Главное в статье
Нормы развития ребенка в 10 месяцев
Каждый малыш развивается по-своему, но существуют определенные этапы, которые, к моменту окончания первых 10 месяцев уже прошли все малыши.
Физическое развитие ребенка в 10 месяцев
- Вес 10 месячного крохи должен быть 6,5-10 кг, за месяц нормальной прибавкой считается 400-450 г.
- Рост должен достигать отметки для девочек в 66-72 см, а для мальчиков 69-75 см, если ваш малыш больше или меньше не расстраивайтесь, ведь это усредненные нормы.
- Зубов обычно в таком возрасте насчитывается 6, 4 верхних и 2 нижних, но все зависит от генетической предрасположенности. У некоторых в 10 появляется лишь первый зуб.
- Спать должен кроха 14 часов в сутки.
В 10 месячном возрасте, вы должны посетить поликлинику и показаться своему педиатру для оценки физического и психического развития.
Эмоциональное и социальное поведение ребенка в 10 месяцев
- Проявляются первые эмоциональные реакции на разные действия.
- Для «высказывания» своих эмоций пользуется движениями и мимикой.
- Возбужденно реагирует на все новое.
- Учится играть с детьми.
Речь ребенка в 10 месяцев
- Появляются первые четкие слова «мама», «папа». Обычно ребенок радует папу, говоря первое слово «папа».
- Пытается вести диалог с родителями, на «своем» языке.
Развитие моторики и статики ребенка в 10 месяцев
- Хорошо и довольно быстро ползает.
- Самостоятельно стоит при поддержке.
- Совершает первые попытки к ходьбе, держась за руку родителей.
- В движениях появляется смысл, делаются они целенаправленно.
- Достает и собирает игрушки.
- Умеет правильно сложить пирамидку.
- Умеет брать предмет двумя пальчиками.
Сенсорные реакции малыша в 10 месяцев
- Подражает взрослым, копирует движения, речь.
- Знает название предметов и частей тела.
Что должен уметь ребенок в 10 месяцев
Режим дня ребенка в 10 месяцев
- Сон. Ночной сон 10 месячного малыша составляет 10 -12 часов. Если в 9 месяцев вы этого не сделали, то сейчас самое время перевести дневной сон из трехразового на двухразовый по 1,5-2 часа за раз. Ночью допускается одно кормление, если малыш на грудном вскармливании.
- Питание. В этот период заканчивается знакомство с продуктами. Вводятся кисломолочные продукты, и в рационе появляются фрукты. Питание крохи шести разовое, через каждые 4-5 часов, первое и последнее – грудное молоко либо смесь. Подробней о введении определенных продуктов, можно прочитать в статье «Первый прикорм ребенка: когда и как правильно вводить прикорм ребенку?»
- Прогулки. Очень важно гулять с малышом на свежем воздухе. В теплое время года гулять следует 2 раза по 2,5-3 часа. Такие прогулки не должны припадать на самое жаркое время, поскольку малыш может получить тепловой удар. В зимний период прогулка может длиться от 30 мин до 1,5 часа.
- Бодрствование. Период бодрствования у ребенка приблизительно по 4 часа между сном. В это время он активно играет, кушает и ходит на прогулку. Когда настает время сна, малыш показывает маме что хочет спать, начиная тереть глазки. Очень важно уложить его в этот момент, в противном случае кроха «перегуляет» и тогда обеспечен целый день капризов.
Уход и питание ребенка в 10 месяцев
- Температура воздуха в помещении остается прежней 19-20°С, не отменяются ежедневное проветривание и влажная уборка.
- Купание можно проводить через день. Температура воды 33-34°С, воздуха 21-24°С. Дети быстро засыпают после водных процедур.
- С утра занимайтесь гимнастикой. Для нее подойдут круговые движения ручками и ножками, их загибание и разгибание. Закончить процедуру можно расслабляющим массажем.
- Проводите утреннюю гигиену: умывание, подмывание (после снятия памперса после ночи).
- Можно использовать ходунки, это будет стимулировать кроху к быстрейшему самостоятельному хождению.
В этот период ребенку необходимы витамины и минералы, поэтому рацион должен быть сбалансированным. Примерное меню малыша пяти разовое и выглядит так:
- Завтрак – грудное молоко или смесь.
- Второй завтрак – каши, сок или чай.
- Обед – овощной суп, мясо или рыба, компот.
- Полдник – творог, яблоко.
- Ужин – грудное молок или смесь.
Если у крохи в 10 месяцев уже есть зубы, то стимулируйте его к жеванию продуктов. Измельчайте пищу не блендером, а разминайте вилочкой.
Советы молодым мамам
- Разговаривайте с ребенком. Отвечайте, на его лепет, вполне нормальной речью, поддерживая с ним диалог. Делайте это медленно, что бы малыш мог разобрать и запомнить сказанные слова. При этом показывайте или указывайте на предмет, о котором говорите.
- Называете кроху по имени. Чтобы малыш воспринимал себя как отдельную личность и знал, что речь идет о нем, называйте его по имени. «Лиза возьми ложечку», «Теперь у Лизы есть ложечка» «Лиза пойдет на улицу».
- Дайте ему волю. Ребенок очень активен, предоставьте ему возможность выплеснуть энергию. Отгородите часть комнаты для малыша, убрав оттуда травмоопасные предметы. Пускай наползается вволю.
- Объясните ребенку что можно, а что нельзя. Поскольку ребенок вовсю изучает окружающий мир, то следует показать ему вещи, которых делать не стоит. К примеру, возьмите кружку с горячей жидкостью и дайте ребенку прикоснуться на секундочку к ней, при этом говорите, что это горячее и трогать это нельзя. После нескольких таких уроков малыш сам будет чувствовать, где горячо и демонстративно показывать или «говорить», что это трогать нельзя.
- Развивайте малыша. В этом возрасте можно познакомиться с карандашами и пластилином. Превратите процесс в забавную игру. Если ребенок не будет интересоваться предложенным занятием — не настаивайте, придет время, и вы его не оттяните от него.
В десять месяцев малыш уже многое может, его мир стал более вертикальным, он уверенно сидит, встает у опоры, может делать первые шаги с вашей помощью.
Игрушки для десятимесячного малыша:
- кубики
- шнуровки
- помпоны (см. 30 игр с помпонами) , проектор, фонарик
- камушки
- мягкие губки
- мяч
- книжки (текстильные, картонные или непромокаемые книжки для ванной)
- фигурки животных
- вкладыши
- матрешка
- яйца от киндера
- пальчиковые краски
- крупы (под присмотром)
- коробки (см. ниже) для ванной
- игрушки на липучках
- массажный коврик
- счеты
Игры с ребенком в 10 месяцев:
- От мамы к папе
Первые шаги легче делать, когда рядом самые близкие люди! Мама с папой поддержат, с ними безопасно. И чаще всего самые первые успехи проходят именно когда папа держит, а мама сидит рядом и зовет малыша к себе, протягивая ему руки навстречу. Если получилось сделать пару шагов, похвалите ребенка! Повторите это упражнение от мамы к папе. В норме также, когда дети начинают ходить после года.
Не так важно, сколько у ребенка игрушек из магазина и ходит ли малыш на развивашки в детские центры, главное — интересные и увлекательные занятия с мамой!
Хотя бы два раза в день по 15 минут! Многие игры вы можете сделать сами! Дарите малышу всю свою любовь и внимание, и он вырастет гармоничным, любознательным и доброжелательным человеком!
Мы с вами продолжаем обсуждение развития детей на первом году жизни и основные навыки, которым они обучаются за это время. Мы уже обсудили многие из умений крохи, продолжаем с вами вести речь о возрасте примерно 8-9 месяцев.
Итак, родители сейчас активно развивают познавательные навыки крохи, если ребенку говорят, что нужно взять машинку и отнести ее маме или папе, он правильно выполняет все просьбы. Важно хвалить кроху за любые правильно выполненные указания. Иногда он может специально ошибаться, чтобы отследить вашу реакцию, как бы дразня родителей, но делает это нечасто. Обычно неудачи сильно расстраивают родителей, поэтому дети быстро пронимают подобное положение вещей и перестают ошибаться. На полу для ребенка выделен отдельный детский уголок, в котором разбросаны игрушки разных размеров и цветов, яркие подушки и книжки для самых маленьких, рядом на стане висит небольшое небьющееся зеркало, в которое ребенок с удовольствием смотрится. Когда он играет в своем уголке, он может подползать к зеркалу один ил с родителями, строит смешные рожицы или соревнуется в этом с родителями.
Если ему хочется поиграть в какие-либо из уже хорошо освоенных и полюбившихся игр, он будет немедленно сообщать об этом жестами родителям. Это значит, нужно взять его ручки, хлопать ими в ладошки и играть, например, в ладушки, напевая песенки и по ходу действия, повторяя все положенные движения. Обычно завершение игры приводит к глубокому восхищению малыша происходящим, а затем к тому, чтобы пробовать проведение подобных действий уже самостоятельно, повторяя за словами песенки, произносимой родителями. Получаться может не сразу, но по мере тренировок все выходит очень даже неплохо. Стоит менять тактику игр по ходу действия, побуждая ребенка к проявлению самостоятельности. Совсем скоро крохе будет девять месяцев и нужно подвести небольшие итоги. Прежде всего, он может же самостоятельно держать в ручке кусочек хлеба и откусывать от него зубками или десенками, уверенно может пить из чашки, придерживая ее двумя ручками, вместе со взрослым. Родители начинают приучать малыша к опрятности, и он с пониманием относится к предложениям посидеть на горшке, не пытаясь вставать с него ранее времени. Конечно, крохе не нравится ходить мокрым, и если родители угадывают тот момент, когда ребенок хочет помочиться, у него все чаще и чаще получается хождение в горшок как по-большому, так и по-маленькому. Однако, промахи случаются часто, и ругать ребенка за них нельзя. Сроки приучения к горшку существенно варьируют.
Возраст 10-12 месяцев: новые достижения.
Итак, ребенок достиг возраста почти десяти месяцев, еще немного и ему уже исполнится годик. Он стал очень активным и самостоятельным, уверенно и активно, с большим удовольствием перемещаясь в пространстве. Большей частью он делает это ползком, и постепенно учится ходить. Также он прекрасно может работать двумя руками, что дает ему огромные возможности в дальнейшем освоении и изучении мира. При подражании маме или другим близким родственникам, он начинает больше понимать различные свойства предметов и действия, он может уже связывать причины и следствия. Сейчас он гораздо лучше, чем это было ранее, понимает обращенную к нему речь, пока, конечно, в сочетании с интонациями и жестами. Помимо этого, при помощи звуков и слогов, мимики и жестов, он почти всегда уже может объяснить взрослым свои требования и пожелания. Его лепет, исходя из сочетания слогов, интонаций и ритма, все больше становится похожим на речь окружающих его взрослых людей.
Родители понимают тот факт, что чтобы уверенно ходить, нужно учиться активно удерживать равновесие в вертикальном положении, что создает необходимость упорных тренировок. Мама может ставить ножки ребенка на свои ноги, удерживая кроху за плечи, и таким образом вдвоем они отправляются в путешествие. Можно таким образом учиться ходить с любыми из родных. Под музыку тренировать равновесие тела ребенку гораздо интереснее и приятнее, можно одном у из родных держать ребенка за ручки, вытянутые в стороны, и слегка наклонять его влево ил вправо, смещая опору тела с одной ножки на другую. Постепенно нужно уменьшать поддержку ребенка, и ему все больше придется учиться и стараться держать тело, чтобы не падать. Наконец, он начинает качаться с опущенными вниз ручками, и сам держится только за мамины пальцы, сначала двумя руками и потом постепенно уже и одной. Родители могут танцевать вместе с крохой и помогать ему совсем немного, чтобы он не падал.
По мере того, как он научится контролировать равновесие тела, он начнет делать большие успехи в процессе освоения ходьбы. На улице родители учат ребенка играть на горках, он самостоятельно приставными шагами поднимается на горку бочком, держась за перила с одной стороны, и постепенно переставляя ручки. Также он может подниматься и прямо, держась за перила с обеих сторон. Точно также он и спускается, не отпуская перила из рук, чтобы не упасть. Родители должны всегда находиться рядом и контролировать выполнение всех действий. Ребенок постепенно начинает ходить и ему это очень нравится. Сначала он ходит, держась за опору и приставными шажками, затем делает чередующиеся шаги и умеет уже некоторое время стоять без опоры, особенно если забывает, что так он может упасть.
Изначально ребенку может быть страшно, но важно, чтобы он знал, родители всегда рядом и подхватят его при падении. По мере того, как он набирается смелости, и родители активно зовут его к себе, он отпускает опору и делает два-три самостоятельных шажочка вперед. Затем ему становится страшно, и он ищет опору или садится на попку. Начало пути положено, по мере того, как ребенок осмелеет, и тело его укрепится, он станет делать как можно больше самостоятельных шажков. По мере времени, пройдет буквально пара недель, он начнет ходить самостоятельно чередующимися шагами, вполне легко изменяя свое направление. Однако, пока еще на дальние расстояния или если передвижение требует скорости, ребенок предпочитает ползание, которое у него получается сейчас гораздо лучше и быстрее. Не стоит искусственно подстегивать хождение, применяя различные приспособления, это не улучшит, а только ухудшит освоение важного навыка.
Мы открываем рубрику «Вопрос недели», в которой будем выбирать самый интересный из ваших вопросов и отвечать на него. Вы можете писать свои вопросы в комментариях под еженедельным постом в социальных сетях. Обратите внимание, что ответы носят консультационный характер и не могут заменить личную консультацию специалиста. Поехали!
Сегодняшний вопрос: «Здравствуйте. Моему ребенку 1,9. Говорит 10 слов, но для коммуникации использует редко. Подскажите, что делать? Какие пособия приобрести?»
В целом, 10 слов в активном словаре может быть вариантом нормы в этом возрасте. Поэтому мы бы рекомендовали вам сконцентрироваться на оценке состояния речевых предпосылок малыша. Это поможет понять, стоит ли вам «бить во все колокола» или можно спокойно ждать, пока малыш подрастет. Подумайте, общается ли ребенок, используя доречевые средства: взгляд, жесты, мимику? Комфортно ли ему в своем теле? Ловок ли он? Повторяет ли действия окружающих? Понимает ли обращенную к нему речь?
Если на все эти вопросы вы не задумываясь ответили «ДА», мы посоветуем вам продолжать обогащать пассивный словарный запас малыша, развивать его двигательную сферу и ждать так называемого «лексического взрыва» — момента, когда ребенок начнет стихийно употреблять всё новые и новые слова.
Если же вы увидите недоразвитие на уровне предпосылок речи, мы настоятельно рекомендуем вам показать малыша специалисту.
Давайте разбираться.
Как оценить развитие предпосылок речевого развития у малыша?
Проверьте, общается ли ребенок, используя доречевые средства?
Прежде всего, стоит вспомнить, что речь – это инструмент для общения. А общаемся мы не только с помощью слов, еще используя неречевые средства: взгляд, жесты, мимику, движения, картинки. Поэтому первое, на что стоит обратить внимание – сохранна ли у ребенка коммуникативная сфера. То есть общается ли он с помощью неречевых средств.
Привлекает ли ребенок ваше внимание к тому, что его заинтересовало? Обычно в таких случаях малыш показывает на что-то впечатляющее взглядом и/или рукой, переводит взгляд на вас и ждет вашей реакции. А когда вы показываете ему что-то важное и интересное, он отслеживает, на что именно вы обратили его внимание и эмоционально реагирует на это. Умение устанавливать совместное внимание – основопологающий компонент общения.
Понаблюдайте за вашим ребенком. Следит ли он за вашим взглядом, жестами, смотрит ли в глаза, когда вы показываете ему что-нибудь интересное? Как часто он привлекает ваше внимание к интересному: словом ли, взглядом или жестом – не важно.
Включите это видео. Обратите внимание, эксперементатор не просит малыша помочь ему. Каждый раз идея помочь взрослому приходит к ребенку изнутри, когда малыш понимает, что собеседник не справляется с ситуацией. Тогда карапуз оценивает ситуацию, определяет проблему и помогает взрослому ее решить. Проведите аналогичные пробы с вашим малышом. Оцените, понимает ли он, что вам нужна помощь? Как часто он оказывает ее?
Оцените, как ребенок владеет своим телом?
Второе, о чем нужно помнить, что общение — это взаимодействие двух людей. Главный инструмент, с помощью которого мы устанавливаем контакт с окружающими – наше тело.
Оцените, понимает ли ребенок обращенную к нему речь.
Оценить словарный запас ребенока этого возраста поможет книга Ольги Громовой, которая называется «Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз. Рекомендации, игры, упражнения».
Оценить понимание фразовой речи помогут простые пробы. Чтобы их провести, разговаривайте с малышом небольшими предложениями, которые состоят из 2-3 слов, раз от раза меняя порядок слов в предложении и заменяя одно слово другим. Например, попросите: «Дай ложку». А чуть позже скажите: «Положи ложку». Следом дайте инструкцию: «Отнеси ложку папе». И в конце: «Отнеси книжку папе». Старайтесь не использовать жесты, когда говорите — они служат подсказками малышу. Также лучше не смотреть на предмет, о котором идет речь, чтобы ребенок мог ориетироваться исключительно на речь. Постепенно усложняйте предложения. Если ребенок выполняет инструкции, состоящие из 3-4 слов, значит понимание речи у него соответствует возрасту.
Подведем итог.
Вам стоит проконсультироваться с психологом и сконцентрироваться на выработке мотивов для общения, если:
- Ребенок не просит вас совсем или просит только криком, или просит крайне редко.
- О не устанавливает совместное внимание и не оказывает помощь партнеру по игре, если это необходимо.
Если сенсомоторная сфера ребенка тоже запаздывает в развитии, стоит проконсультироваться со с пециалистом по сенсорной интеграции .
Если малышу сложно подражать вашим действиям, он имеет скудный словарный запас, плохо понимает обращенную речь, стоит показаться логопеду.
👍👍В том случае, если логопеды в вашем городе не работает с малышами вашего возраста, вы всегда можете взять скайп-консультацию у нашего специалиста, получить план действий и начать развивать вашего малыша.
🎬 Если ребенок по вашим наблюдениям совсем не использует слова и фразы, чтобы попросить вас о чем-то, то вы можете приобрети практикум «Формирование понимания речи через ее использование» .
🎬Если карапуз повторяет за вами действия, игры, движения, но не повторяет звуки, слоги и слова – вам поможет практикум «Формирование моторной стороны речи неговорящих детей» .
Из него вы узнаете, как в форме игры, без давления и слез научить малыша произносить слова и фразы.
📕Что еще почитать?
С.Ю.Мещерякова, Л.Н.Галигузова, Т.В. Ермолова, О.Е. Смирнова «Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст».
Джинн Энн Айрес: Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.
Желаем успеха вам и вашему малышу!
Если вы боитесь потерять статью на просторах интернета, или у вас есть друзья, которым тоже есть, о чем спросить наших специалистов, поделитесь этой публикацией в социальных сетях.
Все родители должны иметь представление о том, на сколько правильно развивается их малыш. Успевает ли ребенок за нормами веса, роста либо обгоняет их? Для определения этого – предлагаем Вам воспользоваться нашим калькулятором расчета роста и веса. Он дает полную оценку данных показателей, с учетом возраста, (с точностью до одного дня), а так же высчитывает показатель ИМТ (индекс массы тела).
Все значения, методики и рекомендации взяты из материалов ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), которая провела масштабное исследование о развитии детей различных возрастов, национальностей и стран.
Рост (длина тела)
Длину тела обычно измеряют у малышей младше двухлетнего возраста. После двух лет уже измеряют рост в положении стоя соответственно. Между ростом и весом может быть разница в 1 см, что может повлиять на результат оценки. В этом случае, если для ребенка до двух лет будет указан рост – для точности расчета он калькулятором преобразуется в длину и наоборот.
Рост – один из важнейших показателей для оценки развития ребенка. Его рекомендуется измерять каждый месяц. (подробнее смотрите центильные таблицы роста).
Оценки «низкорослый» и «очень низкорослый» могут говорить об отставании в развитии либо о том, что ребенок родился недоношенным.
Оценка «очень высокий» в свою очередь тоже может указывать на наличие эндокринного расстройства. Тем не менее, если хотя бы один из родителей высокого роста – скорее всего такой рост является нормой в данном конкретном случае, но для уверенности проконсультироваться у врача все же стоит.
Возможные оценки роста:
Вес ребенка
Сам по себе вес без учета роста и других данных не дает глубокой оценки развития ребенка. Однако оценки «Низкий вес» и «Крайне высокий вес» достаточны для консультации у врача (подробнее смотрите центильные таблицы веса).
Возможные оценки веса:
Сильный недовес, крайне низкий вес : Большая вероятность, что ребенок страдает истощением организма. Необходимо незамедлительное обследование у врача. Недовес, низкий вес : Вероятно, организм ребенка истощен, необходимо обследование специалиста.. Меньше среднего : Вес находится в нижних границах нормы веса для указанного возраста. Средний : Ребенок имеет средний вес, такой же, как и большинство здоровых детей. Больше среднего : При получении данной оценки вес следует оценивать на основании данных ИМТ (индекс массы тела). Очень большой : При получении данной оценки вес следует оценивать на основании данных ИМТ (индекс массы тела). Вес не соответствует возрасту : Возможно, была допущена ошибка при вводе данных. Если все данные соответствуют действительности – скорее всего, у ребенка есть проблемы с развитием роста либо веса (смотрите оценки роста и ИМТ). Обязательно рекомендуем пройти консультацию у опытного врача.
Индекс массы тела
Для оценки гармоничности развития ребенка принято смотреть на соотношение роста и веса — Индекс Массы Тела (ИМТ). Этот показатель позволяет наиболее точно определить отклонения в весе ребенка, или, наоборот, показывает, что вес ребенка по соотношению к росту для его возраста в норме.
Следует понимать, что данный показатель ИМТ для каждого возраста ребенка свой и тем более отличается от показателей взрослого человека, поэтому данный калькулятор обязательно учитывает как рост так и возраст ребенка для правильного расчета (см центильные таблицы ИМТ)
Оценки индекса массы тела:
Выраженный дефицит массы тела : Сильное истощение тела. Необходима коррекция питания по назначению врача. Недостаточный вес : Истощение. Необходима коррекция питания по назначению врача. Пониженный вес : Нижний предел нормы. Ребенок имеет меньший вес, чем большинство его сверстников. Норма : Оптимальное соотношение роста и веса. Повышенный вес : Верхний предел нормы. Ребенок имеет несколько больший вес чем большинство его одногодок. В дальнейшем имеется риск набора избыточного веса. Избыточный вес : Ребенок имеет лишний вес. Рекомендуется коррекция питания по назначению врача. Ожирение : Необходимо скорректировать питание по назначению врача и увеличить физическую активность ребенка. Не поддается оценке : Показания ИМТ сильно превышают нормы, возможно, Вы допустили ошибку при указании роста и веса. Если же данные верны, то, вероятно, ребенок страдает сильным ожирением и необходима помощь опытного врача.