Развитие мышления у детей

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий — процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения.

Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объема знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы преподавателя в этом направлении.

Индивидуальные различия в мышлении

Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое отношение сигнальных систем. Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над другой; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой. Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума.

Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления — основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие мышления.

Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум — это ленивый ум. Гибкость ума — обязательное качество людей творчества.

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Другие качества умаглубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен “доходить до корня”, вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой работы над собой.

Качества характера взрослого человека, его способности и активность мыслительного процесса рождаются еще в детстве. В дошкольном возрасте организм интенсивно развивается, закладываются основы физического и психического здоровья ребенка.

Особенности развития мышления дошкольника

В дошкольном возрасте у ребенка зарождаются и развиваются разные виды мышления, зависит этот процесс от уже имеющихся у малыша опыта и знаний. У младенцев мышление не осознанное и является просто следствием восприятия окружающей действительности. Оно начинает активно развиваться примерно в 1,5-2 года, с увеличением двигательной активности малыша, а следующий скачок в развитии происходит, когда ребенок начинает играть и творить, и к пяти годам здоровый малыш уже способен анализировать, обобщать, сравнивать.

Типы мышления

Психологи выделяют следующие типы детского мышления:

  • предметно-действенное – до двух лет, развивается преимущественно от «подстегивания» воображением, малыш осматривает, разбирает и даже ломает игрушки и предметы домашнего обихода, но объяснить свои поступки пока не может;
  • наглядно-образный – от двух до четырех лет, появляется на базе уже имеющихся у малыша знаний, ребенок уже понимает какие-то образы и может использовать их в игре, например, играет «в больницу»;
  • словесно-логическое – от четырех-пяти лет и старше – зависит от развития речи, которая активно используется малышом в игре и повседневной жизни;
  • абстрактно-символическое – развивается в этом же возрасте, когда ребенок способен выделить какие-то особенности и признаки вещей.

Отдельно выделяют творческое мышление, и оно не зависит от возраста малыша: строить башни из кубиков или заниматься с конструктором, рисовать, лепить, петь и танцевать может и двухлетний ребенок, и школьник.

Упражнения и игры на развитие мышления

Для активного развития мышления с дошкольником нужно постоянно заниматься. Образное мышление отлично развивается играми в пазлы, упражнениями, где из ряда предметов нужно выделить один лишний или, напротив, перечислить общие черты вещей.

Логическое мышление развивается играми с отгадыванием задуманного предмета по наводящим вопросам, подбором к слову синонимов, антонимов или ассоциаций (например, шуба – зима, панама – лето). Также можно:

  • составлять фигуры из спичек или счетных палочек;
  • «проходить» лабиринт на картинке;
  • придумывать историю по иллюстрациям.

Развитие творческого мышления – это не только рисование, лепка и другое рукоделие, но и поиск знакомых образов по кляксам, создание предметов из нескольких отдельных предметов, нахождение различий на двух картинках, угадывание вещей по устному описанию.

Одновременно с этим нужно развивать и прочие виды мышления:

  • пространственное – изучайте планы и схемы, стройте фигуры из спичек, рисуйте с закрытыми глазами;
  • критическое – для этого придется задавать ребенку множество вопросов и получать на них ответы, краткие и развернутые;
  • инженерное – развитие способности конструировать, строить что-либо из кубиков, деталей конструктора или просто подручных вещей, а еще проводить простейшие опыты, например, замораживать и размораживать воду в бутылке.

Обязательны упражнения на развитие мыслительных операций – это значит, что ребенку придется учиться:

  • сравнивать предметы и явления (по форме, величине, цвету);
  • обобщать (например, называть несколько предметов, которые считаются посудой или мебелью, живых существ, которые принадлежат к птицам или домашним животным, находить лишний предмет в ряду и т.д.);
  • синтезировать (объединять отдельные предметы в общий ряд по какому-то признаку, складывать слова из букв и слогов);
  • классифицировать (по цвету, составу или другим параметрам).

Заниматься можно в удобное время, но тренировки должны быть регулярные и занимать не менее 15-20 минут в день.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алимова Гулчехра Кабуловна

В статье показаны этапы формирования операций мышления у дошкольника . Перечислены факторы, влияющие на формирование мышления ребёнка.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алимова Гулчехра Кабуловна

Использование логических операций в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Умственное воспитание, основные подходы к формированию интеллектуальных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Алимова Г.К.

Алимова Гулчехра Кабуловна — и.о. доцента, кафедра практической психологии, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье показаны этапы формирования операций мышления у дошкольника. Перечислены факторы, влияющие на формирование мышления ребёнка. Ключевые слова: психология, практика, мышление, операция, дошкольник.

В современной психологической науке в самом общем понимании мышление предстает в качестве процесса познавательной деятельности личности, который характеризуется опосредованным и обобщенным видом действительности, а также как высшая форма творческой активности. Адекватность отражения реальности психикой достигается при гармоничном единстве и сочетании абстрактно-логического и конкретно-чувственного мышления. По определению М.В. Карповой [1], основными логическими приемами формирования мышления являются операции — анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение.

К этапам формирования операций мышления относятся: целенаправленность формирования логических приемов и последовательность формирования логических приемов от элементарного к сложному. Поэтапность обучения показывает, что ребенок действует непосредственно с предметами, ощущает с помощью зрения, использует знаки/символы, выполняет действия со словесно заданными объектами, а также происходит выполнение действий в умственном плане.

Разберем каждый из них по этапам:

1) Практический этап. Ребенок действует предметно по заданному признаку — цвет, величина, размер и форма. Эта операция направлена на развитие операции анализа и синтеза [2, с. 99].

2) Зрительный этап. Ребенок смотрит сам на предмет или на изображение и может назвать части предмета и их признаки.

3) Этап моделирования анализа и синтеза. На этом этапе важно вести знаки, которые обозначают признаки и их проявления.

4) Внешнеречевой этап. На этом этапе дети должны найти конкретные предметы по представлению. Также им даются на отгадывание разнообразные загадки и возможность самим придумать загадки или составлять рассказы об обособленных предметах.

5) Умственный этап. На этом этапе дети выполняют действия синтеза и анализа в умственном плане.

Все названные этапы взаимосвязаны и исходят из того, что мозг дошкольника подвижен и податлив, открыт новым знаниям. Именно поэтому полезные привычки, желание заниматься спортом, музыкой, театральным и художественным искусством закладываются именно в дошкольный период. Для того чтобы ребенок мог анализировать и мыслить, необходимо постоянно ставить перед ним новые задачи, а также модернизировать и усложнять уже полученные им навыки.

Можно выделить несколько факторов, оказывающих сильное влияние на мышление ребенка:

1) круг общения. Чем старше ребёнок, тем больше вокруг него должно быть детей и взрослых. Он должен наблюдать разные модели поведения взрослых и детей;

2) развитие речи. Ребенок учится строить предложения и выражать свои мысли;

3) формирование аналитического мировосприятия. Дети дошкольного возраста характеризуются тем, что обращают внимание на формы, цвет, величину, пространственное расположение и временные рамки;

4) приобретение навыков и умений. Ребенок учится пересказывать, читать по слогам, петь;

5) становление личностных качеств: характер, адаптивность, инициативность, организованность — всё это формируется в результате воспитательных мероприятий;

6) формирование самооценки: развитый ребёнок способен оценивать себя;

7) появление самоконтроля: ребенок учится управлять своим поведением и поступками.

К стадиям развития мышления относятся: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление формируется в возрасте 1-3 лет, когда он в результате своих действий начинает делать выводы «на будущее». В возрасте 3-7 лет формируется наглядно-образное мышление. Именно в этот период проявляются первые признаки анализа. Ближе к 6 годам появляются первые задатки словесно-логического мышления, когда ребенок начинает развернуто отвечать после анализа информации, способен выстраивать в правильном порядке последовательность событий.

Весь мыслительный процесс ребёнка можно поделить на стадии: сравнение, анализ, синтез и обобщение. Сравнивая, ребёнок учится находить одинаковое в разном, разное в одинаковом. На стадии анализа происходит выделение черт, качеств, свойств, используемых материалов и предметов. Стадия синтеза тесно связана со стадией анализа. Без анализа синтезировать не получится. Яркими признаками обобщения являются выделение общих признаков предметов, объединение в группы. Знание особенностей мышления ребёнка поможет его всестороннему развитию.

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberlemnka.ш/artide/n/psihologo-pedagogicheskieusloviya-formiшvamya-logicheskih-priemov-mysЫeniya-u-detey/ (дата обращения: 10.05.2021).

2. Трофименко Ю.В. Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. М., 2016. № 3. С. 98-103.

Важнейший психический процесс, обеспечивающий человеку способность решения любых поставленных перед ним задач, называется мышлением. Оно тесно связано с речью, а его результатом является мысль, выраженная в словах. Развивать мыслительную деятельность нужно с самого раннего возраста. Используя логику, ребенок получает знания об окружающем мире и его особенностях.

Этапы развития

Есть несколько видов мыслительной деятельности. Каждый из них преобладает в определенном возрасте:

  1. Наглядно-действенное мышление характерно для детей раннего возраста. Чтобы решить поставленную задачу, ребенок выполняет действия с игрушками и другими предметами.
  2. Наглядно-образное мышление – это главный вид мышления у дошкольников, при котором используются образы и предметы.
  3. Логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, позволяет мыслить словами, рассуждениями и понятиями.

Предпосылками для формирования логического мышления является умение совершать мыслительные операции, усвоение действий со словами. Уровень развития каждого из видов влияет на успешность обучения ребенка в школе, внимательность, скорость восприятия и усвоения материала. В дальнейшем этот уровень определяет способность воспринимать материал в процессе обучения.

Роль логического мышления у дошкольников

Развитие логического мышления у дошкольников – сложный процесс. Мальчик или девочка учится анализировать, делать правильные выводы, видеть пути решения задач. Начинать развивать логику нужно с 3 лет. Использовать для этого игры, упражнения, головоломки. С помощью взрослых дети получают знания, изучают понятия, явления и процессы окружающего мира. Если ребенок получает сведения из разных источников, его логика развивается наиболее интенсивно и активно. Хорошо развитое логическое мышление позволит будущему ученику:

  • понимать причинно-следственные связи;
  • разбивать предметы по признакам;
  • находить лишний предмет среди других;
  • анализировать имеющуюся информацию;
  • соотносить слова с образами и понятиями.

Чтобы развить логику ребенку дошкольного возраста применяют игровой и дидактический материал. Педагоги развивают логику на занятиях, а родители на прогулках просто обращая внимание мальчиков и девочек на природные явления. Развитие логики не заканчивается с завершением дошкольного возраста, а длится в течение всего периода взросления.

Средства развития детской логики

Разработано много методик, направленных на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Они учитывают возрастные особенности дошкольников, строятся на играх, загадках, заданиях. Основные приемы, которые помогают развитию логики дошкольника:

  1. Анализ. Исключение объекта или его свойств из группы аналогичных по заданному признаку.
  2. Синтез. Объединение разных свойств объектов в одно целое.
  3. Сравнение. Поиск общих или отличительных качеств или черт предметов, которые позволяют сопоставлять их с другими объектами.
  4. Обобщение. Поиск общих свойств у нескольких предметов. Дошкольник учится искать сходства у двух предметов, а затем у трех и более.
  5. Конкретизация. Выделение существенного признака, его отделение от несущественных.
  6. Классификация. Можно использовать картинки с изображением птиц или животных, которые ребенок должен разделить на домашних или диких, травоядных или плотоядных. К старшему дошкольному возрасту ребенок сам определяет классифицирующие признаки предметов, выделяя их в отдельные группы. В более раннем возрасте можно эти признаки озвучить.
  7. Смысловые соотнесения. Можно использовать игру «съедобное-несъедобное», которая научит соотносить слова с образами.
  8. Закономерности. В дошкольном возрасте для определения закономерностей применяют не цифры, а картинки с изображением фигур или предметов. Дошкольник определяет последовательность цветов или фигуру, глядя на предложенный пример.

Ребенок с развитым логическим мышлением заметно выделяется среди сверстников. Он анализирует, представляет последствия своих и чужих поступков, правильно рассуждает, находит необычные решения.

Практический метод в развитии логики

Практический метод является ведущим в активизации логической мыслительной деятельности. Используя его, ребенок учится выполнять задания сам или с помощью взрослых. Практический метод – основа для развития умственных способностей. Он предполагает:

  • использование дидактического материала;
  • результат практических действий – возникновение представлений о предметах, явлениях;
  • использование сформированных понятий для решения задач.

Упражнения для развития логического мышления выполняются в коллективе детей или индивидуально. Обучение проходит в игровой форме. Поэтому все взаимодействие построено с использованием настольных и подвижных игр, игрушек, специально подобранных по возрастам, и другого наглядного или раздаточного материала. В младшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся простые задачи, которые с возрастом значительно усложняются, то есть обучение проходит от простого к сложному.

Примеры игр, развивающих логику

Для совершенствования логического мышления у ребенка используют такие упражнения, которые вызовут у него интерес и вовлекут в процесс обучения. Получить нужный результат помогает чередование заданий, направленных на развитие мыслительной деятельности:

  1. Устные игры – наиболее доступный вариант развития логики. Устные словесные игры для развития логического мышления увеличивают словарный запас и расширяют кругозор ребенка. Они учат обобщать, выделять аналоги, распределять понятия по признакам и проводить логические связи.
  2. Игры с картинками и образами. Образно-логическое мышление развивается при использовании карточек, бумаги, карандашей. Игра на сравнение, группировку, обобщение, а также головоломки, лабиринты и ребусы позволяют развивать логику.
  3. Настольные игры. Шахматы, шашки, домино не только развивают логику и логически-пространственное мышление. Они также позволят провести время в кругу семьи, учат с достоинством принимать поражения и победы.
  4. Конструирование. Игры с конструкторами, имеющими самые разные размеры и формы элементов, развивают мелкую моторику, творческое, зрительно-пространственное и логическое мышление у ребенка.
  5. Решение задач на логику. Их можно найти в специальных развивающих пособиях и дидактических тетрадях, а также в виде электронных игр.

Метод проб и ошибок – самый простой вариант. При этом ребенок не осознает проблему, не продумывает тактику ее решения. Процесс логического мышления включается в тот момент, когда старший дошкольник должен решить поставленную перед ним задачу или выполнить какую-то работу. Ребенок решает такую задачу разными способами на основе личного опыта. Опыт же, в свою очередь, зависит от уровня развития логических способностей. С возрастом применение логики в мышлении позволяет четко изучать поставленные задачи, выявлять цели и наиболее важные моменты, создавать план, продумывать способы его реализации.

Ожидая ребенка, многие родители читают различную литературу, которая попадет им под руку, о том, что может быть во время беременности, как правильно воспитывать ребенка, как избежать опасностей и так далее.Но мало кто говорит об одной простой вещи в воспитании детей, которая поможет им стать более успешными в будущем.

Доктор Кэрол Двек утверждает, что будущее человека зависит от того, какой тип мышления привьют ребенку в детстве: мышление роста или фиксированное мышление.

Фиксированное мышление подразумевает, что наш характер, интеллект и творческие способности статичны, даны нам от природы.

Мышление роста не боится проблем и видит поражения не как доказательство глупости, а как трамплин для развития и новых возможностей.

От того, какой тип мышления складывается у человека с самого раннего детства, зависят его карьера, отношения и, в конце концов, умение быть счастливым.

Вот простые примеры, как различаются эти два вида мышления. Хвалить ребенка нужно не за талант, а за способность к обучаемости.

  • ФИКСИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ — «Какой же ты умница!»
  • МЫШЛЕНИЕ РОСТА — «Сколько же ты старался, чтобы так научиться, и вот какого результата добился! Вот как ты можешь!»
  • ФИКСИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ — «Что за умница у меня растет! Ты все умеешь!»
  • МЫШЛЕНИЕ РОСТА — «Ох, это слишком легко для тебя, надо дать тебе более сложный пазл. Ты, оказывается, так быстро всему учишься! И с тяжелым заданием ты должен так же хорошо справиться!»
  • ФИКСИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ — «Ты получил 4 за тест? Молодец, хорошо».
  • МЫШЛЕНИЕ РОСТА — «Ты получил 4 за тест? Значит, ты хорошо понимаешь тему. Я могу поспорить, что, если ты завтра попробуешь написать этот тест снова, ты уже не ошибешься на тех же вопросах и точно получишь 5!»

Когда вы хвалите ребенка не за талант, а за старание и способность учиться, вы даете ему понять, что это не он такое чудо от рождения, но трудом и упорством можно достичь многого. И что провалы и неудачи — это нормально. Самооценка у ребенка не падает, ведь он знает, что все зависит от его усилий, и у него есть не один шанс доказать это.

Доктор Двек и ее коллеги провели исследование по этой теме: в течение двух лет они наблюдали за группой семиклассников, которым намеренно прививали разные типы мышления. Вот какие получились результаты: за два года оценки детей ничуть не изменились, все учились на том же уровне, но цели в школе они преследовали абсолютно разные.

Цель номер один для детей с фиксированным мышлением заключалась в том, чтобы любой ценой выглядеть умными в глазах окружающих, а поведение их было направлено на устранение обратных случаев. Дети же с мышлением роста не боялись неудач, их главным правилом было учиться в любом случае и любой ценой.

Кому будет легче переживать жизненные испытания и развиваться, вывод очевиден. Так что задумайтесь, какое мышление вы прививаете своему ребенку. Это действительно важная деталь процесса воспитания, ее не стоит упускать из внимания.

МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №39 «Золотой петушок» г. Альметьевска» /Муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе Әлмәт шәһәре «Баланың сәләтен үстерү үзәге — 39 нчы «Алтын әтәч» балалар бакчасы «

Визитная карточка

У нас учатся: 250
У нас учат: 27

Консультация для родителей

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста

Мышление ребенка в возрасте 5-6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д.

Рекомендации родителям

· Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

· Учить составлять группу из отдельных предметов.

· Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

· Учит классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

· Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

· Учить сравнивать предметы.

· Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

· Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

· Побуждать делать самостоятельные выводы.

· Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

· Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

· Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).

· Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

· Учить устанавливать причинно-следственные связи.

· Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

· Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

· Способствовать переходу к решению задач в уме.

Игры и упражнения для развития мышления.

· «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

· «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

· «Найти лишний предмет», «Найти в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

· «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

· «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый – мягкий» и др.