Развитие мышления в дошкольном возрасте

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Одной из наиболее актуальных проблем в дошкольном образовании является подготовка детей к школе. Ежегодно первого сентября школы распахивают свои двери перед самыми маленькими учениками. Возникает вопрос, а готов ли ребёнок к новому этапу своей жизни? Сможет ли успешно овладеть знаниями? Во многом это зависит от его умственного развития — развития памяти, логического мышления, речи, то есть тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний. Исследования логического мышления у детей показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание, способность рассуждать, лежащих в основе логического мышления [3].

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщение знаний об общих и существенных признаков логики. Поэтому развитие логического мышления детей происходит в дошкольном возрасте, так как в это время у ребенка развиваются психические и интеллектуальные процессы. Это свидетельствует о том, что дошкольный возраст становится периодом развития ребенка в ходе разных видов деятельности, такие как игра, общение со сверстниками и взрослыми, у него формируются простейшие трудовые действия и происходит заклад общего фундамента [1]. Ведь для успешного освоения школьных программ ребенку необходимо не только много знать, но и уметь нестандартно мыслить и решать интеллектуальные задачи. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для её реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Таким образом, у детей развивается логическое мышление.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно и нужно использовать дидактические игры, которые помогут ребенку «действовать в уме». Следовательно, умения и навыки, приобретённые с помощью игр будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте — в школе.

Для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста может использоваться лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap — колени, book — книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме [4]. Лэпбук активизирует у детей интерес к познавательной деятельности ребенка, помогает детям лучше понять и запомнить информацию, позволяет расширять и закреплять знания по определенной теме.

Нами был разработан лэпбук «Я-мыслитель», включающий различные дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. Данный лэпбук изготавливался совместно с родителями, и содержит такие дидактические игры как: «Найди тень», «Закончи ряд», «Мемо-парочки» и игра с кругами Эйлера. Данные игры развивают у детей такие операции мышления как: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение.

Игра «Найди тень» содержит карточки, на которых изображены тени разных предметов (поезд, клоун, улитка и т.д.). Например, на одной карточке изображен цветной клоун и три черные тени, детям необходимо найти правильную тень клоуна. В эту игру могут играть 2-3 ребенка, она способствует развитию памяти, умения сравнивать и выделять характерные признаки предмета.

Другая игра, входящая в лэпбук «Закончи ряд», где ребенку необходимо закончить ряд по предложенному образцу. На карточке изображена прямая линия и геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) ребенок, опираясь на предложенный образец, может выкладывать ряд из геометрических фигур. Игра усложняется тем, что изменяется линия дорожки с одновременным использованием фигур, отличающихся по разным признакам (цвет, форма, величина). Данная игра способствует закреплению знаний о геометрических фигурах и их признаков, развивает логическое мышление и внимательность [2].

Игра «Мемо-парочки» — это карточная настольная игра, состоящая из парных картинок, где основной целью является «открытие» как можно большего числа парных карточек. Эта игра известна под названием «мемори». Игра ведется двумя одинаковыми колодами карточек, на лицевой стороне которых изображены картинки. Детям предлагаются карточки лицевой стороной, чтобы они могли запомнить их расположение, затем все карточки переворачиваются и им необходимо по памяти найти каждую пару, например: ребенок переворачивает карточку с изображением звёздочки, и ему нужно вспомнить, где лежит идентичное изображение. Играют обычно 2 — 6 участников, в зависимости от количества карточек. Игра «Мемо-парочки» прекрасно тренирует визуальную память детей, развивает их внимательность, усидчивость, образное и логическое мышление.

Еще одна игра, входящая в лэпбук, это игра с кругами Эйлера. Детям предлагается карточка с двумя кругами, в которых указано слово, характеризующее предмет, а на пересечении этих кругов стоит знак вопроса. Детям необходимо из представленных изображений определить, какой предмет подходит к указанным характеристикам. Например, первый круг содержит слово холодный, а второй круг – сладкий, ребенку нужно определить какое из изображений — кекс, мороженое, конфета, подходит под описание. Выбрав правильное изображение (мороженое), прикладывает его на пересечение этих кругов. Игра продолжается до тех пор, пока дети не распределят все предметы согласно указанным характеристикам.

Таким образом, лэпбук привлекает внимание детей своим оформлением, содержанием дидактических игр, способствующих развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Он может использоваться воспитателем в совместной образовательной в ходе режимных моментов, в организованной образовательной деятельности, а также в индивидуальной работе с детьми. Размещаться лэпбук может в центре занимательной математики, в доступном для детей месте, чтобы они могли самостоятельно им пользоваться и играть в дидактические игры.

Список литературы

Венгер, Л. В. Развитие мышления дошкольника [Текст] / Л. В. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 7. – С. 15-18.

Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б. П. Никитин. – Москва: Просвещение, 1990. – 160 с.

Подьяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Подьяков. — Москва: Педагогика, 1977. – 262 с.

Главным условием развития мышления у ребенка является позиция взрослого, имеющая в каждый возрастной период свою специфику.

В младенчестве мышление развивается при манипулировании предметами в процессе ситуативно-делового общения со взрослым. Он же, стимулируя активность малыша, дает ему предметы, показывает способы действия с ними и тем самым помогает ребенку «открыть» в предметах некоторые внутренние свойства. Взрослый, подчеркивая инициативные действия младенца, закрепляя их с помощью оценки, развивает у малыша элементарную любознательность и стремление к познанию объектов, а также способствует превращению разнообразных действий с предметами в способы познания.

В раннем детстве развитие мышления ребенка неразрывно связано с восприятием и протекает в предметно-манипулятивной деятельности, как и у младенца. Оно включено в освоение способов употребления орудий и соотносящих действий, которые происходят на основе подражания взрослому. Взрослый учит ребенка не только употреблять предметы правильно, в соответствии с культурно-фиксированными функциями, но и выделять, закреплять в речи результат действия. Взрослый формулирует вопрос еще задолго до того, как слово самого ребенка начнет включаться в мыслительный процесс. Именно речь взрослого руководит мышлением ребенка в раннем детстве, придает ему обобщенность, целенаправленность, проблемность, некоторую организованность, планируемость и критичность. Развитие и организация восприятия ребенка приводит к формированию у него первых мыслительных операций — различения и сравнения. Необходимо предоставить малышу известную самостоятельность, чтобы он мог активно действовать с объектами. Взрослый учит ребенка видеть и формулировать в речи проблему — ставить вопрос, а также отражать в ней результаты познания, хотя малыш решает еще не собственно интеллектуальные, а лишь практические задачи.

В дошкольном возрасте в контексте внеситуативно-познавательного общения со взрослым возникает особого рода «теоретическая» деятельность. Появляются многочисленные детские вопросы, касающиеся разнообразных сфер действительности. Отношение взрослого к детским вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде. Главное — научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышления, пытливость ума. Достоверность, определенность и немногословность ответов, но в то же время их исчерпывающий характер, подтвержденный примерами и наблюдениями, способствует дальнейшему развитию любознательности у дошкольников.

В процессе развития мышление ребенка проходит несколько стадий. Сначала ребенок познает окружающий мир, наблюдая за ним и производя реальные действия с предметами. Затем у него появляются образы этих предметов и возникает способность оперировать ими, не опираясь на сам предмет. Далее, образ предмета поддерживается в сознании не только его внешними признаками, но и словом. И это готовит почву для становления к концу дошкольного детства наиболее сложной формы мышления — словесно-логической, которая будет основной у ребенка в младшем школьном возрасте.

В 3-4 года ребенок продолжает познавать внешние и внутренние свойства предметов через физические манипуляции с ним (наглядно-действенное мышление). Иными словами, он исследует все объекты, трогая их, разбирая на части, собирая. Важную роль в развитии мышления ребенка играет накопление практических знаний, которые он приобретает в игре с предметами и игрушками. Развитию мышления в данном возрасте способствуют игры в конструктор, сортеры, лепка, создание поделок, рисование и все другие виды деятельности, где задействована мелкая моторика и манипулирование предметами.

Эта форма мышления создает предпосылки для развития более сложного его вида – наглядно-образного. И в 4-5 лет ребенку свойственно уже не только совершать практические действия с окружающими предметами, но и представлять их образы без наличия предмета под рукой. Ребенок подражает взрослым. Это помогает ему построить образ предмета в своем воображении. Очень часто дети проявляют эту особенность в игре, где один предмет выполняет роль другого (например, коробка становится домом или гаражем).

В 5-7 лет появляется наиболее сложная форма мышления – словесно-логическая. Дети могут рассуждать, не опираясь на наглядные образы. Они учатся делать умозаключения. Например, из суждения о том, что если не надеть на прогулку теплую одежду, делается умозаключение о том, что можно замерзнуть и даже заболеть.

Примеры некоторых игр и упражнений для развития мышления ребенка:

· Описывать предмет, находящийся в комнате или на картинке, не называя его. Необходимо угадать по словесному описанию, что это за предмет.

· Игры «Что лишнее?» или «Четвертый лишний», которые предполагают исключение лишнено предмета (картинки) из предложенных.

· Назвать одним обобщающим словом или словосочетанием группы предметов. И, наоборот, разделение предметов на группы (овощи, транспорт, домашние животные и т.п.).

· Сравнивать предметы (понятия).

· Разложить в правильной последовательности картинки. Для этого упражнения используются готовые наборы сюжетных последовательных картинок. Ребенку объясняют, что картинки должны быть разложены в соответствии с тем, как происходило событие. Ему необходимо разложить картинки в правильном порядке и составить по ним рассказ.

Сегодня существует множество игр, интересных и оригинальных заданий для развития мышления ребенка, а также развивающих занятий. Но необходимо помнить, что условием для развития мышления ребенка является общение со взрослыми окружающими его людьми. Ребенку необходимо давать возможность познавать окружающий мир, исследовать, запоминать все, что его окружает, и помогать ему делать определенные выводы и умозаключения.

Статью подготовила Кобялковская Е.А., педагог-психолог МБУ «ЦППМСП» г. Перми

Изучение иностранных языков в раннем возрасте благоприятно действует на общее развитие навыков мышления и речи у детишек. То есть иностранный язык изучается не только ради владения языком, но и для развития мышления и речевых навыков в целом.

Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления. У дошкольников активно и интенсивно растет словарный состав речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие и взрослые.

Ребенок 3 – 5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и при применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.

Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

От выяснения более простых, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно приходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Так, трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули – он упал), в четыре года дошкольник начитает понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал потому, что у него одна ножка), а уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»). Путем рассуждений старший дошкольник может уточнять представления о причинах явлений и приходить к более правильному их пониманию.

Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления в этом возрасте, тем не менее, является наглядно-образное. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, — перемещение предмета, его использование.

Младшие дошкольники способны решать более сложные задачи, где необходимо учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, при конструировании: от величины основания постройки зависит ее устойчивость. Младшие дошкольники решают такие задачи при помощи ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно – действенного мышления.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а затем и сложных задач дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершенным в уме. Например, показав ребенку решение какой-либо задачи несколькими способами, ребенок может найти новый вариант ее решения в уме, не прибегая к внешним действиям с предметами.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятий начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Пока мышление ребенка остается наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются.

Логическое мышление формируется на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий. Образное мышление – основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.

Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Возможности формирования логического мышления следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом), не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления.

Вы сами можете понаблюдать за своим малышом и определить, соответствует ли его уровень развития, его навыки и умения стандартам, которые предъявляются детям такого же возраста. Приводим табличку для определения соответствия развития мышления и речи ребёнка нормативным требованиям в возрасте от года и до 6 лет.

Каждый зеленый прямоугольник соответствует возрастному интервалу (например, самый нижний зеленый прямоугольник соответствует интервалу от нуля до одного года трех месяцев), в течение которого проявляется та или иная способность вашего ребенка – она указана справа от графика.

Проведите вертикальную линию, соответствующую возрасту вашего ребенка, и Вы поймете, какими способностями он должен обладать. Если большая часть навыков усвоена, можно говорить о том, что развитие соответствует нормам и стандартам, если же усвоена примерно половина навыков – это говорит о негармоничном развитии ребенка и возможно отставании в развитии. Если же Вашим ребенком усвоена часть навыков, соответствующих более старшему возрасту можно говорить об опережении сверстников в развитии мышления и речи.

Введение.
Общая характеристика мышления.
Общая характеристика дошкольного возраста.
Развитие мышления в дошкольном возрасте.
Выводы по теоретической части.
Исследование мышления в дошкольном возрасте.
Выводы по практической части.
Рекомендации.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Курсовая работа — Изучение психических новообразований ребенка в дошкольном возрасте

  • формат doc
  • размер 48.32 КБ
  • добавлен 14 августа 2009 г.

Цель исследования: изучение психических новообразований ребенка в дошкольном возрасте. В работе ставятся следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ подходов к рассмотрению возрастного развития ребенка; 2. Обозначить психологические особенности развития в дошкольном возрасте; 3. Рассмотреть диагностику новообразований в психологии; 4. Описать результаты реализации программы изучения новообразований в дошкольном возрасте.

Курсовая работа — Психологические особенности развития восприятия у дошкольников

  • формат docx
  • размер 111.9 КБ
  • добавлен 23 июня 2011 г.

Теоретические основы проблемы восприятия в дошкольном возрасте Проблема восприятия в отечественной и зарубежной психологии Общая характеристика восприятия Развитие восприятия у детей Эмпирическое изучение особенностей восприятия у дошкольников Методы и организация исследования восприятия Анализ результатов исследования восприятия у дошкольников + приложения

Курсовая работа — Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста

  • формат doc
  • размер 107.46 КБ
  • добавлен 06 мая 2010 г.

Введение 1. Теоретические основы развития мышления, памяти у детей раннего возраста 1.1. Сущность понятия «развитие памяти, мышления» 1.2. Психологические особенности развития памяти и мышления в раннем возрасте 1.3. Характеристика педагогических условий развития памяти, мышления у детей раннего возраста Выводы по главе 1 2. Создание педагогических условий для успешного развития памяти и мышления в раннем возрасте 2.1. Описание констатирующего эк.

Курсовая работа. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

  • формат doc
  • размер 191.5 КБ
  • добавлен 15 января 2011 г.

Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Понятие творчество и творческие способности. Компоненты творческих способностей. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте. Условия успешного развития творческих способностей детей. Развитие качеств творческого мышления. Развитие творческого воображения.

Развитие мышления у детей

  • формат doc
  • размер 39.2 КБ
  • добавлен 18 октября 2009 г.

Развитие речи и мышления в раннем детстве. Развитие речи и мышления в дошкольном возрасте. Развитие речи и мышления в раннем школьном возрасте. Основные понятия и принципы интеллектуального развития. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Эгоцентризм детского мышления. Феномены Пиаже. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

  • формат docx
  • размер 75.18 КБ
  • добавлен 18 июня 2011 г.

Развитие эмоций в детском возрасте

  • формат doc
  • размер 23.93 КБ
  • добавлен 21 июня 2009 г.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология

  • формат doc
  • размер 187.19 КБ
  • добавлен 10 октября 2010 г.

5-е изд. Издательство: Академия. Серия: Педагогическое образование. Год: 2001. Кол-во страниц: 336. ISBN: 5-7695-0034-4. Учебное пособие написано на основе базовых методологических и теоретико-психологических положений, принятых в отечественной психологии. Оно дает полное представление о психологии как науке и ее практическом применении. Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Пособие имеет ярко выраженную практическую направленнос.

Формирование и развитие памяти в дошкольном возрасте

  • формат doc
  • размер 401.5 КБ
  • добавлен 21 октября 2009 г.

Введение. Психолого-педагогические основы исследования проблемы памяти в психологии. Характеристика памяти. Особенности памяти в дошкольном возрасте. Психологические приемы развития памяти у детей. Вывод по первой главе. Экспериментальное изучение запоминания в дошкольном возрасте. Организация и методы исследования. Результаты диагностического исследования процесса запоминания у дошкольников. Коррекционно-развивающая работа по развитию памяти в д.

Шпаргалка по возрастной психологии

  • формат doc
  • размер 709.91 КБ
  • добавлен 11 июня 2011 г.

Возрастная периодизация развития по Л. С. Выготскому. Развитие общения со взрослыми в дошкольном возра Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Деятельность и развитие. Понятие ведущей деятельности. Особенности развития воображения в дошкольном возрас Психоаналитическая теория детского развития З. Фрейда. Проблема готовности ребенка к школе. Виды психологической готовности к шк.

Организация: ГБОУ Школа № 138

Населенный пункт: г. Москва

Аннотация. В данной статье дано понятие мышления, рассмотрены особенности мышления детей дошкольного возраста, даны рекомендации родителям по развитию мышления ребенка старшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Это объясняет актуальность данной темы.

Дошкольное детство — небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Приобретаются навыки взаимодействия с предметами, дети учатся говорить, думать, воспринимать, усваивают определенные правила, делают первые попытки управлять своим поведением. Все это предполагает наличие развитой памяти и мышления.

Мышление — высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания. Для развития мышления детей необходимо целенаправленное обучение и воспитание взрослым.

В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту.

Родители для развития мышления детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях могут следовать следующим рекомендациям:

1. Не стоит допускать скуки ребенка во время занятий. Только если ребенок с интересом подходит к занятию, он сможет творчески и интеллектуально проявить себя.

2. Упражнения необходимо повторять. Время и практика определяет развитие умственных способностей детей. Если у ребенка не получается что-то, нужно сделать перерыв, и вернуться к этому упражнению позднее, или преподнести его в более легкой форме.

3. Занимаясь рисованием, лепкой, изготавливая различные поделки, следует не только копировать образцы и отрабатывать отдельные графические навыки, но и развивать исследовательские навыки, умение фантазировать, воображать.

4. Мышление активно развивается в процессе беседы с детьми о природе, социальных явлениях. Также можно обсуждать с ними прочитанные книжки, анализировать поведение людей.

5. Не стоит проявлять излишней тревоги относительно немногочисленных успехов или не слишком быстрого продвижения вперед, а порой даже небольшого регресса.

6. Важно проявлять терпение, и не давать ребенку задания, которые превышают его интеллектуальные возможности на данном этапе.

7. Нельзя заставлять ребенка заниматься, если он усталый или расстроенный. В этом случае следует предоставить ребенку возможность позаниматься тем, что ему нравится.

8. В первую очередь нужно акцентировать внимание на успехах ребенка, поддерживать его, избегать недоброжелательной оценки. Важно поощрять такие качества, как терпение, целеустремленность, настойчивость. Ни в коем случае нельзя подчеркивать слабости ребенка в сравнении с другими детьми, а напротив, формировать у него уверенность в собственных силах.

Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

  1. Апельсин, ананас, помидор, абрикос.
  2. Вилка, сковорода, кастрюля, шкаф.
  3. Футболка, платье, шапка, шорты.
  4. Клен, дуб, клубника, ель.
  5. Сапоги, кепка, тапки, ботинки.
  6. Ласточка, ворона, курица, сорока.

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он зеленый, овальный (Огурец).

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра «Кто кем будет » или « Кто кем был, когда был маленький»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Кем был(а) (петух, утка, верблюд, лиса, корова и т.д.), когда был(а) маленький (-ая):

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.

Таким образом, можно сделать вывод, что развивать мышление детей дошкольного возраста в домашних условиях – задача очень важная, и, при соблюдении данных рекомендаций, легко выполнимая. При систематических занятиях положительные результаты не заставят себя долго жать.