Дошкольные годы особенно важны для развития: ребёнок стремится к знаниям, а его мозг впитывает информацию, как губка. Обучение будет более эффективным, если ваши занятия в этот период совпадут с соответствующими сензитивными периодами.
- Особенности дошкольного возраста
- Как заниматься с ребёнком
- Что важно для подготовки к школе
Так дошкольник сможет не только получить знания, но и сформировать необходимые для школы гибкие навыки. В этой статье мы приводим рекомендации и советы экспертов и Монтессори-педагогов: с их помощью вам будет проще понять, как именно развивать ребёнка от трёх до шести лет; что можно делать, а чего делать не стоит; как подготовить сына или дочку к школе, помочь достичь успехов в учёбе.
Особенности дошкольного возраста
Возможно, вы замечали, что в возрасте от 3 до 6 лет ребёнок становится настоящим «почемучкой». Дело в том, что в этот момент у него появляется аналитический разум. Это значит, что маленькому человеку хочется узнать больше о том, как устроен этот мир.
Конечно, за три года обо всём не узнаешь. Но именно информация, которую дошкольник получит в этот период, ляжет в основу его принципов и представлений о жизни: безопасна ли окружающая среда, добры ли люди вокруг, стоит ли верить незнакомцам, важно ли защищать себя и свои границы, как нужно относиться к животным и так далее. Поэтому воспитание дошкольника по методу Монтессори включает в себя не только обучение наукам, но и уроки вежливости и любезности, беседы и обсуждение книг с реалистичными историями.
Кроме того, после трёх лет у дошкольника формируются важные навыки, которые часто называют гибкими. Это умение планировать своё время, сохранять сосредоточенность и концентрацию во время работы, работать в команде и доводить дело до конца. Не менее важными для успеха в учебной деятельности будут вера в себя, адекватная самооценка, умение не пасовать перед трудностями. Помогите дошкольнику их развивать — в этом помогут советы экспертов.
Чтобы развитие ребёнка до шести лет происходило в соответствии с программой, которая заложена природой, стоит планировать развивающие занятия, учитывая сензитивные периоды. В этом возрасте дошкольнику становятся интересны буквы и цифры, а также происходит развитие речи, утончение всех органов чувств, крупной и мелкой моторики.
Чтобы определить, в каком сензитивном периоде находится ваш ребёнок, обратите внимание на его поведение и интересы. Если он пытается писать «письма» родственникам и знакомым, значит, ему интересны буквы. Если считает фрукты, проезжающие машины и детей на площадке — налицо интерес к счёту.
Дети могут интересоваться жизнью животных или происхождением растений, работой строителей или жизнью цирковых артистов, опытами и экспериментами. А ещё иностранными языками, которые, кстати, ребёнок запоминает очень быстро. Используйте эти интересы, чтобы дать дошкольнику знания об основах биологии, о профессиях, о законах природы.
Как заниматься с ребёнком
Никогда не стоит заставлять заниматься ребёнка, который этого не хочет. Ежедневное заполнение прописей со скандалами и истериками не сделает ребёнка более развитым и способным. Наоборот, это может спровоцировать негативное отношение к учёбе.
Выберите момент, когда ваш сын или дочка ничем не заняты, и предложите показать им кое-что интересное. Продемонстрируйте, как работать с материалом, который вы выбрали для развития. Здорово, если всё ваше поведение будет свидетельствовать о том, что это занятие крайне интересно и увлекательно. Затем предложите ребёнку повторить. Если дошкольник не хочет, не настаивайте: уберите занятие и предложите снова через несколько недель.
Ребёнок задаёт вам бесконечные вопросы? Важно на них отвечать. Если родители будут отмахиваться (мол, вырастешь — узнаешь), это может заглушить интерес дошкольника к знаниям. Понятно, что даже взрослые не могут знать всё. Потому не обязательно отвечать на вопрос сразу же. Пообещайте найти ответ в интернете или в книге. Или поищите нужные сведения вместе в энциклопедии, сходите в библиотеку: заодно вы сформируете у ребёнка навык искать информацию.
Почаще отмечайте успехи и достижения, чтобы ваш малыш всегда верил в свой успех. Обратите внимание, что некоторые вещи не получаются с первого раза, но обязательно удаются ему после небольшой тренировки. Высказывая похвалу, не ограничивайтесь простым «молодец» или «умница». Лучше отметить факт: «О, ты сегодня залез на самый верх по шведской стенке! Ты долго тренировался, и твои руки теперь такие сильные — ты можешь подняться куда захочешь!»
Ещё одна особенность ребёнка от 3 лет — способность долго концентрировать внимание на занятиях, которые особенно для него увлекательны. Если ваш дошкольник долго рисует, лепит куличики или собирает фигурки из конструктора, лучше его не отвлекать: он тренирует сосредоточенность. Как вы помните, ранний возраст — лучшее время для освоения внеучебных навыков. А способность концентрировать внимание — один из наиболее важных.
А вот мультфильмы вредят умению сосредоточенно работать, поэтому он просмотра телевизора лучше отказаться или хотя бы свести его к минимуму, даже если видеоролики кажутся интересными и развивающими.
Что важно для подготовки к школе
По закону, будущим первоклассникам не обязательно знать буквы и цифры. Но рекомендации педагогов свидетельствуют о том, что вашему ребёнку будет намного легче учиться, если он уже имеет представления о звуках и их письменном отражении, счёте.
Разместите в детском развивающем пространстве материалы для обучения счёту и письму, научите ребёнка ими пользоваться. Это могут быть счётные палочки и кружочки, геометрические фигуры (плоские и объёмные). Можете приобрести для занятий классический Монтессори-материал «шершавый алфавит» или даже сделать его самостоятельно. Полезными будут звуковые игры, карточки с небольшими словами, книжки с минимальным количеством текста. В магазинах есть даже специальные книги для тех, кто учится читать.
Постарайтесь развивать кругозор дошкольника. Этому способствуют прогулки, экскурсии, поездки к родственникам, походы в театр или зоопарк, а также бытовые дела: приготовление пищи, садоводство, уборка. Поручите сыну или дочке почистить морковь, подмести пол веником, разложить суп или гарнир по тарелкам, смахнуть пыль с полок. Для ребёнка от трёх лет это не будет сложным, но такие занятия позволяют научиться работе по алгоритму (что пригодится при решении математических задач).
Проводите больше времени с ребёнком и помогайте ему в развитии: осознанное воспитание обязательно даст свои плоды!
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов
Дети в этом возрасте задают много вопросов, собирая информацию об окружающем мире, и хотят учиться новым навыкам. Они чувствуют интерес к правилам, и выясняют, почему они устроены именно так. Им нравится, когда люди следуют правилам, даже если сами они их не соблюдают. Дети могут не соглашаться с правилами, нарушать их и устанавливать новые – это их способ познания мира правил. Они учатся различать желания и потребности. Именно в этом возрасте приобретают значение игры по конкретным правилам.
В этом возрасте ребенок учится:
- мастерству в более сложных действиях;
- принимать и соблюдать правила;
- развивать в себе чувство ответственности;
- многим новым навыкам, в т.ч. социальным (особенно в отношениях со сверстниками противоположного пола);
- брать пример с взрослого человека того же пола;
- открывать для себя мир и принципы его функционирования;
- быть более самостоятельным;
- оттачивать свои навыки обсуждения каких-либо тем;
- быть открытым к сотрудничеству.
Родитель может поддержать развитие ребенка, если:
- устанавливает границы:
- последователен и воплощает естественные последствия поведения ребенка, чтобы ребенок научился нести ответственность за свои поступки;
- разрешает ребенку (насколько это позволяют знания и умения ребенка) принимать решения по поводу вещей, касающихся его жизненного уклада, чтобы ребенок чувствовал контроль над своей жизнью;
- помогает ребенку различать фантазии и реальность и вдохновляет ребенка говорить правду. Маленькие дети могут лгать или воровать. Родитель может поговорить с ребенком о фактах, и помочь ему рассказать правду, не обвиняя и не унижая его;
- разрешает ребенку выполнять работу по дому, чтобы вдохновить его сотрудничать и брать на себя ответственность.
- помогает ребенку понять свои и чужие чувства;
- учит ребенка решать проблемы, чтобы он мог справляться с конфликтами и вызовами;
- поддерживает действия, связанные с интересами ребенка, которые развивают навыки и уверенность в себе, и позволяют пережить ощущение успеха;
- вдохновляет доводить до конца задания и действия;
- хвалит ребенка, если он пытается самостоятельно решить какую-либо задачу;
- является надежным источником информации.
- предлагает возможности для проведения времени со сверстниками, и способствует тому, чтобы у ребенка появились отношения;
- обращает внимание ребенка на взрослых из круга знакомых или из общества, с которых можно брать пример,объясняя конкретные ценности и поступки, достойные подражания.
«Как помочь ребенку, испытывающему сильные эмоции?»
Лучший способ справиться с эмоциями – согласиться с ними, акцептировать их. Конечно, может показаться, что, если мы погрузимся в свои чувства, они могут усилиться, вместо того, чтобы пойти на спад, но наш эмоциональный центр мозга успокаивается именно так. Последовательность может быть следующей: помочь ребенку понять свои чувства через их отражение, а затем принять их. Важно донести до ребенка посыл, что человеку свойственно испытывать чувства, и что именно через понимание своих чувств мы приходим к спокойствию. Также можно постараться выяснить, какие еще чувства может испытывать ребенок, как они возникают и что является пусковым механизмом к их возникновению. Необходимо дать время. Чувства не подчиняются приказам извне, поэтому нельзя требовать от ребенка, чтобы он испытывал что-то другое, злиться на то, что он испытывает или требовать прекратить чувствовать себя именно так. Когда эмоция прочувствована и нормализована, она утихает. Чувства подвижны, изменчивы и проходящи. Когда мы принимаем всё это в ребенке, он потихоньку учится сам контролировать свои чувства.
«Что делать, если мои дети дерутся между собой?»
У детей из одной семьи есть прекрасная возможность учиться чувствовать себя и взаимодействовать с другими через отношения с братом/сестрой. Естественно, что дети, живущие вместе, учатся сотрудничеству и соперничеству, взаимодействуют друг с другом и учатся один у другого. Родители, конечно, хотят, чтобы их прекрасные дети замечательно ладили между собой, но конфликты неизбежны, в том числе, в отношениях между детьми. Задача родителя не всегда в том, чтобы вмешиваться. Довольно часто дети способны сами урегулировать споры. Если этого не происходит, родитель должен помочь детям, но не готовым решением, а предложив инструменты и способы урегулирования. Это значит, что нельзя принимать чью-то сторону и искать виноватого. Вместо этого стоит заняться понижением градуса эмоций и выслушать обоих, чтобы разобраться в потребностях каждого ребенка, и в то же время поощрить диалог между детьми, подтолкнуть их к обсуждению и анализу случившегося. Что произошло, что необходимо каждой из сторон в данный момент, и как прийти к хорошему решению, учитывая потребности обоих детей. Если переживания очень сильны, стоит временно разделить детей и обсудить ситуацию позже.
«Почему он не считается с другими? Как его этому научить?»
Естественно, что, заботясь о малыше, взрослый отодвигает свои желания на второй план. По мере взросления ребенка, необходимо потихоньку давать понять, что он и его потребности, несомненно, важны, но и у окружающих тоже есть свои желания. Как только малыш научится ходить, необходимо позволить ребенку испытывать на себе ограничения. Конечно, желание и потребность ребенка стоит для него на первом месте, и «НЕТ» и «СДЕЛАЕМ ПО-ДРУГОМУ» способны спровоцировать протестное поведение. Детский протест естественен, это нужно понимать и с этим необходимо считаться, чувства всегда должны быть акцептированы. В то же время, нужно учиться сотрудничать, стараться быть в диалоге, слушать ребенка и учить его слушать других. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен осознавать, что в семье, в детском саду, в школе, на улице, в кафе и др. действуют свои правила и их нужно придерживаться, потому что отношения между людьми основаны на диалоге. Естественно, что ребенку трудно отказаться от своих желаний. Задача родителя быть требовательным, но понимающим и прежде всего, самому придерживаться тех правил, выполнение которых требуется от ребенка, ведь ребенок обучается, в первую очередь, через пример.
«Может ли пубертат начаться существенно раньше?»
Предподростковым возрастом считается возраст (8)9-12 лет, пубертатом – 12-15 лет. Изменения, сопровождающие переломные годы, действительно могут проявляться уже с 8 лет. В то же время, свойственные подросткам перепады настроения и неготовность к диалогу в поведении 6-8-летнего ребенка могут быть связаны не с началом пубертата, а с недостатком соответствующих возрасту навыков. В дошкольном возрасте ребенок уже должен уметь собраться, временно отложить свои желания, дождаться своей очереди, признавать авторитеты и правила, ощущать границы своих потребностей и потребностей других людей, и др. Если перечисленное выше кажется ребенку слишком трудным или он отказывается следовать этим правилам, стоит основательно заняться освоением соответствующих возрасту навыков. Родитель все же может обучить ребенка тому, что он еще не усвоил.
В этом материале приводится информация о навыках, которыми ребенок вероятно овладеет в период с 6 до 12 лет.
Двигательная активность и физическое развитие
- Любит различные виды деятельности.
- Оттачивает навыки, чтобы лучше делать что-либо.
- Обладает хорошей координацией движений.
- Может прыгать со скакалкой.
- Может кататься на велосипеде.
- Может подпрыгивать.
- Может играть в догонялки.
Социально-эмоциональные навыки и навыки самопомощи
- Может одеваться без посторонней помощи.
- Чистит зубы, моет руки и пользуется туалетом без посторонней помощи.
- Начинает принимать ванну или душ без посторонней помощи.
- Уделяет больше внимания дружбе и совместной деятельности.
- Хочет делать приятное друзьям.
- Подвергается влиянию сверстников.
- Начинает воспринимать свой телесный образ.
Обучение, мышление и решение задач
- 6–9 лет
- Может определять время по часам.
- Может понимать указания, состоящие из нескольких шагов.
- Знает текущий день, месяц и год.
- Любит коллекционировать предметы.
- Может сочинять истории.
- Любит пользоваться телефоном, компьютером и другими электронными устройствами.
Речь, язык и общение
- Говорит полными предложениями.
- Использует языковые средства, чтобы делать умозаключения.
- Начинает беседы со взрослыми и детьми, которых не знает.
Что вы можете сделать, чтобы помочь развитию ребенка
Несмотря на то, что ваш ребенок проходит лечение рака и ему может не хватать энергии, все же важно стимулировать его двигательную активность, общение и игры, включая эти виды деятельности в распорядок дня. Для этого, к примеру, можно сделать следующее:
- Позволяйте ребенку быть как можно более самостоятельным во всем, что касается ухода за собой и учебы в школе.
- Предоставляйте ребенку свободу выбора и побуждайте доводить начатое до конца.
- Придерживайтесь определенного распорядка дня и расписания.
Позвоните врачу своего ребенка, если ребенок:
- выражает лишь ограниченный набор эмоций;
- демонстрирует экстремальные формы поведения (такие как необычная пугливость, агрессия, застенчивость или грусть);
- непривычно замкнут и неактивен;
- легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном занятии дольше 5 минут;
- не реагирует на людей;
- не может отличить реальность от выдумки;
- не участвует в разнообразных играх и занятиях;
- не может назвать свое имя и фамилию;
- неправильно формирует множественное число слов или предложения в прошедшем времени;
- не говорит о том, чем занимался или какие ощущения испытывал в течение дня;
- не рисует;
- не может почистить зубы, вымыть и высушить руки или раздеться без посторонней помощи;
- утрачивает ранее приобретенные навыки;
- не любит незначительные изменения в окружающей обстановке (например, когда изменяется уровень шума или освещение);
- испытывает дискомфорт, пытаясь удерживать равновесие на различных поверхностях.
Контактная информация
Если у вас возникли вопросы по поводу развития вашего ребенка, спросите у врача, нужно ли вам проконсультироваться со специалистами по физиотерапии, реабилитационной терапии или логопедии в центре Memorial Sloan Kettering (MSK).
Вы можете звонить в отделение физиотерапии и реабилитационной терапии (Physical and Occupational Therapy) центра MSK с понедельника по пятницу с 8:00 до 18:00 по телефону 212-639-7833. Вы можете звонить в отделение реабилитации пациентов с нарушениями речи и слуха (Speech and Hearing Rehabilitation) с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:00 по телефону 212-639-5856.
Взаимодействие с окружающими.
Дети в этом возрасте хорошо общаются со взрослыми и ровесниками, реагируют на изменения состояния собеседника. Они знают правила и нормы общения, могут регулировать своё поведение, стремятся выглядеть хорошими в глазах взрослых, очень расстраиваются, если это не получается. Самооценка ребёнка сильно зависит от мнения окружающих, может различаться в зависимости от того, чем он занят в эту минуту.
У детей сильно развит интерес к различным видам деятельности, к получению новой информации, они задают тысячи вопросов, обладают минимальными знаниями об окружающем мире. Новую информацию дети уже могут систематизировать, классифицировать, анализировать причинно-следственные связи. У них преобладают непроизвольные процессы (внимание и память), но способны недолгое время и к произвольным (10-15 минут). Лучше воспринимают наглядные образы, чем словесные описания, обладают логическим мышлением.
Если дать ребёнку инструкцию, то 10-15 минут он сможет самостоятельно выполнять задание, планировать то, как он будет выполнять задание, а также исправлять допущенные ошибки. После этого ему понадобится небольшое переключение на что-то другое перед тем, как возобновить деятельность.
В этом возрасте дети знают основные геометрические фигуры, как располагаются различные предметы в пространстве, цифры и буквы, могут выделять часть фигуры из целой, конструировать фигуры или достраивать не хватающие части фигуры. Характерной особенностью является и то, что малыш может повторять заданный паттерн (как в прописях) с соблюдением пропорций.
В этот период активно развивается и творческое воображение – способность не только воображать то, что было в непосредственном опыте ребёнка, но и создавать самостоятельно новые образы и сюжеты.
Каждый ребёнок развивается со своей скоростью, поэтому общие тенденции, о которых мы писали выше могут не совпадать с тем, как меняется ваш малыш. Важно помнить, что развитие ребёнка 6 лет – это сложные процессы, при котором он нуждается в вашей поддержке и понимании.
Дарья Гапоненко, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий»
Ваш ребенок уже дошкольник. Что должен знать и уметь ребенок, идущий в школу. На какие вопросы он должен уметь отвечать?
Обсудим перечень знаний и умений ребенка шести лет.
Приведу некоторые темы для разговоров и игр с ребенком, а также перечень знаний и умений, которые должны быть у ребенка, собирающегося в школу:
Представления о сeбе, семье
◈ Название частей тела, лица, пальцев.
◈ Кто ты в своей семье? (Сын, дочь, ребенок, мальчик, девочка, внук, внучка, брат, сестра.)
◈ Сколько тебе лет?
◈ Сколько человек в вашей семье? Назови имена членов семьи.
◈ Когда ты родился? (Время года, месяц. )
◈ Кем работает мама, папа?
Представления об окружающих предметах
◈ Что это? Кто это?
◈ Узнать предмет по предложенной характеристике, например: то, из чего поливают цветы (лейка).
◈ Назвать части заданного предмета, например: у стула есть ножки, спинка, сиденье.
◈ Назвать детенышей, жилища животных, птиц.
◈ Знать названия деревьев, цветов, кустарников и т. д.
◈ Знать отличия диких животных от домашних, растений — диких от культурных.
Словесно-логическое мышление
Классификация предметов
◈ Назвать обобщающее слово для ряда предметов, например: рубашка, куртка, юбка — одежда.
◈ Назвать один или несколько предметов, относящихся к предложенной группе, например: овощи — капуста, помидор.
◈ Выделить лишний из названных предметов, не относящийся к данной группе, например: платье, туфли, носки, кофта.
Сравнение: умение найти главное отличие или сходство
◈ Чем отличается человек от куклы, самолет от птицы, круг от квадрата, ручей от лужи, дерево от куста, хвойное дерево от лиственного.
◈ Чем похожи яблоко, помидор, мяч.
Умение определять причинно-следственные связи
◈ Подумай и догадайся: почему тает снег, почему качаются деревья?
◈ Сколько зайцев прячется за кустами, если видны четыре уха?
Временные представления
◈ Чередование частей суток: утро, день, вечер, ночь.
◈ Последовательность: вчера, сегодня, завтра.
◈ Смена времен года: весна, лето, осень, зима.
◈ Последовательность дней недели: от понедельника до воскресенья.
Математические представления
◈ Количественный и порядковый счет в пределах 10 (от любого числа).
◈ Знание цифр от 0 до 9.
◈ Уравнивание неравных групп предметов (сколько нужно прибавить, отнять, чтобы было поровну).
◈ Знание геометрических форм: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.
◈ Группировка предметов по форме.
◈ Умение составлять и решать задачи в пределах 10 (на наглядной основе на сложение и вычитание).
Представления величины и пространства
◈ Умение измерять, сравнивать длину, ширину, высоту предмета с помощью условной мерки.
◈ Делить круг, квадрат на 2,4 равные части.
◈ Раскладывать предметы в возрастающей или убывающей последовательности (матрешки, детали пирамидки).
◈ Разбираться в понятиях: большой, меньше, еще меньше (и в обратном порядке), широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий.
◈ Ориентироваться в пространстве: вперед, назад, вправо, влево, близко, далеко, низко, высоко, между, за, перед, в, над, под, на.
Беседы обо всем
◈ Твои любимые игры, занятия?
◈ Как послать письмо в другой город?
◈ Правила пешеходов — как надо переходить улицу?
◈ Какую работу выполняешь дома, в детском саду?
◈ Расскажи о продуктах питания: их покупка, правила приготовления блюд (мыть, чистить, крошить, варить, тушить, жарить, запекать) на основе личного опыта, наблюдений.
◈ Как можно улучшить человеку настроение?
◈ Какие профессии бывают в театре? (Актер, костюмер, декоратор, режиссер.)
Дети 6–7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира, окружающей среды, искусства и творчества. А главное, они постепенно готовятся к следующему важному событию – обучению в школе.
Развитие личности старшего дошкольника
До 6 лет ребёнок подчиняется чувствам, это и объясняет частую смену настроений. В силу возрастных особенностей к 7 годам происходит ускоренный рост умственного развития. Дети учатся объяснять, что им нужно, не прибегая к лишней эмоциональности. В этом возрасте дошкольники начинают определять себя как личность, у них появляется мнение, которое они могут аргументировать.
Ребёнок этого возраста умеет выбрать игру на длительное время и играть в неё от пары дней до нескольких недель. Малыш этими занятиями не только заполняет свободное время, но и получает первые трудовые навыки, развивает воображение и мышление.
Личностное развитие ребёнка 6–7 лет включает в себя два основных фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг него, и своего места в этом мире. Малыш уже может ответить на вопросы: какой он, чем отличается от других людей, каким был, каким хотел бы быть.
Развитие эмоциональной и волевой среды
В возрасте 6–7 лет у детей формируются морально-этические категории. Ребёнок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо поступать и как плохо.
В этом возрасте дошкольники не просто играют, они распределяют роли и следуют им. Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей. Ребёнок учится делать вывод: ты «хороший», если действуешь по правилам, и «плохой», если их нарушаешь.
Ребятам в этом возрасте важно общение со сверстниками. Оно также строится по определённым принципам, которые обеспечивают ребёнку безопасность и благополучие. Когда правила нарушаются, ребёнок не чувствует себя защищённым и реагирует на нарушение негативно. И что важно, в 6–7 лет в эмоциональной сфере происходит утрата непосредственности и наивности в поведении. Поведение ребёнка начинает строиться цепочкой «захотел – осознал – сделал», это соответствует возрастным изменениям организма.
В жизнь ребёнка вносится интеллектуальный компонент, который говорит о том, что появляется волевая регуляция. И после того, как происходит осознание того, «что я хочу» и «как я этого добьюсь», появляется следующий этап – «я это делаю».
Развитие психических процессов
У старших дошкольников начинает развиваться произвольное внимание, произвольная слуховая и зрительная память. Ребёнок уже сознательно направляет и удерживает внимание, память на разных объектах. Уже не яркий образ привлекает внимание – малыш самостоятельно делает над собой усилие, чтобы запомнить либо выделить фигуру из фона.
У дошкольников 7 лет бурно развивается воображение, речь усложняется и становится эффективным средством взаимодействия и регулятором поведения. Ребёнок говорит сложными грамматическими конструкциями, предложения становятся распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется, предполагать о событиях, которых ждут.
Логическое мышление
Логическое мышление в 6–7 лет развивается очень активно. Для малышей к этому возрасту характерно понимать закономерность и уметь дополнять ряд предметов. Ребёнок способен вычислить лишний предмет, продолжить числовой ряд в пределах десяти. Мышление формируется постепенно: ребёнок учится выделять основные свойства и признаки предметов, способен сравнивать, обобщать, классифицировать. Малышам в этот период нравятся интеллектуальные настольные игры, где можно проявить свои умственные способности.
Речевое и социальное развитие
Дети умеют составлять рассказ по картинке или заданной теме. Речь практически сформирована, близка ко взрослой, словарный запас более 3000 слов. Ребёнок общается на разные темы, способен вести монолог и диалог.
К первому классу дошкольник в норме должен знать своё окружение, близких друзей и родственников, понимать, кем они ему доводятся, знать имена, запоминать истории, связанные с ними. Взаимодействие со сверстниками занимает значительную часть дня.
Физиологическое развитие
Для детей старшего дошкольного возраста характерны физиологические изменения, которые обусловлены взрослением. Рост увеличивается, в среднем он достигает 120–125 см, вес, согласно данным ВОЗ, 21–25 кг. Малыш становится старше, но нервные процессы ещё не до конца созрели, из-за этого пока нередки капризы и излишняя обидчивость.
Развиваются дыхательная и сердечная системы. В этом возрасте для гармоничного развития ребёнка нужны занятия спортом, подвижные игры. Заметили, что малыш замкнут, отказывается от общения с друзьями, жалуется на плохой сон и аппетит? Не оставляйте это без внимания. Конечно, эти симптомы не всегда является показателем заболевания, однако профилактический визит к врачу, психологу, логопеду поможет не упустить серьёзных проблем со здоровьем.
Навыки обихода
Шести-семилетние дети уже способны самостоятельно одеться, обуться, умеют застёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Старшие дошкольники соблюдают ежедневные ритуалы, например последовательность действий во время сборов в детский сад, на прогулку, подготовки ко сну. Будущему первокласснику уже можно доверить простую работу по дому: полить цветы, убрать на письменном столе, собрать игрушки.
Поскольку малыш в это время активно растёт, необходимо обратить внимание на его режим дня, питание и сон.