В этом материале приводится информация о навыках, которыми ваш ребенок вероятно овладеет в возрасте от 3 до 6 месяцев.
Двигательная активность и физическое развитие
В возрасте от 3 до 6 месяцев ваш ребенок научится следующему:
- дотягиваться ручками до коленей и ступней;
- переворачиваться на бок или на спину из положения лежа на животе;
- дотягиваться до игрушек, лежа на животе;
- переворачиваться из положения лежа на животе;
- сидеть с поддержкой или без нее;
- удерживать свой вес, опираясь на ножки, и может приседать и подпрыгивать из положения стоя с поддержкой.
Социально-эмоциональные навыки и навыки самопомощи
В возрасте от 3 до 6 месяцев ваш ребенок научится следующему:
- издавать тихий бормочущий звук (гулить), когда к нему обращаются;
- улыбаться;
- играть с людьми (может плакать, когда игра прекращается);
- начинает держать бутылку обеими руками;
- поворачивать голову, когда ест с ложки. Обычно это происходит в возрасте от 4 до 6 месяцев.
Навыки обучения, мышления и решения задач
В возрасте от 3 до 6 месяцев ваш ребенок может:
- начинает играть погремушками;
- находит частично спрятанные предметы;
- начинает реагировать на голос родителя.
Речевые, языковые и коммуникационные навыки
В возрасте от 3 до 6 месяцев ваш ребенок может:
- смеяться, визжать и гулить;
- смеяться с закрытыми глазами, например, во время игры «ку-ку»;
- переводить глаза в направлении звуков;
- реагировать на изменения тона вашего голоса;
- обращать внимание на игрушки, которые издают звуки;
- обращать внимание на музыку;
- гулить и начинать лепетать во время игры (говорит бабаба, мамама, дадада).
Что вы можете сделать, чтобы помочь развитию ребенка
Ваш ребенок может быть неактивным во время лечения. Но по-прежнему важно помогать ему двигаться, общаться и играть, включая эти виды деятельности в распорядок дня. Вот некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы помочь ему:
- Делайте массаж кистей рук и стоп ребенка.
- Обязательно на какое-то время кладите ребенка на живот во время бодрствования.
- Играйте с ребенком, когда он находится в положении сидя.
- Побуждайте ребенка играть с его руками, соединяя их перед ребенком.
- Побуждайте ребенка тянуться к находящимся рядом игрушкам.
- Побуждайте ребенка сучить ножками, расположив у его ступней погремушки или другие игрушки.
- Давайте ребенку издающие звуки и светящиеся игрушки.
- Разговаривайте с ребенком, повторяя звуки, которые он издает.
- Читайте ребенку книжки.
- Говорите ему простые слова, например, «кошка» или «собака».
- Играйте с ребенком в игру «ку-ку».
- Ограничьте время, которое ваш ребенок проводит за просмотром телевизора или вашего телефона.
- Рассказывайте что-либо и пойте песни во время занятий.
- Предложите игрушки, которые можно положить в рот без риска подавиться (например, зубные кольца или погремушки).
Когда следует обращаться к медицинскому сотруднику своего ребенка?
Позвоните медицинскому сотруднику вашего ребенка, если ваш ребенок:
- не может смотреть прямо перед собой, лежа на спине;
- не тянется к игрушкам;
- не любит менять положение;
- не сгибает ножки;
- не отталкивается ножками при опоре на твердую поверхность;
- не перекатывается;
- ему сложно подносить предметы ко рту;
- не издает звуки и не лепечет;
- не устанавливает зрительный контакт и не переводит глаза в направлении звуков;
- ему трудно есть с ложки или есть детское питание.
Контактная информация
Если у вас есть вопросы о развитии вашего ребенка, поговорите с его медицинским сотрудником. Вы также можете попросить направление на консультацию со специалистами по физиотерапии, реабилитационной терапии или логопедии в центре MSK.
Вы можете звонить в отделение физиотерапии и реабилитационной терапии (Physical and Occupational Therapy) центра MSK с понедельника по пятницу с 8:00 до 18:00 по телефону 212-639-7833. Вы можете звонить в отделение реабилитации пациентов с нарушениями речи и слуха (Speech and Hearing Rehabilitation) с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:00 по телефону 212-639-5856.
Особенности возраста трех лет – это, прежде всего, вызовы для взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот период протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают активность, инициативу ребенка и стремятся во что бы то ни стало сохранить авторитарный тип взаимоотношений.
К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущая свое могущество, растущее чувство независимости, ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение. К трем годам оформляется сознание «я сам». Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью».
Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в 3 года:
Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили – и не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Главный мотив, который движет ребенком, – сделать не так, как просят, а наоборот.
Непослушание . Негативизм отличается от непослушания. При непослушании ребенок противится содержанию просьбы и не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент. При непослушании ребенок следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. Негативизм носит социальный характер и адресован человеку, а не содержанию просьбы. Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы.
С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым.
Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Зачастую родители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до этого определяли его поведение. Это скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше
Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом проявляется его тенденция к самостоятельности.
Обесценивание старых привязанностей к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное. Могут потерять ценность еще совсем недавно обожаемые игрушки, книги, и тогда ребенок может бросать их, рвать, давать им негативные названия.
Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребенок хочет стать «господином положения»
Ревность. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.
Рекомендации родителям
Старайтесь адекватно реагировать на изменения, происходящие в ребенке:
- замените авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гипер-опеку на партнерское общение с ним;
- предоставляйте ребенку самостоятельность (в разумных пределах);
- проявляйте мудрость по отношению к вспышкам эмоций и агрессивности;
- направляйте агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным образом отложенной, замаскированной или замещенной.
Как дети справляются с возникшими агрессивными чувствами
Каждый из описанных выше способов совпадания с агрессивными чувствами может быть уместен в определенных ситуациях. Роль родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, что иногда бывают виноваты другие, иногда он сам, а иногда чувства ребенка просто преувеличены. Тогда ребенок получает возможность направлять свою агрессию или гнев в конструктивное русло и получает в свое распоряжение средства для того, чтобы в последующей жизни приемлемым образом регулировать свои агрессивные тенденции.
*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 0 до 3 лет»
Сложный рубеж одного года миновал, бессонных ночей стало меньше, вы научились понимать малыша с полужеста? Поздравляем! Из молодого родителя вы постепенно превращаетесь в родителя «со стажем воспитания».
Важный период взросления вашего малыша – это известный «кризис 3 лет». Именно в этом возрасте начинает проявляться личность ребенка. Порою такие изменения сопровождаются криками, истериками и даже агрессией. Родители в растерянности начинают задавать вопросы психологам: что делать, если малыш стал совершенно неуправляемым?
Отсутствие послушания в три года – норма для большинства детей. Значение имеет ваша правильная реакция на капризы ребенка, – считает Ирина Григорьева, семейный психолог и эксперт сайта Я – Родитель.
Развитие малыша в 3 года
Трехлетний малыш – уже маленький человек: он достаточно автономен, самостоятельно играет в комнате и со сверстниками в садике, помогает вам застегивать пуговицы на кофточке, завязывать шнурки и застегивать молнию на куртке.
Ребенок в три года уже обладает следующими навыками:
- умеет ясно излагать свои мысли;
- имеет обширный словарный запас;
- легко запоминает новые слова;
- может начать и поддержать диалог;
- знает, что такое «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо»;
- знаком с базовым счетом и может назвать цвета одежды;
- малыш осознает свою половую принадлежность;
- может слепить поделку, самостоятельно одеться, соединить точки на бумаге линиями, что говорит о сформированной мелкой моторики.
Почему ребенок 3 лет устраивает «бунт»?
В период кризиса трех лет у малышей обостряется чувство собственного достоинства. Некоторые психологи называют этот период «Я сам(а)».
Поэтому любое проявление родительского контроля, ранее считающееся нормой для ребенка, теперь перестает ей быть. Малыш начинает рушить все правила. Выражается это по-разному: от желания самостоятельно одеться до отказа идти в детский сад или ложиться спать.
Очень часто кризис сопровождается упрямым желанием добиться своего любой ценой, в том числе с применением капризов и истерик.
Как быть, если ваш ребенок переживает кризис трех лет?
Кризис 3 лет: рекомендации психолога
Самое главное правило «кризиса трех лет» – поощряйте самостоятельность ребенка. Подробнее об этой и других рекомендациях для родителей детей трех лет вы можете прочесть в статье «Как справиться с кризисом трех лет у ребенка»
Но что делать, если эти правила не помогают, и малыш все больше испытывает ваши нервы на прочность?
Как прекратить истерику
Чтобы предотвратить истерики, родителям необходимо выполнить лишь четыре пункта:
- Установить в семье четкие правила
- Сообщить о них ребенку
- Выработать при необходимости систему учета сроков
- Строго следовать правилам
Например, если вы установили, что мультфильмы можно смотреть не более часа в день, не стоит делать исключения в будущем. То же самое касается отхода ко сну и других спорных моментов. Можно объяснить ребенку, как работает таймер, или часы, и использовать их. Так он лучше будет понимать, что время, отведенное для развлечений или бодрствования, заканчивается.
Если ребенок все равно «требует своего» криком и плачем, можно воспользоваться тремя нехитрыми приемами:
- Уведите ребенка в безлюдное место в том случае, если он раскричался у всех на глазах. Здесь работает правило – чем больше посторонних, тем ярче может быть «театральное представление».
- Чтобы прекратить истерику, сделайте что-то необычное: например, начните говорить шепотом или рассмейтесь. От неожиданности малыш на время успокоится, и вы сможете спокойно донести ему свою мысль.
- Обозначьте эмоции малыша словами: «Сейчас ты злишься», «Ты плачешь, потому, что тебе обидно». Сочувствуйте ребенку по поводу всего, что он испытывает: «Я знаю, как можно расстроиться из-за того, что нужно идти в детский сад/ рано вставать/ рано ложиться спать».
Как правильно запрещать ребенку 3 лет
Запреты «нет» и «нельзя» в этом возрасте воспринимаются особенно болезненно: вы ограничиваете свободу, не давая ребенку выбора. Малыш делает вывод, что мама и папа его не любят.
Однако часто случается, что запретов избежать невозможно. Как правильно устанавливать границы?
Обозначьте, что проблема – не сами эмоции, а поведение ребенка: «Это нормально, что тебя злит, когда я заставляю тебя рано вставать. Меня бы тоже это злило».
Поставьте ограничения, касающиеся поведения малыша: «Ты можешь злиться, когда Коля берет твою игрушку, но бить его за это – неправильно».
Наконец, используйте принцип «от обратного»: рассказывайте ребенку о том, какое поведение вы ожидаете, что будет для него безопаснее.
Как справиться с ревностью ребенка?
Около трех лет у детей просыпается интерес к противоположному полу: ребенок первый раз осознает свою гендерную принадлежность. Одним из проявлений «кризиса трех лет» может быть ревность к родителю одного с ребенком пола.
Ревность – это почти всегда недостаток внимания того родителя, которого ребенок ревнует. В этом случае родителю следует уделять малышу больше времени, играть с ним.
Мамам и папам полезно рассказывать ребенку о правильных ролях в семье и о том, чем отношения между родителями отличаются от отношений между мамой и ребенком, папой и ребенком.
Если у вас все еще остались вопросы по воспитанию трехлетки, вы можете их задать нашим экспертам в разделе «Консультация психолога»
Справиться с кризисом трех лет будет проще, если вы узнаете, какой темперамент у вашего ребенка.
УЗНАТЬ!
Ирина Григорьева
Психолог, психотерапевт. Магистр психологии.
Стаж работ психологом более 5 лет.
Основная специализация: экстремальный психолог, педагог-психолог, коррекционный психолог.
Сертифицированный специалист в области экстремальной психологии, арт-терапии, рилив-терапии, тренинговой работы.
Консультант Психологических центров «Искусство гармонии»
Эксперт сайта «Я – Родитель»
Казалось бы, вы еще вчера принесли конверт из роддома, а сегодня крохе уже исполнилось три года. Теперь ребенок стал дошкольником. Какие изменения ждут его в предстоящий год в психологическом и физическом плане? Специально для родителей мы приготовили чек-лист, учитывающий особенности развития детей трех-четырех лет.
Физическое развитие детей 3-4 лет
Младший дошкольный возраст — новая ступень в жизни деток. В этом возрасте малыш обычно:
– уже умеет прыгать, бегать, взбираться на предметы;
– предпринимает попытки играть в групповые игры;
– набирает вес незначительно, всего 1-2 кг за год;
– подрастает на 3-7 см;
– имеет до 20 молочных зубов.
Психическое развитие детей 3-4 лет
Этот период характеризуется тем, что ребенок начинает идентифицировать себя как личность и требует подобающего отношения. У маленького человека проявляются:
Родителям следует помнить, что именно в этом возрасте у ребенка наступает первый кризис, с которым они как более старшие и опытные должны помочь справиться.
Социально-коммуникативное развитие детей 3-4 лет
В этом возрасте важно научить ребенка:
– здороваться при встрече с другими детьми и взрослыми;
– знакомиться со сверстниками;
– делиться и обмениваться;
– принимать участие в совместных играх с другими ребятами;
– применять фантазию в совместных играх;
– уметь рассказать о себе: как зовут его, как зовут родителей;
– говорить вежливые слова и знать правила поведения в обществе.
Интеллектуальное развитие ребенка в 3-4 года
Начиная с трех лет у ребенка формируется определенная база знаний, которые он пытается применять. Малыш активно знакомится с окружающим миром и к своему возрасту уже должен знать:
– названия и характеристики 10 домашних животных;
– 5-7 видов птиц, уметь показывать их на картинке;
– 4-5 разновидностей рыб;
– 4-5 разновидностей насекомых;
– названия основных растений, произрастающих в регионе: до 5 видов деревьев и цветов;
– названия овощей, ягод, фруктов и грибов, которые произрастают в регионе и продаются на прилавках;
– чем различаются характеристики таких материалов, как древесина, стекло, камень, пластик;
– времена суток и их характеристики;
– времена года и чем они различаются;
– части тела, а также уметь их показать;
– 3-5 популярных профессий;
– до 10 видов транспортных средств;
– чем отличается город от деревни.
Логическое и математическое развитие детей 3-4 лет
Между тремя и четырьмя годами происходит совершенствование основных логических операций и математических понятий. Если ребенку уделять достаточно внимания, то в этом возрасте он может уверенно:
– называть основные цвета;
– знать геометрические фигуры;
– знать понятия больше — меньше, много — мало, высоко — низко и т.д.;
– сравнивать предметы по 1-2 признакам;
– складывать картинки из фрагментов;
– находить различия между похожими картинками.
Родители должны активно побуждать детей этого возраста к самостоятельной деятельности, предлагая выполнить определенные задачи.
Речевое развитие детей 3-4 лет
К трем годам кроха должен уметь:
– составлять простые фразы;
– рассказывать о недавних событиях;
– применять речь как способ получения новой информации;
– пересказывать сказку опираясь на иллюстрации;
– рассказывать о себе;
– пытаться изменять слова по падежам.
К четырем годам ребенок должен овладеть следующими умениями:
– описывать увиденное изображение;
– быстро формулировать свои мысли;
– знать признаки предметов;
– повторять за взрослыми сложные словосочетания;
– называть свое имя и фамилию;
– придумывать собственные слова, определять смысл непонятных слов.
Художественное развитие ребенка 3-4 лет
Большую роль в формировании психики ребенка играет умение выражать свои чувства путем творчества. В возрасте 3-4 лет ребенку желательно освоить следующие виды творчества:
– рисование карандашами, пальчиковыми красками, кисточками, мелками, губками, фломастерами;
– аппликации из цветной бумаги, природных материалов, ваты;
– лепка из пластилина и глины;
– вырезание по контуру детскими ножницами с круглыми концами;
– оригами — складывание фигурок без использования ножниц и клея;
– помимо занятий, направленных на развитие творческого потенциала, ребенку следует предложить развивать знания в живописи, музыке, литературе.
Держите руку на пульсе развития вашего малыша. Но и не увлекайтесь страхами не успеть развить ребенка согласно общепринятой шкале. Дети развиваются по-разному! А если все-таки есть сомнение в том, что ваше чадо успевает за сверстниками, персональная помощь педагога дошкольного образования не помешает.
Материалы предоставлены профессиональным педагогом Татьяной Федоровной Антоновой. Татьяна Федоровна, преподаватель с 48-летним стажем, живет в Праге и в своей школе обучает детей 3-12 лет чтению, письму, математике и русскому языку очно и онлайн. Своих самых маленьких учеников в возрасте от 3 до 6 лет она учит основам чтения и письма, счета, логики и окружающего мира, помогает им делать первые шаги в развитии речи и развивать мелкую моторику.
Следите за главными новостями Чехии вместе с 420on.cz в удобном для вас формате:
YouTube – Почему у чехов «красный живот»? ИГРА: 10 чешских слов (2-й выпуск)
YouTube – «Очковать, каки» и другие необычные чешские слова. Викторина для семьи или круга друзей. Учим чешский язык играючи
В этом возрасте дети становятся активными и колеблются, желая, с одной стороны, быть независимыми, а с другой, чувствовать безопасность и заботу родителей. В какой-то момент они говорят «нет» тем вещам, которые в дествительности хотят, чтобы выразить свою власть и показать, что у них есть свое мнение; в следующий момент они нуждаются в абсолютной любви и внимании родителей. Они еще не умеют выражать свои мысли, справляться с различными делами или получать желаемое, и поэтому их фрустрации проявляются в виде приступов упрямства.
В этом возрасте ребенок учится:
- становиться все более самостоятельным;
- видеть себя отдельным от родителей человеком;
- «обладать вещами» – в этом возрасте ребенок не хочет делиться вещами, даже если они не принадлежат ему;
- еще больше познавать окружающий мир;
- потихоньку замечать свои чувства и выражать их подходящим способом.
Родитель может поддержать развитие ребенка, если:
- устанавливает границы:
- приспосабливает дом под ребенка, делая его безопасным, чтобы ребенок смог безопасно познавать окружающий мир и действовать все более самостоятельно, без постоянного вмешательства родителей;
- устанавливает четкие границы в вопросах, касающихся безопасности;
- осознает, что умение говорить «нет» – это начало становления самостоятельности и самосознания ребенка;
- предоставляет ребенку возможность выбирать между подходящими решениями, способствующими сотрудничеству;
- тщательно выбирает, в каких ситуациях он говорит ребенку «нет» (например, ситуации, связанные с безопасностью), и говорит «да» как можно чаще, чтобы предотвратить ненужную борьбу за власть.
- разрешает ребенку «обладать» вещами, и не ждет, что он будет делиться ими с другими. Чтобы научить ребенка делиться, он должен в достаточной мере испытать чувство обладания;
- позволяет ребенку испытывать как положительные, так и негативные чувства;
- учит ребенка различать чувства и поведение – помогает ребенку узнавать и выражать свои чувства подобающим способом, в то же время устанавливая границы для неподобающего поведения;
- вдохновляет ребенка делать вещи, на которые он способен (обращая внимание на безопасность);
- создает возможности для получения ребенком различного опыта.
«Как наказывать, чтобы он понял?»
В ситуации, когда у родителя возникает желание наказать ребенка, малыш, как правило, нуждается в помощи, понимании и поддержке. «Плохой ребенок» – бесполезный ярлык. Недопонимания возникают от того, что для разрешения ситуации у ребенка существуют свои, соответствующие возрасту, методы. Он еще не знает и не умеет многого, это зачастую и становится причиной возникновения ситуаций, которые родитель считает проступком. Довольно часто за «проступком» скрывается потребность ребенка в изучении мира: как разобрать игрушку, как предмет упадет, какой издаст звук и т.д. Под воздействием наказаний ребенок учится бояться родителей, но не учится находить лучшие решения. Кроме того, остается неизученной потребность, которая явилась мотивом того или иного поведения. Правильным будет поддержать ребенка в его стремлениях, показывая ему как можно делать, тем самым обеспечивая ему возможность безопасно развиваться. Такое поведение дает ребенку чувство спокойствия и способствует развитию.
«Как бороться с детскими капризами?»
Неподходящее поведение ребенка действительно может казаться проявлением капризного нрава. Многие жизненные ситуации настолько тяжелы для восприятия ребенком, что развитие его сознания просто еще не достигло необходимого уровня, чтобы справиться с ними. То, что кажется капризами, на самом деле является соответствующим возрасту решением, таким образом, ребенок остается в знакомом ему пространстве («Хочу именно эту кружку!») или эмоциональном моменте («Не хочу одеваться!»). В этих случаях необходимо подумать, в чем нуждается ребенок, и исходить из этого. В ситуациях, провоцирующих возникновение сильных чувств, следует ориентироваться на взаимопонимание и сотрудничество. Кроме того, ведущую роль должен взять на себя родитель, так как за разрешение всех эмоциональных ситуаций ответственность несет родитель/взрослый.
«Как вести себя с упрямым и непослушным ребенком, который не идет на контакт?»
Характер человека предопределен биологически, то есть, он врожденный, но развивается вместе с личностью ребенка по мере взросления. Говорить о сформировавшихся чертах характера можно только начиная с возраста 8-10 лет. Ребенок, которого родители называют «непослушным», на самом деле – ребенок, который не может совладать со своими чувствами и подсознательно выбирает знакомую ему манеру поведения. Поступая так или иначе, он демонстрирует свои чувства, эмоциональный центр мозга блокирован, и ребенок не может самостоятельно найти решение в возникших обстоятельствах. Задача родителя — предложить диалог. Следует выслушать ребенка, постараться его понять. В сложных ситуациях стоит помнить, что в первую очередь необходимо успокоить ребенка, и только затем начинать искать решения и демонстрировать ребенку свое видение ситуации. В момент, когда ребенок испытывает сильные чувства, диалог невозможен, и родитель не сможет донести свою мысль до адресата. Возбужденный мозг не способен воспринимать новую информацию. Поэтому, в первую очередь, следует успокоить ребенка и уже затем предпринимать попытки выстроить диалог.
То, как ваш ребенок играет, учится, говорит, ведет себя, двигается – все это дает важные подсказки о развитии вашего ребенка. Специалисты из Центров по контролю и профилактике заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention) составили список того, какие навыки осваивает большинство детей в возрасте 3-х лет. Проверьте этапы, которые ваш ребенок уже прошел к своему 3-му дню рождения.
Что большинство детей делает в возрасте 3-х лет? Социальные и эмоциональные навыки:
- копирует взрослых и друзей
- самостоятельно демонстрирует привязанность к друзьям
- передает во время игры из рук в руки предметы, например, мяч
- выказывает беспокойство за плачущего друга
- понимает значение слов «мой» и «его» или «ее»
- демонстрирует широкий спектр эмоций
- легко расстается на некоторое время с мамой и папой
- может расстраиваться, когда нарушается привычный ход событий
- одевается и раздевается самостоятельно.
Речь / общение:
- выполняет несложные задания, состоящие из 2 или 3 пунктов
- может назвать знакомые предметы
- понимает значение таких предлогов, как «в», «на» и «под»
- называет свое имя, возраст и пол
- называет имя своего друга
- говорит такие слова, как «я», «мы», «ты» и некоторые предметы во множественном числе (машины, собаки, кошки)
- говорит достаточно хорошо, так что незнакомый человек поймет бОльшую часть произнесенного
- вступает в общение, формулируя 2-3 предложения.
Когнитивные навыки (обучение, мышление, решение проблем):
- играет игрушками с кнопками, рычагами и движущимися частями
- придумывает игры с куклами, животными и людьми
- складывает паззлы из 3-4 штук
- понимает, что означает «два»
- копирует круг карандашом или фломастером
- переворачивает страницы книги по одной
- строит башни из более чем 6 блоков
- закручивает/откручивает крышку банки или поворачивает дверную ручку.
Движение / физическое развитие:
- хорошо взбирается по шведской лесенке
- легко и быстро бегает
- катается на трехколесном велосипеде
- ходит вверх/вниз по лестнице, ставя по одной ноге на каждую ступеньку.
Форма обратного вызова
Заявка отправлена, мы свяжемся с вами скоро
Детский психолог KinderKlinik Ирина Крещенко (Егорова) добавила: «В это время у детей наступает и кризис трех лет. Нередко в начале возрастного кризиса у ребенка происходит регресс, т.е. откат в умениях и навыках. Он может отказаться есть ложкой, требует соску-пустышку, перестает сам одеваться или проситься на горшок. Этот откат достаточно быстро проходит, если родители не придают ему чрезмерного значения. Кризис трех лет, который еще называют кризисом «Я сам!» или «Кризисом негативизма», может наступить и в 2,5 года, и в 3,5. В этот период начинают формироваться представления о себе и собственных желаниях. Дети стремятся все делать самостоятельно. Главными словами этого периода становятся «нет, не хочу и не буду». Этот период чрезвычайно полезен для ребенка, так как он пробует справляться с различными «хочу» и реакциями родителей на эти «хочу».
Когда стоит обратиться к врачу?
Если ваш ребенок:
- часто падает или у него есть проблемы в хождении по лестнице
- имеет очень невнятную речь
- не умеет играть с простыми игрушками, такими как паззлы
- не составляет предложения
- не понимает простых заданий
- не играет в «притворись»
- не хочет играть с другими детьми или с игрушками
- не смотрит в глаза
- забывает навыки, которые уже когда-то приобрел.
Эти признаки могут говорить о задержке развития или других нарушениях у ребенка. Если вы обеспокоены – не откладывайте визит к специалисту. Расскажите своему врачу, если вы заметили какие-либо из вышеперечисленных признаков. Американская академия педиатрии (ААР) рекомендует проводить скрининг детей на общее развитие в 9, 18 и 24 или 30 месяцев, а также на наличие аутизма — в 18 и 24 месяца, или в случае возникновения у родителей проблем с ребенком.
Врачи KinderKlinik – неврологи, психологи, логопеды, психиатры – помогут разобраться в проблеме, проведут диагностику состояния малыша, помогут справиться с нарушениями развития у ребенка. Хотели бы вы больше узнать о кризисе трех лет и как вести себя родителям с ребенком в этот период? Читайте в наших следующих статьях. Оригинальную статью читайте здесь .
Вам так же будет интересно:
Детская лечебная физкультура – это комплекс физиотерапевтических и других методик, включающий различные виды физических упражнений, направленных на устранение симптомов различных заболеваний, укрепление организма и профилактику возникновения нарушений здоровья. Специалисты массажа, реабилитологи сети KinderKlinik проводят занятия для детей и подростков, программы которых составлены с учетом индивидуальных особенностей организма каждого пациента. Особенно полезна лечебная физкультура будет для […]
Тест Векслера – это современный способ исследования интеллекта ребенка, позволяющий определить, где именно ребенок отстает в развитии. Таким образом, родители узнают о патологиях и недостатках, которые нужно исправить. Детские психологи KinderKlinik могут комбинировать тест с другими методиками, выявляя неврологические и психологические заболевания, и направлять ребенка дождь смежных специалистов. 👉 Показания для проведения теста Векслера: 🔹низкий […]
В этом году лету присуще большее присутствие комаров и мошек, поэтому актуально для защиты детей от них использование репеллентов. Обратите внимание! Обычно репелленты можно наносить на детскую кожу начиная с 2 лет. Применение средств против насекомых в более раннем возрасте следует обсудить со своим врачом-педиатром. Почему так? Кожа ребенка по своим свойствам и строению отличается […]