Развитие ребенка в 1

Рождение ребенка — счастливое мгновение. Позади тревожные месяцы беременности и роды — и вот ваша кроха у вас на руках. Вы уже видели, как ребенок сделал первый вдох, услышали первый плач и поменяли первый грязный подгузник.

И что дальше? Как вырастить своего ребенка здоровым и счастливым?

О все важные моменты развития ребенка на первом месяце жизни расскажет врач-педиатр Мушак Лилия Владимировна.

Первый год для ребенка очень важен. От беспомощного новорожденного к активному малыша вашему ребенку нужно только 12 коротких месяцев, чтобы пережить это невероятное превращение. Дети растут и меняются впечатляющими темпами, и каждый месяц приносит новые и захватывающие события. Поэтому давайте рассмотрим основные вехи, которые вы можете ожидать в течение первого волшебного года жизни вашего ребенка.

Развитие ребенка: первый месяц

Может показаться, что ваш малыш в этот период просто ест и спит. Но на самом деле во время этого первого этапа развития тело и мозг младенца учатся жить во внешнем мире. Итак, как мы выглядим:

ручки и ножки согнуты, ладони сжаты в кулачки (это называют флексорным позой) тело может быть покрыто пушковым волосиками (лануго), которое со временем исчезает; ногти малыша сформированы и доходят до края пальчика или могут быть длиннее; ресницы и брови развитые не слишком четко; глаза у всех младенцев серо-голубые; на голове младенца является мягкая участок ромбовидной формы — это большой родничок, его размеры обычно от 1 до 3 см в ширину (у недоношенных детей, будет открытым еще один родничок — малое, оно расположено вблизи затылочной кости и размеры меньше — 0,3-0,5см) на личике могут быть белые точки — это так называемые моли, которые со временем исчезнут самостоятельно; частота дыхания колеблется в пределах 40-60 в минуту и ​​сердцебиение 140-160 ударов в минуту.

Органы чувств новорожденного развиты слабо, однако ребенок хорошо различает вкус. Младенцы могут реагировать на запахи, источник которых находится в непосредственной близости (например, хорошо чувствует запах грудного молока, когда мать берет на руки и малыш пытается » ткнуться » в грудь, и, наоборот, может не понравиться запах крема для груди, поэтому будет капризничать во время кормления). Зрение развито слабо: новорожденный воспринимает только свет, взгляд не фиксируется, в ребенка наблюдается физиологическая косоглазие, которая проявляется нескоординированными движениями глаз. Слух тоже развит недостаточно, но младенец реагирует только на сильные звуки содроганием, сокращением мышц лица, изменением частоты и глубины дыхания.

После отпадения пупочного остатка (обычно на 3-4 сутки), на его месте образуется пупочная ранка. Уход за ранки занимает от 7 до 14 дней. Вы должны заботиться о том, чтобы пупочная ранка оставалась чистой и сухой, в противном случае существует вероятность бактериального воспаления.

Хотя новорожденный ангелочек кажется крохотным и беззащитным, это не совсем так. Природа одарила малыша врожденными рефлексами, с помощью которых ребенок адаптируется в незнакомом мире. Наличие и выраженность этих рефлексов — важный показатель здоровья, которые проверяет врач при первом знакомстве с вашим малышом. Основные из них:

* Сосательный рефлекс — стоит поднести ко рту новорожденного грудь или соску, как он начинает делать сосательные движения;

* Поисковый рефлекс — при раздражении угла рта малыша он вернет головку в сторону раздражителя и приоткроет рот;

* Хватательный рефлекс- слегка нажмите на ладонную поверхность кисти ребенок зажмет его в кулачок;

* Рефлекс Моро — положение на спине. Рефлекс вызывается различными прийомами- легкий удар по поверхности на которой лежит ребенок, звуковым или вибрационным раздражителем. Ответной реакцией ребенка является отведение рук в стороны, выпрямления ножек, предварительно изогнутых и приведенных к животику — 1а фаза рефлекса.

Сведение рук с тенденцией к обхвату туловища — 2а фаза рефлекса.

Физическое развитие

На первом месяце масса тела в первые 3 дня снижается, а затем ребенок активно начинает набирать вес. К концу первого месяца новорожденный малыш прибавляет к массе тела при рождении около 600 грамм и подрастает примерно на 3 см. Окружность головки увеличивается на 1,5-2 см

Психомоторное развитие
  • Активно двигает ручками и ножками одновременно.
  • Лежа на животе, слегка приподнимает головку.
  • Прислушивается к погремушки.
  • Перестает плакать, когда видит или слышит маму.
  • Реагирует содроганием на резкий звук.
  • Поворачивает голову к свету.
  • Может сосредоточиться на чем-то на расстоянии 20-30 см от лица (особенно на лице мамы)
  • К концу первого месяца ребенок может улыбаться и сказать первое » агу »

ЭМОЦИИ

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения и будет проявлять их единственным пока доступным ему способом — криком.

Не стоит переживать, когда малыш кричит. Таким образом он пытается донести нам, что возможно он голоден, или ему холодно или грустно и страшно, возможно хочется спать или просто просит вашего внимания. Внимательно прислушиваясь к интонациям, вы очень быстро научитесь » расшифровывать » требования своего малыша.

Уделяйте максимум заботы и тепла своей крохе, поглаживайте его, разговаривайте тихим приятным голосом, пойте песенки, читайте книги, включайте приятную тихую музыку. Помните, эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от вашего настроения. Поэтому пройдет не так много времени и ваш малыш подарит вам свою первую незабываемую искреннюю улыбку.

На первом месяце жизни особых потребностей у малыша немного. Он много спит, смешно зевает и даже чихает, ест и пачкает пеленки Поэтому задача родителей заключается в предоставлении ощущение безопасности, ведь именно в первые недели ребенок делает вывод о мире в который пришла.

Согласно современным рекомендации ААП (Американской академии педиатрии), наиболее подходящим и безопасным для малыша является положение на спине во время сна, которое снижает риск СВСН (синдрома внезапной смерти новорожденных).

Диета мамы при грудном вскармливании должна быть разнообразной и вкусной, содержать молочные продукты, мясо, фрукты и овощи, больше жидкости.

Физиологическая желтуха новорожденных

Появляется с 2–3-го дня жизни (лицо, туловище) и должна уменьшиться и постепенно исчезнуть до 10–14-го дня, если малыш родился в срок. Общее состояние малыша при этом не нарушено, он активно сосет грудь и хорошо набирает вес. Однако следует обратиться к педиатру, если малыш вялый, плохо набирает массу тела, желтуха распространяется на ручки и ножки, интенсивность окраски увеличивается, моча приобретает насыщенный цвет, а кал светлеет.

Плач ребенка

Является единственным способом общения с вами, поэтому мама очень быстро начинает понимать, что означают разные интонации, интенсивность и продолжительность. Таким образом, если нет видимых причин (голод, жара или холод, мокрая или неудобная одежда, полный подгузник), однообразный, громкий, продолжительный плач, возможно, сопровождаемый рвотой, должен насторожить и стать поводом для немедленного обращения к врачу.

Колики

Таким плач может быть при коликах. Что же это такое? Итак, колики — это тоже транзиторная (преходящая) функциональная реакция пищеварительной системы малыша, незрелость которой приводит к повышенному газообразованию и спазму кишечника. Это сопровождается сильным плачем малыша, напряжением живота, как правило, примерно в одни и те же часы вечером, начиная с трехнедельного возраста.

Следует знать, что колики не угрожают здоровью малыша (разве что спокойствию родителей), исчезают по мере созревания пищеварительной системы (в среднем до трехмесячного возраста или раньше). Помогут малышу пережить этот период ваши любовь и терпение: носите ребенка на руках — тепло вашего тела поможет успокоиться и снять спазм кишечника, положите малышу теплую пеленку. Лекарства следует использовать только по назначению врача.

Покраснение

В первые две-три недели на коже малыша могут быть покраснения (так называемая транзиторная эритема), шелушение, высыпания преимущественно на коже лица — акне или милиа (закупорка сальных желез) новорожденных. Если изменения на коже не вызывают беспокойства малыша, он хорошо набирает вес, имеет нормальную температуру тела, сохранен сон — волноваться нет оснований.

Затрудненное дыхание

Может быть глубокий вдох с медленным выдохом, «тяжелое» дыхание — в первые 5 дней. Но хрипы, свисты, очень частое или наоборот редкое дыхание (норма 30–60 дыхательных движений в минуту), длительные остановки дыхания (10–20 с) требуют обращения к врачу.

Половой криз

Родителей может испугать своими проявлениями такое преходящее функциональное состояние, как половой криз. Он обусловлен действием эстрогенов — гормонов, которые ребенок получает от мамы перед родами. Проявления этого кризиса максимально развиваются на 7–8-й день и окончательно проходят в течение 2–3 недель. Набухание молочных желез, возможное у обоих полов на 7–8-й день, проходит к концу 1-го месяца жизни. Могут наблюдаться повышение пигментации наружных половых органов, выделения из влагалища у девочек.

Температура тела

Температура тела новорожденного находится в пределах 36,5–37,5 °С. Малыш имеет несовершенную терморегуляцию, поэтому легко переохлаждается или перегревается. Именно поэтому следует следить за температурой в комнате — 22 °С (доношенные), 24 °С (недоношенные, дети с малым весом) — и обязательно увлажнять воздух.

Потеря веса

Физиологическая потеря массы тела за первые 10 дней — 10% массы при рождении (потеря жидкости с испарением с поверхности тела, отхождение мекония). Что делать? Продолжать адекватное грудное вскармливание, то есть по требованию.

Рефлексы малыша

Рефлексы малыша должны быть симметричными, то есть одинаковыми справа и слева. Они постепенно исчезают к 3–4 месяцам. Наличие этих рефлексов, их симметричность и своевременное постепенное исчезновение являются важными признаками соответствующего развития нервной системы ребенка.

Развитие Детей до 1 года. Вы находитесь в разделе «Дети до 1 года».
В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен уметь делать Ваш ребенок в возрасте до 1 года.

Хотим отметить, что дети все разные и развиваются все по-разному. Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

Также мы хотим отметить, что чем раньше вы начнете развивать логическое мышление, которое базируется на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.

В данном разделе «Дети до 1 года» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете скачивать бесплатно и использовать дома, в детском саде или в начальных классах.

1 месяц
Что ваш ребенок должен уметь:

1. Лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову
2. Фокусировать взгляд на лице
3. Реагировать на общение с ним — переставать плакать концентрировать внимание на взрослом
4. В положении на животе поднимать голову и пытаться ее удержать
5. Издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать)
6. Улыбаться в ответ на вашу улыбку
7. Сжимать ручки в кулачки и подносить их ко рту


2 месяца
Что ваш ребенок должен уметь:

1. Улыбаться в ответ на вашу улыбку
2. Лежа на животе, поднимать голову на 45°
3. Удерживать вложенную игрушку в руке
4. Тянуться к предметам
5. Смеяться вслух; — визжать от восторга
6. Поворачивать голову к источнику звука

1. В положении на животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд
2. Оживляться при общении со взрослыми, агукать
3. Рассеянно улыбаться
4. Упираться ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
5. Реагировать на присутствие родителей: пытаться привлечь внимание
6. Отыскивать источник звука глазами с поворотом головы
7. Следить за движущимися предметами и длительно их рассматривать

1. Лежа на животе, поднимать голову на 90°
2. Приподнимать плечи и голову, лежа на спине
3. Громко смеяться
4. При потягивании за ручки сгибать руки в локтях и подтягиваться.
5. Произносить первые слоги
6. Тянуться к игрушке, тянуть все в рот

1. Твердо держать голову в вертикальном положении
2. Переворачиваться (в одну сторону)
3. Обращать внимание на очень маленький предмет
4. «Петь» звуки, меняя интонацию
5. Подтягивается на руках, пытаясь сесть
6. Перекладывать предмет из одной руки в другую
7. Подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке
8. Лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных
9. Уметь держать бутылочку одной или двумя руками

1. Произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания
2. Сидеть с поддержкой короткое время
3. Пытаться ползти на животе
4. Самостоятельно садиться из положения на животе
5. Переворачиваться с живота на спину
6. Откликаться на свое имя
7. Издавать самые разнообразные звуки

1. Сидеть без опоры
2. Подниматься на четвереньки и ползать
3. Понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
4. Играть в «ку-ку» (к 7 месяцам и ¼ месяца)
5. Держать в каждой руке по предмету (может ударять ими друг об друга)
6. Подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами

1. Играться сидя (может иногда «заваливается» на бочок)
2. Подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами
3. Неотчетливо произносить «мама» или «папа»
4. Самостоятельно вставать, держась за опору
5. Понимать слово «нельзя» , махать пока- пока, хлопать в ладоши
6. Долго играться с предметами

1. Листать толстые страницы картонной книжки
2. Играть в мячик(катить вам его обратно)
3. Пить из чашки без посторонней помощи
4. Отчетливо произносить «папа» или «мама»
5. Отвечать жестом на короткую команду, типа «Дай это мне»
6. Передвигаться держась за опору
7. Хорошо сидеть, ложиться из положения сидя и садиться из положения лежа
8. Находить игрушку, спрятанную у него на глазах
9. Знать и откликаться на свое имя

1. Стоять без опоры , но не долго, ходить держась обеими руками
2. Возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку
3. Садится из положения стоя
4. Подражать жестам, выражениям лица, звукам
5. Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно Ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке)
6. Отвечать жестом на короткую команду, типа «дай это мне»
7. Выполнять сложные движения, открывать, закрывать, собирать пирамидку, показывать части тела другого человека

1. Самостоятельно стоять и делать шаги
2. Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев(к 10 месяцам и 1/4 месяца)
3. Понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться)
4. Выражать свои желания другим способом, кроме плача
5. Произносить 3 (или больше)слова, кроме «мама» или «папа»
6. Знать названия многих предметов

1. Понимать слово «нет»
2. Выполнять несложные просьбы
3. Знать, как его зовут
4. Хорошо ходить, садиться, вставать, стоять
5. Произносить 10 и больше слов, кроме «мама»,»папа»
6. Играть в «Сороку-ворону», собирать пирамиду, строить 2-3 фигуры из кубиков
7. Активно рисовать каракули карандашом или мелками
8. Узнавать предметы на картинке
9. Откусывать, жевать твердую пищу
10. Пользоваться ложкой и чашкой
11. Проявлять самостоятельность

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйте пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

Если вы полагаете, что в первые недели после рождения с малышом не нужно заниматься – вы очень сильно заблуждаетесь. Ведь помимо того, что ребенок должен хорошо питаться и спать, он еще и получает очень большое, просто огромнейшее количество информации. И это время очень важное в его дальнейшем развитии – чем больше вы будете времени уделять занятиям с малышом, тем выше в дальнейшем будут его умственные и физические способности.

Уже спустя первую неделю вы заметите, что ребенок имеет множество рефлексов – хватательный, например; также ребенок начинает издавать разнообразные звуки, а если ему что-то не нравится – он начинает громко и требовательно плакать. В первые дни жизни ребенок уже различает голоса родителей, и, услышав их, начинает улыбаться. Важно выработать с первой же недели четкий график сна – иначе ребенок будет бесконтрольно спать тогда, когда ему вздумается.

На второй неделе у младенца сильно повышается аппетит. Он уже может различать яркие предметы, которые находятся близко к его глазкам – примерно на расстоянии вытянутой руки взрослого человека, может, даже чуть ближе. Тогда же он уже учиться разглядывать черты вашего лица, запоминает ваш внешний вид и, узнавая его, как и голос, опять-таки будет улыбаться. Также на второй неделе жизни ребенок может фиксировать объекты взглядом, реагирует на резкие звуки легким вздрагиванием.

А на третьей неделе малыша уже начинает интересовать окружающая среда – он будет проявлять интерес все рассмотреть, пощупать и так далее. У ребенка начинают активно развиваться умственные способности; он начинает добиваться своими криками именно того, что он хочет – то есть, плач становится различаемым в зависимости от требований ребенка.

В это же время младенец неплохо обладает когнитивными функциями. С помощью крика и плача он уже может добиться именно того, что он хочет (то есть звуки и требования различимы друг от друга по надобности). А на четвертой неделе жизни малыш уже понимает и определяет, кто возле него находится, различает интонации и эмоции и соответствующе на них реагирует – на улыбку или нежные слова ребенок отвечает улыбкой. Исходя из этого, следует понимать, что в первые недели своей жизни ребенок впитывает информацию, как губка, и поэтому нужно быть бдительными. Лучше не затевать ссор или выяснений отношений рядом с малышом – это может негативно отразиться на его развитии в будущем.

Итак, что может ребенок спустя 1 месяц своей жизни?

Ребенок уже может делать небольшие движения и издавать звуки в такт речи стоящих с ним рядом людей; может различать яркие цвета, линию и клеточку; отличает звуки друг от друга, отличает мамин голос от других; пытается поднимать и держать головку, если лежит на животе; учится фиксировать взгляд на движущемся предмете и прочее.

Уже на второй-третьей неделе жизни ребенок учится копировать. Например, он потихоньку учится повторять ваши активные движения мимики. Когда вы наклоняетесь близко к малышу, он будет пристально рассматривать ваше лицо, а затем пробовать отобразить то, что видел (несмотря на то, что зрение малыша только формируется). Если вы улыбнетесь – кроха улыбнется вам в ответ, если надуете губки – ребенок сделает то же самое, и так далее.

А спустя еще неделю, ребенок уже активно осваивает не только мимику, но и речь. Чем больше вы будете разговаривать со своим ребенком, тем быстрее и лучше он будет осваивать человеческую речь. Самые активные детки не только пищат и гулят, но и подкрепляют свои звуки активными жестами: могут тянуться к маме руками и ногами, выгибаться и так далее.

Но не смотря на то, что ребенок развивается так стремительно, и уже очень многое умеет, не стоит спешить нагружать его сразу чересчур активными и сложными для него физическими и интеллектуальными занятиями. Достаточно просто уделять ему как можно больше внимания, разговаривать с ним, а занятия подбирать в зависимости от его потребностей – он уже сможет сам «намекать» вам, чего он хочет и что ему нужно. Формируйте и развивайте способности ребенка, но помните, что во всем хороша мера.

Поздравляю! Уже, как месяц, вы мама самого чудесного малыша на свете. Кажется, что маленький человек только спит и ест, но это не так. Его физическое и психическое развитие не стоит на месте.

Что ребёнок должен уметь в 1 месяц, читайте в статье.

Двигательное развитие ребёнка в 1 месяц по В. Войта

Всемирно известный детский невролог В. Войта (1917-2000) со своими сторонниками в 1960-70х годах наблюдал за развитием детей от рождения до года. Он подробно фиксировал сроки появления новых двигательных навыков.

В физическом развитии мальчиков и девочек в первый месяц после рождения В. Войта отмечал:

  • в положении, лежа на спине, голова повернута в сторону;
  • присутствует гиперлордоз поясничного отдела (туловище слегка изогнуто). Это является нормой для ребёнка 1-го месяца;
  • ручки и ножки малыша согнуты, а кулачки сжатый во время лежания на спине;
  • если поворачивает голову, то руки меняют свое положение;
  • в положении на животе голова повернута в сторону, туловище слегка изогнуто. Ручки согнуты в локтях, ножки — в коленях и максимально поджаты под себя. Малыш как бы стоит на коленях в позе эмбриона;
  • бедра согнуты минимум на 90 градусов в положении лежа на животе. Опора на руки отсутствует.

Так выглядит первая ступень двигательного развития ребёнка, основанная на наблюдениях В.Войта (плюс-минус 6 недель).

Что умеет ребёнок в 1 месяц?

Выше я рассказал об идеальном физическом развитии малыша в первый месяц после рождения. Допускается расхождение в сроках появления новых навыков в шесть недель, раньше или позже.

В плане психоэмоционального развития у месячного малыша также появляются новые навыки. Вот, что умеет ребёнок в 1 месяц:

  • кратковременно обращает внимание на звуковые, световые и тактильные раздражители;
  • смотрит на свет, если до этого в комнате было темно;
  • фиксирует взгляд на лице мамы на расстоянии не далее 50 сантиметров и не дольше 2-3 секунд;
  • реагирует на любые громкие звуки;
  • может заплакать, нахмурится или повернуть голову в сторону, откуда был слышен звук;
  • имеет комплекс оживления — движение ручек и ножек, первые звуки;
  • кричит перед кормлением;
  • прекращает крик при прикладывании к груди;
  • успокаивается на руках у мамы;
  • реагирует на неожиданное раздражение всем телом;
  • осознанно улыбается. Но в этом возрасте сознательная улыбка появляется не у всех грудничков. У кого-то она возникает позднее.

Мамин вклад в полноценное развитие ребёнка

В этом возрасте идеально, если весь первый месяц ребёнок проведет вместе с мамой на руках или в кровати, получая грудь по требованию. Не ограничивайте малыша в прикладываниях, поэтому что именно в первый месяц налаживается лактация.

К тому же новорожденному нужен контакт «кожа к коже». Благодаря ему карапуз чувствует себя в безопасности, слышит стук маминого сердца, как это было во время его пребывания в животе.

Мамы, больше отдыхайте и налаживайте связь со своим малышом. Если есть возможность передайте домашние дела мужу или родственникам.

Для комфортной жизни грудничка создайте правильные условия в доме:

  • контролируйте влажность воздуха. Она должна быть 40-60%;
  • поддерживайте температуру в пределах 19-22 градусов;
  • уберите из кроватки ребёнка подушки, мягкие бортики и игрушки, чтобы он не мог уткнуться во время сна и задохнуться;
  • используйте для малыша твердый матрас.

Физиологичные действия мамы во время любых манипуляций с малышом – лучшая профилактика загиба корпуса, привычного наклона головы и других неприятностей, которые выявляются у 60% грудничков по моим опросам!

И всю профилактику я собрал в своем онлайн-курсе для малышей 0-3 месяцев, где подробно рассказываю, как носить малыша правильно, как купать, как укладывать. Ещё в курсе вы проведёте тесты на наличие у ребёнка гипертонуса и выполните корректирующие упражнения массажем и гимнастикой.

Кроме прочего, как практикующий специалист по детскому массажу я всегда выступаю за грудничковую активность. Чтобы ребенок в 1 месяц начал укреплять мышцы шеи и спины для самостоятельного удержания головы в будущем, начинайте выкладывать его на живот перед каждым кормлением.

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками — рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
Проходит по слегка наклонной доске.
Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Рост и вес ребенка 1,5 года данные отечественных педиатров

1 год 6 месяцев Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 10,2 13,0
Вес девочек, кг 9,8 12,2
Рост мальчиков, см 78,4 85,9
Рост девочек, см 77,1 84,5
Окружность головы мальчиков, см 46,6 50,2
Окружность головы девочек, см 45,8 49,0
Окружность груди мальчиков, см 47,4 53,9
Окружность груди девочек, см 47,8 52,9

Рост и вес детей в возрасте 1,5 года данные ВОЗ

1 год 6 месяцев Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 8,8 13,7
Вес девочек, кг 8,1 13,2
Рост мальчиков, см 76,9 87,7
Рост девочек, см 74,9 86,5
Окружность головы мальчиков, см 44,7 50,0
Окружность головы девочек, см 43,5 49,0

В возрасте до полутора лет ребенок:

  • окончательно осваивает ложку и чашку;
  • предпочитает есть сам, хотя справляется (не проливая и не просыпая) пока лишь с густой пюреобразной едой.

Познавательное развитие ребенка 1,5 года

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:
Переворачивает страницы книг («читает»). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.
Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.
Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
Появляются социально-значимые жесты и мимика («жалеет»):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет», «сопереживает»).
Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
Интересуется действиями других детей.
Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).
С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка 1,5 года

Понимание речи:
Показывает части тела по просьбе взрослого.
Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):
Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке).
Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Бытовые навыки ребенка в полтора года

Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
Пьет из чашки, почти не проливая.
Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
Спокойно относится к умыванию.

Списки основных показателей развития ребенка для страничек календаря составлены по материалам книги Волосовой Елены Борисовны «Развитие ребенка раннего возраста» издательства «Линка-Пресс».

Развитие ребенка в 1

Любой ребенок развивается индивидуально, и сравнивать детей очень сложно, даже тех, которые родились в одной семье. Возможно, и вы хотя бы раз слышали: «вот дочка наша пошла в 11 месяцев, а сыну уже 1,2 и даже не пытается». Все потому, что развитие малыша зависит от различных факторов, и каких-то четких рамок нет и быть не может.

Конечно, есть определенные возрастные границы, в которые малышу желательно овладеть тем или иным навыком. В этой статье речь пойдет о тех навыках, которыми должен владеть малыш в возрасте от года до 1,5 лет.

Первым таким навыком можно смело называть ходьбу. В возрасте 18 месяцев ребенок уже должен уверено передвигаться на собственных ногах, ведь ему необходимо изучать мир вокруг. Период, когда ребенок начинает ходить очень ответственный для родителей. Теперь малышу проще добраться до понравившихся предметов, а так же залезть на стул, а оттуда на стол или даже на подоконник. Поэтому очень важно бдительно следить за ребенком и предугадывать наперед возможные ситуации.

К 1,5 годам ребенок должен уметь держать ложку в руках, кушать самостоятельно и пить из кружки. Для этого родителям необходимо запастись терпением и позволить ребенку учиться самостоятельно, пользоваться столовыми приборами.

Психологическое развитие ребенка тоже не стоит на месте. Ребенок может узнавать и запоминать предметы, распознавать разные формы и фигуры ну и, конечно же, запоминать собственные части тела. Уделяйте занятиям с ребенком как можно больше времени, проводите их в игровой форме, и вы непременно получите результат.

У детей от одного года до 1,5 лет очень активно развиваются творческие навыки, поэтому делайте все возможное, чтобы способствовать их развитию.

Включайте в течение дня музыку различного плана, например танцевальную и детскую утром, а колыбельные песни перед сном. Покажите ребенку танцевальные движения и поверьте, через некоторое время он сам начнет танцевать. Научите ребенка прыгать и повторять движения.

Лепите вместе с ребенком! Для этих целей подойдет все что угодно: тесто, пластилин, глина, главное сам процесс. Если пластилин из магазина слишком жесткий для детских пальчиков, то вы смело можете делать пластилин дома, в интернете вы найдете множество рецептов с использованием пищевых красителей.

Дайте ребенку возможность рисовать. Пусть выберет то, что ему по душе: краски, фломастеры, карандаши, мелки. Лучше всего если у ребенка будет выбор. Выделите в доме место, где ему можно рисовать и поощряйте эти навыки.

Существуют так же распространенные мифы о том, что должен делать малыш в полтора года. Например, наши мамы и бабушки настаивают на том, что ребенок 1,5 лет должен ходить на горшок. Это не так. Если ваш малыш этого не умеет, то просто надевайте японский подгузник GooN и занимайтесь более интересными делами. Эти навыки придут позже. Так же распространено мнение, что ребенок 1,5 лет должен разговаривать, опять же это не так. Каждый ребенок развивается так, как предусмотрено индивидуально и о задержке развития может говорить только хороший невропатолог.