Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И самое главное, можно ли развить память ребенка в раннем возрасте? Развитие памяти заключается в качественных изменениях составляющих ее процессов и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей и в повседневной жизни, и в учебе.
Развитие памяти – предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти, которые будут описаны далее. Современные методики включают в себя специальные комплексы упражнений, которые охватывают различные категории детей разных возрастов. Родителям следует понимать, что задания для развития памяти у подростков будут существенно отличаться от программы дошкольников и школьников младшего возраста. Но все они направлены на развитие и концентрацию внимания, тренировку памяти.
От чего зависят способности к запоминанию?
Здесь существует несколько факторов. В первую очередь, возраст – чем старше ребенок, тем лучше у него работает память. Такая прямая зависимость связана не столько с непосредственным развитием памяти, сколько с совершенствованием техники ее применения. Малыш запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности. Дети постарше и взрослые для запоминания прибегают к определенным приемам, — связывают новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации, готовят заметки и т. д. Иначе говоря, активнее включают механизм, так называемой, опосредованной памяти. Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний – память развивается с увеличением объема знаний. На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей – чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.
Особенности памяти дошкольника
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение – чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти. В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное. Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.
Прежде чем выбирать методику для развития памяти, следует сказать, что память бывает нескольких видов: зрительная, слуховая, сенсорная или тактильная, обонятельной, вкусовой. Кроме того различают кратковременную, долговременную и мгновенную память. Для каждого вида существуют свои задания, упражнения, развивающие игры. Работая над собой нельзя уделять внимание какому-то одному виду памяти, лучше делать это комплексно, тогда и результаты будут куда лучше. Для развития концентрации, внимания и памяти существует множество методик.
Методика Домана. Методика развития малышей и подростков Гленна Домана направлена на развитие как физического тела, так и интеллекта. Она включает в себя множество развивающих упражнений, которые для достижения результатов рекомендуется выполнять систематически. Занятия проводятся в игровой форме и имеют возрастные отличия: есть комплекс для новорожденных, есть для младенцев постарше, а так же для дошкольников и школьников.
Метод Шичида. Развитие памяти по методу Шичида направлено на развитие творческих навыков у малышей, эффективное запоминание материала, и стимуляцию креативного мышления. Упражнения и игры разработаны таким образом, чтобы можно было заинтересовать в занятии и дошкольников, и грудничков, поскольку комплексы разработаны для отдельных возрастных групп детей. По этой методике работают многие детские сады и школы, а также она рекомендуется для занятий ребенка с родителями. Важным требованием для достижения хороших результатов обучения является системность и регулярность занятий.
Методика эйдетики. Эйдетика представляет собой одну из современных методик развития речи, памяти ребенку, обучения его чтению и скорочтению, развития образного мышления у ребенка. С ее помощью, занимаясь по несколько минут в день, можно достичь потрясающих результатов. Те педагоги, которые обучали детей в школьных и дошкольных заведениях по упражнениям данной методики пришли к выводу, что с ее помощью даже самого слабого ученика можно вырастить развитой и неординарной личностью. Суть метода состоит в том, чтобы подключить к процессу запоминания все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения. Таким образом, можно создавать ассоциации, которые помогут вспоминать необходимую информацию. Методик для развития и тренировки памяти и внимания существует множество, но нет смысла опробовать на ребенке каждую. Можно выбрать для занятий упражнения из разных методик, которые больше нравятся малышу или родителям.
Методика Тепляковой О.Н. Методика применяется в России тысячами родителей с 1978 года, и при этом она постоянно развивается. Методика позволяет гармонично и всесторонне развивать личность ребенка. Игры помогают научить малыша рисовать, лепить, клеить, читать, писать, считать, оперировать логическими понятиями, узнавать геометрические фигуры, петь, танцевать. Родители должны отдавать себе отчет в том, что насколько продуктивными и регулярными будут их занятия с малышом, настолько будут развиты его умственные способности. Даже банальные детские стишки-потешки, которые мама изо дня в день будет повторять ребенку, способствуют формированию базовых навыков и умений малыша.
Но, как известно, в таком возрасте дети еще не способны запоминать и анализировать информацию как взрослый человек. Они часто переключаются, заостряют внимание только на ярких объектах и не способны к длительным упражнениям. При этом в зависимости от индивидуальных особенностей каждый ребенок имеет разный уровень развития для каждого вида памяти, среди которых: моторная или двигательная, долгосрочная, кратковременная и пр.
Разобраться с тем как эффективно и главное правильно улучшить память ребенка поможет специалист. Логопед проведет диагностику уже имеющихся навыков, поможет подобрать эффективную программу, основываясь на современных методах развития памяти и внимания.
Что ребенок должен уметь в возрасте 5-6 лет
Несмотря на особенности восприятия и обучения, ребенок к 5-6 годам должен уметь:
- Запоминать до 5-6 слов (цифр, объектов) в процессе тестирования. Это определяет объем памяти.
- Быстро усваивать информацию, для этого будет достаточно 2-3 повторений. Это свидетельствует о скорости запоминания.
- В этом возрасте ребенок способен точно воспроизводить детали, как во время занятий, так и в повседневной жизни.
- Появляется способность различать уже услышанную информацию и новые данные.
Подобные показатели можно считать нормой, однако каждый ребенок индивидуален. Задача родителей и специалистов-логопедов понять особенности малыша и предложить ему оптимальный способ улучшения способностей.
Проводите досуг с пользой для ребенка
В возрасте 5-6 лет ребенку доступно большое количество развлечений и учебных практик. Головоломки станут отличным способом для развития способностей малыша, в том числе и памяти.
Читаем и пересказываем. Любимые истории есть у каждого ребенка, ведь сказки он слышит с самого детства. В 5-6 лет уже можно заучивать дошкольные стихи и отрывки прозы из сказок.
Начать можно с простого изложения. Читайте сказку выразительно и давайте ребенку возможность пересказать любимую историю. Постепенно усложняете задание, так он сможет заучить отдельные фрагменты текста.
Главная цель – заставить малыша погрузиться в повествование. Он должен представлять нюансы, кто куда пошел, что сделал и прочее. Это задание помогает развивать все виды памяти, в числе которых:
- зрительная;
- слуховая;
- двигательная;
- тактильная.
Игра «Найди отличие» актуальна в дошкольном возрасте, однако в отличие от заданий для 3-х лет, картинка должна становиться сложнее. Мелкие детали и сложные элементы вызывают азарт и помогают увлечь ребенка.
Если же у вас нет таких картинок, то можно прибегнуть к игре «Списки». На двух листах бумаги вы записываете 2 списка покупок, имена любимых персонажей или названия животных. При этом списки частично дублируют друг друга. Дайте малышу первый список для изучения, а после отдайте второй. Его задача найти различия в этих перечнях.
Экспериментируйте с темой списков и обыгрывайте сценки, когда это может потребоваться. Так вы сможете увлечь ребенка и даже отыграть жизненные ситуации, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Игра «Повторюшка» строится на том же принципе, что и пересказ текста. Однако здесь важно уделить внимание деталям, придумайте персонаж и опишите его ребенку. Разбавьте рассказ приключениями, неожиданными знакомствами и полезными делами.
- Задача малыша не просто пересказать историю, но и отметить детали. Делайте упор на цвета и характеристики. Если герой встретил добрую бабушку, то пусть на ней будет зеленое платье.
- Не пытайтесь с первого раза вместить множество деталей. Делайте это постепенно, поощряя ребенка за прогресс.
Эта игра поможет в тренировке слуховой памяти, но если переложить ее на бумагу, то в процесс обучения вступает зрительная.
- Нарисуйте, например, домик. Пусть это будет одноэтажное строение с окном, крыльцом и садом. Добавьте на окно занавески, а в саду нарисуйте несколько спелых яблок.
- Дайте ребенку изучить ваш рисунок, не торопите его.
- После спрячьте образец и попросите повторить рисунок по памяти.
Совершенно неважно, сможет ли малыш повторить вашу задумку, главная цель – воспроизвести максимум увиденных деталей. Со временем задачу можно усложнять, использовать готовые картинки или придумывать собственные.
Игра «Что изменилось» уже должна быть знакома ребенку, однако теперь его показатели памяти должны стать лучше. Акцентируйте внимание на мелочах и подходите к вопросу творчески.
- Вы можете выложить до 15 предметов на стол перед ребенком. Постарайтесь найти несколько объектов похожих друг на друга, но отличающихся цветом или мелкими деталями.
- Позвольте запомнить расположение, а после измените первоначальную последовательность. Можно и вовсе спрятать 1 объект.
Для разнообразия игра может строиться на изменении вашего облика или манипуляций с игрушкой. Спрячьте какие-то детали, переоденьте часы на другую руку и попросите назвать все найденные отличия. Главное не давить на ребенка и помогать ему в процессе игры наводящими вопросами. Вы можете выступать как в роли ведущего, так и участника, давая ему ведущую роль.
Отличным тренажером для памяти станет изучение иностранного языка. Это может быть как привычный всем английский, так и любой другой язык. Изучать его самостоятельно не самое простое занятие, однако сегодня существует масса способов облегчить эту задачу.
В возрасте 5-6 лет занятия становятся более систематическими и требуют определенных усилий от ребенка, однако превращать это в рутину не стоит. Сместив фокус на игровой деятельности, вы поможете малышу расслабиться и добиться поставленных результатов.
Опытный логопед поможет оценить сильные стороны в развитии и подберет оптимальные занятия для повышения необходимых умений. Только консультируясь со специалистом, вы сможете подготовить своего ребенка к полноценной и счастливой жизни.
Хорошая память и умение концентрироваться на задачах — это важные навыки, которые помогут детям успешно учиться и развиваться в жизни. Но как развить эти навыки у детей? Существует множество способов, как можно помочь детям развивать память и концентрацию внимания.
Один из способов — это регулярное обучение новым вещам. Когда дети учатся новым вещам, они вынуждены активно использовать свою память и концентрацию внимания, чтобы запомнить новую информацию. Родители и педагоги могут помочь детям учиться новым вещам, предоставляя им доступ к книгам, играм и другим образовательным материалам. Важно, чтобы материалы были разнообразными и подходили возрасту и интересам ребенка. Например, для маленьких детей можно использовать игры с картинками, а для старших — учебники и научно-популярные книги.
Еще один способ помочь детям развивать память и внимание — это игры и упражнения на развитие этих навыков. Например, игры на запоминание образов, чисел или слов могут помочь детям развивать память. Упражнения на концентрацию внимания, такие как поиск отличий на картинках или заучивание стихотворений, могут помочь детям стать более внимательными и улучшить их способность к концентрации. Важно, чтобы игры и упражнения были интересными и захватывающими, чтобы дети не теряли интерес к ним.
Кроме того, здоровый образ жизни может помочь улучшить память и концентрацию внимания у детей. Физические упражнения способствуют лучшему кровообращению и кислородному обмену в организме, что в свою очередь улучшает функционирование мозга. Регулярный сон и здоровое питание также важны для улучшения когнитивных способностей детей.
Также стоит обратить внимание на режим дня ребенка. Для того, чтобы память и концентрация внимания были в порядке, дети должны иметь регулярные перерывы и время для отдыха. Важно не перегружать ребенка и давать ему достаточно времени на игры и развлечения.
Наконец, не стоит забывать о том, что каждый ребенок уникален, поэтому важно подбирать индивидуальные методы и подходы к развитию его когнитивных способностей. Родители и педагоги могут наблюдать за ребенком, чтобы понимать, что ему больше всего нравится и какие методы работают лучше всего.
В целом, развитие памяти и внимания — это важная часть воспитания детей. Родители и педагоги могут помочь детям развивать эти навыки, используя различные методы и подходы, которые подойдут индивидуально каждому ребенку.
Важно также отметить, что на развитие памяти и внимания влияет и психологическое состояние ребенка, поэтому важно создать спокойную и дружелюбную обстановку в семье и школе. Дети должны чувствовать себя комфортно, чтобы сосредоточиться на учебе и развитии своих навыков.
Также стоит уделить внимание тому, что дети учатся на примере взрослых. Если родители и педагоги сами являются примером эффективного использования памяти и внимания, то дети будут следовать их примеру и легче развивать свои собственные навыки.
Подводя итоги, развитие памяти и внимания — это важный аспект воспитания детей. Родители и педагоги могут помочь детям развивать эти навыки, используя различные методы и подходы, которые подойдут индивидуально каждому ребенку. Важно также создать спокойную и дружелюбную обстановку, чтобы дети могли чувствовать себя комфортно и сосредоточиться на учебе и развитии своих навыков.
В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации.
Ключевые слова: дошкольники, память, внимание, дошкольное учреждение, условие, дидактические игры.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одними из главных целей дошкольного образования являются «развитие у детей познавательных интересов, их интеллектуальное развитие, подготовка к школе» [6]. Достижение этих целей основывается на развитии психических познавательных процессов дошкольников, среди которых память и внимание занимают важное место. Известно, что значительное количество детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс общеобразовательной школы испытывают большие трудности в учении. Очень часто основная причина этого — недостаточно хорошо сформированные память и внимание ребенка.
Значимость памяти и внимания для человека состоит в том, что без них не могут полноценно функционировать другие познавательные процессы — восприятие, мышление, речь и т. д.
В этом контексте старший дошкольный возраст рассматривается как начальный этап становления личности. Здесь формируются основы интеллектуальной сферы, закладывается основа направленности ребенка на познание, появляется любознательность, заинтересованность к отдельным сферам окружающего мира, возникает и развивается познавательный интерес [4, с. 36].
На начало дошкольного возраста у ребенка преобладает непроизвольное внимание. К четырем-пяти годам ребенок уже умеет долго слушать рассказы взрослых или играть в интересную игру. К шести-семи годам ребенок приобретает определенный опыт управление вниманием, что является одним из основных показателей его готовности к посещению школы. Дети старшего дошкольного возраста готовы усваивать специальные приемы запоминания, овладевать более совершенными мнемическими приемами, благодаря чему возрастает эффективность и точность запоминания. Предлагая детям доступные и понятные для них мнемические приемы можно целенаправленно улучшать их способность запоминать надолго важный материал.
Основными методами психологической коррекции внимания является метод игровой терапии, методы арт-терапии, методы поведенческой терапии, методы социальной терапии. К процессу коррекции внимания нужно подходить комплексно. Развивать объем, устойчивость, концентрацию, избирательность требуется вместе. Можно способствовать лучшему запоминанию нужных знаний, если включать эти знания в активную деятельность детей, больше использовать игровые ситуации для детей. Для улучшения памяти целесообразно помочь детям старшего дошкольного возраста овладеть специальными приемами управления памятью, в частности таким, как: повторение, упорядочение материала, семантическая обработка информации, создание ментальных образов, поиск информации в памяти [5].
Таким образом, стоит отметить, что проблеме развития внимания придается большое значение. Изучение данной проблемы актуально и в наше время. По данной проблеме проводятся теоретические и экспериментальные исследования. Ученые отстаивают свои взгляды о развитии внимания, которые являются достаточно обоснованными, а их исследования подтверждены на практике.
Важным условием развития памяти и внимания старших дошкольников является совершенствование познавательных способов получения информации. В частности, соответственно содержанию данного условия, важно поддерживать у воспитанников их любознательность, основой которой является желание узнать о чем-то новом. В ситуациях ограничения творчества и самостоятельности детей, приобретенный опыт становится формальным, иными словами дети не осознают важности знаний, не имеют возможности их использовать на практике, и, соответственно, память и внимание теряет возможность приобрести должного уровня. Следовательно, совершенствование и обогащение дошкольников возможно тогда, когда создают ему условия быть субъектом познания. Необходимость создания эффективной развивающей среды. Она будет способствовать проявлениям детской самостоятельности, инициативности при достижении внешне поставленной цели. Соответственно нужно насытить окружающую действительность (пространство группы) интересной информацией. Этому в наибольшей степени будут способствовать игры учебного характера. Играя в них, дошкольники будут непринужденно общаться и приобретать новые знания, опыт. При этом они охотно будут ее дополнять продуктами собственного творчества: тематическими рисунками, изделиями из природных материалов, гербариями и т. Такая деятельность позволяет детям узнать о чем-то новом, но и пережить, присвоить полученные знания, развивать память и внимание [2].
Определенный уровень активности ребенка может вызвать или же остановить конкретное явление. Именно оно способно повлиять на него определенным образом, чтобы ребенок смог приобрести новый опыт, иногда необычную информацию, осуществить определенные изобретения, которые будут способствовать переформатированию опыта.
- Бортникова, Е. А. Развиваем память, внимание, воображение [Текст] / Е. А. Бортникова. — М.: Литер, 2016. — 58 с.
- Давидчук, А. Н. Дидактическая игра — средство развития дошкольников 3–7 лет [Текст]: метод. пособие / А. Н. Давидчук, Н. Г. Селихова. — М.: Сфера, 2017. — 176 с.
- Мельниченко, О. А. Развиваем внимание и память: для детей 5–6 лет [Текст] / О. А. Мельниченко. — М.: Эксмо-Пресс, 2015. — 33 с.
- Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие внимания детей // Вопросы психологии. 1995. № 7.- С.101–110.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Занимательные дидактические задания для детей младшего школьного возраста. М., 2002.- 291 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, внимание, внимание детей, внимание старших дошкольников, дошкольное образование, память, познавательный способ получения информации.
Интеллектуальные способности ребенка к трехлетнему возрасту входят в стадию стремительного развития, чему в первую очередь способствует развитие речи. В этом возрасте можно начинать играть с ребенком в более сложные и интересные развивающие игры. Специалисты по детскому развитию рекомендуют активно развивать внимание, мышление, фантазию у детей именно с этого возраста. Концентрация внимания – особенно важный навык в современной реальности, в которой на малыша обрушивается огромное количество информации. Умение задерживать внимание на предмете и развитая память помогут избежать дефицита внимания в будущем.
С чего начать?
Психологи рекомендуют начинать занятия с самого простого, постепенно усложняя задачу и позволяя малышу на каждом этапе чувствовать себя успешно и уверенно. Будьте внимательны к ребенку во время занятий: слишком сложный для него уровень упражнений может расстроить его и настроить против занятий, слишком простой заставит быстро потерять интерес. Наблюдайте и участвуйте, не давайте задания, а играйте вместе с ребенком – давайте ему почувствовать себя победителем, но в то же время поддерживайте азарт.
Также помните про такой важнейший момент, как поддержание интереса. Ребенок не должен ощущать эти занятия как труд или обязанность, важно сделать их интересными. Для этого важно вовремя закончить занятие – прерывайтесь, когда интерес ребенка все еще на пике, тогда в следующий раз он обрадуется продолжению игры.
Все игры и упражнения, описанные ниже, можно адаптировать для возраста и уровня развития вашего малыша, подходите к занятиям креативно, включайте интересные вашему ребенку элементы. Не забывайте, что это игра – а значит, она должна быть веселой и увлекательной.
5 игр на развитие внимания для детей 3-5 лет
Начните с внимательного разглядывания и описания предметов в вашем доме. Попросите ребенка рассмотреть и детально описать игрушку, предмет мебели, домашнее животное. Помогайте ему, задавая вопросы, или поиграйте в соревновательном ключе – одно свойство называет малыш, следующее – вы и т.д.
Углубляйтесь в мельчайшие детали – мишка меховой, мех у него короткий, коричневый, глазки-пуговки, нос черный и блестящий, заплатка на ухе, пятнышко на животе. В качестве усложнения (и для более взрослых детей) – просите ребенка отвернуться и по памяти вспомнить как можно больше деталей.
Положите перед малышом от 3 до 5 разных игрушек. Дайте ему посмотреть на них в течение минуты, вместе проговорите их порядок и названия. Попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться и поменяйте игрушки местами, либо уберите одну и замените ее на другую. Попросите ребёнка назвать, что изменилось или восстановить изначальную последовательность.
Играйте артистично, например, расскажите историю про ветер-хулиган, который унес одну из игрушек, или про то, как игрушки расшалились и перемешались. Дайте ребенку возможность побыть ведущим – пусть он перемешает игрушки, а вы угадаете нужный порядок. Постепенно вы можете добавлять как количество предметов, так и количество внесенных изменений, ориентируйтесь на своего малыша.
Еще одна замечательная развивающая игра на развитие памяти и внимания, в нее можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими одновременно. Возьмите карточки с картинками из любого развивающего набора, который найдется у вас дома, либо распечатайте свои карточки из интернета. Всего карточек должно быть от 10 до 60, каждая картинка должна повторяться в наборе 2 раза.
Выложите карточки на полу картинками вверх, дайте ребенку посмотреть на их расположение. Переверните все картинки рубашкой вверх. Попросите ребенка показать на любую пару из одинаковых карточек и переверните их. Позволяйте ему ошибаться, не говорите слов «неправильно» или «ошибка». Лучше просто называйте предметы, которые видите на картинках: «посмотри, тут коровка, а мы искали кошку». Угаданные пары ребенок забирает себе, а не угаданные снова переворачиваются рубашкой вверх, пока все карточки не окажутся у ребенка.
Если вы печатаете карточки сами, то вы можете выбрать картинки, которые принесут ребенку особую радость – например, с его любимыми героями мультфильма.
Отличным упражнением как на развитие памяти, так и на развитие речи является знакомое всем «Найди отличия». Сегодня не обязательно покупать специальные книги, вы можете бесплатно распечатать изображения из Интернета.
Как правило, это два рисунка, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми, но с некоторыми отличиями. Можно называть отличия с малышом по очереди, а также полезно не просто показывать пальцем, а вслух описывать, что изображено на картинке и в чем заключается отличие («на одной картинке цветок желтый, а на другой белый»).
Такая игра также позволяет повторить счет, понятия пространства (право-лево, верх-низ), тренировать словесное описание. Выбирайте сложность картинки под возраст и способности ребенка.
В такую развивающую игру можно играть, гуляя с ребенком или читая ему сказку. По сути – мы учим малыша пересказывать и тренируем техники запоминания. На улице можно постараться запомнить от 3 до 10 действий и предметов, а также их последовательность: ехала синяя машина, дети играли в мяч, дядя гулял с собакой, на окне сидела кошка, у магазина стоял грузовик. Усложняйте задачу постепенно: запоминайте очередность увиденного, детали предметов и героев, где именно происходило действие.
По такому же прицепу можно попросить малыша вспомнить прослушанную сказку или увиденный мультфильм: с чего все началось, что произошло дальше, и дальше, чем все закончилось. Первые разы это может оказаться сложно, подсказывайте и помогайте, задавая вопросы «на окне сидела собака или кошка?».
Эта игра отлично помогает развить логическое мышление, речь, память, улучшить восприятие и внимание.
Помните, что к любому упражнению на развитие внимания и памяти можно и нужно подходить творчески, подстраивайтесь под своего ребенка, сделайте занятия максимально увлекательными и приятными для вас обоих. И не забывайте, что результаты появляются только при условии регулярности, лучше сделать занятия короче, но заниматься каждый день.
Вам также может быть интересно:
Чтение и математика по Зайцеву Развивающие занятия для детей 3-5 лет в Бутово и Подольске
Творчество Рисование, лепка, дизайн для детей с 3 лет
Индивидуальные занятия с логопедом Детский логопед в Бутово и Подольске
Данная статья освещает особенности развития памяти и внимания детей 5-6 лет, а так же включает в себя практические игры и игровые упражнения , направленные на решение данной проблемы.
Консультация для родителей «Развитие внимания и памяти у детей 5-6 лет»
Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить.
Данная статья призвана помочь родителям в развитии внимания и памяти у детей 5-6 лет. Ведь достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка.
Для начала необходимо определиться с понятиями внимание и
концентрация внимания . Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.
К 5-6 годам внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (например, отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать чтению, счету, письму. Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти.
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер — ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка. Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает, ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевая деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочи нении сказок, т. е. ставит цель: «Вспомни!» Напомним, что очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.
Совершенствование памяти и внимания предполагает развитие мыслительной деятельности, так как научить детей думать — значит научить их анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания. Гораздо быстрее осваивается материал в игре , чем при простом объяснении. Эмоциональное переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали. Именно дидактическая игра способствует развитию внимания и произвольной памяти.
Вот некоторые примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие памяти и внимания:
- Сравни картинки и найди отличия
- Найди пары предметов
- Найди лишний предмет в ряду
- Соотнеси предмет и тень
- Раскрась по цифрам
- Шахматы
Эта игра помогает значительно увеличить концентрацию внимания и память. А также помогает детям развивать интеллект и познавательные способности.
Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.
Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание: когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.
Другим вариантом может быть ходить или прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать, не попадая в такт.
Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:
- Подпрыгни два раза
- Назови какой-нибудь цветок
- Подойти к деревянному предмету
Когда ребенок справится, давайте задания посложнее:
- Хлопай столько раз, сколько тебе лет
- Назови дикое животное
- Дотронься до предмета на букву К
Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.
- Разучи стихотворение
Для развития памяти ребенка 5—б лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребенка, умения сравнивать.
В течение 1-2 минут ребенок рассматривает незнакомую игрушку, а затем описывает её. Далее игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребёнку по памяти описать игрушку и её свойства.
- Какой игрушки не хватает?
Поставьте перед ребёнком 5-6 игрушек на 15-20 секунд. Затем попросите ребёнка отвернуться и уберите одну игрушку. После чего , повернувшись, ребёнок отвечает на вопрос :какой игрушки не хватает?
- Разрезные картинки
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая, другая — разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, открытки. П редложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
- Запомни слова и воспроизведи
Эту игру необходимо начать с трех-четырех слов и по мере того как ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их количество до десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов, необходимо еще раз их прочитать и затем повторить задание.
Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например: «У нас в огороде растёт картошка». Ребёнок должен повторить вашу фразу и добавить слово, подходящее в данной ситуации: «У нас в огороде растёт картошка и репа». Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова
Надеемся, что наши советы помогут Вам весело, интересно и с пользой проводить время с Вашими детьми, а так же наметить верный путь к развитию их произвольного внимания и памяти.