Развитие памяти у детей

Память и внимание – это две важнейшие составляющие успешного обучения. Учитывая то, что большую часть знаний человек приобретает еще в детстве, развивать эти способности нужно с ранних лет. Но для этого родителям нужно знать основные виды памяти, которые задействуются у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также понимать, как правильно их тренировать.

Виды детской памяти

Человеческая память – это интеллектуальная способность со сложной структурой, имеющая множество классификаций. Так специалисты выделяют следующие виды памяти у детей и взрослых:

  • по способу восприятия: слуховая, зрительная, моторная, тактильная, вкусовая, обонятельная, эмоциональная и другие. Для продуктивного обучения нужно делать акцент на зрительной и слуховой памяти, так как именно через эти способы запоминания ребенок усваивает большую часть информации в школе.
  • по цели деятельности: произвольная, когда человек делает над собой усилие, чтобы запомнить информацию, и непроизвольная, когда знания усваиваются в автономном режиме. Тренировать необходимо именно произвольную память, чтобы малыш мог вовремя сосредоточиться и хорошо запомнить нужные данные.
  • по продолжительности хранения информации: долговременная и кратковременная. Обучение предполагает, что получаемые знания ребенок будет помнить продолжительное время, так как они необходимы для образовательного процесса в дальнейшем. Поэтому именно долговременная память нуждается в тренировке.

Отдельно стоит отметить важность развития внимания, так как эта способность напрямую отражается на качестве усвоения материала. Если ребенок может сохранять концентрацию внимания длительное время, то ему намного легче сосредоточиться на занятиях. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного и школьного возраста должно проходить одновременно с тренировкой внимательности. Только так удастся сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поговорим о том, как правильно развивать эти способности в зависимости от возраста детей.

Развитие памяти у дошкольников

В раннем детстве ребенок постоянно развивает свои способности, и память не является исключением. С рождения и примерно до года он познает мир, используя преимущественно моторную и тактильную память. Сначала малыш учится управлять своим телом: хватает предметы, удерживает их, учится сидеть, ползать и ходить. Параллельно с этим он изучает окружающие его объекты тактильно: получает информацию об их фактуре и форме.

В 1-2 года ему становится интересно изучать все вокруг визуально, поэтому именно с этого возраста начинает активно развиваться зрительная память. Также малыши начинают вслушиваться в то, что говорят им взрослые, потихоньку учатся произносить отдельные слова, запоминают их значение.

Для развития памяти у детей до 5-6 лет не требуется каких-либо сложных упражнений. Достаточно разговаривать с ними, показывать им картинки и рассказывать о том, что на них изображено, читать для них сказки и учить небольшие стишки. Это позволит не только улучшить способность запоминать информацию, но и разовьет кругозор малыша.

Нужно помнить, что даже в 5-6 лет ребенок запоминает информацию непроизвольно, поэтому развитие памяти должно проходить правильно. Ни в коем случае нельзя перегружать дошкольника, заставлять его заниматься. Малыш только тогда будет усваивать информацию, когда процесс обучения ему интересен, а для этого занятия должны проходить в игровом режиме.

Развитие памяти у школьников

Когда малыш приходит в первый класс, он сразу же попадает в незнакомую для себя обстановку. Уже с первых дней учебы в школе ему приходится запоминать большие объемы информации. По мере взросления школьника и учебная нагрузка будет повышаться. Если он не обладает хорошей памятью и вниманием, то учеба будет даваться ему все сложнее с каждым годом. Именно поэтому нужно уделять особое внимание развитию памяти у ребенка старше 7 лет.

Важно научить его сохранять сосредоточенность на уроках и произвольно запоминать ту информацию, которую он получает из лекций учителя и текстов учебников. Для этого нужно регулярно выполнять различные упражнения, которые направлены на повышение навыков восприятия и усвоения новых знаний. Не менее полезным для развития памяти будет чтение и обсуждение книг, заучивание стихотворений, написание изложений – то есть те задания, которые и так включает в себя школьная программа.

Иногда таких несложных тренировок вполне достаточно для того, чтобы улучшить память и внимание. Но если ребенку все еще непросто справляться с учебной нагрузкой и запоминать большие объемы материала, то с ним нужно заниматься дополнительно.

Методики для развития и тренировки памяти

Чтобы увидеть положительный результат от тренировки любых интеллектуальных способностей, нужно сделать занятия регулярными и системными. Если обучение подчинено определенной программе, то совершенствование навыков происходит последовательно и более эффективно, и развитие памяти и внимания у детей не является исключением.

Но в домашних условиях не всегда удается сделать обучение продуктивным, ведь родителям приходится не только подбирать для ребенка упражнения, но и контролировать то, как часто он занимается. Такой подход отнимает много времени и сил, но не гарантирует, что занятия принесут заметный результат. Поэтому лучше совершенствовать способности школьников в детских центрах, где обучение ведется под контролем опытных педагогов по проверенной временем программе.

Одним из таких курсов является Меморика – методика развития памяти и внимания от академии развития интеллекта AMAKids. Она представляет собой эффективную программу тренировки интеллектуальных способностей, которая подходит детям от 7 до 16 лет. В ходе обучения ребята осваивают разные приемы запоминания информации и учатся применять их на практике. Все это поможет не только во время обучения в школе, но и во взрослой жизни, ведь полученные на занятиях навыки сохранятся навсегда.

+7 495 419 01 51

+7 495 419 01 51

Хорошая память — это талант от природы или результат долгих тренировок? Безусловно, это целая совокупность факторов. История сохранила примеры феноменальной памяти. Например, римский полководец Александр Македонский всю свою многотысячную армию по именам, а известный журналист С. В. Шерешевский все свои 30 лет профессионального стажа никогда ничего не записывал, в точности фиксируя в памяти любую информацию. Память играет главную роль в учебном процессе детей. И очень часто родители сетуют на недостаточную для успешного обучения память ребенка. Как можно развить ее?

Память — это краеугольный камень, лежащий в основе нашей психики. Она, словно магическая шкатулка, сохраняет наше прошлое для того, чтобы сложилось наше будущее. Мы добываем информацию о мире, используя разные органы чувств, по которым определяются и разные виды памяти. Выделяют:

— слуховую,
— зрительную,
— осязательную, или тактильную память.

Кроме того, существует определенный запас данных, терминов, образов, которые фиксируются в памяти на всю жизнь. Это имя человека, образы его родителей и многие другие фундаментальные знания — все э то долговременная память. Но есть и кратковременная память, которая хранит информацию часы, минуты или даже секунды.

Сегодня ученику средней школы приходится каждый день запоминать правила, теоремы, схемы, иноязычный лексикон и целые страницы литературного текста. Для надежной фиксации и усвоения такого объема знаний пригодятся эффективные приемы запоминания.

Группировка

Любой материал лучше и проще запоминается, если его разбить на части, группы. Например, в тексте можно всегда найти и запомнить по отдельности вступление, основную часть, заключение. Если информацию классифицировать по категориям, нагрузка на мозг сокращается во столько раз, на сколько элементов был разделен материал.

Ассоциация

Задайте ребенку вопрос: «Что тебе напоминает это понятие? Этот рисунок?» При этом не стоит критиковать и отвергать то, что говорит школьник, даже если вам эта ассоциация кажется ошибочной или неприемлемой. Вариант, предложенный ребенком, будет напрямую зависеть от его возраста, пола, уровня интеллектуального и эмоционального развития.

Опорные пункты

Любые сведения содержат нечто, что может послужить хорошей опорой для запоминания. В этой роли могут выступать даты, метафоры, нестандартные словосочетания, имена, новые или, наоборот, очень знакомые слова, интересный поворот событий.

Аналогии

Когда важна точность запоминаемой информации, используют принцип аналогии. Так, стоит выучить одно определение как образец, остальные легко ложатся в голову по аналогии.

Схематизация

Большой набор грамматических правил проще запомнить, изобразив его структурное содержание в виде наглядной, понятной ребенку схемы.

Достраивание материала

Разрозненную информацию (яркий пример – обилие иностранных слов) легче запоминать, объединив их в группы какими-либо придуманными смысловыми связками и добавив что-то от себя.

Структурирование

Иногда полезно найти внутри материала связи, за счет чего он будет восприниматься как целое.

Эмоциональность

Информация, которая вызывает положительные эмоции, фиксируется в сознании быстрее, надежнее и охотнее. Другими словами, стоит избегать эмоционально нейтрального, т.е. скучного материала. Создайте для ребенка приятную атмосферу хотя бы несколькими фразами: «Послушай, какое красивое слово, необычное и т. д.».

Начало и конец

В психологии широко используется так называемый эффект начала и конца. Суть его в том, что быстрее запомнится информация, которая освещается в начале и в конце занятия. То же самое: лучше отложится в голове начало и конец текста. Если этот эффект работает не на вас – самая ценная информация скрыта в середине – то попробуйте акцентировать на ней внимание ребенка, дайте установку: «Это нужно запомнить!» Подобные прямые обращения несут регулирующую задачу по отношению к памяти ребенка.

Смена деятельности

Это звучит странно, но лучше запоминаются незаконченные действия. Проведите эксперимент: не требуйте от ребенка «правильной» последовательности при выполнении домашней работы. Научите школьника ориентироваться в учебном материале и планировать свое обучение исходя из этого. Например, ребенок сначала читает учебник по одной дисциплине, а затем выполняет письменную работу по другому предмету. После этого он вновь возвращается к учебнику. Результат вас, скорее всего, удивит: многое запомнилось лучше. Проверьте на любом устном предмете: перечитав параграф по биологии после всех уроков, он запомнит его в максимальном объеме.

Память — это способность нашего мозга сохранять, обрабатывать и систематизировать полученную информацию. Без памяти человек не смог бы накапливать знания и эволюционировать. Множество деталей ежедневно откладывается в сознании, чтобы в будущем нам было легче принимать решения, находить выход из нестандартных ситуаций, улучшать условия жизни.

Есть мнение, что интернет замещает память: зачем с детства забивать голову лишними фактами, если можно найти что угодно за пару секунд? Оказывается, не все так просто. Память включает в себя отрефлексированный опыт, который формирует реакции, ценности, когнитивные способности. Нужно развивать необходимые навыки с детства. Делимся эффективными упражнениями для развития памяти у детей дошкольного возраста, которые легко выполнять в домашних условиях.

Виды памяти

Разберемся, какие существуют разновидности памяти. Обычно психологи используют несколько классификаций в зависимости от главного признака, который характеризует процесс запоминания.

По сроку хранения информации

  1. Кратковременная. Быстрое, механическое запоминание небольших отрывков информации на непродолжительный срок. Объем такой памяти небольшой. Люди используют ее, когда нужно выучить номер телефона, адрес, пароль, даты.
  2. Оперативная. Похожа на кратковременную, но используется во время мыслительных процессов: например, устно решая арифметический пример, человек вынужден запоминать промежуточные результаты.
  3. Долговременная. Глубокое, основательное запоминание важных деталей, способных оказать влияние на жизнь. Это обширная система знаний, связанных между собой. Мы выделяем из кратковременной памяти наиболее важные фрагменты и усилием воли перемещаем их в долговременную.

По типу восприятия

  1. Зрительная. Готовность удерживать и при необходимости воспроизводить визуальные символы (память на лица, цвета).
  2. Слуховая. Тип сенсорной памяти, позволяющий сохранять звуковые образы и впечатления.
  3. Двигательная (мышечная). Запоминание и воспроизведение движений (танец, рисование, вождение). Помогает развивать координацию.
  4. Эмоциональная. Вид памяти, который усиливается при потрясении, всплеске чувств (удивлении, гневе). Запоминаются в первую очередь не факты, а ощущения.

По участию воли

  1. Произвольная. Требует сосредоточенности: мозг ставит задачу, целенаправленно концентрируясь на запоминании (например, во время подготовки к экзамену).
  2. Непроизвольная. В этом случае отсутствует стремление запомнить информацию, она откладывается в голове автоматически. Непроизвольная память работает особенно активно, когда мы выполняем что-то на практике или сталкиваемся с необычным, странным опытом. Также знания усваиваются самостоятельно, если тема связана с кругом интересов человека.

По форме хранения информации

  1. Образная память. Способность мозга собирать обрывки сенсорных впечатлений, комбинировать их и создавать образы, отсылающие к необходимой информации.
  2. Словесно-логическая. Язык становится хранителем данных, с его помощью происходит психический процесс запоминания. Слова, предложения, их внутренняя логика — основа этого вида памяти.

По участию мышления

Особенности памяти у детей дошкольного возраста

Память ребенка нуждается в особом подходе. Особенности восприятия и запоминания информации зависят от возрастного периода.

Дошкольников можно разделить на несколько возрастных групп.

  1. С 1 года до 2 лет совершенствуется нервная система малыша, а после 2 лет преобладает зрительная память. Возникают первые воспоминания, связанные с визуальными факторами.
  2. С 2 до 4 лет ребенок работает с механическим запоминанием деталей окружающего мира, повторяя слова и действия вслед за родителями. Также улучшается двигательная память.
  3. С 4 до 6 лет дошкольник начинает опираться на непроизвольную память, основанную на личных впечатлениях.

Дошкольникам и первоклассникам тяжело направлять силу воли на запоминание. Доминирует непроизвольная память, основанная на новизне. Знания лучше всего воспринимаются ребенком при непосредственном контакте с учителем. Одной из основных задач в этом возрасте является совершенствование произвольной, осознанной памяти.

Образная и эмоциональная память становятся ведущими. Через эти каналы восприятия ребенок будет усваивать азы математики, языков, естественных наук. Полностью полагаться на эмоциональную память нельзя: в стрессовой ситуации дети не смогут воспроизвести полученные знания, потому что сфера чувств будет заторможена.

Педагоги и родители должны понемногу вводить в программу занятий упражнения для развития логической, образной памяти. Именно она свойственна взрослым. Однако о других видах забывать тоже не стоит.

Игры и упражнения для развития памяти у дошкольников

Выполнять упражнения на развитие памяти можно в домашних условиях. Для занятий не обязательно выделять свободное время — на первых порах упражнения выполняются в разговоре с ребенком, почти мимоходом.

Руководствуясь несложными для каждого взрослого человека принципами, у родителей есть возможность улучшить уровень запоминания информации у своих детей. Используемые варианты занятий необходимо выполнять систематически, во время тренировок применять новые и повторяющиеся упражнения. Непрерывно заниматься с ребенком для развития памяти опытные детские неврологи рекомендуют на протяжении 10-15 минут, которые нужно выделить на одно занятие.

Время чтения 10 минут

Домашняя онлайн-школа

Летняя скидка 20%

Когда необходимо работать над развитием памяти у ребенка?

Систематически работать над улучшением запоминания у ребенка необходимо с его старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В этот период начинается активное познание окружающего мира и взаимоотношений между людьми. Такой возраст считается специалистами наиболее подходящим для приобретения определенных знаний.

Чтобы дети лучше запоминали необходимую для них информацию, их организм следует обеспечивать питательными веществами. В рацион питания ребенка дошкольного возраста должны входить такие полезные продукты:

  • фрукты;
  • ягоды;
  • жирная рыба;
  • яйца;
  • цельнозерновой хлеб.

В них содержатся элементы, способствующие улучшению мозговой активности, внимания и памяти. Многие нейробиологи сходятся во мнении, что положительное влияние на способность запоминания у детей также способны оказать регулярные физические нагрузки.

Рекомендации по выбору упражнений

Согласно с основными системами восприятия, человек любой возрастной категории может использовать следующие каналы: тактильный, слуховой, обонятельный, вкусовой, зрительный. Определив преобладающую у ребенка систему, родителям целесообразно уделить ей особое внимание. Таким образом стоит подбирать и упражнения для улучшения запоминания:

  • Дети с наиболее развитой аудиальной (слуховой) системой лучше воспринимают информацию посредством звуков, их громкости, тембра и тона.
  • Во время тренировок ребенка, для которого основным каналом выступает визуальный (зрительный), стоит подбирать связанные с цветом, формой и расположением предметов упражнения.
  • У кинестетиков преобладают чувства, поэтому для них важно ощущение текстуры, запах и вкус.
  • Детям с дигитальной системой для качественного восприятия необходимо выстраивать внутренний диалог.

Знакомые для ребенка слова всегда воспринимаются им автоматически, поскольку способны вызвать соответствующие зрительные образы. Дети к 5 годам отлично запоминают интересную для них и эмоционально окрашенную информацию. Это обусловлено тем, в это время формируются регулирующие процесс запоминания структуры мозга.

Методики развития памяти

Использовать мероприятия для улучшения запоминания у детей можно комплексно. Применение упражнений в совокупности незамедлительно приносит желаемый родителями результат. Хорошо развить память у ребенка особо требуется перед его поступлением в школу, поскольку учебные занятия заключаются в запоминании большого объема информации. Наиболее используемыми и популярными среди воспитателей старших групп в детских садах методиками являются следующие:

  • «10 слов» — ребенку необходимо зачитать список из несвязанных друг с другом слов, затем попросить его повторить (прекрасный показатель для кратковременной памяти — 5-6 слов), и для определения долговременного запоминания к упражнению необходимо возвратиться через 1 час (отличный результат — 7-8 слов);
  • «Повторение звуков» — детям нужно предложить закрыть глаза на 1 минуту, взрослый должен создать произвольные звуки (например, стук ложки о чашку, шуршание газеты, звон колокольчика), задача ребенка — повторить сделанные действия в услышанном порядке;
  • «10 картинок» — для этого задания потребуется 10 изображений разных вещей, детям нужно рассмотреть их в течение 30 секунд, после чего назвать запомнившиеся им предметы (отличный результат для краткой памяти — 6-7 картинок, для долговременной — более 7);
  • «Рассказ» — ребенку нужно запомнить, что и в каком порядке было изображено на нескольких карточках, затем он должен придумать небольшую историю, в которой будут упоминаться изображенные вещи и существа в этом же порядке;
  • «Превращения» (мнемотехническая методика) — родителям необходимо назвать стартовое слово (например, тетрадь), ребенку нужно посредством воображения превратить вещь в нечто совсем иное (например, в вазу), детям следует запомнить порядок и количество превращений (может варьироваться в диапазоне 10-20 зависимо от возраста).

Вышеперечисленные упражнения рекомендуется выполнять регулярно. Если ребенок справляется с определенным количеством слов, то их ряд целесообразно постепенно увеличивать.

Что еще может помочь в развитии памяти у ребенка?

Поскольку одни дети лучше воспринимают информацию на слух, а другие отменно запоминают визуально, то стоит воспользоваться несколькими способами подачи информации. После каждого упражнения у ребенка необходимо спрашивать о том, насколько хорошо он понял задание (попросить пересказать своими словами). В таком случае у родителей появляется возможность точно определить наиболее подходящую для их чада методику.

Кроме выполнения приемов для улучшения запоминания, детям можно предложить записывать задания и дела. В этот список могут быть включены:

  • обязанности ребенка по дому;
  • заданная в школе домашняя работа;
  • внеклассные занятия.

Для выполнения такой задачи необходимо научить ребенка писать, приобрести для записей отдельный блокнот. Родителям также необходимо поощрять ведение специального дневника, поручать умеренное количество инструкций. На сложности с обработкой информации может указать неполное выполнение порученных заданий или совсем несделанные дела. Если это происходит, то нужно дать одну задачу или преподнести ее в другом виде.

Заключение

Предотвратить плохую успеваемость детей в школе, которая зачастую предопределена недостаточно развитым для полноценного запоминания навыком, можно посредством упражнений. Если ребенок будет выполнять задания на постоянной основе, то это позволит улучшить его способность к восприятию информации.

Пополнять лексический запас детей необходимо ежедневно. Каждое новое услышанное или прочитанное ребенком слово рекомендуется проговаривать, совместно находить его значение. Чтобы оно запомнилось, можно попросить его написать на бумажном листе и повесить на доступном для детского взгляда месте.

Увеличить шансы на незамедлительное развитие памяти могут игры со словами и чтение соответствующих возрасту ребенка книг. Среди самых полезных для улучшения памяти игр выделяются такие виды:

  • «Города», когда нужно называть город на последнюю букву озвученного предыдущим игроком названия;
  • решение кроссвордов, анаграмм;
  • придумывание слов на заранее выбранную букву алфавита.

Память — это способность сохранить, проанализировать и воспроизвести информацию и опыт. Благодаря наличию памяти мы можем развиваться. Именно способность запоминать позволила человеку эволюционировать. Чем лучше человек запоминает, тем эффективнее он учится, тем выше его работоспособность. Память может улучшаться и ухудшаться в зависимости от разных внешних факторов, а еще ее можно тренировать. Какие существуют виды памяти и как развивать память у ребенка, разберемся в этой статье.

Виды памяти

Известно, что память человека состоит из краткосрочных и долгосрочных воспоминаний. А получаем мы их разными способами. Виды памяти различаются по сроку хранения информации и типу восприятия.

По сроку хранения выделяют три вида памяти:

Кратковременная
Быстрое запоминание небольших кусочков информации на короткий срок (например, запомнить цифры номера телефона и сразу же его набрать).

Долговременная
Глубокое запоминание важных фрагментов информации на долгое время (мы помним события из детства в зрелом возрасте, помним стихотворение, которое учили в школе).

Оперативная
Хранение информации в момент выполнения какой-либо задачи (мы помним числа, когда считаем в уме).

По типу восприятия память делится на:

Образную, то есть от органов чувств: зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильную.

Двигательную (мышечную) — запоминание движений.

Эмоциональную — запоминание чего-либо по чувствам и эмоциям, которые этот процесс сопровождали.

Еще память бывает произвольной (осознанное запоминание информации) и непроизвольной (запоминание, основанное на эмоциях и интересе).

Память каждого человека устроена по-своему, кто-то лучше запоминает цифры, кто-то рифмы. Кому-то удобнее воспринимать информацию на слух, кому-то — зрительно, кто-то совмещает несколько видов восприятия для оптимального результата. Зная то, как ребенку удобнее потреблять информацию, можно способствовать более эффективному его обучению и развитию.

Общие рекомендации по развитию памяти у детей

Важный и короткий тезис: информация должна быть понятной, чтобы ее было легко запомнить.

Чтобы ребенок лучше и быстрее что-то усвоил, преподносить информацию стоит в игровом ключе, интересно и увлекательно. Мультики и фильмы, игры, яркие и легкие книжки, стихи, песни — подойдет любой вид контента, который нравится ребенку.

Не нужно учить что-то в течение нескольких часов подряд. Короткие и емкие уроки дадут лучший результат. Делайте перерывы, не нагружайте ребенка на несколько часов даже короткими слотами, мозг устает и теряет эффективность с каждым новым часом.

Повторение — залог успешного перехода информации из кратковременной памяти в долговременную. Выученную теорему, стихотворение или правило можно и нужно повторять каждый день в течение нескольких дней. Мы лучше всего запоминаем то, что услышали или прочитали много раз (вспомните песни группы «Руки вверх»).

Картинки, схемы, рисунки, планы, списки — используйте для обучения разные форматы. Они должны быть легки для восприятия, интерактивны и по-разному структурированы. Среди разных форм ребенок найдет то, что лучше всего усваивается в памяти.

Специализированные методики развития памяти

Есть много разных методик развития памяти, которые взаимно дополняют друг друга, не всегда универсальны, но задействуют разные виды памяти и помогают индивидуально. Если попробовать позаниматься с помощью разных методик, можно выявить наиболее эффективные для ребенка виды тренировок.

Таблицы Шульте

Это таблицы с произвольно расставленными числами. Их придумал психотерапевт Вальтер Шульте для исследования свойств внимания, они хорошо тренируют зрительную память (и, соответственно, лучше всего подходят людям, которые быстрее запоминают что-либо визуально).

Суть проста: нужно внимательно смотреть на таблицу с числами в течение 3-5 минут, затем повторить по памяти ее содержимое.

Метод Айвазовского

Этот метод помогает лучше сосредоточиться на деталях и точнее их воспроизвести. Необходимо несколько минут внимательно смотреть на какой-либо пейзаж или интерьер, затем закрыть глаза и постараться вспомнить эту картину до мельчайших подробностей. Если изображение не очень сложно в воспроизведении, можно зарисовать по памяти.

Заучивание стихов наизусть

Один из самых классических и действенных способов прокачки памяти. Именно поэтому в школах ученикам задают учить стихотворения, это отличная тренировка.

​​Мнемотехники

Суть этой методики в тренировке памяти с помощью образов и ассоциаций. Например, можно писать на карточках слова и запоминать их с помощью ярких ассоциаций, которые возникают на эти слова. А самая распространенная иллюстрация мнемотехники — знакомая всем фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», с помощью которой запоминают последовательность цветов радуги.

Еще в мнемотехники можно записать метод Цицерона — для запоминания большого объема материала формируется цепочка ассоциаций, последовательная система образов, с каждым из которых связаны основные объекты из запоминаемого: фразы, даты, определения.

Игры со словами

Отличный метод развития памяти — различные словесные игры. Как устные («Города», «Имена»), так и письменные (составлять много слов из одного большого слова). А также анаграммы, кроссворды, ребусы, сканворды.

Развитие памяти у детей школьного и дошкольного возраста: игры и упражнения

Чтобы развить хорошую память у ребенка, нужно научить его быстро и легко запоминать и изучать материал. Для этой цели подойдут несложные игры-задания, большая часть которых основана на ассоциативном мышлении.

Запоминать картинки

Показывайте ребенку картинки в течение 30 секунд, а затем просите изобразить на бумаге или описать картинку по памяти.

Заучивать бытовые факты

Простой и ясный способ тренировать память — учить с ребенком домашний адрес, имена и фамилии всех членов семьи, даты рождения и прочие подобные факты.

Нелогичные ассоциации

Дайте ребенку несколько не связанных по смыслу слов (например, жираф, бабушка, стол, картина) и попросите придумать с этими словами связное предложение.

Сказать, что пропало

Разложите перед ребенком несколько разных предметов, пусть он порассматривает их. Затем ребенок должен закрыть глаза, а вы уберите один предмет. Ребенок должен сказать, что исчезло.

Хорошая память — залог успеха в учебе и работе. Поэтому пользу развития памяти сложно переоценить, тренировать ее никогда не будет лишним. К тому же чем больше запоминает ребенок, тем он более эрудирован. В школе развития интеллекта IQ007 есть курсы по скорочтению, каллиграфии и ментальной арифметике — каждое из этих направлений напрямую влияет на способности к запоминанию. На занятиях мы знакомим учеников с различными мнемотехниками, активно работаем с таблицами Шульца, учим работать с информацией, выделяя из нее главное. Запишитесь на бесплатный урок, чтобы понять, какие методики развития памяти в нашей школе вам подходят.

Развитие памяти у ребенка 5 лет происходит очень интенсивно. В этом возрасте дошкольники способны воспринимать большой объем информации. При этом нередко слова учителя о том, что у ребенка плохая память, вызывают у родителей недоумение, ведь их малыш великолепно воспроизводит увиденную рекламу, имена героев любимых компьютерных игр, марки автомобилей и т. д. Все дело в том, что в рамках школьной программы в большинстве случаев требуется произвольное запоминание, в то время как в обычной жизни — непроизвольное. В памяти малыша гораздо легче откладывается информация, которая основывается на том, что ему интересно.

Запоминать не то, что хочется, а то, что требуется, дошкольники начинают примерно к 4 годам. Наиболее благоприятные условия для тренировки произвольной памяти у детей 5 лет создаются в развивающей игре. Так, к примеру, количество слов, которое запомнит малыш, выступая в роли покупателя, отправленного в супермаркет за определенными товарами, будет больше объема понятий, которые он запомнит по просьбе родителей.

В зависимости от преобладающих ощущений данная от природы память бывает разной: зрительной, слуховой, двигательной. Улучшать и оттачивать эти способности мы рекомендуем в комплексе. На сайте «Разумейкин» представлено множество интересных заданий на развитие памяти у детей 5 лет. При разработке упражнений наши специалисты учли особенности восприятия информации у малышей конкретного возраста.

Развивающие игры для детей 6 лет, которые вы найдете в соответствующем разделе, способствуют развитию всех видов памяти, а не только данных дошкольнику от природы. Ведь процесс запоминания постоянно меняется. Для каждого упражнения на развитие памяти у детей 5 лет мы подготовили тематические картинки и озвученный текст. При этом дошкольнику не понадобится обращаться за помощью к родителям. Представленные на нашем сайте задания для развития памяти ребенок 6 лет вполне сможет выполнить самостоятельно. А за достигнутые результаты ему будет присвоена заслуженная награда.

Как улучшить развитие памяти у ребенка 5—6 лет в домашних условиях?

Рассмотрим несколько несложных упражнений, которые можно выполнить вместе с дошкольником. Предложите малышу запомнить 5 изображений животных или растений, а затем попросите его узнать их среди 15 аналогичных. Такое же упражнение на развитие памяти у ребенка 6 лет, как с картинками, можно повторить со звуками и словами, чтобы улучшить навык запоминания на слух.

После того как дошкольник научится успешно справляться с этим заданием, можно переходить к более сложным игровым задачам. Проработать навык избирательности памяти поможет следующее упражнение: разложите 5 игрушек в ряд, а затем предложите ребенку отвернуться и быстро поменяйте часть из них местами. Малыш должен восстановить порядок, который успел запомнить.

Составление истории по картинкам, которые никак не связаны между собой, — одно из любимых детских занятий. Разложите их на столе, спрятав изображения. Взяв первую картинку, ребенок должен начать составлять рассказ. Затем он открывает второе изображение и продолжает повествование и т. д. По прошествии некоторого времени можно попросить дошкольника вспомнить, в каком порядке располагались картинки.

Надеемся, что занятия на нашем сайте и выполнение этих рекомендаций помогут в улучшении памяти вашего ребенка.