Развитие ребенка в 10 месяцев

За десятый месяц жизни карапуз набирает примерно 450 граммов и вырастает на 1—1,5 сантиметра. Окружность его грудной клетки, как и окружность головы, увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Физическое развитие мальчиков:

  • Масса тела — прибавка около 300 г.
  • Рост — прибавка около 1,3 см.

Физическое развитие девочек:

  • Масса тела — прибавка около 300 г.
  • Рост — прибавка около 1,4 см.

Физиологическое развитие ребенка в 10 месяцев:

  • Набор веса и увеличение других физических показателей происходит уже не так быстро, как в первом полугодии. Это связано с повышением физической активности малыша.
  • Координация движений улучшается, что позволяет быстро ползать и перемещаться по комнате. Также продолжает развиваться мелкая моторика. Ребенок научился разжимать пальчики, чтобы бросить предмет, а также брать маленькие предметы одними пальцами.
  • У многих уже прорезались по 4 зуба, но если зубы вообще отсутствуют, это пока не повод для переживаний.

В этом возрасте кроха — полноценный участник общения. Он понимает большинство обращенных к нему фраз. Вы можете попросить карапуза принести вам, например, мишку — и он сделает это!

Какие психологические навыки есть у малыша в 10 месяцев:

  • Радуется прогулке.
  • Протестует, когда ему хотят почистить уши.
  • Злится или расстраивается, если у него что-то не получается.
  • Пугается, услышав неожиданный звук.

Психомоторное развитие ребенка в 10 месяцев:

  • Легко захватывает пальчиками небольшие предметы, выполняет с ними различные манипуляции.
  • Может перекладывать предметы из одной емкости в другую.
  • На прогулке с удовольствием складывает камешки в ведерко.
  • Уже готов знакомиться с карандашами и тестом для лепки.
Что умеет ребенок в 10 месяцев:
  • Двигается уверенно и умело. Садится из стоячего и лежачего положения, а также встает на ноги, держась руками за опору. Многие дети ходят с поддержкой за прочную мебель (приставным шагом) или за обе мамины руки. Некоторые стоят без посторонней помощи и шагают без поддержки.
  • Движения рук уже хорошо скоординированы. Во время игры малыш открывает и закрывает коробки, прячет предметы, катает машинки, строит башенки из нескольких кубиков и выполняет другие манипуляции. Также он умеет листать книжки с плотными страницами, старается есть ложкой.
  • Маленькие предметы хватает не всей ладонью, а двумя пальцами — это пинцетный захват.
  • В речи присутствуют разнообразные слоги, и все чаще из них начинают получаться простые слова. Знакомые предметы ребенок может называть определенными слогами. Речь взрослых понимает очень хорошо, повторяя по просьбе движения, например, хлопает в ладоши или показывает часть тела.

Проконсультироваться с педиатром необходимо, если малыш не умеет:

  • Сбрасывать предметы со стола.
  • Махать головой, показывая согласие или отрицание.
  • Махать рукой на прощание.
  • Повторять движения, которые показывает взрослый.

Как развивать ребенка в 10 месяцев:

  • Ежедневно выделяйте время на гимнастику, выполняя упражнения, которые помогают ползать и ходить. Пусть малыш встает и приседает с вашей поддержкой, ходит на четвереньках, сгибает-разгибает ножки, лежа на спине, а также шагает, держась за ваши руки.
  • Предоставьте простор для ползания. Важно, чтобы в доме было чисто, а опасных предметов на дороге малыша не встречалось.
  • Тренируйте ребенка слезать с дивана. Для этого положите его на диван, разверните попой к краю и спустите ножки вниз. Вскоре карапуз поймет, как слезать, и сможет делать это уверенно и быстро.
  • Постоянно общайтесь, при этом произносите короткие фразы и говорите не очень быстро. Местоимения пока следует заменять именами, например, «у мамы кубик», «Ваня берет кубик».
  • Предложите бросать игрушки в определенную коробку: детям очень нравится так делать.
  • Продолжайте занятия, развивающие моторику. Предлагайте крохе рисовать на подносе, на котором рассыпана крупа или мука, а также копаться в миске с фасолью или макаронами. Пусть ребенок пересыпает крупы и фасоль из одной емкости в другую, развязывает шнурки и ленты, переливает воду.

Рацион в 10 месяцев уже достаточно богатый — как правило, в этом возрасте малыши едят все группы продуктов.

* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения.

Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев при своевременном двигательном развитии? Ниже я даю список навыков, которые характерны для детей в этом возрасте.

Но напомню, что двигательные умения могут появиться раньше или задержаться в пределах 6 недель. Это считается нормой.

Двигательная активность у ребёнка 10 месяцев:

  • отлично ползет на физиологических четвереньках;
  • садится сам и сидит с прямой спиной;
  • стоит на четвереньках, при этом может тянуться одной рукой высоко вверх;
  • стоит и ходит у опоры приставным шагом;

Не советую водить за руки: ходьба вперед и вдоль опоры – это два разных шаблона движений. За одну руку водить категорически нельзя, так как идет сильный перекос тела!

  • сам встает на ноги;
  • садится на корточки с опорой и без неё;
  • залезает и слезает с диванов, кроватей, стульев, высота которых до 30 сантиметров;
  • открывает и закрывает коробки, дверцы шкафов;
  • с удовольствием выбрасывает все, что находит в коробках и ящиках шкафа;
  • складывает предметы в коробку;
  • начинает отрабатывать щипковый захват указательным и большим пальцами;
  • толкает перед собой предмет мебели и идет за ним с опорой.

Станьте массажистом для своего ребёнка

Пока одни мамы ждут очереди на массаж и упускают возможности развития своего малыша, другие занимаются дома сами и получают результат!

Мой онлайн-курс 6-9 месяцев включает массаж, ЛФК и упражнения на фитболе. Массаж питает мышцы, гимнастика закладывает правильную двигательную механику. Конечно, переучить ползать правильно, сложнее чем учить с нуля. Но многочисленные отзывы мам говорят сами за себя. Нужно только желание взрослых и дисциплина. Обратная связь на протяжении курса позволяет маме задавать любые вопросы по развитию малыша.

Многих мам смущает, что их детям уже 10 месяцев, а курс идет на 6-9 месяцев. Сразу скажу: я не беру ребёнка на курс 9-12 месяцев, если он не отползал на четвереньках менее 2-х месяцев.

Ползание – важный этап не только в двигательном развитии, но и интеллектуальном. Поэтому я категорически против его пропускания.

Для грудничков, которые правильно ползают 2 месяца и дольше будет актуален курс 9-12 месяцев. Он помогает освоить навык вертикализации и ходьбы, снимет психологический барьер перед самостоятельными шагами без поддержки взрослых.

Каждая мама переживает за здоровье и правильное развитие своего ребенка. Несмотря на то что все люди — это яркие индивидуальности, родители не перестают следить за состоянием малыша, контролируя его физические, психологические параметры и стремясь заполнить пробелы в развитии и образовании.

В этот сложный и одновременно радостный период взросления детки активно расширяют свой кругозор, становятся самостоятельнее и учатся понимать и подражать взрослым. Как развивается ребенок в 10 месяцев и что он должен уметь делать в этом возрасте?

Физические параметры

За первые полгода жизни ребенок активно прибавляет в росте и весе — средняя прибавка равняется 600−900 г и 2,5 см. К 10 месяцам темпы замедляются. Это не значит, что малышу начинает недоставать питания. Просто дети становятся более энергичными и подвижными, не лежат без дела.

Общие параметры назвать сложно, но существуют возрастные нормы, по которым педиатры определяют наличие отклонений в развитии.

  • Средний рост колеблется от 68 до 80 см для мальчиков и от 60 до 78 см для девочек. Допустимы погрешности — 3 см в обе стороны.
  • Средний вес для детей 10 месяцев составляет 8−11 кг.

Рацион питания

Если ребенок правильно развивался до этого возраста, прикорм уже закончен. В рацион введены фруктовые, овощные, мясные пюре, каши и молочные продукты. По желанию добавляется нежирная рыба.

  • кефир;
  • детский творог;
  • мясные блюда (тефтели, фрикадельки);
  • яичный желток;
  • чай травяной.

Ребенка можно сажать за общий стол с некоторым ограничениями и полностью заменить детское питание обычными блюдами. К ним относятся: монозлаковые каши, нежирные супы, вареное и тушеное мясо, овощи и фрукты.

  • до 250 г овощей и овощного пюре;
  • 80 г мяса;
  • 200 г каши;
  • 200−230 г кисломолочных продуктов;
  • 100 г фруктового пюре;
  • 60−70 мл соков.

Нужно ли давать грудь? К этому возрасту (от 9 до 12 месяцев) дети готовы отказаться от материнского молока, хотя не все охотно берут бутылочку и с трудом привыкают к смесям. Поэтому грудное молоко в рационе присутствовать может и должно по возможности. Оно составляет не более четверти суточного объема пищи, то же касается смесей. Ребенку 10 месяцев хватает и двух прикладываний к груди.

Детям, которые находятся на искусственном вскармливании, вечернее и утреннее молоко заменяют адаптированной смесью, кефиром. То же касается детей, которых уже отлучили от груди к 10 месяцам.

Примерный режим дня

Распорядок дня для 10-месячного малыша определяют родители, но оптимальные нормы также существуют. Они помогают ребенку чувствовать себя здоровым и счастливым.

  1. Ночной сон — от 8 до 12 часов подряд.
  2. При раннем подъеме (6−7 утра) первый дневной сон приходится на и длится около часа.
  3. Второй сон — после обеда, примерно с 15:00 до 16:00.

После обеда не обязательно сразу укладывать ребенка спать, можно заняться чтением и спокойными играми. После второго сна следует полдник, игры и прогулки, ужин, гигиенические процедуры и отход ко сну.

Родители сами выбирают, какому режиму следовать. Но чтобы малыш рос здоровым и правильно развивался в психологическом и физическом плане, ему необходимо давать умеренные нагрузки. Это касается игр, зарядки и развивающих занятий.

Навыки ребенка

Каждая мама замечает, что к этому возрасту ребенок сильно изменился и вырос, в физическом плане он многого достиг. В первую очередь, научился координировать движения, ползать, садиться из положения лежа и стоя, стоять без опоры, а некоторые малыши к этому возрасту делают первые шаги. Уже пора учить его слезать с кровати, развернувшись спиной к краю и свесив ноги вниз.

В 10 месяцев мелкая моторика продолжает развиваться, детям интересно играть с игрушками, они легко удерживают чашку и ложку двумя и одной рукой. Копируя поведение взрослых, малыши могут открывать и закрывать дверцы и ящики шкафов и комодов. Ребенок также способен действовать двумя предметами одновременно: например, доставать лопаткой до мячика, сбрасывать одну игрушку со стола при помощи другой.

Что касается эмоций, в этом плане малыш тоже ведет себя как личность, стремится повторять за взрослыми и становится участником живого общения. Дети понимают простые фразы, обращенные к ним, выполняют простые просьбы (подай, иди) и выражают негодование, когда что-то им не нравится.

Мальчики больше девочек проявляют упрямство. Им нередко недостает усидчивости, но зато они могут научиться ходить уже в 10 месяцев. Девочки опережают сверстников-мальчишек в плане речи, пользования предметами (ложкой или горшком). Но не всегда — каждый ребенок индивидуален.

  • умение ползать;
  • переступать с поддержкой;
  • забираться на возвышенность и слезать с нее;
  • открывать крышки и дверцы;
  • удерживать предметы обеими руками;
  • подцеплять пальцами;
  • повторять за взрослыми звуки, подражать жестам.

Если каких-то навыков не хватает, родители всегда могут восполнить пробелы, позанимавшись с малышом.

На плечи родителей полностью ложится эмоциональное и физическое развитие малышей. Чтобы привить необходимые знания ребенку 10 месяцев, рекомендуется развивать его и физически, и умственно.

У малыша должно быть личное пространство, собственные игрушки (кубики, пупсики, машинки-каталки и прочее) и простор для деятельности. Нужно разрешать ребенку познавать окружающий мир, соблюдая разумные запреты и ограничения: например, давать играть с водой (переливать жидкости из емкости в емкость), сыпучими продуктами, позволять распаковывать продукты.

10 месяцев — прекрасный, хотя и трудный возраст ребенка, во время которого родители ощущают радость от общения и закладывают навыки взаимодействия с миром. Скоро ребенок научится ходить, и важно развивать его координацию, а также уделять внимание эмоциональному и умственному развитию.

Родители детей от нуля до года, особенно если это их первый ребенок, всегда беспокоятся о том, попадает ли их ребенок в возрастные нормы развития, и увлеченно сверяются с другими родителями и Интернетом: что должен уметь делать ребенок в 2, 3, 4 месяца? сколько должен спать новорожденный? в каком возрасте ребенок начинает сам переворачиваться со спины на живот (или наоборот)?

Само по себе это довольно безобидное и даже полезное занятие. Однако оно может дать родителям повод для беспричинных переживаний на тему мнимого отставания ребенка в развитии. Поэтому, даже если вы прочитали всю известную литературу о развитии младенцев, помните две вещи:

Первое. Квалифицированно оценить соответствие ребенка возрастной норме могут только детские врачи – педиатр и невролог. Критично важно пройти медицинский осмотр у этих специалистов в один месяц и в три месяца ребенка. Это позволит выявить возможные проблемы на ранней стадии и вовремя начать их устранять.

Второе. Каждый ребенок индивидуален. Известно, например, что в возрасте до года девочки в среднем развиваются немного быстрее мальчиков, а это лишь один из факторов. Даже антропометрические возрастные нормы (рост, вес, окружность головы) носят лишь ориентировочный характер, что уж говорить о более сложных вещах – умениях, реакциях, навыках… Поэтому не стоит паниковать, если именно ваш ребенок не вписался в какой-то критерий, описанный ниже. Помните, диагноз может поставить только грамотный детский врач. И многие диагнозы, поставленные в этом возрасте, не являются окончательными и впоследствии снимаются.

Итак, вот примерные возрастные нормы для детей до года:

Что должен уметь новорожденный

Способности новорожденного ребенка (а это период до 28 дней) в основном ограничены врожденными рефлексами: сосания, опоры на ножки при вертикальном положении, ползания (если выложить ребенка на животик и дать ему опереться стопами о ладонь, он будет пытаться ползти). Он также реагирует на яркий свет или резкий звук. Новорожденный большую часть времени спит, просыпаясь только от голода или дискомфорта.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Достигнув возраста 1 месяц, ребенок проходит осмотр в поликлинике у детских врачей-специалистов: помимо уже упомянутых врожденных рефлексов, невролог проверит, пытается ли ребенок приподнимать и держать голову, если его положить на живот. Кроме того, к этому возрасту у большинство детей способны фиксировать взгляд на предмете и следить за его перемещением (как правило, используется погремушка), а также прислушиваться к источнику звука (голоса или погремушки) и пытаться смотреть туда, откуда доносится звук. Ребенок уже различает интонации и даже улыбается.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Три месяца – время второго «большого» осмотра в детской поликлинике. За это время ребенок совершает качественный прорыв в развитии. Он уже может долго рассматривать заинтересовавший его предмет. Способен поворачивать голову к источнику звука. Если выложить ребенка на живот, можно убедиться, что ребенок уже хорошо держит голову и иногда даже опирается на предплечья.

Поскольку ребенок уже «нарабатывает» приобретенные умения, его врожденные рефлексы к трем месяцам начинают угасать за ненадобностью. Например, ребенок может перестать рефлекторно опираться на ножки в вертикальном положении. Это своего рода подготовка к будущей самостоятельной опоре на ноги – и, конечно, абсолютная норма.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

В этом возрасте ребенок уже хорошо различает лица, и, как следствие, отличать тех, кого он видит каждый день, от других людей. Если «своим» взрослым он улыбается, «чужих» он может испугаться и расплакаться. Поэтому, если ваши бабушки и дедушки не живут вместе с вами, стоит предупредить их, что ребенку нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к их присутствию.

Четырехмесячный ребенок уверенно сам держит голову и может пытаться переворачиваться. Он также способен брать в руки игрушки и перекладывать их из одной руки в другую, переводить взгляд с одной игрушки на другую.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

А вот полугодовалый ребенок уже должен уметь переворачиваться хорошо: и со спинки на животик, и обратно. Если его посадить, он будет удерживать позу, опираясь на руки.

Шестимесячный малыш понимает, когда его зовут по имени, а также умеет реагировать на некоторые жесты. Речь ребенка тоже интенсивно развивается: он может произносить отдельные слоги («ба», ма» и тому подобное).

В шесть месяцев ребенок уже может есть с ложки и сам пить из чашки – правда, держать и ложку, и чашку должен взрослый.

Часто в этом возрасте проводится профилактический осмотр ребенка детскими специалистами.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Ребенок в семь месяцев сам, без посторонней помощи принимает сидячее положение, а также встает и сам стоит при наличии опоры. Хорошо ползает. Его обращение с игрушками носит все более осмысленный характер: малыш может кидать предметы из кроватки или манежа и следить за тем, куда они падают, стучать предметами, пытаться их рвать и так далее.

Продолжает развиваться речевой аппарат: ребенок все дольше лепечет, увеличивается количество слогов, которое он может произнести; одни и те же слоги он может повторять по многу раз.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

В 10 месяцев ребенок может уже непродолжительное время стоять без опоры. К этому возрасту многие дети ходят при поддержке взрослого за обе руки. Он продолжает активно развиваться через игровую деятельность и теперь уже может сам определить назначение игрушки и использовать ее «как задумано» — кидать мяч, катать пожарную машину. Коммуникации со взрослыми также становятся разнообразнее: ребенок уже может находить знакомые ему предметы по просьбе «дай» или «покажи».

Что должен уметь ребенок в 1 год

В 1 год ребенка для родителей наступает то самое «горячее» время, когда ребенок быстро ползает, постоянно пытается открыть ящики всех встреченных шкафов и при этом с удовольствием вываливает их содержимое наружу. Особый интерес ребенок проявляет к тем предметам, которыми пользуются взрослые, — сотовым телефонам, планшетам, компьютерам.

Годовалый малыш уже способен немного ходить самостоятельно. Он самостоятельно пьет из чашки, теперь уже без помощи взрослого – может сам взять ее, поднести ко рту, поставить на стол. К году ребенок обучается указывать на предметы пальцем. Любит играть с другими детьми.

Ребенок подражает новым услышанным слогам, повторяет короткие слова. Запоминает имена своих родных и названия часто используемых предметов, находит их по просьбе взрослого уже без указания на предмет.

Самостоятельно стоит, переступает с поддержкой. Собирает предметы, находящиеся недалеко. Выполняет простые задания. Первые слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, те-тя, ам-ам (есть) и т.д.

Взаимодействие с окружающим миром

Всё более целенаправленные и преднамеренные действия. Появляется способность совершать с каким-либо предметом такие манипуляции, которые возможно совершать только с ним (тянуть что-то на верёвке, нажимать на кнопку, вкладывать мисочки друг в друга и т.п.). Ребёнок совершенствует своё умение управлять поведением взрослых. В общении появляются жесты.

Играет активно, всё более разнообразно. При этом иногда малыш отвлекается от первоначальной игры, увлекаясь той физической активностью, которая сначала была лишь средством достижения цели (надо заползти под стол и достать мяч, кроха залезает под стол и понимает, что это весело, про мяч он забыл и много раз повторяет залезание под стол).

Суммарная продолжительность сна в течение суток около 13 часов, продолжительность ночного сна 10-12 часов, кратность дневного сна 2-3 раза.

Режим питания

Основных кормлений – 5 (каждые 3,5 часа). При грудном вскармливании могут быть дополнительные кормления грудным молоком, в том числе, ночью.

Продукты

Грудное молоко или детская молочная смесь. Продукты прикорма — каши (с добавлением сливочного масла), овощное пюре (с добавлением растительного масла), фруктовое пюре, мясное пюре, детское печенье, яичный желток, творог, фруктовый сок, рыбное пюре, кефир, пшеничный хлеб.

Ведь теперь, он резко перешел из привычной ему среды на новое дыхание и питание. У родившегося малыша, как и всех живых существ, есть определенный набор рефлексов. Если прикоснуться к губам ребенка пальцем, то он вытягивает их, так как уже приготовился к приему пищи из материнской груди. При каком-либо громком звуке, ребенок насторожится, наморщится либо, вообще, закричит. Но самое главное, о чем нельзя забывать – ребенок уже индивидуален и у него есть свой характер.

Каждый период жизни новорожденного имеет ряд своих особенностей. Например, в самый первый период своей жизни, примерно до 10 дней, малыш еще плохо слышит, так как его организм приспосабливается к новой окружающей его среде. Слух развивается постепенно в течение первого года жизни ребенка. Мама должна помогать младенцу развивать данный навык, постоянно беседовать с ним, хотя и, кажется, что малыш не понимает, также можно негромко включать спокойную музыку. Важной вещью в развитии слуха ребенка является простая погремушка. С ее помощью дитя развивает слуховые навыки, и мама может наблюдать за таким развитием. Проверка слуха делается при помощи хлопка – ребенок должен закрывать глаза от такого рода звука.

Что касается зрения, то у новорожденного в первые дни неразвита способность фокусировать свой взор на чем-либо. Развиваться данный навык у младенца может при помощи так называемого мобиля, который крепится к кроватке малыша. В часы бодрствования ребенок наблюдает за движущимися над ним предметами с интересом — это, во-первых, а во-вторых, тем самым развивая у себя навык фокусирования зрения.

Уже к концу первого месяца у новорожденного должен быть определенный перечень навыков. Первый из них — это реакция на громкие звуки, которая сопровождается вздрагиванием или морганием малыша. Второй – умение сохранять в поле зрения какой-либо объект и слежение за ним. Третий – поднимать и удерживать головку в положении лежа на животе в течение 10-25 секунд. Четвертый – малыш уже умеет улыбаться всем своим родным, но в особенности маме. Пятый – возможность издавать различного рода звуки в ответ на разговоры взрослых, в большинстве случаев – это агуканье. И шестой, который можно отнести не столько к навыкам, а больше к интересным фактам – через несколько дней после рождения ребенок может подражать тем телодвижениям, которые увидел, например, показать язык или открыть рот.

Как говорит одна из русских пословиц: «Растет не по дням, а по часам» — это также касается и детей, в особенности новорожденных. Не успев и «моргнуть глазами», мать совсем недавно родившегося ребенка становится мамой годовалого малыша, а мама годовалого – мамой школьника. Дети растут быстро и им необходимо внимание и поддержка родных им людей, в особенности мамы.

Товары для малышей

Первая игрушка необходима малышу для развития слуха, моторики, цветового и тактильного (осязательного) восприятия. Для маленьких детей до года будут необходимы погремушки, игрушки для ванны, прорезыватели для зубов и другие игрушки для детей до 1 года.

Детские наборы изготовлены только из качественного гипаллергенного материала . А яркий дизайн понравится вашему малышу. Детская посуда с красивыми картинками превращает любой прием пищи в увлекательную игру.

Для тех, кто постарше

Деткам 1-2 года и постарше 2-3 лет подойдут развивающие различные мягкие игрушки (КУРНОСИКИ кубик с пищалкой, КУРНОСИКИ пазл мягкий, МОЛЛИ игрушка и др), раскраски, краски пальчиковые, краски штампики и другие.

Для ребятишек от 3 до 6 лет будут полезны головоломки, наборы для сборки, мозайки, тесто для лепки, краски по ткани и для тела и другие наборы для развития творческих способностей.

Игрушки и развивающие игры помогут вашему ребенку в правильном развитии.