Развитие ребенка по годам

Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда. Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей». Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик. «А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.

Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития. Психомоторное развитие – что это? Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка? ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной. Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности. С чем сравнивать и знакомство с ПМР-календарем Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по-своему.

Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по-своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие. На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д. Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.

Частота сверки показателей
Если же вы решили все-таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей. Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода. Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.

Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года

Первый месяц:
1. Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы
2. Реакция на звук (вздрагивает при шуме)
3. Способен держать головку в лежачем положении
4. Улыбается близким родственникам, которых часто видит

Второй месяц:
1. Поворачивает головку в сторону источника шума
2. Следит за предметами
3. Способен держать головку в вертикальном положении
4. Реагирует на речь

Третий месяц:
1. Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»
2. Тянется к игрушкам
3. Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете
4. Хорошо держит голову
5. Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении
6. Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»

Четвёртый месяц:
1. Пытается переворачиваться на спинку или на бок
2. Тянется за игрушкой
3. Смеётся
4. «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение

Пятый месяц:
1. Звуки выстраиваются в цепочку
2. Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)
3. Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу
4. Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек

Шестой месяц:
1. Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую
2. Активно переворачивается со спины на животик
3. По-разному реагирует на родных и чужих
4. «Просится» на ручки

Седьмой месяц:
1. При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку
2. Способен сам держать спинку
3. Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине
4. Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
5. Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.

Восьмой месяц:
1. Способен самостоятельно сесть или лечь
2. Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго
3. Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»
4. Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста

Десятый месяц:
1. Играет с другими детками
2. Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»
3. Говорит первые слова
4. Способен сам ходить, держась за опору

Одиннадцатый месяц:
1. Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками
2. Способен самостоятельно стоять
3. По разному реагирует на знакомых
4. Машет ручками в знак приветствия и прощания

Год:
1. Говорит от 5 и более слов
2. Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение
3. Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять
4. Способен долго играть с игрушками
5. Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.

Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития. Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!

Календарь развития ребенка от медицинского центра Здоровье Нации это удобная система, по месяцам рассказывающая родителям, как развивается малыш.

Развитие ребенка по месяцам

Новорожденный

Как ведет себя малыш в первые недели жизни? Стоит ли волноваться, если он спит 18 часов в сутки? Что нужно знать об особенностях кормления крохи, и какие рекомендации по уходу нужно соблюдать?

1 месяц

Что происходит с ребенком в возрасте месяца, как меняется его поведение. Особенности развития и появление новых действий. Что нужно знать о питании, ежедневном уходе. Плановое посещение врачей и сдача анализов.

Традиционно выделяют семь основных этапов физического и психического развития ребенка. И, конечно, все этапы развития ребенка очень важны, различаются своими особенностями. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Этап развития І – внутриутробный

Данный период от зачатия до родов в среднем длиться 280 дней. В этот период происходит закладка всех систем органов, а по мнению некоторых специалистов, и первые бессознательные впечатления и воспоминания об окружающем мире.

Этап развития ребенка ІІ – неонатальный период

Этот этап охватывает первый месяц жизни ребенка. В это время малыш слаб и уязвим – наименьшие изменения условий внешней среды могут оказывать воздействие на его состояние. В данный период крайне важно обеспечить за новорожденным правильный уход и поддерживать комфортные условия его жизни.

Этап развития ІІІ – грудничковый

Он длится с двадцать девятого дня жизни до одного года. Ребенок активно растет и познаёт внешний мир, учится владеть своим телом – сидеть, ползать, ходить и пр. В грудничковый период у детей начинают резаться зубки. Родители детей до одного года должны тщательно следить за их здоровьем и при возникновении наименьших тревожных симптомов обращаться к доктору.

Этап развития ІV – преддошкольный период (ясельный)

Этот этап продолжается от одного года до трёх лет. Умения и навыки ребенка (физические и психологические) в это время совершенствуются очень быстро, улучшается мышление и речь, продолжается активный рост организма. В этом периоде основной формой деятельности ребенка является игра, посредством которой он узнаёт главные закономерности нашего мира и учится вести себя в разных ситуациях и ролях. Дети такого возраста учатся общаться с одногодками, стремятся к играм с другими детьми, благодаря чему возникает риск инфекционных заболеваний (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка и пр.).

Этап развития ребенка V – дошкольный

Он длится от 3 до 7 лет. В данный период дети уже готовы к освоению сложных навыков – катание на двухколесном велосипеде, шитье, вышивание и пр. В шестилетнем возрасте, как правило, начинают расти коренные зубы.

Ясельный и дошкольный периоды являются основными этапами развития речи. Особенно важно в это время обеспечить ребенка большим количеством правильных речевых примеров для подражания, говорить с ребенком как можно больше, читать ему вслух, поощрять его речевую активность, тщательно контролировать чистоту и правильность речи.

Этап развития VI – младший школьный возраст

Этот период выпадает с 7 до 12 лет ребенка. Мышцы и скелет малыша в данном возрасте становятся намного крепче, молочные зубы полностью выпадают и появляются коренные. В период младшего школьного возраста происходит активное развитие внимания. Ребенок учится контролировать собственное поведение, заставлять себя усилием воли концентрироваться на задаче, поставленной перед ним.

Этап развития VII – старший школьный возраст

Этап полового созревания, который в среднем начинается в 12 и продолжается до 16-17 лет.

Этот период характеризуется очередным «скачком» в развитии и росте, в результате чего многие системы детского организма становятся неустойчивыми, нередко встречаются функциональные нарушения. Крайне важно на этом этапе обеспечить ребенку разнообразный и полноценный рацион, с правильным соотношением минералов, витаминов, жиров, белков и углеводов.

Чому клініка «Аксімед»?

✓ Вузька спеціалізація в неврології
✓ Досвідчені спеціалісти
✓ Комплексна сучасна діагностика
✓ Індивідуальний план лікування
✓ Прийом невролога в день звернення
✓ Постійно працюючі консиліуми

Каждая мама совершенно справедливо считает, что ее малыш самый-самый, а, если еще не считает, то начните думать о своем малыше именно в таком ключе. Вы увидите — это сработает!

Что умеет делать ребенок в 1 год

По секрету всему свету – не вы одна переживаете из-за того, что ваш малыш в чем-то уступает соседскому ребенку, который в этом возрасте и говорит лучше, и ходит увереннее. Психологи и врачи утверждают – все дети развиваются по своему внутреннему графику, что рано или чуть позже, но освоят все освоят базовые навыки. А мамина помощь и внимание помогут ему это сделать еще быстрее. Но учтите, мы говорим именно о полноценном родительском внимании. Просто возьмите за правило отдавать малышу все свое внимание и не отвлекаться на телефон, даже если время общения с ребенком ограничено – это и называется полноценным общением.

Вашим помощником станет справочная информация о средних физических и психологических навыках, которая подскажет вам, на что обратить внимание при выборе игр и занятий для малыша от 12 до 18 месяцев

Почему мой ребенок не …?

Мы часто сравниваем своего ребенка с кем-то. Кто-то уже пошел и хорошо говорит, занимается английским и любит книжки, ходит исключительно на горшок – перечень претензий может быть бесконечным. Такие сравнения потом продолжатся в садике и в школе. Пожалуйста, остановитесь и сконцентрируйтесь на том, что ваш ребенок уже умеет и чем вы можете помочь его развитию.

Развитие ребенка после года

Общий ответ на все вопросы – любой здоровый ребенок освоит все навыки и умения, когда будет готов к каждому из них психологически и физически. Теперь частности.

Когда ребенок начинает ходить?

Ребенок обычно начнет ходить в период от 9 до 18 месяцев. Как помочь ему в этом? Специалисты советуют поощрять игры, хождение при помощи игрушек-каталок с ручкой для ходьбы и не советуют использовать для этого ходунки. Заведите в интернете такой запрос и увидите результат. Основание игрушки должно быть устойчивым, чтобы ребенок мог на него опираться.

Когда ребенок начинает говорить?

Это вообще одна из самых больных тем. Многие мамы беспокоятся, что ребенок не говорит связанными предложениями. К трем годам малыш обязательно заговорит связанными предложениями. Если нет неврологических и логопедических нарушений, то больше разговаривайте и читайте, пойте сами и вместе с ребенком, учите стишки. Не перекладывайте обучение на включенный плеер.

Ребенок не ходит на горшок.

Как приучить к горшку? Вот тут специалисты советуют не ждать, так как ребенку удобно в подгузниках и, собственно, горшок-то ему и ни к чему. Но сначала стоит понять, а готов ли ваш малыш к горшку – пачкает ли он подгузники примерно в одно время и/ или через равные, примерно раз в 2 часа, промежутки времени, плачет ли если ему некомфортно в мокром подгузнике, пытается ли самостоятельно вылезти из штанишек.

Советуем сначала вызвать интерес к горшку — пусть он будет красивым и ярким, пусть любимые игрушки «пользуются» этим горшком. Не ругайте за мокрые штанишки, а попробуйте метод «10 колготок». Откажитесь на 1-2 недели от использования подгузников днем, приготовьте смену из 10 колготок, но не давайте малышу ходить в мокрых более 7-10 минут. Так ребенок начнет испытывать дискомфорт. И постепенно оценит преимущества горшка.

Ребенка сложно удержать занятиями, ему все быстро надоедает.

Вот тут главное помнить, что в этом возрасте главное процесс, а не результат. Не учите, а играйте. Не пишите, а рисуйте. Находите новое в обычном – разберите вместе полку с кастрюлями, обсуждая их размеры и складывая меньшие в большие. Сортеры вам в помощь! И еще, на первые игры -занятия стоит отводить не более 5-10 минут, постепенно увеличивая это время.

Ребенок плохо общается со сверстниками.

Он ни с кем не хочет дружить. И это не аномалия. Малышам больше нужны родители и общение со взрослыми. Общение со сверстниками наладится к 5-7 годам. Вот тогда можно будет наблюдать и мягко корректировать поведение малыша.

Ребенок стал часто болеть.

Если ребенок в целом здоров, то проанализируйте питание – выбор продуктов, режим, количество. Посоветуйтесь со специалистом и выберите хороший витаминно-минеральный комплекс.

Не забывайте про витамины С и D, йод и железо. И, конечно, введите в рацион ребенка смесь Kabrita® 3 с 12 месяцев или Kabrita® 4 с 18 месяцев на натуральном козьем молоке. Подтверждено клинически, что высокое содержание бета-пальмитата в смесях (комплекс DogestX) способствует росту положительных бактерий, а они, как известно, помогают усилить иммунную защиту организма. Ну а кроме того, 2 порции смеси Кабрита в сутки восполняют дефицит многих питательных веществ и компенсируют недостаток потребления молочных продуктов, которые в этом возрасте требуются ребенку в повышенных количествах – до 400 мл в сутки.

Ребенок совсем не самостоятельный.

А вы ему давали такой шанс? Начните с малого – пусть выбирает себе одежду на день, фруктовое пюре на полдник, игрушки. Не ругайте за ошибки и неудачи, не смейтесь над ребенком. Дети в этом возрасте еще не ценят юмор и шутки, направленные на себя.И помните, в 3 года происходит первый психологический кризис под названием «Я сам». Скоро вы сами все прочувствуете и поймете).

У ребенка плохая память.

Если по части неврологии все в порядке, то скорее всего, это психическая особенность вашего малыша. На помощь придут игры на развитие памяти, обсуждение картинок, прочитанных сказок. Только помните, все должно быть в удовольствие! Никакого давления, криков и прессинга. Попробуйте понять, как ваш ребенок лучше воспринимает информацию – на слух, зрительно, или ему нужно вообще все потрогать руками. Исходя из этих особенностей выбирайте занятия.

Календарь развития ребенка поможет следить за тем, как растет и меняется ваш малыш. Достаточно ли он прибавляет в весе и росте? Каких достижений в двигательном и эмоциональном развитии вы можете ожидать от него в этом возрасте? Как правильно ухаживать за крохой, какие предлагать игрушки, чему учить малыша?

На первом году жизни Календарь развития ребенка предлагает новую информацию каждый месяц, на втором году — раз в три месяца, на третьем — раз в полгода. Показатели веса и роста представлены в двух вариантах: на основании данных отечественных педиатров (1980-1990 гг.) и по результатам исследования ВОЗ (2005 г.).

Каждый малыш развивается индивидуальными темпами, и достижения, обозначенные в Календаре развития, могут не совпадать по срокам с таковыми у вашего ребенка. Если какие-либо умения появляются у вашего малыша с задержкой в месяц и более по сравнению с данными Календаря развития, стоит проконсультироваться со специалистом — педиатром, детским неврологом, психологом, логопедом. Особенно это актуально для первых месяцев жизни.

Другие разделы 7и о развитии детей:

Полезная информация из других источников:

Общение:

Списки основных показателей развития ребенка для страничек календаря составлены по материалам книги Волосовой Елены Борисовны «Развитие ребенка раннего возраста» издательства «Линка-Пресс».

На каждом этапе развития ребенка родители открывают для себя что-то новое. Естественно, что для них важно знать, какие нормы развития приняты в том или ином возрасте, чтобы сравнивать навыки и показатели своего чада с общепринятыми.

Важно понимать, что отставание ребенка от каких-либо норм совсем не означает пробелы в развитии, по крайней мере в большинстве случаев. Если отклонения незначительные, то списать их можно на индивидуальный график развития ребенка. Кроме того, нужно учитывать такие важные показатели, как условия проживания малыша, уход и питание, наличие родовых травм, рождение раньше срока и так далее. Все эти факторы могут оказать влияние на развитие ребенка, особенно в первые годы жизни.

Навыки и развитие годовалого ребенка

В возрасте одного года нормально развивающийся ребенок должен уметь делать следующее:

В этом возрасте можно стимулировать умственное развитие крохи, постепенно начиная работать с ним по специальным методикам, развивая сенсорные навыки. В этот же период можно в ненавязчивой игровой форме обучать ребенка цветам, буквам, цифрам, используя картинки, книжки, игрушки.

Навыки и обучение полуторагодовалого малыша

А вот в возрасте полутора лет большинство детей уже уверенно умеет:

В этом возрасте родителям стоит подумать о том, чтобы отучить ребенка от пустышки и отлучить от груди, если он все еще находится на грудном вскармливании.
Полуторагодовалого малыша можно приучать к соблюдению простых правил гигиены, показывая ему, как мыть руки, собирать за собой игрушки, чистить зубы. Кроме того, в этом возрасте уже можно обучать ребенка правилам поведения за столом, приучать к использованию салфеток и столовых приборов. У крохи в 1,5 года должны быть свои пусть небольшие, но уже обязанности. Ему можно поручать вытирать пыль, поливать цветы, вытряхивать прикроватный коврик.

В полтора года с малышом уже можно впервые посетить стоматолога. Со временем такие походы должны стать регулярными, как минимум один раз в год.

Основные навыки двухлетнего ребенка

  • быстрым бегом, уверенной ходьбой и умением прыгать;
  • навыками строить башню из более чем четырех кубиков;
  • играми с мячом (кидание, пинание и ловля);
  • ролевыми играми с игрушками;
  • самостоятельными уверенными спусками и подъемами по лестнице;
  • знанием собственного имени и способностью говорить о себе в третьем лице;
  • знанием названий собственных частей тела;
  • умением слушать во время чтения книг и показывать на соответствующие рассказу картинки;
  • умением снимать и надевать на себя простые вещи;
  • пополненным словарным запасом;
  • использованием нескольких словосочетаний в речи;
  • попытками контроля мочевого пузыря и кишечника.

В два года уже можно пробовать «переселять» малыша в отдельную если пока не комнату, то кровать. А вот что касается желания крохи завести себе маленького друга — кошку или собаку – то в возрасте двух лет этого делать не рекомендуется. Малыши в этом возрасте еще недостаточно ответственны, кроме того, с домашними питомцами они могут быть не слишком осторожны и внимательны.

Как развивается трехлетний ребенок?

Если развитие трехлетнего ребенка протекает согласно запланированному природой графику, то к этому возрасту он:

К трем годам у детей заметно улучшается речь, поэтому с этого возраста нужно активнее приучать их к чтению, вместе петь песенки, разучивать стихи, просто разговаривать, обсуждая увиденное и услышанное.

Как развивается четырехлетний ребенок?

Повышенная активность в четыре года превращает пухлощекого кроху в долговязого малыша с начинающими развиваться мышцами.

Важно обратить внимание на внутреннюю часть бедер и предплечья малыша. Если младенческие жировые складки так и не пропадают, то кроха, скорее всего, склонен к полноте. В этом случае вместе со специалистом нужно будет составить для него правильный график питания, обеспечить адекватные возрасту физические нагрузки.

Четырехлетние малыши уже способны справиться с завязыванием шнурков, посещают детский сад. Также в этом возрасте можно приучать детей к плаванию, периодически бывая с ними на занятиях в бассейне.

Как развиваются дети в пять лет: особенности

Пятилетний малыш отлично знает разницу между утром и вечером, завтраком и обедом. Он много запоминает и с удовольствием демонстрирует навыки знакомым и незнакомым людям по просьбе. Кроха уже способен подолгу заниматься самостоятельно, концентрируя внимание на раскрашивании или сборе конструктора. Дети в пять лет особенно восприимчивы к иностранным языкам, поэтому можно пополнять их словарный запас иностранными словами, используя игровую форму обучения.

Совершеннее становится к 5 годам и физическое развитие. Малыши в среднем весят до 20 кг, прибавляют в росте по сравнению с прошлым годом не менее 4 см. Они выбирают для себя в основном подвижные игры, очень активны и непоседливы.

Как развивается ребенок в 6-7 лет?

К шести-семи годам развитие ребенка достигает высокого уровня. Личность его уже почти сформирована. Малыш отлично координирован, хорошо рисует, умело прорабатывает мелкие детали. В книгах ребенок обращает внимание не только на картинки, но и на сюжет, действия, анализирует поступки героев, ставит себя на их место и продумывает возможный сценарий своего поведения.

Дошкольники уже отлично пересказывают и сочиняют собственные истории на основе личного опыта, они знают много стихов и песен, с удовольствием посещают спортивные секции и творческие кружки.

На новый уровень переходит и социальная адаптация малышей. Они уважительно относятся не только к старшим, но и к сверстникам, умеют концентрировать внимание на том, что не представляют для них интереса, и в целом готовы к поступлению в первый класс.