больше узнавать об окружающем мире. Когда вы говорите о том, что делаете, ребёнок узнаёт множество новых слов, и это помогает ему связывать эти слова с предметами.

Контрольные точки

Навыки, которые развиваются у малышей во время игры, обучения, использования речи, действий и движений, называются контрольными точками. Узнайте больше о контрольных точках, чтобы отслеживать этапы развития вашего малыша и вовремя принимать меры при возникновении проблем.

На 9-м месяце жизни многие дети:

Социальные навыки

  • Могут бояться незнакомых людей
  • Могут вести себя назойливо со знакомыми взрослыми
  • Заводят любимые игрушки

Коммуникация

  • Понимают слово «нет»
  • Произносят различные звуки, например «мамамама» и «бабабаба»
  • Копируют звуки и жесты других людей
  • Указывают на предметы пальцами

Обучение

  • Следят за падением предметов
  • Ищут вещи, которые кто-то при них спрятал
  • Играют в «ку-ку»
  • Тянут вещи в рот

Физическое развитие

  • Стоят, держась за опору
  • Садятся и сидят без поддержки
  • Подтягиваются, чтобы встать
  • Ползают
  • Берут мелкие предметы, например овсяные хлопья, большим и указательным пальцем
  • Уверенно передают вещи из одной руки в другую

Здоровье

  • Едят измельченную или порезанную еду, другие мягкие продукты, а также грудное молоко
  • Едят каши, однокомпонентные пюре из овощей, фруктов и мяса
  • Спят около 14 часов в день
  • Получают прививки по графику

Своевременно принимайте меры и консультируйтесь с врачом, педагогом или социальным работником, если ваш малыш:

Закон Ранним

  • Не стоит, перенося вес на ножки
  • Не умеет садиться, даже с поддержкой
  • Не гулит, не произносит звукосочетания, например «мама», «баба» или «папа»
  • Не играет в игры, подразумевающие действия по очереди
  • Не реагирует на свое имя
  • Не узнает знакомых людей
  • Не смотрит туда, куда ему показывают
  • Не передает игрушки из одной руки в другую

Программы

Получите помощь и поддержку для создания успешных и прочных взаимоотношений в вашей семье

Программы для младенцев и детей ясельного возраста

Департамент образования (Department of Education, DOE) г. Нью-Йорка

Программа ухода за детьми в возрасте от шести недель до двух лет, которая доступна бесплатно или за небольшую плату

Услуги по обучению и уходу за детьми раннего возраста — до 10 часов в день.

Программа раннего вмешательства (EIP)

Департамент здравоохранения и психической гигиены г. Нью-Йорка (DOHMH)

Поддержка младенцев и детей с инвалидностью

Программа раннего вмешательства является добровольной и предназначена для младенцев и детей ясельного возраста с нарушениями обучаемости и задержками в развитии, а также для поддержки их семей.

После 8 месяцев малыш становится очень подвижен, за ним не только нужен глаз да глаз, но и активное участие в его жизни. Особенности раннего развития детей возраста 9–12 месяцев в том, что они начинают познавать мир не только в горизонтальной и вертикальной плоскости, теперь жизнь наполняется объемом и высотой – ребенок стоит, придерживаясь за опору, ползает, может на четвереньках забираться на небольшие возвышения. Кроме того, его лепет уже превращается в первые слова, а эмоции становятся осознанными.

Доказано, что мозг развивается тогда, когда он работает. Чем больше занятий вы проводите, чтобы развивать ребенка, тем активнее будет идти формирование клеток мозга, тем выше будет его интеллект. А игры на развитие мелкой моторики будут способствовать раннему формированию речи и координации движений.

В этой статье расскажем, как можно способствовать раннему развитию малыша по месяцам – с 9 до года.

Развитие мелкой моторики способствует развитию речи

Развитие речи ребенка раннего возраста

Любому родителю не терпится поскорее услышать от малыша первые слова, а затем и осознанную речь. Конечно, ребенок в любом случае когда-то заговорит, но если вы будете стимулировать развитие его речи, вполне вероятно, что это случится раньше статистических норм.

Для детей этого возраста отлично подходят потешки. Они не только побуждают малыша произносить первые простые звукоподражательные слова, но и формируют чувство ритма. Зачитывая ему незнакомую потешку, проговаривайте ее сперва самостоятельно полностью. Постепенно ребенок привыкнет к ней, тогда в самом конце, перед последней строчкой, делайте небольшую паузу, чтобы он вставлял свою реплику. Потешек существует множество. Можете для начала использовать, например, эту:

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий-сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят?
– Гав-гав!

Потешку можно зачитывать, усадив малыша на колени и покачивая его в такт стишка, словно вы действительно куда-то едете.

Можно использовать другую потешку, демонстрируя малышу карточки для раннего развития (к примеру, Глена Домана) с изображением животных или показывая ему картинки в книжке:

Два котенка…
– Мяу-мяу!
Две собачки…
– Гав-гав!
Два утенка…
– Кря-кря…
Два цыпленка…
– Пи-пи-пи!
Два теленка…
– Му-му!
Две лягушки…
– Ква-ква!

Дайте ребенку возможность самому закончить потешку

Игры для раннего развития у малыша мелкой моторики

Совершенствование мелкой моторики также способствует раннему формированию у ребенка речи. Кроме того, такие игры работают на развитие фантазии, логики, эмоциональной сферы.

Вариантов занятий несколько, постепенно вы можете самостоятельно придумать свои:

  • Рисование. Приобретите специальные пальчиковые краски – они предназначены как раз для малышей, абсолютно не токсичны, легко смываются и не въедаются в кожу. Имейте в виду, что сперва кроха будет пытаться рисовать не только на альбомном листе, который вы ему предложите, но и попытается разукрасить собственное тело и одежду. Поэтому идеальный вариант, если он любит купаться, – рисование в пустой ванне, возможно даже – по ее стенкам. После занятия можно будет помыться и заодно смыть следы творчества. Постепенно рисование можно будет усложнить, вручив малышу кисточку и демонстрируя ему, как можно нарисовать прямую линию, как волнистую, а как расставить на бумаге множество смешных закорючек.
  • Потешки. Короткие стишки можно не только повторять, но и проигрывать. В этом случае задействованы пальчики малыша, ладошки, ручки. Попробуйте для начала такие потешки, как «ладушки-ладушки», «сорока-белобока». Постепенно переходите к чуть более сложным. К примеру:

Этот пальчик – в лес пошел,

Этот пальчик – гриб нашел,

Этот пальчик – занял место,

Этот пальчик – ляжет тесно,

Этот пальчик – много ел,

Оттого и растолстел.

Зачитывая потешку, поочередно загибайте пальчики ребенка, чтобы к концу ее все они сложились в кулачок.

  • Используйте предметы, которые будут разного размера и формы, чтобы малыш мог перебирать их пальчиками. Это могут быть игрушки или какие-то предметы из домашнего обихода – главное, чтобы они были безопасными, ведь ребенок наверняка захочет попробовать их на зубок. Поищите по дому разнообразные шкатулки, баночки, коробочки, наполните их «сюрпризами», но не открывайте перед малышом сами – дайте ему возможность исследовать предметы, пытаться вскрыть крышки. Когда он справится с этой задачей, для него это будет настоящая победа, а для вас – возможность поменять один «сюрприз» на другой, чтобы его заинтриговать и стимулировать тем самым продолжение игры.

Развивать мелкую моторику можно с помощью самых разных занятий

Особенности периода раннего дошкольного развития в том, что малыша интересует весь окружающий мир – и вы можете использовать это ему во благо, только не особо торопите события. К примеру, если начинаете осваивать книжки, не ждите, что ребенок начнет внимательно слушать то, что вы ему читаете, его прежде всего заинтересуют яркие картинки. Поэтому в первые дни не читайте, а смотрите с ним книжку, озвучивая то, что изображено на ее страницах.

И так обстоит дело со всеми играми – это вы знаете, к какому итогу должно привести то или иное занятие, а малыша нужно к этому подготовить. Будьте терпеливы, не забывайте заниматься ежедневно, постоянно чередуйте игры, но и не забывайте о уже освоенных – и результат не заставит себя ждать.